Работа с пожарными рукавами и стволами. Пенные стволы

03.07.2020
Подъем рукавной линии при помощи пожарного автоподъемника Подъем рукавной линии с помощью автоподъемника и подача ствола производится водителем и пожарным №1 и №2. По команде: «Автоподъемник (указать, куда), ствол «Б», рукавную линию с помощью автоподъемника МАРШ», водитель подъезжает к зданию, выбирает ровную площадку и устанавливает автоподъемник. Пожарный №1 берет ствол, напорный рукав, рукавную задержку и заходит с ним в люльку, после подъема люльки вверх поворачивает фиксаторы откидного мостика и кладет его на конструкцию здания, выходит на указанное место, раскатывает напорный рукав, рукавную задержку и один конец рукава отдает пожарному №2 а ко второму концу присоединяет ствол, создает 10 метровый запас рукава, выходит на позицию и докладывает « Первый ствол ГОТОВ» Пожарный №2 берет и раскатывает в сторону люльки два напорных рукава, соединяет их между собой, с одним концом рукава заходит в люльку и закрепляет его за ее огорожу. После подъема люльки вверх берет у пожарного№1 рукавную задержку и один конец проложенного им рукава, соединяет его с рукавом, проложенным вертикально, и закрепляет задержкой рукавную линию. Подъем рукавной линии при помощи спасательной веревки Расчет – двое пожарных. По команде «Ствол Б рукавную линию веревкой МАРШ»пожарный №1со стволом, спасательной веревкой и рукавной задержкой поднимается на указанную высоту. Предупреждает пожарного №2 словом «Берегись» и после этого бросает спасательную веревку вниз, оставив конец у себя. Пожарный №2 раскатывает напорные рукава, соединяет их между собой, закрепляет спасательную веревку за напорный рукав, сообщает об этом пожарному №1 «ГОТОВО» затем поднимается к пожарному и работает у него подствольщиком. Пожарный №1 поднимает рукавную линию веревкой, создает 10 метровый запас рукава и закрепляет его рукавной задержкой за конструкцию здания, присоединяет ствол выходит на позицию и докладывает о готовности. Подъем рукавной линии по пожарным лестницам Подъем рукавной линии по стационарным или переносным лестницам и по автолестницам производится расчетом из двух пожарных. По команде «Ствол «Б» МАРШ пожарный №1 прокладывает напорный рукав к лестнице, присоединяет к нему ствол, перекидывает ствол с напорным рукавом через левое плече. Напорный рукав идущий в низ пожарный пропускает между ног или около правой руки и подымается на этаж или крышу создает 10 м. запас напорного рукава, закрепляет его рукавной задержкой за подоконник, карниз и другую конструкцию здания и докладывает «Первый ствол ГОТОВ». Пожарный №2 прокладывает второй напорный рукав соединяет рукава подтягивает их держит выдвижную лестницу при подъеме пожарного №1 присоединяет рукавную линию к разветвлению. Когда ствольщик работает на автолестнице, разрешается прокладывать рукавную линию по автолестнице посередине между тетивами колен и закреплять ее за ступеньки рукавными задержками. Уборка рукавной линии поднятой на высоту производится по команде «Ствол ВНИЗ» Пожарный открывает разветвление и спускает воду из рукавной линии. Далее открепляется задержка и с помощью спасательной веревки рукавная линия опускается вниз. Подъем рукавной линии в лестничной клетке между маршами По команде «Ствол Б рукавную линию между маршами МАРШ» пожарный №1 приносит напорный рукав в скатке к маршу лестницы (на первом этаже) раскатывает его к зданию, конец напорного рукава берет в левую руку, пропускает его между маршами лестничной клетки и подымается на указанную этаж, создает 10м. запас рукавной линии, закреплять ее рукавной задержкой, присоединяет ствол и докладывает Первый ствол ГОТОВ. Пожарный №2 раскатывает напорный рукав соединяет напорные рукава помогает пожарному №1 поднять рукавную линию вверх (расправляет напорные рукава, подтягивает их и т.п.), присоединяет рукавную линию к разветвлению. Поднимается вверх и работает подствольщиком у пожарного №1. По команде «Отбой» пожарные убирают рукавную линию. Прокладка рукавных линий через железнодорожные или трамвайные пути Прокладка рукавных линий производится сначала сверху рельсов с остановкой движения и с одновременным подкопом под рельсами, а за тем напорный рукав прокладывается под рельсами и присоединяется к рукавной линии. При возможности быстрой прокладки напорного рукава под рельсами движение транспорта не останавливается, но контролируется пожарными с двух сторон. При прокладке рукавной линии через проезжую часть дороги надо прокладывать ее перпендикулярно дороге, рукавную линию защищать рукавными мостиками, установить контроль за движением автотранспорта (снижение скорости, движения по мостикам), выставив с красным флажком пожарного, сотрудника ГАИ; направлять транспорт в объезд; не устанавливать разветвление на проезжей части дороги, не допускать перекручивание, заломов рукавов и ударов соединительных головок о твердое покрытие дороги.

При работе с ручными стволами с переносных, стационарных и автолестниц необходимо сначала закрепиться карабином за ступеньку лестницы. Для этого нужно подняться на одну ступеньку выше, закрепиться карабином и опуститься обратно на одну ступеньку. Рукавная линия закрепляется задержкой за конструкцию здания (при отсутствии такой возможности линия закрепляется за ступеньку лестницы).

Ствол удерживается так же, как и при работе в положении стоя. Во время работы со стволом с переносной лестницы она должна удерживаться с земли одним пожарным.

В случае работы с ручным стволом с коленчатого автоподъемника пожарный закрепляется карабином за ограждение кабины подъемника, ствол держит так же, как при работе в положении стоя или с колена.

Работа с переносным лафетным стволом

Для работы с переносным лафетным стволом назначается расчет из двух пожарных. Пожарный № 2 поднимается на крышу пожарного автомобиля, открепляет лафетный ствол, подставку и передает их пожарному № 1, который находится внизу. Пожарный № 1 со стволом бежит к месту работы. Пожарный № 2 спускается с крыши, берет подставку и бежит за первым пожарным. Добежав до места работы, пожарные устанавливают ствол на подставку, подсоединяют к нему рукава, направляют его в сторону пожара и докладывают о готовности к работе.

Пожарный № 1 управляет работой ствола с помощью рукоятки, пожарный № 2 помогает пожарному № 1 при смене позиции ствола. В случае необходимости подачи воздушно-механической пены подача воды в ствол прекращается, насадок для подачи воды на корпусе ствола заменяется воздушно-пенным насадком.

Работа со стационарным стволом

Для работы со стационарным стволом назначается один пожарный. Он управляет стволом из кабины (вручную или с помощью гидропривода), из люка кабины или с крыши пожарного автомобиля. Водитель управляет пожарным насосом и регулирует давление на насадке ствола.

При необходимости увеличения расхода воды из стационарного лафетного ствола во время тушения следует производить замену насадка меньшего диаметра насадком большего диаметра. Для этого необходимо перекрыть подачу воды в ствол, после чего ствольщик свертывает насадок и заменяет его насадком большего диаметра. Водитель возобновляет подачу воды. При необходимости подавать воздушно-механическую пену ствольщику следует повернуть рукоятку золотника, расположенную на лафетном стволе, на 90°.

Правила охраны труда при работе с пожарными стволами

работа со стволами с ручных, стационарных и автолестниц допускается только после закрепления пожарного карабином за ступеньку лестницы;

для работы со стволом на высоте выделяется не менее двух пожарных;

запрещается надевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии ствола при работе на высоте;

запрещается подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции;

запрещается оставлять пожарный ствол без надзора даже после прекращения подачи воды

РАБОТА С ЛЕСТНИЦАМИ РУЧНЫМИ ПОЖАРНЫМИ

Работа с лестницей-палкой

7.1.1. Лестница-палка предназначена для подъема пожарных на стационарные пожарные лестницы, в окно первого этажа здания или внутрь помещения В сложенном виде может использоваться для пробивания деревянных перегородок или отбивания штукатурки.

7.1.2. Снятие лестницы-палки с автомобиля, переноска и установка ее в исходное положение производятся по команде: "Лестницу-палку (указать место)- ставь!". По этой команде пожарный, находящийся в одном метре от заднего колеса автомобиля, поднимается по задним ступенькам на крышу кузова автомобиля (если ступеньки откидные, то необходимо предварительно их открепить).

Открепляет лестницу-палку и вынимает с места укладки. Опускает лестницу с крыши и ставит ее одним башмаком на землю, а другим прислоняет к задней (боковой) части кузова. После этого пожарный спускается с автомобиля, кладет лестницу на правое плечо, удерживая ее кистью правой руки сверху, и переносит ее к месту установки.

7.1.3. Лестница переносится так, чтобы передний конец ее был несколько приподнят вверх. В помещениях и узких проходах лестница-палка переносится в наклонном или вертикальном положении.

7.1.4. Устанавливается лестница-палка следующим образом. За четыре-пять шагов до места установки пожарный поднимает ее вверх - вперед, раздвигает тетивы и приставляет лестницу к стене так, чтобы нижние башмаки находились примерно в одном метре от стены. Если тетивы

раздвигаются туго, то лестницу необходимо поднять на 40-50 сантиметров от земли и ударом башмаков о землю произвести их раздвигание.

7.1.5. Подъем по лестнице-палке начинается с постановки левой ноги на первую ступеньку и хвата правой рукой сверху за четвертую ступеньку. Далее правая нога ставится на вторую ступеньку, а левая рука -на шестую и т. д. (Рис. 16). Если лестница установлена на скользкой твердой поверхности (мокрый пол, асфальт), то подъем и работа на ней осуществляются с соблюдением мер предосторожности.

7.1.6. По команде: "Лестницу-палку убрать!" пожарный отводит верхние концы ее от стены до вертикального положения, сдвигает тетивы, приподнимает лестницу от земли, поворачивается кругом и, пройдя вперед, кладет ее на предплечье правой руки или на плечо для переноски. Для укладки на автомобиль пожарный поднимает передний конец лестницы и прислоняет его к задней части автомобиля. Затем поднимается на крышу кузова автомобиля, подтягивает к себе лестницу -палку и укладывает ее в специально приспособленное место После этого закрепляет ее и спускается на землю.

При прокладке рукавных линий более прочные рукава рекомендуется использовать на начальных участках магистральных и рабочих линий. При этом необходимо выбирать наиболее удобные и кратчайшие пути к позициям ствольщиков, по возможности прокладывать рукавные линии по сторонам улиц и дорог, но не по проезжей части, избегать прокладки их по острым или горящим предметам, а также в местах, где пролита кислота или другие едкие вещества;

рукава, проложенные через дороги, необходимо защищать рукавными мостиками;

нельзя допускать перекручивания и заломов рукавов, ударов соединительных головок о твердое покрытие дороги;

прокладку рукавных линий через железнодорожные или трамвайные пути нужно производить между шпалами (под рельсами), при этом следует выставлять посты безопасности с двух сторон вдоль железнодорожного полотна для наблюдения за движением составов и своевременного оповещения личного состава об их приближении;

в лестничных клетках рукавные линии следует прокладывать преимущественно между маршами. При прокладке рукавной линии снаружи здания на чердак или крышу необходимо располагать ее между оконными проемами;

РАБОТА С ПОЖАРНЫМИ СТВОЛАМИ

Пожарные стволы

Пожарные стволы предназначены для формирования и направления компактных или распыленных струй огнетушащих средств, а также для перекрытия потока при прекращении их подачи в очаг пожара.

Пожарные стволы в зависимости от назначения подразделяются на водяные и воздушно-пенные, а в зависимости от пропускной способности и размеров -ручные и лафетные.

Работа с ручными стволами.

При работе со стволом из положения стоя пожарный встает вполоборота направо, выставляет левую ногу вперед, тяжесть тела распределяет на обе ноги. Ствол держит правой рукой (ладонью снизу, большим пальцем сверху - на рукаве) у головки, левой - у насадка или за рукоятку.

Чтобы принять положение для работы с колена, пожарный отставляет правую ногу назад и опускается на правое колено, левую ногу, согнутую в колене, выставляет вперед и ставит на полную ступню. Ствол держит правой рукой у головки, прижимая его к правому боку, левой рукой - у насадка или за рукоятку.

Для работы лежа пожарный ложится на живот, ноги слегка разводит в стороны, опирается на локти или предплечья, ствол держит так же, как и при работе со стволом из положения стоя.

Для того чтобы направить струю вверх, нужно поднять ствол у насадка кистью левой руки, вниз - опустить ствол у насадка кистью левой руки; вправо или влево - отвести кисть левой руки вправо или влево с одновременным поворотом туловища. Подствольщик поддерживает рукавную линию, облегчая работу ствольщика.

Перекрытие подачи воды из ствола или изменение формы струи (компактная, распыленная и т. д.) осуществляется поворотом крана или ручки кистью левой руки в соответствующее положение.

Для смены насадка ствольщик кистью левой руки навертывает или свертывает насадок.

При работе с пеногенераторами ствольщики используют те же приемы, что и при работе с ручными водяными стволами.

Работа с ручными стволами с переносных, стационарных и автолестниц

При работе с ручными стволами с переносных, стационарных и автолестниц необходимо сначала закрепиться карабином за ступеньку лестницы. Для этого нужно подняться на одну ступеньку выше, закрепиться карабином и опуститься обратно на одну ступеньку. Рукавная линия закрепляется задержкой за конструкцию здания (при отсутствии такой возможности линия закрепляется за ступеньку лестницы).

Ствол удерживается так же, как и при работе в положении стоя. Во время работы со стволом с переносной лестницы она должна удерживаться с земли одним пожарным.

В случае работы с ручным стволом с коленчатого автоподъемника пожарный закрепляется карабином за ограждение кабины подъемника, ствол держит так же, как при работе в положении стоя или с колена.

Работа с переносным лафетным стволом

Для работы с переносным лафетным стволом назначается расчет из двух пожарных. Пожарный № 2 поднимается на крышу пожарного автомобиля, открепляет лафетный ствол, подставку и передает их пожарному № 1, который находится внизу. Пожарный № 1 со стволом бежит к месту работы. Пожарный № 2 спускается с крыши, берет подставку и бежит за первым пожарным. Добежав до места работы, пожарные устанавливают ствол на подставку, подсоединяют к нему рукава, направляют его в сторону пожара и докладывают о готовности к работе.

Пожарный № 1 управляет работой ствола с помощью рукоятки, пожарный № 2 помогает пожарному № 1 при смене позиции ствола. В случае необходимости подачи воздушно-механической пены подача воды в ствол прекращается, насадок для подачи воды на корпусе ствола заменяется воздушно-пенным насадком.

Работа со стационарным стволом

Для работы со стационарным стволом назначается один пожарный. Он управляет стволом из кабины (вручную или с помощью гидропривода), из люка кабины или с крыши пожарного автомобиля. Водитель управляет пожарным насосом и регулирует давление на насадке ствола.

При необходимости увеличения расхода воды из стационарного лафетного ствола во время тушения следует производить замену насадка меньшего диаметра насадком большего диаметра. Для этого необходимо перекрыть подачу воды в ствол, после чего ствольщик свертывает насадок и заменяет его насадком большего диаметра. Водитель возобновляет подачу воды. При необходимости подавать воздушно-механическую пену ствольщику следует повернуть рукоятку золотника, расположенную на лафетном стволе, на 90°.

Правила охраны труда при работе с пожарными стволами

работа со стволами с ручных, стационарных и автолестниц допускается только после закрепления пожарного карабином за ступеньку лестницы;

для работы со стволом на высоте выделяется не менее двух пожарных;

запрещается надевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии ствола при работе на высоте;

запрещается подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции;

запрещается оставлять пожарный ствол без надзора даже после прекращения подачи воды

РАБОТА С ЛЕСТНИЦАМИ РУЧНЫМИ ПОЖАРНЫМИ

Работа с лестницей-палкой

7.1.1. Лестница-палка предназначена для подъема пожарных на стационарные пожарные лестницы, в окно первого этажа здания или внутрь помещения В сложенном виде может использоваться для пробивания деревянных перегородок или отбивания штукатурки.

7.1.2. Снятие лестницы-палки с автомобиля, переноска и установка ее в исходное положение производятся по команде: "Лестницу-палку (указать место)- ставь!". По этой команде пожарный, находящийся в одном метре от заднего колеса автомобиля, поднимается по задним ступенькам на крышу кузова автомобиля (если ступеньки откидные, то необходимо предварительно их открепить).

Открепляет лестницу-палку и вынимает с места укладки. Опускает лестницу с крыши и ставит ее одним башмаком на землю, а другим прислоняет к задней (боковой) части кузова. После этого пожарный спускается с автомобиля, кладет лестницу на правое плечо, удерживая ее кистью правой руки сверху, и переносит ее к месту установки.

7.1.3. Лестница переносится так, чтобы передний конец ее был несколько приподнят вверх. В помещениях и узких проходах лестница-палка переносится в наклонном или вертикальном положении.

7.1.4. Устанавливается лестница-палка следующим образом. За четыре-пять шагов до места установки пожарный поднимает ее вверх - вперед, раздвигает тетивы и приставляет лестницу к стене так, чтобы нижние башмаки находились примерно в одном метре от стены. Если тетивы

раздвигаются туго, то лестницу необходимо поднять на 40-50 сантиметров от земли и ударом башмаков о землю произвести их раздвигание.

7.1.5. Подъем по лестнице-палке начинается с постановки левой ноги на первую ступеньку и хвата правой рукой сверху за четвертую ступеньку. Далее правая нога ставится на вторую ступеньку, а левая рука -на шестую и т. д. (Рис. 16). Если лестница установлена на скользкой твердой поверхности (мокрый пол, асфальт), то подъем и работа на ней осуществляются с соблюдением мер предосторожности.

7.1.6. По команде: "Лестницу-палку убрать!" пожарный отводит верхние концы ее от стены до вертикального положения, сдвигает тетивы, приподнимает лестницу от земли, поворачивается кругом и, пройдя вперед, кладет ее на предплечье правой руки или на плечо для переноски. Для укладки на автомобиль пожарный поднимает передний конец лестницы и прислоняет его к задней части автомобиля. Затем поднимается на крышу кузова автомобиля, подтягивает к себе лестницу -палку и укладывает ее в специально приспособленное место После этого закрепляет ее и спускается на землю.

7.1.7 . При использовании лестницы-палки должны соблюдаться следующие правила охраны труда:

использовать лестницу только по назначению;

не допускается использование лестницы, не прошедшей своевременно испытания;

лестница на пожарном автомобиле должна быть плотно уложена и надежно закреплена;

при снятии с автомобиля не допускать ее ударов о землю;

прежде чем производить подъем по лестнице-палке, пожарный обязан убедиться в правильности ее установки и устойчивости;

запрещается подъем, спуск и работа на неустойчиво установленной лестнице;

запрещается подъем (спуск) по лестнице-палке более одного человека;

после работы (занятия) на лестнице ее необходимо очистить от грязи и влаги

Сегодня хочется рассмотреть и углубиться в систему пожарно-технического вооружение, а именно – пенные ручные пожарные стволы, которые используются, непосредственно, во время пожаротушения, для подачи . Пена является отличным инструментом для улучшения наших возможностей по пожаротушению. Это чрезвычайно эффективный метод тушения одновременно нескольких типов (классов) пожаров в короткий срок. Применение пенных пожарных стволов представляет возможным использовать более эффективнее один и тот же объем воды по сравнению, к примеру, с обычными . Таким образом, применение пенных пожарных стволов в пожаротушение достаточно облегчает работу самих пожарных и ускоряет сам процесс пожаротушения.

Основы образования и подачи пожарной пены

Перед тем как непосредственно рассмотреть пенные пожарные стволы, давайте напомним, как же осуществляется образование воздушно-механической пены.

Воздушно-механическая пена производится при помощи смешивания концентрированного раствора пенообразователя с водой для того, чтоб создать раствор пенообразователя необходимой концентрации. После образование раствора его необходимо наполнить воздухом для получения пены. Так как пена это, по сути пузырьки воздуха разной величины.

Есть несколько распространенных методов обогащения пенного раствора воздухом, наиболее применяемыми в пожарной охране являются следующие:

  • наполнения воздухом непосредственно на выходе из насадки пенного пожарного ствола;
  • наполнение за счет специальной пневматической системы автомобиля, смешивание пенообразователя, воды и воздуха происходит в системе;
  • и третий метод заключается в использование метода эжекции (специальных эжекционных насадок) ствола, насадки.

Давайте же рассмотрим, какие же виды пенных пожарных стволов на сегодняшний день могут применяться подразделениями пожарной охраны.

Виды

И так, выше мы с вами определили стволы за типом смешивания раствора пенообразователя с воздухом. Среди трех перечисленных методов хочется отметить, и если можно сказать выделить, эжекционные типы пенных стволов.

Согласно НПБ 189-00* Техника пожарная. Стволы пожарные воздушно-пенные. Общие технические требования. Методы испытаний, стволы, изготавливаемые в России, в зависимости от кратности получаемой воздушно-механической пены, наличия перекрывного устройства, эжектирующего устройства, расхода раствора пенообразователя подразделяются на типы:

  • СВП – стволы для получения пены низкой кратности, без перекрывного устройства;
  • СВПП-8 – стволы для получения пены низкой кратности, с перекрывным устройством;
  • СВПК-2, СВПК-4 – комбинированные стволы (низкая и средняя кратность пены) с перекрывным устройством;
  • СВПЭ-2, СВПЭ-4, СВПЭ-8 – стволы для получения пены низкой кратности, с эжектирующим устройством

Эжекционные стволы имеют ряд преимуществ, которые их выделяют среди остальных, а именно:

  • простота конструкции;
  • отсутствие дополнительных приборов для подачи воздуха;
  • возможность получать пену разной кратности.

В подобных пенных стволах воздух подается за счет эффекта Вентури. Когда раствор пенообразователя проходит через центр насадки ствола, создается низкий уровень давления, что позволяет воздуху поступать в сопло и на выходе получать пену. На сегодняшний день основными ручными пенными стволами являются стволы воздушно-пенные эжекционные (СВП, СВПЭ-4, СВПЭ-8), а вот генераторы пены средней кратности согласно НПБ 189-00* Техника пожарная. Стволы пожарные воздушно-пенные, уже сюда не относятся , но про модификации этих устройств (ГПС-200, ГПС-600, ГПС-2000), так же изложим материал в данной статье.

Ствол обеспечивает возможность значительной экономии раствора пенообразователя за счет перекрытия потока. Многофункциональность и удобство управления в сочетании со сравнительно небольшими габаритными размерами и массой ствола обеспечивают возможность работы без подствольщика в труднодоступных местах: на объектах нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, в аэропортах, на транспорте, при ликвидации лесных пожаров и др. Стволом может комплектоваться мобильная пожарная техника.

Приборы для получения ВМП средней кратности

Генераторы пены средней кратности

Общий вид устройства

Само названия ствола ГПС-600(200, 2000) говорит про тип данного ствола, а конкретнее кратность пожарно-технической пены на выходе. Пена средней кратности, что в отличие от пены низкой кратности намного лучше для пожаротушения. На проекте представлен отдельный материал по этим устройствам.

Схема образование пены в ГПС – 600

Принцип работы ГПС идентичный выше изложенному, особенность заключается в наличие на выходе из ствола специальной металлической сетки. При попадание раствора пенообразователя обогащенного воздухом на сетку выдуваются пузыри, которые и образуют пожарно-техническую пену средней кратности.

Характеристики ГПС

Рассматривая тактико-технические характеристики представленных выше пенных стволов можно констатировать, что по своим параметрам (рабочему давлению перед ним и расходу водного раствора пенообразователя) они практически идентичны, а поэтому они могут быть использованы от тех же типов стационарных и переносных пеносмесителей.

Практически мы с вами рассмотрели самые распространённые ручные пенные стволы, которые применяются на сегодня подразделениями МЧС на территории СНГ.

Хотелось немного зацепить и обозначить заграничные аналоги пенных стволов.

Заграничные аналоги

Принципиально конечно заграничные аналоги стволов ничем не отличаются и процесс образования пены идентичный, вся разница лишь в некоторых полезных конструктивных особенностях.

Среди многих вариантов стволов хотелось бы остановиться на данной переносной системе для подачи пены фирмы «Scotty», хотя эта система не является оригинальной разработкой и имеет множество аналогов, но в качестве примера самое то.

Суть данной системы заключается в том, что любую линию (линию с подачей воды) с водяным переносным пожарным стволом можно в очень короткое время превратить в линию для подачи пены низкой кратности. Все это возможно за счет использования переносного 20 л ранца с пенообразователем, трубопровода с быстросъёмным разъёмом для соединения с эжекционной насадкой на водяной ствол.

Принцип подачи пены из ствола

Вот вкратце те основные приспособления, с помощью которых можно подавать пену низкой и средней кратность на тушение пожара.

И напоследок хочется отметить все-таки некоторые недостатки использование пенных стволов и самого пенообразователя:

  • самым большим недостатком является цена пенообразователя которая начинается от 10 долларов за 1 литр и выше в зависимости от его характеристики и вида;
  • необходимость обязательной промывки насосно-рукавной системы автомобиля от пенообразователя;
  • особые правила хранения пенообразователя;
  • вредность для экологии, к примеру, в некоторых странах Европы (Германия, Франция) применять пену в учебных целях запрещено.

Работа с ручными стволами

При работе со стволом из положения стоя пожарный встает вполоборота направо, выставляет левую ногу вперед, тяжесть тела распределяет на обе ноги. Ствол держит правой рукой (ладонью снизу, большим пальцем сверху - на рукаве) у головки, левой - у насадка или за рукоятку.

Подствольщик поддерживает рукавную линию, облегчая работу ствольщика. Перекрытие подачи воды из ствола или изменение формы струи (компактная, распыленная и т. д.) осуществляется поворотом крана или ручки кистью левой руки в соответствующее положение.

Для смены насадка ствольщик кистью левой руки навертывает или свертывает насадок. При работе с пеногенераторами ствольщики используют те же приемы, что и при работе с ручными водяными стволами.

Работа с ручными стволами с переносных, стационарных и автолестниц

При работе с ручными стволами с переносных, стационарных и автолестниц необходимо сначала закрепиться карабином за ступеньку лестницы. Для этого нужно подняться на одну ступеньку выше, закрепиться карабином и опуститься обратно на одну ступеньку. Рукавная линия закрепляется задержкой за конструкцию здания (при отсутствии такой возможности линия закрепляется за ступеньку лестницы). Ствол удерживается так же, как и при работе в положении стоя. Во время работы со стволом с переносной лестницы она должна удерживаться с земли одним пожарным. В случае работы с ручным стволом с коленчатого автоподъемника пожарный закрепляется карабином за ограждение кабины подъемника, ствол держит так же, как при работе в положении стоя или с колена.

Работа со стационарным стволом

Для работы со стационарным стволом назначается один пожарный. Он управляет стволом из кабины (вручную или с помощью гидропривода), из люка кабины или с крыши пожарного автомобиля. Водитель управляет пожарным насосом и регулирует давление на насадке ствола. При необходимости увеличения расхода воды из стационарного лафетного ствола во время тушения следует производить замену насадка меньшего диаметра насадком большего диаметра. Для этого необходимо перекрыть подачу воды в ствол, после чего ствольщик свертывает насадок и заменяет его насадком большего диаметра. Водитель возобновляет подачу воды. При необходимости подавать воздушно-механическую пену ствольщику следует повернуть рукоятку золотника, расположенную на лафетном стволе, на 90°. Правила охраны труда при работе с пожарными стволами: работа со стволами с ручных, стационарных и автолестниц допускается только после закрепления пожарного карабином за ступеньку лестницы; для работы со стволом на высоте выделяется не менее двух пожарных; запрещается надевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии ствола при работе на высоте; запрещается подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции; запрещается оставлять пожарный ствол без надзора даже после прекращения подачи воды.