Информатика вокруг нас презентация. Презентация на тему "информатика вокруг нас"

13.01.2022

Класс: 5

Ключевые слова: осмысление , рефлексия , информация

Цели: создание условий для формирования у учащихся УУД

Личностных:

  • формирование навыков безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Метапредметных:

  • умение создавать обобщения, строить логические рассуждения, делать выводы;
  • умение работать с учебником, электронным приложением к учебнику;
  • развитие ИКТ-компетенции.

Предметных:

  • формирование общих представлений о целях изучения курса информатики;
  • формирование общих представлений об информации и информационных процессах.

Оборудование:

  • компьютерный класс,
  • доступ в Интернет,
  • мультимедийный проектор,
  • интерактивная доска,
  • учебник для 5 класса «Информатика» Л.Л.Босова.

Используемая технология: технология развития критического мышления.

Технологические этапы:

  • стадия вызова;
  • стадия осмысления;
  • стадия рефлексии.

Используемый приём: кластеры.

Ход урока

Так как это первый урок в 5 классе, то учитель знакомит учащихся с целями изучения курса информатики, обращает внимание на структуру учебника и систему условных обозначений. Затем знакомит их с электронным приложением к учебнику и способами доступа к электронным образовательным ресурсам, входящим в состав электронного приложения, а также ресурсам Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Важный этап этого урока – правила техники безопасности и организация рабочего места. Их можно усвоить с помощью плаката «Техника безопасности» и учебника .

I этап Фаза «Вызов»

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием, без которого не может обойтись ни один человек, живущий в современном обществе. Речь пойдет об информации.

Рисунок 1

Учащимся предлагается привести примеры. Всё фиксируется на доске и располагается вокруг ключевого слова.


Рисунок 2

Данный этап позволяет узнать представление учащихся об изучаемом понятии, на которое далее будут накладываться новые знания. Анализируем полученную картину. Необходимо, чтобы были представлены примеры восприятия информации всеми органами чувств человека. Если этого нет, то с помощью наводящих вопросов учащиеся пытаются это сделать, учитель дополняет слайд.


Рисунок 3

II этап Фаза «Осмысление»

Продолжаем обсуждение полученной схемы.

Анализируем приведенные примеры и обобщаем, используя более «крупные» понятия – «сведения об окружающем нас мире», «органы чувств», «человек». Помещаем этот слайд рядом с Рисунком 2.


Рисунок 4

Результатом работы на этом этапе должны стать следующая классификация информации:

  • по способу получения (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая, тактильная);
  • по форме представления (числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация)

Далее целесообразно распределить обучающихся на группы по 4 человека. Учащимся задаётся вопрос: на какие виды можно разбить информацию, представленную на Рисунке 2 с точки зрения формы представления? При выполнении этого задания может возникнуть необходимость добавления примеров информации в первоначальный слайд.

Результаты обсуждаются учащимися в группах, записываются в тетради. Если у детей возникнут трудности при выполнении данного задания, им может помочь вспомогательный слайд с различными формами представления информации (Рисунок 5).


Рисунок 5



Рисунок 6

После этого учащиеся знакомятся с презентацией « Информация вокруг нас» .

III этап ФАЗА «Рефлексия»

На фазе рефлексии учащиеся систематизируют информацию, полученную на предыдущих этапах. Задание группам: опираясь на выводы, сделанные в результате обсуждения предыдущих заданий, сформулировать понятие Информация. Представители от групп озвучивают свои версии, которые записывается на доске. Далее обращаемся к учебнику, сравниваем полученные результаты.

Действия людей, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации учащиеся обсуждают в ходе выполнения имеющегося в рабочей тетради задания №9. Каждая из групп работает с одним из пунктов а) -г); представители групп поочерёдно сообщают полученные результаты, обосновывая свою точку зрения.

IV этап Обсуждение домашнего задания

Дома учащимся предлагается придумать несколько примеров, доказывающих несовершенство наших органов чувств и пути решения этой проблемы.

Параграф 1, рабочая тетрадь №10 (кроссворд)

Список литературы:

  1. Информатика: учебник для 5 класса/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса Босова Л.Л. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php
  3. Информатика 5-6 классы: методическое пособие./Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Библиотечный урок

для 5 класса

«Информация вокруг нас»

Составитель: Иванова Наталья Анатольевна,

заведующая библиотекой МАОУ СОШ№22

г.Серова Свердловской области

2015 год

«Информация вокруг нас»

(познавательно-развлекательный информационный библио-

течный урок)

Цель: сформировать представление о различных свойствах информации;

развивать умения учащихся излагать свои мысли, аргументировать

их;

формирование познавательного интереса учащихся.

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня у нас в гостях библиотекари школ нашего города.

Мы с вами покажем им наше мероприятие. А прежде, чем начать его давайте

разгадаем ребус.

Ведущий: Правильно. Это слово информация. И сегодня на нашем познавательно-развлекательном библиотечном уроке мы будем говорить об информации.

А сейчас внимательно прочитайте текст и выберите те высказывания, которые для вас являются информацией.

Для меня информация – это:

* Новые, неизвестные мне раньше факты;

* любые факты: и новые и уже и известные;

* то, что хранится в памяти компьютера;

* данные об окружающей обстановке (погода на улице, кто в чём одет и т.п.;

* всё то, что слышу я слышу, вижу, осязаю, чувствую;

* всё, что передаётся по радио, телевидению, пишется в газетах и т.п.;

* всё то, что люди сохраняют в записях, книгах,

кинофильмах, фотографиях, картинах и т.п.;

* любое изменение вокруг меня, которое я в состоянии заметить;

* то, что присутствует в окружающих меня предметах;

* всё, что я мог сообщить другому человеку устно, письменно, жестами или любым другим способом.

Ведущий: Все эти определения относятся к понятию «информация». Мы будем не правы, если из этого перечня уберём какое-нибудь определение. Потому что информация присутствует во всём, что нас окружает.

Итак, что же такое информация?

Ведущий: А теперь скажите мне, из каких источников мы получаем информацию?

Ведущий: А с помощью чего мы получаем информацию, которая даёт нам возможность ориентироваться в окружающей среде?

Правильно. С помощью органов чувств.

А с помощью какого органа чувств мы получаем информацию, что может пойти дождь?

Правильно, с помощью зрения.

А ещё с помощью каких органов чувств мы получаем информацию.

Да, для восприятия информации человек использует не только зрение, но и другие органы чувств. По способу восприятия информация бывает:

Визуальная(зрительная) – то, что мы видим;

Аудиальная – то, что мы слышим;

Тактильная – то, что можно потрогать;

Вкусовая- то, что можно попробовать на вкус;

Обонятельная – то, что ощущается носом.

Ведущий: А как вы думаете, какой из органов чувств является ведущим?

Ведущий: В дополнение к своим органам чувств человек издавна использует различные измерительные устройства и приборы. Назовите какие-нибудь из них.

При разговоре знаки мы передаём звуками, а при письме буквами. То есть для обозначения букв и звуков мы используем определённый язык

(например: в России – русский язык, в Великобритании - английский и т.п.)

Русский язык служит КОДОМ, с помощью которого мы с вами общаемся.

Одно и то же слово в разных языках будет звучать по-разному:

В русском – собака;

В английском – dog .

Кодировать информацию можно не только с помощью языка (русский, английский и т.п.), но и с помощью картинок и знаков, с помощью чисел, с помощью символов.

Видеоинформация – это последовательность изображений – фильмы, мультфильмы и т.п.

Текстовая информация – это то, что напечатано или написано на любом из существующих языков.

Графическая информация - это рисунки, картины, чертежи, схемы, карты,

фотографии и т.п.

Звуковая информация – это всё то, что мы слышим – человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листьев, сигналы машин и т.п.

Числовая информация – это количественные характеристики объектов

окружающего мира – возраст, рост, вес, численность населения, площади лесов и т. п.

Ведущий:

Самый первый инструмент хранения информации - память. Но люди всегда понимали ненадежность человеческой памяти и пытались с древних времен зафиксировать наиболее важную информацию на внешних носителях.

Вспомните, на чём в древности сохраняли информацию?

(на камне, свитках папируса, на бамбуке, бумаге – это всё является носителями информации).

Ведущий: Какие более современные носители информации, кроме бумаги вы можете назвать?

(магнитная лента, лазерный диск, фотоплёнка, флэш-карта и т.д.)

Ведущий: А какие действия можно производить с информацией?

создавать

принимать

комбинировать

хранить

передавать

копировать

обрабатывать

искать

воспринимать

формализовать

делить на части

измерять

использовать

распространять

упрощать

разрушать

запоминать

преобразовывать

собирать

и т. д.

Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами

Ведущий: А сейчас давайте посмотрим сказку, которую для вас подготовили активисты библиотечного совета нашей школы.

СКАЗКА ПРО ТЕРЕМОК.

Ведущий : Жил да был на свете терем - теремок. А звали его – СИСТЕМНЫЙ БЛОК. Жили в нем умный- преумный и такой серьезный ПРОЦЕССОР, который был прекрасным вычислителем и ПАМЯТЬ, которая хранила и запоминала всякую информацию.

Жили они уединенно, ничего не ведая об окружающем мире.

Вот однажды мимо пробегала МЫШКА. Увидела она СИСТЕМНЫЙ БЛОК и спрашивает:

Мышка : Что за терем – теремок?

Системный Блок : Я - СИСТЕМНЫЙ БЛОК.

Мышка : Кто-кто в теремке живет?

Процессор

Память : Я – память – хранительница информации.

Вместе : А ты кто?

Мышка : Я - Мышка.

Умная, послушная,

К сыру равнодушная,

Кота не раздражаю,

Хозяев уважаю.

По коврику гуляю,

Хвостиком виляю,

Курсором управляю.

Можно к вам подключиться?

Процессор : Можно.

Ведущий : Стали они вместе жить.

Как-то проходила мимо Клавиатура, клавишами перебирая. Увидела Системный блок и спрашивает:

Клавиатура : Кто-кто в теремке живет?

Процессор : Я – Процессор – Главный вычислитель.

Память : Я – Память – хранительница информации

Мышка

Вместе : А ты кто?

Клавиатура ; Зовут меня КЛАВА. Я помогаю вводить любой текст. Можно к вам подключиться?

Процессор : Можно.

Ведущий : Зажили они дружно вчетвером.

Вот однажды проходил мимо Монитор, экраном сверкая, солнечных зайчиков пуская. Увидел он Системный блок и спрашивает:

Монитор : Кто-кто в теремке живет?

Процессор : Я – Процессор – Главный вычислитель.

Память : Я – Память – хранительница информации.

Мышка : Я – Мышка, по коврику гуляю, курсором управляю.

Клавиатура : Я – клавиатура Клава, умею вводить разный текст.

Вместе: А ты кто?

Монитор : У тебя вопросов много

Подскажу тебе я: с кем

Ты в режиме диалога

Сможешь сто решить проблем.

Отвечаю без капризов,

Задавай вопрос быстрей,

Я ведь – умный телевизор

А зовут меня - …ДИСПЛЕЙ!

Можно к вам подключиться?

Процессор : Можно.

Ведущий : Собрались жители Теремка и ахнули. Произошло чудо. Раньше все они поврозь жили, что-то умели. Никто об этом не знал. И вот они объединились, подружились. И дружба их свершила ЧУДО – появился…

Ведущий: Ребята, отгадайте загадку:

Он рисует, он считает

Проектирует заводы

Даже в космосе летает,

И дает прогноз погоды

Миллионы вычислений

Может сделать за минуту

Догадались, что за гений?

Ну, конечно же - … КОМПЬЮТЕР!

Действующие лица сказки читают стихи о каждом устройстве

Память : Здесь уютно, как в каюте,

Информация живет,

Чудо – импульсы компьютер

Сам сюда передаёт.

И они гурьбой весёлой

Возникают там и тут

В ПАМЯТЬ импульсы, как пчелы

Информацию несут

Сохранится в этих сотах

Всё на долгие года.

Человек забудет что-то

А компьютер – никогда!

Процессор : Ум компьютера – процессор.

Как заправский эрудит

Вычислительным процессом

Он легко руководит.

Монитор : И ведет легко и быстро

Мой компьютер сложный счет

Он решенье программисту

На дисплей передает

Программист: Но есть один секрет, который я вам раскрою

Как грудной малыш без мамы

Сам не может есть и пить,

Так компьютер без ПРОГРАММЫ
Шагу бы не мог ступить!

Я зря времени не трачу,

Как учитель на доске,

Я пишу ему задачу

На программном языке

Ведущий: А сейчас прозвучат частушки.

Эту мышку даже мама

Может смело в руки брать.

У неё на спинке кнопки,

Чтоб программы выбирать.

Раньше шкаф от толстых книжек

Рассыпался и трещал,

А теперь все эти книжки

Я на диск один «ужал».

От сестрёнки своей Оли

Все секреты «запаролил».

Пусть попробует теперь

Вскрыть в мои икс-файлы дверь!

У доски я всё сбиваюсь,

Не могу ответ найти.

Может, мне из класса выйти

И по новой в класс войти?!

Петька, жадина, не дал

Откусить конфету!

Я ему за это дам...

С вирусом дискету!

Ах, зачем вам, Марь Иванна,

Бегать на уроки?!

Киньте курс ваш на компьютер –

Меньше всем мороки!

Не знакомлюсь во дворе я

Следую совету,

Женихов всех завожу

Лишь по Интернету.

Помогите нашей Свете

Заблудилась в Интернете!

Целый день уж там блуждает,

Ведь всего две буквы знает.

Делать Коля стенгазету

За компьютер сел с утра.

Но тотчас забыл про это:

Увлекла его игра.

Есть компьютер у Кравцова,

Он за ним весь день сидит.

А придёт Антон наш в школу

И задачку не решит.

Ведущий: А сейчас давайте посмотрим видеоролик «История возникновения компьютера».

Ведущий: Давайте проверим, какими внимательными вы были на нашем уроке.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

    Устройство, служащее для отображения текстовой и графической информации (МОНИТОР)

    Специальная программа, выполняющая нежелательные для пользователя действия на компьютере (ВИРУС)

    Указатель местоположения на экране (КУРСОР)

    «Мозг» компьютера (ПРОЦЕССОР)

    Взломщик компьютерных программ (ХАКЕР)

    Всемирная глобальная сеть (ИНТЕРНЕТ)

    Наименьшая единица количества информации. (БИТ)

    Устройство для считывания графической и текстовой информации в компьютер. (СКАНЕР)

Ведущий: А сейчас, ребята, разгадайте ребусы.

Ответы: монитор, компьютер, клавиатура, дисплей

Ведущий: А теперь желающие заполните таблицы.

Ведущий: А пока ребята заполняют таблицы, давайте поотгадываем загадки.

Быстро пальцы побежали,
Быстро текст они набрали.
Рады Маша, Петя, Шура,
Помогла: (клавиатура).

На полочке они блестят,
В компьютер все они хотят.
Протяни лишь руку, близко
Мои компьютерные : (диски).

Кто так быстро побежал,
Кто все знал и указал?
Кто проворен, как мартышка?
Ну конечно, это - : (мышка).

На компьютерном столе

Помогает она мне.

Колесиком и кнопкой

Я управляю ловко . (Мышка)

Кто нас часто отвлекает,
Время, отдых отбирает?
Спать идти давно пора,
Но нас мучает: (игра)

Он - ЭВМ. Это имя одно.

А как по-другому зовем мы его? (Компьютер)

Это пластинка. Она небольшая.

На ней сохранится картинка любая,

И информацию разную тоже

На эту пластинку записывать можно.

Объем небольшой сохранится на ней.

Зимой одним цветом и летом.

Конечно же, это... (дискета)

Бывает струйный, лазерный бывает.

Его всегда печатать заставляют

Он на бумагу распечатает что нужно.

Печатник этот всем нам очень нужен. (Принтер)

Если я в игру играю

То на кнопки нажимаю.

Кнопки, рычаги и хвостик...

Догадались? Это... (джойстик)

Компьютер будет молчалив,

Коль нет с ним рядом дев таких.

А если есть, он говорит,

Поет, играет и пищит.

Стоят над ним в сторонке

Близняшки две -... (колонки)

Вставишь диск в него, и вот -

Заработал... (дисковод)

Корпус компьютера.

В нем то хранится,

Что компьютеру пригодится.

Корпус из пластика, стали, стекла,

В нем материнская плата жила,

А также процессор, ОЗУ, дисковод...

Что это за корпус, скажите, народ? (Системный блок)

Это пластина, на ней микросхемы,

Компьютерной компоненты системы.

Очень важна она! Очень, ребята!

Зовется она... (материнская плата)

Клавиатуру изучаю,

Где буквы, я запоминаю

Я неуверенно и робко

Текст набирал и жал на... (кнопки)

Не каждый совершить сумеет сам

Процесс создания компьютерных программ.

Искусство это тщательно планируем,

А сам процесс зовется... (программированием)

С помощью такого устройства

Откопировать книгу можно

Тексты, картинки любые

Станут с ним цифровыми. (Сканер)

Картинки смотреть и в игры играть. (Монитор)

В памяти компьютера

Она проживает.

Преобразовать

Изображение помогает.

В видеосигнал

Для монитора превращает.

Ты ее узнал?

Ну, как ее называют? (Видеокарта)

Всемирная сеть, иль, еще, паутина,

Найдешь в ней про все - про людей, про машины.

Каких только сведений разных в ней нет!

Зовется она, знаешь ты, ... (интернет)

Это программа, с ней все вы знакомы.

Диски найдете у каждого дома.

С ней мы вступаем в процесс игровой,

Она называется просто - ... (игрой)

На нем компьютерная мышка

Живет и ползает, глупышка.

Катать - задача не легка,

Коль на столе нет... (коврика)

Жесткий диск так называют.

Кто название отгадает?

Копятся данные в этом устройстве

Запоминать - его главное свойство . (Винчестер)

Если мой компьютер «заболеет»,

Вылечить его я сам сумею.

Не боюсь вредоносных программ,

Повредить ничего им не дам

Как вредители те называются,

Что заразны и вмиг размножаются? (Вирусы)

Указатель на экране

Буквам всем укажет место.

С ним работать легче станет,

Он - экранная пометка.

На экране видит взор,

Как мигает мне... (курсор)

Ведущий: Ребята! Отгадайте слова, содержащие известную аббревиатуру ПК (П ерсональный К омпьютер ) .

_ _ ПК _ (Часть печи.)

_ _ ПК _ (Холм, курган, вулкан.)

_ _ ПК _ (Орудие труда огородника.)

_ _ ПК _ (Головной убор.)

_ _ _ ПК _ (Застёжка и острая канцелярская принадлежность.)

_ _ _ ПК _ (Лоскут ткани для хозяйственных нужд.)

_ _ _ ПК _ (Лодка с прочным широким корпусом.)

_ _ _ _ ПК _ (Зажим для бумаг.)

_ _ _ _ ПК _ (Положительный результат похода в магазин.)

( Ответы : то пк а, со пк а, тя пк а, ша пк а, кно пк а, тря пк а, шлю пк а, скре пк а, поку пк а.)

Ведущий: А сейчас, ребята,отгадайте слова, содержащие аббревиатуру ДОС ( Д исковая О перационная С истема).

ДОС _ _ (Документы по какому-либо делу, вопросу.)

ДОС _ _ (Пиломатериал.)

ДОС _ _ (Свободное время.)

ДОС _ _ _ _ (Тяжеловесное снаряжение.)

ДОС _ _ _ _ _ _ _ (Успех)

ДОС _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (Место, объект, заслуживающий особого внимания.)

_ _ ДОС _ _ (Счастливое, весёлое событие.)

_ _ _ ДОС _ _ (Чувство собственного достоинства.)

_ _ _ ДОС _ _ (Вкусности, портящие зубы и фигуру.)

_ _ _ _ ДОС _ _ (Период жизни.)

( Ответы: дос ье, дос ка, дос уг, дос пехи, дос тижение, дос топримечательность, ра дос ть, гор дос ть, сла дос ти, моло дос ть.)

Ведущий: Мы с вами живём в информационном пространстве, и сами являемся его частью. А компьютер, который есть фактически в каждом доме – это незаменимый помощник наш при работе с информацией различного вида. В настоящее время многие библиотеки, в том числе и школьные становятся информационными центрами. И всё же книга является самым главным источником информации.

Продолжается век,

И другой приближается век,

По кремнистым ступеням

Взбираясь к опасным вершинам.

Никогда, никогда, никогда

Не отдаст человек

Своего превосходства

Умнейшим машинам.

Ведущий: Мы надеемся, что вам понравился наш информационный час, и вы узнали для себя что-то новое и интересное. Двери библиотеки всегда для вас открыты.

Рефлексия.

Просим выразить своё отношение к уроку.

Хотите лучше владеть компьютером?

Особенно успешно головоломка "Поиск слова" используется на уроках иностранного языка, можно даже сказать, что это является классическим упражнением для обучающихся любого возраста. Выполнение такого задания позволяет не раз "отработать" новое слово: играющий видит и полное написание слова в подсказках, и ищет слово среди других. Мы считаем, что эта головоломка эффективна и при изучении родного языка, при изучении словарных слов, новых понятий и т.п. В этой статье мы расскажем, как составить головоломку "Поиск слова по буквам" онлайн.

Читайте новые статьи

Нацпроект «Цифровая образовательная среда» приходит в российские регионы: в школы будет поставлено оборудование, улучшен доступ в Интернет. Но не будем забывать о содержании: что будет делать учитель с новыми, но пустыми компьютерами? Цифровой класс - это не только компьютеры и интернет, важным компонентом цифровой среды являются инструменты и сервисы, позволяющие организовать в школе учебный процесс с использованием электронных образовательных ресурсов.

Тема "Информация и информационные процессы" заняла прочное место в курсе информатики. На неё опирается изучение всех остальных тем курса. Поэтому важно дать прочные знания по данной теме. Представленный урок позволяет не навязчиво, в виде беседы, рассуждения, используя абстрактное мышление детей и игровые моменты, объяснить детям базовые понятие информатики.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Информация вокруг нас Урок информатики в 5 классе Авторы: Кузыченко С. В. Семенова Е.Ю.

Так мы получаем информацию

Информация – сведения об окружающем мире.

Как мы получаем информацию? Канал получения Зрительный Слуховой Вкусовой Обонятельный Осязательный Органы чувств Глаза Уши Язык Нос Кожа

Виды информации 80% 10% 7% Зрительная Слуховая Тактильная Обонятельная Вкусовая

Какое чувство наиболее развито у этих животных? Зрение Обоняние Слух Осязание Вкус

Какого вида информацию не получает средняя обезьянка?

Разделите эти слова по видам информации и заполните таблицу Тепло, вкусно, больно, громко, красиво, сладко, холодно, тихо, жарко, кисло, ароматно, горячо. Звуковая Зрительная Вкусовая Обонятельная Тактильная Громко Тихо Красиво Ярко Вкусно Сладко Кисло Ароматно Тепло Холодно Жарко Горячо

Заполните пустые клетки Предмет Свойство Канал Обонятельный Сладкий Осязательный Звон Зрительный Ароматный Вкусовой Колючий Звуковой Красивая

Найдите лишнее Синее, яркое, далекое Громкий, тихий, звонкий, кислый, вкусный, горький сладкое горячий Ароматный,

Виды информации по форме представления Числовая информация Количественные характеристики объектов окружающего мира – возраст, вес, рост человека, численность населения, площади лесов и т.д. 12 – число записанное арабскими цифрами. XII – число, записанное римскими цифрами. 000011011 – представление числа в памяти компьютера Текстовая информация Все, что напечатано или написано на любом из существующих языков. Книга – русский язык. Book – английский язык. Buch – немецкий язык. Livre – французский язык Графическая информация Рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии и т.д. Звуковая информация Все, что мы слышим – человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листьев, сигналы машины и т.д. Видеоинформация Последовательности изображений – фильмы, мультфильмы и т.д.

Домашнее задание Учебник параграф 1.1, вопросы на стр. 11, задание №4 в учебнике – стр. 11. Творческое задание: Представить в различных формах информацию о том, как ты провёл лето.

Предварительный просмотр:

Информация вокруг нас

Раздел программы : “Информация и информационные процессы”

Тема урока : “Информация вокруг нас”

Тип урока : Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.

Форма работы : Фронтальная

Методы : Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Время проведения : Первый урок по теме: “Информация и информационные процессы”

Цели урока :

Создание условий для формирования понятия “информация”; о видах информации; о каналах получения информации; о формах представления информации.

Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.

Развивать логическое мышление школьников через установление причинно-следственных связей.

Развивать умение школьников излагать свои мысли, аргументировать их.

Проконтролировать уровень усвоения программного материала.

Развитие познавательного интереса.

Задачи урока :

Воспитательная – развивать познавательный интерес, воспитывать коммуникативную культуру.

Учебная – ввести новые понятия, закрепить основной программный материал в процессе выполнения заданий, осуществить первичный контроль.

Развивающая – развивать логическое мышление, расширять кругозор.

План урока:

Виды и формы работы

1. Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку, приветствие

2. Мотивационное начало урока.

Подготовка к учебно-познавательной деятельности. Вступительное слово. Постановка цели урока

3. Объяснение темы

Беседа с использованием слайдов презентации

4. Закрепление изученного

Работа в тетрадях, выполнение упражнений

5. Первичный контроль

Тест

6. Подведение итогов, домашнее задание

Работа с учебником

Ход урока

Презентация

Организационный момент.

Проверить готовность класса к уроку. Приветствие. Сообщение темы урока. (Демонстрируется слайд 1)

Мотивационное начало урока.

Учитель: Каждый день вы узнаете что-то, чего не знали раньше. Откуда вы можете получать новые знания, сведения, новости?

Ответ: Из книг, от друзей, по телевидению, по радио, от учителя.

Учитель: Правильно. Новые знания, которые вы получаете слушая объяснения учителя на уроке, сведения, которые вы получаете из книг, газет, журналов, новости, которые вы видите по телевизору, слушаете по радио или от людей, с которыми общаетесь все это можно назвать одним словом – ИНФОРМАЦИЯ. (Демонстрируется слайд 2)

ИНФОРМАЦИЯ – это сведения об окружающем нас мире. (Демонстрируется слайд 3)

Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете, на какие виды делится вся информация, с помощью каких органов чувств получаем мы ту или иную информацию, в ходе урока вы будете выполнять различные задания. А в конце урока проверим, хорошо ли вы усвоили новую тему с помощью теста.

Учитель: Информацию об окружающем мире получают не только люди, но и все живые организмы. Собака-пастух может почувствовать приближение волка и лаем предупредить об этом своего хозяина. В Индии по берегам рек встречаются заросли удивительного растения “Стыдливая мимоза”. Когда начинается тропический ливень, и первые капли дождя падают на растение, мимоза спешит свернуть свои листочки. Информация заложена в каждой клетке живого организма, и это позволяет ему расти, развиваться, справляться с болезнями.

Ребята, а как мы узнаем, что утюг горячий, а лед холодный?

Как узнаем, что мороженое сладкое, а лимон кислый?

Как узнаем, громко играет музыка или тихо?

Как узнаем, что у мамы “убежало” молоко?

Ответ: Потрогать рукой, попробовать на язык, слышим ушами, почувствуем носом.

Учитель: Действительно, информацию об окружающем нас мире: о цвете, запахе, температуре, вкусовых качествах, физических свойствах предметов люди и другие живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния. (Демонстрируется слайд 4)

В зависимости от того, с помощью какого органа была получена информация, ее делят на виды: зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная или тактильная. (Демонстрируется слайд 5)

Учитель: Как вы думаете, ребята, с помощью какого органа мы получаем больше всего информации?

Ответ: Глаза

Учитель: Больше всего информации человек получает с помощью зрения: глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки; различаем цвет, форму, размер, расположение предметов. Известно, что свыше 80% информации, получаемой человеком из внешнего мира, приходится на зрение, около 10% - на тактильные ощущения и лишь 7% составляет информация, воспринимаемая в текстовой форме.

Учитель: Животные также получают информацию с помощью своих органов чувств, но значимость того или иного органа чувств, для разных животных различна.

Учитель:

Задание №1 (устно)

Посмотрите на картинку и ответьте на вопрос: Какое, по вашему мнению, чувство является самым главным и наиболее развито у орла; волка; летучей мыши; дельфина; крота?

(Демонстрируется слайд 6. Ответы обсуждаются.)

Учитель:

Задание №2 (устно)

Посмотрите на картинку и ответьте на вопрос: Какого вида информацию не получает средняя обезьянка?

(Демонстрируется слайд 7)

Ответ: Слуховую

Учитель:

Задание №3: (письменно)

Разделите эти слова по видам информации и заполните таблицу.

(Тепло, вкусно, больно, громко, красиво, холодно, тихо, жарко, кисло, ароматно, горячо, сладко).

(Правильный ответ демонстрируется на слайде 8)

Учитель:

Задание №4: (письменно)

Что должно быть написано в пустых клетках?

(Ответы обсуждаются. Правильный ответ демонстрируется на слайде 9)

Учитель:

Задание №5 (устно)

Среди предложенного ряда слов найдите лишнее. Ответ объясните.

Синее, яркое, сладкое, далекое

Громкий, тихий, горячий, звонкий

Кислый, вкусный, горький, ароматный

(Демонстрируется слайд 10)

Учитель: Ребята! К нам на урок пришёл мышонок Джерри. (Демонстрируется слайд 11)

Вы рады его видеть? Давайте с ним пообщаемся, действиями и словами передадим ему информацию о себе.

Физкультминутка: На каждый вопрос дети отвечают хором: “Вот так!” и жестом показывают нужное движение (действие).

Как живешь?

Как идешь?

Как бежишь?

А как спишь?

Как берешь?

Как поешь?

Как шалишь?

А как грозишь?

Учитель: Полученную информацию человек может представить в виде записей, изображений, звуков и т.д. По форме представления информация делится на следующие виды: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.

(Демонстрируется слайд 12)

Учитель:

Задание №6 (Демонстрируется слайд 11)

Мышонок приготовил вам игру. Правила простые: на столе разложены предметы, на которых информация представлена в различных формах. Распределите их по формам представления информации.

Предметы: рисунок, книга, фотография, музыкальная кассета, цифры, схемы, карты, видеокассета, пример по математике, наушники, плеер, газета, журнал, калькулятор.

Учитель: А теперь проверим, хорошо ли вы усвоили тему сегодняшнего урока. Выполним тест по вариантам.

Тест к уроку

Вариант 1

1. Дайте самый полный ответ.

Информация – это…

А. сведения об окружающем нас мире

Б. то, что передают по телевизору в выпусках новостей

В. прогноз погоды

2. Укажите орган чувств, с помощью которого здоровый человек получает большую часть информации.

А. глаза

Б. уши

В. кожа

Г. нос

Д. язык

3. Рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии – это…

А. числовая информация

Б. текстовая информация

В. звуковая информация

Г. видеоинформация

Д. графическая информация

4. Все, что мы слышим, - человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листвы, сигналы машины – относится к…

А. числовой информации

Б. текстовой информации/

В. графической информации

Г. звуковой информации

Д. видеоинформации

Вариант 2

1. Дайте самый полный ответ.

Информация – это…

А. то, что передают по телевизору в выпусках новостей

Б. прогноз погоды

В. сведения об окружающем нас мире

Г. то, что печатают в газете

2. Укажите “лишнее”

А. глаза

Б. уши

В. лицо

Г нос

Д. язык

3. Количественные характеристика объектов окружающего мира – возраст, вес, рост человека, численность населения, площади лесов и т. д. – представляются в форме…

А. числовой информации

Б. текстовой информации

В. графической информации

Г. звуковой информации

Д. видеоинформации

4. Все, что напечатано или написано на любом из существующих языков, относится к…

А. числовой информации

Б. текстовой информации

В. графической информации

Г. звуковой информации

Д. видеоинформации

Учитель: А теперь, в конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему уроку в целом. Ответьте на вопросы в листах рефлексии и сдайте их мне.

(Учащимся выдаются листки с рефлексивным заданием. Учитель в это время проверяет тест)

(Демонстрируется слайд13)

Учитель:

Объявляются оценки за тест.

Домашнее задание:

Учебник параграф 1.1, вопросы на стр. 11,

Задание №4 в учебнике – стр. 11.

Творческое задание: Представить в различных формах информацию о том, как ты провёл лето.

(Демонстрируется слайд14)