Тушения пожаров - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;..."
Источник:
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О пожарной безопасности" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)
Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .
Кимстач, Игорь Фотиевич - Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия
Управление государственной противопожарной службы Москвы - УГПС Москвы государственное учреждение МЧС России, возглавляющее систему Государственной противопожарной службы Москвы. На Управление в пределах компетенции, установленной законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, возложены… … Словарь черезвычайных ситуаций
установка - 4.3 установка: Совокупность взаимосвязанных образцов ТС или систем, смонтированных для выполнения конкретной задачи в установленном месте. Источник …
время - 3.3.4 время tE (time tE): время нагрева начальным пусковым переменным током IА обмотки ротора или статора от температуры, достигаемой в номинальном режиме работы, до допустимой температуры при максимальной температуре окружающей среды. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Пожарная охрана - Пожарные борются с пожаром … Википедия
Частная пожарная охрана - Автомобиль группы компаний «Falck» в Польше Частная пожарная охрана вид пожарной охраны. Содержание … Википедия
Основные - 1. Основные положения системы сельской телефонной связи. М., ЦНИИС, 1974. 145 с. Источник: Руководство: Руководство по проектированию сети электросвязи в сельской местности 16. Основные положения по учету труда и заработной платы в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ВОДОСНАБЖЕНИЕ - ВОДОСНАБЖЕНИЕ. I. Водоснабжение населенных мест. Цель и назначение водоснабжения. В. организованное и регулярное доставление массовому потребителю воды установл. качества и в определенном количестве, обеспечивающем с той или иной полнотой… … Большая медицинская энциклопедия
Природные пожары в России в 2010 году - Природные пожары в России (2010) Дым над Европейской Россией 4 августа 2010 … Википедия
Для успешного тушения любого пожара необходимо знать закономерности его развития и характеристику сопровождающих его явлений, а также успешное тушение пожаров зависит и от тактико-технических возможностей пожарных подразделений.
Пожарная тактика - это совокупность способов и приемов тушения пожара, применяемых с учетом возможностей подразделений пожарной охраны и конкретной обстановки на пожаре .
Средства тушения пожаров (пожарная техника и огнетушащие средства) и люди, работающие с этими средствами, составляют материальную основу тушения пожара. Поэтому одним из важнейших вопросов, рассматриваемых пожарной тактикой, являются тактико-технические данные пожарной техники, свойства огнетушащих средств и правила их применения, а также способы прекращения горения .
Тушить пожар умело и быстро, целесообразно используя силы и средства, могут только подготовленные, хорошо обученные и натренированные подразделения пожарной охраны. Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны регламентируется приказом .
Задачами пожарной тактики являются: изучение сущности процессов развития и тушения пожаров, а также установление действующих в этих процессах закономерностей исследование тактических возможностей подразделений пожарной охраны, знание тактических возможностей подразделений, необходимо чтобы правильно использовать боевые расчеты в процессе тушения .
Не зная, например, возможностей пожарного отделения на автонасосе, нельзя решить таких вопросов его использования, как постановка задач в различной обстановке, необходимость его усиления дополнительными средствами, организация взаимодействия с другими подразделениями .
Знание процессов развития и тушения пожаров, а также знание тактических возможностей подразделений позволяет разработать наиболее целесообразные способы действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров в той или иной обстановке .
При решении этой задачи исходят обычно из наиболее типичной обстановки на пожаре. Определив целесообразные способы действий подразделений в типичной обстановке, их уточняют с учетом особенностей конкретного пожара.
Способы действий подразделений разрабатывают, изучая и обобщая опыт тушения пожаров. Чтобы из всех способов действий выбрать наиболее целесообразные и эффективные, необходимо изучать и учитывать все изменения, происходящие в практике тушения пожаров и в техническом оснащении подразделений. Организация тушения пожаров и управление боевыми действиями при их тушении .
В организации тушения пожаров и управление боевыми действиями подразделений основную роль играет своевременное создание необходимых запасов огнетушащих средств, правильная организация и бесперебойная работа тыла на пожаре, медицинское обслуживание личного состава, обеспечение безопасных условий для личного состава при тушении пожара, охрана места пожара .
Успешное решение этой задачи обеспечивается четко налаженным взаимодействием подразделений пожарной охраны с городскими службами: водопроводной, медицинской, энергетической, полицейской и др.
Организация тактической подготовки подразделений с учетом выработки определенных боевых и моральных качеств личного состава .
Решение задач пожарной тактики во многом зависит от знаний личного состава подразделений и его подготовленности к работе в различных условиях обстановки на пожаре .
Поэтому следующей задачей тактики является организация и проведение пожарно-тактической подготовки личного состава подразделений.
Тактические занятия в системе боевой подготовки должны быть направлены на выработку необходимых морально-боевых качеств личного состава: мужества, решительности, находчивости, стойкости, профессионального мастерства и т. д.
Воспитать эти качества можно только в результате постоянной, кропотливой и целеустремленной работы всего состава подразделений пожарной охраны. Тушение пожаров, спасание людей, оказавшихся в опасности, наряду с профилактическими мероприятиями важнейшие задачи подразделений пожарной охраны.
Исследуя условия развития и тушения пожаров, разрабатывая наиболее целесообразные способы и приемы боевых действий подразделений, пожарная тактика вместе с тем не дает готовых решений для каждой конкретной обстановки, складывающейся на пожаре.
Она содержит главные, наиболее важные положения и правила, следуя которым руководитель тушения пожара (РТП) принимает обоснованное решение, соответствующее конкретным условиям.
Пожарная тактика зависит от уровня тактико-технических возможностей техники, внедрения новых средств тушения. Она находится в непрерывном развитии, обогащаясь новыми приемами и способами тушения пожаров по мере оснащения пожарных подразделений более совершенной техникой и огнетушащими средствами.
Например, широкое применение пены средней кратности позволило существенно изменить тактические приемы и способы тушения пожаров нефти и нефтепродуктов в резервуарах, в кабельных помещениях и подвалах зданий, на судах морского и речного флота. Появление пожарных автомобилей газоводяного тушения в корне изменило весь процесс тушения пожаров мощных нефтяных и газовых фонтанов. Большое значение для тактики имеет организационная структура частей и гарнизонов пожарной охраны, а также метод управления боевыми действиями пожарных подразделений .
Научное их обоснование - одна из важных задач пожарной тактики.
В современных условиях пожарная тактика решает свои задачи исходя из наличия новых огнетушащих средств и возросшей необходимости тушения пожара в начальной стадии его развития. Это обусловлено тем, что укрупнение объектов, усложнение технологических процессов производств, применение синтетических материалов и т. д. создали условия для быстрого распространения пожаров на большие площади, что может привести к огромным материальным потерям .
Порядок больше всего помогает ясному усвоению.
Цицерон
Тушение пожара - это действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожара.
ФЗ от 18.10.2007 ОДЗО - ФЗ.
Организация тушения пожара - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидация пожара и проведение аварийно-спасательных работ».
С позиции пожарной тактики тушение пожара - это комплекс управленческих решений и оперативно-тактических действий (ОТД).
Таким образом, исходя из определения «тушение пожара» с точки зрения пожарной тактики, в него входят две главные компоненты: управление действиями, которые называются оперативно-тактическими действиями и направлены для обеспечения безопасности людей и ликвидации горения.
Обеспечив безопасность людей, необходимо сосредоточить все усилия на ликвидации горения или ограничении его распространения.
После возникновения пожара и его обнаружения сообщение поступает на ЦППС или другой пункт связи, который принимает и обрабатывает заявки.
С этого момента наступает первый временной отрезок, который назовем этапом с момента получения заявки и до прибытия подразделения к месту (объекту) пожара.
С момента получения заявки и до прибытия к месту вызова проводятся оперативно-тактические действия и принимаются управленческие решения.
Оперативно-тактические действия:
Управленческие решения:
Выбор маршрута движения мобильных средств пожаротушения к месту пожара. Решение принимает старшее должностное лицо, следующее во главе караула (смены, отделения). Таким образом, в первом временном отрезке решения принимаются должностными лицами по своим штатным должностям.
Второй временной отрезок, который может длиться от нескольких минут до нескольких часов, а иногда и суток. Его начало - это прибытие первого подразделения к месту пожара и до ликвидации горения. Во втором временном отрезке (назовем его основным) управление тушением на месте возникновении пожара осуществляют создаваемые непосредственно на месте пожара нештатные органы управления: РТП, штаб пожаротушения, начальник штаба, начальник тыла, начальник участка (сектора) тушения пожара и другие, в соответствии с установленным порядком в гарнизоне пожарной охраны. Оперативно-тактические действия во втором временном интервале :
информации для оценки обстановки и принятия решения по организации спасательных работ, развертывание сил и средств для подачи огнетушащих веществ (ограничение распространения горения), вызов дополнительных сил и средств, выполнение специальных работ, создание нештатных органов управления, соблюдение охраны труда и техники безопасности и другие управленческие действия.
Под воздействием правильно принятых управленческих решений, умелых и энергичных оперативно-тактических действий наступает третий временной промежуток (начинается с момента команды «отбой» и до постановки пожарной техники в расчет, т.е. до полной готовности к следующим действиям). В некоторых случаях часть подразделения с места пожара высылается на вновь возникший пожар. В этом случае все начинается сначала.
Управление на третьем временном отрезке :
проверка выполнения подразделениями поставленных задач;
Оперативно-технические действия на третьем временном отрезке :
На этом и заканчивается процесс тушения пожара.
Кроме сказанного выше, весь процесс тушения пожара условно делится на две стадии.
Первая стадия - с момента получения заявки о пожаре и до момента «пожар локализован».
Вторая стадия - после момента «пожар локализован» и до постановки пожарной техники в расчет.
Пожарная тактика – совокупность боевых действий по организации усилий подразделений пожарной охраны для успешной в тех размерах, который он принял к моменту прибытия пожарных подразделений, и по спасанию людей в случае угрозы для их жизни.
Задачи обучения:
Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.
Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается:
Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке и на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Организация тушения пожаров предусматривает организационные мероприятия, направленные на обеспечение условий для успешных боевых действий по тушению пожаров.
К таким мероприятиям можно отнести:
Успех тушения пожара может быть достигнут не только благодаря активным и умелым боевым действиям, но и в результате осуществления мероприятий,
предусмотренных системой организации. Все мероприятия по организации тушения пожаров в городах и населенных пунктах направлены на своевременно прибытие пожарных подразделений к месту пожара и введение в действии огнетушащих средств. Пожары в современных зданиях и сооружения подтверждают, что влияние фактора времени все больше возрастает. При создании подразделений учитывают размеры города, численность населения, пожарную опасность объектов, особенности застройки и планировки города, населенного пункта.
Пожарно-профилактические мероприятия, способствующие успешной ликвидации пожара (обеспечение водой, и сигнализации, сооружениям и водоисточникам, и разрывов и т.п.) выполняется в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений в соответствии с действующими СНиП, а также . Разрабатывая организационные мероприятия тушения пожаров, важно создать условия, позволяющие первому пожарному подразделению прибыть на место вызова и ввести средства тушения в начальной стадии пожара, когда для ликвидации горения требуется минимальные силы и средства. Время от момента обнаружения до начала тушения, т.е. время свободного (τсв) развития пожара (мин) можно определить по формуле:
где τобн – время с момента возникновения пожара до его обнаружения, мин; τсл –время следования на пожар, мин; τбр – время боевого развертывания, мин.
Все временные значения имеют прямую связь с организацией тушения пожаров, борьба за уменьшение каждого из них – повседневная задача подразделений пожарной охраны. Согласно требованиям строительных норм и правил (СНиП) и Уставов пожарной охраны, число пожарных частей в городе определяется с учетом того, чтобы путь следования пожарной части в районе выезде не превышал 5 км, при таком размещении пожарная часть сможет прибыть на пожар в течение 8-10 минут с момента вызова.
Радиус обслуживания одной пожарной части может определяться и по времени прибытия к месту пожара, на самом удаленном расстоянии от пожарной части. Это особенно важно в крупных городах, где средняя скорость движения автотранспорта из года в года снижается, поэтому при одном и том же радиусе выезда время прибытия к месту пожара возрастает. Уже в 90-х годах средняя скорость движения пожарных автомобилей составила в городах до 30 км/ч, в сельской местности – до 40 км/ч.
Тенденция снижения скорости будет иметь место и далее, поэтому радиус обслуживания целесообразно определять исходя из времени прибытия, которое должно составлять 8-10 минут для первого подразделения пожарной охраны. Если учесть, что какой-то промежуток времени будет затрачен на боевое развертывание, то силы и средства будут введены на тушение только через 10-15 минут в самых идеальных случаях, а в остальных – больше, поэтому более целесообразно нормировать время прибытия на пожар, а не радиус обслуживания.
Количество основных и специальных пожарных автомобилей в дежурном карауле пожарной части зависит от особенностей района (объекта). В настоящее время в боевом расчете пожарной охраны в основном находятся автоцистерны и лишь незначительную часть (10-15%) составляют автонасосы, т.е. в боевом расчете караула одновременно находится в основном два отделения на автоцистернах. Такой подход экономически оправдан, т.к. большинство пожаров тушат от автоцистерн и только около 10% с участием автонасосов или с установкой автоцистерн на водоисточник.
Имеются районы выезда, куда пожарная часть не может своевременно прибыть согласно . В этом случае создаются отдельные посты (караулы), обслуживающие отдельные участки в районе выезда пожарной части.
Особенности города, района или объекта регламентируют количество и вид специальных автомобилей. Например, пожарными и коленчатыми подъемниками снабжают части, в районе выезда которых имеются здания в 5 этажей и более, из расчета, примерно, одна лестница на каждые 50 тыс. человек населения. Как правило, одна автолестница приходится на две пожарные части.
Передвижные насосные станции с рукавными автомобилями, автомобили пенного тушения, связи и освещения, технические вводят в боевой расчет, как правило, на опорных пунктах в городах, областях и республиканских центрах или пожароопасных объектах.
Пожарные подразделения по охране объектов организуются исходя из хозяйственного значения объекта. Радиус обслуживания пожарных частей по охране объектов нормируется от 2 до 4 км в зависимости от категории пожарной опасности технологического процесса, .
Проведение аварийно-спасательных работ – неотложные действия пожарных и аварийно-спасательных расчетов по спасанию людей на пожарах, других ЧС и представляет собой совокупность мер по перемещению людей из зоны воздействия опасных факторов или защите людей от их вторичных проявлений, оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, а также эвакуации имущества.
АСР характеризуются большим объемом и ограниченностью времени на их проведение, сложностью обстановки и предельным напряжением сил всего личного состава. Они проводятся непрерывно днем и ночью, в любую погоду до стабилизации положения. Это обеспечивается высокой готовностью подразделений, высокой выучкой и психологической стойкостью, устойчивым и непрерывным управлением подчиненными подразделениями и приданными формированиями и всесторонним их обеспечением.
Что включает в себя АСР
Место и способ проведения АСР, обеспечивающий наибольшую безопасность, должны определяться в каждом конкретном случае по данным разведки, в зависимости от состояния спасаемых людей, типа объекта, состояние инженерного оборудования и коммуникаций, свойств обращающихся в них продуктов производства, а также состояния основных и запасных путей эвакуации и технической оснащенности объекта системами оповещения, аварийного освещения, дымоудаления, характера завала и тактико-технических возможностей пожарных (пожарно-спасательных) подразделений.
АСР осуществляются по указанию РТП (РАСР).
Спасение людей организуется и проводится в том случае, если:
Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий тушения пожара или проведения АСР, а также состояния пострадавших посредством:
Защита спасаемых людей от воздействия опасных факторов пожара, аварии, катастроф и стихийных бедствий природного и техногенного характера осуществляется в процессе их перемещения в безопасное место, а также при невозможности осуществления такого перемещения.
Указанная защита должна осуществляться с использованием возможно более эффективных средств и приемов, в том числе с применением средств защиты органов дыхания, посредством подачи огнетушащих веществ для охлаждения (защиты) конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в помещениях, удаления дыма, предотвращения взрыва или воспламенения веществ и материалов.
При спасении людей с верхних этажах зданий с разрушенными, поврежденными, задымленными лестничными клетками применяются следующие основные средства:
В исключительных случаях для ведения спасательных работ допускается:
Спасение людей и имущества на пожаре при достаточном количестве сил и средств проводится одновременно с другими основными (главными) действиями.
Если сил и средств недостаточно, то они используются только для спасения людей, другие основные действия не ведутся или приостанавливаются.
Реализацию жизненно важных интересов в области защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера призвана осуществлять составная часть системы общественной безопасности России – Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Она была образована в целях объединения усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации последствий ЧС.