Выплата в России по европротоколу осуществляются на протяжении последних нескольких лет. Автострахование предусматривает возможность получения получить компенсацию в виде денег в любом регионе государства. Оформление реализуется самостоятельно водителями, то есть сотрудников ГИБДД не вызывают на место аварии. Все повреждения фиксируются на месте ДТП. За счёт такого порядка экономят максимум времени. Оформляться происшествие будет достаточно быстро, что даёт возможность автолюбителям за короткий промежуток времени освободить дорогу от транспорта. В данной ситуации водители не отнимают время у других участников движения.
На законодательном уровне предусматривается, что компании должны выплачивать страховку, когда происходит страховой случай. Составляться в такой ситуации может европротокол. Ответственность по нему распределяется в аналогичном порядке, что и в обычных ситуациях при аварии. Выплаты по европротоколу реализуются в установленном порядке. Это говорит о том, что процедура в полной мере продумана законодателем. Чтобы провести взыскание автомобилистам потребуется узнать, как оформляется документация и в каком порядке рассчитывается причинённый вред.
Сумма установленных выплаты по европротоколу лимитирована за уровне законов. В ситуации, когда происшествие отвечает прописанным требованиям – допускается составления евро документа. Также требуется, чтобы участники инцидента договорились в едином ключе о решении возникшей проблемы. Гражданский кодекс не запрещает решать вопрос таким образом. Обязательным условием выступает определение и согласование причинённого ущерба между участниками конфликтной ситуации.
Обязательно помнить про ограничение по сумме при оценке. Если повреждений причинено на сумму большую, чем установлено государственными органами – заполнять протокол нельзя. Согласно правилам если такое значение будет превышать процедура реализуется с привлечением сотрудников ГИБДД. Действовать необходимо по инструкции, при этом страховая компания обоих участников уведомляется в надлежащем порядке. Согласно отзывам потребуется сообщить страховщикам по номерам телефонов, которые отражены в заключённых договорах. Протокол имеет равную силу с другими актами, составляемыми при ДТП.
Участникам потребуется обменяться номерами телефонов и прочими контактными данными, в том числе нужно сообщить адреса друг другу. Если имеются свидетели происшествия – указанные данные берутся и у них. Место аварии можно покинуть после того, как на руках есть заполненное извещение. Установлен предельный срок, в течение которого требуется передать акт страховщикам, в противном случае будут отказывать в возмещении убыток.
В страховую организацию нужно передать:
Ремонт будут возмещать после того, как представитель страховой компании осматривает автомобиль пострадавшего. Страхование предусматривает наличие согласия компании для выплат. Сумма по европротоколу претерпевала некоторые изменения по законодательству. В частности, в 2015 году указали, что во время причинения вреда имущественного характера во время ДТП участникам потребуется проводить видеофиксацию, а также фотосъёмку.
Максимально точно на указанных материалах должно отражаться расположение транспорта, принадлежащего участникам инцидента. Такое расположение устанавливается относительно объектов имеющих значение для инфраструктуры. Кроме того, указывается как по отношению друг к другу располагались авто, включаются следы, оставленные транспортными средствами, в том числе отражаются следы, оставленные после торможения. На фото или видео должны быть зафиксированы и те предметы, которые относятся к происшествию. После того, как выполнены указанные действия не нужно ничего ждать – участникам разрешается освободить дорогу от авто и продолжить составление документации в иной местности.
Европротокол имеет ограниченную сумму. Законодатель закрепил, что совместно с извещением, в котором указывается о произошедшем, в страховую компанию передаётся пакет документов. При этом закрепляется, что такое извещение не должно иметь каких-либо исправлений и заполняться правильно.
В список бумаг включены:
За последний год количество рассматриваемых обращений в страховые увеличилось. Это связано с отсутствием желания у водителей на протяжении длительного срока . Пособие должно выплачиваться в строго прописанные в законах сроки. Закреплено, что в течение пятидневного срока страховая проводит экспертное исследование, чтобы иметь возможность оценить причинённый ущерб. Когда сумма в полной мере удовлетворяет две стороны – пострадавший направляет в фирму реквизиты счёта в банке, чтобы ему перевели денежные средства. На протяжении месяца пострадавшим переводят деньги. Составлять отказ нужно в том случае, когда предела не будет хватать чтобы покрыть ущерб либо второй участник не согласен с такой суммой. Тот, кому причинён ущерб, имеет правомочие организовать независимую экспертизу.
Европротокол до какой суммы установлен в законодательстве – стоит знать, прежде чем подписывать протокол. Лимит прописан как 50 тысяч рублей. Периодически происходило повышение указанного предела. Отражённую сумма удастся получить в случае оформления простого полиса ОСАГО. При этом прописано, что такие документы должны быть выданы до августа 2014 года. Если происшествие произошло до указанной даты – сумма выплат высоко будет выступать как 25 тысяч. Вступать в силу поправки относительно рассматриваемого значения стали с начала октября 2014 года.
Это связано с:
Увеличиваться до указанной суммы выплата может в ситуации, когда стороны ДТП предоставили полный пакет актов для выплат. Факт ДТП подтверждается в страховой компании посредством видео либо фотоматериалов. Также могут использоваться данные, полученные с помощью системы спутникового наблюдения под наименованием ГЛОНАСС. Если же в перечне представленной документации отсутствует информация со спутниковой системы – выплата реализуется в указанном выше пределе. Это составляет 50 тысяч рублей.
Если в бланке имеются ошибки или прочие неточности либо исправления – страховая фирма имеет законные основания для вынесения отказа в производстве выплат пострадавшей в ДТП стороне. Кроме того, вторая сторона должна учитывать, что транспортное средство не должно подлежать ремонту до того, как представитель страховки осмотрел авто. Если же отремонтировали автомобиль, то это является основанием для отказа в предоставлении выплат по договорам страхования. Такое поведение страховщиков считаются в полной мере законными.
Если страховые агенты согласны с тем, какие обстоятельства отражены в извещении – производится оплата на ремонт, при этом сумма не может превышать максимального значения, прописанного в законе. При наличии превышения таких пределов – виновник аварии оплачивает разницу за счёт своих денег. Стоит учесть, что во время визуального осмотра достаточно сложно определить ущерб, который причинён автомобилю. По этой причине юристы рекомендуют по возможности позвонить специалисту в данной сфере и попросить консультацию относительно повреждений. Для этого им отправляют фото или видео посредством интернета.
Пострадавшая сторона должна иметь в виду, что сумма, превышающая лимит по европротоколу, не может быть им истребована от страховщика. Данное положения прямо закреплено в законодательстве. Дополнительные требования можно выдвигать только в отношении виновника ДТП.
Кроме того нужно учитывать нюансы:
Прочие разновидности нюансов затрагивают тонкости процедуры оформления протоколов и иных материалов, заполняемых при ДТП. Некоторые моменты ужесточаются в последнее время. Эти положения затрагивают пунктов документа, которые затрагивают причинённый вред авто. такие повреждения носят скрытый характер. Указанные положения могут сказаться на отказе страховщика в выплатах. Учесть нужно, что поля обязательные для заполнения должны быть прописаны.
Кроме того, участники не обязательно должны признавать свою виновность для получения выплаты.
Когда у участников конфликта имеют место разногласия следует соблюсти несколько дополнительных условий, в частности, обязательно используется фиксация с помощью видео или фотосредств. Эти данные понадобится передать в базы страховщиков, которые создаются в специальном порядке. Кроме того, закреплено, что обстоятельства произошедшего должны быть зафиксированы посредством специального приложения, разработанного страховой компанией. Однако, далеко не все фирмы создали данное приложение на сегодняшний день.
Пострадавшая сторона имеет обязательства относительно обращения в офис страховщика. Осуществляется такое действия в течение пятидневного срока с момента аварии. Учитываются только рабочие дни. Когда обращение происходит позже – страховая имеет полное право отказать в выплатах. Такой отказ вполне законен.
Чтобы подать документацию понадобиться собрать весь перечень нужных бумаг. Водители должны иметь с собой акт, посредством которого удостоверяется их личность. В этот перечень также включены водительские права, акты на автомобиль, страховой полис, а также заполненный европротокол. В офис страховой фирмы рекомендуется прибыть на повреждённом авто, в противном случае придётся посещать страховую ещё раз. Мыть машину не нужно, она должна быть в том же состоянии, что и в момент аварии. В страховой обращаются к сотрудникам, которые занимаются урегулированием убытков. Некоторые фирмы предоставляют возможность записаться заранее для посещения. Делается это посредством интернета.
Сотрудник предоставляет заявление по установленной форме, которое требуется заполнить. Указывается, что человек желает получить выплату, носящую компенсационный характер. Форма у него свободная, пишется на имя руководства страховой. В обязательном порядке подлежит отражению сумма, которая должна быть уплачена. Когда есть возможность – прикладывается заключение независимого эксперта, где даётся оценка причинённого ущерба. Можно требовать от страховой оплату услуг экспертов, но для этого требуется включить такое требование в заявлении. К нему в таком случае прикладывается чек, выданный экспертной организацией.
Кроме того, страховщик имеет правомочие заявить требование относительно предоставления авто виновника для визуального осмотра. Также виновнику нужно будет принести в компанию свой экземпляр подписанного европротокола. Выплата реализуется после выполнения указанных условий. Оценка проводится сотрудником страховой в определённый срок, после чего принимается решение о выплате средств либо отказе. Последнее решение должно быть аргументированным.
Мы уже описывали ряд тонкостей оформления ДТП по европротоколу . А ещё знаем, что главный его нюанс для виновника ДТП - это риск попасть на регрессное требование в случае непредоставления своего бланка европротокола в страховую в течение очень короткого периода времени. Но таких тонкостей в 2018 году станет ещё больше. Хотя, есть и хорошая - главная новость - новые выплаты по европротоколу поднимаются до 100 тысяч рублей. Когда увеличение максимальной выплаты вступает в силу и все другие изменения в ФЗ "Об ОСАГО" описываем в этой статье.
Итак, давайте по порядку!
В последний день прошлого года был опубликован законопроект №448-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон "Об ОСАГО". Новшества коснулись только европротокола:
Главное изменение произошло в ФЗ "Об ОСАГО", где в статье 11.1 лимит максимальной выплаты по ОСАГО в случае европротокола увеличен до 100 000 рублей для потерпевшего.
На сегодняшний день, 14 Января 2020 года, пока ещё максимальный лимит выплаты при оформлении аварии без привлечения ГИБДД, а только заполнением бланков извещений европротокола составляет 50 тысяч рублей.
Сверх этой суммы Вы как потерпевшая сторона не получите в любом случае, даже если по факту стоимость ремонта превысит её. То есть, заполняя европротокол, Вы автоматически соглашаетесь на предел возмещения в размере 50 000 рублей.
Было | Стало |
---|---|
4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 50 тысяч рублей . | 4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей , за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи |
Новая максимальная выплата 100 тысяч рублей вступает в силу 1 июня 2018 года. Но остальные изменения (о них немного ниже) - либо в этот же день, либо позднее, вплоть до 2019 года.
То есть уже с июня 2018 года аварии можно оформлять при видимом ущербе до 100 тысяч рублей.
Увы, но данное изменение действует именно на аварии, произошедшие только после даты вступления в силу изменений. То есть, если в ДТП Вы попали 31 мая, оформили по европротоколу , но в страховую обратились только, к примеру, 10 июня, то для Вас максимальная выплата будет всё ещё 50 тысяч рублей.
Таким образом, новая норма действует только для фактов случившихся ДТП, начиная с 1 июня 2018 года. И это прописано явно в самом изменяющем нормативном акте:
3. Установленный статьёй 11 1 ФЗ "Об ОСАГО" (в редакции настоящего Федерального закона ) порядок оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции применяется в отношении дорожно-транспортных происшествий, произошедших после дня вступления в силу настоящего Федерального закона .
Фактически, другие изменения касаются, в основном, тонкостей оформления дорожных инцидентов по европротоколу, и, к сожалению, целый ряд моментов тут ужесточается.
Так, теперь обязательно заполнение в извещении пунктов касательно повреждений (но пока всё ещё видимых - то есть вопрос "экспертности" за скрытые повреждения на водителей никто не перекладывает) и обстоятельств ДТП. Здесь подводным камнем может быть и возможный по новому лимиту в 100 тысяч рублей, если соответствующие поля не будут заполнены.
Также для получения компенсации не обязательно условие признания вины одним из участников аварии. Но если есть разногласия, то требуются дополнительные соблюдения условий (одно из них):
Для удобства приводим все изменения в ФЗ "Об ОСАГО", которые вводятся новым ФЗ №448 в удобно табличном виде "было-стало" с подсветкой изменений.
Было | Стало |
---|---|
..... в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. |
1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: ..... в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи) и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. |
- |
(новый пункт ст. 11.1) 1
1
. Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств должны быть зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполняется в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.
|
- |
(дополнение абзацем к п.2 ст. 11.1) В бланке извещения о дорожно-транспортном происшествии указываются сведения об отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо о наличии и сути таких разногласий.
[вступает в силу с 1.06.2018 г.] |
5. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии, произошедшем на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, без участия уполномоченных на то сотрудников полиции ограничение по размеру страхового возмещения, предусмотренное пунктом 4 настоящей статьи, не применяется и страховое возмещение осуществляется потерпевшему в пределах страховой суммы, установленной подпунктом "б" статьи 7 настоящего Федерального закона, при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами). |
5. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом "б" статьи 7 настоящего Федерального закона, в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, в случае отсутствия таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:
|
страховщику должны быть представлены данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами). |
6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов: а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия; б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
|
на основании настоящей статьи, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьей. |
8. Потерпевший, которому осуществлено страховое возмещение вреда, причинённого его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьёй, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате такого происшествия, в той части, в которой совокупный размер осуществленного потерпевшему страхового возмещения и предъявленного страховщику дополнительного требования о возмещении указанного вреда превышает предельный размер страхового возмещения, установленный соответственно пунктами 4 и 5 настоящей статьи.
[вступает в силу с 1.06.2018 г.] |
..... д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную подпунктом "б" статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причинённый вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания; |
16.1. Страховое возмещение вреда, причинённого легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путём выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счёт потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае: ..... д) если стоимость восстановительного ремонта повреждённого транспортного средства превышает установленную подпунктом "б" статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причинённый вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания; [вступает в силу с 1.10.2019 г.] |
17. .... В случае, если стоимость восстановительного ремонта повреждённого транспортного средства, подлежащего оплате страховщиком в соответствии с пунктом 15.2 или 15.3 настоящей статьи, превышает установленную подпунктом "б" статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причинённый вред и потерпевший в письменной форме выражает согласие на внесение доплаты за проведение восстановительного ремонта повреждённого транспортного средства, страховщик определяет размер доплаты, которую потерпевший должен будет произвести станции технического обслуживания, и указывает его в выдаваемом потерпевшему направлении на ремонт. |
17. .... В случае, если стоимость восстановительного ремонта повреждённого транспортного средства, подлежащего оплате страховщиком в соответствии с пунктом 15.2 или 15.3 настоящей статьи, превышает установленную подпунктом "б" статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причинённый вред и потерпевший в письменной форме выражает согласие на внесение доплаты за проведение восстановительного ремонта повреждённого транспортного средства, страховщик определяет размер доплаты, которую потерпевший должен будет произвести станции технического обслуживания, и указывает его в выдаваемом потерпевшему направлении на ремонт. [вступает в силу с 1.10.2019 г.] |
Обновлено 21.05.19 30.08.16 151 462 0
На светофоре в зад вашего автомобиля въехали.
Повреждений немного: вмятина на бампере, погнут номерной знак и разбит противотуманный фонарь. Второй водитель от своей вины не отказывается.
Евгений Попков
автолюбитель
С вызовом полиции на оформление аварии уйдет полдня. И это не считая необходимости ехать в отделение за справкой о ДТП , без которой не получить выплату по ОСАГО .
Но можно уложиться в один час и не ездить за справками по инстанциям. Для этого достаточно оформить аварию по европротоколу.
Действия участников ДТП после аварии прописаны в правилах дорожного движения. Независимо от того, кто виновен в происшествии, выполните следующие действия:
Если не выполнить эти требования, страховая компания может отказать в выплатах. Иногда возможны более тяжелые последствия. Например, оставление места ДТП наказывается лишением прав.
Европейский протокол - это процедура оформления аварии без вызова полиции. Водители на месте самостоятельно заполняют документы для получения выплаты по ОСАГО и спокойно разъезжаются.
Подобная практика давно и успешно применяется за рубежом. Отсюда и название.
Европротокол действует на всей территории России. Даже если ваша машина стоит на учете в Москве, а въехали в нее во Владивостоке, вы все равно можете им воспользоваться.
За поврежденный автомобиль по европротоколу можно получить не более 100 тысяч рублей.
Избранные статьи для автомобилистов
Как ездить без штрафов и не переплачивать за обслуживание машины - в нашей рассылке вместе с другими материалами о деньгах
Основные положения Европейского протокола определены в законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Выплачивать возмещение по авариям, оформленным без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, обязаны все страховые компании, имеющие действующую лицензию на ОСАГО.
Более того, европротокол работает и по полисам добровольного автострахования - каско. Центральный банк РФ обязал страховые компании, работающие по каско, включить в правила страхования пункт об оформлении ДТП без вызова сотрудников полиции. Если ДТП соответствует требованиям европротокола, клиент страховой может заявить убыток по каско без справок.
С 1 октября 2019 года данные о ДТП дополнительно фиксируют и передают в автоматизированную систему при помощи электронных сервисов. Страховая должна получить некорректируемые фотографии и координаты со спутника.
Прежде чем оформлять документы без полиции, убедитесь, что ваша авария соответствует требованиям европротокола:
Убедитесь, что авария подходит под все пять пунктов, и приступайте к оформлению документов.
Чтобы оформить аварию по европротоколу, водителям нужно заполнить единственный документ - извещение о ДТП . Его выдают страховые компании при покупке полиса ОСАГО . Бланки извещения также можно распечатать на обычном принтере минимум в двух экземплярах. Шаблон можно скачать с официального сайта РСА .
В бардачке почти каждого автомобиля лежит один или два бланка извещения. Неважно, чей бланк будет заполняться: форма извещения стандартная у всех страховых компаний. Если ни у вас, ни у второго водителя бланка не оказалось, одолжите его у любого водителя, проезжающего мимо.
Проверьте, есть ли у вас в машине бланк извещения о ДТП . Не нашли? Обратитесь в офис любой страховой компании - вам выдадут его бесплатно.
Помимо бланка извещения вам еще понадобится шариковая ручка и ровная твердая поверхность - книга, планшет или капот автомобиля. Извещение сделано из самокопирующейся бумаги, при его заполнении нужно посильнее нажимать на ручку, чтобы копия получилась читаемой. Гелевая ручка, фломастер или карандаш не подойдут.
Фотографировать место аварии и поврежденные автомобили необязательно. Но все же рекомендуется сделать несколько снимков на смартфон на всякий случай.
Вы вместе со вторым водителем должны заполнить один бланк извещения о ДТП .
Сведения о своей машине заносите в левую графу «Транспортное средство „А“», а виновник пусть заполняет правую графу «Транспортное средство „В“».
Повреждения автомобиля. В пункте 14 опишите повреждения вашего автомобиля как можно подробнее. Чем конкретнее формулировки, тем лучше:
Поврежден бампер, номерной знак, противотуманный фонарь
Бампер задний - вмятина в центральной части размером 10×10см и глубиной 3 см. Номерной знак - помят по всей площади. Противотуманный фонарь - разбито наружное стекло
Помята боковая дверь
Передняя левая дверь - вмятина в нижней части размером 50х10 см и глубиной 1 см
Царапины на крыле и бампере
Бампер передний - глубокие царапины на краске в правой части. Крыло переднее правое - царапины до металла на арке длиной 10 см
Если на лицевой стороне не хватает места для всех повреждений, используйте оборотную сторону. В этом случае сделайте пометку «Подробные повреждения на оборотной стороне».
Для определения размера повреждений вместо линейки можно использовать кредитную карту. Ее стандартный размер - 54×86 мм.
Часто машина в аварии получает скрытые повреждения, которые не видно сразу. При малейшем подозрении на такие повреждения вызывайте сотрудников ГИБДД .
Замечания. В пункте 15 водитель, виновный в ДТП , обязательно должен написать фразу «Свою вину в ДТП признаю. Претензий не имею». Если этой фразы в извещении не будет, страховая компания откажет вам в приеме документов и выплате по европротоколу.
Обстоятельства ДТП . В пункте 16 ставьте галочки напротив тех позиций, которые относятся к вашей аварии. Допускается указать сразу несколько позиций и в конце указать их точное число.
В случае наезда сзади на светофоре следует выбрать:
10 - Столкнулся с ТС , двигавшимся в том же направлении по той же полосе
Подписи сторон. Перед тем как ставить подписи в пункте 18, разделите копии извещения. На каждом бланке распишитесь сами и попросите сделать это второго водителя.
После того как вы подписали копии извещения на лицевой стороне, приступайте к заполнению оборотной стороны.
Каждый водитель заполняет свой экземпляр оборотной стороны. Перед этим нужно разделить извещение, иначе лицевая сторона станет нечитаемой.
На своем экземпляре извещения вы указываете обстоятельства ДТП . Описывайте аварию так, как считаете нужным, но не экономьте бумагу и пишите подробнее.
Если для вашей версии обстоятельств не хватает места на бланке, приложите чистый лист бумаги и опишите на нем все подробности. Вверху листа сделайте запись «Приложение к извещению о ДТП » и поставьте дату аварии. В самом бланке сделайте отметку «Подробные обстоятельства ДТП в Приложении».
Приложение должны подписать оба водителя.
После того как заполнили бланк извещения о ДТП, нужно передать информацию об аварии, участниках и повреждениях в единую систему обязательного страхования. Пока для этого появился один сервис - специальное мобильное приложение «ДТП Европротокол».
Вот что нужно сделать, чтобы зафиксировать аварию через приложение:
Если бланк извещения о ДТП заполнили и подписали оба водителя, можно разъезжаться.
Для выплаты по европротоколу привезите заполненное извещение в страховую компанию, где вы приобретали полис ОСАГО . Обращаться в компанию виновника ДТП не требуется. Такая процедура называется прямым возмещением убытков и действует с 2007 года.
В офисе компании вас попросят написать заявление об убытке по форме и образцу, принятому в компании, и снимут копии документов на автомобиль: паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации, полис ОСАГО .
Важный совет для тех, кто виноват: если вы виновник ДТП и оформили все по европротоколу, обязательно сообщите в течение пяти дней в свою страховую компанию о факте аварии. В противном случае компания может потребовать с вас компенсировать выплату пострадавшему.
Документы на выплату можно будет подать дистанционно, например, загрузить копии через личный кабинет. Оригиналы документов передаются при осмотре машины.
Выплаты зависят от причиненного ущерба. Максимальные суммы определяет государство. Если в аварии были пострадавшие, заплатить могут до 500 тысяч каждой жертве, но в этом случае ДТП оформляют только через ГИБДД. Максимальная сумма выплат по европротоколу в 2019 году составляет 400 тысяч рублей.
Это не значит, что каждый пострадавший автоматически получит 400 тысяч за вмятину на крыле. Страховая компания проведет оценку и в соответствии с ней оплатит фактический ущерб. Если сумма ущерба составит больше 400 тысяч рублей, разницу сможете потребовать с виновника в суде.
Европротокол - это упрощенное оформление документов о ДТП, которое осуществляется без участия сотрудников полиции. Европротокол оформляется путем заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии участниками аварии (водителями) самостоятельно, без привлечения сотрудников полиции. Это позволяет не только существенно сократить временные затраты на оформление ДТП, но и быстро убрать машины с проезжей части, тем самым облегчив проезд остальным участникам дорожного движения и минимизировав риск возникновения новых столкновений.
Если вы являетесь владельцем полиса ОСАГО или КАСКО в страховой компании «АльфаСтрахование», то можете быть уверены, что самостоятельное оформление ДТП с использованием европротокола не станет препятствием для организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания или выплаты денежной компенсации, позволяющей покрыть ущерб, нанесенный транспортному средству.
В соответствии с действующим законодательством самостоятельно зафиксировать произошедшее ДТП с использованием европротокола вы можете при соблюдении следующих условий.
Отвечая на вопрос о том, при каких случаях европротокол не оформляется, руководствуйтесь приведенной выше информацией. Если обстоятельства ДТП не удовлетворяют хотя бы одному из перечисленных условий, фиксировать аварию придется в общем порядке.
Если одно из транспортных средств, ставших участником ДТП, зарегистрировано на территории иностранного государства, а его владелец не имеет полиса ОСАГО или КАСКО, но при этом является обладателем международного страхового полиса «Зеленая карта», оформить ДТП также можно самостоятельно, с применением упрощенной схемы. Подробную информацию о порядке назначения возмещения по «Зеленой карте» вы можете получить, связавшись с представителем Российского союза автостраховщиков (РСА).
Сразу после аварии многие водители, находясь в состоянии стресса, попросту забывают о том, что им нужно сделать, чтобы не нарушить требования законодательства. Тем не менее порядок действий, которые должны выполнить стороны ДТП, предельно прост и выглядит следующим образом:
Также вы можете зафиксировать повреждения с помощью приложения «АльфаСтрахование Мобайл». Этот способ является значительным преимуществом для вас, т.к. вы сможете оформить страховое событие в приложении «АльфаСтрахование Мобайл», и в дальнейшем вам не нужно будет обращаться лично в офис компании.
Европротокол при ДТП оформляется с использованием специального бланка, который страховой агент бесплатно обязан выдать владельцу транспортного средства при оформлении полиса ОСАГО или КАСКО. Если вы уже использовали имеющийся бланк или его по какой-то причине нет под рукой, необходимо обратиться в ближайший офис страховой компании. Кроме того, можно скачать бланк бесплатно в интернете и распечатать на любом принтере (рекомендуется загружать форму документа только с официальных авторитетных источников, например с сайтов справочно-правовых систем «Гарант» или «Консультант»). Образец заполнения европротокола также можно найти на различных ресурсах.
Европротокол при ДТП составляется на особом бланке установленной формы, носящем название «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Он состоит из двух листов: основного и дополнительного (вкладыша, на который копируется вся информация, вносимая на первый лист). На лицевую сторону первого листа нанесены две колонки, каждую из которых водители авто заполняют самостоятельно. После заполнения лицевой стороны основной бланк отделяется от дополнительного – каждый из них обладает одинаковой юридической силой, поэтому совершенно неважно, какому водителю достанется оригинал, а какому – копия.
Правила оформления европротокола при ДТП включают следующие требования, соблюдение которых минимизирует риск возникновения проблем при рассмотрении документов в страховой компании:
Чтобы узнать, как заполнить европротокол при ДТП, ознакомьтесь с нижеприведенной инструкцией.
Если лицевая сторона полностью заполнена, схема нарисована и у участников нет разногласий (в т. ч. виновности), водители ставят свои подписи в пунктах 15 и 18 и разрывают страницы извещения для самостоятельного оформления оборотной стороны.
На сегодняшний день максимальная сумма компенсации, причитающейся пострадавшей в ДТП стороне, составляет
100 000,00 рублей.
Такое ограничение действует для всех регионов, в т.ч. для Москвы и Санкт-Петербурга, а также прилежащих к ним Московской и Ленинградской областей.
Однако для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, при оформлении аварии без уполномоченных лиц, лимит может быть составлен и 400 тыс. рублей, при условии фиксации обстоятельств ДТП одним из следящих способов:
В течение 5 рабочих дней со дня ДТП виновник аварии направляет бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность (лицевая сторона которого заполнена обоими водителями, оборот виновником ДТП). Это можно сделать, лично посетив офис компании или направив документ по почте с описью вложения и последующим уведомлением отправителя о вручении заказного письма. Кроме того, владелец виновного ТС без наличия согласия в письменной форме страховщиков не должен приступать к ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия и в течение пяти рабочих дней со дня получения требования от страховщиков обязан представить транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы. Нарушение указанных правил может стать причиной для предъявления страховой компанией виновнику аварии регрессного иска, в результате удовлетворения которого последнему придется выплатить пострадавшей стороне компенсацию за причиненный ущерб.
В течение 5 рабочих дней со дня ДТП потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, следующий пакет документов:
При наличии электронного носителя информации, содержащего сведения, которые способны подтвердить невиновность заявителя (например, карты памяти, используемой в регистраторе или мобильном телефоне), его стоит также передать представителю страховой компании.
Даже в том случае, если виновник аварии нарушит установленный законом срок подачи европротокола в страховую компанию (или вовсе не сдаст документ страховщику), пострадавший причитающуюся ему выплату все равно получит.
До 2014 года оформить ДТП по упрощенной схеме, если авто пострадавшей стороны имело страховой полис КАСКО, было невозможно. В настоящее время законодатель не запрещает составлять европротокол по КАСКО, поэтому если вы являетесь владельцем такого полиса, то можете составить европротокол и впоследствии получить по нему причитающуюся выплату.
Но при этом стоит учесть, что урегулирование происходит согласно ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», т. е. только, если оба участника ДТП застрахованы по ОСАГО и лимит ответственности страховщика не может превышать 50 000,00 рублей.
В соответствии изменениями, внесенными в 2008 году в ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ДТП, произошедшее на парковке, приравнивается к использованию транспортного средства , следовательно, оформляется в аналогичном (в том числе и упрощенном) порядке.
Бесконтактное ДТП – это разновидность дорожно-транспортного происшествия, при котором автомобиль, виновник аварии, непосредственно не наносит пострадавшему транспортному средству никаких повреждений, однако создает такую ситуацию, которая влечет за собой причинение ущерба второй стороне (например, уходя от столкновения с авто, нарушившим ПДД, водитель транспортного средства врезается в дерево или другой автомобиль). В этом случае европротокол не может быть составлен, т. к. не выполнено условие, предусматривающее оформление ДТП без участия сотрудников КО (дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств).
Чтобы избежать вопросов, которые могут возникнуть у сотрудников ГИБДД, остановивших автомобиль для проверки документов уже после аварии, заверьте бланк, подтверждающий факт ДТП, у представителя страховой компании.
При ДТП водители обязаны убрать транспортные средства с проезжей части, если в аварии были повреждены только автомобили и при этом создаются помехи для движения других участников движения. Предварительно необходимо зафиксировать расположение автомобилей с помощью фото- или видеозаписи.
Если виновность кого-либо из участников ДТП вызывает сомнения или участники происшествия не согласны с его обстоятельствами, необходимо позвонить в полицию (телефон 02, 112 или 911) и следовать указаниям сотрудника полиции. Дальше участники аварии (по указанию инспектора полиции) следуют для оформления ДТП либо на ближайший пост ДПС, либо в ближайшую дежурную часть ГИБДД, где и производится оформление аварии.
Если спора о виновности нет, а характер и перечень повреждений транспортных средств не вызывает разногласий, участники самостоятельно (не обращаясь в полицию) фиксируют происшествие и следуют на ближайший пост ДПС или в дежурную часть ГИБДД для дальнейшего оформления аварии и получения необходимых документов.
В этом случае нужно обязательно зафиксировать расположение транспортных средств, следов столкновения и привязку к стационарным объектам (дома, магазины и пр.).
Можно обойтись и вовсе без оформления ДТП, если повреждены транспортные средства или иное имущество только участников происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов. Например, каждый автомобиль застрахован по каско, повреждения минимальны, а для получения страхового возмещения (по правилам страхования) не нужны справки (уточните этот пункт в вашей страховой компании). Либо повреждения минимальны (царапины или потертости) и участники ДТП не собираются обращаться за компенсацией и не имеют друг к другу претензий. В этом случае необходимо согласие водителей. Достаточно оформить такое согласие в виде расписки, где указать, что никаких претензий у участников друг к другу нет и отсутствует необходимость в оформлении ДТП.
Если повреждения невелики (подробнее о том, как оценить степень повреждений, читайте в нашей статье), можно оформить происшествие без участия сотрудников полиции по европротоколу.
Для этого необходимо заполнить бланк извещения о ДТП, который прилагается к полису ОСАГО (как правило, вручается страхователю при заключении договора ОСАГО).
Ограничение суммы по повреждениям:
ВАЖНО: Если впоследствии выяснится, что сумма ущерба больше названных лимитов, пострадавший вправе предъявить требование о компенсации недостающей суммы непосредственно с виновника.Оформив ДТП по европротоколу, можно обратиться в страховую компанию и по полису каско. В этом случае ограничение по сумме выплаты будет такое же, как в ОСАГО.
Иные обязательные условия для оформления европротокола включают в себя:
Фото- или видеосъемка должна быть выполнена не позже 60 минут после дорожно-транспортного происшествия.
Что должно быть зафиксировано:
Оба водителя заполняют одно извещение о ДТП. Бланк извещения самокопируемый. Один водитель заполняет колонку «А», другой ― колонку «В». После заполнения лицевой стороны извещения, бланк разъединяется - по одному экземпляру для каждого водителя. На обороте водители заполняют каждый свой бланк.
На лицевой стороне извещения должна содержаться информация о месте, дате, времени ДТП, сведения об участниках аварии, о свидетелях, о страховщиках, о характере и перечне видимых поврежденных деталей и элементов, обстоятельствах ДТП и т.п. (заполняются все графы и поля, имеющиеся на лицевой стороне бланка Извещения о ДТП).
В п. 14 указываются характер и перечень всех видимых повреждений деталей автомобиля. Указываем кратко все повреждения (например, вмятина на левом переднем крыле). Скрытые повреждения будут выявлены и описаны при осмотре автомобиля экспертами после обращения в страховую компанию.
В п. 15 «Замечания» можно указать дополнительные сведения, если что-то не указали в п. 16 «Обстоятельства ДТП».
В п. 16 отмечаются обстоятельства ДТП (в крупных клетках, расположенных внизу, заполняется число отмеченных клеток). Заполняйте внимательно. Если автомобиль во время столкновения стоял, отмечайте соответствующий квадратик (клетку).
В п. 17 составляется схема ДТП. Схематично фиксируются транспортные средства после ДТП и обозначается направление движение каждого до момента столкновения.
Извещение подписывается каждым водителем в п. 15 и 18.
Оборотную сторону извещения каждый водитель заполняет самостоятельно.
Пустые графы можно отметить прочерком. После подписания и разъединения бланков не допускается никаких изменений, исправлений или дополнений.
После оформления ДТП и заполнения бланка Европротокола, желательно сделать копию своего экземпляра. В дороге вас может остановить инспектор ДПС и поинтересоваться причиной разбитого автомобиля. В этом случае будет достаточно показать копию извещения о ДТП.
В течение пяти рабочих дней потерпевший обращается в свою страховую компанию и передает страховщику:
1) бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии;
2) заявление о прямом возмещении убытков (заполняется в произвольной форме, или (чаще всего) образец предоставляется страховой компанией, где нужно заполнить необходимые графы);
3) электронный носитель с информацией (карта памяти с фото- или видеозаписью с места ДТП). При этом указывается, что вы не вносили изменений в фото и (или) видеозапись, то есть информация является некорректированной.
Направляет бланк извещения о ДТП в свою страховую компанию. В течение пятнадцати дней с момента аварии не имеет права ремонтировать свой автомобиль. Если нужно приступить к ремонту, нужно предоставить машину к осмотру в страховую компанию потерпевшего или получить разрешение на начало ремонта.