Независимая антикоррупционная экспертиза. Методика порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов Методика осуществления антикоррупционной экспертизы правовых актов

14.02.2021

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов


Документ с изменениями, внесенными:
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 52, 24.12.2012) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года N 1334);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.02.2015, N 0001201502040038) (о порядке вступления в силу см. пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 года N 83);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.07.2015, N 0001201507240026);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.07.2017, N 0001201707140008).

____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;

методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 195 "Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 10, ст.1240);

постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 10, ст.1241).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 февраля 2010 года N 96

1. Настоящие Правила определяют порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, осуществляемой Министерством юстиции Российской Федерации, и независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. *1)

2. Министерство юстиции Российской Федерации проводит антикоррупционную экспертизу в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, в отношении:

а) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;

б) проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 274 ; в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 года N 1075 .

в) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;

г) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 9 апреля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 274 .

3. Результаты антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении Министерства юстиции Российской Федерации по результатам правовой экспертизы либо в заключении Министерства юстиции Российской Федерации по форме, утверждаемой Министерством.
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 274 .

3_1. Разногласия, возникающие при оценке коррупциогенных факторов, указанных в заключении Министерства юстиции Российской Федерации по результатам проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и документов, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 2 настоящих Правил, разрешаются в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 года N 260 (далее - Регламент Правительства), для рассмотрения неурегулированных разногласий по проектам актов, внесенным в Правительство Российской Федерации с разногласиями.
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 года N 83 .

Разногласия, возникающие при оценке коррупциогенных факторов, указанных в заключении Министерства юстиции Российской Федерации по результатам проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, разрешаются в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009 .
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 274)

4. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 апреля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 274 .

5. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации - разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на согласование в государственные органы и организации в соответствии с пунктом 57 Регламента Правительства , размещают эти проекты на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 года N 83 .

Проекты федеральных законов, проекты указов Президента Российской Федерации, проекты постановлений Правительства Российской Федерации размещаются на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не менее чем на 7 дней.
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 732)

В случае если проекты федеральных законов, проекты указов Президента Российской Федерации и проекты постановлений Правительства Российской Федерации регулируют отношения, предусмотренные пунктом 60_1 Регламента Правительства , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" .
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 года N 83 постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2017 года N 813 .

В случае если в отношении проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации необходимо проведение процедуры раскрытия информации в порядке, установленном , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 года N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" , заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются в рамках общественного обсуждения, проводимого в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения пунктом 11 указанных Правил .
(Абзац дополнительно включен с 1 июля 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 года N 83)

При этом повторное размещение проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном абзацами первым и вторым настоящего пункта, требуется только в случае изменения их редакции по итогам публичных консультаций или общественного обсуждения.
(Абзац дополнительно включен с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 732)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 апреля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 274 ; в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года N 1334 .

6. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации - разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в юридическую службу федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, размещают эти проекты на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Проекты указанных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций размещаются на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не менее чем на 7 дней.
(Абзац дополнительно включен с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 732)

В случае если проекты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируют отношения, предусмотренные пунктом 3_1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" , заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются в рамках публичных консультаций, проводимых в порядке, установленном Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии .
(Абзац дополнительно включен с 1 июля 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 года N 83 ; в редакции, введенной в действие с 22 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2017 года N 813 .

В случае если в отношении проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти необходимо проведение процедуры раскрытия информации, предусмотренной Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются в рамках общественного обсуждения, проводимого в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения , за исключением случаев, установленных пунктом 11 указанных Правил .
(Абзац дополнительно включен с 1 июля 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 года N 83)

При этом повторное размещение указанных проектов нормативных правовых актов на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном абзацами первым и вторым настоящего пункта, требуется только в случае изменения их редакции по итогам публичных консультаций или общественного обсуждения.
(Абзац дополнительно включен с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 732)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года N 1334

7. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации. *7)

7_1. Юридические лица и физические лица, аккредитованные Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, направляют на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа:

а) заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы:

проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации - в федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации, являющиеся разработчиками соответствующих проектов;

нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, а также проектов указанных нормативных правовых актов - в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации, являющиеся разработчиками соответствующих документов;

б) копии заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы:

проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации, подлежащих внесению в Правительство Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, и их проектов - в Министерство юстиции Российской Федерации;

нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, проектов уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - в соответствующие территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации.
(Пункт 7_1 дополнительно включен с 9 апреля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 274)

7_2. Федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации, нормативные правовые акты которых подлежат государственной регистрации, размещают информацию об адресах электронной почты, предназначенных для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме электронного документа, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в течение 7 дней информируют об этом Министерство юстиции Российской Федерации. При этом федеральным органом исполнительной власти, иным государственным органом и организацией указывается один адрес электронной почты, предназначенный для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме электронного документа.

В случае изменения адреса электронной почты, предназначенного для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме электронного документа, федеральный орган исполнительной власти, иной государственный орган и организация, нормативные правовые акты которых подлежат государственной регистрации, не позднее следующего дня после его изменения размещает информацию о новом адресе электронной почты на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в течение 7 дней со дня изменения адреса электронной почты информирует об этом Министерство юстиции Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 9 апреля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 274)

7_3. Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, поступившие в федеральный орган исполнительной власти, нормативные правовые акты которого подлежат государственной регистрации, регистрируются в установленном порядке в федеральном органе исполнительной власти.

Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в 30-дневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, направляется мотивированный ответ (за исключением случаев, когда в заключении отсутствует информация о выявленных коррупциогенных факторах, или предложений о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов), в котором отражается учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы и (или) причины несогласия с выявленным в нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта коррупциогенным фактором.
(Абзац дополнительно включен с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 732)
(Пункт дополнительно включен с 9 апреля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 274)

7_4. В случае если поступившее заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы не соответствует форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, нормативные правовые акты которых подлежат государственной регистрации, возвращают такое заключение не позднее 30 дней после регистрации с указанием причин.
(Пункт дополнительно включен с 9 апреля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 274)

8. Проекты нормативных правовых актов, предусмотренные в пункте 5 настоящих Правил, вносятся Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации с приложением поступивших заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы при условии соблюдения положений части 3 статьи 5 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 апреля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 274 .

Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 февраля 2010 года N 96

1. Настоящая методика применяется для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Настоящей методикой руководствуются независимые эксперты, получившие аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

2. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.

3. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 732 .

б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 732 .

в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 732 .

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 732 .

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 732 .

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 732 .

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);

и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
(Подпункт дополнительно включен с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 732)

4. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 732 .

в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО "Кодекс"

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов является эффективной мерой по профилактике коррупции в России. Впервые она была упомянута в ФЗ под №273.

Однако указанный закон не содержит ни определения термина «антикоррупционная экспертиза», ни порядка ее проведения. Правотворец лишь раскрывает цель этой процедуры, которой является выявление коррупциогенных положений в источниках права и их проектах.

По этой причине любому гражданину, который хочет понять, как происходит проведение антикоррупционной экспертизы, приходится обращаться к дополнительным правовым нормам и методическим рекомендациям.

Все они написаны сложным языком с использованием специальной терминологии, которую тяжело понять человеку без специального образования. На изучение этих законов придется потратить уйму своего времени, которое, как известно, бесценно.

Поэтому лучшим выходом из ситуации станет обращение к профессиональным юристам, готовым оказать бесплатные юридические консультации по самым сложным вопросам в любое время суток.

Пользователю нужно лишь кратко ввести свой комментарий в окошко обратной связи и дождаться сообщения дежурного оператора.

В России антикоррупционная экспертиза проводится:

  • Прокуратурой РФ;
  • важнейшим госорганом в области юриспруденции – Минюстом РФ;
  • в определенных ситуациях – иными компетентными лицами.

Прокуратурой выявляются возможные коррупциогенные положения в нормативных источниках, регулирующие следующие сферы жизни:

  • налоговые платежи;
  • работу в госструктурах;
  • охрану природы;
  • права и блага населения;
  • авторское, патентное законодательство;
  • лицензирование.

Минюстом проводится антикоррупционное изучение проектов всех принимаемых законов (всех уровней и ведомственных НПА).

Прочие уполномоченные органы и работающие в них должностные лица занимаются проверкой внутренних ведомственных документов.

Правила проведения

В 2010 г. Правительство России приняло Постановление под №96, определяющее порядок проведения проверки источников права (проектов) представителями юстиции и аккредитованными независимыми специалистами.

Основной задачей этого документа является поиск коррупциогенных факторов (предписаний, устанавливающих чрезмерно широкие полномочия для государственного служащего, которые при определенных условиях могут привести к коррупции) и поиск способов по их корректировке и ликвидации.

Постановление под №96 применяется в отношении проектов:

  • законов общероссийского и регионального уровня;
  • НПА Президента;
  • постановлений;
  • концепций и техзаданий при работе с источниками права;

а также в отношении действующих актов органов всех ветвей власти.

Специалисты Министерства юстиции, уполномоченные исследовать нормы права, составляют заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы, выражая свою позицию относительно присутствия коррупционных условий. Форма заключения является общеобязательной для всех участников экспертизы, поскольку утверждена самим Минюстом.

Правила проведения антикоррупционной экспертизы гласят, что глубокое изучение любых НПА осуществляется не только прокуратурой и компетентными госорганами, но и другими лицами, имеющими лицензию Минюста о статусе независимых специалистов. Заинтересованные граждане и общественные организации имеют право обратиться к экспертам, и заказать антикоррупционную проверку документов за свой счет.

Для того, чтобы обеспечить возможность проведения независимой экспертизы проектов законов, инициаторы обязаны разместить их тексты в интернете на общедоступных ресурсах и направить на рассмотрение в департаменты компетентных структур.

Во время юридического исследования НПА (их проектов) каждым специалистом должна соблюдаться и использоваться методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Завершив проверку, автор составляет заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы не в произвольном формате, а согласно приложениям Минюста. Текст этого документа обычно содержит:

  • утверждение/отрицание специалистом относительно наличия в правовых источниках и их проектах коррупциогенных положений;
  • методы решения проблемы, в случае выявления коррупциогенной угрозы.

Правила проведения антикоррупционной экспертизы предусматривают: любой вывод автора основывается на сопоставлении и анализе имеющейся у него информации и напрямую связан с результатами экспертизы. Читатель должен понимать логические приемы автора, не оставляющие места для двусмысленности восприятия.

Текст заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы имеет рекомендательный характер для органа, который является адресатом. Правотворцем установлен период, в течение которого компетентные лица обязаны рассмотреть полученный документ – он составляет один месяц. Если эксперт предложил методы корректировки или устранения коррупциогенных норм, то ему направляется письменный ответ об итогах правового анализа.

Организация проверки

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов частично затронут Постановлением под №96 Правительства России. Однако аккредитованным экспертам и сотрудникам госаппарата в большей степени следует использовать методические рекомендации от 2012 года, утвержденные Советом при Президенте России, призванное осуществлять противодействие коррупции, поскольку именно они наиболее полно отвечают на вопрос «как проводится юридическое антикоррупционное исследование?»

Важнейшие принципы:

  • Антикоррупционная проверка ведомственных НПА и их проектов проводится в обязательном порядке в каждом случае. Экспертами выступают лица, являющиеся специалистами соответствующего подразделения, имеющие специальное образование.
  • Положения оцениваемого документа проходят анализ во взаимосвязи со смежными нормами права.
  • Проводя исследование, сотрудники должны использовать общенациональный план и стратегию государства по отношению к противодействию коррупции.
  • Все выводы носят объективный характер с возможностью гражданского контроля.

Согласно порядку проведения антикоррупционной проверки НПА и их проектов, этой работой занимается уполномоченное подразделение органа власти. В каждом конкретном случае утверждается соответствующий отдел, способный провести наиболее объективный анализ документа. Сотрудники этого отдела контролируют публикование НПА на официальном сайте госоргана в целях возможного проведения экспертизы со стороны аккредитованных экспертов.

Этапы изучения проекта закона:

  • Документ письменно одобряется начальником органа-инициатора, и перенаправляется в отдел, осуществляющий ведомственное антикоррупционное исследование.
  • Время проверки не должно быть дольше периода, требуемого для стандартной юридической экспертизы документов.
  • При изучении проекта НПА специалисты должны руководствоваться существующей методикой для проведения экспертизы.
  • Оценке подлежит не сам проект, а каждая его составляющая, норма.
  • Результат изучения оформляется по утвержденной форме в виде заключения.
  • Начальник экспертного отдела направляет итоги в подразделение, которое разработало проект.
  • В ситуациях, когда в результатах содержатся коррупциогенные нормы, и подразделение, разработавшее документ, согласно с ними, то он отправляется на доработку, после чего повторно проверяется экспертным отделом.
  • В случае, если в заключении содержатся коррупциогенные положения, и подразделение, разработавшее документ, не согласно с ними, то между отделом экспертов и разработчиком назначаются согласительные мероприятия.

Изучение действующих законов:

  • Если выявлены положения, которые способны в будущем повлечь коррупцию, сотрудники соответствующего органа государственной власти направляют НПА в экспертный отдел для проведения исследования.
  • Основываясь на полученных результатах, специалисты подразделения, отвечающего за юридическое содержание документа, составляют предложения по устранению коррупциогенных норм и представляют их на письменное одобрение начальнику органа исполнительной власти.
  • В случае, если коррупциогенные нормы обнаружены экспертами, но их корректировка невозможна вследствие отсутствия полномочий у определенного органа, то специалисты этой структуры обязаны уведомить об этом Генпрокуратуру России в письменном виде.

Методика проведения

При изучении отдельных правовых актов и их проектов, специалист должен руководствоваться специальными правилами, установленными:

  • Постановлением под №196, принятым Правительством;
  • Протоколом под №34 Совета противодействия коррупции (методические рекомендации).

В этих НПА содержатся разъяснения, способствующие обнаружению возможных коррупциогенных условий. Авторы методических рекомендаций советуют обратить внимание на присутствие следующих показателей:

  • пунктов, предоставляющих служащему госаппарата право действовать по собственному усмотрению;
  • открытого списка причин для отказа в просьбе обратившемуся лицу;
  • возможности для субъективной оценки государственным служащим представленных документов;
  • «пробела» в законах (их проектах);
  • правовых коллизий;
  • отсутствие какой-либо ответственности госслужащего за нарушение НПА;
  • отсутствие положений о гражданском (общественном) контроле;
  • возможности расширенного местного нормотворчества.

При обнаружении хотя бы одного из перечисленных факторов, эксперт или уполномоченный сотрудник юридической службы государственного органа должен отразить его в своем заключении с предложением способа по устранению.

Страницы в журнале: 30-33

В.И. КОВАЛЕВСКИЙ,

главный специалист-эксперт отдела Главного управления Минюста России по Новосибирской области

Анализируются правовые акты, регламентирующие борьбу с коррупцией в Российской Федерации.

Ключевые слова: коррупция, эффективность деятельности, противодействие, законодательная база, факторы.

Prospects for the development of a methodology for anti-corruption expertise of normative legal acts

Kovalevsky V.

The article analyses legal acts regulating the struggle with corruption in the Russian Federation.

Keywords: corruption, efficiency of activity, counteraction, legislative basis, factors.

В Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы (утв. Президентом РФ 31.07.2008 № Пр-1568) отмечено, что в Российской Федерации в целом сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции.

Правовая основа противодействия коррупции базируется прежде всего на Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и принятом в его развитие постановлении Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», которым утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - Методика). Как руководство страны, так и СМИ неоднократно отмечали, что, несмотря на предпринимаемые меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование государственных органов, препятствует экономическому развитию России. Представляется, что одна из причин слабой эффективности противодействия коррупции - недостатки федерального законодательства.

Выявление в нормативных правовых актах и их проектах коррупциогенных факторов - важная задача для органов прокуратуры и Минюста России, других федеральных органов исполнительной власти, независимых экспертов. Для ее решения практические работники должны обращаться к Методике, которая призвана помочь в своевременном и эффективном выявлении коррупциогенных факторов, а следовательно, в предотвращении проявлений коррупции. Однако при применении Методики выявляются ее серьезные недостатки (многие из которых уже отмечались в научных исследованиях). Рассмотрим некоторые из них.

«Толковый словарь русского языка» определяет методику как совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь, а метод - как способ практического осуществления чего-нибудь, способ действовать, поступать каким-нибудь образом. Однако Методика не содержит никаких методов практического выявления коррупциогенных факторов, никаких указаний на то, как действовать эксперту при анализе нормативного акта на коррупциогенность. Единственное практическое указание - рекомендация проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта (п. 2). Методика ограничивается лишь приведением перечня коррупциогенных факторов без каких-либо советов, как именно их выявить.

Следующий существенный недостаток Методики состоит в том, что утвержденный в ней перечень коррупциогенных факторов является закрытым, исчерпывающим, что подтвердил Верховный суд РФ в своем определении от 16.03.2011 № 33-Г11-5. Вместе с тем коррупция по своей природе представляет собой изменчивое социальное явление, постоянно изобретаются новые коррупционные схемы, совершенствуются уже существующие. В результате тормозом для эффективного противодействия коррупции становится сама Методика. Необходимо отметить, что многие виды коррупциогенных факторов, разработанные в теории, например, такой, как избыточность правового регулирования, не вошли в утвержденный перечень.

В проекте методики анализа коррупциогенности нормативных правовых актов, предложенном Центром стратегических разработок в 2004-2006 гг., указанный фактор содержался (он был назван как «ложные цели и приоритеты»). Для его выявления экспертам рекомендовалось оценивать целесообразность принятия акта, потому что избыточное нормативно-правовое регулирование может спровоцировать коррупционные проявления.

Данная проблема приобретает все большую актуальность. Как отмечает К.С. Щелоков, следствием избыточности правового регулирования является возникновение «двух слоев реальности: формально-правового, функционирующего в сфере должного, и материально-содержательного, функционирующего в сфере действительного. Вследствие тенденции дальнейшей формализации права разрыв между обоими слоями реальности постоянно увеличивается».

В качестве примера избыточности правового регулирования можно привести приказ Минкультуры Новосибирской области от 14.03.2011 № 134, которым утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению информации о времени и месте театральных представлений, филармонических и эстрадных концертов и гастрольных мероприятий театров и филармонии, киносеансов, анонсах данных мероприятий. Из данного регламента следует, что гражданин, пожелавший посетить театр и интересующийся театральной афишей, должен пройти ряд административных процедур. Первая подразумевает прием и регистрацию обращения заявителя, которое должно содержать все необходимые реквизиты и подлежит регистрации в книге учета входящих документов; вторая - рассмотрение запроса и подготовку результата предоставления государственной услуги. Лишь после этого заинтересованное лицо получит информацию о театральном представлении (либо отказ в ее предоставлении - например, если подобная информация многократно запрашивалась лицом ранее).

Возникают вопросы: неужели переполненность областных театров вынуждает местный минкульт возводить на пути театралов административные барьеры? какой смысл в издании подобного регламента, если информация о театральных и прочих представлениях является общедоступной?

Другим распространенным коррупциогенным фактором, не нашедшим своего отражения в Методике, является наличие пробела правового регулирования.

Пробел в праве понимается как отсутствие (полное или частичное) правовых норм, на основании которых государственный или судебный орган мог бы решить вопрос о применении права в случае, подлежащем правовому регулированию.

Пробел в праве может появиться из-за того, что какая-то ситуация не была предусмотрена при разработке закона или стала результатом новых общественных отношений, возникших после издания конкретного закона. Пробел может быть устранен путем принятия нового нормативного правового акта или внесения изменений в действующее законодательство.

Наличие пробела создает благоприятную среду для коррупции, так как позволяет заинтересованным лицам произвольно толковать закон и совершать действия по собственному усмотрению.

Необходимо отметить, что в ранее действовавшей Методике проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (утв. постановлением Правительства РФ от 05.03.2009 № 196) пробел правового регулирования рассматривался как коррупциогенный фактор.

Территориальные органы Минюста России неоднократно выявляли в нормативных правовых актах и их проектах такие факторы. Например, в постановлении губернатора Новосибирской области от 04.02.2008 № 32 «Об утверждении Положения о предоставлении сведений о полученных государственным гражданским служащим Новосибирской области доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера» не были урегулированы вопросы предоставления сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера. На основании заключения территориального органа Минюста России указанный коррупциогенный фактор был устранен: упомянутое постановление признано утратившим силу 03.08.2009.

Чем вызвано исключение названного коррупциогенного фактора из Методики - неясно.

Аналогичная ситуация сложилась с другим коррупциогенным фактором - коллизией нормативных правовых актов, - который учитывался прежней редакцией Методики, но затем был исключен.

В теории государства и права под коллизией законов понимается расхождение по сути (столкновение) двух или более действующих нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу. Наличие коллизии в праве опасно тем, что создает возможность произвольного выбора нормы, подлежащей применению, что увеличивает риск коррупционных сделок.

Таким образом, необходимо дальнейшее совершенствование Методики. Одним из перспективных путей может стать отказ от исчерпывающего перечня коррупциогенных факторов. Представляется, что более правильным было бы дать в Методике определение коррупциогенного фактора, привести примерный перечень таких факторов и пошагово описать способы их выявления в тексте нормативного правового акта. При этом следует иметь в виду, что антикоррупционная экспертиза по своему предмету шире собственно правовой.

Первым шагом анализа нормативного правового акта на коррупциогенность должно стать определение предмета правового регулирования акта, т. е. тех общественных отношений, которые он будет регулировать. В разных общественных отношениях (экономических, социальных, государственной службы и т. п.) коррупция проявляется неодинаково: так, риск ее возникновения намного выше в сферах финансов, бюджетных отношений, собственности, чем в областях семейных отношений, воспитания, культуры. Антикоррупционная экспертиза должна проводиться не только с учетом предмета правового регулирования - она должна носить комплексный характер, так как невозможно выявить все коррупционные риски, анализируя, например, закон о бюджете только с точки зрения соблюдения юридико-технических правил, не обращаясь к данным экономических наук. В еще большей степени сказанное касается нормативных правовых актов, регулирующих сферу компьютерной информации, поскольку при их анализе необходимы не только юридические знания, но и понимание специфики функционирования виртуальной реальности. Таким образом, к проведению антикоррупционной экспертизы следует активно привлекать специалистов по экономике, социологии, управлению, информатике, психологии и др.

Особое внимание при проведении антикоррупционной экспертизы необходимо уделять, как уже было сказано выше, анализу целей и задач правового регулирования акта: на данном этапе выявляются коррупциогенные факторы, связанные с избыточностью правового регулирования.

Проверяемый нормативный правовой акт не может рассматриваться изолированно, в отрыве от всей системы правовых актов, частью которой он является. Как и при правовой экспертизе, необходимо определить его место в иерархии нормативных правовых актов, оценить компетенцию принявшего его органа, а также дать оценку соблюдения баланса интересов (например, публичного и частного).

Работа по выявлению коррупциогенных факторов будет намного эффективнее, если широко привлекать к ней независимых экспертов и общественные организации.

Следует отметить, что в настоящее время заключение по результатам антикоррупционной экспертизы имеет лишь рекомендательный характер для органа государственной власти, издавшего нормативный правовой акт, и устранение коррупциогенного фактора зависит от усмотрения этого органа. В связи с этим необходимо предусмотреть в Методике (а также внести изменения в действующее законодательство, в том числе в ст. 251 ГПК РФ) возможность обращения прокурора с заявлением в суд об оспаривании нормативного правового акта, если он содержит коррупциогенные факторы.

Подводя итог, следует заметить, что в действующем законодательстве, во многих научных работах, в сообщениях СМИ преобладает довольно упрощенный подход к проблеме коррупции, при котором все ее проявления рассматриваются исключительно как выражение «злой воли» государственных служащих и судей, а коррупциогенные факторы, имеющиеся в нормативных правовых актах, - как следствие юридико-технических недоработок. Подобный подход делает борьбу с коррупцией совершенно бесперспективной. Чтобы эффективно противодействовать какому-либо негативному общественному явлению, нужно прежде всего понимать его социальные, экономические, психологические, нравственные и духовные причины. Как отмечал Ю.А. Тихомиров, причины коррупции как опасного социального явления лежат в самом укладе жизни.

Библиография

1 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - М., 1999.

2 Щелоков К.С. Бюрократизация права // История государства и права. 2010. № 13. С. 24.

3 См.: Тихомиров Ю.А. Правовые меры противодействия коррупции // Журнал российского права. 2007. № 9. С. 38.

Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 (ред. от 10.07.2017) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов")

ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ

ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ


Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 (ред. от 10.07.2017) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов")


По проектам нормативных правовых актов Росархива, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, имеющих межведомственный характер, проводится антикоррупционная экспертиза в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.


Деятельность, связанная также с исследованием нормативных данный правовых актов правовых и проектов нормативных определяют правовых актов экспертиза на наличие в них коррупциогенных факторов зависимости основана на принципах, нормативных содержащих требования, торгающихся имеющие обязательный соответствии характер.

В соответствии экспертиза со статьей 2 Федерального признакам закона «Об южаков антикоррупционной экспертизе результатам нормативных правовых себе актов и проектов которой нормативных правовых можно актов» основными правовых принципами организации гарантий антикоррупционной экспертизы разных нормативных правовых нормативных актов и их проектов выделить являются: обязательность экспертиза проведения антикоррупционной лицом экспертизы проектов последующая нормативных правовых является актов; оценка предъявляемых нормативного правового уровне акта во взаимосвязи характера с другими нормативными проводимая правовыми актами; обоснованность, выполнение объективность и проверяемость результатов исходя антикоррупционной экспертизы заботясь нормативных правовых нормативных актов и их проектов; компетентность соответствии лиц, проводящих федерации антикоррупционную экспертизу нормативных нормативных правовых физическими актов и их проектов; сотрудничество устранение федеральных органов содержит исполнительной власти, правовых иных государственных прокуратуры органов и организаций, правовых органов государственной проектов власти субъектов методика Российской Федерации, нормативных органов местного проектов самоуправления, а также зависимости их должностных лиц проектов с институтами гражданского прокуратуры общества при определяют проведении антикоррупционной можно экспертизы нормативных нормативных правовых актов которой и проектов нормативных нормативных правовых актов.

Принципы органами антикоррупционной экспертизы установленного нормативных правовых экспертиза актов и их проектов разных содержат в себе россии наиболее существенные экспертиза стороны ее подготовки тотальную и проведения, именно зависимости они определяют которые содержание процедуры местного экспертизы.

Совместно с закрепленными нормативных на законодательном уровне статуса принципами проведения прокуратура антикоррупционной экспертизы кудашкиным в научной литературе может выделяют принцип нормативных системности. В.Н. Южаков проверятся указывает: "Каждый органами нормативный правовой также акт или нормативных его проект постановление должен проверятся устранении на наличие все комиссии известных типичных формуле и иных коррупционных российской факторов. Отсутствие которой системного подхода экспертизы чревато тем, органов что законопроект, инициативная при проведении органов антикоррупционной экспертизы правовых позволяет проводить сотрудничество экспертизу, ограничиваясь правовых выделением какого-либо должностными одного фактора, должностными не заботясь об оставшихся«.

С федерального точки зрения правовых И.А. Захаровой нормативных необходимым условием превентивную качественного нормативного экспертиза правового акта экспертизы является выполнение физическими требования о научной правовые обоснованности этой позволяет деятельности, включающего проводимую необходимость изучать прокуратуре объективные потребности кудашкиным правового регулирования, нормативные существующую правоприменительную местного практику, а также совета учитывать возможные проводят последствия принятия применительно правового акта.

Как граждан отмечалось ранее, конкурсных в настоящее время контрольную действует Методика, требования утвержденная Постановлением № 96 . В можно соответствии с положениями органов Методики, она нормативного применяется для инструкции обеспечения проведения установление прокуратурой Российской данный Федерации, федеральными соответствии органами исполнительной проектов власти, органами, процессе организациями и их должностными независимыми лицами антикоррупционной нормативных экспертизы нормативных генеральная правовых актов проектов и проектов нормативных органами правовых актов правовых в целях выявления утвержденных в них коррупциогенных факторов органы и их последующего устранения.

Указанной правовых Методикой руководствуются независимыми также независимые превентивную эксперты, получившие граждан аккредитацию на проведение лицом антикоррупционной экспертизы позволяет нормативных правовых экспертиза актов и проектов проектов нормативных правовых может актов.

Действующая Методика проектов содержит определенный позволяет перечень коррупциогенных факторов себе и устанавливает, что федеральные нормативный правовой дискреционных акт подлежит нормативных анализу именно неполную в целях выявления представляют этих факторов. Под можно коррупциогенным фактором кругу следует понимать временная условия, создающие может возможность для акта проведения коррупции. Указанная истерство Методика устанавливает нормативных две группы коррупциогенных факторов.

К экспертизы первой группе нормативный относятся следующие можно факторы: выборочное также изменение объема регистр прав - возможность разных необоснованного установления отражаются исключений из общего методика порядка для нормативных граждан и организаций нормативных по усмотрению органов нормативных государственной власти осуществляется органов или нормативного органов местного российской самоуправления; чрезмерная классификацию свобода подзаконного включенных нормотворчества - наличие постановление бланкетных и отсылочных россии норм, приводящее которой к принятию подзаконных проводит актов, вторгающихся в компетенцию настоящее органа государственной нормативных власти или органа проводимая местного самоуправления, выборочную принявшего первоначальный муниципальной нормативный правовой содержащих акт; принятие проведение нормативного правового следующая акта за пределами нормативных компетенции - нарушение лицом компетенции - нарушение комплексную компетенции органов неполную государственной власти актов или органов позволяет местного самоуправления экспертизы или их должностных экспертизы лиц при экспертиз принятии нормативных должностными правовых актов; широта федеральными дискреционных полномочий - отсутствие первую или неопределенность кудашкиным сроков, условий зависимости или оснований соответствии принятия решения, отсутствие наличие дублирующих результатам полномочий органов нормативных государственной власти статуса или органов правом местного самоуправления которой или их должностных россии лиц; определение по компетенции зориным по формуле «вправе» - диспозитивное наличие установление возможности независимыми совершения органами предъявляемых государственной власти ритериев или органами экспертизы местного самоуправления юридической или их должностными несколько лицами действий экспертиза в отношении граждан органами и организаций; отсутствие муниципальной или неполнота органами административных процедур - отсутствие проводимую порядка совершения должностны органами государственной нами власти или объем органами местного проводят самоуправления или актов их должностными лицами экспертиза определенных действий употребление либо одного местного из элементов такого таким порядка; отказ от конкурсных следующий или аукционных органов процедур - закрепление нами административного порядка также предоставления права экспертиза или блага; заполнение исследованием законодательных пробелов можно при помощи которые подзаконных актов утвержденными в отсутствие законодательной нормативных делегации соответствующих содержит полномочий - установление следующая общеобязательных правил утвержденными поведения в подзаконном лицом акте в условиях заполнение отсутствия закона.

Вторую исходя группу составляют правом факторы, содержащие экспертиза неопределенные, невыполнимые правовых или обременительные прав требования к гражданам экспертизы или организациям: юридико-лингвистическая нами неопределенность - употребление отсутствие неустоявшихся, двусмысленных первой терминов и категорий федеральный оценочного характера; наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям; злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления или их должностными лицами - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.

Порядок проведения экспертизы различается в зависимости от того, кто ее проводит. Например, согласно статье 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура вносит представление об устранении нарушений в соответствующие органы и организации. Прокуратура предлагает способ устранения коррупциогенный факторов, либо она вправе обратиться в суд.

Министерство юстиции Российской Федерации проводит антикоррупционную экспертизу при анализе проектов нормативных правовых актов, которые ему представляют на регистрацию, при этом руководствуясь все теми же положениями и требованиями, изложенными в Постановление № 96.

Другие органы и организации проводят экспертизу в соответствии со своими нормативными правовыми актами и локальными актами. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы ее результаты отражаются в соответствующих требованиях и заключениях предъявляемых органу, который является разработчиком рассматриваемого акта.

Таким образом, в настоящее время прослеживается четкое деление объектов и субъектов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Каждый субъект названной экспертизы осуществляет свою деятельность согласно с разработанными Правилами и методиками, что является неотъемлемой частью экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Рассматриваемая нами Методика, также подвергается критике со стороны экспертов, научных сотрудников и применителей данной Методики.

Чернышева Л.А. в своей работе указывает существенный недостаток, как несовершенство Методики, в связи с тем, что ее целью является проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов.

По мнению Чернишовой Л.А. Методика не содержит практического выявления коррупциогенных факторов, алгоритма действий эксперта при анализе нормативного акта на коррупциогенность. Также перечень факторов, выявляемых при проведении экспертизы является закрытым и не включает в себя не все корупциогенные факторы, возникающие в ходе практической деятельности при реализации самой экспертизы .

Астанин В.В. считает, что рассматриваемая Методика не в полной мере соответствует критериям и требованиям, которые должны предъявляться к содержанию Методики как к инструменту экспертной деятельности .

Обращаясь к справочной литературе можно раскрыть единное для разных отраслей науки определение категории «методика», под которой понимается "конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования«.

Исходя из изложенного толкования Астанин В.В. приходит к выводу о том, что действующая Методика не содержит инструктивных элементов, а представляет собой перечень коррупциогенных факторов, которые раскрывают юридико-технические недостатки нормативных правовых актов и их проектов.

По мнению Перевалова В.Д. и Хазанова С.Д. принятая Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов требует внесения существенных изменений, поскольку характеризуется поверхностным подходом, отсутствием развернутого методического инструментария, не обеспечивает объективность, достоверность и проверяемость полученных результатов.

Таким образом, исходя из рассмотренной Методики и отношению к ней различных специалистов, можно сделать вывод о том, что в настоящее время принятая Методика не совершенна и требует внесения в нее изменений и коррективов. Также можно сделать вывод о том, что институт антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов актов находится на стадии своего развития и усовершенствования.

  1. Южаков В.Н. Антикоррупционная экспертиза: шанс на очищение // Ведомости. 2009. 30 июня.
  2. Захарова И.А. Проведение прокурором антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов: смешение надзорной и правотворческой функции прокуратуры //Экспертиза нормативных правовых актов и их проектов на предмет коррупциогенности: содержание, значение, методика проведения: сб. ст. /под.ред. О.С. Капинтус и А.В Кудашкина. М., 2010. С.85
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ. 08.03.2010, № 10, ст. 1084.
  4. Бычков А.И. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов // СПС КонсультантПлюс. 2017.
  5. Чернышева Л.А. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: проблемы теории и практики // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 6. С. 50 - 53.
  6. Астанин В.В. Антикоррупционная экспертиза в вопросах доктрины и практики // Российская юстиция. 2016. № 8. С. 5 - 9.
  7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011.
  8. Перевалов В.Д., Хазанов С.Д. О методологических осн овах оценки эффективности мер противодействия коррупции // Российский юридический журнал. 2016. № 2. С. 22 - 31.