Основания проведения осмотра места происшествия. Особенности тактики производства осмотра места происшествия в условиях чрезвычайной ситуации

23.04.2020

Одним из самых важных этапов следствия является осмотр места происшествия. УПК РФ четко регулирует эту процедуру, ведь благодаря данному оперативному мероприятию можно установить признаки преступного посягательства. Порядок проведения действий следователя регламентирует ст. 176 УПК РФ. Нарушения при осуществлении осмотра со стороны правоохранительных органов могут повлечь непригодность полученных доказательств, а также послужат поводом для освобождения виновных лиц от уголовной ответственности.

Осмотр места происшествия по статье УПК РФ с комментариями определяет, как неотложное следственное действие, которое заключается в изучении и фиксации обстановки места, где было совершено преступление, с целью получения фактических данных, имеющих огромное значение для дела. Тщательному анализу подлежат все обстоятельства и объекты, которые могут определить факт нарушения законных прав и свобод личности.

Осмотр проводится до возбуждения уголовного дела. Следователю нужно изучить все в нетронутом виде, в редких случаях важные для следствия предметы могут изыматься для изучения в лаборатории или в других условиях. Изъятые предметы в последствие могут стать вещественными доказательствами, поэтому порядок изъятия и фиксации тоже строго регулируется 177 статьей УПК РФ.

Следователь вместе с оперативной группой или самостоятельно должен незамедлительно выехать на место происшествия, имея при себе все необходимые технические средства обнаружения следов:

  • осветительная аппаратура;
  • видеокамера;
  • диктофон;
  • фотоаппарат со вспышкой;
  • специальные поисковые приборы для обнаружения скрытых объектов и микрочастиц;
  • бланки протоколов.

Если место происшествия находится вдали от населенных пунктов, то следователь должен сам обеспечить доставку понятых, без которых осмотр проводить запрещено. По прибытии на место происшествия следователь должен получить от очевидцев и людей, первыми обнаруживших следы злодеяния, информацию.

Если имелись еще свидетели, которые удалились с места преступления, то следователь отправляет оперативников для их поиска. Далее осуществляется подворный или поквадратный обход территории для убеждения, что меры для ликвидации последствий злодеяния приняты, а помощь пострадавшим оказана. Далее изучаются следы, имеющие значение для следствия.


Все изъятые объекты и проведенные розыскные мероприятия должны фиксироваться в протоколе осмотра. В отношении отдельно изъятых вещей могут быть описаны дополнительные характеристики. Осмотр территории фиксируется документально, существует четко утвержденный перечень вопросов, на которые следователь в процессе оперативного мероприятия должен дать ответ.

Иногда к протоколу присоединяют дополнительное премечание, которое возникает в процессе изучения территории. К примеру, изучая место преступления, следователь может обнаружить на территории растущие дурманящие растения. Вместе с протоколом осмотра он должен составить рапорт об обнаружении состава другого преступления.

На сегодняшний день любое следственное мероприятие сопровождается аудио- и/или видеозаписью. Это позволяет дополнительно просматривать и анализировать место преступления по истечению определенного срока. После записи диск или другой накопитель изымается с записывающего устройства и опечатывается.

Проведение осмотра

От того, по какому сценарию будет происходить осмотр, напрямую зависит квалификация злодеяния. Порядок визуального определения доказательств зависит от квалификации следователя, его дедуктивного мышления и опыта. Мероприятия по осмотру должны проводиться оперативно, ведь важные следы нарушения закона могут исчезнуть при воздействии определенных факторов, к примеру, дождя или ветра.

Кроме фиксации и изъятия важных предметов осуществляются действия:

  • упаковывание объектов таким образом, чтобы нельзя было удалить улики, к примеру, следы пальцев или пятна красного цвета, которые тяжело отличить от крови;
  • опечатывание проводят с целью исключения возможности подлога или порчи доказательств;
  • заверение протокола уполномоченным лицом.


Перевозка доказательств с места осмотра и преступления тоже имеет свои особенности. По общему правилу, нельзя использовать герметичную упаковку для предметов со свежими следами крови, при этом вещи обрызганы горючими материалами при поджоге, можно фиксировать исключительно в герметический пакет, чтобы следы злодеяния не улетучились.

Отдельно хотелось бы отмети ситуацию, при которой на месте происшествия обнаружен труп человека. В обязательном порядке к следователю должен присоединиться судебный медицинский работник. Он должен изучить характер повреждений на трупе и оценить следы, которые могут указать на насильственную смерть. Следователь при этом составляет протокол и записывает слова медработника.

При квалификации преступления начальные выводы медика на месте преступления не принимаются во внимание, так как для определения причины смерти необходимо изучение тела в лаборатории. Выводы медика на этапе осмотра дают некое направление следствию.

Абсолютно все осмотры места происшествия и преступления можно разделить на три основных типа по методике проведения:

  • Концентрический − направленный к центру (за центр обычно берется субъект деяния: мертвый человек, выломанная дверь и т.д.). Осмотр проводится постепенно, приближаясь к «центру» преступления.
  • Периферический – обращенный от центра (изначально рассматривается место, а затем центральный субъект).
  • Квадратичный – предполагается осмотр открытой местности, поскольку на раннем этапе расследования невозможно четко определить границы распространения следов.

Руководствуясь одним из методов, следователь всегда достигает эффективного сбора доказательств и осмотра места происшествия. Очень важно правильно выбрать методику исследования, ведь именно на этом этапе следователи достаточно часто осуществляют ошибку.

Обнаружив на открытой местности труп, не исследуют саму местность, а только анализируют тело. Вполне вероятно, что где-то рядом на тропинке могут быть капли крови, которые приведут в дом к убийце. Нередко следователи начинают описывать место происшествия, начиная из изменений, которые появились после совершения преступления, но это тоже процессуальная ошибка. Также в протоколе четко следует описывать изъятые предметы. А найденный окровавленный нож нельзя называть «холодным оружием» или «колющим, режущим предметом».


По общему правилу запрещено описывать предметы абстрактно, использовать жаргонные выражения. Нельзя нелогичным путем строить описание предмета, это приводит к путанице в понимании. Использовать не точные сведения, которые делают общую картину происшествия неясной, запрещено. Слова «около или рядом» не дают точного определения места происшествия, поэтому необходимо делать привязку к рядом находящимся сооружениям, учреждениям и предприятиям.

Следователь должен фиксировать абсолютно все элементы конкретного объекта, который имеет отношение к следствию. Не зафиксированные сведения, которые следователь посчитает ненужными, могут на самом деле быть ключом к раскрытию злодеяния и поимке преступника.

Привлечение понятых

Для того, чтобы подтвердить правомерность действий следователя при осмотре места происшествия, приглашают понятых. Решение о привлечении понятых должен принимать следователь, он же выбирает людей для этой «должности». Как правило, выбирают двух граждан. В большинстве случаев это соседи или люди, обнаружившие следы преступления. Имена понятых фиксируются в протоколе, также записываются их личные данные.

Понятыми могут быть исключительно вменяемые совершеннолетние граждане, которые сами не привлекались к уголовной ответственности и не фигурируют в уголовных производствах.

После прибытия на место преступления понятых, следователь обязан осуществить такие процессуальные действия:

  • назвать время, место проведения и причину осмотра;
  • назвать цель;
  • провести разъяснения понятым их прав и обязанностей;
  • назвать свои личные данные, включая должность и структурное подразделение;
  • если у понятых имеются вопросы, следователь должен отвечать на них, и уточнять, если что-то не понятно;
  • после того, как протокол осмотра составлен, следовать должен дать его для ознакомления понятым.


В последнее время от понятых все чаще отказываются, вместо них используют средства видеосъемки. Если следователь не желает привлекать понятых, об этом обязательно надо сделать запись в протоколе. Иногда от понятых отказываются в связи с повышенной опасностью нахождения посторонних лиц на месте происшествия, например, на стройке или в полуразрушенном здании.

Понятые должны понимать, что после того как они станут свидетелями осмотра места происшествия, то при повестке от следователя они обязаны сразу же явиться в отделение или в суд. Если они проигнорируют подобную повестку, то сами могут быть привлечены к ответственности.

Цели осмотра

Очень важно научиться различать понятия: место происшествия и место преступления. Ведь внешне они достаточно похожи, но на самом деле имеют множество отличий.

Место происшествия – это конкретное помещение или местность, в пределах которой следователем были обнаружены следы преступления. Само злодеяние могло быть совершено и в другом месте. Понятие «место преступления» – это конкретное помещение или участок, где было совершено преступление, хотя сами следы этого злодеяния могут быть обнаружены в другом месте. Иногда место преступления и место происшествия совпадают, но есть ряд случаев, когда это совершенно разные территории.

Целью проведения осмотра является не только сбор доказательств и улик, но и факт установления соотношения между местом совершения преступления и местом, где обнаружены следы. Зачастую преступники, скрывая свое злодеяние, переносят, труп с одного места в другое.


Например, человека утопили в ванной, но потом его сбросили в озеро. При осмотре тела эксперт криминалист установил, что вода в легких содержит хлор, что не отвечает месту обнаружения тела. Соответственно, следователь должен заняться поиском дома или квартиры, где наступила смерть, а не обследовать местность возле озера.

Заключение следователя

Основанием для возбуждения уголовного производства и привлечения человека к ответственности являются материалы дела, которые собирает следователь в процессе изучения места преступления, а также других фактов, имеющих отношение к злодеянию.

В своих протоколах следователь должен дать ответ на два основных вопроса:

  1. Имело ли место преступление?
  2. Имеются ли основания для возбуждения уголовного дела?

Полноту протокола осмотра оценивает судья. Если доказательства изъяты и зафиксированы правильно, они никуда не исчезнут даже спустя какое-то время, но если они изымались неправильно, суд может признать их непригодными и даже закрыть уголовное производство без привлечения к ответственности виновного.

Если судье покажется, что протокол осмотра составлен неверно, осмотр могут повторить. Это в свою очередь влечет полный пересмотр материалов дела, новые опросы свидетелей и потерпевших. Неправильно составленный протокол осмотра или его отсутствие делает привлечение к ответственности злоумышленника невозможным. Вот почему так важно своевременно и правильно изымать доказательства, осматривать место происшествия и анализировать.

Процессуальный порядок следственного осмотра предусмотрен ст. 177, 178 и 180 УПК. В соответствии с законом осмотр производится с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов. Перед началом осмотра следователь разъясняет понятым цель следственного действия, их права и ответственность, предусмотренные ст. 60 УПК. Следователь по своему усмотрению может привлечь к участию в осмотре свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, защитника, специалиста соответствующей отрасли специального знания. Специалист помогает следователю в осмотре объектов, оценке и фиксации его результатов. В ходе осмотра следователь создает необходимые условия для непосредственного восприятия понятыми и другими участниками этого следственного действия общих свойств и индивидуальных особенностей осматриваемого объекта.

При производстве следственного осмотра не допускаются действия, опасные для здоровья участников осмотра и окружающих лиц или унижающие их честь и достоинство.

По завершении осмотра следователь выясняет наличие у всех его участников, прежде всего у понятых, заявлений по поводу произведенных им действий.

Осмотр места происшествия

Осмотр места происшествия как вид следственного осмотра приобретает значение доказательства по уголовному делу только в том случае, если он произведен в точном соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.

Осмотр места происшествия производится с участием понятых, за исключением тех случаев, если место происшествия находится в труднодоступной местности, отсутствуют надлежащие средства сообщения, производство этого следственного действия связано с опасностью для жизни или здоровья людей (в суровых климатических условиях, в обстановке чрезвычайных ситуаций, вызванных природными и техногенными факторами, в условиях вооруженных конфликтов и т.п.). Об этом в протоколе осмотра места происшествия делается соответствующая запись. В случае производства осмотра без участия понятых в обязательном порядке применяется фотографирование и (или) видеосъемка для фиксации его хода и результатов. Если применение фото- и (или) видеосъемки невозможно, то следователь делает в протоколе осмотра места происшествия соответствующую запись.

В соответствии с общими требованиями закона осмотр места происшествия производится с участием не менее двух понятых. Количество понятых может быть и больше, если осмотр места происшествия производится группой следователей, находящихся друг от друга на значительном расстоянии, что затрудняет понятым наблюдать за всем ходом осмотра, воспринимать его содержание и результаты и затем удостоверить соответствие изложенного в протоколе осмотра всему тому, что происходило в ходе этого следственного действия.

Все обнаруженное и изъятое при осмотре места происшествия должно быть предъявлено понятым, другим участникам осмотра.

Кроме понятых в осмотре места происшествия по решению следователя могут участвовать должностные лица заинтересованных учреждений, организаций, предприятий, на территории которых находится место происшествия.

Осмотр обнаруженных следов преступления и преступника и иных объектов, имеющих значение для дела, производится, как правило, на месте происшествия. Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то объекты должны быть изъяты и упакованы в соответствии с рекомендациями криминалистики и затем осмотрены в надлежащих условиях в рамках самостоятельного осмотра - осмотра предмета, документа и т.п.

Ход и результаты осмотра места происшествия фиксируются в протоколе и приложениях к нему.

В качестве приложения к протоколу составляется план или схема места происшествия. Если местом происшествия является помещение, то составляется план, который может быть выполнен в масштабе. План местности составляется схематически с указанием расстояний между объектами размерными стрелками. Отображенные в плане или на схеме места происшествия объекты отмечаются общепринятыми условными обозначениями.

С появлением цифровых технологий имеется возможность использования в уголовном судопроизводстве цифровой фотографии. При осмотре места происшествия цифровую запись изображения можно применять без ограничений как техническое средство фиксации всего того, что запечатлевается на обычную пленочную фотографию. Фотографирование может производиться как следователем, так и специалистом.

Следственный осмотр процессуальное действие, предусмотренное (ст. 176-178 УПК РФ), состоящее в непосредственном наблюдении, обнаружении, восприятии, закреплении и анализе следователем различных объектов для установления их признаков, свойств, состояния, взаиморасположения и определения их значимости в качестве доказательств по делу. Цель следственного осмотра заключается в том, чтобы получить доказательства, способствующие раскрытию и расследованию преступления. Их следователь получает из двух источников от людей и вещей.

Первые это свидетели, потерпевшие, подозреваемые, обвиняемые. Вещи все иные объекты материального мира, несущие информацию о расследуемом событии. Их форма, содержание, местонахождение и другие признаки могут отражать какие-либо обстоятельства совершения преступления. Иногда их называют «немыми свидетелями» преступления.

Практически невозможно представить себе уголовное дело, где не фигурировали бы вещественные доказательства, и ни одно из них не может оказаться в материалах дела без предварительного осмотра.

От того, насколько криминалистически грамотно произведено это следственное действие, часто зависит успех всего расследования. Поэтому не случайно криминалисты особо подчеркивают важность осмотра места происшествия и обнаруженных там объектов. Известный русский юрист XIX в. В. Леонтьев еще в 1887г. писал: «Осмотры составляют основу всего следствия, и нет предела в тщательности, с которой они должны производиться» .

Следственные органы России регулярно анализируют причины нераскрываемости преступлений. В большинстве случаев одним из главных недостатков указан неквалифицированно или небрежно произведенный осмотр места происшествия, в результате чего важные улики, которые могли бы дать ключ к раскрытию преступления, оказываются утраченными.

Поэтому руководство российских правоохранительных органов неоднократно подчеркивало необходимость повысить качество неотложных следственных действий, в первую очередь осмотров.

Основания и порядок следственного осмотра регламентированы уголовно-процессуальным законом предусмотренное (ст. 176-178 УПК РФ). Исходя из его содержания следственный осмотр помогает решить следующие важные задачи расследования:

1. разобраться в обстановке места происшествия, выяснить, как развивались события, понять действия преступника;

2. выявить и изъять следы совершенного преступления;

3. установить возможные источники получения других доказательств;

4. получить информацию для выдвижения следственных версий;

5. решить вопрос о приобщении к делу того или иного предмета в качестве вещественного доказательства;

6. проверить другие источники доказательств по делу .

По последовательности производства следственный осмотр классифицируется на первичный и повторный. Повторный осмотр производится в тех случаях, когда первоначальный проходил в неблагоприятных условиях (в дождь, ночью), в связи с чем важные для установления истины следы и предметы могли быть не обнаружены, был проведен недоброкачественно: не исследовались существенные для дела обстоятельства; не привлекались сведущие лица и т.д.

По объему следственный осмотр бывает основным и дополнительным. Последний производят в тех случаях, когда в ходе дальнейшего расследования выясняется, что отдельные объекты были вовсе не осмотрены или это сделано недостаточно детально. Дополнительный осмотр и призван устранить допущенные пробелы .

Осмотр места происшествия зачастую включает как составные элементы все другие виды следственного осмотра. На месте происшествия нередко присутствуют и предметы, и документы, и трупы, само оно обычно является участком местности или помещением. В такой ситуации осмотр всех составляющих будет производиться в рамках одного следственного действия и оформляться одним протоколом. Поэтому, несмотря на отдельные особенности и специфику каждого вида осмотра, все они представляют собой единство однородных явлений, что и позволяет выделить общие тактические положения их производства: единое руководство осмотром; своевременность; объективность; полнота; планомерность осмотра; использование технико-криминалистических средств и методов, помощи специалистов и оперативных подразделений; безопасность осмотра .

Единое руководство осмотром необходимо потому, что следственный осмотр сложное действие, связанное с привлечением значительного числа лиц, выполняющих различные функции. Успех в работе зависит от того, насколько четко и криминалистически грамотно будет организована деятельность каждого участника осмотра, что осуществимо лишь при едином руководстве осмотром. По закону оно возлагается на следователя. Все остальные лица, в том числе и руководящие работники правоохранительных органов, должны исходить из того, что он ответственный за результаты осмотра. Задача руководителей обеспечить следователю необходимую помощь. В противном случае возможна несогласованность действий участников осмотра, ведущая к изменению обстановки, уничтожению следов преступления и утрате предметов, имеющих важное доказательственное значение.

Следователь как самостоятельная процессуальная фигура руководит действиями всех присутствующих и лично отвечает за результаты осмотра.

Своевременность осмотра заключается в том, что после сообщения о происшествии следователь и другие лица безотлагательно выезжают на место происшествия для его осмотра. Это требование направлено на обеспечение максимальной сохранности обстановки места происшествия и непосредственно влияет на эффективность и результативность осмотра. Именно поэтому осмотр места происшествия относится к неотложным следственным действиям .

Объективность осмотра предполагает исследование и фиксацию всех объектов в том виде, в каком они были обнаружены; недопустимость отражения в протоколе выводов, заключений и предположений следователя, оперативного работника или других участников осмотра.

Полнота осмотра гарантирует, что все находящиеся на месте происшествия следы и предметы, имеющие отношение к расследуемому делу, будут обнаружены, исследованы и надлежащим образом отображены в протоколе осмотра и приложениях к нему. Полнота, кроме того, означает такое его проведение, которое исключает необходимость в повторном осмотре по мотивам недостаточности первоначального. В любом случае повторный осмотр не может заменить первоначального, поскольку отделен от преступного события большим промежутком времени . Вследствие этого осматриваемые объекты под воздействием неблагоприятных погодных условий, технических средств, людей, животных и насекомых могут претерпеть существенные изменения или быть уничтожены .

Планомерность осмотра состоит в правильном определении последовательности действий следователя и всех участников осмотра, заключающейся в объективном анализе полученной информации, конкретизации решаемых задач и необходимых для этого средств; уточнении круга и очередности конкретных действий и операций; распределении имеющихся сил и средств. Планомерность обеспечивает полноту, своевременность и качество выполнения всех необходимых действий, а в итоге максимальную эффективность следственного осмотра .

Использование технико-криминалистических средств и методов, помощи специалистов оперативных подразделений. При производстве осмотра необходимы полностью укомплектованный чемодан следователя, фотоаппарат с запасными пленками и импульсной лампой. Применяя технико-криминалистические средства и методы при осмотре, надлежит исходить из того, что их выбор определяется целью и характером проводимого осмотра, особенностями объектов и следов, для обнаружения и фиксации которых эти средства используются.

Специалист это квалифицированный помощник следователя. Он может обратить внимание следователя на обстоятельства, трудно воспринимаемые в конкретных специфических условиях, оказывает содействие в изъятии объектов, высказывает суждения о механизме и причинах образования тех или иных следов, что способствует выдвижению более обоснованных версий. Участие специалиста в осмотре обязательно в двух случаях: при осмотре трупа и при освидетельствовании лица иного, чем следователь, пола. Однако сейчас методически обязательным участие специалистов считается тогда, когда в ходе следственного действия могут встретиться объекты, осмотр, исследование или фиксация которых требуют специальных познаний, отсутствующих у следователя. Это, например, осмотр мест пожара, взрыва, крушения, аварии. Использование оперативных возможностей необходимо для получения дополнительной информации о характере происшествия, о лицах, к нему причастных, местонахождении и признаках объектов, имеющих значение для дела. Такая информация позволяет выдвинуть новые версии и глубже проверить отрабатываемые, выявить и закрепить следы и предметы, могущие стать доказательствами по уголовному делу.

Если при осмотре места происшествия выяснилась возможность преследования преступника «по горячим следам», оно поручается оперативным работникам. По окончании осмотра они принимают меры к сохранению тех вещественных доказательств, изъять которые с места происшествия невозможно .

Использование в процессе осмотра сил и средств оперативных подразделений дает следователю возможность получить дополнительную информацию о составе преступления: что произошло, каким образом, когда, кто совершил, с какой целью, с чьей помощью, кому и какой ущерб причинен, кто может знать о произошедшем.

Безопасность осмотра обеспечивается его правильной организацией; четким распределением функций между его участниками; использованием знаний специалистов, например, баллиста (оружейника), пожарного, химика, взрывотехника, специалиста по работе с радиоактивными материалами, своевременным привлечением к осмотру кинолога со служебно-розыскной собакой для обнаружения взрывных устройств; правильным применением криминалистических средств, приемов и методов .

Все виды осмотров проводятся в присутствии понятых (ч.1 ст.170 УПК РФ), наименьшее число которых - два.

Требования, которые предъявляются к понятым, приводятся в (ст. 60 УПК РФ): «1.Понятой - не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия.

2. Понятыми не могут быть:

1) несовершеннолетние;

2) участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники;

3) работники органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

3. Понятой вправе:

1) участвовать в следственном действии и делать по поводу следственного действия заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол;

2) знакомиться с протоколом следственного действия, в производстве которого он участвовал;

3) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и прокурора, ограничивающие его права.

4. Понятой не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд, а также разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. За разглашение данных предварительного расследования понятой несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации».

УПК РФ устанавливает, что следственные действия производятся с участием понятых (не менее двух) и без их участия (ч.3 ст.170 УПК РФ).

В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. При невозможности их использования следователь вносит соответствующую запись в протокол и поясняет, почему это нельзя было сделать .

Во всех случаях производства следственного действия без участия понятых в протоколе следственного действия делается запись об их отсутствии с указанием причин принятия такого решения.

Остальные следственные действия производятся без участия понятых. Следователь, однако, может принять, по ходатайству участников уголовного судопроизводства или по собственной инициативе, и иное решение, т.е. произвести следственное действие с участием понятых.

Перед началом следственного действия следователь, дознаватель в соответствии с (ч. 5 ст. 164 УПК РФ) разъясняет понятым цель следственного действия, их права и ответственность, предусмотренные (ст. 60 УПК РФ) .

Цель следственного действия обозначается для того, чтобы понятые понимали суть происходящего.

Для надлежащего выполнения своей функции понятым разъясняется их право:

1. участвовать в следственном действии и делать по поводу следственного действия заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол;

2. знакомиться с протоколом следственного действия, в производстве которого они участвовали;

3. приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и прокурора, ограничивающие их права.

Понятым разъясняется их ответственность. Главное - не разглашать данные предварительного расследования, если они были об этом предупреждены заранее в порядке, предусмотренном (ст. 161 УПК РФ). При этом поясняется, что за разглашение данных предварительного расследования понятой несет ответственность в соответствии со (ст. 310 УК РФ).

Осмотр местности, помещений, места происшествия производится в пределах их границ и требует предварительной подготовки. Она зависит от содержания события и физических пределов помещений, участков местности .

Получив известие о происшествии, следователь должен оценить характер события, сведения о том, где оно произошло, о лице, сообщившем о том, что случилось, выяснить, охраняется ли место происшествия. Обычно следователь действует не в одиночку, он руководит оперативно-следственной группой, имеющей в своем составе работников дознания, специалистов-криминалистов, судебно-медицинского эксперта. К группе по мере осмотра происшествия могут присоединиться и другие силы - патрульно-постовая служба, участковый инспектор, сотрудники ГИБДД. Перед выездом на место происшествия должен быть решен вопрос об охране оперативно-следственной группы, поскольку возможно сопротивление осмотру, нападение на лиц, производящих осмотр. Вопросы создания оперативно-следственных групп и организации их работы, в том числе и защиты, решаются руководителями органов дознания, прокурорами - руководителями и начальниками следственных отделов. Одному следователю для осмотра места происшествия выезжать не следует.

Непосредственно на месте происшествия после оказания помощи пострадавшим, беседы с потерпевшим, очевидцами, организации охраны места происшествия и защиты группы от возможных нападений, привлечения понятых и распределения обязанностей между участниками осмотра следователь начинает осмотр.

Осмотр предполагает применение технических средств - общее, узловое, детализированное фотографирование, видеосъемку, применение средств поиска и изъятия следов, микрочастиц, измерения расстояний, осмотра документов и других - перечень в данном случае не исчерпывающий. Надо определить исходное место осмотра - по общему правилу это место начала движения преступника или его проникновения в помещение. Затем выделяются отдельные участки осмотра и производится их последовательное изучение .

Во время осмотра обнаруживаются вещественные доказательства. Громоздкие (мебель, телевизор, холодильник, машина, и т.п.) и не подлежащие в силу этого изъятию вещественные доказательства осматриваются на месте.

Изымаемые вещественные доказательства могут быть осмотрены позднее. В любом случае они должны быть показаны понятым и всем участникам осмотра, индивидуализированы, упакованы, причем их упаковка опечатывается печатью следователя, подписывается следователем, понятыми, лицами, участвующими в осмотре.

В осмотре места происшествия могут участвовать, специалисты, эксперт, потерпевший, представители организаций, в здании которых совершено преступление. В состав участников следует включить командира подразделения, охранявшего место происшествия, и оперативно-следственную группу, включая всех ее сотрудников, как прибывших вместе со следователем, так и присоединившихся позднее.

Осмотр местности и нежилых помещений является продолжением осмотра места происшествия. Этим осмотром выявляются пути подхода преступника к месту происшествия, пути ухода от него, в ходе осмотра проводятся мероприятия по поиску скрывшихся преступников, прочесывание местности. Поиск доказательств, их изъятие и осмотр проводятся по правилам осмотра места происшествия .

Криминалистически значимые данные могут быть получены при осмотре помещений. В качестве объектов такого осмотра различают жилые и служебные помещения; торговые, складские и производственные постройки; выставочные залы, павильоны, музеи. Основными задачами осмотра помещений являются выяснение назначения и режима работы; определение дислокации; изучение обстановки с выяснением индивидуальных признаков, характеризующих конкретный объект; ознакомление с охранной системой защиты. Осмотр помещения целесообразно производить по периметру в направлении по часовой стрелке, по правилам осмотра места происшествия.

Осмотр предметов. В качестве самостоятельного следственного действия осмотр предметов производится в двух случаях:

1. когда для осмотра предметов, обнаруженных при производстве обыска, осмотра места происшествия, местности, помещения, требуется продолжительное время и специальные условия;

2. когда предметы представлены следователю потерпевшим, свидетелем, подозреваемым или другими лицами. Следователь производит их осмотр по месту производства следствия, обеспечивая сохранность и возможность использования в качестве вещественных доказательств.

Осмотр начинается с изучения общего вида предметов, их состояния, назначения и правил пользования. Если на предмете могут быть микрообъекты, потожировые следы рук или иные следы, пригодные для экспертного исследования, то осмотр начинается с их обнаружения и фиксации (это лучше сделать с помощью соответствующих специалистов). Затем выявляются индивидуальные признаки предмета, его особенности и дефекты, следы, указывающие на связь осматриваемого предмета с расследуемым преступлением. Все они подробно отражаются в протоколе и фотографируются.

Осмотр документов проводится с целью выявить, исследовать и зафиксировать признаки, позволяющие считать их вещественными доказательствами, или установить по содержанию документа криминалистически значимые факты и обстоятельства. Криминалистический порядок осмотра документа имеет свои особенности. При детальном осмотре документа нельзя использовать такие технические средства, приемы и методы, которые могут его повредить или изменить. Рекомендуется обращаться с документами так, чтобы не уничтожить следы преступника и не оставить свои . Осматривают документ при естественном или хорошем искусственном освещении под различными углами зрения. При осмотре применяются лупы, светофильтры, электронно-оптические преобразователи.

Документы вещественные доказательства следует предъявлять участникам осмотра в полиэтиленовых пакетах и вынимать только при необходимости. Сгибать их можно лишь по старым складкам, нельзя подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, подшивать документы в дело.

Если документ носит удостоверительный характер, то при его осмотре обращают внимание на наличие подписи конкретного должностного лица, дату, печать. Из содержания иных документов можно определить, какую цель преследовал автор при написании текста; наличие в нем сведений о малоизвестных фактах, событиях, их деталях, о конкретных лицах как участниках этих событий и другие обстоятельства.

При следственном осмотре документа в протоколе осмотра фиксируется:

1. место, дата и время обнаружения документа;

2. адресат, от которого он поступил;

3. наименование документа;

4. его внешний вид, реквизиты и особенности;

5. содержание;

6. индивидуальные признаки документа, например при описании паспорта в протоколе осмотра отмечается: кому, когда, где и кем он выдан, номер, серия и другие сведения, вносимые в него от руки .

Осмотр местности производится в тех случаях, когда она является местом происшествия. Организация осмотра зависит от размера территории: чем она значительнее, тем больше участников приходится привлекать к осмотру. Практика выработала следующие способы осмотра: сплошной, когда отсутствуют ориентировочные сведения о местонахождении следов и предметов; от периферии к центру или от центра к периферии, когда участок местности имеет округлую форму; линейный, когда осматриваемая площадь имеет удлиненную форму; плановый или секторный, когда вся осматриваемая площадь разбивается по квадратам или по секторам; узловой, когда осматриваются важные участки местности.

При привлечении к осмотру большого количества лиц они могут быть поставлены в цепь на расстоянии, позволяющем качественно производить осмотр. Между участниками осмотра и следователем обязательно устанавливается радио- или иная связь. Это помогает ему постоянно быть в курсе дела в случае обнаружения предмета, подлежащего осмотру .

Осмотр в жилом помещении возможен при согласии лиц, в нем проживающих. Перед осмотром лица, находящиеся в помещении, извещаются об осмотре и их праве возразить против него. Одновременно им разъясняется необходимость его проведения.

Если возражения остаются, следователь составляет в присутствии понятых протокол об отказе дать согласие на проведение осмотра, оглашает его и в дальнейшем действует в порядке (ст. 165 УПК РФ), определяющей судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия

Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Частью 2 ст. 23 Конституции РФ устанавливается, что ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения.

Статья 25 Конституции Российской Федерации гласит: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». В части 3 ст. 35 Конституции РФ говорится: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда».

В УПК судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия предусмотрен в случаях, указанных (п. 4-9 и 11 ч. 2 ст. 29 УПК РФ). В их число входят:

1. производство осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

2. производство обыска и (или) выемки в жилище;

3. производство личного обыска;

4. производство выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

5. наложение ареста на корреспонденцию и выемки ее в учреждениях связи;

6. наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

7. контроль и запись телефонных и иных переговоров.

Учитывая новые изменения в УПК РФ, процедура возбуждения уголовного дела следователем, а так же, дознавателем и органом дознания упростилась: им не потребуется согласовывать соответствующее решение с прокурором.

Основным в принятых изменениях является снижение роли прокуратуры в расследовании уголовных дел и надзоре за органами предварительного следствия, а следовательно, повышение статуса следователя как участника уголовного судопроизводства. (Необходимо отметить, что изменения не коснулись деятельности органов дознания и дознавателей).

Итак, прежде всего, из УПК РФ полностью изъяты нормы, регламентирующие возможность прокурора возбуждать, расследовать уголовные дела, давать по ним обязательные для исполнения указания, а также принимать по ним какие-либо процессуальные решения, кроме права в окончательной стадии предварительного следствия утверждать обвинительное заключение для направления уголовного дела в суд.

УПК РФ установлен следующий порядок рассмотрения ходатайства.

Участие прокурора, следователя и дознавателя в судебном заседании не обязательно. Но они (отдельно друг от друга или вместе) вправе прибыть в суд и принять участие в судебном заседании с тем, чтобы убедить судью в необходимости производства следственного действия.

Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.

Вынесенное постановление направляется лицу, заявившему ходатайство.

Получив постановление судьи о разрешении производства следственного действия, следователь, дознаватель составляет соответствующее постановление о производстве требуемого следственного действия и приступает к его реализации .

УПК РФ, однако, допускает производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска без получения судебного решения.

Подобное возможно лишь в исключительных случаях, когда это не терпит отлагательства, как в случае, например, личного обыска задержанного, или когда в ходе выемки появились основания для производства обыска.

Производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска в таких ситуациях производится на основании постановления следователя, дознавателя.

Произведя осмотр, обыск или выемку, следователь обязан уведомить об этом судью и прокурора. На выполнение этого действия отводится 24 часа с момента начала производства следственного действия. Уведомление носит письменный характер.

К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия.

Цель данного уведомления – проверка законности решения о его производстве.

Получив указанное уведомление, судья проверяет законность произведенного следственного действия. По окончании проверки он выносит постановление либо о его законности, либо о его незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со ст. 75 УПК РФ.

Прокурор также должен проверять обоснованность производства следственных действий.

Нередко возникает обстановка, исключающая ожидание решения суда. Неотложность осмотра может вызываться разными причинами - необходимостью обнаружить скрывающегося преступника, предотвратить гибель людей, утрату документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, припрятывание ценностей, оружия, наркотиков, предупредить совершение особо тяжкого и тяжкого преступления. Следователь в подобных случаях вправе провести осмотр и без согласия лиц, проживающих в жилом помещении. Материалы осмотра в течение 24 часов представляются в суд для проверки законности проведенного действия.

Признание его незаконным переводит протокол осмотра в разряд недопустимых доказательств (ст. 165 УПК РФ) .

Таким образом, можно сделать вывод, что законодатель придает следственному осмотру огромное значение, наделяя органы предварительного расследования значительными полномочиями на ущемление прав граждан в ходе данного следственного действия. Такое положение обусловлено важностью данного следственного действия для закрепления следов преступления.


Баянов А.И. Стратегия и практика в структуре следственного действия //Криминалистические чтения посвященные 100-летию со дня рождения профессора Б.И. Шевченко: Тезисы выступлений. - М.: МАКС-Пресс, - 2004. - С.46-49.

Осмотр места происшествия: Практическое пособие /Под ред. А.И.Дворкина.- М.:Норма, 2001. - С.25.

Сиваев В.С. Следственные действия до возбуждения уголовного дела: теория и практика применения //Уголовное досудебное производство: проблемы теориии практики: Материалы межвузовской научно-практической конференции (6 октября 2004 года). – Омск: Омский юридический институт.- 2004. - С.165-170.

Яблоков Н.П. Криминалистика в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2006. - С.125.

Власова Н.А., Соловьев А.Б., Токарева М.Е. Общие условия предварительного расследования: Монография. - М.: Юрлитинформ, 2005. – С.7. Тертышник В.М. Непосредственное обнаружение и техническое документирование преступного деяния (концептуальная модель процессуального института и нового следственного действия) //Право и политика. - М.; Nota Bene, 2004. - № 5. - С.113-118.

Бобров В.К., Божьев В.П., Бородин С.В. и др. Уголовный процесс: Учебник. - М.: Спарк, 2004. – С.234.

Власова Н.А., Соловьев А.Б., М.Е. Токарева. Общие условия предварительного расследования: Монография. - М.: Юрлитинформ, 2005. – С.23.

Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г. Криминалистика: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2007. - С.137.

Леонова О.В. Особенности проведения некоторых следственных действий по уголовно-процессуальному законодательству //Актуальные проблемы современного уголовного процесса России: Сборник научных статей. – Самара: Самарский университет, 2005. - С.112-118.

Уголовный процесс России: Учебное пособие для вузов /Под ред. Безлепкина Б.Т.: М.: КноРус, 2006. – С.486.

Осмотр и предварительное исследование документов /Под ред. Подволоцкого И.Н., Зинина А.М. - М.: Юрлитинформ, 2004. - С.172.

Сиваев В.С. Указ. соч. - С.165.

Леонова О.В. Указ. соч. - С.112.

Бобров В.К., Божьев В.П., Бородин С.В. и др. Указ. соч. – С.356.

Под ред. Лупинской П.А. Указ. соч. - С.354.

Важнейшим составляющим условием производства осмотра места происшествия является участие в осмотре представителей разных служб органов внутренних дел, специалистов различного профиля и представителей общественности – понятых (на усмотрение следователя (дознавателя)).

Согласно уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации ответственным за проведение осмотра места происшествия является следователь (дознаватель), именно он организует и руководит действиями всех участников осмотра места происшествия (принцип единого руководства). Это означает, что его указания являются обязательными для всех участников осмотра.

Вопросы организации взаимодействия между сотрудниками органов внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений, в том числе и при производстве осмотра места происшествия, регламентируются нормами уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами (приказы МВД России, инструкции, указания).

При получении сообщения о преступлении для обеспечения наиболее эффективного производства осмотра места происшествия и других неотложных следственных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий формируется дежурная следственно-оперативная группа (СОГ), в состав которой, как правило, входят:

˗ следователь либо дознаватель (исходя из подследственности);

˗ сотрудники оперативных подразделений;

˗ сотрудники экспертно-криминалистических подразделений;

˗ специалист-кинолог (в случае необходимости использования служебной собаки);

˗ преданные силы (сотрудники иных служб органов внутренних дел).

В соответствии с требованиями УПК РФ к осмотру места происшествия могут привлекаться: эксперт, специалист, понятые, переводчик, потерпевший, представитель потерпевшего, свидетель, подозреваемый и другие участники уголовного судопроизводства.

Следователь (дознаватель) является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции, предусмотренной ст. 38 (ст. 41) УПК РФ, осуществлять расследование по уголовному делу и самостоятельно принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласие руководителя следственного органа (для дознавателя – согласие прокурора) (см. прил. 3, 4).

В ходе подготовки и производства осмотра на месте происшествия следователь (дознаватель):

˗ руководит следственно-оперативной группой и участниками осмотра, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованность действий участников по установлению пострадавших, свидетелей и очевидцев происшествия, лиц, совершивших преступление, а также принимает меры к обнаружению, фиксации и изъятию следов преступного деяния;

˗ при необходимости привлекает к участию в осмотре места происшествия специалистов (ст. 168 УПК РФ), а также других сотрудников полиции;

˗ опирается на помощь других участников осмотра места происшествия, учитывает их замечания и советы;

˗ с учетом полученной на месте происшествия информации делает предположительные суждения и умозаключения, выдвигает версии и планирует осуществление неотложных мероприятий, направленных на закрепление следов преступления и его раскрытие.

С этой целью он дает поручения сотрудникам оперативных подразделений о производстве неотложных оперативно-розыскных и поисковых мероприятий, осуществляет иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом;

˗ разрешает в случаях, предусмотренных законом, допуск к месту происшествия лиц, которые официально не участвуют в осмотре (например, представителей средств массовой информации);

˗ в соответствии с ч. 7 ст. 164 УПК РФ следователь вправе привлечь к участию в осмотре должностное лицо органа, осуществлявшего оперативно-розыскную деятельность (о чем делается запись в протоколе осмотра);

˗ производит осмотр места происшествия, заносит в протокол данные, которые являются результатом его восприятия, и несет персональную ответственность за ход и результаты указанного следственного действия.

Сотрудники полиции обеспечивают охрану места происшествия и поддерживают порядок, не допуская посторонних лиц к месту осмотра.

По указанию следователя (дознавателя) устанавливают свидетелей и очевидцев, а также участвуют в отыскание следов и объектов, имеющих отношение к преступному деянию.

Оперативные сотрудники органов внутренних дел на месте происшествия действуют под общим руководством следователя (дознавателя), но при этом в соответствии с федеральными законами «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 2, 7, 11) и «О полиции» (ст. 10, 12, 27, 28) не утрачивают своей самостоятельности и выполняют специфические обязанности, в процессе которых:

˗ осуществляют оперативно-розыскные и поисковые мероприятия, направленные на выявление, установление, обнаружение и задержание виновных лиц;

˗ обнаруживают похищенное имущество, места его сбыта и хранения;

˗ устанавливают орудия преступления;

˗ устанавливают личность неопознанного трупа;

˗ осуществляют проверки изъятых предметов по оперативным и криминалистическим учетам;

˗ принимают меры, направленные на выявление очевидцев происшествия и установление свидетелей;

˗ сообщают оперативному дежурному по органу внутренних дел о характере преступления, приметах лиц, его совершивших, особенностях похищенного имущества и предоставлении иной информации, добытой в ходе осмотра места происшествия;

˗ выполняют поручения следователя (дознавателя), информируют последних о результатах проведенных мероприятий.

По поручению следователя (дознавателя), а также по собственной инициативе специалист-кинолог применяет служебную собаку .

Специалист-кинолог:

˗ определяет границы осмотра в целях применения служебной собаки;

˗ уточняет время совершения преступного деяния, изучает обстоятельства совершения преступления, выясняет количество преступников, их приметы, направления движения (пути их подхода и отхода), а также иную информацию, имеющую значение для розыска лиц, подозреваемых в совершении преступления;

˗ совместно со следователем (дознавателем) и оперативным сотрудником принимает решение о применении служебной собаки для розыска лиц, совершивших преступление, орудий преступления и других предметов, с помощью носителей (предметов и объектов) запаховых следов, обнаруженных на месте происшествия;

˗ совместно с иными сотрудниками принимает участие в преследовании и задержании лица (лиц), подозреваемого в совершении преступления;

˗ по результатам применения служебной собаки составляет акт о применении служебной собаки, а в случае невозможности применения служебной собаки - рапорт с указанием причин ее неприменения.

Сотрудники экспертно-криминалистического подразделения и специалисты привлекаются к осмотру места происшествия следователем (дознавателем) согласно ч. 1 ст. 168 УПК РФ и осуществляют процессуальные полномочия специалиста, предусмотренные ст. 57, 58 УПК РФ (см. прил. 5-7). Эксперт (специалист) обладает специальными знаниями, что и является основным критерием привлечения его к осмотру места происшествия с целью содействия в обнаружении, закреплении, изъятии предметов и документов, применения технических средств. Таким образом, специалист-криминалист при производстве осмотра места происшествия оказывает помощь следователю (дознавателю):

˗ сориентироваться в специфической обстановке и уяснить характер происшествия;

˗ правильно описать в протоколе места происшествия особенности отдельных осматриваемых объектов и их состояние (механизмы, детали, части машин, части тела и т.д.);

˗ в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке невидимых или слабо видимых следов;

˗ в сохранении предметов и следов преступления, отборе сравнительных и контрольных образцов;

˗ при производстве исследования предметов и следов на месте происшествия для получения информации об обстоятельствах преступления и о лицах, причастных к его совершению;

˗ в полном и точном отражении в протоколе осмотра места происшествия сведений, полученных в результате применения технических средств;

˗ в выдвижении следственных версий, относительно произошедшего события и лица (лиц), совершившего его.

Специалист, приглашенный для осмотра места происшествия, должен быть не только компетентен в вопросах, которые необходимо разрешить на месте происшествия, обладая соответствующими навыками, но и быть не заинтересованным в исходе разбирательства по делу. Это является решающим критерием для привлечения специалиста к осмотру места происшествия. Кроме специалиста-криминалиста, для производства осмотра места происшествия, могут привлекаться специалисты любого другого профиля, исходя из характера преступления, а также вида следов и предметов, обнаруженных на месте происшествия.

Специалист в соответствии с ч. 3 ст. 58 УПК РФ вправе:

˗ отказаться от участия в осмотре, если он не обладает соответствующими специальными знаниями;

˗ задавать вопросы участникам осмотра с разрешения следователя (дознавателя);

˗ знакомиться с протоколом осмотра, в котором участвовал, и делать заявления и замечания, которые подлежат занесению в протокол;

Согласно ч. 4 ст. 58 УПК РФ специалист не вправе уклоняться от явки по вызовам следователя (дознавателя) для производства осмотра и разглашать данные, ставшие ему известными в связи с участием в осмотре, если он был заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ.

Участковый уполномоченный полиции, как правило, не входит в состав следственно-оперативной группы, однако в соответствии с действующим законодательством обязан участвовать в раскрытии преступления, совершенном на вверенном ему участке .

В этих целях участковый уполномоченный обязан:

˗ информировать следователя (дознавателя), оперативного сотрудника о характере совершенного преступления и месте его совершения, о пострадавших лицах, о лицах, имеющих отношение к рассматриваемому событию;

˗ по поручению следователя (дознавателя) принимать меры по охране места происшествия, установлению и оказанию необходимой медицинской помощи пострадавшим;

˗ выполнять поручения следователя (дознавателя) по установлению возможных очевидцев происшедшего и иных лиц, причастных к совершению преступления или располагающих сведениями о преступлении и преступнике;

˗ оказывать содействие оперативным сотрудникам в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления.

В ходе осмотра места происшествия следователь (дознаватель) и участвующие в осмотре сотрудники органов внутренних дел должны постоянно обмениваться полученной информацией, анализировать ее и согласовывать свои дальнейшие действия.

Понятой – это не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое следователем (дознавателем) к участию в осмотре места происшествия для удостоверения факта, содержания, хода и результатов осмотра (ст. 60 УПК РФ) (см. прил. 8). Участие понятых в осмотре места происшествия является одной из гарантий законности, объективности и всесторонности следственного действия. Однако законодатель предусмотрел возможность проведения осмотра места происшествия без участия понятых. Причем данное решение принимает следователь (дознаватель) самостоятельно. Следственный осмотр без участия понятых может быть произведен в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случае опасности для жизни и здоровья людей, о чем делается запись в протоколе осмотра.

В качестве понятых не могут быть привлечены: несовершеннолетние, участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники, сотрудники органов исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и (или) предварительного расследования.

Понятой должен быть не простым статистом в ходе осмотра места происшествия, а активным участником, стараясь запомнить ход и результаты осмотра, чтобы в случае необходимости подтвердить факт осмотра и внести ясность при возникновении спорных вопросов, то есть выступить в качестве свидетеля по уголовному делу.

Понятые в соответствии с ч. 3 ст. 60 УПК РФ вправе:

˗ делать по поводу этого осмотра заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол;

˗ знакомиться с протоколом осмотра;

˗ приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя (дознавателя), ограничивающие их права.

Понятые согласно ч. 4 ст. 60 УПК РФ не вправе:

˗ уклоняться от явки по вызовам следователя (дознавателя);

˗ разглашать данные предварительного расследования, если они были об этом заранее предупреждены в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ.

Потерпевшие и свидетели привлекаются к осмотру места происшествия, когда без их участия нельзя определить объект, нуждающийся в осмотре, или границы осмотра, когда невозможно определить место посягательства, когда они могут уточнить, какие изменения были внесены в вещную обстановку или они первыми обнаружили преступление (см. прил. 9 - 13).

В соответствии со ст. 42 УПК РФ потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.

Участие в осмотре места происшествия потерпевших, свидетелей, подозреваемого, обвиняемого, их представителей, законных представителей, защитника, представителей администрации учреждения или предприятия, а также других лиц может быть объяснено необходимостью и целесообразностью, с одной стороны, и нормами УПК РФ – с другой.

По окончании осмотра места происшествия потерпевший вправе знакомиться с протоколом данного следственного действия, произведенного с его участием, и подавать на него замечания (п. 10 ч. 2 ст. 42 УПК РФ).

Согласно ст. 56 УПК РФ свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела.

Потерпевший и свидетель не вправе разглашать данные, ставшие им известными в ходе осмотра, если они были об этом заранее предупреждены в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ. За разглашение указанных данных потерпевший и свидетель несут ответственность в соответствии со ст. 310 УК РФ.

Кроме того, на основании ст. 164 УПК РФ потерпевший и свидетель предупреждаются об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 307 и 308 УК РФ, за дачу заведомо ложных показаний либо отказ от дачи показаний в ходе осмотра.

Потерпевшим и свидетелям, участвующим в осмотре места происшествия, следует разъяснять нормы ст. 51 Конституции Российской Федерации, согласно которым они вправе отказаться давать показания против себя и своих близких родственников.

Потерпевший и свидетель не вправе уклоняться от явки по вызовам следователя (дознавателя). При неявке по вызову без уважительных причин они могут быть подвергнуты приводу (ч. 1 ст. 113 УПК РФ).

Подозреваемый и обвиняемый (см. прил. 14-17). Привлечение указанных лиц к осмотру места происшествия возможно, если есть их согласие и желание принять участие в осмотре. Следователь (дознаватель) принимает решение о целесообразности такого участия.

В соответствии со ст. 46 УПК РФ подозреваемым является лицо:

˗ в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, установленным гл. 20 УПК РФ;

˗ которое задержано в соответствии со статьями 91 и 92 УПК РФ;

˗ к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК РФ;

˗ которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ.

Согласно ст. 47 УПК РФ обвиняемым признается лицо, в отношении которого вынесены:

˗ постановление о привлечении в качестве обвиняемого;

˗ обвинительный акт.

Подозреваемый и обвиняемый вправе участвовать с разрешения следователя (дознавателя) в следственных действиях, производимых по его ходатайству или ходатайству его защитника либо законного представителя, знакомиться с протоколами этих действий и подавать на них замечания.

Привлекая подозреваемого или обвиняемого к осмотру места происшествия, необходимо быть достаточно внимательным и наблюдательным за их поведением, поскольку будущее этих лиц во многом зависит и от результатов осмотра места происшествия. Они могут попытаться сокрыть следы преступления или уничтожить их, а также аналогично поступить по отношению к другим доказательствам.

Кроме того, подозреваемый и обвиняемый вправе:

˗ отказаться давать показания против себя и своих близких родственников;

˗ пользоваться помощью переводчика бесплатно;

˗ пользоваться помощью защитника, в том числе бесплатно;

˗ давать показания и объясняться в процессе осмотра на родном языке или языке, которым они владеют;

˗ заявлять ходатайства и отводы;

˗ приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя (дознавателя);

˗ защищаться иными средствами и способами, не запрещенными уголовно-процессуальным кодексом.

При осмотре места происшествия иногда возникают обстоятельства, требующие присутствия переводчика.

Согласно ст. 59 УПК РФ переводчик – лицо, привлекаемое к участию в уголовном судопроизводстве, в случаях, предусмотренных УПК РФ, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. Привлечение переводчика возможно, если возникает необходимость, когда свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый не владеют или недостаточно владеют языком, на котором ведется производство по уголовному делу, а также для лиц, нуждающихся в сурдопереводе.

Привлечение переводчика к осмотру места происшествия необходимо и в случае обнаружения документов, требующих немедленного перевода.

В соответствии с ч. 3 ст. 59 УПК РФ переводчик вправе:

˗ задавать вопросы участникам осмотра в целях уточнения перевода;

˗ знакомиться с протоколом осмотра и делать замечания по поводу правильности записи перевода, подлежащие занесению в протокол;

˗ приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя (дознавателя), ограничивающие его права.

В соответствии с ч. 4 ст. 59 УПК РФ переводчик не вправе:

˗ осуществлять заведомо неправильный перевод;

˗ разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве переводчика, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ;

˗ уклоняться от явки по вызовам следователя.

За заведомо неправильный перевод и разглашение данных предварительного расследования переводчик несет уголовную ответственность по ст. 307 и 310 УК РФ (ч. 5 ст. 59 УПК РФ).

Помимо указанных в осмотре могут принимать участие и иные участники уголовного судопроизводства, в том числе - оперативный дежурный по органу внутренних дел, руководитель следственного подразделения и ответственный от руководящего состава органа внутренних дел.

Руководитель следственного подразделения и ответственный от руководящего состава органа внутренних дел выезжают на место происшествия при получении сообщения о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в иных случаях, когда требуется их присутствие (резонансное преступление, преступление против малолетнего или несовершеннолетнего и др.) с целью обеспечения контроля за организацией деятельности следственно-оперативной группой.

Оперативный дежурный по органу внутренних дел не только организует выезд на место происшествия следственно-оперативной группы, но и координирует работу всех сотрудников полиции, задействованных при осмотре места происшествия: обмен информацией, проверка по имеющимся банкам данных, принимает меры к пресечению преступления, к его раскрытию, привлекая дополнительные силы и средства органов внутренних дел.

В рамках предварительного расследования осуществляются различные процессуальные действия, позволяющие собрать доказательства. Одним из них является осмотр места происшествия. УПК РФ устанавливает основания и правила его проведения, порядок фиксации результатов. Рассмотрим особенности выполнения этого следственного действия.

Осмотр места происшествия

Осмотр помещения предприятия (организации) осуществляется в присутствии представителя его администрации. Если участие этого лица невозможно, об этом делается отметка в протоколе.

Документирование

Общие правила оформления протоколов следственных действий закреплены в 180 норме УПК РФ. При осмотре места происшествия следователь фиксирует все свои действия; обнаруженные предметы, следы, документы и пр. описываются в том виде, в каком они были найдены.

Протокол оформляется с соблюдением предписаний 180 статьи Кодекса, а также 166, 167 норм.

В документе следователь указывает время, коротко описывает погоду, освещение, при которых проводился осмотр места происшествия. УПК РФ содержит требование об указании в протоколе технических средств, использованных при обследовании, результатов осмотра. В документе также приводятся характеристики печати, которой были опечатаны изъятые предметы, адрес, по которому они были отправлены после осуществления следственного действия. После завершения следственного действия субъекты, участвовавшие в нем, и следователь должны подписать заполненный бланк.

По УПК РФ, при осмотре места происшествия должны быть предприняты меры по сохранению целостности обнаруженных документов, следов, предметов, имеющих доказательственное значение.

Привлечение понятых

Об особенностях проведения следственных действий с участием указанных лиц говорится в ст. 170 УПК РФ, осмотр места происшествия с понятыми производится по усмотрению следователя или на основании ходатайства участников мероприятия.

Случаи привлечения не менее двух понятых к осуществлению следственных действий установлены нормами 182, 183 (ч. 3.1), 193 и 184 Кодекса. В случаях, предусмотренных ст. 177-178, 155, 181, 183 (кроме ч. 3.1), 185 (ч. 5), 194, 186 (ч. 7), привлечение указанных лиц осуществляется по усмотрению следователя.

Среди указанных выше статей 176 норма отсутствует. Соответственно, согласно УПК РФ, осмотр места происшествия без понятых вполне законен.

Если по решению следователя либо на основании ходатайства участников указанные лица все же были привлечены к мероприятию, им до его начала разъясняется цель действия, права, обязанности, а также ответственность, установленные 60 нормой Кодекса.

Осмотр места происшествия по УПК РФ с комментариями

Рассматриваемое следственное действие предполагает личное восприятие следователя и фиксацию внешних признаков предметов, к которым имеется, как правило, свободный доступ.

Понятие "осмотр" указывает на преимущественное использование визуального метода наблюдения. Но в процессе осмотра задействованы все органы чувств. Соответственно, в протоколе следователь может указать температуру объекта, результаты прослушивания аудиозаписи, резкий запах и пр.

Цели

Согласно УПК РФ, осмотр места происшествия направлен на:

  • Выявление следов преступления. К ним необходимо относить все предметы, имеющие признаки вещественных доказательств.
  • Выяснение прочих значимых обстоятельств. Данная цель предполагает формирование представления об обстановке места преступления.

Приведенный перечень целесообразно дополнить еще одной важной целью обследования - фиксацией признаков объектов.

Причина осмотра

В качестве нее выступает наличие сведений о том, что при обследовании объекта, доступного для следователя, может быть получена информация, имеющая значение для расследования.

Стоит отметить, что доступность предметов, места происшествия в целом сводит принуждение при обследовании к минимуму. В этой связи для выполнения этого следственного действия не требуется постановление. Исключением является принудительное обследование жилища.

Отличие от обыска

Осмотр, как выше уже говорилось, нельзя назвать принудительным действием. Кроме того, его цели более широкие, нежели у обыска.

Некоторые сложности возникают при необходимости провести следственное действие в жилище. Если граждане, проживающие в нем, не соглашаются на осмотр, но отсутствуют причины предполагать, что лица что-то скрывают, то появляется основание для принудительного осмотра. Отказ может, к примеру, обуславливаться нежеланием впускать посторонних в жилое помещение, тратить время на оказание помощи следствию и пр.

Если вероятность сокрытия лицами следов преступления достаточно высока, то возникает основание для проведения обыска.

Необходимо сказать, что при осмотре не производится принудительный поиск, повреждение имущества, вскрытие хранилищ. При обыске такие действия допустимы.

Принудительность осмотра ограничивается только проникновением служащих в жилье без согласия проживающих в нем. После этого следственное действие осуществляется в порядке, установленном соответствующими статьями УПК.

Между тем и для обыска, и для осмотра жилища необходимо судебное решение. Проведение указанных мероприятий без такого постановления нарушает конституционное право лиц на неприкосновенность жилища.

Неотложное обследование жилого помещения

Он может проводиться без согласия проживающих граждан с соблюдением порядка судебного контроля и прокурорского надзора, предусмотренного 165 статьей УПК (ч. 5) до возбуждения производства по делу.

Однако такое обследование не должно становиться фактическим обыском. В противном случае будет нарушен процессуальный закон, а все полученные при этом доказательства будут признаны недопустимыми.

Судебное следствие

В ходе него также может выполняться осмотр места или помещения. Они вполне могут быть местом совершения посягательства, обнаружения следов деяния и во время предварительного следствия могли обследоваться как место происшествия.

Одно и то же помещение, к примеру, комната убитого, в ходе расследования может рассматриваться как место происшествия. При судебном следствии, в свою очередь, оно уже таковым не считается. Принудительного осмотра в последнем случае быть не может, поскольку отсутствует необходимость совершения неотложных действий.

Выводы

Учитывая вышесказанное, можно заключить следующее:

  • До возбуждения дела допускается выполнение только неотложного осмотра места происшествия, в том числе жилища, иного помещения, а также местности, документов, предметов.
  • Повторного производства рассматриваемого следственного действия не должно быть. После первого осмотра неотложность ситуации устраняется. Соответственно, впоследствии будет иметь место обследование не места происшествия, а помещения, местности и пр.

Осмотр жилища, других помещений, открытого пространства не является обследованием места происшествия, если его целью является не обнаружение следов, а других обстоятельств, подлежащих доказыванию. К примеру, выясняются условия воспитания и жизни несовершеннолетнего обвиняемого, проверяется алиби и пр. Соответственно, такие действия не могут производиться до возбуждения дела.

Заключение

Именно так проводится, согласно ст. 176 УПК РФ, осмотр места происшествия. "Консультант Плюс" - компьютерная справочная правовая система в России, которая предоставляет как профессионалам, так и просто интересующимся людям всю необходимую информацию по вопросам законодательства, в том числе и УК. Так что каждый желающий может более подробно ознакомиться на данном портале с тем, что представляет собой осмотр места происшествия, если он не смог найти все ответы на свои вопросы в нашем обзоре.