Пенные стволы. Воздушно-пенные стволы

23.12.2020

Воздушно-пенные стволы предназначены для получения из водного раствора пенообра-

зователя ВМП низкой кратности (до 20) и подачи ее в очаг пожара.

Стволы пожарные ручные СВПЭ и СВП имеют одинаковое устройство, отличаются только размерами, а также эжектирующим устройством, предназначенным для подсасыва-

ния пенообразователя непосредственно у ствола из бака или др. емкости.

Ствол СВПЭ состоит из корпуса, на котором с одной стороны укреплена соединитель-

ная головка для подсоединения пожарного рукава, а с другой – кожух, в котором пенно-

образующий р-р перемешивается с воздухом и формируется пенная струя. В корпусе ствола имеется три камеры: приемная, вакуумная и выходная. На вакуумной камере рас-

положен ниппель диаметром 16 мм для присоединения шланга, через который всасывает-

ся пенообразователь.

Принцип работы ствола СВП : пенообразующий р-р, проходя через отверстия в корпусе, создает в конусной камере разряжение, благодаря чему воздух подсасывается через 8 отверстий, равномерно расположенных в кожухе ствола и интенсивно перемешивается

с пенообразующим раствором, образуя на выходе струю ВМП.

Работа ствола СВПЭ отличается от работы ствола СВП тем, что в приемную камеру пос-

тупает не пенообразующий р-р, а вода, которая, проходя по центральному отверстию, соз-

дает разряжение в вакуумной камере и в нее через ниппель подсасывается пенно-

образователь.

Воздушно-пенные стволы надежны в работе. Пена низкого качества может образоваться из-за засорения центрального отверстия, попадания в камеры посторонних предметов или применение ПО с пониженными свойствами.

Технические характеристики стволов СВП-2 (СВПЭ-2), СВП-4 (СВПЭ-4), СВП-8(СВПЭ-8 ) соответственно: - напор 40-60 м; концентрация р-ра 6% ; кратность пены – 8 ; производительность 2,4,8 м³/мин : дальность подачи 15,18,20 м.

Требования безопасности при работе с воздушно-пенными стволами не отличаются от требований безопасности при работе с ручными пожарными стволами. При заправке аобиля ПО л/с подразделения должен быть обеспечен защитными очками, непромока-

емыми рукавицами и защитной одеждой. При попадании на кожные покровы и в глаза – ПО смывается чисто водой или физраствором (2%-ая борная кислота).

Генераторы пены: назначение, устройство, виды. Техника безопасности при работе с пеногенераторами.

Генераторы пены средней кратности (ГПС) предназначены для получения из водного раствора пенообразователя (ПО) ВМП средней кратности (от 21 до 200) и подачи ее в очаг пожара.

Пеногенератор представлят собой водоструйный эжекторный аппарат переносного типа и состоит из центробежного распылителя вихревого типа, корпуса с направляющим устройством, пакета сеток и соединительной головки.

Принцип работы ГПС; 6% -ный пенообразующий р-р по рукавам подается к распылителю генератора, в котором поток закручивается и измельчается на отдельные капли. Конгломерат капель р-ра при движении от распылителя к сетке подсасывает воздух из внешней среды в диффузор корпуса ГПС. Смесь капель ПО и воздуха попадает на пакет сеток . На сетках деформированные капли образуют систему растянутых пленок, которые, замыкаясь в ограниченных объемах, составляют сначала элементарную (отдель-

ные пузырьки), а затем массовую пену. Энергией вновь поступающих капель и воздуха масса пены выталкивается из пеногенератора.

При эксплуатации особое внимание обращают на состояние пакета сеток, предохраняя их от коррозии и механических повреждений.

Технические характеристики ГПС-200, ГПС-600, ГПС-2000 соответственно : - напор – 40-60 м ; концентрация р-ра 6% ; кратность пены-80-100 ; производительность м³/мин (л/с)

12 (200), 36 (600), 120 (2000) ; дальность подачи – 6-8, 10, 12 м .

Требования безопасности : при работе с ГПС соблюдаются общие правила ТБ при работе с аппаратами, работающими под давлением. При заправке автомобиля ПО – требования ТБ – см. «Воздушно-пенные стволы».

Запрещается устранять неплотности в местах соединений во время работы.

Запрещается, во избежание разрушения сеток, вводить генератор в зону высоких тем-

ператур до появления пенных или водяных струй из насадка.

Подачу р-ра не прекращать до полного тушения очага пожара.

В случае прекращения подачи рабочей жидкости во время пожара, генератор вывести из зоны высоких температур.

6. РАБОТА С ПОЖАРНЫМИ СТВОЛАМИ

6.1. Пожарные стволы

Пожарные стволы предназначены для формирования и направления компактных или распыленных струй огнетушащих средств, а также для перекрытия потока при прекращении их подачи в очаг пожара.

Пожарные стволы в зависимости от назначения подразделяются на водяные и воздушно-пенные, а в зависимости от пропускной способности и размеров - ручные и лафетные.

6.2. Работа с ручными стволами.

При работе со стволом из положения стоя пожарный встает вполоборота направо, выставляет левую ногу вперед, тяжесть тела распределяет на обе ноги. Ствол держит правой рукой (ладонью снизу, большим пальцем сверху - на рукаве) у головки, левой - у насадка или за рукоятку.

Чтобы принять положение для работы с колена, пожарный отставляет правую ногу назад и опускается на правое колено, левую ногу, согнутую в колене, выставляет вперед и ставит на полную ступню. Ствол держит правой рукой у головки, прижимая его к правому боку, левой рукой - у насадка или за рукоятку.

Для работы лежа пожарный ложится на живот, ноги слегка разводит в стороны, опирается на локти или предплечья, ствол держит так же, как и при работе со стволом из положения стоя.

Для того чтобы направить струю вверх, нужно поднять ствол у насадка кистью левой руки, вниз - опустить ствол у насадка кистью левой руки; вправо или влево - отвести кисть левой руки вправо или влево с одновременным поворотом туловища. Подствольщик поддерживает рукавную линию, облегчая работу ствольщика.

Перекрытие подачи воды из ствола или изменение формы струи (компактная, распыленная и т. д.) осуществляется поворотом крана или ручки кистью левой руки в соответствующее положение.

Для смены насадка ствольщик кистью левой руки навертывает или свертывает насадок.

При работе с пеногенераторами ствольщики используют те же приемы, что и при работе с ручными водяными стволами.

6.3. Работа с ручными стволами с переносных,

стационарных и автолестниц

При работе с ручными стволами с переносных, стационарных и автолестниц необходимо сначала закрепиться карабином за ступеньку лестницы. Для этого нужно подняться на одну ступеньку выше, закрепиться карабином и опуститься обратно на одну ступеньку. Рукавная линия закрепляется задержкой за конструкцию здания (при отсутствии такой возможности линия закрепляется за ступеньку лестницы).

Ствол удерживается так же, как и при работе в положении стоя. Во время работы со стволом с переносной лестницы она должна удерживаться с земли одним пожарным.

В случае работы с ручным стволом с коленчатого автоподъемника пожарный закрепляется карабином за ограждение кабины подъемника, ствол держит так же, как при работе в положении стоя или с колена.

6.4. Работа с переносным лафетным стволом

Для работы с переносным лафетным стволом назначается расчет из двух пожарных. Пожарный № 2 поднимается на крышу пожарного автомобиля, открепляет лафетный ствол, подставку и передает их пожарному № 1, который находится внизу, Пожарный № 1 со стволом бежит к месту работы. Пожарный № 2 спускается с крыши, берет подставку и бежит за первым пожарным, Добежав до места работы, пожарные устанавливают ствол на подставку, подсоединяют к нему рукава, направляют его в сторону пожара и докладывают о готовности к работе.

Пожарный № 1 управляет работой ствола с помощью рукоятки, пожарный № 2 помогает пожарному № 1 при смене позиции ствола. В случае необходимости подачи воздушно-механической пены подача воды в ствол прекращается, насадок для подачи воды на корпусе ствола заменяется воздушно-пенным насадком.

6.5. Работа со стационарным стволом

Для работы со стационарным стволом назначается один пожарный. Он управляет стволом из кабины (вручную или с помощью гидропривода), из люка кабины или с крыши пожарного автомобиля. Водитель управляет пожарным насосом и регулирует давление на насадке ствола.

При необходимости увеличения расхода воды из стационарного лафетного ствола во время тушения следует производить замену насадка меньшего диаметра насадком большего диаметра. Для этого необходимо перекрыть подачу воды в ствол, после чего ствольщик свертывает насадок и заменяет его насадком большего диаметра. Водитель возобновляет подачу воды. При необходимости подавать воздушно-механическую пену ствольщику следует повернуть рукоятку золотника, расположенную на лафетном стволе, на 90°.

6.6. Правила охраны труда при работе с пожарными стволами:

работа со стволами с ручных, стационарных и автолестниц допускается только после закрепления пожарного карабином за ступеньку лестницы;

для работы со стволом на высоте выделяется не менее двух пожарных;

запрещается надевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии ствола при работе па высоте;

запрещается подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции;

запрещается оставлять пожарный ствол без надзора даже после прекращения подачи воды.

7. РАБОТА С ЛЕСТНИЦАМИ РУЧНЫМИ ПОЖАРНЫМИ

7.1. Работа с лестницей-палкой

7.1.1. Лестница-палка предназначена для подъема пожарных на стационарные пожарные лестницы, в окно первого этажа здания или внутрь помещения. В сложенном виде может использоваться для пробивания деревянных перегородок или отбивания штукатурки,

7.1.2. Снятие лестницы-палки с автомобиля, переноска и установка ее в исходное положение производятся по команде: ";Лестницу-палку (указать место) - ставь!"; . По этой команде пожарный, находящийся в одном метре от заднею колеса автомобиля. поднимается по задним ступенькам на крышу кузова автомобиля (если ступеньки откидные, то необходимо предварительно их открепить). Открепляет лестницу-палку и вынимает с места укладки. Опускает лестницу с крыши и ставит ее одним башмаком на землю, а другим прислоняет к задней (боковой) части кузова. После этого пожарный спускается с автомобиля, кладет лестницу на правое плечо, удерживая ее кистью правой руки сверху, и переносит ее к месту установки.

7.1.3. Лестница переносится так, чтобы передний конец ее был несколько приподнят вверх. В помещениях и узких проходах лестница-палка переносится в наклонном или вертикальном положении.

7.1.4. Устанавливается лестница-палка следующим образом. За четыре-пять шагов до места установки пожарный поднимает ее вверх - вперед, раздвигает тетивы и приставляет лестницу к степе так? чтобы нижние башмаки находились примерно в одном метре от стены. Если тетивы раздвигаются туго, то лестницу необходимо поднять на 40-50 сантиметров от земли и ударом башмаков о землю произвести их раздвигание.

Рис. 16 Подъем по лестнице - палке

7.1.5. Подъем по лестнице-палке начинается с постановки левой ноги на первую ступеньку и хвата правой рукой сверху за четвертую ступеньку. Далее правая нога ставится на вторую ступеньку, а левая рука на шестую и т. д. (Рис. 16). Если лестница установлена на скользкой твердой поверхности (мокрый пол, асфальт), то подъем и работа на ней осуществляются с соблюдением мер предосторожности.

7.1.6. По команде: ";Лестницу-палку убрать!"; пожарный отводит верхние концы ее от стены до вертикального положения, сдвигает тетивы, приподнимает лестницу от земли, поворачивается кругом и, пройдя вперед, кладет ее на предплечье правой руки или на плечо для переноски. Для укладки на автомобиль пожарный поднимает передний конец лестницы и прислоняет его к задней части автомобиля. Затем поднимается на крышу кузова автомобиля, подтягивает к себе лестницу-палку и укладывает ее в специально приспособленное место. После этого закрепляет ее и спускается на землю.

7.1.7. При использовании лестницы-палки должны соблюдаться следующие правила охраны труда:

не допускается использование лестницы, не прошедшей своевременно испытания;

лестница на пожарном автомобиле должна быть плотно уложена и надежно закреплена;

при снятии с автомобиля не допускать ее ударов о землю;

прежде чем производить подъем по лестнице-палке, пожарный обязан убедиться в правильности ее установки и устойчивости;

запрещается подъем, спуск и работа па неустойчиво установленной лестнице.

запрещается подъем (спуск) по лестнице-палке более одного человека;

после работы (занятия) на лестнице ее необходимо очистить от грязи и влаги.

7.2. Работа со штурмовой лестницей

7.2.1. Штурмовая лестница предназначена для подъема пожарных на этажи зданий и сооружений по наружной стене, а также для обеспечения работ при вскрытии кровли на крышах с крутым уклоном.

7.2.2. Для снятия штурмовой лестницы с автомобиля подается команда: ";Штурмовую лестницу с автомобиля - снять!"; . По этой команде пожарный открепляет стопорный запор стального крюка штурмовки, берется за стальной крюк и плавно выдвигает ее на себя, правой рукой берется за 9-ю ступеньку лестницы (считая от башмаков), снимает штурмовую лестницу с автомобиля. При закреплении штурмовой лестницы на автомобиле в нескольких местах пожарный поднимается на крышу автомобиля, открепляет лестницу и опускает ее башмаками на землю, крюком от себя.

7.2.3. При переноске штурмовой лестницы на дальнее расстояние пожарный, поворачивая крюк на себя, правую руку продевает между 8-й и 9-й ступенькой и кладет лестницу верхней тетивой на правое плечо, правой рукой берется за 9-ю (10-ю) ступеньку, передний конец лестницы несколько опускает вниз для переноски.

На ближнее расстояние лестница переносится за тетиву на уровне 7-8-й ступеньки крюком на себя, башмаками вперед.

7.2.4. Подвеска штурмовой лестницы и подъем по ней в этажи производится по команде: ";По штурмовой лестнице (указывается этаж) - марш!"; .

Рис. 17 Подвеска

штурмовой лестницы

в окно второго этажа

7.2.5. Подвеска штурмовой лестницы в окно 2-го этажа (Рис. 17) производится бегом или шагом. Пожарный, удерживая лестницу за верхнюю тетиву правой рукой около восьмой ступеньки, башмаками вперед крюком от себя, за 9-12 м до стены рывком правой руки вперед-вверх поднимает лестницу над головой, крюком вверх. При этом левой рукой берется за левую тетиву на уровне восьмой ступеньки, а правой рукой перехватывается за правую тетиву на том же уровне, Приближаясь к зданию, пожарный держит лестницу так, чтобы ее башмаки находились в 25-30 см от уровня земли. Подбежав к зданию, пожарный опускает башмаки лестницы к его основанию на землю, делает руками вскользь перехват по тетивам до уровня четвертой-пятой ступеньки. Резким движением рук подбрасывает лестницу вперед-вверх и, с одновременной постановкой левой ноги на первую ступеньку, производит подвеску лестницы в правую половину окна. При этом левую ногу ставит на первую ступеньку, а руками держится за тетивы на уровне пятой ступеньки.7.2.6. Подъем по штурмовой лестнице в окно 2-го этажа (Рис. 18) производится следующим образом. После подвески лестницы пожарный ставит правую ногу на вторую ступеньку, при этом левой рукой держится за пятую ступеньку, правой - за седьмую. Далее ноги ставит на каждую ступеньку, а руки - через одну до тех пор, пока левая нога не дойдет до седьмой ступеньки. В этот момент правой рукой пожарный захватывает снизу одиннадцатую ступеньку между крюком и левой тетивой. Затем правую ногу с шестой ступеньки ставит на девятую, а левой рукой захватывает тринадцатую ступеньку сверху. Отталкиваясь правой ногой от девятой ступеньки и подтягиваясь руками, перенося левую ногу через подоконник, пожарный осуществляет посадку на него. После посадки левая нога прижимается к подоконнику с внутренней стороны, а вытянутая вдоль стены правая нога плотно прижимается к наружной ее поверхности.

Рис. 18 Подъем по штурмовой лестнице в окно 2 этажа

7.2.7. Подвеска штурмовой лестницы из окна 2-го в окно 3-го этажа и подъем по ней начинается сразу же после посадки на подоконник. Для этого правой рукой нужно взяться за 11-ю ступеньку между крюком и левой тетивой, левую положить на подоконник, сильным рывком правой рукой вверх с одновременным разгибанием корпуса поднять лестницу и повернуть ее крюком к себе. Затем пожарный левой рукой берется за тетиву лестницы на уровне подоконника и поднимает ее на вытянутую руку вверх. Перехватив лестницу правой рукой на уровне чуть ниже подоконника, поднимает се вверх, берет лестницу двумя руками за тетивы, разворачивает ее крюком в окно и подвешивает правую половину окна, правую ногу ставит на первую ступеньку, руки оставляет на тетивах (Рис 19).

Рис. 19 Подвеска штурмовой лестницы из окна 2-го в окно 3-го этажа.

7.2.8. Переходить с подоконника на лестницу можно после опускания крюка па подоконник и надежного его закрепления. Для этого нужно подтянуться на руках до выпрямления правой ноги, левую ногу поставить на подоконник около тетивы, взяться левой рукой за 5-го ступеньку, правой - за 7-ю ступеньку с внешней стороны, подтянуться до выпрямления правой ноги. Затем, отталкиваясь левой ногой от подоконника и подтягиваясь на руках, поставить правую ногу на 4-ю ступеньку, левой рукой ухватиться за 9-ю ступеньку.

Дальнейший подъем по штурмовой лестнице, посадка на подоконник и переход на лестницу производятся так же, как описано выше. Достигнув нужного этажа, пожарный садится на подоконник. Затем, поворачиваясь направо, опускает левую ногу на пол, переносит правую ногу в окно и приставляет к левой ноге.

7.2.9. Спуск по штурмовой лестнице вниз производится по команде: ";По штурмовой лестнице вниз - марш!";. По этой команде пожарный хватается обеими руками за 13-ю ступеньку, выносит правую ногу за подоконник и садится на него лицом к лестнице. Далее, не меняя положения рук, необходимо правую ногу поставить на 9-ю ступеньку, ближе к правой тетиве, а левую ногу перенести на 8-ю ступеньку. После этого спуститься по лестнице до постановки правой ноги на первую ступеньку. Удерживаясь руками за ступеньки или тетивы лестницы, пожарный поворачивает корпус тела на 90° (лицом к лестнице), заносит левую ногу за подоконник и садится на него. Затем пожарный правой рукой берется за тетиву на уровне 3-й -4-й ступеньки, левой - за правую тетиву на том же уровне, приподнимает лестницу, поворачивает крюком к себе и, перебирая руками тетивы, опускает лестницу до верхней части окна. После этого поворачивает лестницу крюком в окно и подвешивает ее за подоконник. Далее пожарный выходит на лестницу и спускается вниз описанным выше способом.

7.2.10. Спустившись на землю, пожарный поднимает лестницу за тетивы на уровне 4-й ступеньки на 10-15 см выше подоконника и, шагнув левой ногой назад, выводит крюк лестницы из окна, одновременно опуская ее вниз до упора башмаками в основание стены. Затем пожарный, перебирая руками тетивы и опуская лестницу на себя, отходит назад до тех пор, пока руки не достигнут 8-й ступеньки. После этого, взяв лестницу правой рукой за тетиву, переносит ее башмаками вперед, крюком на себя в указанное место.

7.2.11. Укладка лестницы на автомобиль производится по команде: ";Штурмовую лестницу на автомобиль - уложить!"; .По этой команде пожарный подносит лестницу к автомобилю, поднимает ее над головой башмаками вперед, крюком вниз, тетивами укладывает на ролики. Толкая крюк, передвигает ее к кабине автомобиля. Затем поднимается на крышу кузова автомобиля, укладывает лестницу в специальные крепления, опускается на нижнюю заднюю подножку автомобиля, левой рукой закрепляет стопорный запор, опускается на землю и становится в исходное положение. Если лестница крепится сверху на пеналах, то пожарный прислоняет лестницу к задней или боковой части автомобиля, поднимается на кузов, подтягивает лестницу наверх, закрепляет ее и спускается на землю.

7.2.12. При использовании штурмовой лестницы должны соблюдаться следующие правила охраны труда:

использовать лестницу только по назначению;

лестницу, своевременно не прошедшую испытания, использовать категорически запрещено;

запрещается подъем по штурмовой лестнице без каски;

лестницу следует подвешивать на полный крюк;

пожарные должны садиться на подоконник так, чтобы был виден крюк лестницы при подвеске ее в верхний этаж;

при переходе в окно со штурмовой лестницы и обратно нельзя становиться ногами на подоконник, опускать лестницу вниз путем скольжения тетив, так как это может привести к травме пожарного и падению штурмовой лестницы;

подъем и спуск по штурмовой лестнице более одного человека запрещается (за исключением случаев спасания людей);

перед началом занятия руководитель обязан осмотреть штурмовую лестницу (тетивы, ступеньки, крюк, стяжки). Ори обнаружении трещин, неплотного соединения тетив со ступеньками лестницу использовать запрещено;

руководителю занятий необходимо проверить исправность страховочной системы, проинструктировать и выставить страховщиков в этажи учебной башни;

подъем по штурмовой лестнице выше 2-го этажа без применения страхующего приспособления не допускается;

перед занятиями необходимо тщательно взрыхлить и разровнять предохранительную подушку;

после работы (занятия) лестницу необходимо очистить от грязи и влаги.

7.3. Работа с выдвижной трехколенной лестницей

7.3.1. Выдвижная трехколенная лестница предназначена для подъема пожарных на третий этаж или на крышу двухэтажного здания при тушении пожаров и проведении связанных с ними аварийно-спасательных работ. Работа с выдвижной лестницей выполняется расчетом из двух пожарных.7.3.2. Снятие лестницы с автомобиля производится по команде: ";Выдвижную лестницу с автомобиля - снять!"; . По этой команде пожарный № 1 подбегает к насосу автомобиля, левой рукой поворачивает фиксатор вверх, правой тянет ручку механизма крепления лестницы на себя, при этом лестница освобождается от крепления, (Рис. 20)

Пожарный № 2 становится правой ногой на заднюю подножку (ступеньку) автомобиля с правой стороны, левой ногой упирается в автомобиль, правой рукой берется за поручень, а левой - сверху за правую тетиву лестницы на уровне первой ступеньки (Рис. 21). После этого первый номер, взявшись обеими руками за рычаг и сделав рывок вниз, придаст лестнице начальное ускорение, поворачивается кругом и становится

Спиной к автомобилю. Руки его подняты вверх и готовы принять движущуюся лестницу. (Рис. 22) В это время пожарный № 2, отталкиваясь левой ногой от кузова автомобиля, спрыгивает на землю, подхватывает лестницу левой рукой за правую тетиву и на ходу продевает правую руку между третьей (второй) и четвертой (третьей) ступенькой. Первый номер принимает лестницу на полусогнутые руки и, наклоняя туловище вперед, начинает движение, разворачивает лестницу, кладет левой тетивой на правое плечо на уровне девятой (десятой) ступеньки и берется правой рукой за верхнюю тетиву.

В таком положении они переносят лестницу на 10-15 м от автомобиля и останавливаются. Затем пожарный № 2 с поворотом направо берется левой рукой за вторую (третью) ступеньку, правую руку вынимает из второго (третьего) окна лестницы и берется ею за четвертую (пятую) ступеньку. В это время пожарный № 1 берется левой рукой за девятую (десятую) ступеньку, а правой рукой удерживает лестницу перед собой за одиннадцатую (двенадцатую) ступеньку. После этого пожарные, одновременно наклоняясь вперед, укладывают лестницу на землю, правой тетивой кверху (Рис. 23)

7.3.3. При отсутствии возможности снятия лестницы с земли пожарный № 1 поднимается на кузов автомобиля и освобождает лестницу от креплений. Затем он постепенно сдвигает лестницу к задней части кузова до тех пор, пока пожарный № 2 не примет ее на руки. Пожарный № 2, стоя лицом к автомобилю, принимает лестницу на вытянутые над головой руки. Пожарный № 1 спускается с автомобиля, становится к нему спиной, руки его подняты вверх и готовы принять лестницу. Пожарный № 2, отходя назад, стаскивает лестницу с автомобиля и, после того как пожарный № 1 принял лестницу на руки, поворачивается кругом, удерживая лестницу. Дальнейшие действия такие же, как описано выше.


организацииОсновная образовательная программа

... . «Пожарные собаки». ... строевых упражнений; п/и для подготовки ... Т.Н.Миракова. Методическое пособие к учебнику математика. 1 класс. Методическое пособие . М.: «Просвещение» ... Рекомендации по организации обучения... Далее несомненным объектом контроля является ...

При прокладке рукавных линий более прочные рукава рекомендуется использовать на начальных участках магистральных и рабочих линий. При этом необходимо выбирать наиболее удобные и кратчайшие пути к позициям ствольщиков, по возможности прокладывать рукавные линии по сторонам улиц и дорог, но не по проезжей части, избегать прокладки их по острым или горящим предметам, а также в местах, где пролита кислота или другие едкие вещества;

рукава, проложенные через дороги, необходимо защищать рукавными мостиками;

нельзя допускать перекручивания и заломов рукавов, ударов соединительных головок о твердое покрытие дороги;

прокладку рукавных линий через железнодорожные или трамвайные пути нужно производить между шпалами (под рельсами), при этом следует выставлять посты безопасности с двух сторон вдоль железнодорожного полотна для наблюдения за движением составов и своевременного оповещения личного состава об их приближении;

в лестничных клетках рукавные линии следует прокладывать преимущественно между маршами. При прокладке рукавной линии снаружи здания на чердак или крышу необходимо располагать ее между оконными проемами;

РАБОТА С ПОЖАРНЫМИ СТВОЛАМИ

Пожарные стволы

Пожарные стволы предназначены для формирования и направления компактных или распыленных струй огнетушащих средств, а также для перекрытия потока при прекращении их подачи в очаг пожара.

Пожарные стволы в зависимости от назначения подразделяются на водяные и воздушно-пенные, а в зависимости от пропускной способности и размеров -ручные и лафетные.

Работа с ручными стволами.

При работе со стволом из положения стоя пожарный встает вполоборота направо, выставляет левую ногу вперед, тяжесть тела распределяет на обе ноги. Ствол держит правой рукой (ладонью снизу, большим пальцем сверху - на рукаве) у головки, левой - у насадка или за рукоятку.

Чтобы принять положение для работы с колена, пожарный отставляет правую ногу назад и опускается на правое колено, левую ногу, согнутую в колене, выставляет вперед и ставит на полную ступню. Ствол держит правой рукой у головки, прижимая его к правому боку, левой рукой - у насадка или за рукоятку.

Для работы лежа пожарный ложится на живот, ноги слегка разводит в стороны, опирается на локти или предплечья, ствол держит так же, как и при работе со стволом из положения стоя.

Для того чтобы направить струю вверх, нужно поднять ствол у насадка кистью левой руки, вниз - опустить ствол у насадка кистью левой руки; вправо или влево - отвести кисть левой руки вправо или влево с одновременным поворотом туловища. Подствольщик поддерживает рукавную линию, облегчая работу ствольщика.

Перекрытие подачи воды из ствола или изменение формы струи (компактная, распыленная и т. д.) осуществляется поворотом крана или ручки кистью левой руки в соответствующее положение.

Для смены насадка ствольщик кистью левой руки навертывает или свертывает насадок.

При работе с пеногенераторами ствольщики используют те же приемы, что и при работе с ручными водяными стволами.

Работа с ручными стволами с переносных, стационарных и автолестниц

При работе с ручными стволами с переносных, стационарных и автолестниц необходимо сначала закрепиться карабином за ступеньку лестницы. Для этого нужно подняться на одну ступеньку выше, закрепиться карабином и опуститься обратно на одну ступеньку. Рукавная линия закрепляется задержкой за конструкцию здания (при отсутствии такой возможности линия закрепляется за ступеньку лестницы).

Ствол удерживается так же, как и при работе в положении стоя. Во время работы со стволом с переносной лестницы она должна удерживаться с земли одним пожарным.

В случае работы с ручным стволом с коленчатого автоподъемника пожарный закрепляется карабином за ограждение кабины подъемника, ствол держит так же, как при работе в положении стоя или с колена.

Работа с переносным лафетным стволом

Для работы с переносным лафетным стволом назначается расчет из двух пожарных. Пожарный № 2 поднимается на крышу пожарного автомобиля, открепляет лафетный ствол, подставку и передает их пожарному № 1, который находится внизу. Пожарный № 1 со стволом бежит к месту работы. Пожарный № 2 спускается с крыши, берет подставку и бежит за первым пожарным. Добежав до места работы, пожарные устанавливают ствол на подставку, подсоединяют к нему рукава, направляют его в сторону пожара и докладывают о готовности к работе.

Пожарный № 1 управляет работой ствола с помощью рукоятки, пожарный № 2 помогает пожарному № 1 при смене позиции ствола. В случае необходимости подачи воздушно-механической пены подача воды в ствол прекращается, насадок для подачи воды на корпусе ствола заменяется воздушно-пенным насадком.

Работа со стационарным стволом

Для работы со стационарным стволом назначается один пожарный. Он управляет стволом из кабины (вручную или с помощью гидропривода), из люка кабины или с крыши пожарного автомобиля. Водитель управляет пожарным насосом и регулирует давление на насадке ствола.

При необходимости увеличения расхода воды из стационарного лафетного ствола во время тушения следует производить замену насадка меньшего диаметра насадком большего диаметра. Для этого необходимо перекрыть подачу воды в ствол, после чего ствольщик свертывает насадок и заменяет его насадком большего диаметра. Водитель возобновляет подачу воды. При необходимости подавать воздушно-механическую пену ствольщику следует повернуть рукоятку золотника, расположенную на лафетном стволе, на 90°.

Правила охраны труда при работе с пожарными стволами

работа со стволами с ручных, стационарных и автолестниц допускается только после закрепления пожарного карабином за ступеньку лестницы;

для работы со стволом на высоте выделяется не менее двух пожарных;

запрещается надевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии ствола при работе на высоте;

запрещается подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции;

запрещается оставлять пожарный ствол без надзора даже после прекращения подачи воды

РАБОТА С ЛЕСТНИЦАМИ РУЧНЫМИ ПОЖАРНЫМИ

Работа с лестницей-палкой

7.1.1. Лестница-палка предназначена для подъема пожарных на стационарные пожарные лестницы, в окно первого этажа здания или внутрь помещения В сложенном виде может использоваться для пробивания деревянных перегородок или отбивания штукатурки.

7.1.2. Снятие лестницы-палки с автомобиля, переноска и установка ее в исходное положение производятся по команде: "Лестницу-палку (указать место)- ставь!". По этой команде пожарный, находящийся в одном метре от заднего колеса автомобиля, поднимается по задним ступенькам на крышу кузова автомобиля (если ступеньки откидные, то необходимо предварительно их открепить).

Открепляет лестницу-палку и вынимает с места укладки. Опускает лестницу с крыши и ставит ее одним башмаком на землю, а другим прислоняет к задней (боковой) части кузова. После этого пожарный спускается с автомобиля, кладет лестницу на правое плечо, удерживая ее кистью правой руки сверху, и переносит ее к месту установки.

7.1.3. Лестница переносится так, чтобы передний конец ее был несколько приподнят вверх. В помещениях и узких проходах лестница-палка переносится в наклонном или вертикальном положении.

7.1.4. Устанавливается лестница-палка следующим образом. За четыре-пять шагов до места установки пожарный поднимает ее вверх - вперед, раздвигает тетивы и приставляет лестницу к стене так, чтобы нижние башмаки находились примерно в одном метре от стены. Если тетивы

раздвигаются туго, то лестницу необходимо поднять на 40-50 сантиметров от земли и ударом башмаков о землю произвести их раздвигание.

7.1.5. Подъем по лестнице-палке начинается с постановки левой ноги на первую ступеньку и хвата правой рукой сверху за четвертую ступеньку. Далее правая нога ставится на вторую ступеньку, а левая рука -на шестую и т. д. (Рис. 16). Если лестница установлена на скользкой твердой поверхности (мокрый пол, асфальт), то подъем и работа на ней осуществляются с соблюдением мер предосторожности.

7.1.6. По команде: "Лестницу-палку убрать!" пожарный отводит верхние концы ее от стены до вертикального положения, сдвигает тетивы, приподнимает лестницу от земли, поворачивается кругом и, пройдя вперед, кладет ее на предплечье правой руки или на плечо для переноски. Для укладки на автомобиль пожарный поднимает передний конец лестницы и прислоняет его к задней части автомобиля. Затем поднимается на крышу кузова автомобиля, подтягивает к себе лестницу -палку и укладывает ее в специально приспособленное место После этого закрепляет ее и спускается на землю.

7.1.7 . При использовании лестницы-палки должны соблюдаться следующие правила охраны труда:

использовать лестницу только по назначению;

не допускается использование лестницы, не прошедшей своевременно испытания;

лестница на пожарном автомобиле должна быть плотно уложена и надежно закреплена;

при снятии с автомобиля не допускать ее ударов о землю;

прежде чем производить подъем по лестнице-палке, пожарный обязан убедиться в правильности ее установки и устойчивости;

запрещается подъем, спуск и работа на неустойчиво установленной лестнице;

запрещается подъем (спуск) по лестнице-палке более одного человека;

после работы (занятия) на лестнице ее необходимо очистить от грязи и влаги

26. На занятиях решаются следующие задачи: - обучение различным способам укладки пожарных рука­вов на автомобили, прокладки рукавных линий и их уборки пос­ле работы и выработка навыков в выполнении указанных упраж­нений;

Обучение подъему ру­кавных линий на высоты;

Тренировка в работе с пожарными стволами;

Обучение правилам за­щиты и временного ремонта рукавов на пожаре.

27. В зависимости от диа­метра пожарные рукава под­разделяются на 77, 66, 51 мм, 89, 110 и 150 мм.

28. Скатывание рукавов производится в одинарную или двойную скатку и выпол­няется, как правило, одним по­жарным. Одинарная скатка скатывается по всей длине от одного конца к другому (рис. 34). При скатывании в

двойную скатку пожарный складывает рукав вдвое и скатывает его от середины к концам. При этом верхний конец рукава дол­жен быть короче нижнего (рис. 35).

Складывание рукавов в «гармошку» производится двумя по­жарными. Один перегибает рукав по размерам отсека кузова ав­томобиля и укладывает рукав в отсек, другой соединяет рукава между собой.

Наматывание рукавов на заднюю катушку производится рас­четом из трех пожарных. Пожарный № 1 закрепляет соедини­тельную головку рукава на оси катушки и укладывает рукав сле­ва направо и справа налево ровными рядами. Пожарные № 2 и № 3 вращают диски катушки до полной намотки рукавов на катушку, После этого пожарный N° 1 закрепляет свободный конец последнего рукава, продевая соединительную головку рукава под последний виток.

29. В боевой работе и на учебных занятиях могут быть раз­личные виды прокладки рукавных линий. Горизонтальная рукав­ная линия прокладывается по земле или по полу; вертикальная поднимается снаружи или внутри здания (сооружения) снизу вверх или опускается сверху вниз.

Ползучая рукавная линия прокладывается по наклонным кон­струкциям или плоскостям, а смешанная - одновременно по горизонтальным, вертикальным и наклонным плоскостям.

30. Рукавные линии различают магистральные и рабочие. Магистральная линия предназначается для подачи воды от насо­са или внутреннего пожарного крана к стволу; для подачи воды от насоса до разветвления или до пеногенератора; для соедине­ния насосов, работающих в перекачку; для подачи воды в лафетный ствол. Рабочая рукавная линия предназначается для пода­чи воды от разветвления к стволу или пеногенератору.

Рис. 35. Скатывание рукава в двойную скатку

31. При прокладке напорных рукавов длина рукавной линии исчисляется следующим образом: при горизонтальной проклад­ке 1,2 м рукава на один погонный метр местности; при верти­кальной прокладке - 4-5 м рукава на каждый этаж жилого зда­ния или 6-8 м на каждый этаж производственного здания обыч­ной высоты; при ползучей прокладке-10 м на каждый этаж жилого здания или 12-15 м на каждый этаж производственного здания обычной высоты; при смешанной прокладке длина рукав­ной линии определяется суммой отрезков отдельных видов про­кладки.

При определении длины рукавной линии необходимо учиты­вать запас рукава для маневрирования стволом. Этот запас дол­жен быть не менее одного рукава.

32. Разветвления предназначены для подбчи воды из ма­гистральной рукавной линии в рабочие линии. Они бывают двух­ходовые, трехходовые, четырехходовые и «гребенки».

33. Напорные пожарные рукава соединяются между собой в рукавную линию при помощи соединительных головок. Соеди­нительные головки бывают следующих типов: «Рот», Богданова и винтовые.

34. Замена резиновых прокладок в соединительных голов­ках «Рот» производится по команде «Прокладки заменить!». По этой команде пожарный левой рукой держит соединительную головку, а правой - вынимает прокладку, затем берет новую и, сжав ее пальцами, вставляет в кольцевой паз соединительной го­ловки.



Рис. 36. Замена прокладки Рис.37. Соединение

головок Богданова

При замене прокладок в соединительных головках типа Бог­данова резиновую прокладку накладывают на кольцевой паз и утапливают ее правой рукой по всей окружности, придерживая левой рукой уложенный участок (рис. 36).

35. Для соединения рукавов между собой подается команда «Рукава соединить!». По этой команде пожарный берет в руки соединительные головки рукавов, устанавливает их друг против друга так, чтобы при сжатии преодолеть сопротивление резино­вых прокладок, и поворачивает клыки навстречу друг другу до полного их соединения. Если усилий рук недостаточно для прео­доления сопротивления прокладок, тогда головки прижимаются коленями и совместными усилиями рук и ног производится их соединение.

При соединении головок типа Богданова они устанавлива­ются друг против друга. Выступ одной головки вставляется в паз другой, и поворотом рук по часовой стрелке головки соединя­ются между собой (рис. 37).

Соединение винтовых головок производится двумя пожар­ными. Каждый из них берет в руки соединительную головку ру­кава и поднимает ее до уровня колен. Затем головки устанавли­ваются друг против друга так, чтобы внутренняя резьба накид­ной головки вошла в резьбу другой головки, поворотом по часовой стрелке производится соединение.

36. По команде «Рукава разъединить» усилием рук (правой к себе, левой от себя) повернуть и отсоединить соединительные головки типа «Рот» и типа Богданова. Винтовые соединительные головки разъединяются поворотом накидной головки против ча­совой стрелки. Для разъединения винтовых головок и головок типа Богданова применяются ключи.

37. Соединение головки рукава с разветвлением, колонкой, напорным патрубком насоса, пеногенератором, гидроэлевато­ром и другими приборами производится так же, как описано выше.

38. Прокладка рукавных линий осуществляется ручным и механизированным спосо­бами.

Ручная прокладка произво­дится по команде «Рукавную линию из скаток (указывается направление и длина линии)- проложить». Пожарный берет две скатки, укладывает одну на землю, другую берет пра­вой рукой за рукав у соеди­нительных головок, левой ру­кой - с противоположной стороны скатки, с одновре­менным отклонением корпуса заносит скатку вправо назад, делает резкий широкий выпад левой ногой вперед, выбрасы­вает скатку вытянутыми рука­ми вперед, а правой рукой удерживает рукава (рис. 38).

Перед окончанием раскат­ки рукава пожарный делает резкий рывок правой рукой

назад, кладет нижнюю соединительную головку на землю или присоединяет ее к выкидному патрубку насоса (колонки). Удер­живая в правой руке вторую соединительную головку, он берет вторую скатку, раскатывает ее, соединяет головки между собой и прокладывает рукавную линию дальше в заданном направ­лении.

39. Прокладка магистральной рукавной линии из рукавов, уложенных на автомобиле «гармошкой», производится расче­том- один человек на 2 рукава. Пожарный № 1 берет конец верхнего рукава и прокладывает этот рукав в заданном направ­лении (рис. 39). По мере прокладки рукавной линии пожарный № 2 берет соединительную головку третьего рукава, пожарный 3 - пятого рукава и т. д. К напорному патрубку насоса рукав­ную линию присоединяет водитель.

40. При прокладке рабочих рукавных линий от разветвления к месту работы пожарные, назначенные для прокладки, подбе­гают к рукавам, берут скатки (каждый не менее двух) и бегут к разветвлению. Раскатывают рукава указанным выше способом, соединяют их между собой, присоединяют к разветвлению и стволам.

Прокладка линий из рукавов, уложенных в ранцы, произво­дится по команде «Рукавную линию (указывается направление) из ранца - проложить». По этой команде отсек кузова автомобиля, надевает плечевой ранец на спину и двигается в указанном направлении. Рукав к напорному патруб­ку насоса присоединяет водитель.

Рис. 38. Раскатывание рукава


Рис. 39. Прокладка рукавной линии из рукавов, уложенных «гармошкой»


Подъем рукавных линий на высоту выполняется несколь­кими способами.

Подъем при помощи спасательной веревки. Пожарный № 1 поднимается на указанную высоту, предупреждает находящихся внизу лиц, словом «Берегись» и после ответа «Есть, берегись» бросает спасательную веревку вниз, оставляя один конец у се­бя. Пожарный № 2 раскатывает рукава, соединяет их между со­бой, закрепляет веревку за первый рукав и сообщает пожарно­му № 1 «Готово». Пожарный № 1 поднимает рукавную линию, закрепляет ее задержкой за конструкцию здания, присоединяет к рукаву ствол, занимает исходную позицию и докладывает о готовности. Вертикальная линия длиной более одного рукава за­крепляется задержками у каждого рукава.

Подъем действующей рукавной линии с помощью спаса­тельной веревки допускается на высоту не более 12 м. Для подъема рукавной линии назначается расчет из 4-6 человек. При этом двое (четверо) пожарных поднимаются наверх, а двое остаются внизу. Пожарный № 1, предупредив находящихся внизу словом «Берегись» и получив ответ «Есть, берегись», бросает вниз спасательную веревку, оставив один конец у себя. Пожар­ный, находящийся внизу, закрепляет спасательную веревку за рукавную линию и сообщает о готовности. По сигналу «Подни­май» расчет поднимает рукавную линию. После создания необходимого запаса рукава пожарный № 1 закрепляет линию задержкой за конструкцию здания и подает сигнал «Готово».

Подъем между маршами лестнич­ной клетки. Раскатанные и соединен­ные между собой рукава кладутся на площадку лестничной клетки, конец первого рукава пожарный берет в ру­ку, пропускает его между маршами лестничной клетки и поднимает на за­данный этаж, после чего создает за­пас рукавной линии, закрепляет ее задержками, присоединяет ствол, за­нимает исходную позицию и докла­дывает о готовности.

Подъем по стационарным или пе­реносным лестницам. Пожарный при­соединяет к стволу рукав, пропускает его между ног или около правой руки и поднимается вверх по лестнице (рис. 40). Далее он переходит на кры­шу или в окно, создает необходимый запас рукава, закрепляет рукавную линию задержкой (задержками) и до­кладывает о готовности.

Подъем по автолестнице. Пожар­ный № 2 раскатывает рукава и соеди­няет их между собой. Пожарный № 1

действует так же, как при подъеме рукавной линии по стацио­нарной или по переносной лестнице.


На здания повышенной этажности подъем рукавных линий производится с помощью спасательных веревок или лифта. Трое пожарных с задержками и спасательными веревками поднима­ются на заданный этаж. Связывают спасательные веревки и сбра­сывают их вниз, оставляя один конец веревки у себя. Пожарные, оставшиеся внизу, прикрепляют спасательную веревку к рукав­ной линии и дают сигнал для подъема линии. Пожарные подни­мают ее наверх, создают запас рукавов и сигналом сообщают о готовности рукавной линии к действию.

При подъеме рукавной линии с помощью лифта трое по­жарных с рукавами поднимаются на нем на заданный этаж, рас­катывают там рукава, соединяют их между собой и спускают вниз, оставив конец рукавной линии у себя, с запасом для манев­рирования. Рукавная линия крепится задержками за конструкции здания из расчета одной задержки на один рукав при подъеме рукавной линии до девятого этажа включительно. Крепление вертикальной рукавной линии, поднятой выше девятого этажа, про­изводится из расчета двух задержек на один рукав.

41. В усложненных условиях (по глубокому снегу или при наличии различных препятствий) прокладка рукавных линий про­изводится различными способами в зависимости от обстановки на пожаре и условий работы.

В зоне, поражаемой взрывчатыми веществами, прокладка рукавных линий производится путем перебежек и переползания. Длина преодолеваемого пространства при перебежках зависит от местности и обстановки в поражаемой зоне. Прокладка ру­кавной линии от насоса до поражаемой зоны производится опи­санными выше способами, а далее, до позиции ствола, прокла­дывается из скаток. Для этого к поражаемой зоне подносят не­обходимое количество рукавов в скатках. Для прокладки рукавной пинии назначается расчет - один человек на два рука­ва. Численность расчета зависит от длины рукавной линии, про­кладываемой в зоне поражения.

Прокладка рукавной линии способом перебежки произво­дится по общей команде на боевое развертывание или по коман­де «Рукавмую линию (указывается направление и количество ру­кавов) перебежкой - проложить». По этой команде пожарные берут по два рукава, намечают путь движения и пункты остано­вок. Пожарный № 1, используя укрытия, перебегает к месту ра­боты, показывая направление прокладки рукавной линии. Один из рукавов он оставляет в резерве на случай удлинения линии или замены рукава, вышедшего из строя. Остальные пожарные, используя укрытия, перебегают по направлению, указанному первым пожарным, прокладывают рукава и соединяют их между собой, оставляя по одному рукаву в укрытиях. Последний по­жарный один конец рукава присоединяет к насосу, второй - к рукавной линии, проложенной другими пожарными. По оконча­нии прокладки пинии ствольщик присоединяет ствол и доклады­вает о готовности к работе. Пожарные № 2 и № 3 находятся у места работы ствольщика. Один из них выполняет обязанности подствольщика, другой следит за состоянием рукавной линии и при необходимости подменяет ствольщика или подствольщика. При перебежке рукава переносятся в любом удобном положе­нии, ствол надевается через плечо.

Прокладка рукавной линии способом переползания произ­водится по команде «Рукавную линию (указывается направление и количество рукавов) способом переползания - проложить». Пожарные берут по одной скатке рукавов, раскатывают их, мыс­ленно намечают путь движения и пункты остановок. Каждый по­жарный берет левой рукой конец раскатанного рукава и кладет его на правое (левое) плечо так, чтобы рукав находился на спи­не по диагонали, после чего ложится на землю (рис. 41). По _команде о движении пожарный подтягивает правую (левую) но­гу и одновременно вытягивает возможно дальше левую (правую) руку, отталкивается согнутой ногой, передвигает тело впе­ред, подтягивает левую (правую) ногу, вытягивает другую руку и продолжает движение в том же порядке.


Рис. 41. Прокладка рукавной линии способом переползания

Рукавная линия может прокладываться и способом перепол­зания на получетвереньках. Начальные действия при этом спосо­бе не отличаются от описанных выше. Для прокладки линии этим способом пожарный встает на колени и, опираясь на предплечья или на кисти рук, подтягивает согнутую правую (левую) ногу под грудь и, одновременно вытягивая вперед левую (правую) руку, передвигает корпус вперед до полного выпрямления правой (ле­вой) ноги. Одновременно с этим он подтягивает под себя левую (правую) согнутую ногу, выставляет вперед другую руку и продолжает движение в том же порядке. Ствол должен быть примкнут к рукавной линии, а его лямка перекинута через пле­чо. Прокладываемый рукав находится на спине пожарного или под ним.

При прокладке рукавной линии на местности, зараженной радиоактивными веществами (РВ) или химическими отравляю­щими веществами (ОВ), все работающие должны быть обеспе­чены необходимыми средствами защиты и знать о допустимом времени пребывания на этой местности. Наступление на огонь в районе заражения ведется с наветренной стороны. До начала прокладки линии на зараженной местности старший начальник обязан организовать дозиметрический контроль, определить по­рядок санитарной обработки пожарных и выставить пост безо­пасности. Место с наличием РВ или ОВ обозначается специаль­ными указательными знаками. В зависимости от сложившейся обстановки прокладка рукавной линии производится одним из указанных выше способов.

42. Прокладка рукавной линии через водные преграды осу­ществляется вброд волоком, с использованием плавучих средств (лодка, катер, плот и т. п.) и спасательной веревки.

43. Встречная прокладка рукавных линий производится по­жарными двух отделений от водоисточника к месту пожара и от места пожара к водоисточнику. Способ прокладки рукавной ли­нии выбирается в зависимости рельефа местности и других ус­ловий.

44. Наращивание рукавной линии производится непосредст­венно у ствола или на расстоянии одного-двух рукавов от ствола. Для наращивания линии подается команда: «Пожарный Петров, линию первого ствола «А» одним (двумя) рукавом - нарастить». По этой команде (при наращивании рукавной линии у ствола) по­жарный берет одну скатку рукава «А», подносит ее к стволу и раскатывает параллельно действующей рукавной пинии. Води­тель прекращает подачу воды в линию. Ствольщик отсоединяет ствол, присоединяет его к принесенному рукаву и изменяет по­зицию ствола. Пожарный, принесший рукав, присоединяет его к действующей линии, расправляет наращенный участок и до­кладывает о готовности, После этого подается команда «Воду дать».

* При наращивании рукавной пинии наодин-два рукава по­жарный берет одну (две) скатки, подносит их к месту наращива­ния и раскатывает. В это время прекращается подача воды или снимается давление. Пожарный разъединяет рукава, соединяет их с принесенным рукавом (рукавами), расправляет его и докла­дывает о готовности. Ствольщик меняет позицию ствола. Пода­ется команда «Воду дать».

45. В случае повреждения (порыва) отдельных рукавов про­изводится их временный ремонт. Он выполняется непосредст­венно на пожаре при помощи рукавных зажимов. В зависимости от величины отверстия в поврежденном рукаве может быть ис­пользован универсальный ленточный зажим (для устранения те­чи из отверстий до 3 см (либо корсетный зажим) для ликвида­ции течи из отверстий длиною до 10 см.).

46. Если ликвидировать течь при помощи зажимов невоз­можно, поврежденный рукав заменяется исправным. Замена ру­кава в действующей линии производится таким же способом, как и ее наращивание.

47. При необходимости изменения места работы ствольщи­ка переноска рукавной пинии производится по распоряжению начальника или по инициативе ствольщика, без остановки или с остановкой подачи воды.

Для переноски рукавной линии без прекращения подачи во­ды назначается расчет из трех пожарных на первый рукав и по два пожарных на каждый последующий. Пожарные переносят рукавную линию на указанное расстояние на руках или на пле­чах. При этом ствол находится в опущенном книзу положении и перекрыт спрыском или краном.

Для переноски рукавной линии без подачи воды назначает­ся расчет из двух пожарных на первый рукав и по одному пожар­ному- на каждый последующий.

48. Пожарный, работающий на разветвлении, обязан пус­кать воду в рабочие пинии, останавливать ее и следить за состоянием рукавных линий. В зимнее время он принимает меры по утеплению разветвления и соединительных головок рукавов подручными средствами (снегом, устанавливает разветв­ление внутри здания).

Рис. 42. Прокладка рукавной линии с задней катушки

49. Механизированная прокладка линий выполняется с зад­ней рукавной катушки расчетом из двух пожарных и водителя двумя способами.

При прокладке рукавной линии от автонасоса (автоцистер­ны) к месту пожара расчет по команде на боевое развертыва­ние подбегает к катушке (рис. 42). Пожарный № 2 освобождает крепление чехла и снимает его с катушки. Пожарный № 1 осво­бождает фиксатор свободного вращения катушки. Затем оба по­жарных освобождают крепления катушки (каждый со своей сто­роны) и, придерживая руками за ее дуги, опускают катушку на землю. Двигаясь с катушкой, они прокладывают линию к ука­занной позиции.

Водитель в момент снятия катушки освобождает соедини­тельную головку верхнего рукава и присоединяет ее к патрубку насоса.

При втором способе прокладки рукавной линии от места по­жара к водоисточнику пожарный № 2 снимает с катушки чехол. Пожарный № 1 освобождает фиксатор свободного вращения катушки и соединительную головку верхнего рукава, присоеди­няет головку к разветвлению или стволу, создает необходимый запас рукава и выходит на указанную позицию. Пожарный № 2 становится на ступеньку автонасоса, берется рукой за верхнюю скобу и подает водителю команду «Марш». Водитель на малой скорости ведет автомобиль к водоисточнику (рис. 43). При ос­тановке автонасоса пожарный № 2 присоединяет рукав к на­порному патрубку насоса. Если требуемая длина рукавной ли­нии превышает длину рукавов, намотанных на катушку, то вна­чале линия прокладывается из скаток или из рукавов, уложенных «гармошкой», а затем - с задней рукавной катушки.


Рис. 43. Прокладка рукавной линии с задней катушки при движении

автомобиля

50. Прокладка рукавной линии через специально сделанное окно в задней стенке автоцистерны или автонасоса производится двумя пожарными. Пожарный № 1 вынимает конец рукава из отсека через окно в задней стенке автомобиля и подсоединяет его к разветвлению или стволу. Пожарный № 2 становится на заднюю ступеньку автомобиля, берется рукой за верхнюю скобу и подает водителю команду «Марш». Автомобиль движется к ме­сту установки на водоисточник со скоростью 8-12 километров _в час. При остановке автомобиля пожарный № 2 присоединяет рукав к напорному патрубку насоса.

51. Прокладка рукавной линии с рукавного пожарного ав­томобиля производится в таком порядке:

пожарный № 1 открывает дверь отсека кузова автомобиля, вынимает конец рукава и присоединяет его к напорному патруб­ку автонасоса, установленного на водоисточник;

пожарный № 2 становится на заднюю ступеньку рукавно­го автомобиля, берется рукой за верхнюю скобу и подает во­дителю команду «Марш». Водитель ведет рукавный автомобиль к месту установки разветвления, где пожарный № 2 присоеди­няет рукав к разветвлению. Пожарный № 1 следует за автомо­билем и расправляет рукавную линию.

В случае прокладки рукавной линии с рукавного автомобиля от места пожара к водоисточнику пожарный № 1 открывает дверь отсека кузова автомобиля, вынимает конец рукава и присоединяет его к стволу или разветвлению. Пожарный № 2 становится на заднюю ступеньку автомобиля, берется рукой за верхнюю скобу и подает водителю команду «Марш». Водитель ведет автомобиль к водоисточнику, на котором установлен автонасос или автоцистерна. Пожарный № 1 следует за автомоби­лем и следит за прокладкой рукавной линии. При невозможности движения рукавного автомобиля по местности прокладка рукав­ной линии производится пожарными из расчета один пожарный на два рукава. Каждый пожарный укладывает рукава на плечо и двигается в заданном направлении. Прокладка линии рукавами диаметром более 77 мм производится пожарными из расчета один пожарный на один рукав.

52. Прокладка рукавной линии на высоты с помощью ко­ленчатого автоподъемника производится расчетом из двух че­ловек. Пожарный № 1 берет конец рукава, закрепляет рукав задержкой за ограждающие конструкции кабины коленчатого автоподъемника и поднимается в кабине на заданную высоту, переходит на крышу или в окно, присоединяет ствол, создает запас рукава и докладывает о готовности. Пожарный № 2 соеди­няет рукава между собой, подтягивает рукавную линию к ме­сту ее подъема и следит, чтобы подъем рукавной линии был сво­бодным.

53. Уборка рукавных линий производится по команде «От­бой» или «Линию - убрать». По этой команде прекращается по­дача воды, разъединяются рукава, сливается из них вода. Рука­ва скатываются в одинарную скатку, собираются «восьмеркой» или укладываются «гармошкой».

Уборка рукавов «восьмеркой» производится одним пожар­ным. Левой рукой он берет конец рукава и, расставив обе руки несколько шире плеч, кладет на них рукав, затем сначала опу­скает левую руку вниз и подхватывает ею рукав снизу, потом правую руку, которой тоже подхватывает рукав снизу, левая рука в это время поднимается вверх. Таким образом он продол­жает наматывать рукав на руки.

В условиях низкой температуры при уборке рукавной ли­нии необходимо уменьшить давление и, не приостанавливая по­дачи воды, производить разборку, начиная от ствола. Замерзшие рукава в местах перегибов и соединений следует отогревать го­рячей водой, паром или нагретыми газами.

Уборка рукавной линии, поднятой на большую высоту, про­изводится по команде «Ствол - вниз». По этой команде откры­вается разветвление и спускается вода из рукавной линии. Да­лее открепляются задержки, и с помощью спасательной верев­ки рукавная линия опускается вниз.

54. При прокладке рукавных линий более прочные рукава рекомендуется использовать на начальных участках магистраль­ных и рабочих линий. При этом необходимо выбирать наиболее удобные и кратчайшие пути к позициям ствольщиков, прокла­дывать рукавные линии по сторонам улиц и дорог, избегать про­кладки их по острым или горящим предметам, а также в ме­стах, где пролита кислота или другие едкие вещества. Рукава, проложенные через дороги, следует защищать рукавными мо­стиками.

Прокладку рукавных линий через железнодорожные или трамвайные пути нужно производить между шпалами (под рель­сами). Нельзя допускать установки разветвлений на проезжей части дороги, перекручивания и заломов рукавов, ударов со­единительными головками о твердое покрытие дороги. В лест­ничных клетках рукавные линии следует прокладывать преиму­щественно между маршами. При прокладке рукавной линии снаружи здания на крышу или чердак необходимо располагать ее между оконными проемами.

Внутри помещений прокладываются, как правило, прорези­ненные рукава.

Рукавную линию на автолестнице надлежит прокладывать посредине и надежно закреплять ее рукавными задержками. Давление воды в линии должно повышаться или понижаться по­степенно. Укладка рукавов по коленам лестницы и крепление линий к ступенькам (тетивам) допускается только в тех случаях, когда ствольщик работает непосредственно на лестнице.

При низких температурах следует прокладывать резервную (вторую) магистральную линию.

55. Пожарные стволы в зависимости от назначения подраз­деляются на водяные и воздушно-пенные, а в зависимости от пропускной способности и размеров - на ручные и лафетные.

56. Соединение ствола с рукавом производится по команде «Ствол присоединить». Пожарный выполняет те же действия, что и при соединении головок рукавов. Если усилием рук или с упо­ром на бедро ствол присоединить не удается, то следует пра­вым коленом опуститься на землю, положить на него соедини­тельную головку рукава и, используя колено для упора, присо­единить ствол (рис. 44).


Рис. 44. Присоединение ствола к рукаву


Рис. 45. Работа со стволом из положения стоя.


57. Замена прокладок в стволах производится по команде «Прокладку в стволе заменить». Пожарный заменяет проклад­ку, выполняя при этом те же действия, что и при замене про­кладок в соединительных головках рукавов.

58. Работа с ручными стволами производится из трех поло­жений: стоя, с колена, лежа.

В первом случае пожарный встает вполоборота направо, выставляет левую ногу вперед, несколько согнув ее в колене; ствол держит правой рукой у рукава, левой - за корпус ствола (рис. 45).

Чтобы принять положение для работы с колена, пожарный встает вполоборота направо, опускается на правое колено, ле­вую ногу, согнутую в колене, выставляет вперед и ставит на полную ступню, ствол держит правой рукой у рукава, левой - за корпус ствола, спираясь на левое колено (рис. 46).

Для работы лежа пожарный ложится на землю (пол), ноги разводит в стороны, опирается на предплечья рук, ствол держит так же, как и при работе со стволом в положении стоя (рис. 47).

59. При подготовке и работе с ручным стволом с лестницы необходимо закрепиться карабином за ступеньку этой лестницы. Для этого нужно подняться на одну ступеньку выше, закрепить­ся карабином и опуститься ниже на ступеньку (рукавная линия закрепляется задержкой, как правило, за конструкцию здания, в исключительных случаях ее крепление может производиться за ступеньку лестницы).

Ствол держится так же, как и в положении стоя. Во вре­мя работы со стволом с переносной лестницы она должна удерживаться одним из пожарных.


В случае работы с ручным стволом с автолестницы по­жарный закрепляется за ее ступеньку или перила. Рукав­ная линия тоже крепится за перила или ступеньки лест­ницы.

При работе с ручным ство­лом с коленчатого автоподъ­емника пожарный закрепляет­ся за ограждение кабины подъ­емника, рукавную линию кре­пит к конструкции здания (в исключительных случаях к ог­раждению кабины подъемни­ка) ствол держит так, как при работе в положении стоя или с колена.

Во время работы с ручным стволом с подоконника стволь­щик садится на подоконник и закрепляет за него рукавную ли­нию; ствол держит так, как в положении стоя.

60. Для работы с переносными лафетными стволами назна­чаются два пожарных. Пожарный № 1 управляет работой ство­ла. Пожарный № 2 помогает пожарному № 1 при установке и смене позиции ствола.

Для работы со стационарным лафетным стволом назнача­ется один пожарный или расчет из двух человек.

Для работы с лафетными стволами, установленными на крыше автомобиля, назначается один пожарный. Водитель управ­ляет автомобилем и регулирует давление у спрыска, пожарный управляет стволом.

61. При необходимости увеличения подачи воды во время пожара можно производить замену спрыска меньшего диамет­ра спрыском с большим диаметром.

Если во время работы в результате реактивного действия струи ствол будет вырван из рук, надо немедленно снизить дав­ление воды в рукавной линии.

По команде «Ствол перекрыть» ствольщик перекрывает ствол и прекращает подачу воды.

62. При работе со стволом ГПС в положениях стоя, лежа, с колена или с лестницы (коленчатого автоподъемника) пожарный держит его как описано выше (рис. 48).

Рис. 47. Работа со стволом из положения лежа.


Рис. 48. Работа с ГПС.

При подаче стволом ГПС пе­ны применяется перемычка, которая устанавливается в проем помещения. Для уста­новки перемычки назначается расчет:из трех пожарных. По­жарный № 1 разворачивает пе­ремычку и закрывает проем. Пожарные № 2 и № 3 устанав­ливают распорки и зажимают перемычки в проеме. Пожар­ный № 1 вставляет ствол в от­верстие и докладывает о го­товности к дальнейшим дейст­виям.

63. При подъеме и при работе на высотах не разрешается на­девать через плечо ремень ствола, присоединенного к рукавной линии, подавать воду в незакрепленную линию до выхода стволь­щика на исходную позицию. Не разрешается находиться людям под поднятыми коленами и кабиной автоподъемника. Категори­чески запрещается одновременный подъем (опускание) людей и грузов автоподъемником в количествах, превышающих вели­чины, установленные инструкцией по его эксплуатации. Запре­щается работа со стволами на высотах и на лестницах при ско­рости ветра более 10 м в секунду, а также работа с лафетным и ручным стволом из кабины автоподъемника при нахождении в ней более двух человек.

Не разрешается оставлять ствол без надзора даже после пре­кращения подачи воды.

Для работы со стволом на высотах необходимо выделять не менее двух человек.

При работе с лафетным стволом с автолестницы АЛ-30(131) она должна быть выдвинута на длину не более 20 м при макси­мальных углах ее наклона и в пределах безопасного поля движе­ний. В зимнее время при обледенении колен и ступенек следует соблюдать особую осторожность.

Глава 4

Оценка: 1.7777777777778

Оценили: 18 человек

Для соединения пожарных рукавов между собой, с пожарными стволами и другим оборудованием используются пожарные соединительные головки.

Присоединение рукава к разветвлению производится по команде: «Рукав к разветвлению – присоединить!».

По этой команде пожарный подходит к разветвлению, правой рукой берет соединительную головку рукава и, наклоном туловища или с опусканием на колено, правой рукой присоединяет ее к разветвлению, которое придерживает левой рукой.

Поврежденные рукава в рукавной линии заменяются двумя пожарными. По команде: «Поврежденные рукава – заменить!» один пожарный бежит к автомобилю, берет рукав в скатке и раскатывает его параллельно действующей рукавной линии, водитель останавливает подачу воды.

Второй пожарный подбегает к поврежденному рукаву, отсоединяет его от рукавной линии, а затем в месте с первым присоединяет к ней принесенный рукав.

Водитель возобновляет подачу воды.

С целью уменьшения пролива воды на руки пожарных вначале следует отсоединить ближнюю от насоса головку поврежденного рукава, а затем – дальнюю. присоединение принесенного рукава производится в обратном порядке.

При замене поврежденного рукава на морозе подачу воды в рукавную линию не прекращать, а только уменьшить давление на насосе. В случае повреждения отдельных рукавов производится их временный ремонт. Он выполняется непосредственно на пожаре при помощи рукавных зажимов. В зависимости от величины отверстия в поврежденном рукаве может быть использован универсальный ленточный зажим (для устранение течи из отверстия до 3 см).

В качестве зажима может быть использован отрезок рукава того же диаметра длиной 15-20 см, который до навязки головок надевается на рукав. при появление течи во время работы на пожаре давление в рукаве сбрасывается, отрезок перемещается на место дефекта рукава.

Если ликвидировать течь при помощи зажимов не возможно, поврежденный рукав заменяется исправным. После окончание тушения пожара, при уборке рукавов зажимы снимают, а место повреждения отмечают.

Наращивание рукавов в рукавной линии происходит следующим образом:
Пожарный бежит к автомобилю берет рукава в зависимости сколько ему необходимо и раскатывает его вдоль действующей рукавной линии, водитель останавливает подачу воды.
Второй пожарный подбегает к действующей рукавной линии и разъединяет ее, а затем в месте присоединяют необходимое количество рукавов.

При наращивании на морозе подачу воды не прекращать.

При работе со стволом из положения стоя пожарный встает вполоборота направо, выставляет левую ногу вперед, тяжесть тела распределяет на обе ноги.

Ствол держит правой рукой (ладонью снизу, большим пальцем сверху – на рукаве) у головки, левой – у насадка или за рукоятку. Чтобы принять положение для работы с колена, пожарный оставляет правую ногу назад и опускается на правое колено, левую ногу, согнутую в колене, выставляет вперед и ставит на полную ступню.

Ствол держит правой рукой у головки, прижимая его к правому боку, левой рукой – у насадка или за рукоятку.

Для работы лежа пожарный ложится на живот, ноги слегка разводит в стороны, опирается на локти или предплечья, ствол держит также, как и при работе со стволом из положения стоя.

Перекрытия подачи воды из ствола или изменение формы струи осуществляется поворотом крана или ручки кистью левой руки в соответствующее положение.

При работе с ручными стволами с переносных, стационарных и автолестниц необходимо сначала закрепится карабином за ступеньку лестницы. Для этого нужно подняться на одну ступеньку выше, закрепится карабином и опустится обратно на одну ступеньку ниже.

Работа со стволами со всех видов лестниц допускается только после закрепления пожарного карабином за ступеньку лестницы.

Для работы на высоте выделяется не менее двух пожарных.

Запрещается подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщика на исходную позицию.

Рукава проложенные через дороги, Необходимо защищать рукавными мостиками. Нельзя допускать перекручивание и заломов рукавов.

Прокладку рукавных линий через ж/д пути производить между шпалами (под рельсами).

В лестничных клетках рукавные линии следует прокладывать между маршами.