Subjonctif present во французском языке упражнения. Образование и употребление сослагательного наклонения во французском языке

22.11.2019

Сослагательное наклонение во французском языке употребля­ется чаще всего в придаточных предложениях и сравнительно редко - в независимых предложениях. Аналогичного наклонения в русском языке нет.

Окончания сослагательного наклонения

Окончания сослагательного наклонения являются одинаковыми для правильных и неправильных глаголов.

Il veut que j" attend e .

Il veut que tu attend es.

Il veut qu"il / Il veut qu"elle / Il veut qu"on attend e

Il veut que nous attend ions

Il veut que vous attend iez

Il veut qu"ils / Il veut qu"elles attend ent

Окончания: -e, -es, -e, -ions, -iez, -ent.

Наверное, они Вам знакомы.

Окончания 1 л. и 2 л. мн. ч. знакомы Вам из спряжения гла­голов в прошедшем несовершенном времени, а остальные окончания совпадают с окончаниями глаголов на -еr в на­стоящем времени.

Образование форм сослагательного наклонения

Сослагательное наклонение большинства правильных и непра­вильных глаголов образуется от основы 3 л. мн. ч. настоящего времени глагола.

инфинитив

3 л. мн. Наст.вp.

Образование неправильных форм сослагательного наклонении

Глаголы, оканчивающиеся на -ayer, -oyer, -uyer, -é...rer, а так- же глаголы на -еr с ударением на основе или на окончании, претерпевающие орфографические изменения в формах настоящего вре­мени, повторяют эти изменения и в формах 1 и 2 л. мн. ч. сослага­тельного наклонения.

У глаголов на -oir и некоторых глаголов на -re u -ir основа в 1 и 2 л. мн. ч. отличается от основы в 3 л. мн. ч. Эти глаголы сохраняют обе основы в сослагательном наклонении.

За исключением 1 и 2 л. мн. ч. Все формы сослагательного наклонения образуются от основы 3 л. мн. ч. настоящего времени.

Формы 1 и 2 л. мн. ч. сослагательного наклонения образуются от основы настоящего времени.

К этой группе глаголов относятся: acquérir, venir, tenir, mourir, décevoir, devoir, voir, croire, boire, recevoir

Неправильные формы сослагательного наклонения

У некоторых глаголов сослагательное наклонение образуется осо­бым способом. Ниже приводятся самые распространенные из них:

Сослагательное наклонение прошедшего времени - Subjonctif passé

Сослагательное наклонение прошедшего времени образуется с помощью форм avoir и être настоящего времени сослагатель­ного наклонения и причастия прошедшего времени соответ­ствующего глагола.

Travailler/ sortir

sorti(s)/sortie(s)

Сослагательное наклонение прошедшего времени образу­ется по аналогии со сложным прошедшим временем.

Subjonctif

употребляется в придаточных предложениях,

вводимых союзом

que

1. если глагол главного предложения

выражает

волю ,

пожелание ,

просьбу ,

приказ ,

запрет


После глаголов :

d é sirer

желать

souhaiter

хотеть

просить

commander

приказывать

ordonner

запрещать

d é fendre

разрешать

permettre


После безличных оборотов :

нужно

il est n é cessaire

необходимо


Je veux que vous l aidiez .

Я хочу, чтобы вы помогли ему.

Il d é sire qu elle vienne le voir.

Он желает, чтобы она навестила его.

Отец запрещает, чтобы он шёл в кино .

Le p è re d é fend qu il aille au cin é ma .

Нужно , чтобы ты выучил это правило .

Il faut que tu apprennes cette règle.


Иногда пожелание или приказ

могут быть выражены с помощью

глаголов

é crire


придаточного предложения

переводится на русский язык союзом

чтобы

Если данные глаголы не выражают

приказания, употребляется Indicatif

переводится союзом


Dis-lui qu’il lise plus haut !

Скажи ему, чтобы он читал громче.

Dis-lui qu’il lit trop haut.

Скажи ему, что он читает слишком

громко.


Subjonctif образуется от основы

3 лица мн. ч. Indicatif

путём прибавления окончаний pr é sent

в 1л, 2л, 3л ед . числа и в 3 л мн. числа

окончаний imparfait в 1л и 2л мн. ч.

je - e

nous ions

tu es

vous iez

il (elle) e

ils (elles) - ent


Il faut ...

que nous lisions

que je lis e

que vous lis iez

que tu lis es

qu’il lise

qu’ils lis ent


Mettez les verbes au subjonctif présent

1. Protéger son ami

2. Réussir à l’examen !

3. Ecouter des chansons.

4. Partir à l’école.

5. Mettre des bottes.

6. Dire la vérité.

7. Finir le travail.

8. Prendre les cahiers.

9. Remplir le carnet.

10. Lire ce livre.


Le subjonctif des verbes.

Aller -que j’aille - que nous allions - qu’ils aillent

Avoir - que j’aie - que nous ayons - qu’ils aient

Etre - que je sois - que nous soyons - qu’ils soient

Faire - que je fasse -que nous fassions - qu’ils fassent

Falloir (il faut) - qu’il faille

Pouvoir - que je puisse –

que nous puissions - qu’ils puissent

Savoir - que sache –

que nous sachions - qu’ils sachent

Vouloir -que je veuille –

que nous voulions -qu’ils veuillent


Boire - que je boive -que nous buvions –

qu’ils boivent

Devoir - que je doive -que nous devions –

qu’ils doivent

Ecrire - que j’écrive -que nous écrivions –

qu’ils écrivent

Prendre - que je prenne -que nous prenions –

qu’ils prennent

Recevoir - que je reçoive - que nous recevions –

qu’ils reçoivent

Tenir - que je tienne - que nous tenions –

qu’ils tiennent

Voir -que je voie - que nous voyions –


subjonctif .

1. Я хочу посетить Париж.

3. Нужно работать хорошо.

очень интересный.


17. Пусть он войдёт!


Выберите фразы, в которых необходимо употребить subjonctif .

1. Я хочу посетить Париж.

2. Твоя мама сердится, что ты невнимателен.

3. Нужно работать хорошо.

4. Нужно, чтобы все хорошо работали.

5. Отец запрещает, чтобы он шёл в кино.

6. Скажи ему, что он хорошо поёт.

7. Он желает, чтобы она навестила его.

8. Я знаю, что вы хорошо сдадите экзамены.

9. Фильм, который мы посмотрели вчера,

очень интересный.

10. Напиши ему, чтобы он приехал летом.

11. Возможно, мы посетим этот музей.


12. Учитель рассержен, что столько учеников не выполнили домашнее задание.

13. Я думаю, что ты будешь хорошим врачом.

14. Он понимает, что для того, чтобы поступить в университет, нужно хорошо учиться.

15. Вы полагаете, что она говорит правду?

16. Я боюсь, что он не справится с этой работой.

17. Пусть он войдёт!

18. Я не думаю, что он сможет это сделать.


Trouvez les phrases qui sont au subjonctif.

1. Ma soeur veut que je lui dise la vérité.

2. Je sais que son père est en congé.

3. Il faut que nous chantions plus haut.

4. On souhaite que tu réussisses à l’examen.

5. Victor m’a dit que ce livre est très intéressant.

6. Je me fâche que Pierre regarde trop la télé.

7. Elle a peur que tu finisses tes cours tard ?

8. Le film que nous avons vu hier est très ennuyeux.

9. Maman est étonnée que tu mettes ta robe sur la table.

10. Dites leur qu’ils reviennent plus vite.


SUBJONCTIF

1. Ma soeur veut que je lui (dire) la vérité.

2. Il faut que nous (crier) plus haut.

3. On souhaite que tu (partir) très vite.

4. Le prof. n’est pas sûr que vous (copier) bien le devoir.

5. Je ne crois pas qu’elle (répondre) bien.

6. Tout le monde doute que nous (gagner).

7. Il est nécessaire que vous (lire) ce journal.

8. Es-tu content que notre classe (être) la meilleure ?

9. Nous voulons que vous (voir) ce spectacle.

10.Il est nécessaire que je (savoir) cette règle.

11.Est-ce qu’elle a peur que tu (finir) tes cours tard ?


13. Je me fâche que Pierre (regarder) la télé trop souvent.

14. Il est impossible qu’Olga (vouloir) partir.

15. Je crains que vous n’(arriver) pas.

16. Il faut qu’ils (prendre) leur petit déjeuner.

17. Elle désire que nous (entendre) cette musique.

18. Nous sommes très contents que vous (être) gais.

19. Le général ordonne aux soldats qu’ils (avoir)

un pistolet dans la poche.

20. Maman est étonnée que tu (mettre) ta robe sur

21. Les parents ont peur que leurs enfants (faire)


Subjonctif употребляется

2. Если в главном предложении выражено

сомнение,

неуверенность

а) после глаголов

douter - сомневаться

ignorer - не знать

б) после безличных оборотов

il semble - кажется

il est possible - возможно


Она не знает , что они придут её навестить.

Elle ignore qu’ils viennent la voir.

Возможно , мы посетим этот музей.

Il est possible que nous visitions ce musée.

Я сомневаюсь , что они сделают хорошо

эту работу.

Je doute qu’ils fassent bien ce travail.


в) после глаголов

penser - думать

в отрицательной и вопросительной форме

(так как в этом случае они выражают сомнение):

Я не думаю , что это дело удастся .

Je ne pense pas que cette affaire réussisse .


Вы полагаете (думаете), что она говорит

Croyez -vous qu’elle dise la vérité?

Я думаю , что мой дядя может вам помочь.

Je pense que mon oncle peut vous aider.

Я не думаю , что мой дядя может вам помочь.

Je ne pense pas que mon oncle puisse vous aider .


3. Если в главном предложении выражено

какое-либо чувство

(удивление, радость, стыд, возмущение,

сожаление, страх )

после глаголов:

craindre , avoir peur - бояться

s ’é tonner - удивляться

se f â cher - сердиться

s indigner - возмущаться

ê tre heureux - быть счастливым


Учитель удивлён , что столько учеников

отсутствует .

Le professeur est étonné que tant d’élèves

manquent .

Твоя мать сердится , что ты невнимателен.

Ta mère se fâche que tu ne sois pas attentif.


После глаголов бояться craindre , avoir peur

употребляется частица ne ,

которая не переводится на русский язык.

J’ai peur qu’il ne vienne .

Я боюсь , что он придёт .

Я боюсь , что он не придёт .

J’ai peur qu’il ne vienne pas .

Чтобы лучше разобраться с Сослагательным наклонением (Le Subjonctif), необходимо понять логику употребления глаголов в этом наклонении. Сравните два предложения, обращая внимание на выделенные глаголы:
  1. Ты переводишь фразу на французский язык.
  2. Я хочу, чтобы ты перевел фразу на французский язык.

В каком времени употреблен выделенный глагол во втором предложении? Ответ можно посмотреть в конце статьи.

Понимание "логики" употребления данного наклонения зависит от умения видеть разницу между двумя наклонениями :

  1. Изъявительное наклонение (L"Indicatif ) мы употребляем, когда сообщаем о факте ;
  2. Сослагательное наклонение (Le Subjonctif ) мы употребляем, когда даем оценку, высказываем опасение, сомнение и т.п.

Употребление Subjonctif

Subjonctif употребляется после некоторых глаголов и конструкций , т.е. всего-то и надо научиться "улавливать" глаголы выражающие:

  • эмоции: (не)удовлетворение, суждение, удивление, страх, необходимость...;
  • приказ, пожелание, разрешение/запрет;
  • возможность, вероятность.

Запомним безличные обороты, после которых нам придется употреблять subjonctif:

  • il faut que (нужно, чтобы...),
  • il est important que (важно, чтобы...),
  • il est étrange que (странно, что...),
  • il est dommage que / c"est dommage que (жаль, что...),
  • il est temps que (пора...) и ряд других

Употребление subjonctif требуют некоторые союзы.

  • bien que , quoi que , à moins que + ne
  • выражающие цель: pour que , afin que , de façon que , de manière que , de sorte que
  • выражающие время: avant que (+ ne facultatif), jusqu"à ce que , en attendant que
  • выражающие страх: de peur que + ne , de crainte que + ne
  • выражающие условие: à condition que , pourvu que , à supposer que

Образование Subjonctif Présent

Образование Subjonctif Présent глаголов первой и второй группы не представляет сложности, так как подчиняется общему правилу: берется основа третьего лица множественного числа глагола в настоящем времени и прибавляются окончания. Глаголы третьей группы, во-первых, спрягаются в настоящем времени не по общему правилу, а, во-вторых, некоторые из них могут иметь разные основы в Subjonctif.

На практике от спряжения в présent глаголы будут отличаться лишь в первом и втором лице множественного числа (выделены цветом).

Примеры спряжения в Subjonctif présent глаголов I и II группы

chanter finir
que je chante que je finisse
que tu chantes que tu finisses
qu"il chante qu"il finisse
que nous chantions que nous finissions
que vous chantiez que vous finissiez
qu"ils chantent qu"ils finissent

Особые формы спряжения

Глаголы третьей группы при спряжении в Subjonctif Présent могут иметь разные основы . Т.е. необходимо уметь спрягать глаголы третьей группы в настоящем времени и иметь хорошую память. Некоторые глаголы имеют две основы для Subjonctif (prendre (que je prenn e, que nous pren ions)).

Subjonctif Présent употребительных глаголов третьей группы

être (soi) faire (fass) prendre (prenn, pren) devoir (doiv, dev)
que je sois que je fasse que je prenne que je doive
que tu sois que tu fasses que tu prennes que tu doives
qu"il soit qu"il fasse qu"il prenne qu"il doive
que nous soyons que nous fassions que nous prenions que nous devions
que vous soyez que vous fassiez que vous preniez que vous deviez
qu"ils soient qu"ils fassent qu"ils prennent qu"ils doivent

(NB!) Именно на основу, а не на окончания надо обращать внимание при заучивании спряжения французских глаголов в Subjonctif.

Некоторые глаголы вошли в устойчивые выражения и потеряли частицу que . На демонстрации мы бы крикнули: Vive la France ! (Да здравствует Франция!) .

Всего времен в Subjonctif четыре, но, в основном, употребляется одно - Subjonctif Présent.

Ответ. Около 80-90% опрошенных отвечают, что в предложении «Я хочу, чтобы ты перевел фразу на французский язык.» глагол употреблен в будущем времени. Однако, если попросить задать вопрос к выделенному глаголу, то почти все понимают, что глагол употреблен в форме прошедшего времени. Итак, мы понимаем, что это весьма странно, что в русском языке мы употребляем форму прошедшего времени , чтобы выразить пожелание, сомнение и т.п. Во французском языке над придется употреблять особые формы глаголов, которые вам и помогут запомнить упражнения ProLingvo.

Вспомните еще про условное наклонение () и попробуйте сформулировать отличие от сослагательного.

Subjonctif выражает личное отношение говорящего в отношении сказанного. Le subjonctif выражает желание, неуверенность, предположение и т.п. Чаще всего данное наклонение употребляется в придаточном предложении.

Il est mécontent que vous nous quittiez si vite. – Он недоволен, что вы нас так быстро покидаете (покинете).

В современном разговорном французском языке употребляются два времени этого наклонения — Subjonctif présent и Subjonctif passé .

Употребление Subjonctif

Subjonctif употребляется обычно в придаточном предложении, реже — в независимом.

Subjonctif в независимом предложении

выражает:

  1. Приказ, запрещение — Qu’elle chante! — Пусть она споет! Que je ne vous entende plus! — Чтобы я вас больше не слышал!
  2. Уступку, условие — Qu’ils fassent ce qu’ils veulent. — Пусть делают, что хотят.

Subjonctif в придаточном предложении

Употребляется в следующих типах придаточных предложений:

  1. дополнительных;
  2. относительных;
  3. обстоятельственных.

Subjonctif в дополнительных придаточных

Употребление subjonctif в предложениях такого типа зависит от глагола главного предложения. Subjonctif употребляется:

1) после глаголов, выражающих желание, – vouloir, désirer, préférer, aimer mieux, souhaiter, avoir envie, avoir besoin, insister, attendre, souffrir, supporter, détester и т.п.;

2) после глаголов, выражающих сомнение, неуверенность – douter, ignorer, nier, contester, démentir и т.п.;

3) после выражений être sûr, être certain, être persuadé, être convaincu и т.п., употребленных в вопросительной и отрицательной форме;

4) после глаголов croire, penser, affirmer, prétendre, trouver, se souvenir и т.п., употребленных в вопросительной и отрицательной форме;

Subjonctif в относительных придаточных

употребляется в следующих случаях:

1) если в относительном придаточном выражается возможность, пожелание, намерение. Je cherche un interprète qui sache le français. (Я ищу переводчика, который знал бы французский язык.)

Если факт представлен как реальный, употребляется изъявительное наклонение. Je cherche un interprète qui sait le français. (Я ищу переводчика, который знает французский.)

2) после главного предложения в отрицательной или вопросительной форме, если антецедент относительного местоимения представляет собой неопределенное существительное, обозначающее объект, существование которого не утверждается:

Антецедент: неопределенный артикль + существительное

aucun (никакой) + существительное

personne (никто)

rien (ничего)

quelqu’un (кто-то)

Avez-vous un livre qui puisse m’être utile pour le travail pratique?(У вас есть книга, которая была бы мне полезна для практического занятия?) — в этом предложении перед относительным местоимением qui стоит антецедент с неопределенным артиклем un livre.

3) если в главном предложении есть прилагательное в превосходной степени или выражения le seul (единственный), l’unique (единственный), le premier (первый), le dernier (последний).

Vous êtes l’unique personne qui puisse m’aider. (Вы единственный человек, который может мне помочь.)

Если факт представлен как реальный, то в придаточном предложении употребляется изъявительное наклонение: Il est le seul qui est venu nous voir hier. (Он единственный, кто пришел к нам вчера.)

Subjonctif в обстоятельственных придаточных

употребляется после определенных союзов и союзных выражений:

sans que, quoi que, qui que, quel que, quoique, bien que, de peur que, pour que, afin que, à condition que, pourvu que, à moins que и др.