Полномочия местной администрации муниципального образования. Компетенция местной администрации

30.06.2020

1. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

2. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов контракт с главой местной администрации муниципального района, городского округа с внутригородским делением заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.

3. Условия контракта для главы местной администрации поселения, внутригородского района утверждаются представительным органом поселения, внутригородского района, а для главы местной администрации муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения - представительным органом муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, предусмотренном настоящего Федерального закона, условия контракта в части осуществления полномочий по решению вопросов местного значения для главы местной администрации муниципального района, на которого возлагается исполнение полномочий главы местной администрации поселения, утверждаются представительным органом муниципального района по согласованию с представительным органом такого поселения.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, внутригородского района, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения - уставом муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

В муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

(см. текст в предыдущей редакции)

В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина - главой местной администрации соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, предусмотренном абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна четвертая членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна четвертая - представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

6.1. Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:

1) подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;

2) представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;

3) обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

7. Местная администрация обладает правами юридического лица.

8. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

9. Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Глава местной администрации не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1. Глава местной администрации должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

(см. текст в предыдущей редакции)

10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

(см. текст в предыдущей редакции)

12) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

13) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом;

Местную администрацию в целом можно охарактеризовать как орган местного самоуправления, осуществляющий текущее управление хозяйственными и социально-культурными процессами на территории муниципального образования.

Согласно ч. 8 ст. 37 Федерального закона 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Поскольку муниципальное законодательство предполагает многообразие видов и уровней муниципальных образований, различное число жителей и масштабы территорий осуществления местного самоуправления, единый порядок организации и деятельности местной администрации невозможен, равно как и способ ее формирования. Если рассматривать самостоятельное муниципальное образование с населением в несколько сотен человек, то для главы местной администрации вполне очевидно будет полномочие по назначению всех работников своей администрации, число которых, впрочем, может быть ограничено помощником главы и бухгалтером. Другое дело, если речь идет о муниципальном районе, в котором проживает несколько сот тысяч, или о городском округе с миллионным населением.

В больших муниципальных образованиях аппарат администрации включает не один десяток подразделений, в которых работают сотни муниципальных служащих и столько же технического персонала. Такое положение предопределяет сложный порядок формирования местной администрации. Например, в соответствии с постановлением администрации г. Красноярска от 18 июня 1998 г. "О порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей и специалистов органов и структурных подразделений администрации города Красноярска, руководителей муниципальных предприятий, учреждений, согласования назначения на должность руководителей государственных органов" глава города назначает на должность и освобождает от должности своих первых заместителей и заместителей, помощников и пресс-секретаря, руководителей органов и структурных подразделений администрации, глав районных администраций, их первых заместителей и заместителей по согласованию с начальником главного управления кадров и юридическим управлением. Руководители муниципальных предприятий и учреждений назначаются главой города по согласованию со своим заместителем - директором департамента, начальником управления, председателем комитета, курирующим направление деятельности соответствующего предприятия или учреждения, а также с юридическим управлением и главой администрации района, на территории которого расположено предприятие или учреждение.

Далее происходит делегирование кадровых полномочий главой города должностному лицу городской администрации. Так, начальнику главного управления кадров делегируются полномочия по назначению на должность и освобождению от должности заместителей руководителей структурных подразделений администрации, начальников и заместителей начальников отделов и специалистов этих подразделений. Назначение на эти должности происходит по согласованию с главой города, его заместителями, руководителями соответствующих структурных подразделений и юридическим управлением.

Управляющий делами - руководитель аппарата главы г. Красноярска назначает на должность и освобождает от должности персонал технического обеспечения администрации по согласованию с юридическим управлением администрации. Назначение на должность и увольнение с нее руководителей муниципальных учреждений основного общего образования и муниципальных дошкольных учреждений города производит начальник управления образования администрации по согласованию с главой города, его заместителем по социальной политике, начальником главного управления кадров и главой администрации района, в котором расположено соответствующее учреждение.

Руководители подразделений, специалисты и технические работники администраций районов г. Красноярска назначаются и увольняются главами администраций районов. При этом начальники финансовых отделов, управляющие делами, помощники глав администрации районов по информации назначаются на должность и увольняются с нее по согласованию с начальником главного управления кадров городской администрации.

Кроме структуры местной администрации представительный орган муниципального образования утверждает также положение о соответствующей местной администрации, которое на муниципальном уровне является основным документом, регламентирующим организацию и деятельность местного исполнительно-распорядительного органа.

Так, согласно Положению об администрации муниципального образования "Медынский район", утвержденному решением Районного Собрания муниципального образования "Медынский район" Калужской области от 25 февраля 2004 г., администрация формируется главой муниципального образования и им возглавляется. В состав администрации входят глава муниципального образования, его заместители, управляющий делами, комитеты и отделы администрации, управления сельсоветов, комиссии и прочие подразделения, которые включают и аппарат по обслуживанию представительного органа муниципального образования.

В число наиболее важных полномочий администрации входит разработка проектов планов социально-экономического развития и проекта бюджета муниципального образования, а также исполнение их после принятия районным собранием, управление муниципальной собственностью, выполнение отдельных государственных полномочий.

Глава местной администрации названного муниципального района помимо руководства администрацией распоряжается муниципальной собственностью, включая средства районного бюджета и внебюджетных фондов, определяет компетенцию органов администрации, назначает на должность и освобождает от должности работников администрации, применяет к ним меры поощрения и взыскания, отменяет правовые акты должностных лиц администрации в случае противоречия их законодательству, представляет интересы муниципального образования в отношениях с другими организациями.

Заместители главы администрации назначаются единолично главой администрации и наделяются полномочиями по руководству определенным направлением деятельности муниципального образования. Глава вправе передать заместителям свои полномочия, кроме права: на назначение на должность и увольнения с должности руководителей комитетов, управлений и отделов администрации; на отмену постановлений и распоряжений главы администрации; на принесение протестов на решения районного собрания; на заключение договоров с органами государственной власти, а также с органами местного самоуправления другого муниципального образования; первого распорядителя кредитов.

Управляющий делами администрации назначается главой местной администрации по согласованию с районным собранием. Он руководит делопроизводством в администрации, обеспечивает публикацию нормативных правовых актов органов и должностных лиц муниципального образования, вносит предложения по структуре и штатному расписанию администрации, обеспечивает проведение аттестации и квалификационных экзаменов муниципальных служащих, а также их учебу и повышение квалификации, осуществляет контроль за работой общего отдела, контролирует соблюдение распорядка дня работниками администрации.

Руководители структурных подразделений администрации назначаются ее главой. К основным полномочиям руководителя подразделения названное Положение относит осуществление общего руководства соответствующим подразделением, разработку положения о подразделении и должностных инструкциях его работников, внесении главе администрации предложений по кадровым вопросам.

В структуру местных администраций входят различные по наименованию подразделения - департаменты, комитеты, главные управления, управления, комиссии и пр. Согласно ч. 8 ст. 37 Федерального закона 2003 г. в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Это позволяет систематизировать указанные органы по группам: функциональные, отраслевые и территориальные исполнительно-распорядительные муниципальные органы.

Функциональными будут те подразделения местной администрации, которые выполняют задачи применительно ко всем отраслям местного хозяйства (например, бюджетно-финансовые).

Отраслевыми считаются подразделения, которые отвечают за положение дел в конкретной отрасли на данной территории (например, ведающие жилищно-коммунальным хозяйством, образованием, здравоохранением).

Территориальными являются подразделения местной администрации по управлению частями территории муниципального образования (например, в муниципальном образовании, большом городе, поделенном на районы, - это районные администрации).

Число подразделений, муниципальных служащих и технического персонала в администрации каждого муниципального образования зависит от нескольких факторов, в частности от числа жителей и масштаба территории.

Так, согласно Положению об администрации муниципального образования "Поселок Воротынск", утвержденному постановлением Собрания представителей муниципального образования "Поселок Воротынск" Калужской области от 12 июня 2001 г., в структуру администрации входят управление делами, шесть отделов (общий; бухгалтерского учета и отчетности; планово-экономический; архитектурный и землеустройства; мобилизационной работы; социальной защиты населения), комитет по управлению имуществом, служба заказчика.

В постановлении главы г. Курчатова Курской области от 18 марта 2004 г. "О совершенствовании системы исполнительного органа городского самоуправления" в качестве структурных подразделений городской администрации названы 14 отделов, 4 комитета и 1 управление.

Структура г. Саранска, утвержденная решением Саранского городского Совета депутатов от 11 февраля 2004 г., включает 3 департамента, 2 комитета, 17 управлений и 12 отделов.

Структурное подразделение в своей деятельности руководствуется положением, утверждаемым главой местной администрации. В положении указываются сфера деятельности, полномочия, организация и другие характеристики подразделения. Например, в соответствии с Положением о юридическом управлении администрации г. Воронежа, утвержденным распоряжением главы г. Воронежа от 19 мая 2004 г., юридическое управление состоит из четырех подразделений: отдела правовой работы в сфере бюджетных и муниципальных правоотношений, банкротства муниципальных предприятий; отдела юридической защиты имущественных интересов казны города; отдела правовой защиты в сферы социальной политики и предпринимательской деятельности; отдела правовой работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, промышленности и транспорта. Основными задачами данного управления Положение называет обеспечение законности в издаваемых администрацией правовых актах, совершенствование правовых основ деятельности администрации, защиту прав администрации в судах, организационно-методическое руководство правовой работой в других структурных подразделениях городской администрации. Управление определяет приоритетное направление правового обеспечения организации деятельности подразделений городской администрации, проводит правовую экспертизу проектов правовых актов, обеспечивает юридическое сопровождение взаимодействия администрации в Воронежской городской думе и органами власти Воронежской области.

Как отмечалось ранее, кроме функциональных и отраслевых подразделений исполнительной власти в муниципальном образовании со сложным территориальным устройством, какими всегда являются муниципальные районы, а порой городские округа и поселения, создаются территориальные подразделения администрации.

Так, по Положению о Елизаветинской сельской администрации муниципального образования город Краснодар, утвержденному постановлением главы муниципального образования "Город Краснодар" от 31 мая 2004 г., она является территориальным органом городской администрации, состоит из главы сельской администрации, его первого заместителя и заместителя, двух отделов - общего и земельного. Глава сельской администрации назначается главой муниципального образования и ему подотчетен. Глава руководит деятельностью сельской администрации, распределяет обязанности между своими заместителями и другими работниками администрации, представляет главе муниципального образования на утверждение положение о сельской администрации и ее штатное расписание, принимает на работу и увольняет с должности служащих администрации, применяет к ним меры поощрения и взыскания, выполняет иные полномочия в соответствии с положением. Сельская администрации, являясь юридическим лицом, наделяется всеми полномочиями по обеспечению комплексного развития подведомственной территории, включая содержание и эксплуатацию жилищного фонда на территории сельского округа, функционирование муниципальных учреждений дошкольного и основного общего образования, учреждений здравоохранения и социальной сферы в целом.

Наиболее детально компетенция местной администрации регулируется специальными внутренними положениями об этих органах утверждаемые затем главной местной администрации. Например департамент строительства и архитектуры администрации г. Департамент финансов Администрации г.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Компетенция местной администрации.

Наиболее детально компетенция местной администрации регулируется специальными внутренними положениями об этих органах, утверждаемые затем главной местной администрации.

Например, департамент строительства и архитектуры администрации г. Томска .

Согласно положению о данном департаменте, утверждённого мэром г. Томска, перед ним ставится необходимость реализации следующих главных задач :

  1. Подготовка проектов городского бюджета, городских целевых программ и планов, развитие территорий города Томска именно в части расходов средств городского бюджета по разделу архитектуры и строительства.
  2. Разработка проектов городских муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы осуществления градостроительной деятельности в г. Томске.
  3. Осуществление ведомственного государственно-архитектурного строительного надзора по соблюдению требований действующего градостроительного законодательства на территории г. Томска всеми организациями-застройщиками, уполномоченными вести жилищное и капитальное строительство.

Учитывая вышеперечисленные задачи, поставленные перед названным департаментом, Администрация г. Томска, он наделяется такими своими важнейшими конкретными полномочиями :

  1. Разработка проектов генерального плана развития г. Томска и иных городских целевых программ и планов развития территорий г. Томска именно в сфере архитектуры и строительства.
  2. Согласование в необходимых случаях отвода земельных участков для ведения жилищного капитального строительства.
  3. Утверждение в некоторых случаях проектно-сметной и иной разрешительной градостроительной документации.
  4. Подготовка проектов специальных положений, регламентирующие вопросы осуществления градостроительной деятельности на территориях г. Томска.
  5. Выполнение функций муниципального заказчика на осуществление архитектурно-строительных работ, финансируемых из средств городского бюджета.

К другим полномочиям относятся:

Подписание и заключение актов рабочих и государственных приёмных комиссий о введении в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов жилищного и капитального строительства.

Выполнение функций ведомственного государственного архитектурно-строительного надзора за соблюдением всеми организациями-застройщиками на территории г. Томска требований градостроительного законодательства, в том числе данный Департамент имеет право в необходимых случаях приостанавливать через суд ведение строительства с нарушением градостроительных правил и норм.

Департамент финансов Администрации г. Томска.

Согласно положению об этом Департаменте, утверждённым мэром г. Томска, он является ведущим участником регулирования бюджетного устройства и процесса в г. Томске и поэтому на него возлагается необходимость выполнения нескольких главных задач :

  1. Подготовка проектов городского бюджета и отчётов об его исполнении на очередной финансовый год.
  2. Разработка проектов городских муниципально-правовых актов, регулирующих вопросы осуществления бюджетно-финансовой деятельности в г. Томске.
  3. Ведомственный финансовый контроль за правилами исполнения городского бюджета и целевым использованием по назначению средств городского бюджета.

Исходя из вышеназванных задач данного Департамента городской Администрации, он обладает такими своими основными полномочиями:

  1. Подготовка проектов специальных положений, регламентирующих вопросы местного налогообложения, бюджетного устройства и процесса в г. Томске, условий и порядка предоставления финансовой помощи из городского бюджета юридическим и физическим лицам.
  2. Дача своих заключений по согласованию с городской налоговой службой о возможности предоставления отсрочек, рассрочек и освобождения от уплаты местных налогов и сборов в городской бюджет по обращению юридических лиц.
  3. Совершение всех финансовых операций со средствами городского бюджета и выполнение функций муниципального казначейства.
  4. Ведение бюджетной росписи и учёта всех поступающих доходов в городской бюджет.

Другие полномочий:

Утверждение в необходимых случаях смет, расходов муниципальных бюджетных организаций.

Организация, размещение и выпуска муниципальных ценных бумаг на фондовых рынках.

Обслуживание и управление внутренним муниципальным долгом и принятие всех необходимых мер по сокращению дефицита городского бюджета.

Проведение финансовых проверок и ревизий за финансово-хозяйственной деятельностью других главных распорядителей, распорядителей и бюджетополучателей средств городского бюджета.

Принятие решения в необходимых случаях о приостановлении финансирования муниципальных бюджетных организаций, блокировки их расчётных счетов и прекращении всех финансовых операций со средствами городского бюджета.

Составление протокола об административных правонарушениях в отношении виновных руководителей органов городского самоуправления, муниципальных предприятий, учреждений и организаций с нарушением ими выявленных нарушений бюджетного законодательства.

Компетенция территориальных органов управления на примере действующих районных Администраций г. Томска.

Согласно положению о районных администрациях, утверждённым мэром г. Томска, все они призваны выполнять стоящие перед ними три главных задачи :

  1. Участие в разработке городских целевых программ и планов развития г. Томска, городского бюджета именно в части закреплённых за ними территорий районов г. Томска.
  2. Осуществление функций распоряжения и управления объектами муниципального имущества, находящихся на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления на балансе местной администрации.
  3. Осуществление контроля за соблюдением требований актов действующего законодательства всеми юридическими и физическими лицами по специальному кругу вопросов, обеспечение охраны общественного порядка и защита прав, свобод и законных интересов граждан.

В свою очередь, непосредственно в компетенцию районных Администраций г. Томска входит реализация следующих, принадлежащих им, главных полномочий :

1. Осуществление функций распоряжения и управления объектами жилого и нежилого фонда, находящихся на праве хозяйственного ведения или оперативного управления на балансе районных администраций.

2. Общее руководство деятельности подчинённых муниципальных предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территориях района г. Томска.

3. Организация и проведение конкурсов муниципального заказа на поставку товаров и оказание услуг для муниципальных нужд бюджетными муниципальными учреждениями.

4. Поддержка и развитие предпринимательской деятельности в сферах малого и среднего бизнеса на территориях районов г. Томска.

5. Совершение отдельных видов регистрационных-разрешительных действий.

6. Взаимодействие с правоохранительными органами, обеспечение охраны общественного порядка и реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации.

7. Рассмотрение обращений граждан, защита их прав, свобод и законных интересов в судебных и правоохранительных органах.

Все районный Администрации г. Томска, согласно положению об этих органах, наделены правами юридического лица . Могут самостоятельно вступать в договорные отношения с юридическими, физическими лицами и нести самостоятельную имущественную ответственность по своим возникшим юридическим обязательствам.

Компетенция структурных подразделений и служб вспомогательных подразделений на примере Правового управления Администрации г. Томска .

Согласно положению – состоит из трёх отделов:

  1. Отдел нормативно-правовой работы.
  2. Отдел по организации и проведению конкурсов муниципального заказа.
  3. Отдел судебной защиты.

Перед правовым управлением Администрации ставится необходимость следующих своих важнейших функций выполнение:

  1. Подготовка всех проектов муниципальных правовых актов и осуществление их юридической экспертизы, которые за тем подлежат утверждению и подписанию Думой г. Томска и мэром г. Томска.
  2. Подготовка проектов гражданско-правовых договоров, заключаемых Администрацией г. Томска с юридическими и физическими лицами и их юридическое сопровождение до момента заключения и подписания.
  3. Консультирование сотрудников городской Администрации по вопросам применения действующего законодательства и ведения правового мониторинга за состоянием действующего законодательства и сформированной нормативно-правовой базы на городском уровне.
  4. Официальное представительство, зашита прав и законных интересов Администрацией г. Томска в судебных и правоохранительных органах.

Организация работы и акты исполнительно-распорядительных органов местной Администрации.

Вся текущая работа исполнительно-распорядительных органов местной Администрации строится на единоличных началах, за исключением только комитетов и комиссий местной Администрации. Как показывает сложившаяся практика, обычно при каждом руководителе департамента, управления местной Администрации создаётся и действует специальная коллегия в качестве совещательного органа для оперативного руководства возглавляемого им исполнительно-распорядительного органа местной Администрации.

В состав такой коллегии по должности включаются: руководители и подчинённые структурных подразделений и служб, его заместители, руководители муниципальных учреждений и организаций и их советники по отдельным вопросам управления муниципальным хозяйством.

На заседаниях коллегии созываемой и проводимой соответствующим руководителем исполнительно-распорядительного органа местной Администрации, главным образом обсуждаются и рассматриваются текущие вопросы работы местной Администрации.

  1. Подготовка местного бюджета, программ и планов, наиболее важных муниципально-правовых актов, которые подлежат утверждению и подписанию представительным органом МСУ.
  2. Подведение итогов финансово-хозяйственной деятельности подчинённых предприятий и организаций за определённый отчётный период времени.
  3. Кадровые и внутриорганизационные вопросы работы местной администрации.
  4. Контроль за выполнением принятых актов ПОМСУ и главы местной администрации.
  1. распоряжение
  2. приказы
  3. административные регламенты
  4. должностные инструкции

По общему правилу вступают в юридическую силу с момента их подписания и могут быть отменены главной местной администрации, либо признаны недействительными в судебном порядке заинтересованными лицами.

Комитеты и комиссии местной администрации действуют только на коллегиальных началах, причём заседание комиссий местной администрации считается правомочным, если на нём присутствуют не менее половины от состава членом комиссии с правом решающего голоса и по итогам проведения своего заседания комиссия обычно принимает два вида муниципально-правовых актов.

  1. Решение комиссии
  2. Постановление комиссии

По общему правилу считаются принятыми, если за них проголосовало простое большинство от числа присутствующих на заседании членов комиссии.

Акты таких комиссий местной администрации как постановления административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних не могут быть отменены главой местной администрации, а напротив они могут быть обжалованы заинтересованными лицами только в судебном порядке и признаны недействительными, так как эти комиссии, по существу, выполняют государственную функцию.

Правовое регулирование института муниципальной службы.

В настоящее время нормативно-правовую базу регулирования института муниципальной службы в РФ составляет следующие виды законодательных актов: Конституция, ФЗ №131, ФЗ 2007 г. «О муниципальной службе в РФ», специальные законы S РФ – Закон ТО «О муниципальной службе и должностях муниципальной службе в ТО», уставы МО, локальные муниципально-правовые акты, издаваемые оМСУ по отдельным вопросам прохождения муниципальной службы.

Муниципальная служба – (в ФЗ «О муниципальной службе в РФ») это есть такая профессиональная деятельность граждан РФ, которая осуществляется на постоянной профессиональной основе в органах МСУ и на соответствующих должностях муниципальной службы, замещаемая путём заключения с ними трудового договора, контакта.

Из легального определения можно выделить ряд признаков , позволяющие отграничить статус муниципального служащего от лица, не являющегося муниципальным служащим.

  1. Муниципальным служащим должен являться гражданин РФ, либо иностранный гражданин, но при условии заключения соответствующего двустороннего международного договора между РФ и иностранным государством, к которому принадлежит данное лицо.
  2. Муниципальный служащий обязан осуществлять свои должностные полномочия только на постоянной профессиональной основе и поэтому запрещается прохождение муниципальной службы на общественных началах, по совместительству, либо по заключённому гражданско-правовому договору.
  3. Лицо, относящееся к муниципальным служащим, должно осуществлять свою служебную деятельность только в органах МСУ, либо иных органах муниципальной власти и поэтому не является муниципальным служащим руководитель муниципального предприятия, учреждения и организаций (не выполняют публичных функций управления).
  4. Лицо, именующееся муниципальным служащим, в обязательном порядке должно занимать определённую муниципальную должность и исчерпывающий перечень таких должностей содержится в едином государственном реестре должностей муниципальной службы, утверждаемого специальным законно S РФ.
  5. С каждым лицом, являющимся муниципальным служащим, должен заключаться соответствующий трудовой договор, контракт на неопределённый срок или срочный.

Классификация должностей муниципальной службы: обычно проводится в действующем законодательстве в зависимости от замещаемым лицом должности.

  1. Лица, замещающие высшие муниципальные должности (руководители органов МСУ и их заместители).
  2. Лица, замещающие главные муниципальные должности (руководители самостоятельных исполнительно-распорядительных органов местной администрации в ранге начальника департамента, управления, наделённые правами ЮЛ).
  3. Лица, замещающие ведущие муниципальные должности (руководители исполнительных органов местной администрации не ниже уровня начальников отделов местной администрации и советники).
  4. Лица, замещающие старшие муниципальные должности (обычно – все функциональные специалисты, в том числе главные и ведущие специалисты местной администрации, референт).
  5. Лица, замещающие младшие муниципальные должности (технические специалисты первой и второй категории, выполняющие функции по организационной обеспеченности деятельности оМСУ, не имеют высшего профессионального образования).

Порядок приёма (2 способа).

  1. Назначение на должность вышестоящим руководителем оМСУ.
  2. Проведение конкурса.

Конкурс может проводится в двух формах:

  1. Проведение конкурса документов.
  2. Проведение испытания или выполнение конкурсного задания.

Дальнейшее прохождение предполагает периодическое проведение аттестации муниципального служащего. Должна происходить примерно один раз в три года.

Для подготовки и проведения аттестаций муниципальных служащих, по решению руководителя оМСУ создаётся и действует постоянная аттестационная комиссия, в состав которой включается заместители руководителя органа МСУ, руководители кадровой службы оМСУ, с правом совещательного голоса могут приглашаться руководители оГВ S РФ, представители научной общественности в качестве экспертов.

От проведении аттестаций муниципальных служащих освобождаются следующие категории:

  1. Лица, которые проработали на должностях муниципальной службы менее одного года и не имеющие практического опыта деятельности.
  2. Достигшие предельного возраста по старости.
  3. Беременные женщины, находящиеся в отпуске по родам и уходу за ребёнком до достижения им 3-х лет.
  4. Лица, с которыми заключён срочный трудовой договор контракт на один год.

Формы проведения аттестаций:

  • Собеседование с служащим о достигнутых им результатов своей профессиональной деятельности.
  • Сдача письменного квалификационного экзамена.

По итогам проведения аттестации муниципальных служащих аттестационная комиссия делает следующие выводы, которые за тем вносятся в аттестационный лист муниципального служащего:

  1. Лицо соответствует занимаемой должности, заслуживает поощрения и может быть выдвинуто в кадровый резерв на вышестоящую муниципальную должность.
  2. Лицо частично соответствует занимаемой должности, но при условии устранения выявленных замечаний в его работе. В таком случае – служащий подлежит повторной аттестации через 6 месяцев и делается окончательный вывод о его профессиональной пригодности.
  3. Однозначный вывод о несоответствии лица занимаемой должности и ему предлагается на выбор:
  • С его согласия перевестись на нижестоящую должность.
  • Если отказывается от перевода – такое лицо подлежит увольнению с муниципальной службы и по соответствующему основанию из ТК РФ.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

12691. Совершенствование организационных структур местной администрации 49.74 KB
Объектом изучения выступает мэрия города Ярославля. Предмет изучения организационная структура мэрии города Ярославля. Тип муниципального образования Предопределяет перечень вопросов местного значения из которого складываются полномочия администрации
2123. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ СООРУЖЕНИЙ НА МАГИСТРАЛЬНОЙ, ЗОНОВОЙ И МЕСТНОЙ СЕТЯХ 18.48 KB
Линейные сооружения наиболее дорогая и громоздкая часть системы электропроводной связи. Затраты на линейные сооружения достигают 50 70 общих капиталовложений на сооружения связи. Поэтому при проектировании линий связи особое внимание должно быть обращено на уменьшение удельного веса расходов по строительству и эксплуатации линии так как это имеет существенное экономическое значение. Требования и нормы предъявляемые к линиям связи вытекают из принципа построения ВУСС и генеральной схемы развития связи страны.
306. Компетенция местного самоуправления 14.82 KB
Таким образом органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Понятие и структура компетенции местного самоуправления. Компетенция определяется также как совокупность юридически установленных полномочий прав и обязанностей конкретного государственного органа органа местного самоуправления или должностного лица определяющего его место в системе государственных органов органа местного самоуправления3.
6876. Конституционный Суд РФ: назначение и компетенция 7.62 KB
Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами депутатами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы а также законодательными представительными органами субъектов Российской Федерации высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами всероссийскими юридическими сообществами юридическими научными и учебными заведениями. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда...
5909. Система нотариальных органов и их компетенция 11.12 KB
В настоящее время компетенция всех нотариусов не различается так как частным нотариусам по месту нахождения нотариальной конторы при условии наличия возможности хранить архивы предоставляется право вести наследственные дела принимая меры к охране наследственного имущества и выдавая свидетельства о праве на наследство. Членами нотариальной палаты могут быть также лица сдавшие квалификационный экзамен но не являющиеся нотариусами. Устав нотариальной палаты принимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке...
6835. Компетенция Российской Федерации и ее субъектов 7.46 KB
Компетенция Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ устанавливает четкие перечни полномочий РФ субъектов РФ и предметы их совместного ведения. Вне пределов ведения РФ и сферы совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти т. эти полномочия относятся к исключительной компетенции органов государственной власти субъектов РФ.
17953. Компетенция представительных и исполнительных органов власти в области финансовой деятельности 203.46 KB
Основной задачей названных органов является осуществление в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля на территории соответствующего субъекта РФ или региона РФ. Задание 3 Валютные операции их участники и правила осуществления Под валютными операциями понимаются: приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа; ...
19496. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел в сфере федеративных отношений 25.07 KB
Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел в сфере федеративных отношений. Именно подобная ситуация сложилась в Российской Федерации в начале 90-х годов XX века. Подтверждением этого являются последние законодательные инициативы Президента Российской Федерации направленные на коррекцию правовых основ федеративного устройства России. Данные обстоятельства предопределили роль судебного органа конституционного контроля - Конституционного Суда Российской Федерации далее Конституционный Суд РФ а именно...
17341. Полномочия администрации городского округа 23.06 KB
Общая характеристика об администрации городского округа Коломна. Полномочия администрации городского округа. Положения об администрации коломенского муниципального района. Целью практики является закрепления своих знаний и изучение функционирования и направления деятельности администрации.
12989. Управление капитального строительства Администрации ГО г. Уфа РБ 91.27 KB
Основы и особенности деятельности Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан. Структура Администрации. Основные направления деятельности Администрации. Особенности взаимодействия Администрации и других органов власти Республики Башкортостан.

Полномочия местной администрации закрепляются в Уставе муниципального образования . Типичными являются следующие полномочия.

Местная администрация разрабатывает проекты бюджета, смет внебюджетных фондов, планов и программ социально-экономического развития города и представляет их на утверждение представительному органу.

Кроме того, администрация:

Создает в установленном порядке рабочие группы и коллегии, консультативные общественные и экспертные советы, привлекает на договорной основе научные организации, ученых и специалистов к решению проблем по вопросам местного значения;

Взаимодействует с органами государственной власти , местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, а также с должностными лицами и гражданами по предметам своего ведения;

Участвует в разработке проектов соглашений, договоров муниципального образования города с другими муниципальными образованиями, органами исполнительной власти по вопросам местного значения и др.

Планирование работы местной администрации

Работа местных администраций ведется на плановой основе - текущих и перспективных планов и программ. Администрация планирует проведение своих совещаний, заседаний, правотворческую деятельность и проведение мероприятий контрольного характера, связанных с исполнением органами местного самоуправления действующего законодательства. Перспективное планирование предусматривает разработку программ, мероприятий и иных видов деятельности на год, текущее - на квартал. Вопросы для внесения в проект плана определяются исходя из полномочий структурного подразделения.


План включает следующие разделы:

Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях представительного органа;

Календарь рассмотрения вопросов координационными и консультативными органами при главе города и на аппаратных совещаниях при главе города;

Перечень мероприятий по контролю и проверке исполнения;

Перечень проектов распорядительных документов, намеченных для рассмотрения и утверждения главой города;

Календарь текущей работы аппарата администрации, городских служб, проведения городских мероприятий;

Основные направления работы с кадрами;

График выступления руководителей и представителей структурных подразделений и муниципальных учреждений, предприятий в средствах массовой информации и т.д.

По каждому вопросу, мероприятию указываются ответственные за подготовку и сроки их исполнения.

Контроль за выполнением перспективных и квартальных планов работы администрации осуществляют заместители главы администрации города (в соответствии с распределением обязанностей) и управление делами. В целях оперативного руководства и контроля за деятельностью структурных подразделений, обеспечения своевременного и обоснованного принятия решений по основным направлениям развития городского хозяйства в администрации города проводятся совещания и заседания консультативных и координационных органов, другие организационные мероприятия.

Структура местной администрации

Структура утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые, функциональные и территориальные органы местной администрации. Для организационного, правового, информационного и материально-технического обеспечения деятельности местной администрации образуется аппарат местной администрации. Его структура определяется либо представительным органом по представлению главы администрации, либо главой администрации единолично. Деятельность аппарата строится в соответствии с положением о нем, утверждаемым в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Аппарат местной администрации представляет совокупность подразделений, основное назначение которых заключается в оказании содействия работе руководящих органов администрации. При этом участие аппарата в осуществлении полномочий администрации носит функциональный характер.

Глава местной администрации осуществляет общее руководство администрацией, непосредственно направляет работу своих заместителей и аппарата. Руководство администрацией осуществляется на принципе единоначалия. Однако единоначалие не исключает коллегиального обсуждения и выработки решений по важнейшим проблемам жизнедеятельности муниципального образования. В этих целях в структуре многих администраций образованы постоянные органы - коллегии администраций, которые действуют под руководством главы местной администрации.

В состав коллегии по должности входят заместители главы, начальники отдельных структурных подразделений: финансового и экономического управлений (отделов), юридического отдела и др. Полномочия коллегии, порядок ее работы определяются положением о коллегии администрации, утвержденным главой местной администрации.

Заместители главы местной администрации осуществляют руководство отдельными отраслями местного хозяйства, деятельностью подчиненных им в соответствии с распределением обязанностей структурных подразделений администрации. Глава местной администрации определяет число своих заместителей, а в зависимости от их профессиональной подготовки - направления их работы. Таковыми могут быть вопросы: жилищного и коммунального хозяйства; организации потребительского рынка; управления имуществом муниципального образования; капитального строительства; экономической и социальной сферы деятельности местной администрации и т.д.

Круг вопросов, которые приходится решать местным администрациям, различен в разных муниципальных образованиях. От этого зависит их структура и штаты, направления деятельности должностных лиц и соответствующих служб. Например, к основным направлениям деятельности и вопросам ведения первого заместителя главы администрации муниципального района могут быть отнесены: архитектура, промышленно-гражданское строительство; дорожное хозяйство; топливно-энергетический комплекс; транспорт; электро- и почтовая связь; жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство; охрана труда и противопожарная безопасность.

Из бюджетных управлений (отделов) за ним могут быть закреплены отдел главного архитектора, отдел строительства, связи и жилищно-коммунального хозяйства, отдел по труду, технике безопасности и противопожарной охране. Он же может возглавлять комиссии по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, подготовке объектов к работе в осенне-зимний период, безопасности дорожного движения и т.д.

Финансирование органов администрации осуществляется за счет средств местного бюджета в соответствии со сметой расходов на управленческий аппарат. Охарактеризуем некоторые из них.

Комитет - это, как правило, самостоятельное структурное подразделение, имеющее в своем составе два и более структурных подразделений (отделов, секторов, групп), осуществляющее функции управления более чем в двух отраслях или сферах деятельности и наделенное полномочиями распорядительного характера по отношению к объекту управления. Решения по вопросам, отнесенным к компетенции комитета, принимаются с учетом мнения коллегии, состоящей из руководителей подразделений и иных лиц, входящих в его состав. Комитет может являться юридическим лицом.

Управление - самостоятельное структурное подразделение, имеющее в своем составе отделы, сектора, группы и т.д. и выполняющее функции управления в определенной отрасли или сфере деятельности. Руководство управлением осуществляется на принципе единоначалия. Управление может быть наделено правом юридического лица.

Отдел - самостоятельное структурное подразделение, как правило, не имеющее в своем составе других служб, выполняющее функции управления в определенной отрасли или сфере. Отдел может быть наделен функциями распорядительного характера и правом юридического лица. Руководство деятельностью отдела осуществляется его руководителем по принципу единоначалия.

Отдел может быть образован и в составе комитета или управления. В этом случае данное структурное подразделение численностью, как правило, более трех человек, выполняет определенные функции по вопросам, отнесенным к компетенции комитета (управления) и не обладает распорядительными функциями и правом юридического лица.

Сектор (служба) - структурное подразделение, входящее в состав комитета (управление), численностью, как правило, не более трех человек, выполняющее определенные функции по вопросам, отнесенным к компетенции комитета (управления), не обладающее функцией распорядительного характера и правом юридического лица.

В зависимости от уровня муниципальной единицы, от особенностей ее экономики, численности жителей и других обстоятельств количество создаваемых органов, их состав, содержание деятельности сильно различаются. В городских округах, например, действуют структурные подразделения администрации, занимающиеся вопросами здравоохранения, народного образования, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, рынка жилья, инженерной инфраструктуры жилья, архитектуры и градостроительства, транспорта и связи, благоустройства, социальной защиты населения, культуры, физкультуры и спорта, потребительского рынка и услуг, финансов, управления муниципальным имуществом, охраны природы, антимонопольной политики, военнослужащих и военно-мобилизованной подготовки, чрезвычайных ситуаций, международных связей, прессы.

В муниципальных районах созданы подразделения, занимающиеся организацией народного образования, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и градостроительства, культуры, физкультуры и спорта, сельского хозяйства, а также ведающие земельными ресурсами и земельной реформой, управлением муниципальным имуществом, экономикой, охраной природы и др. И хотя названия ряда подразделений в разных муниципальных образованиях почти одинаковы, их кадровое наполнение различно. В городских поселениях соответствующие управления, отделы, департаменты значительно превышают по численности районные. В сельских поселениях штатные подразделения малочисленны (от двух до пяти работников, занимающихся земельными проблемами, вопросами содержания муниципального жилья, актами гражданского состояния, военно-учетной работой т.п.).

В большинстве своем специализированные структурные подразделения наделены правами юридического лица, имеют самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков. Такие структурные единицы местной администрации имеют печати, бланки со своим наименованием и другие реквизиты. От своего имени они могут приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правовое и имущественное положение специализированных подразделений определяется главой местной администрации самостоятельно, исходя из особенностей муниципального образования и специфики муниципального хозяйства. Руководители этих структурных подразделений издают приказы и распоряжения, правом отмены которых наделен глава местной администрации.

Отделы, управления и комитеты подразделяются на отраслевые и функциональные. Отраслевые подразделения осуществляют руководство отдельными отраслями муниципального хозяйства. Например, целевое назначение деятельности управления (отдела) здравоохранения муниципального района, города, городского округа заключается в создании условий по охране здоровья населения и обеспечению конституционных прав граждан на медицинскую помощь.

Основные недостатки существующих линейно-функциональных структур муниципального управления связаны не только с их организационным построением, но и с самой сложившейся идеологией муниципального управления.

Они сводятся к следующему:

1. Укоренившийся подход к муниципальному образованию и соответственно к управлению им как к производственной или социально-производственной системе. Основной упор при этом делается на улучшение показателей работы самих структурных подразделений администрации (жилищно-коммунального, транспортного, здравоохранения и т.д.), а не на степень и качество удовлетворения потребностей населения в той или иной муниципальной услуге. Иными словами, критерием эффективности службы являются ее собственные показатели, а не конечный результат деятельности.

2. Нацеленность на решение текущих задач, связанных с жизнеобеспечением муниципального образования, и отсутствие стратегического подхода к управлению. Многообразие текущих частных задач и целей муниципального управления неизбежно порождает противоречия между ними, обусловленные прежде всего ограниченностью материальных и финансовых ресурсов. Каждое структурное подразделение нацелено на решение своей задачи и добивается получения максимума ресурсов. В данном случае вся система управления часто работает неэффективно.

3. Нечеткость системы функциональных связей между отдельными структурными подразделениями, дублирование функций, неравномерная загруженность работников, отсутствие четких организационных процедур, с помощью которых подразделения взаимодействуют между собой. В результате основной объем работы ложится на плечи главы администрации, которому приходится решать множество координационных вопросов.

4. Смешение управленческих функций и непосредственной хозяйственной деятельности. Многие структурные подразделения администраций, являясь юридическими лицами, оказывают различные платные услуги и зарабатывают средства на свое существование, т.е., по сути, занимаются коммерческой деятельностью. Этот бизнес является безрисковым, поскольку ведется на базе муниципальной собственности, за эффективным использованием которой должного надзора нет. По этой причине некоторые администрации из органов муниципального управления стали превращаться по типу деятельности в финансово-промышленные группы.

Если говорить о собственно организационных структурах местных администраций, то основные направления их реорганизации могут быть следующими:

1. Разделение властных и хозяйственных функций, вывод за рамки администрации всех структур, занимающихся хозяйственной деятельностью и имеющих в силу этого статус юридического лица, придание им формы муниципальных учреждений. Федеральный закон 2003 года предусматривает, что органы местного самоуправления, наделяемые статусом юридического лица, являются муниципальными учреждениями, предназначенными для выполнения управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц.

2. Создание в структуре администрации крупных организационно-административных блоков, руководители которых несут полную ответственность за реализацию муниципальной политики в соответствующих сферах, достижение ее конечных целей. Это могут быть блоки экономики и финансов, управления муниципальной недвижимостью, городского хозяйства, социальной политики, общественной безопасности и т.п. Эти вопросы частично затрагивались в предыдущих главах. Создание крупных блоков позволяет существенно снизить нагрузку на главу администрации по решению текущих вопросов, позволяет ему посвящать основную часть своего времени и сил проблемам стратегического управления.

3. Создание наряду с классическими линейно-функциональными организационными структурами структур программно-целевого или программно-функционального типа, о чем было сказано выше.

Необходимость сочетания различных типов организационных структур и методов достижения целей предопределяет сложность задачи разработки и внедрения эффективной системы муниципального управления, реорганизации организационной структуры администрации.

Раздел 8. Органы и должностные лица муниципального образования

Лекция 11. Глава муниципального образования. Местная администрация

7. Компетенция и полномочия администрации муниципального образования. Виды правовых актов, порядок их принятия и вступления в силу

В компетенции местной администрации четко выделяются два блока полномочий. Во-первых, полномочия по решению вопросов местного значения. Во-вторых, отдельные государственные полномочия, которые переданы с федерального или регионального уровня власти вместе с субвенцией на их осуществление из соответствующего бюджета.

Полномочия по решению вопросов местного значения объединяются в две большие группы в зависимости от принципа разграничения полномочия между администрации и представительным органом муниципального образования. В первую группу попадают «исключительные» полномочия местной администрации. В законодательстве прямо указывается, что субъектом, ответственным за осуществление правомочия по местному вопросу, является глава местной администрации. Во вторую группу попадают полномочия, в отношении которых нельзя с очевидностью сказать, что они должны осуществляться администрацией, а не представительным органом муниципального образования. Как правило, федеральный законодатель указывает, что полномочным субъектом предоставления услуги, принятия властного акта (совершения действия) является орган местного самоуправления. В зоне «неочевидной», конкурентной компетенции вправе совершать действия и представительный орган и местная администрация. Исходя из анализа ФЗ-131, можно предположить, что в любой момент представительный орган принять к своему ведению полномочия из этого блока, даже, если они, например, уже урегулированы актом главы местной администрации. Тогда последний обязан привести свой ранее принятый акт в соответствии с решением Совета депутатов.

Первая группа, относительно которой в законодательстве имеется четкое указание, что они «эксклюзивное» право на них закреплено за местной администрацией состоит из двух групп. Критерием объединения в группы выступает правовой акт, устанавливающий принадлежность правомочия: собственно ФЗ-131 или иные федеральные акты.

Среди полномочий по решению вопросов местного значения выделяются собственные полномочия местной администрации и полномочия по вопросам местного значения, выполняемые по соглашению. Такие соглашения о передаче полномочий вправе заключать органы власти муниципального района и поселений, входящих в их состав. Принятые по соглашению полномочия осуществляются за счет субвенции, поступающей соответственно из бюджета района или поселения.

Акты главы местной администрации принимаются по вопросам местного значения и по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий. Следует подчеркнуть, что местная администрация является единственным надлежащим субъектом передачи отдельных государственных федеральных или региональных полномочий, но не весь муниципалитет. Спецификой актов по вопросам осуществления переданных государственных полномочий состоит в том, что они могут быть также отменены уполномоченным государственным органом.