Простейшие вредные и полезные обж. Опасные вещества

20.11.2019

Опасные химические вещества и объекты

Опасное химическое вещество - химическое вещество, прямое или опосредованное воздействие которого на человека может вызвать острые и хронические заболевания людей или их гибель.

аварийно химически опасные вещества; боевые отравляющие вещества; вещества, вызывающие преимущественно хронические заболевания. Виды химически опасных веществ

Аварийно химически опасные вещества – опасные химические вещества или соединения, которые при проливе или выбросе в окружающую среду способны вызвать поражение людей, животных, а также заражение воздуха, почвы, воды, почвы, растений и других объектов

Химически-опасный объект (ХОО) - это предприятие, на котором при аварии могут произойти массовые поражения людей, животных и растений, а также химическое заражение окружающей среды

объекты химической промышленности объекты нефтехимической промышленности целлюлозно-бумажная, текстильная, пищевая, металлургическая промышленность, коммунальные предприятия исследовательские центры, склады (хранилища) и терминалы, транспортные средства и трубопроводы. военно-химические объекты (склады и полигоны, заводы по уничтожению химических боеприпасов, спецтранспорт, склады и объекты ракетных топлив). объекты нехимической промышленности Виды опасных химических объектов

Крупнейшие потребители Чёрная и цветная металлургия (хлор, аммиак, соляную кислоту и т.д.) Целлюлозно-бумажная промышленность (хлор, аммиак, сернистый ангидрид, сероводород, соляная кислота) Машиностроительная и оборонная промышленность (хлор, аммиак, соляная кислота, водород фтористый) Коммунальное хозяйство (хлор, аммиак) Медицинская промышленность (аммиак, хлор, фосген, нитрил акриловые кислоты, соляная кислота) Сельское хозяйство (аммиак, хлорпикрин, сернистый ангидрид)

ОАО “Крекинг” использует серную кислоту для очистки нефтепродуктов

АО “СЭПО” и другие предприятия используют аммиак

В случае аварии на АО “Нитрон” возможен выброс 40 тонн хлора и 645 тонн акриловой кислоты.

Класс опасности и размер санитарно-защищённой зоны I класс – 1000 м. II класс – 500 м. III класс – 300 м. IV класс – 100 м. V класс – 50 м.

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «СИСТЕМА ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010-2013 ГОДЫ» г.Саратов, г.Балашов, г.Балаково, г.Вольск, г.Энгельс, п.Горный

Количество ХОО по регионам России

Классификация опасных химических веществ Все химические вещества делятся на четыре класса: чрезвычайно опасные - фтористый водород, хлорокись фосфора, этиленимин, ртуть; высокоопасные - акролеин, мышьяковистый водород, синильная кислота, диметиламин, сероуглерод, фтор, хлор; умеренноопасные - хлористый водород, бромистый водород, сероводород, триметиламин; малоопасные - аммиак, метилакрилат, ацетон.

Характеристики АХОВ стойкость относительная плотность скорость токсического действия

Цели:

  • Ознакомить учащихся, в чем заключается опасность средств бытовой химии, газа, лекарств, и как они действуют на организм человека.
  • Рассказать об отрицательном воздействии на организм недоброкачественных продуктов питания, и как избежать пищевого отравления.
  • Учить правильно обращаться с опасными веществами.
  • Воспитывать умение грамотно действовать в случае появления запаха газа.

Учебные вопросы:

  • Опасные вещества и степень их неблагоприятного воздействия на людей.
  • Действие на организм человека опасных веществ и правила обращения с ними.
  • Материальное обеспечение: образцы упаковок из-под средств бытовой химии с предупреждающими надписями; раздаточные карточки-схемы “Действия при появлении запаха газа в квартире”; презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация знаний

1 учебный вопрос. Опасные вещества и степень их неблагоприятного воздействия на людей.

(слайд 1) В нашей повседневной жизни мы используем самые различные средства бытовой химии, лекарствами, бытовым газом на кухне. Трудно представить себе дом, в котором не было бы красок или лаков, средств для чистки посуды, растворителей, жидкостей в аэрозольной упаковке.

Химия, которую вы будете изучать позднее, поможет вам узнать о свойствах разных химических веществ. Пока же мы должны знать, что некоторые предметы бытовой химии опасны для вас. Многие эти жидкости ядовиты, поэтому на этикетках банок, бутылок с такими жидкостями обычно пишут: “Держать вне досягаемости от детей”. Каждый из предметов бытовой химии имеет пояснительные надписи, объясняющие степень его опасности. (показать упаковки из-под средств бытовой химии)

Условно средства бытовой химии можно разделить на четыре группы:

Предлагаю вам разделить средства бытовой химии на группы (работа в парах)

(составление схемы) (слайд 2)

  • безопасные (не имеют предупредительных надписей);
  • относительно безопасные (наносят вред только при попадании на определенные участки, например, в глаза);
  • огнеопасные (имеют предупредительные надписи или условные обозначения, запрещающие их использование вблизи открытого огня);
  • ядовитые (с надписями “яд” или специальной маркировкой).

Все они снабжены инструкцией с описанием порядка и способов применения, а также меры безопасности при хранении и использовании. Эти инструкции необходимо строго выполнять. (слайд 3)

Какие средства бытовой химии применяются у вас в доме, как они хранятся?

Самое главное условие безопасности в отношении ядовитых химических веществ - не брать их и не пользоваться ими без разрешения взрослых.

2 учебный вопрос. Действие на организм человека опасных веществ и правила обращения с ними.

Горючий (бытовой) газ. Опасность отравления газом. (слайд 4)

Чтобы избежать вредного воздействия бытового газа, придерживайтесь следующих правил:

Не делайте уроки на кухне при включенном газе;

Не открывайте максимально газовые краны;

Не оставляйте включенную плиту без присмотра. Как правильно действовать при появлении запаха газа в квартире?

Работа со схемой.

При появлении запаха газа ни в коем случае нельзя включать свет, зажигать спички и свечи, пользоваться зажигалкой. Очень опасно проверять зажженной спичкой, нет ли утечки газа.

Как правильно зажигать газовую конфорку? (слайд 5, 6)

Существуют вещества, которые обычно считаются не просто полезными, а даже спасительными - это лекарства. (слайд 7) Но многие из них, если их употреблять в большом количестве и не по назначению врача, способны вызвать сильнейшее отравление и даже смерть, особенно у ребенка.

(Работа с раздаточными инструкциями к лекарственным препаратам)

К таким же результатам может привести и обычный градусник, применяемый для измерения температуры тела. Он содержит, как правило, ядовитое вещество - ртуть. Если термометр разбился и своевременно не приняты необходимые меры, то пары ртути могут вызвать отравление людей. Ртуть способна проникать в полы, мебель, домашние предметы, а обнаружить ее могут только специалисты санэпиднадзора или гражданской обороны.

(сообщение учащегося о правилах безопасного поведения при разливе ртути)

(слайд 8) Продукты питания. Отравиться можно не только вредными и ядовитыми веществами, но и очень часто - недоброкачественными продуктами питания. Наибольшую опасность представляют вареные сосиски, колбасы, сардельки и другие колбасные изделия. В теплое время года отравления случаются чаще, и обычно происходит это из-за неправильных условий хранения или отсутствия необходимой кулинарной обработки.

Какие правила нужно соблюдать, чтобы избежать пищевого отравления? (слайд 9)

Пользуясь рисунками на слайде, составьте памятку “Как избежать пищевого отравления” (слайд 10)

(слайд 11) ВЫВОД : Чтобы избежать отравления, нужно соблюдать следующие правила:

  • не собирайте и не ешьте растения, грибы и ягоды, которые вам неизвестны;
  • не употребляйте продукты (особенно мясные и молочные), если срок их годности истек или от них идет неприятный запах и они, как вам кажется, подозрительны;
  • не пользуйтесь грязной посудой;
  • мойте руки перед едой всегда, где бы вы ни были.

4. Рефлексия

Назовите известные Вам правила обращения с опасными химическими веществами? Каковы правила пользования газовой плитой, газовой колонкой?

Что надо делать, чтобы не отравиться пищевыми продуктами?

Расскажите, что вы будете делать, если ваш друг (подруга) в отсутствие -взрослых почувствовал себя плохо? Есть предположение, что он (она) чем-то отравился (ась).

5. Домашнее задание

Проведите дома со взрослыми проведите ревизию опасных веществ, подготовьте их список, отметив, в чем состоит опасность каждого вещества.

Сделайте самодельные ярлыки для обозначения ядовитых веществ с надписями: “Лак”, “Краска”, “Ядовито”, “Огнеопасно”. Подумайте, как прикрепить их к флаконам, банкам и бутылкам.

Ядовитые растения

Слайдов: 64 Слов: 1402 Звуков: 0 Эффектов: 0

Для самого растения ядовитые вещества имеют большое значение. Волчье лыко цветет ранней весной, в апреле, до появления листьев. Ягода вороньего глаза черная, с синеватым налетом. При отравлении ягодами вороньего глаза возникает тошнота, рвота, боли в животе. Цветет вех с июня до сентября. Яд веха действует на мозг; смерть наступает от паралича дыхания. Вех - очень опасное ядовитое растение. Белена даже в малых дозах может быть токсична. Люди, отравившиеся беленой, приходят в буйное состояние. Высота багульника - 50-120 см. Цветет багульник в мае - июне белыми колокольчатыми цветками. - Яд.ppt

Опасные растения

Слайдов: 58 Слов: 376 Звуков: 0 Эффектов: 0

Акалифа (опасен сок растения). Адениум тучный (опасен млечный сок). Агератум или долгоцветка (опасны все части растения). Аглаонема (опасны все части растения, ядовит клеточный сок). Алламанда слабительная (опасны все части растения). Антуриум (опасны все части растения, клеточный сок). Аспарагус (опасны ягоды, ядовит сок). Аукуба японская (опасны ягоды). Бегония вечноцветущая (опасны все части растения). Броваллия (опасны все части растения). Брунфельсия (опасны все части растения). Самшит (опасны листья). Перец стручковый (опасны все части растения). Карисса (опасны все части растения, исключая плоды). - Растение.ppt

Виды ядов

Слайдов: 15 Слов: 632 Звуков: 0 Эффектов: 0

Классификация промышленных ядов по характеру действия на организм человека. Нейротропные токсические яды. Действие: наркотическое, поражение нервных клеток. Наиболее сильному воздействию подвержен мозг. Токсические яды внутренних органов. Яды крови. ТИПЫ: – нарушающие процесс костномозгового кроветворения; – разрушающие элементы крови. Яды раздражающего действия. Поражаются органы дыхания, легкие, кожные покровы, глаза. При отравлениях окислами азота, фосгеном, диметилсульфатом вызывается отек легких. Сенсибилизирующие яды. Вызывают сенсибилизацию организма с возрастанием восприимчивости организма к повторному воздействию яда. - Виды ядов.ppt

Вредные вещества

Слайдов: 59 Слов: 2504 Звуков: 0 Эффектов: 1

Информация о вредности. Что такое информация о вредности. Вредное химическое вещество. Как вредные химические вещества действуют на организм. Виды химических веществ. Твердые тела. Пары и волокна. Пыль. Жидкости. Туман. Газы и пары. Как химические вещества проникают в организм. Проглатывание. Вдыхание. Впитывание через кожу. Токсичность химических веществ. Хроническая и острая токсичность. PEL. Токсичные химические вещества. Канцерогены. Группы токсичных химических веществ. Сенсибилизаторы. Едкие химические вещества. Кожа. Вдыхание и глаза. Примеры едких химических веществ. Защита от едких веществ. - Вредные вещества.ppt

Классы опасных веществ

Слайдов: 42 Слов: 3019 Звуков: 0 Эффектов: 2

Классы опасных грузов. Взрывчатые вещества и изделия. Символ. Знаки опасности. Возможные дополнительные опасности. Вещества. Вещества и изделия. Обращение со взрывчатыми веществами. Газы. Токсичные газы. Легковоспламеняющиеся жидкости. Газойль, дизельное топливо. Легковоспламеняющиеся твердые вещества. Легковоспламеняющиеся вещества и изделия. Вещества, способные к самовозгоранию. Пирофорные вещества. Возможные дополнительные опасности. При реагировании с водой выделяют легковоспламеняющиеся газы. Окисляющие вещества. Самореактивные вещества. Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы. - Классы опасных веществ.ppt

Классы опасности веществ

Слайдов: 22 Слов: 700 Звуков: 0 Эффектов: 0

Химическая безопасность. Безопасность. Отсутствие недопустимого риска. Виды товаров. Воздействие на организм. Основные элементы. Группы тяжёлых металлов. Медь. Цинк. Кадмий. Свинец. Мышьяк. Ртуть. Группа металлов, менее опасных для человека. Железо и олово. Пестициды. Микотоксины. Нитраты. Антибиотики. Токсичные вещества. Пищевые добавки. Консерванты. - Классы опасности веществ.ppt

Химические вещества в товарах

Слайдов: 18 Слов: 945 Звуков: 0 Эффектов: 0

Химические вещества в товарах. Международные аспекты. Жизнь в мире. Токсичная нация. Токсичные вещества в пуповинной крови. Токсичные веществ в организме человека. Потребительские товары. Международные инициативы. Программы предоставления информации. Исполнение законодательства. Списки химических веществ. Списки веществ. Улучшение оценки риска. Производситель. Меры, принимаемые в результате нотификации товаров. Обязанность предоставлять информацию. Программа по химическим веществам. - Химические вещества в товарах.ppt

Вещества цитотоксического действия

Слайдов: 68 Слов: 5093 Звуков: 0 Эффектов: 0

Токсичные химические вещества цитотоксического действия. Виды СДЯВ по клинической картине поражения. Необходимость знания клиники. Опасное вещество. Повреждающее действие веществ. Наиболее токсичные цитотоксиканты. Группы цитотоксикантов. Токсичные модификаторы. Скрытый период. Модификаторы пластического обмена. Токсичные модификаторы пластического обмена. Диоксины. Физико-химические свойства. Токсикокинетика. Полихлорированные бифенилы. Желудочно-кишечный тракт. Основные проявления острой интоксикации. Несмертельные поражения. Увеличение врожденных аномалий. Механизм токсического действия. - Вещества цитотоксического действия.pptx

Аварийно химически опасные вещества

Слайдов: 18 Слов: 938 Звуков: 0 Эффектов: 36

Опасные вещества. Познакомить учащихся с АХОВ. Опасное химическое вещество. Вредные вещества. Классификация АХОВ. Соляная кислота. Хлор. Газы. Дыхательные пути человека. Нейтропные яды. Негорючие вещества. Ацетилен. Пожароопасные вещества. Минимальные размеры санитарно-защитных зон. Закрепление. - Аварийно химически опасные вещества.ppt

Характеристика аварийно химически опасных веществ

Слайдов: 16 Слов: 751 Звуков: 0 Эффектов: 78

Аукцион. Аварийно-химические опасные вещества. Две команды. Противоположная команда. Пример игровой схемы. Вопросы для игры. Слезотечение. Признаки интоксикации. Токсичное вещество. Вещество удушающего и общеядовитого действия. Период действия. Жидкость. Красный костный мозг. Яд удушающего действия. Низкомолекулярные органические соединения. - Характеристика аварийно химически опасных веществ.ppt

Отравление уксусной кислотой

Слайдов: 13 Слов: 330 Звуков: 0 Эффектов: 3

Бытовые химические ожоги пищевода уксусной кислотой у детей. Острые отравления детей. Уксусная кислота. Патогенез и клиническая картина отравления. Острый период. Период мнимого благополучия. Бужирование. Период формирование стриктуры. Пластики пищевода. Период поздних осложнений. -

Дата:

Класс: 5

Тема урока: «Опасные вещества в быту».

Цель урока: знакомство учащихся с опасными химическими веществами, которые могут храниться у них дома,

формирование знаний о влиянии опасных веществ на организм человека

Задачи урока:

- образовательная : познакомить детей с действием опасных веществ, лекарственных препаратов и средств бытовой химии; научить избегать пищевого отравления.

- развивающая : развитие умения работать в диалоговом режиме, монологической речи при работе в диалоговом режиме, логического мышления; расширение словарного запаса; коммуникативность.

- воспитательная: привить навыки безопасного обращения с опасными веществами, лекарственными препаратами и средствами бытовой химии, воспитывать у детей чувство ответственности.

Тип урока: Комбинированный урок.

Методы и методические приемы: использование технологии АМО (активные методы обучения)

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, карточки с заданиями (6 шт.) , бланки ответов (по количеству учащихся в классе.).

Литература и источники: Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», - М.П. Фролов. 5 класс. Сеть интернет – картинки для презентации.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний

и понятий

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего

задания.

3. Подготовка

к осмыслению

нового материала.

10 минут

Добрый день ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. В страну новых знаний и умений. Транспорт, на которым мы отправимся – автобус. А что должно быть у каждого пассажира автобуса?? правильно билет.

Сейчас я каждому вручу билет на наше транспортное средство. На одной части билета напишите, пожалуйста, ваши ожидания от предстоящей поездки, на другой – свои опасения.

(Учитель часть билета с опасениями оставляет себе, а часть билета с ожиданиями ребята оставляют у себя).

Ну что ж, в путь!. Отправляемся в страну новых знаний и умений!.

Здороваются с учителем.

предлагают правильные варианты ответа – (билет).

Каждый ученик заполняет свой билет на автобус.

2. Целеполагание

3 мин.

Ребята! В нашей повседневной жизни мы пользуемся самыми различными средствами бытовой химии, лекарствами, бытовым газом на кухне. Трудно представить себе дом, в котором не было бы красок или лаков, средств для чистки посуды и раковин, растворителей, жидкостей в аэрозольной упаковке. Химия, которую вы будете изучать позднее, поможет вам узнать о свойствах разных химических веществ.

Сегодня же на уроке вам предстоит узнать, как опасные вещества воздействуют на людей, научиться определять характер опасности бытовых химикатов и правильно обращаться с химически опасными веществами, узнать об отрицательном влиянии на организм недоброкачественных продуктов питания и как избежать пищевого отравления, научиться грамотно действовать в случае появления запаха газа.

3. Изучение нового материала

4. Изучение нового материала.

5. Выбор способа действий.

15 минут

Ребята, вы когда-нибудь слышали про опасные вещества? Как вы думаете, что к ним относится?

Давайте запишем в тетрадях определение.

слайд №2 . Опасные вещества – это такие вещества, использование которых или употреблении их в пищу могут принести вред своему здоровью или здоровью окружающих.

слайд №3 . Посмотрите, пожалуйста, на эти картинки? О чём мы можем догадаться, глядя на них?

слайд №4

Опасные вещества, мы можем условно разделить на четыре группы :

    Относительно безопасные. Они не имеют никаких предупредительных надписей и знаков на упаковках.

    Опасные для глаз и кожи.

Они опасны только тогда, когда попадают на открытые участки кожи и в глаза.

    Огнеопасные .

Имеют надписи, запрещающие их использовать вблизи открытого огня.

    Ядовитые.

Имеют на упаковках предупредительные надписи «Яд», «Ядовито».

Встречали ли вы у себя дома, опасные вещества? Используете ли вы их по назначению? Читаете ли предупредительные надписи на этикетках?

Слайд №5 Здесь на картинке мы видим относительно безопасное

вещество. А приведите еще примеры подобных веществ?

Слайд №6 Здесь на картинке мы видим опасные для глаз и кожи вещества.

Какую ТБ мы должны соблюдать при работе с подобными веществами?

слайд №7. Огнеопасные вещества.

Где мы должны хранить подобные вещества?

слайд №8. Ядовитые вещества.

Кто может пользоваться такими веществами? Можно ли детям доверять использовать подобные средства?

Слайд №9.

Посмотрите, пожалуйста, на слайд, нам с вами нужно дополнить текст техники безопасности, при работе с различными видами опасных веществ.

1 слово …

2 слово …

3 слово ….

4 слово …

10 слайд

1 слово ….

2 слово ….

3 слово….

4 слово…..

11 слайд

12 слайд

Во время просмотра слайдов, учащиеся конспектируют необходимую информацию.

Предполагаемые ответы детей:

Слышали. Используются дома в хозяйственных целях.

Стиральные порошки, лаки, краски, и т.д.

О том, что еще древние люди использовали ядовитые вещества в своих личных целях.

Встречали. Предупредительные надписи в большинстве случаев не читаем.

мыло, шампунь, средства для укладки волос и т.д.

Работать с такими веществами только в защитных перчатках, при попадании в глаза и на кожу немедленно промыть водой.

Вдали от открытого огня, Не распылять рядом с источниками огня.

Только взрослые, детям ни в коем случае нельзя пользоваться подобными веществами.

инструкцию

комнате

проветрите

вдали от пищевых продуктов

перчатки

комнату

продуктами

водой

инструкцию

огня

помещениях

упаковке

продуктами

перчатками

очками

руки

4. Систематизация полученных знаний.

6. Отработка

способа действий.

7 мин.

Ребята, сейчас вы разделитесь на 6 равных команд. Каждая команда получит свою карточку с информацией и бланки для ответов (приложение №1) , задача каждой группы прочитать свой материал, написанной на карточке и рассказать его остальным ребятам. Во время рассказа материала одной командой, остальные заполняют свои бланки ответов.

Учащиеся в группах выходят и рассказывают материал, остальным ребятам (которые попутно заполняют бланки ответов).

1 группа: «Опасные вещества»

Вы наверное знаете, что некоторые предметы бытовой химии (краски, лаки, растворители и др.) опасны для детей. Многие из этих жидкостей ядовиты. Каждый из предметов бытовой химии имеет пояснительные надписи, объясняющие степень его опасности. Условно их можно разделить на четыре группы:

безопасные (не имеют предупредительных надписей);

относительно безопасные (наносят вред только при попадании на определённые участки тела, например в глаза);

огнеопасные (имеют надписи или условные обозначения, запрещающие их использование вблизи открытого огня);

ядовитые (с надписью яд или специальной маркировкой).

Все они снабжены инструкцией с описанием порядка и способа применения, а также мер безопасности при хранении и использовании.

2 группа: Бытовой газ

Распознать бытовой газ сложно, так как он не имеет цвета и запаха, правда, он раздражает глаза. В газ добавляют специальные вещества со специфическим запахом, чтобы можно было обнаружить утечку газа. От взрыва газа в жилых домах, прежде всего, страдают люди, больше всего дети и подростки.

Чтобы избежать вредного воздействия бытового газа, выполняйте следующие правила:

Не открывайте газовые краны максимально ;

Не оставляйте включенную плиту без присмотра (закипевшая вода может вылиться из чайника или кастрюли и залить огонь, и из открытого крана будет поступать в квартиру газ).

Бытовой газ

Использование в быту газовых плит очень облегчило приготовление пищи, однако при неполном сгорании бытовой газ создаёт опасность отравления и при его утечке может произойти взрыв.

При запахе газа в квартире необходимо:

Выключить конфорки газовой плиты;

Не включать электричество, не зажигать спички и свечи;

Выключить электрические приборы ;

Перекрыть газовый кран ;

Открыть окна, балкон, чтобы проветрить помещение ;

Если газ продолжает поступать, попросить соседей или самому позвонить по телефону 04 .

группа № 4

Лекарства

Их обычно считают не просто полезными, а даже спасительными. Но многие из них, если их употребляют в больших количествах, способны вызвать сильнейшее отравление и даже смерть, особенно у ребёнка.

Причиной отравления может стать и обычный градусник: он содержит ядовитое вещество – ртуть . Если градусник разбился и своевременно не приняты меры, пары ртути могут вызвать отравление. Ртуть проникает в полы, мебель, домашние предметы. Обнаружить пары ртути могут специалисты.

Обезвредить ртуть очень сложно и дорого, а вылечить людей, отравившихся парами ртути, совсем не просто. Поэтому не стоит баловаться с приборами, содержащими ртуть .

Если вы случайно разбили термометр или другое устройство, содержащее ртуть, сразу сообщите об этом взрослым (ртуть необходимо собрать и поместить в банку с водой, закрыть крышкой ).

Группа №5

Бытовая и прочая химия

Самое главное для вас условие в обращении с химически опасными веществами – не брать их и не пользоваться ими без разрешения взрослых.

Как надо обращаться со средствами бытовой химии:

Никогда не пользуйтесь незнакомыми препаратами бытовой химии, если рядом нет взрослых;

Не пейте жидкости из незнакомых бутылок и банок , особенно если они чем-то испачканы и стоят на полу или в укромном месте;

Не пользуйтесь спичками и другим огнём рядом с банками или бутылками с резким запахом ;

Попросите взрослых хранить химически опасные вещества в закрывающихся шкафчиках ;

Если вы увидели, что краску или лак перелили в другую бутылку, сделайте на ней предупредительную надпись .

группа №6

Продукты питания

Отравление может быть вызвано не только вредными и ядовитыми веществами. Очень часто отравиться можно ядовитыми растениями и грибами, недоброкачественными продуктами питания. Заражение продуктов может быть связано не только с неправильными условиями хранения, но и с отсутствием кулинарной обработки.

Как избежать пищевого отравления:

Не собирайте и не ешьте растения, грибы и ягоды, которые вам неизвестны ;

Не ешьте продукты (особенно мясные и молочные), если срок их годности истёк, если от них идёт неприятный запах и они вызывают подозрение;

Не пользуйтесь грязной посудой ;

Всегда, где бы вы ни были, мойте руки перед едой .

При первых признаках отравления (колики в животе, слабость, головокружение) немедленно сообщите родителям или другим взрослым (соседям, родственникам, учителям).

5. Формулировка основных выводов по изученной теме.

7. Закрепление

изученного.

8. Итог урока.

10 мин.

Сейчас мы с вами решим ситуационные задачи и подумаем, как бы мы поступили в той или иной ситуации.

Задача 1. Придя домой, вы почувствовали запах газа.

    Позвонить родителям или в аварийную службу из дома.

    Пойти к соседям и позвонить родителям или в аварийную службу.

    Открыть окна и двери.

    Проверить конфорки (если открыты, закрыть) и перекрыть основной вентиль.

    Зажечь спичку, чтобы проверить, откуда идёт газ.

    Включить свет, чтобы было виднее.

Задача 2 . Вы пришли домой, поставили полный чайник на газовую плиту и пошли смотреть телевизор. Дверь в кухню плотно закрыта. Забыв о чайнике, вы почувствовали запах газа. На улице сумерки.

Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность:

    Включить свет и посмотреть, в чём причина утечки газа.

    Плотно закрыть дверь в кухню.

    Выключить телевизор.

    Зайти на кухню и перекрыть газовый кран.

    Открыть окно.

    Позвонить соседям и попросить о помощи.

Задача 3 . Перед уходом в школу вы решили выпить чаю. Пытаясь достать с полки печенье, вы случайно разлили уксус.

Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность:

    Взять мокрую тряпку и убрать пролившийся уксус.

    Не предпринимать никаких действий.

    Дать высохнуть луже уксуса.

    Сделать самодельную ватно-марлевую повязку, смочить её раствором соды и дышать через неё.

    Взять маленькую тряпку и собрать вылившийся уксус обратно.

    Открыть окно и проветрить помещение.

Задача 4 . Вы играли дома в больницу и случайно разбили градусник. Капельки ртути раскатились по полу.

Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность:

    Поиграть шариками ртути.

    Постараться их собрать веником.

    Выбросить собранную ртуть в помойное ведро.

    Ничего не сказать родителям, чтобы не ругали.

    Сообщить родителям о случившемся.

    Поместить собранную ртуть в банку с водой.

Сегодня на уроке, мы с вами выяснили, что же такое «опасное вещество», научились их классифицировать и теперь знаем техник безопасности при работе с теми или иными веществами.

Ребята, на доске написано, домашнее задание. Запишите его, пожалуйста, в дневники.

Дети слушают условия ситуационной задачи и отвечают, по поднятой руке, объясняя, почему они выбрали тот или иной вариант ответа.

Предполагаемые ответы

детей:

задача №1.

Ни в коем случае нельзя зажигать спички, включать свет, при запахе газа дома.

Необходимо Отрыть окна и двери, чтобы проветрить помещение, проверить конфорки, все ли закрыты, позвонить родителям и в аварийно-спасательную службу.

Задача №2.

Ни в коем случае нельзя включать свет, включать и выключать электроприборы (в том числе и телевизор). Нужно перекрыть газовый кран, открыть окно, позвонить соседям и

попросить о помощи.

задача №3.

Сделать самодельную ватно-марлевую повязку и дышать через неё, открыть окно и проветрить помещение, взять мокрую тряпку и убрать пролившийся уксус.

задача№4.

Ни в коем случае нельзя играть с шариками ртути и выбрасывать ртуть в мусорное ведро.

Нужно постараться собрать шарики ртути веником и опустить их в банку с водой.

Обязательно сообщить родителям о случившемся.

ФИ уч-ся _______________ Тема урока «ОПАСНЫЕ ВЕЩЕСТВА В БЫТУ И ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С НИМИ»

1. ОПАСНЫЕ ВЕЩЕСТВА

Опасные вещества можно разделить на 4 группы:

4. ЛЕКАРСТВА

1. Почему градусник может стать причиной отравления?

2. Как обращаться с приборами, содержащими ртуть?

2. БЫТОВОЙ ГАЗ

Как пользоваться газовой плитой?

5. БЫТОВАЯ И ПРОЧАЯ ХИМИЯ

Правила обращения со средствами бытовой химии:

3. БЫТОВОЙ ГАЗ

При запахе газа в квартире необходимо:

6. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Как избежать пищевого отравления

САМООЦЕНКА: _______

| Материалы к урокам ОБЖ для 8 класса | План проведения занятий на учебный год |

Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс

Урок 11
Аварийно химически опасные вещества
и их поражающее действие на организм человека




В промышленности и сельском хозяйстве используют десятки тысяч различных химических соединений . Общий перечень производимых и используемых химических соединений включает около 70 тыс. наименований, из которых примерно 3,5 тыс. получили широкое распространение.

Все опасные химические вещества подразделяют на четыре класса: чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные и малоопасные.

Классификация опасности вредных веществ по их воздействию на человека приведена в таблице 5. В этой таблице под предельно допустимой концентрацией следует понимать максимальное количество опасных веществ в почве, воздушной или водной среде, продовольствии, пищевом сырье и кормах, которое при постоянном контакте с человеком или при воздействии на него за определенный промежуток времени практически не влияет на его здоровье и не вызывает неблагоприятных последствий.

Некоторые вещества, отнесенные к I и II классам опасности, в аварийных ситуациях могут вызывать массовое поражение незащищенных людей. Такие вещества

Примято называть аварийно химически опасными веществами.

Аварийно химически опасное вещество - опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе или разливе которого может произойти загрязнение окружающей природы, поражение людей и живой природы.

Опасность аварийно химически опасных веществ для людей состоит в их способности при попадании в сравнительно небольших количествах через органы дыхания в организм нарушать его нормальную жизнедеятельность, вызывать различные болезненные состояния, а при определенных условиях - летальный исход (смерть). При нахождении людей в непосредственной близости от источника заражения возможно их поражение через кожные покровы. Степень и характер нарушения нормальной жизнедеятельности организма (поражения) зависят от особенностей механизма токсического действия того или иного аварийно химически опасного вещества, его агрегатного состояния, концентрации паров в воздухе и продолжительности их воздействия на организм.

По характеру воздействия на человеческий организм аварийно химически опасные вещества подразделяют на шесть групп (схема 7).

Характеристика, токсическое действие, способы защиты и первой помощи наиболее распространенных аварийно химически опасных веществ приведены в табл. 6.