Сослагательное наклонение во французском языке употребляется чаще всего в придаточных предложениях и сравнительно редко - в независимых предложениях. Аналогичного наклонения в русском языке нет.
Окончания сослагательного наклонения
Окончания сослагательного наклонения являются одинаковыми для правильных и неправильных глаголов.
Il veut que j" attend e .
Il veut que tu attend es.
Il veut qu"il / Il veut qu"elle / Il veut qu"on attend e
Il veut que nous attend ions
Il veut que vous attend iez
Il veut qu"ils / Il veut qu"elles attend ent
Окончания: -e, -es, -e, -ions, -iez, -ent.
Наверное, они Вам знакомы.
Окончания 1 л. и 2 л. мн. ч. знакомы Вам из спряжения глаголов в прошедшем несовершенном времени, а остальные окончания совпадают с окончаниями глаголов на -еr в настоящем времени.
Образование форм сослагательного наклонения
Сослагательное наклонение большинства правильных и неправильных глаголов образуется от основы 3 л. мн. ч. настоящего времени глагола.
инфинитив |
3 л. мн. Наст.вp. |
|||||
Образование неправильных форм сослагательного наклонении
Глаголы, оканчивающиеся на -ayer, -oyer, -uyer, -é...rer, а так- же глаголы на -еr с ударением на основе или на окончании, претерпевающие орфографические изменения в формах настоящего времени, повторяют эти изменения и в формах 1 и 2 л. мн. ч. сослагательного наклонения.
У глаголов на -oir и некоторых глаголов на -re u -ir основа в 1 и 2 л. мн. ч. отличается от основы в 3 л. мн. ч. Эти глаголы сохраняют обе основы в сослагательном наклонении.
За исключением 1 и 2 л. мн. ч. Все формы сослагательного наклонения образуются от основы 3 л. мн. ч. настоящего времени.
Формы 1 и 2 л. мн. ч. сослагательного наклонения образуются от основы настоящего времени.
К этой группе глаголов относятся: acquérir, venir, tenir, mourir, décevoir, devoir, voir, croire, boire, recevoir
Неправильные формы сослагательного наклонения
У некоторых глаголов сослагательное наклонение образуется особым способом. Ниже приводятся самые распространенные из них:
Сослагательное наклонение прошедшего времени - Subjonctif passé
Сослагательное наклонение прошедшего времени образуется с помощью форм avoir и être настоящего времени сослагательного наклонения и причастия прошедшего времени соответствующего глагола.
Travailler/ sortir
sorti(s)/sortie(s) |
||||
Сослагательное наклонение прошедшего времени образуется по аналогии со сложным прошедшим временем.
Subjonctif
употребляется в придаточных предложениях,
вводимых союзом
que
1. если глагол главного предложения
выражает
волю ,
пожелание ,
просьбу ,
приказ ,
запрет
После глаголов :
d é sirer
желать
souhaiter
хотеть
просить
commander
приказывать
ordonner
запрещать
d é fendre
разрешать
permettre
После безличных оборотов :
нужно
il est n é cessaire
необходимо
Je veux que vous l ’ aidiez .
Я хочу, чтобы вы помогли ему.
Il d é sire qu ’ elle vienne le voir.
Он желает, чтобы она навестила его.
Отец запрещает, чтобы он шёл в кино .
Le p è re d é fend qu ’ il aille au cin é ma .
Нужно , чтобы ты выучил это правило .
Il faut que tu apprennes cette règle.
Иногда пожелание или приказ
могут быть выражены с помощью
глаголов
é crire
придаточного предложения
переводится на русский язык союзом
чтобы
Если данные глаголы не выражают
приказания, употребляется Indicatif
переводится союзом
Dis-lui qu’il lise plus haut !
Скажи ему, чтобы он читал громче.
Dis-lui qu’il lit trop haut.
Скажи ему, что он читает слишком
громко.
Subjonctif образуется от основы
3 лица мн. ч. Indicatif
путём прибавления окончаний pr é sent
в 1л, 2л, 3л ед . числа и в 3 л мн. числа
окончаний imparfait в 1л и 2л мн. ч.
je - e
nous – ions
tu – es
vous – iez
il (elle) – e
ils (elles) - ent
Il faut ...
que nous lisions
que je lis e
que vous lis iez
que tu lis es
qu’il lise
qu’ils lis ent
Mettez les verbes au subjonctif présent
1. Protéger son ami
2. Réussir à l’examen !
3. Ecouter des chansons.
4. Partir à l’école.
5. Mettre des bottes.
6. Dire la vérité.
7. Finir le travail.
8. Prendre les cahiers.
9. Remplir le carnet.
10. Lire ce livre.
Le subjonctif des verbes.
Aller -que j’aille - que nous allions - qu’ils aillent
Avoir - que j’aie - que nous ayons - qu’ils aient
Etre - que je sois - que nous soyons - qu’ils soient
Faire - que je fasse -que nous fassions - qu’ils fassent
Falloir (il faut) - qu’il faille
Pouvoir - que je puisse –
que nous puissions - qu’ils puissent
Savoir - que sache –
que nous sachions - qu’ils sachent
Vouloir -que je veuille –
que nous voulions -qu’ils veuillent
Boire - que je boive -que nous buvions –
qu’ils boivent
Devoir - que je doive -que nous devions –
qu’ils doivent
Ecrire - que j’écrive -que nous écrivions –
qu’ils écrivent
Prendre - que je prenne -que nous prenions –
qu’ils prennent
Recevoir - que je reçoive - que nous recevions –
qu’ils reçoivent
Tenir - que je tienne - que nous tenions –
qu’ils tiennent
Voir -que je voie - que nous voyions –
subjonctif .
1. Я хочу посетить Париж.
3. Нужно работать хорошо.
очень интересный.
17. Пусть он войдёт!
Выберите фразы, в которых необходимо употребить subjonctif .
1. Я хочу посетить Париж.
2. Твоя мама сердится, что ты невнимателен.
3. Нужно работать хорошо.
4. Нужно, чтобы все хорошо работали.
5. Отец запрещает, чтобы он шёл в кино.
6. Скажи ему, что он хорошо поёт.
7. Он желает, чтобы она навестила его.
8. Я знаю, что вы хорошо сдадите экзамены.
9. Фильм, который мы посмотрели вчера,
очень интересный.
10. Напиши ему, чтобы он приехал летом.
11. Возможно, мы посетим этот музей.
12. Учитель рассержен, что столько учеников не выполнили домашнее задание.
13. Я думаю, что ты будешь хорошим врачом.
14. Он понимает, что для того, чтобы поступить в университет, нужно хорошо учиться.
15. Вы полагаете, что она говорит правду?
16. Я боюсь, что он не справится с этой работой.
17. Пусть он войдёт!
18. Я не думаю, что он сможет это сделать.
Trouvez les phrases qui sont au subjonctif.
1. Ma soeur veut que je lui dise la vérité.
2. Je sais que son père est en congé.
3. Il faut que nous chantions plus haut.
4. On souhaite que tu réussisses à l’examen.
5. Victor m’a dit que ce livre est très intéressant.
6. Je me fâche que Pierre regarde trop la télé.
7. Elle a peur que tu finisses tes cours tard ?
8. Le film que nous avons vu hier est très ennuyeux.
9. Maman est étonnée que tu mettes ta robe sur la table.
10. Dites leur qu’ils reviennent plus vite.
SUBJONCTIF
1. Ma soeur veut que je lui (dire) la vérité.
2. Il faut que nous (crier) plus haut.
3. On souhaite que tu (partir) très vite.
4. Le prof. n’est pas sûr que vous (copier) bien le devoir.
5. Je ne crois pas qu’elle (répondre) bien.
6. Tout le monde doute que nous (gagner).
7. Il est nécessaire que vous (lire) ce journal.
8. Es-tu content que notre classe (être) la meilleure ?
9. Nous voulons que vous (voir) ce spectacle.
10.Il est nécessaire que je (savoir) cette règle.
11.Est-ce qu’elle a peur que tu (finir) tes cours tard ?
13. Je me fâche que Pierre (regarder) la télé trop souvent.
14. Il est impossible qu’Olga (vouloir) partir.
15. Je crains que vous n’(arriver) pas.
16. Il faut qu’ils (prendre) leur petit déjeuner.
17. Elle désire que nous (entendre) cette musique.
18. Nous sommes très contents que vous (être) gais.
19. Le général ordonne aux soldats qu’ils (avoir)
un pistolet dans la poche.
20. Maman est étonnée que tu (mettre) ta robe sur
21. Les parents ont peur que leurs enfants (faire)
Subjonctif употребляется
2. Если в главном предложении выражено
сомнение,
неуверенность
а) после глаголов
douter - сомневаться
ignorer - не знать
б) после безличных оборотов
il semble - кажется
il est possible - возможно
Она не знает , что они придут её навестить.
Elle ignore qu’ils viennent la voir.
Возможно , мы посетим этот музей.
Il est possible que nous visitions ce musée.
Я сомневаюсь , что они сделают хорошо
эту работу.
Je doute qu’ils fassent bien ce travail.
в) после глаголов
penser - думать
в отрицательной и вопросительной форме
(так как в этом случае они выражают сомнение):
Я не думаю , что это дело удастся .
Je ne pense pas que cette affaire réussisse .
Вы полагаете (думаете), что она говорит
Croyez -vous qu’elle dise la vérité?
Я думаю , что мой дядя может вам помочь.
Je pense que mon oncle peut vous aider.
Я не думаю , что мой дядя может вам помочь.
Je ne pense pas que mon oncle puisse vous aider .
3. Если в главном предложении выражено
какое-либо чувство
(удивление, радость, стыд, возмущение,
сожаление, страх )
после глаголов:
craindre , avoir peur - бояться
s ’é tonner - удивляться
se f â cher - сердиться
s ’ indigner - возмущаться
ê tre heureux - быть счастливым
Учитель удивлён , что столько учеников
отсутствует .
Le professeur est étonné que tant d’élèves
manquent .
Твоя мать сердится , что ты невнимателен.
Ta mère se fâche que tu ne sois pas attentif.
После глаголов бояться craindre , avoir peur
употребляется частица ne ,
которая не переводится на русский язык.
J’ai peur qu’il ne vienne .
Я боюсь , что он придёт .
Я боюсь , что он не придёт .
J’ai peur qu’il ne vienne pas .
Чтобы лучше разобраться с Сослагательным наклонением (Le Subjonctif), необходимо понять логику употребления глаголов в этом наклонении. Сравните два предложения, обращая внимание на выделенные глаголы:
- Ты переводишь фразу на французский язык.
- Я хочу, чтобы ты перевел фразу на французский язык.
В каком времени употреблен выделенный глагол во втором предложении? Ответ можно посмотреть в конце статьи.
Понимание "логики" употребления данного наклонения зависит от умения видеть разницу между двумя наклонениями :
- Изъявительное наклонение (L"Indicatif ) мы употребляем, когда сообщаем о факте ;
- Сослагательное наклонение (Le Subjonctif ) мы употребляем, когда даем оценку, высказываем опасение, сомнение и т.п.
Subjonctif употребляется после некоторых глаголов и конструкций , т.е. всего-то и надо научиться "улавливать" глаголы выражающие:
Запомним безличные обороты, после которых нам придется употреблять subjonctif:
Употребление subjonctif требуют некоторые союзы.
Образование Subjonctif Présent глаголов первой и второй группы не представляет сложности, так как подчиняется общему правилу: берется основа третьего лица множественного числа глагола в настоящем времени и прибавляются окончания. Глаголы третьей группы, во-первых, спрягаются в настоящем времени не по общему правилу, а, во-вторых, некоторые из них могут иметь разные основы в Subjonctif.
На практике от спряжения в présent глаголы будут отличаться лишь в первом и втором лице множественного числа (выделены цветом).
chanter | finir |
que je chante | que je finisse |
que tu chantes | que tu finisses |
qu"il chante | qu"il finisse |
que nous chantions | que nous finissions |
que vous chantiez | que vous finissiez |
qu"ils chantent | qu"ils finissent |
Глаголы третьей группы при спряжении в Subjonctif Présent могут иметь разные основы . Т.е. необходимо уметь спрягать глаголы третьей группы в настоящем времени и иметь хорошую память. Некоторые глаголы имеют две основы для Subjonctif (prendre (que je prenn e, que nous pren ions)).
être (soi) | faire (fass) | prendre (prenn, pren) | devoir (doiv, dev) |
que je sois | que je fasse | que je prenne | que je doive |
que tu sois | que tu fasses | que tu prennes | que tu doives |
qu"il soit | qu"il fasse | qu"il prenne | qu"il doive |
que nous soyons | que nous fassions | que nous prenions | que nous devions |
que vous soyez | que vous fassiez | que vous preniez | que vous deviez |
qu"ils soient | qu"ils fassent | qu"ils prennent | qu"ils doivent |
(NB!) Именно на основу, а не на окончания надо обращать внимание при заучивании спряжения французских глаголов в Subjonctif.
Некоторые глаголы вошли в устойчивые выражения и потеряли частицу que . На демонстрации мы бы крикнули: Vive la France ! (Да здравствует Франция!) .
Всего времен в Subjonctif четыре, но, в основном, употребляется одно - Subjonctif Présent.
Ответ. Около 80-90% опрошенных отвечают, что в предложении «Я хочу, чтобы ты перевел фразу на французский язык.» глагол употреблен в будущем времени. Однако, если попросить задать вопрос к выделенному глаголу, то почти все понимают, что глагол употреблен в форме прошедшего времени. Итак, мы понимаем, что это весьма странно, что в русском языке мы употребляем форму прошедшего времени , чтобы выразить пожелание, сомнение и т.п. Во французском языке над придется употреблять особые формы глаголов, которые вам и помогут запомнить упражнения ProLingvo.
Вспомните еще про условное наклонение () и попробуйте сформулировать отличие от сослагательного.
Subjonctif выражает личное отношение говорящего в отношении сказанного. Le subjonctif выражает желание, неуверенность, предположение и т.п. Чаще всего данное наклонение употребляется в придаточном предложении.
Il est mécontent que vous nous quittiez si vite. – Он недоволен, что вы нас так быстро покидаете (покинете).
В современном разговорном французском языке употребляются два времени этого наклонения — Subjonctif présent и Subjonctif passé .
Subjonctif употребляется обычно в придаточном предложении, реже — в независимом.
выражает:
Употребляется в следующих типах придаточных предложений:
Употребление subjonctif в предложениях такого типа зависит от глагола главного предложения. Subjonctif употребляется:
1) после глаголов, выражающих желание, – vouloir, désirer, préférer, aimer mieux, souhaiter, avoir envie, avoir besoin, insister, attendre, souffrir, supporter, détester и т.п.;
2) после глаголов, выражающих сомнение, неуверенность – douter, ignorer, nier, contester, démentir и т.п.;
3) после выражений être sûr, être certain, être persuadé, être convaincu и т.п., употребленных в вопросительной и отрицательной форме;
4) после глаголов croire, penser, affirmer, prétendre, trouver, se souvenir и т.п., употребленных в вопросительной и отрицательной форме;
употребляется в следующих случаях:
1) если в относительном придаточном выражается возможность, пожелание, намерение. Je cherche un interprète qui sache le français. (Я ищу переводчика, который знал бы французский язык.)
Если факт представлен как реальный, употребляется изъявительное наклонение. Je cherche un interprète qui sait le français. (Я ищу переводчика, который знает французский.)
2) после главного предложения в отрицательной или вопросительной форме, если антецедент относительного местоимения представляет собой неопределенное существительное, обозначающее объект, существование которого не утверждается:
Антецедент: неопределенный артикль + существительное
aucun (никакой) + существительное
personne (никто)
rien (ничего)
quelqu’un (кто-то)
Avez-vous un livre qui puisse m’être utile pour le travail pratique?(У вас есть книга, которая была бы мне полезна для практического занятия?) — в этом предложении перед относительным местоимением qui стоит антецедент с неопределенным артиклем un livre.
3) если в главном предложении есть прилагательное в превосходной степени или выражения le seul (единственный), l’unique (единственный), le premier (первый), le dernier (последний).
Vous êtes l’unique personne qui puisse m’aider. (Вы единственный человек, который может мне помочь.)
Если факт представлен как реальный, то в придаточном предложении употребляется изъявительное наклонение: Il est le seul qui est venu nous voir hier. (Он единственный, кто пришел к нам вчера.)
употребляется после определенных союзов и союзных выражений:
sans que, quoi que, qui que, quel que, quoique, bien que, de peur que, pour que, afin que, à condition que, pourvu que, à moins que и др.