Судебная система. Органы контроля

25.05.2020

1.5 Судебная система. Органы контроля

государственный сингапур правовой судебный

Судебная система Сингапура отражает британскую правовую практику и традиции, исключая институт суда присяжных. В то же время, хотя Конституция и предусматривает независимую судебную власть, на практике эта независимость ограничивается правительством через контроль над назначением судей и законы, ограничивающие судебный надзор.

Судебная система имеет два уровня: Верховный суд и нижестоящие ("подчиненные") суды. К последним относятся суды магистратов, рассматривающие гражданские дела и уголовные дела с максимальным наказанием в виде 3-летнего заключения или штрафа в 10 тыс. синг. долл.; окружные суды (district courts), рассматривающие дела с максимальным наказанием в виде 10 лет заключения или штрафа в 50 тыс. синг. долл.; суды для несовершеннолетних (до 16 лет); суды мелких исков, рассматривающие гражданские и коммерческие дела с суммой иска менее 2 тыс. синг. долл.

В Сингапуре имеется также суд шариата, рассматривающий вопросы брака и развода представителей мусульманской общины.

Верховный суд (создан в 1969 г.) состоит из: а) Высокого суда, имеющего неограниченную первоначальную юрисдикцию по всем гражданским и уголовным делам и рассматривающего по первой инстанции дела о преступлениях, за которые предусматривается смертная казнь; б) Апелляционного суда, рассматривающего апелляции на решения Высокого суда по гражданским делам; в) Уголовного апелляционного суда, который рассматривает апелляции на приговоры Высокого суда по уголовным делам.

В 1989 г. принято и в 1994 г. вступило в силу решение об отмене права на апелляцию в Юридический комитет Тайного совета в Лондоне как окончательную апелляционную инстанцию (за исключением дел о смертной казни и гражданских дел, в которых стороны письменно дали согласие на такую апелляцию).

Конституционный контроль в Сингапуре, как и во многих других странах системы общего права, осуществляется всеми судами.

Верховный судья и члены Верховного суда назначаются Президентом по рекомендации Премьер-министра. Последний, однако, должен консультироваться (по кандидатурам членов Верховного суда) с Верховным судьей. Президент также назначает нижестоящих судей по рекомендации Верховного судьи. Срок назначения определяется Комиссией по юридической службе, в которой председательствует Верховный судья. Судьи Верховного суда исполняют свои обязанности до 65-летнего возраста.

Судья может быть отстранен от должности только за ненадлежащее поведение или в силу неспособности исполнять обязанности, что удостоверяет независимый трибунал.

Уголовное преследование осуществляет Служба генерального атторнея. Генеральный атторней назначается Президентом по совету Премьер-министра. Он консультирует правительство по правовым вопросам, отвечает за разработку законодательства и в качестве директора публичных преследований имеет дискреционные полномочия начинать, вести и прекращать любое уголовное преследование. Для генерального атторнея законом установлены те же гарантии, что и для судьи Верховного суда.

В 1981 г. создано Центральное бюро по жалобам.

Конституционный контроль. Получение и утрата гражданства

В социалистических странах функции конституционного контроля (надзора), особенно за конституционностью принимаемых законов, были возложены на сам парламент...

Муниципальный контроль

Муниципальный контроль

Внутренний контроль в муниципальном образовании подразделяется на:- представительный...

Органы государственной власти

Судебная власть принадлежит судам и осуществляется самостоятельно и независимо от законодательной и исполнительной властей. Она существует для того, чтобы окончательно разрешать возникающие между людьми юридические конфликты...

Особенности правового регулирования валютных отношений

Валютный контроль - это деятельность уполномоченных государственных органов направленная на выявления и пресечения нарушений действующего валютного законодательства...

Особенность построения судебной системы Российской Федерации

Политическая и правовая система Сингапура

государственный сингапур правовой судебный Судебная система Сингапура отражает британскую правовую практику и традиции, исключая институт суда присяжных. В то же время, хотя Конституция и предусматривает независимую судебную власть...

Политические институты и конституционное право Латвии

Организация судебной системы Латвии определяется Конституцией, законами "О судебной власти" от 15 декабря 1992 г., "О сиротских судах и волостных судах" от 23 ноября 1995 г., "О Конституционном суде" от 14 июня 1996 г. Судьи утверждаются Сеймом и несменяемы...

Принцип разделения властей и функционирование государственной власти

Разделение властей как принцип организации и деятельности государственных органов России

Реализация принципа разделения властей

Судебная власть - это предоставленные специальным органам - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих, при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного...

Система контроля в государственном управлении Республики Беларусь

Взятый курс на формирование правового государства, реализацию правовой реформы, все более полное осуществление самоуправления народа, демократизацию управления ставят новые задачи по укреплению законности и дисциплины в нашем государстве...

Судебная власть и судебная система Российской Федерации

Одной из ветвей государственной власти является судебная власть. Субъектом, осуществляющим эту власть, может являться лишь суд, который обладает присущими только ему возможностями и способностями воздействия на поведение людей и на процессы...

Формирование судебной власти в России

Судебная система Сингапура отражает британскую правовую практику и традиции, исключая институт суда присяжных. В то же время, хотя Конституция и предусматривает независимую судебную власть, на практике эта независимость ограничивается правительством через контроль над назначением судей и законы, ограничивающие судебный надзор.

Судебная система имеет два уровня: Верховный суд и нижестоящие ("подчиненные") суды. К последним относятся суды магистратов, рассматривающие гражданские дела и уголовные дела с максимальным наказанием в виде 3-летнего заключения или штрафа в 10 тыс. синг. долл.; окружные суды (district courts), рассматривающие дела с максимальным наказанием в виде 10 лет заключения или штрафа в 50 тыс. синг. долл.; суды для несовершеннолетних (до 16 лет); суды мелких исков, рассматривающие гражданские и коммерческие дела с суммой иска менее 2 тыс. синг. долл.

В Сингапуре имеется также суд шариата, рассматривающий вопросы брака и развода представителей мусульманской общины.

Верховный суд (создан в 1969 г.) состоит из: а) Высокого суда, имеющего неограниченную первоначальную юрисдикцию по всем гражданским и уголовным делам и рассматривающего по первой инстанции дела о преступлениях, за которые предусматривается смертная казнь; б) Апелляционного суда, рассматривающего апелляции на решения Высокого суда по гражданским делам; в) Уголовного апелляционного суда, который рассматривает апелляции на приговоры Высокого суда по уголовным делам.

В 1989 г. принято и в 1994 г. вступило в силу решение об отмене права на апелляцию в Юридический комитет Тайного совета в Лондоне как окончательную апелляционную инстанцию (за исключением дел о смертной казни и гражданских дел, в которых стороны письменно дали согласие на такую апелляцию).

Конституционный контроль в Сингапуре, как и во многих других странах системы общего права, осуществляется всеми судами.

Верховный судья и члены Верховного суда назначаются Президентом по рекомендации Премьер-министра. Последний, однако, должен консультироваться (по кандидатурам членов Верховного суда) с Верховным судьей. Президент также назначает нижестоящих судей по рекомендации Верховного судьи. Срок назначения определяется Комиссией по юридической службе, в которой председательствует Верховный судья. Судьи Верховного суда исполняют свои обязанности до 65-летнего возраста.

Судья может быть отстранен от должности только за ненадлежащее поведение или в силу неспособности исполнять обязанности, что удостоверяет независимый трибунал.

Уголовное преследование осуществляет Служба генерального атторнея. Генеральный атторней назначается Президентом по совету Премьер-министра. Он консультирует правительство по правовым вопросам, отвечает за разработку законодательства и в качестве директора публичных преследований имеет дискреционные полномочия начинать, вести и прекращать любое уголовное преследование. Для генерального атторнея законом установлены те же гарантии, что и для судьи Верховного суда.

В 1981 г. создан аналог института омбудсмана - Центральное бюро по жалобам.

Литература

Сингапур: Справочник. М., 1988.

Myint Soe. General Principles of Singapore Law. Singapore, 1979.

Roberts-Wray K. Commonwealth and Colonial Law. L., 1966. Р. 718-721.

Согласно данным организации, с центральным офисом в Гонконге — Political and Economic Risk Consultancy (PERC), Сингапур является 2-й страной в Азии с самым низким уровнем риска для жизни в 2010 году. Эффективная, прозрачная и чрезвычайно прочная правовая система Сингапура стала ключевым фактором для страны, и в следствии это создало огромный рост за последние несколько лет.

В то время, как большинство считают Сингапур страной правил и границ, называя его «прекрасным городом» (с большими штрафами за засорение, жевательную резинку, курение в общественных местах, и, простите, «несмыв» туалета после использования и т.д.), он также считается для многих наций очень безопасным местом для проживания и ведения бизнеса. Сингапур имеет один из самых низких уровней преступности в мире.

Будучи бывшей британской колонией, правовая система Сингапура основывается на английском общем праве. Все сингапурские граждане равны в глазах закона, независимо от их расы, религии и вероисповедания. Законодательство Сингапура основано на четырех столбах – Конституция, законодательство, подзаконные акты и правовые решения, принимаемые судьями.

Конституция закрепляет основные права личности. Она также включает в себя основные принципы и основные рамки для трех органов власти государства:

  1. исполнительной (состоит из президента, премьер-министра и других министров по делам правительства, которые являются подотчетными парламенту);
  2. законодательной (состоит из президента и парламента с его законодательными органами, ответственного за законодательство), а также
  3. судебной (различные суда, которые действуют независимо от исполнительной или законодательной власти).

Законодательство или нормативные акты написаны в законе, принятые парламентом Сингапура или другими органами, которые имели полномочия принимать такие законы в прошлом в Сингапуре.

Вспомогательные законы или подзаконные акты, которые были приняты парламентом Сингапура, государственным учреждениям или государственным комитетам.

Закон, на основании которого принимается решение, является основополагающим. Например, закон о праве собственности, договорное право.

Понимание судебной системы Сингапура

Главный судья (Chief Justice), назначаемый президентом Сингапура, является главой судебной власти Сингапура.

Судебная власть Сингапура состоит из Верховного суда и нижестоящих судов.

Верховный суд (Supreme Court) Сингапура занимается гражданскими и уголовными делами и разделяется на Апелляционный суд (Court of Appeal) и Верховный суд (High Court).

Нижестоящие суды состоят из окружных судов, магистральных судов, судов по делам несовершеннолетних, коронерских судов и трибуналов мелких претензий. Высший Окружной судья является главой нижестоящих судов. Важно, чтобы вы знали, какой суд подходит вам больше всего, когда вы подаете на кого-то в суд или судитесь в настоящее время.

Апелляционный суд в Сингапуре

Как и предполагает его название, Апелляционный суд (как он называется в Сингапуре Court of Appeal) рассматривает апелляции на решения Высшего суда (High Court) по гражданским и уголовным делам. Он состоит из главного судьи и апелляционных судьей, которые сидят в Апелляционном суде.

Апелляционный суд обычно состоит с трех судьей (главного судьи и двух судьей Апелляционного суда). Однако, в некоторых случаях, могут присутствовать более чем три судьи.

Высший суд Сингапура

Он состоит из Главного судьи (Chief Justice) и судей Верховного суда (High Court), которые могут в некоторых случаях включать Апелляционного судью или экспертов для оказания помощи в некоторых случаях) которые составляют Высший суд (High Court). Обычно все слушания проводятся перед одним судьей.

Верховный суд Сингапура рассматривает уголовные и гражданские дела, а также апелляции на решения окружных судов и магистральных судов. Кроме того, он рассматривает дела, касающиеся вопросов адмиралтейства, ликвидации компаний, банкротства и приложений для приема адвокатов и юристов.

Верховный суд имеет компетенцию общего надзора, и также, он занимается рассмотрением любых гражданских или уголовных дел во всех нижестоящих судах.

В общем, Высший суд Сингапура занимается вопросами, где стоимость предмета иска превышает SGD 250 000 (сингапурских долларов). Он обладает юрисдикцией для всех правонарушений, совершенных в Сингапуре, а также, некоторых случаях, занимается преступлениями, совершенными за пределами Сингапура.

Верховный суд Сингапура рассматривает уголовные дела, в которых наказание предусматривает смертную казнь или более чем 10 лет тюремного заключения.

Нижестоящие суды Сингапура

Нижестоящие суды Сингапура состоят из окружных судов, магистральных судов, судов по делам несовершеннолетних, коронерских судов и трибуналов мелких претензий. Старший Окружной судья Сингапура (Senior District Judge) несет общую ответственность за управление нижестоящими судами.

В последние годы также были созданы и другие суды, которые были добавлены к нижестоящим судам, такие как: Суд по семейным делам — Family Court, Ночной суд — Night Court, Суд сообщества — Community Court, Шариатский суд — Syariah Court и суд по ДТП — Traffic Court.

Окружной суд Сингапура

Гражданские дела с иском на сумму более чем 60000 SGD, но не более чем на 250 000 SGD заслушиваются в районном суде Сингапура.

Этот суд также может заслушивать дела о преступлениях, где термин максимального срока лишения свободы составляет 10 лет или меньше или которые являются наказуемыми только штрафом.

Лицо, совершившее это преступление в Сингапуре, может быть приговоренное к следующему:

(а) лишению свободы сроком на 7 лет;
(b) внесению штрафа до 10000 SGD;
(c) наказанию палками до 12 ударов;
(d) обязательному посещению реформаторского обучения или
(e) комбинации вышеперечисленных решений.

Магистратские суды Сингапура

Гражданские дела с участием претензий, которые не превышают 60 000 SGD, рассматриваются магистратским судом. Этот суд также имеет компетенцию к лишению свободы сроком от 3-х лет или меньше или правонарушений, наказуемых только штрафом.

Он может приговорить лицо максимум на 2 года или наложить штраф в сумме 2000 SGD либо дать наказание в виде 6 ударов палкой максимум.

Суд по делам несовершеннолетних в Сингапуре

Суд по делам несовершеннолетних — Juvenile Court в Сингапуре занимается конкретными преступлениями, совершенные «детьми» (до 14 лет) или «молодыми людьми» (14-16 лет).

Он охватывает дела сферы родительского контроля (Beyond Parental Control), аресты несовершеннолетних и дела СРО — Care & Protection Order.

Коронерский суд Сингапура

Этот суд проводит расследования любых случаев связанных со смертью, которая возникает в случаях:

а) наступившей внезапно или неестественным образом или
(b) путем применения насилия;
(c) если неизвестны обстоятельства, при которых наступила смерть.

Подозреваемые в самоубийстве, ДТП и промышленной аварии, а также смерти в тюрьме являются некоторые общие примеры.

Коронер является частью нижестоящих судов, которые будут проводить расследования при содействии полиции.

Трибунал по мелким претензиям в Сингапуре

Трибунал по мелким претензиям — Small Claims Tribunal Сингапура имеет дело с резолюцией мелких претензий между потребителями и поставщиками, контрактами, вытекающими из продажи товаров или предоставлением услуг и аренды жилых помещений, не более чем на 2 года.

Трибунал обладает юрисдикцией для рассмотрения исков, сумма которых не превышает 10 000 SGD, но, которые могут быть повышенными до 20000 SGD в некоторых случаях.

Все претензии должны быть поданы в течение одного года спора и обеим сторонам обычно не нужно предоставлять адвоката.

Трибунал возглавляется судьями, которые назначаются президентом по рекомендации Верховного судьи — Chief Justice.

Суд по семейным делам Сингапура

Суд по семейным делам — Family Court Сингапура занимается усыновлениями, разводами, проблемами детей, разделом имущества супругов, личной защитой заказов, резолюцией и совместными конференциями (посредничеством), супругами и содержанием ребенка, насилием в семье и исполнением решений шариатского суда — Syariah Court.

Вечерний суд Сингапура

Эти суды работают две ночи с понедельника по пятницу после 6 вечера в интересах общественности, чтобы справиться с большим объемом регулированных случаев. В первую ночь суд занимается повестками и уведомлениями, которые выданные различными департаментами, такие как Housing and Development Board, Городские Органы Реконструкции — Urban Redevelopment Authority Сингапура, Совет Центрального Резервного фонда — Central Provident Fund Board, Реестр компаний и предприятий — Registry of Companies and Businesses.

Во вторую ночь суд занимается преступлениями, связанными с ДТП, принесенные дорожной полицией и регулирования органом Land Transport Authority Сингапура.

Суд сообщества Сингапура

Суд сообщества (Community Court) Сингапура рассматривает дела, связанные с несовершеннолетними правонарушителями (от 16 до 18 лет), а также с правонарушителями, имеющими психические расстройства, разрешает соседские споры, случаи самоубийств, случаи насилия в семье, правонарушения с и по отношению к животным, случаи которые связаны с разрешениям межрасовых вопросов, а также рассмотрение отдельных случаев, связанных с правонарушителями в возрасте 65 лет и выше.

Шариатский суд в Сингапуре

Шариатский суд (Syariah Court) управляет и дает разрешение на вступление в брак, а также на развод между сторонами, которые являются мусульманами или теми, кто состоит в браке в соответствии с положениями мусульманского права (Muslim Law).

Суд по делам ДТП Сингапура

Суд по делам ДТП Traffic Court заслушивает и пытается раскрыть дорожные происшествия, которые принесены дорожной полицией, так хорошо, как органы транспорта земли Land Transport Authority.

Виды закона и судов в Сингапуре

Общее право Сингапура

Общее право является унаследованным от Великобритании, и является важным аспектом правовой системы Сингапура. Сингапурское общее право характеризуется практикой судебных процедур. Иными словами закон создается путем судебных решений, вынесенных судами.

В этой связи судьи требуется передать дело с его мотивами (или постановляющую часть для принятия решения), высшему суду, той же иерархии.

Таким образом, в Сингапуре, заключение постановляющей части решения, в решениях Апелляционного суда (Court of Appeal) Сингапура являются строго обязательными для Сингапурского высшего суда (Singapore High Court), окружного суда (District Court) и суда магистратов (Magistrates’ Court).

Основные части Законодательства Сингапура, особенно договорное право, право справедливости и доверия, право собственности и деликатное право, в значительной степени были изменены судьями, хотя некоторые аспекты теперь, в некоторой степени, были изменены в Уставе.

Уголовное право Сингапура

Уголовное право Сингапура (Singapore’s Criminal Law) в значительной степени имеет законодательный характер, напрямую связывающий его с Уголовным кодексом (Penal Code) Сингапура.

Уголовный кодекс предусматривает перечень преступлений, а также расшифровку каждого из преступлений, которые перечислены в его 24 главах как минимум, а также, за каждым из них следует как максимум наказание. Уголовный кодекс был первоначально основан на Индийском законодательстве.

Со временем, он был изменен и заменен на Уголовно-процессуальный кодекс — Criminal Procedure Code, который основан на правах, касающихся уголовных процедур в Англии.

Все уголовные преступления согласно Уголовному кодексу и другим законам расследуются согласно Уголовно-процессуальному кодексу — Criminal Procedure Code. Уголовные дела в Сингапуре передаются в Высший суд (High Court) и Апелляционный суд (Court of Appeal).

Верховный суд Сингапура рассматривает:

Судебные разбирательства уголовных преступлений в его первоначальной юрисдикции;
Апелляции на решения нижестоящих судов;
Пересмотр уголовного дела и вопросы, которые были рассматриваемы нижестоящими судами;
Вопросы права, вынесены на рассмотрение Верховного суда за посредством особых случаев, представленных в нижестоящих судах.

Апелляционный суд Сингапура рассматривает:

Апелляции против решений, принятых Верховным судом (High Court) Сингапура в осуществлении его первоначальной уголовной юрисдикции;
Вопросы права, зарезервированные для его рассмотрения с уголовным делам, рассматриваемых Высшим судом Сингапура в его юрисдикциях — апелляционной или контрольной.

Уголовные дела в Сингапуре могут рассматриваться также в Суде по уголовным вопросам — Criminal Mentions Court. Обвиняемое лицо должно присутствовать на слушании в таком суде, где происходит вынесение официального приговора для подсудимого. П

реступнику должно быть предъявлено обвинение в течение 48 часов после его ареста и предварительного заключения.

Существует две упомянутые юстиции, одна занимается делами в случаях районных арестов (District Arrest Cases), а другая — случаями арестов магистратов (Magistrates Arrest Cases).

Преступления, которые могут рассматриваться High Court, подпадают под категорию капитальных и случаев без капитала (т.е. наказание смертной казнью). Суд ведется под председательством судьи.

Также присутствуют сотрудники из соответствующих правоохранительных органов и правительственных учреждений.

Обвинение (данные преступления) производится для лица/лиц, которые совершают преступления, которые признаны виновными, они также могут требовать судебного разбирательства или ходатайствовать об отсрочке в другую дату. Уголовные процессы обычно включают пресудебные конференции.

Суд следит за ходом расследований и другими шагами, предпринятые в рамках подготовки судебного разбирательства. Эти конференции не являются открытыми для общественности.

Предварительные запросы – чтобы определить, имеются ли достаточные доказательства совершения обвиняемых для проведения судебного разбирательства в высоком суде — открыты для публики.

Надлежащие разбирательства также открыты для общественности в большинстве случаев.

Если обвиняемый должен быть судимым, он будет находиться в тюрьме до даты суда.

Залог в Сингапуре возможен только по усмотрению Верховного суда.

Гражданский суд Сингапура

В общем, Высший суд Сингапура (High Court) занимается вопросами, где стоимость предмета иска превышает 250 000 сингапурских долларов (подписано) Окружной суд — District Court занимается любыми делами, для которым сумма иска не превышает 250,000 SGD и магистратский суд (Magistrates’ Court) занимается делами, где сумма иска не превышает 60 000 сингапурских долларов (подписано).

Small Claims Tribunal – Трибунал по мелким вопросам Сингапура имеет дело с любыми претензиями, не превышающими 10 000 SGD (или до 20 000 SGD, где обе стороны согласны в споре) споры, возникшие из контракта по продаже товаров или предоставление услуг, или там, где есть повреждения имущества (за исключением аварий автотранспортных средств).

Спор о резолюции и решения для бизнеса

Прежде чем вы идете в суд важно учитывать тот факт, что это может быть дорогим, а также длительным процессом.

Большинство коммерческих споров урегулируются вне судебной системы путем процедуры посредничества и арбитража.

Посредничество в спорах в Сингапуре

Сингапурский центр посредничества (SMC — Singapore Mediation Centre) является некоммерческим органом, который готовит и выбирает группу нейтральных посредников, с целью помощи сторонам для урегулирования споров мирным путем.

Посредники являются уважаемым персоналом в правовых или других профессиональных областях, которые, при содействии адвоката с каждой стороны, помогают сторонам вести переговоры и достичь практического решения, которое приемлемо для всех.

Решение, которое принято сторонами и посредником только помогает им; он не решает проблему за них. 90% случаев решаются в течение одного рабочего для SMC и они, как сообщается, сохранили значительную стоимость и время.

Посредническая плата начинается от 900 SGD на партию в день. SMC при необходимости проводит также нейтральные оценки (объективное мнение эксперта отрасли, когда стороны достигли тупика в переговорах).

Департамент трудовых ресурсов (Labour Relations Department) Сингапура от Министерства трудовых ресурсов (Ministry of Manpower) Сингапура помогает решить трудовые споры мирным путем, через посредничество.

Центр посредничества и ассоциации потребителей Сингапура (Consumers Association of Singapore — CASE) помогает урегулировать споры между потребителем и их бизнесом.

EAlternative Dispute Resolution является инициативой нижестоящих судов Сингапура, для сторон в целях транзакции электронной торговли, для урегулирования своих споров в Интернете. Споры включают потребителей и договорные вопросы, права интеллектуальной собственности между предприятиями (B2B), потребителями (C2C) или для обеих сторон (B2C, C2B).

Резолюционный центр разрешения споров в финансовой индустрии(Financial Industry Disputes Resolution Centre — FIDREC) является доступным, беспристрастным и независимым центром для потребителей, чтобы урегулировать их споры с финансовыми учреждениями.

Сингапурский институт геодезистов и оценщиков (Singapore Institute of Surveyors and Valuers — SISV) является посредником, для решения споров связанных с недвижимостью и строительством.

DisputeManager.com -это Интернет-портал, который помогает разрешать все споры через онлайн посредничество, нейтральные оценки, медом электронной системы или Сингапурской региональной резолюционной службой (Singapore Domain Name Dispute Resolution Service — SDRP). Стороны могут регистрировать свои случаи онлайн, а также организовать видео конференции, Интернет чаты и т.д. на этом веб-сайте.

Арбитраж в Сингапуре

В отличие от посредничества, арбитраж имеет обязательную юридическую силу. Это похоже на поход в суд, за исключением того, что вы не занимаете место в зале суда, и не является открытым для общественности.

Арбитр будет принимать решение сам, независимо от соглашения сторон.

Центр международного арбитража Сингапура (Singapore International Arbitration Centre — SIAC) обрабатывает арбитражные дела в Сингапуре. SIAC может решить практически любые гражданские дела, кроме вопросов уголовного и семейного права. Согласно Нью-йоркской конвенции арбитражных решения проводятся в более чем 120 странах.

Арбитражный сбор в Сингапуре включает в себя: административный сбор, плату арбитрам и плату юристу, которая зависит от квантового спора и стажа арбитров. SIAC группа имеет перечень свыше 190 правовых и промышленных экспертов на выбор или стороны могут выбрать их собственных арбитров.

Сингапурская палата морского арбитража (Singapore Chamber of Maritime Arbitration — SCMA) предлагает урегулирования морских споров путем арбитража, как самый надежный и эффективный способ.

Посредническая/арбитражная законная схема — Law Society Mediation/Arbitration Scheme Сингапура общества помогает сторонам прийти к соглашению путем посредничества, следуя арбитражу.

Урегулирование споров при помощи судебной системы Сингапура

Обычно бизнес споры рассматриваются в гражданских суда (Civil Courts) Сингапура. Вы также можете обратиться в Высший суд, Окружной суд, Суд магистратов или Суд по мелким тяжбам в зависимости от объема и характера вашего иска.

Существуют и другие специализированные суды, такие как Трибунал авторского права — Copyright Tribunal и суд по трудовым спорам — Labour Court.

Суд по трудовым спорам Сингапура

Суд по трудовым спорам — Labour Court занимается вопросами между работодателями и работниками, в случаях, когда они не могут быть решены путем посредничества или примирения.

Полезные факты, которые стоить помнить о судовых процедурах Сингапура

Лицо, которое подает иск, является истцом.
Лицо, касательно которого предъявлен иск, является ответчиком.
В зависимости от природы и суммы претензии в иске, он подается в соответствующий суд.
Если обвиняемый желает урегулировать претензии, не оспаривая их, он может связаться с истцом или адвокатом истца для внесудебного урегулирования.
Если нет, суд установит дату слушания обеих сторон, для оценки всех свидетельств и доказательств.
В этом деле также может иметь место внесудебное урегулирования всех проблем.
После постановления судебного решения оно приходит к исполнению.
Если стороны отказываются от выполнения, суд может выдать приказ о конфискации и продажи предметов спора. Это позволяет утверждающей партии конфисковать активы и продавать их, чтобы восстановить компенсацию истцу.
Решение суда может быть оспорено путем апелляции в Высший суд.

Мы помогаем вам разобраться не только с судебной системой Сингапура, но и с организацией жизни и бизнеса в Сингапуре. По всем вопросам прошу обращаться по электронной почте [email protected] .

Островное государство в Юго-Восточной Азии.
Общая территория - 639,1 кв.км. Столица - г. Сингапур.
Население - 3,53 млн. чел. (1999 г.); 78,7% - китайцы, 13,1% - малайцы, 7,1% - индийцы.
Официальные языки - малайский, английский, китайский и тамильский.
Религия - буддизм, ислам, христианство, индуизм и конфуцианство.
До 1819 г. остров принадлежал султанату Джохору (ныне штат в Малайзии), затем перешел к Великобритании, в 1826-1946 гг. - ее колония. С 1959 г. - это "автономное государство" в составе Содружества, возглавляемого Великобританией. В 1963-1965 гг. - в составе Малайзии (на правах штата). Независимость провозглашена 9 августа 1965 г. после выхода из состава Федерации Малайзии.

Государственное устройство

Действует Конституция 1963 г. По форме правления Сингапур - парламентская республика (в составе Содружества, возглавляемого Великобританией). Политический режим - авторитарный. С момента образования независимого Сингапура у власти непрерывно находится Партия народного действия (ПНД). Кроме ПНД официально зарегистрировано 20 политических партий, которые, однако, не играют существенной роли в политической жизни страны (в 1997 г. они имели лишь 2 места в Парламенте).
Законодательная власть принадлежит однопалатному Парламенту (83 депутата), являющемуся согласно Конституции высшим органом государственной власти, и Президенту. Парламент избирается всеобщим прямым голосованием по мажоритарной системе сроком на 5 лет. До истечения этого срока он может быть распущен только Президентом по представлению Премьер-министра. Новые выборы также назначаются Президентом в течение 3 месяцев с момента роспуска предыдущего Парламента.
Помимо обычной процедуры выборов членов Парламента по индивидуальным спискам Конституцией страны предусматривается также порядок выборов по "групповому представительству". Такие группы формируются по принципу партийной принадлежности в составе 3-6 человек, один из которых в обязательном порядке должен представлять национальное меньшинство, в первую очередь малайскую общину. С 1990 г. введена практика "назначаемых членов" Парламента (до 9, со сроком работы 2 года). Их кандидатуры выдвигаются общественностью из числа наиболее заслуженных граждан страны, не связанных партийной принадлежностью и обязательствами перед избирателями. Пройдя специальный селекционный комитет, возглавляемый спикером Парламента, они утверждаются Президентом страны. Назначенные таким образом члены Парламента обладают всеми правами, обязанностями и привилегиями парламентариев, кроме права голоса по поправкам к Конституции, объявления вотума недоверия и бюджету. Имеется также положение о "неизбранных членах Парламента", позволяющее 4 представителям оппозиционных партий, набравшим в ходе выборов наибольшее число голосов, но не прошедшим в итоге в высший законодательный орган страны, становиться членами Парламента.
Как правило, Парламент в течение года проводит 2 сессии, причем на второй, более продолжительной, рассматривается и утверждается госбюджет страны на очередной финансовый год.
Законопроекты обсуждаются в 3 чтениях и принимаются простым большинством голосов. Финансовые законопроекты может вносить только правительство. Принятый проект становится законом после одобрения Президентом.
Заключительный этап состоит в рассмотрении законов Президентским советом по правам меньшинств на предмет соответствия принципу равноправия религиозных и этнических общин и конституционным гарантиям вообще. Совет состоит из 21 члена, назначенного Президентом по совету Кабинета (10 пожизненно, еще 10 и председатель - на 3 года). При наличии отрицательного заключения законопроект должен быть изменен или подтвержден в Парламенте большинством в 2/3 голосов. Компетенция Совета не распространяется на законопроекты, касающиеся финансов, безопасности государства и публичного порядка. Не подлежат рассмотрению Советом также законопроекты, объявленные Премьер-министром "срочными".
Глава государства - Президент, ранее избирался Парламентом сроком на 4 года. В соответствии с принятой в 1991 г. поправкой к Конституции в августе 1993 г. Президент был избран путем прямых всеобщих выборов сроком на 6 лет.
Президенту принадлежат некоторые представительские, исполнительские и кадровые полномочия. При осуществлении своих обязанностей он действует в соответствии с советом Кабинета или министра, действующего по поручению Кабинета. По собственному усмотрению Президент назначает Премьер-министра и отказывает в просьбе о роспуске Парламента.
Исполнительная власть реально принадлежит Кабинету (правительству) во главе с Премьер-министром. Последний назначается Президентом из числа членов Парламента. Кабинет несет коллективную ответственность перед Парламентом. Если Президент уверен, что Премьер-министр утратил доверие большинства членов Парламента, он может объявить его должность вакантной либо согласиться, по просьбе Премьера, на роспуск Парламента.

Правовая система

Общая характеристика

Правовая система Сингапура почти целиком основана на английском общем праве, однако в ряде вопросов личного статуса в отношении китайской, мусульманской и индусской общин действуют соответственно обычное китайское, мусульманское и индусское право.
С момента его введения в 1826 г. в английское общее право было внесено множество изменений и дополнений с тем, чтобы адаптировать его к специфическим местным условиям. Многие отрасли права были кодифицированы, принято обширное законодательство. В частности, по образцу индийских колониальных кодексов приняты Уголовный кодекс, Закон о доказательствах, по образцу статутов Великобритании - Ордонанс об исковой давности 1959 г. и Ордонанс о диффамации 1960 г., на основе австралийской модели - Закон о правах на землю 1956 г., Ордонанс о промышленных отношениях 1960 г. и Закон о компаниях 1967 г.
После достижения независимости в 1963 г. все действующие на тот момент законы были оставлены в силе; в период независимости они в большей или меньшей степени изменены, дополнены или пересмотрены.
Помимо национального законодательства в Сингапуре в качестве источника права применяются также акты английского Парламента, действовавшие на 1826 г., и последующие акты по некоторым коммерческим вопросам, если они не противоречат местному законодательству.
В Сингапуре в полной мере применяется английская доктрина, признающая судебный прецедент важным источником права. Помимо собственно сингапурских применяются как имеющие "убеждающую силу" прецеденты судов Великобритании, Малайзии, Индии и других стран общего права.

Гражданское и смежные с ним
отрасли права

В сфере гражданско-правовых отношений в Сингапуре применяются нормы английского общего права, исключая ряд вопросов личного статуса, регулируемых персональным правом каждой из общин.
Правоспособность определяется правовыми актами, основанными на английском общем праве. Минимальный брачный возраст для мусульман установлен в 16 лет, для других общин - в 18. Договорное и деликтное право также в целом следуют за английским правом. Земельное право основано одновременно как на собственно английских, так и на австралийских нормах (в отношении регистрации прав).
Вопросы брака и развода у немусульманских общин регулирует Хартия о женщинах (Women"s Charter) 1961 г. Она предоставляет женщинам равные права с мужчинами во всех сферах, предусматривает обязательную регистрацию брака и запрещает полигамные браки. Браки по обычному китайскому или индусскому праву возможны, однако они должны соответствовать нормам указанной Хартии. Положения о разводе в основном соответствуют английскому праву, однако для подачи заявления о нем требуется не менее чем 7 лет раздельного проживания. Вопросы брака и развода мусульман целиком подчиняются мусульманскому праву, согласно которому мужчины могут иметь более одной жены и разводиться в одностороннем порядке.
В соответствии с Ордонансом о гражданском праве (Civil Law Ordinance) в Сингапуре непосредственно применяется английское коммерческое право по всем вопросам, касающимся партнерств, корпораций, банков и банковской деятельности, агентских договоров, перевозки, страхования в отношении торговых вопросов в целом, если иное не предусмотрено сингапурским законом. В частности, действует собственный сингапурский Закон о компаниях, основанный на положениях Закона о компаниях Малайзии 1965 г. (с рядом последующих изменений). Имеются также национальные законы о трастовых компаниях, о страховании, о банковской деятельности. В то же время применяется английский Закон о партнерствах 1890 г. Закон о банкротствах Сингапура воспроизводит одноименный английский Закон 1914 г. с незначительными изменениями, Закон о векселях - английский Закон 1882 г. и т.д.
Отношения интеллектуальной собственности регулируются Законом об авторском праве 1987 г., Законом о торговых марках (следует английскому Закону о торговых марках 1887 г.), Законом о товарных знаках (следует английскому Закону о товарных знаках 1938 г.), Патентным законом 1994 г. Сингапурское законодательство в этой сфере в целом соответствует современным международным стандартам и отличается повышенной строгостью к нарушителям интеллектуальных прав.
Экономическое законодательство с 1965 г. было нацелено на привлечение иностранных инвестиций и поощрение частной инициативы. В 1990-е гг. создана обширная нормативно-правовая база для развития офшорного сектора.
Гражданский процесс регулируется Правилами Верховного суда 1970 г. и Правилами нижестоящих судов 1970 г. Международный коммерческий арбитраж регулируется Законом о международном арбитраже 1994 г. И гражданское, и арбитражное производство основаны на английских образцах.
Трудовое законодательство Сингапура закрепляет право на объединение в профсоюзы, на коллективные переговоры и забастовку. Последнее практически не использовалось после 1986 г., отчасти из-за сложной арбитражно-примирительной процедуры, которая должна предшествовать объявлению забастовки. Правительство принимает активное участие в регулировании трудовых отношений и поддержании социального партнерства. Закон о занятости устанавливает стандартную 44-часовую рабочую неделю. По уровню социальной защищенности трудящихся Сингапур занимает второе место в Азии после Японии.

Уголовное право и процесс

Источниками уголовного права Сингапура являются Уголовный кодекс, введенный в 1872 г. и имеющий в качестве основы УК Индии 1860 г., Закон о внутренней безопасности 1960 г., Закон о злоупотреблении наркотиками 1973 г. с поправками 1975 г. и целый ряд других актов.
Сингапурское уголовное законодательство отличается достаточной суровостью. Среди преступлений, наказуемых смертной казнью: убийство; государственная измена; посягательства на личность или пленение Президента; преступления, связанные с незаконным владением огнестрельным оружием и взрывчатыми веществами; лжесвидетельство, повлекшее казнь осужденного. Поправки 1975 г. к Закону о злоупотреблениях наркотиками установили как обязательную меру смертную казнь за хранение более 15 граммов героина или аналогичного количества других наркотиков.
Уголовный кодекс предусматривает в числе видов наказаний битье прутом, назначаемое дополнительно к заключению, примерно за 30 преступлений, связанных с использованием насилия или угрозой насилия против человека (например, грабеж, изнасилование), за вандализм, торговлю наркотиками, нарушение иммиграционных законов. Этот вид наказания не применяется к женщинам, а также мужчинам старше 50 и моложе 16 лет. Лицо может быть освобождено от него и по состоянию здоровья.
Уголовный процесс в Сингапуре в целом основан на принципах английского права. УПК закрепляет практически полный набор демократических принципов и гарантий уголовного судопроизводства.
Согласно закону задержанные должны в течение 48 часов предстать перед магистратом для предъявления обвинения; обвиняемые имеют право на юридическую помощь, в том числе назначаемого за государственный счет (при отсутствии средств) адвоката. Осужденные имеют право на апелляцию. Действует система освобождения под зало г. Система правосудия работает достаточно быстро и эффективно. Сингапур один из первых в мире применил на судебных процессах видеоконференции (если свидетель или потерпевший находится за рубежом).
В то же время в сфере уголовного процесса наблюдаются и антидемократические тенденции. В 1989 г. в Конституцию внесены изменения, устранившие судебный надзор за обоснованностью задержаний по Закону о внутренней безопасности и законам о подрывной деятельности, что позволяет правительству ограничить (на достаточно неопределенных основаниях национальной безопасности) действие некоторых фундаментальных прав, предусмотренных в Конституции.
Законы о внутренней безопасности, о злоупотреблениях наркотиками и ряд других разрешают полиции и силам безопасности производить аресты без ордера. Закон о внутренней безопасности предусматривает превентивное содержание под стражей без суда в целях "защиты публичной безопасности или поддержания общественного порядка". Он предоставляет министру внутренних дел право помещать людей под стражу без предъявления обвинения, если Президент решает, что задержанное лицо ставит под угрозу национальную безопасность. Президент может санкционировать задержание сроком до 2 лет (причем этот срок может быть продлен неограниченное число раз) без права оспорить в суде обоснованность содержания под стражей. Правда, такая исключительная процедура почти не используется на практике.
В настоящее время в Сингапуре не существует суда присяжных (он отменен в 1959 г., а по делам, где в качестве меры наказания может быть применена смертная казнь, - в 1969 г.).

Судебная система. Органы контроля

Судебная система Сингапура отражает британскую правовую практику и традиции, исключая институт суда присяжных. В то же время, хотя Конституция и предусматривает независимую судебную власть, на практике эта независимость ограничивается правительством через контроль над назначением судей и законы, ограничивающие судебный надзор.
Судебная система имеет два уровня: Верховный суд и нижестоящие ("подчиненные") суды. К последним относятся суды магистратов, рассматривающие гражданские дела и уголовные дела с максимальным наказанием в виде 3-летнего заключения или штрафа в 10 тыс. синг. долл.; окружные суды (district courts), рассматривающие дела с максимальным наказанием в виде 10 лет заключения или штрафа в 50 тыс. синг. долл.; суды для несовершеннолетних (до 16 лет); суды мелких исков, рассматривающие гражданские и коммерческие дела с суммой иска менее 2 тыс. синг. долл.
В Сингапуре имеется также суд шариата, рассматривающий вопросы брака и развода представителей мусульманской общины.
Верховный суд (создан в 1969 г.) состоит из: а) Высокого суда, имеющего неограниченную первоначальную юрисдикцию по всем гражданским и уголовным делам и рассматривающего по первой инстанции дела о преступлениях, за которые предусматривается смертная казнь; б) Апелляционного суда, рассматривающего апелляции на решения Высокого суда по гражданским делам; в) Уголовного апелляционного суда, который рассматривает апелляции на приговоры Высокого суда по уголовным делам.
В 1989 г. принято и в 1994 г. вступило в силу решение об отмене права на апелляцию в Юридический комитет Тайного совета в Лондоне как окончательную апелляционную инстанцию (за исключением дел о смертной казни и гражданских дел, в которых стороны письменно дали согласие на такую апелляцию).
Конституционный контроль в Сингапуре, как и во многих других странах системы общего права, осуществляется всеми судами.
Верховный судья и члены Верховного суда назначаются Президентом по рекомендации Премьер-министра. Последний, однако, должен консультироваться (по кандидатурам членов Верховного суда) с Верховным судьей. Президент также назначает нижестоящих судей по рекомендации Верховного судьи. Срок назначения определяется Комиссией по юридической службе, в которой председательствует Верховный судья. Судьи Верховного суда исполняют свои обязанности до 65-летнего возраста.
Судья может быть отстранен от должности только за ненадлежащее поведение или в силу неспособности исполнять обязанности, что удостоверяет независимый трибунал.
Уголовное преследование осуществляет Служба генерального атторнея. Генеральный атторней назначается Президентом по совету Премьер-министра. Он консультирует правительство по правовым вопросам, отвечает за разработку законодательства и в качестве директора публичных преследований имеет дискреционные полномочия начинать, вести и прекращать любое уголовное преследование. Для генерального атторнея законом установлены те же гарантии, что и для судьи Верховного суда.
В 1981 г. создан аналог института омбудсмана - Центральное бюро по жалобам.

Литература

Сингапур: Справочник. М., 1988.
Myint Soe. General Principles of Singapore Law. Singapore, 1979.
Roberts-Wray K. Commonwealth and Colonial Law. L., 1966. Р. 718-721.

Крохотное островное государство давно стало образцом упорядоченности и аккуратности. "Право.Ru" описывает, как на месте отсталой и неэффективной судебной системы в Сингапуре возникла одна из самых эффективных юрисдикций в мире.

До начала 1960-х годов Сингапур не слишком отличался от окружавших его азиатских государств, с их культурой подношений чиновникам — практически легализованной коррупции — внешнего дорогостоящего блеска, медлительности и высокомерия. Страна была бедна ресурсами и критически зависима от внешних поставок, приходилось импортировать даже пресную воду. Судебная система вполне этой культуре соответствовала, ибо в ней работали те же люди, и так оставалось вплоть до начала 1990-х годов.

До 1959 года остров был британской колонией. В наследство независимый Сингапур получил общее право, судебную систему, сформированную по британскому образцу, и беспартийную систему государственной службы. Знаменитое Бюро по расследованию случаев коррупции (Corrupt Practices Investigation Bureau), одна из основ сингапурского чуда, также было создано еще во время британского правления, в 1952 году. Впрочем, современное значение оно получило уже в 1960 году, со вступлением в силу Закона о предотвращении коррупции, наделившего Бюро чрезвычайными полномочиями.

В том же 1960 году правительство возглавил ныне знаменитый Ли Куан Ю , выпускник Кембриджа. Главной его задачей было выстроить честный и эффективный бюрократический аппарат и полицию; работа судебной системы долгое время оставалась на втором плане. Кстати, юридическая связь с бывшей метрополией сохранялась еще долго, вплоть до 1994 года, когда граждане Сингапура потеряли право на апелляцию в Юридический комитет Тайного совета (Judicial Committee of the Privy Council) в Лондоне как окончательную апелляционную инстанцию.

Судебная волокита

О проблеме задержек в рассмотрении дел заговорили еще в 1948 году. На протяжении нескольких десятилетий количество нерассмотренных дел росло. Верховный суд, образованный в 1969 году, также не преуспел в борьбе с этим злом. Судьи видели свою функцию в том, чтобы выносить решения, время не имело значения. К концу 1980-х годов медлительность правосудия стала заметным препятствием на пути развития страны.

В сентябре 1990 года отставание в рассмотрении дел Верховным судом составляло около пяти лет — и это только для уже принятых дел. Необходимо было менять подход к отправлению правосудия. В том же году новым Главным судьей (Chief Justice) был назначен Йонг Пьюн Хау (Yong Pung How), обладавший как огромным юридическим и административным опытом, так и энергией для изменения положения вещей. В результате 10 лет спустя время рассмотрения гражданских дел снизилось в 4-5 раз.

Разработка реформ

Первое время изменения носили несистемный, процедурный характер, имели целью оптимизировать работу судьи — ремонт помещения, компьютеризация и создание баз данных, увеличение численности персонала, расширение юрисдикции нижестоящих судов. Все это не мешало росту числа нерассмотренных дел.

Руководство судебной системы быстро пришло к выводу, что необходимо изменить парадигму функционирования судов в целом. Оно сформировало новый подход к оценке работы судов и сформулировало новые ценности и приоритеты для судов, например, эффективность как общественное благо.

Затем специально сформированная команда системно проанализировала проблемы и возможности судов. В анализе учитывалось потенциальное влияние демографических изменений и экономического и технологического развития на спрос на услуги судебной системы страны. По итогам был составлен прогноз возможных вариантов развития и будущих потребностей судебной системы.

После этого был составлен список основных проблем, мешающих движению вперед, таких, например, как плохая координация между основными процессами и подразделениями, неэффективное, непопулярное и озабоченное субординацией руководство, неясные стратегии и противоречивые приоритеты. Обнаруженные препятствия рассмотрели в контексте международного опыта решения сходных проблем, развития технологий и искусства управления.

В конечном итоге был создан масштабный план преобразований, с учетом институциональной инфраструктуры судебной системы в целом и человеческих ресурсов и, главное, интересов пользователей — гражданского населения и бизнеса — и прочих заинтересованных сторон.

Осуществление

Для решения проблемы низкой "производительности" новое руководство системы судов стало вводить систематические меры, направленные на ускорение рассмотрения дел, в том числе путем повышения дисциплины проведения заседаний. Стали следить за соблюдением расписаний, продляли при необходимости рабочие часы, резко ограничили практику перерывов в заседаниях, приводившую к растягиванию процессов на недели и месяцы, ввели ограничения на время, отведенное на определенные действия судей и сотрудников судов, и т.п. Со сторон начали взимать плату за слушания, продолжающиеся дольше определенного количества дней, был расширен круг юристов, допущенных к повседневной деятельности судов. Одновременно упрощались процедуры, улучшались условия труда. Даже дизайн залов судебных заседаний сделали более "расслабленным".

Судебная система — как ранее система управления страны — последовательно переходила на бизнес-принципы. Стали публиковать плановые годовые показатели деятельности судов, что, с одной стороны, меняло облик судов в общественном мнении, перенося акцент с недостатков на сам процесс модернизации, с другой — способствовало большей заинтересованности самих работников судов. Проекты нововведений публиковали заранее, с целью вовлечь максимально широкие круги заинтересованных лиц в реформирование судов.

С 1992 по 2001 год были приняты и исполнены девять годовых планов. Подробно о них можно прочесть в работе о судебной реформе в Сингапуре, написанной Валидом Хайдером Маликом и опубликованной Всемирным банком в 2007 году — "Judiciary-Led Reforms in Singapore: Framework, Strategies, and Lessons" . Малик выделяет следующие основные направления и методы реформирования:

1. Пример сверху . Руководство судебной системы страны стремилось на себе показать, каких улучшений можно добиться и каким образом. Высокопоставленные судьи отправлялись в нижестоящие, чтобы на месте руководить изменениями, в том числе следить за соблюдением расписаний, распределением нагрузки между судьями и т.п. Особое внимание уделялось формированию духа солидарности и профессиональной гордости судебной корпорации.

2. Исследование возможностей . В ходе реформ практиковалось своего рода экспериментирование, с целью выработать более эффективные процедуры и улучшить стандарты работы. Например, Главный судья иногда передавал сложные дела из Верховного суда в какой-нибудь из нижестоящих, что в конечном итоге вело к повышению квалификации судей. В 1994 году была введена схема судебного разрешения споров, которая позволила распределить методы разрешения споров по типу и сложности дел, что, в свою очередь, существенно повысило эффективность использования времени и средств. Одним из результатов этой работы стало появление новых специализированных судов, например, Ночного суда (рассматривает мелкие дела по ночам — в гарантированно нерабочие часы) или Трибуналов по мелким претензиям и многих других.

3. Облегчение доступа . Правительство последовательно упрощало доступ к юридическим услугам и стремилось снизить стоимость доступа к правосудию как таковому. Была основана сеть местных офисов, установлены автоматизированные киоски, где можно оплатить штрафы за нарушение ПДД и получить информацию о юридических услугах. Суды стали нанимать переводчиков ввиду полиэтничного состава населения. Были разработаны специальные программы по информированию населения, в том числе в СМИ.

4. Административная реорганизация . Работа административного персонала была полностью изменена в соответствии с концепцией "автономного агентства" — то есть у судей нет закрепленного за ними штата; бюджеты судов стали формировать по принципу "деньги для результатов".

5. Работа с людьми . Одной из важнейших задач было привлечь — и затем удержать — наиболее талантливых юристов и сотрудников и повысить компетентность обслуживающего персонала. Для этого были заметно увеличены зарплаты, до уровня, сопоставимого с предлагаемыми в частном секторе; также стало доступно бесплатное дополнительное образование.

6. Акцент на эффективности . Руководство судебной системы последовательно вводило полу- и полностью автоматизированные системы оценки результатов — как процесса модернизации, так и повседневной деятельности судов.

Сайты судов спроектированы так, чтобы помочь в том числе и людям, не имеющим юридической подготовки; на странице для альтернативного разрешения споров (Alternanive Dispute Resolution) предлагается система онлайн-медиации, позволяющая разрешить спор в досудебном порядке и тем сэкономить время и деньги.

После подачи иска составляется график проведения обязательных предварительных конференций (Pre-Trial Conferences). Такие конференции решают две задачи — сопоставить позиции сторон гражданско-правового спора на предмет возможности досудебного урегулирования и четко обозначить предмет спора и спрогнозировать процесс в целом. Для экономии времени участников будущего процесса обычно используется видеоконференция (как и для участия в процессе лиц, неспособных присутствовать лично). Сам процесс записывается, и потом судья может обратиться к нужному эпизоду процесса.

8. Сотрудничество . Судебная система Сингапура активно налаживала связи как внутри страны, например, с парламентом, юридическими и общественными организациями и т.д., так и за ее пределами. Таким образом решались две проблемы — во-первых, судебная система обогащалась новыми знаниями и навыками, и, во-вторых, изменялся международный облик системы как самой слабой ветви власти в Сингапуре.

Результаты

В результате применения этих мер, наряду с более традиционными, среднее время ожидания решения по гражданскому делу снизилось с пяти-шести лет в конце 1980-х до 15 месяцев в 2000 году. И — что гораздо важнее — дела перестали накапливаться.

Общественное мнение очень высоко оценило результаты реформ. В 1999 году 97% опрошенных называли работу суда беспристрастной и 92% — эффективной. Примерно так же реагировал и бизнес, как местный, так и международный; недаром с тех пор Сингапур стабильно занимает одно из верхних мест в рейтингах стран с самым удобным и безопасным бизнес-климатом.

Безусловно, рецепт сингапурских реформ подходит далеко не всем, однако, можно сделать некоторые универсальные выводы.

В первую очередь, необходимо мыслить стратегически, уделять много внимания долгосрочному планированию и текущему контролю. Критически важно иметь цельный, всеохватный подход к реформированию института, пусть даже не все аспекты будут реформированы одновременно.

План реформ должен формироваться исходя из интересов пользователей института.

Для успеха реформ важно также иметь уважаемого и энергичного лидера. Вовлеченность рядовых сотрудников, инициатива на местах имеет большое значение, но без осмысленного и решительного руководства реформы имеют много шансов завязнуть.

Следует как можно активнее использовать IT-технологии, как для обеспечения текущей работы, так и для пользователей — населения и бизнеса. Очень полезен обмен знания и опытом с коллегами внутри страны и за рубежом.

Наконец, последнее: успешность судебной и вообще юридической реформы неразрывно связана с фундаментальной политической и экономической устойчивостью страны. А эта последняя, в свою очередь, в значительной степени опирается на эффективную обратную связь с жителями страны, теми самыми людьми, ради которых и стоит проводить реформы.

Тучки на горизонте

Все это благолепие имеет свою цену. Интересы и права общества здесь имеют безоговорочное преимущество перед интересами и правами индивидуума. Одним из следствий такого подхода оказывается цензура. Сингапур — действительно одна из наименее коррумпированных стран, и одновременно пресса там находится под очень жестким контролем.

Установлена ответственность за оскорбление, вернее, "скандализирование" суда. Одним из вариантов этого правонарушения является намерение создать у среднестатистического получателя информации представление о "неотъемлемой склонности" судебной системы в целом к несправедливости. Несколько лет назад сингапурский суд приговорил к выплате штрафа издательскую компанию Dow Jones