Покупка военных авто с консервации. Реализация высвобождаемого военного имущества в вооруженных силах российской федерации Реализация имущества министерства обороны рф

01.11.2019

Доля военных расходов в экономике нашей страны всегда составляла внушительную часть бюджета. Для оборонки делалась всего много и хорошего качества. Часть материальных ресурсов использовалось по назначению, часть отправляли на склады храниться на случай войны. Самой высокой сохранностью обладает так называемая законсервированная военная техника или имущество первой категории сохранности. Консервация это не просто хранение, но и поддержание имущество полном рабочем состоянии, постоянный контроль и обслуживание.

За годы склады Минобороны оказались заполненными военной амуницией старого образца, техникой, запчастями, горюче-смазочными материалами. Каждый год на вооружение поступает все более новое вооружение, а старое теряет свою актуальность. Реализация военной техники с консервации происходит через аукционы. Из-за большого количества структур в системе Минобороны, эти аукционы бывают самыми разными:

На всех аукционах по продаже военного имущества 90% лотов однотипные:

  • Грузовики ЗИЛ – 131
  • Грузовики Урал – 4320 и ГАЗ – 66
  • Легковые Автомобили УАЗ – 469
  • Автоцистерны
  • Походные кухни
  • Термосы
  • Сапоги кирзовые, ботинки хромовые
  • Телогрейки, куртки, кителя, пилотки
  • Шаровары
  • Запчасти
  • Лом черных и цветных металлов
  • Солярка и различные ГСМ
  • Очень редко бывают поезда, самолеты, вертолеты, катера

Более чем половине случаев реализуемая техника относится к пятой категории, т.е. отслужившей свой ресурс. Продажи законсервированных транспортных средств проходят в виде исключений и собирают много желающих ее приобрести. В среднем, цены на УАЗ 469 с консервации начинаются от 50 тысяч, в ходе торгов доходят до 120 – 170 тысяч. Следует также учесть, что часть военных машин продаются без ПТС, что влечет за собой дополнительные расходы при постановке на учет.

Приобрести военную технику можно и через фирмы посредники. В этом случае стоимость возрастает на треть. В то же время можно попробовать завести автомобиль, посмотреть какие документы есть в наличии, оформить покупку за один день.

/"Право в Вооруженных Силах", N 8, 2000/

Е.И. Токарев, подполковник юстиции, преподаватель кафедры военной администрации и права Ярославского филиала Военного финансово - экономического университета.

Переход страны к рыночным отношениям, реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации, перемены в военной области и военном строительстве, а также ряд других причин политического, военного, экономического и социального характера привели к высвобождению значительных объемов вооружения, военной техники, другого имущества, и поэтому вопросы определения дальнейшей судьбы огромного количества военного имущества, распоряжения им с наибольшей пользой для государства стали одними из наиболее значимых как для военного ведомства, так и для всей страны.

Цель этой статьи - краткий анализ сложившейся за прошедшее десятилетие и существующей в настоящий период системы реализации высвобождаемого военного имущества <*> в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Следует отметить, что общие вопросы правового регулирования реализации ВВИ являются едиными и распространяются как на Министерство обороны Российской Федерации, так и на все другие федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

В целях обеспечения единого подхода к процессу реализации ВВИ в данной статье будут применяться следующие термины и определения.

"Военное имущество" - штатное и табельное военное и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Вооруженных Сил Российской Федерации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, находящихся в системе соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также сверхнормативное <*> военное имущество <**>.

<*> Сверхнормативным военным имуществом считается имущество, имеющееся в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации, на предприятиях и в организациях федеральных органов исполнительной власти в количестве, превышающем норматив запаса. При отсутствии норматива запаса на отдельные виды имущества к сверхнормативным относятся запасы, превышающие среднемесячный расход этого имущества. К сверхнормативному военному имуществу, подлежащему высвобождению, не относятся сезонные запасы, оборудование, импортные материалы и материальные ценности, находящиеся в резерве (в неприкосновенных запасах) - см.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 26. Ст. 3080.
<**> См.: там же.

Военное имущество можно классифицировать на недвижимое и движимое.

"Недвижимое военное имущество" - недвижимое имущество <*>, находящееся в оперативном управлении Вооруженных Сил Российской Федерации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, находящихся в системе соответствующих федеральных органов исполнительной власти <**>.

<*> Понятие недвижимого имущества дается в ст. 130 ГК РФ.
<**>

В Вооруженных Силах Российской Федерации недвижимое военное имущество включает завершенные и незавершенные строительством казарменно - жилищный, складской фонды, коммунальные сооружения, специальные здания и сооружения со смонтированным инженерным, технологическим и специальным техническим оборудованием, иные объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, а также воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, подлежащие государственной регистрации.

К казарменно - жилищному фонду относятся:

казармы, здания штабов, служебные здания учреждений, военно - учебных заведений, предприятий и организаций; жилые дома, общежития и гостиницы; культурно - бытовые, спортивные и учебные здания и сооружения; здания медицинских и детских учреждений; караульные помещения; производственные здания; здания войсковых мастерских; коммунально - бытовые и торгово - бытовые здания и сооружения; убежища и т.п.

Складской фонд включает: здания хранилищ, складов и сооружений, обеспечивающих их функционирование в пределах складской зоны.

К коммунальным сооружениям относятся:

электростанции, трансформаторные подстанции, водо - канализационные установки (насосные станции, станции перекачки, очистные сооружения водопровода и канализации, водозаборные сооружения, артезианские скважины, водонапорные башни, подземные сооружения - резервуары для воды); котельные установки; устройства для механической топливоподачи и шлакозолоудаления, тепловые узлы и пункты и т.п.; внутренние и наружные сети водопровода, канализации, теплоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения (воздушные и кабельные) и сооружения на этих сетях и т.п.

К специальным зданиям и сооружениям относятся здания и сооружения, определенные приказами главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующего Воздушно - десантными войсками, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации. К ним относятся здания и сооружения аэродромов, причалов, танкодромов, автодромов, командных пунктов и т.п.

Определяя "движимое военное имущество" по аналогии с п. 2 ст. 130 ГК РФ, следует предположить, что им является все иное военное имущество, не относящееся к недвижимому, находящееся в оперативном управлении Вооруженных Сил Российской Федерации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, находящихся в системе соответствующих федеральных органов исполнительной власти. По нашему мнению, внесение такой формулировки понятия движимого военного имущества в текст Правил высвобождения и реализации движимого военного имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1165, более четко определило бы контуры военного имущества (движимого и недвижимого), чем был бы обеспечен единый подход при определении предмета высвобождения и реализации.

Перечень высвобождаемого движимого военного имущества (кроме вооружения и боеприпасов), реализуемого федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации "О реализации высвобождаемого движимого военного имущества" от 15 октября 1999 г. N 1165.

"Высвобождаемое недвижимое военное имущество" - недвижимое военное имущество, в отношении которого Министерством государственного имущества Российской Федерации принято решение о высвобождении. В отношении движимого военного имущества свое право принимать решения о его высвобождении Правительство делегировало Министерству обороны РФ и другим федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба <*>.

<*> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 43. Ст. 5213.

Высвобождаться может военное имущество, снятое с вооружения и снабжения, не годное к использованию по прямому предназначению, списанное, выслужившее гарантийный срок хранения в запасах, а также сверхнормативное и неиспользуемое, сырье, материалы, изделия, оборудование, транспортные средства, в том числе полученные в результате отдельных процессов переработки, утилизации, ликвидации и демилитаризации.

"Реализация высвобождаемого военного имущества" (движимого и недвижимого) - процесс отчуждения военного имущества и продуктов его утилизации, находящихся в собственности Российской Федерации, юридическим и физическим лицам для использования их в хозяйственных целях.

Реализации на внутреннем рынке не подлежат боеприпасы <*>, оружие и вооружение в недемилитаризованном виде, кроме случаев, оговоренных законодательством Российской Федерации. Реализация боеприпасов, оружия и вооружения на внешнем рынке из находящихся в наличии в Вооруженных Силах осуществляется Министерством обороны Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

<*> Боеприпасы - предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание - см. ФЗ "Об оружии" от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ.

По нашему мнению, под реализацией ВВИ следует понимать комплекс (совокупность) необходимых организационно - правовых, технических, экономических, научных и других мероприятий, обеспечивающих выявление, планирование, предпродажную подготовку, ценообразование и реализацию относящихся к федеральной собственности, высвобождающихся в связи с реформированием и сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, снятых с вооружения, выработавших свой ресурс, морально и физически устаревших образцов вооружения и военной техники (включая продукты утилизации вооружения и боеприпасов) и иного излишнего военного имущества в целях его эффективного использования в интересах народного хозяйства, а также мобилизации внебюджетных средств на решение социальных проблем военнослужащих.

определение оборонных потребностей страны в соответствии с военной доктриной государства на основании показателей государственного оборонного заказа и бюджета на год;

выявление ненужного, излишнего и неиспользуемого военного имущества;

планирование процесса реализации;

принятие решения о высвобождении и реализации ВВИ;

предпродажная подготовка материальных ресурсов;

определение цены;

собственно реализация (передача, продажа, мена);

распределение денежных средств, вырученных от реализации;

учет, контроль и анализ результатов реализации, отчетности.

Реализация ВВИ в Вооруженных Силах Российской Федерации не должна наносить ущерба безопасности Российской Федерации, боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил РФ, приводить к нарушению установленного режима секретности.

В Министерстве обороны Российской Федерации создана и функционирует структура органов реализации и использования ВВИ, возглавляемая Центральным управлением материальных ресурсов и внешнеэкономических связей (ЦУМРиВЭС МО РФ) и Главным квартирно - эксплуатационным управлением (ГлавКЭУ МО РФ) Министерства обороны Российской Федерации. В центральном аппарате Министерства обороны, в видах Вооруженных Сил, родах войск, главных и центральных управлениях МО РФ образованы отделы (группы) реализации. На местах отделы (группы) реализации созданы в округах, на флотах, в отдельных объединениях и соединениях войск.

В настоящее время правовую основу системы реализации ВВИ, существующей в Министерстве обороны РФ, составляют Федеральные законы "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" 1997 г. N 123-ФЗ, "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" 1998 г. N 135-ФЗ, Указы Президента РФ "Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционировании и приватизации предприятий военной торговли" от 23 июля 1997 г. N 775, "Об изменении и признании утратившими силу отдельных положений указов Президента по вопросам реализации ВВИ" от 27 марта 1999 г. N 385, Постановления Правительства РФ "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества" от 24 июня 1998 г. N 623, "О реализации высвобождаемого движимого военного имущества" от 15 октября 1999 г. N 1165, Приказ Министра обороны Российской Федерации "О реализации высвобождаемого движимого военного имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 26 ноября 1999 г. N 555 и другие нормативные правовые акты.

Существующая в Министерстве обороны Российской Федерации система реализации ВВИ фактически состоит из системы реализации движимого и недвижимого ВВИ.

Рассмотрим механизм реализации высвобождаемого движимого военного имущества <*>.

В соответствии с п. 2 Правил высвобождения и реализации движимого военного имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1165, решения о высвобождении и реализации движимого военного имущества принимают федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Нормы вышеуказанных Правил позволяют каждому федеральному органу своим ведомственным нормативным актом применительно к своей структуре, условиям и внутренним нормативным документам определить оптимальный вариант прохождения документов в максимально короткие сроки.

Согласно Инструкции о порядке ВДВИ в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение N 1 к Приказу Министра обороны РФ 1999 г. N 555) <*> реализация ВДВИ видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, Воздушно - десантных войск, главных и центральных управлений <**> Министерства обороны Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании предписаний для передачи на реализацию ВДВИ <***> (по форме, приведенной в приложении N 1 к Инструкции), которые выдает ЦУМРиВЭС МО РФ.

Реализация в отличие от прежнего порядка проводится через отобранные Министерством обороны Российской Федерации на конкурсной основе организации (далее именуются организации - агенты) в следующем порядке:

на внутреннем рынке - по правилам продажи отдельных видов товаров, биржевой, комиссионной и розничной торговли, а также на условиях договора мены;

на внешнем рынке - в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ЦУМРиВЭС МО РФ - уполномоченный орган военного управления по вопросам, связанным с высвобождением и реализацией движимого военного имущества на внутреннем и внешнем рынках. На него возложены функции генерального заказчика <*> по реализации ВДВИ, определены его функции по организации, планированию и контролю за процессом реализации ВВИ на внутреннем и внешнем рынках.

<*> Генеральный заказчик по реализации высвобождаемого движимого военного имущества - орган военного управления, осуществляющий организацию, координацию, планирование и контроль за реализацией высвобождаемого движимого военного имущества, а также внешнеэкономическую деятельность в пределах предоставленных полномочий.

Планирование высвобождения и реализации движимого военного имущества

Планирование реализации ВДВИ осуществляется в управлениях Главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, командующего Воздушно - десантными войсками, главных управлениях и управлениях Генерального штаба, главных и центральных управлениях Министерства обороны, которые организуют эту работу в подчиненных структурах, а также в соединениях, частях, учреждениях, организациях и на предприятиях Министерства обороны.

Командующие флотами представляют необходимые документы через управление главнокомандующего Военно - Морским Флотом.

По нашему мнению, планирование должно включать в себя следующие основные элементы:

  • выявление ВДВИ;
  • определение путей использования имущества с наибольшей эффективностью;
  • экономический анализ предложений по использованию имущества;
  • представление предложений в План по реализации ВДВИ.

Выявление ВДВИ, не находящего дальнейшего применения в войсках, осуществляется:

  • в повседневной деятельности соответствующих служб Министерства обороны Российской Федерации;
  • по итогам инвентаризации;
  • в результате проведения организационно - штатных мероприятий.

В соответствии с руководящими документами Министерства обороны РФ (Приказ МО РФ 1997 г. N 105) инвентаризация проводится один раз в год по состоянию на 1 января. Вместе с этим проведение инвентаризации требует большой подготовительной работы в войсках и длительного времени по обобщению результатов ее итогов в условиях реформирования Вооруженных Сил РФ и включает:

  • отвлечение большого количества личного состава каждой воинской части от своих прямых функциональных обязанностей для работы в комиссии;
  • дополнительные финансовые затраты на подготовку документации (карточки учета, бланки инвентаризации и т.п.);
  • сведение результатов инвентаризаций по подразделениям каждой воинской части в обобщенный доклад и представление их до Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и главных (центральных) управлений МО РФ.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что процесс выявления ВВИ в Министерстве обороны Российской Федерации идет практически постоянно.

Анализ порядка планирования позволяет условно выделить три потока сведений (предложений в План реализации ВДВИ), передаваемых снизу вверх непосредственно от воинских частей до центральных органов военного управления.

  1. Предложения от воинских частей окружного подчинения.
  2. Предложения от воинских частей центрального подчинения, замыкающихся на виды Вооруженных Сил, Воздушно - десантные войска (флоты представляют документы через управление главнокомандующего Военно - Морским Флотом).
  3. Предложения от воинских частей центрального подчинения, замыкающихся на главные и центральные управления МО РФ, главные управления и управления ГШ ВС РФ.

Процесс планирования начинается с воинских частей, в которых ежегодно проводится инвентаризация военного имущества, отрабатываются планы обеспечения материальными средствами и т.д. Для балансодержателей (воинских частей) основанием для отработки предложений в План на реализацию ВДВИ (далее - План) являются ежегодные директивы Генерального штаба, определяющие на предстоящий год: организационные мероприятия (в том числе сокращение боевого состава и численности Вооруженных Сил), объемы ожидаемых поставок вооружения, военной техники и другого имущества; порядок обеспечения мобилизационной готовности, оперативные запасы расходных материальных средств, объемы вооружения и военной техники, подлежащие закладке в центр и зачислению в Резерв Министра обороны.

На все выявленные сверхнормативные и неиспользуемые материальные ценности командиры воинских частей в начале текущего года готовят предложения в План (по форме, указанной в приложении N 3 к Инструкции) и представляют по команде соответствующим довольствующим службам.

После принятия решения о перераспределении материальных ценностей между воинскими частями в составе уполномоченных органов военного управления довольствующие службы обобщают уточненные предложения и вносят их в План (с заполнением всех граф), включая и предложения за части центрального и непосредственного подчинения, и с предложениями по реализации военного имущества (в том числе и списанного) направляют в главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации, заказывающие управления видов Вооруженных Сил, родов войск по их номенклатуре. При необходимости осуществляется согласование с организационно - мобилизационным управлением вида Вооруженных Сил, рода войск, округа отдельных видов движимого военного имущества, планируемого к высвобождению для реализации.

После аналогичного перераспределения движимого военного имущества на уровне Министерства обороны Российской Федерации уточненные предложения в План должны быть возвращены соответствующим уполномоченным органам военного управления, обобщены и до 1 сентября года, предшествующего планируемому, представлены ими в ЦУМРиВЭС МО РФ.

Сроки выполнения воинскими частями всех предварительных мероприятий по планированию определяются уполномоченными органами военного управления самостоятельно таким образом, чтобы успеть согласовать и обобщить собранные данные и передать их к 1 сентября в ЦУМРиВЭС МО РФ.

К проекту Плана прилагается пояснительная записка с укрупненным перечнем военного имущества довольствующих органов с указанием количества основных типов, марок техники и имущества.

Предложения в План представляются одновременно в виде письменного донесения и на магнитном носителе информации (дискете), в формате текстового редактора "MSWord".

ЦУМРиВЭС МО РФ обобщает полученные предложения, разрабатывает проект Плана на реализацию ВДВИ Министерства обороны Российской Федерации на планируемый год и представляет его на утверждение Министру обороны Российской Федерации.

Далее выписки из утвержденного плана до 1 ноября года, предшествующего планируемому, доводятся ЦУМРиВЭС МО РФ до соответствующих органов военного управления в части, их касающейся, а они в месячный срок после получения выписок из утвержденного плана на реализацию ВДВИ разрабатывают проекты годовых экономически обоснованных смет расходов денежных средств, планируемых к получению от реализации ВДВИ, и представляют их в Главное управление военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации (ГУВБиФ МО РФ) для составления обобщенной годовой сметы расходов.

/"Право в Вооруженных Силах", N 9, 2000/

Порядок высвобождения движимого военного имущества организован и осуществляется путем движения документов по тем же трем потокам. Довольствующие органы видов Вооруженных Сил Российской Федерации, Воздушно - десантных войск, военных округов (флоты представляют документы через управление главнокомандующего Военно - Морским Флотом) для высвобождения движимого военного имущества на основании сведений воинских частей направляют перечни высвобождаемого военного имущества (ВДВИ), согласованные с организационно - мобилизационными органами, для дальнейшего согласования в соответствующие главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации, являющиеся генеральными заказчиками этого имущества.

Причем в перечни военных округов включается также ВДВИ, на обеспечение которым в данном военном округе зачислены воинские части, подчиненные главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующему Воздушно - десантными войсками, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации.

Главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации рассматривают перечни, согласовывают их с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации (Главным организационно - мобилизационным управлением) по номенклатуре Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и направляют довольствующим органам видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, Воздушно - десантных войск, а по частям центрального подчинения представляют их в ЦУМРиВЭС МО РФ.

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, военные округа и Воздушно - десантные войска рассматривают согласованные перечни по всем довольствующим органам и представляют их в ЦУМРиВЭС МО РФ.

Перечни подписываются соответствующими начальниками довольствующих органов, начальниками отделов (групп) реализации высвобождаемого военного имущества органов военного управления (далее именуются органы реализации), начальниками финансового органа (главными бухгалтерами) довольствующих служб и заверяются оттисками мастичных гербовых печатей. Сопроводительные документы к перечням, направляемым в ЦУМРиВЭС МО РФ, подписываются начальником (командиром) органа военного управления.

Перечни на ВДВИ, не закрепленное ни за одной из довольствующих служб органов военного управления, представляются в установленном порядке в ЦУМРиВЭС МО РФ.

В перечнях (приложение N 2 к Инструкции) указываются наименование (тип, марка) ВДВИ, единица измерения и его количество, год выпуска или постройки, процент износа, проставляется качественное (техническое состояние по данным учета категорийных и некатегорийных материальных средств, изменения качественного состояния, списания с учета. Помимо этого указывается условное наименование и местонахождение воинской части, цена за единицу изделия, определенная по методикам оценки, и общая стоимость представленного к реализации вида ВДВИ. Для лома черных и цветных металлов перечни заполняются с небольшими особенностями: в соответствующих графах формы указываются источник их образования, стандарты их разделки; год выпуска или постройки не указывается.

Одновременно с перечнями представляются их копии на магнитных носителях.

Таким образом, после согласования с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации (ГОМУ) перечней ВДВИ на предмет потребности в нем Министерства обороны в настоящий период и по перспективным планам, в случае дальнейшего представления ВДВИ руководителями органов военного управления на реализацию, указанное военное имущество приобретает статус высвобождаемого (становится высвобождаемым). Изменяется его правовой режим как имущества, ограниченного в обороте, на режим свободно обращающихся объектов гражданских прав.

Однако фактически право свободно реализовать ВДВИ у организации - агента появляется только после выдачи ЦУМРиВЭС МО РФ как органом, контролирующим и управляющим процессом реализации, предписания на реализацию ВДВИ.

ЦУМРиВЭС МО РФ согласно своим полномочиям оформляет и выдает (высылает) предписания по установленной форме (приложение N 1 к Инструкции) уполномоченным органам военного управления на основании полученных перечней с указанием срока действия предписания и организации - агента. Копию предписания получает и соответствующая организация - агент. Один экземпляр для контроля остается в ЦУМРиВЭС МО РФ.

Соответственно уполномоченные органы военного управления направляют предписания в довольствующие органы, представившие имущество на реализацию, в 10-дневный срок с момента их получения.

В зависимости от изменения условий реализации срок действия предписаний может продлеваться или прекращаться по отдельным письменным решениям ЦУМРиВЭС МО РФ по требованию ГУВБиФ МО РФ, предложениям главнокомандующих видов Вооруженных Сил, командующих военных округов, Воздушно - десантными войсками, начальников главных и центральных управлений МО РФ. Как правило, предписания на реализацию военного имущества действительны в течение года со времени их подписания и выдаются как на партии имущества, так и на отдельные его виды.

Порядок подготовки ВДВИ к реализации

После получения предписания довольствующие органы в установленном порядке выдают воинской части наряд (разнарядку) или иной распорядительный документ на передачу ВДВИ. При необходимости проведения предпродажной подготовки организация - агент, указанная в предписании, может по согласованию с органами реализации заключить с воинской частью договор об оказании услуг на предпродажную подготовку. Инициатива в этом вопросе согласно Инструкции должна исходить от организации - агента.

Предпродажная подготовка (восстановление, переоборудование, разборка и прочие работы) может осуществляться на базах, складах, арсеналах, в воинских частях и других организациях Министерства обороны по договорам, заключаемым организациями - агентами (их представителями) с уполномоченными органами военного управления и лицами, производящими работу.

До подписания договора о предпродажной подготовке организации - агенты (их представители) совместно с органами реализации определяют экономическую целесообразность проведения работ.

В каждом конкретном случае договор на проведение предпродажной подготовки должен быть согласован с финансовыми и юридическими органами участников сделки.

После проверки условий, согласования цен на работы по предпродажной подготовке уполномоченные лица сторон подписывают представленный проект договора, один экземпляр которого направляется воинским частям, базам, складам и предприятиям МО РФ, где находится ВДВИ.

Имеющиеся производственные мощности хозрасчетных предприятий МО разрешается использовать по заключенным с организациями - агентами договорам на проведение предпродажной подготовки, доработки, ремонта ВДВИ, направляемого на реализацию.

Ранее действовавший порядок предполагал, что организация - агент имеет право за счет собственных свободных средств выдавать предприятиям МО РФ аванс для проведения предпродажной подготовки. Сейчас, представляется, что расчет за работы по предпродажной подготовке ВДВИ должен быть проведен до его реализации, так как организация - агент имеет право компенсировать свои затраты на реализацию ВДВИ (предпродажная подготовка, оценка и др.) из вырученных после продажи денежных средств. Это будет стимулировать заинтересованность посредников быстро реализовать ВДВИ и вернуть затраченные на подготовку к реализации средства.

В целом, по нашему мнению, экономически организация - агент практически не заинтересована в проведении предпродажной подготовки, а даже наоборот, существует возможность спекуляций в этом вопросе: к примеру, возможен вариант, когда ВДВИ, требующее предпродажной подготовки, реализуется без таковой дружественному организации - агенту лицу по низкой цене, затем проводится предпродажная подготовка, и бывшее ВДВИ продается уже по высокой цене, после чего прибыль от этого будет гораздо выше, но пойдет не в Министерство обороны, а посредникам. Однако четких критериев определения необходимости проведения предпродажной подготовки ВДВИ и выбора необходимых работ, требующих предварительных финансовых затрат, пока нет, поэтому остается надеяться на добросовестность организаций - агентов.

Завершив предпродажную подготовку, лицо - исполнитель работ передает имущество на реализацию через организации - агенты.

Порядок предпродажной подготовки ВДВИ, планируемого к реализации на внешнем рынке, определяется органами военного управления по согласованию с ЦУМРиВЭС МО РФ.

Оценка ВДВИ

Порядок стоимостной оценки ВДВИ остается пока наиболее серьезной проблемой реализации.

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, Воздушно - десантные войска, главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации производят стоимостную оценку высвобождаемого движимого военного имущества по разрабатываемым ими на основании действующих стандартов оценки, методикам оценки высвобождаемого движимого военного имущества по закрепленной номенклатуре.

Указанная стоимостная оценка используется для планирования объемов реализации и сообщается организации - агенту для сведения (указывается в предписании).

В настоящее время в Вооруженных Силах оценка ВДВИ должна соответствовать требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" 1998 г. N 135-ФЗ. Механизм реализации указанного Закона пока до конца не отработан. Но ст. 8 этого Закона требует в обязательном порядке проводить оценку объекта оценки при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, т.е. при реализации ВДВИ в том числе.

Только в августе 1999 г. Правительством Российской Федерации определен уполномоченный орган, осуществляющий контроль за оценочной деятельностью в России, - Министерство государственного имущества. С уполномоченным органом должны быть согласованы специальные образовательные программы вузов, осуществляющих профессиональную подготовку оценщиков, и перечень требований к ним. Только после этого, на основании документа о полученном образовании и соблюдении иных требований, указанных в ст. 24 Федерального закона N 135-ФЗ, лицо, желающее стать профессиональным оценщиком, может получить лицензию, которая дает ему право легитимно осуществлять оценку объектов оценки. Таким образом, сейчас, чтобы не нарушить требования законодательства, можно заключать договоры об оценке ВДВИ только с оценщиками, получившими лицензию до 23 августа 1998 г., т.е. до вступления в силу Федерального закона N 135-ФЗ, но и они обязаны привести в соответствие с нормами этого Закона свои документы об образовании, подтверждающие получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, не позднее 1 июля 2000 г.

Не утверждены постановлением Правительства Российской Федерации стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, а также Положение о лицензировании оценочной деятельности. Видимо, по этой причине задерживается утверждение методик оценки ВДВИ, которые должны быть разработаны в Министерстве обороны и использоваться при планировании объемов реализации ВДВИ.

Стоимостная оценка лома черных и цветных металлов осуществляется на основе рыночной стоимости, сложившейся в регионе его нахождения.

Для определения рыночной стоимости ВДВИ организации - агенты, отобранные по конкурсу для реализации ВДВИ ЦУМРиВЭС МО РФ, по согласованию с ним в соответствии с законодательством РФ провели свои конкурсы по отбору оценщиков для проведения стоимостной оценки ВДВИ при его реализации.

Отобранные оценщики будут на основании конкретных договоров с агентами определять рыночную стоимость ВДВИ, предписанного организации - агенту для реализации. Его рыночная цена продажи определяется оценщиками с учетом конъюнктуры рынка. Цена реализации ВДВИ в договоре с покупателем не должна быть ниже рыночной цены, определенной оценщиком в отчете. Затраты на оценку ВДВИ включаются организацией - агентом в цену продаваемого военного имущества.

Непосредственно реализация ВДВИ осуществляется на основании заключенных с ЦУМРиВЭС договоров с организациями - агентами, отобранными на конкурсной основе, на внутреннем рынке России по правилам продажи отдельных видов товаров, биржевой, комиссионной и розничной торговли, а также на условиях договора мены.

В заключенных с организациями - агентами договорах о реализации ВДВИ определены права и обязанности сторон при возмездном отчуждении находящегося в федеральной собственности ВДВИ. Анализ содержания типового договора с организацией - агентом позволяет выделить несколько слабых мест.

Отношения между представителем собственника (ЦУМРиВЭС МО РФ) и посредником (организация - агент) при реализации ВДВИ сложны и предполагают разнообразные действия. Оформление в типовом договоре такого механизма посредством смешанного договора с элементами подряда, оказания услуг, агентирования возможно и целесообразно, на наш взгляд, в случае применения модели договора комиссии, т.е. реализации ВДВИ Агентом от своего имени за счет Принципала (в типовом договоре ЦУМРиВЭС МО РФ поименован - Заказчик). Однако, п. 2.1 типового Договора не раскрывает способа выполнения Агентом поручения Заказчика, что может привести к произвольному толкованию агентами своих прав и реализации ВДВИ согласно ст. 1005 ГК РФ от имени и за счет Заказчика, т.е. по договору поручения. Это, в свою очередь, может привести к тому, что по договорам купли - продажи ВДВИ обязанности Продавца, а следовательно, и ответственность, возникнут у ЦУМРиВЭС МО РФ. Гражданское законодательство о правах потребителей (ВДВИ во многих случаях будет реализовываться физическим лицам - потребителям) дает последним большие полномочия при отстаивании своих прав и интересов. В этом случае организация - агент останется в стороне, а все судебные проблемы - разбирательства потребителей с Продавцом, связанные с продажей ВДВИ, а именно: по поводу качества товара, информации о нем и т.д., могут лечь на ЦУМРиВЭС МО РФ тяжелым бременем и крайне усложнить его работу. Необходимо уточнить договор, дополнив п. 2.1 после слов "действия" словами "от своего имени за счет Заказчика", чем будет исключена возможность произвольного толкования пункта.

Пп. 6.2 и 6.4, ограничивающие права Агента на самостоятельное удержание из сумм, поступивших к нему за продажу ВДВИ, своего вознаграждения и израсходованных им на исполнение поручения сумм, носят характер психологического воздействия на Агента, т.к. не соответствуют императивным ст. ст. 997 и 1001 ГК РФ и однозначно будут в случае судебного спора признаны судом недействительными.

В целом можно отметить, что схема реализации ВДВИ по используемому типовому договору жизнеспособна, но подлежит дальнейшей корректировке.

Предписания на реализацию ВДВИ являются юридическим основанием для этих операций и выдаются в целях пресечения осуществления неэффективных и бесконтрольных операций с имуществом МО РФ и создания информационной базы для учета и контроля.

Реализация ВДВИ, свободная реализация которого запрещена, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для данного вида имущества.

В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, имеют право на приобретение высвобождаемого военного имущества по сложившимся ценам с учетом износа и предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации льгот.

Реализация ВДВИ на условиях договора мены осуществляется по решениям Министра обороны Российской Федерации и его первых заместителей на основании предписаний ЦУМРиВЭС МО РФ по обоснованным предложениям органов военного управления, согласованным с ГУВБиФ МО РФ и управлением военно - экономического анализа и экспертизы МО РФ. В практике реализации военного имущества в Министерстве обороны России были примеры таких сделок, когда военное имущество обменивалось на жилье для военнослужащих.

Допуск покупателя и/или представителя организации - агента к ВДВИ для осмотра, предпродажной подготовки или получения осуществляется в установленном порядке по заявкам организаций - агентов.

Оплата погрузочно - разгрузочных работ и транспортных услуг осуществляется за счет покупателя.

Передача проданного ВДВИ покупателю осуществляется уполномоченным командиром воинской части лицом на основании следующих документов: наряда (разнарядки) или иного распорядительного документа, оформленного в установленном порядке, доверенности организации - агента на получение имущества с приложением договора купли - продажи с отметкой об оплате или документа, подтверждающего оплату. Передача ВДВИ покупателю должна производиться после выполнения условий сделки.

Сведения о реализованном ВДВИ собираются по следующей схеме: воинская часть - довольствующий орган - орган реализации ВДВИ - ЦУМРиВЭС МО РФ - ГУВБиФ МО РФ.

Воинская часть в трехдневный срок после передачи покупателю реализованного движимого военного имущества направляет довольствующему органу исполненный наряд (разнарядку) или иной распорядительный документ, определенный Руководством по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Довольствующий орган в трехдневный срок представляет копию полученного документа в органы реализации ВДВИ.

Орган реализации в трехдневный срок представляет уведомление о передаче реализованного движимого военного имущества (по форме, приложение N 4 к настоящей Инструкции) в ЦУМРиВЭС МО РФ, которое ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет обобщенный отчет о реализации ВДВИ и перечислении денежных средств на специальный счет МО РФ (по форме, приложение N 5 к Инструкции) в ГУВБиФ МО РФ.

Помимо этого после окончания срока действия предписаний уполномоченные органы военного управления и организации - агенты представляют в ЦУМРиВЭС МО РФ отчеты о фактическом исполнении предписаний в установленном порядке.

Так осуществляется учет денежных средств и отчетность о реализованном ВДВИ.

Высвобождаемое движимое военное имущество снимается с реализации по решению ЦУМРиВЭС МО РФ на основании представлений уполномоченных органов военного управления с мотивированным обоснованием причин. ВДВИ может быть снято с реализации, однако это разрешается только до момента заключения договора купли - продажи (мены) организацией - агентом.

ВДВИ, на реализацию которого заключены договоры купли - продажи (мены), снятию с реализации не подлежит.

Уполномоченный орган военного управления, представивший на реализацию ВДВИ, в отношении имущества, не реализуемого длительное время, направляет предложения по его дальнейшему использованию в ЦУМРиВЭС МО РФ (представления на реализацию в виде запасных частей, списания по актам технического состояния и т.п.). К сожалению, точно не определенная длительность этого срока не способствует скорейшей реализации ВДВИ и соответственно получению Министерством обороны России внебюджетных средств.

Согласно действующей редакции Указа Президента Российской Федерации "Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционировании и приватизации предприятий военной торговли" от 23 июля 1997 г. N 775 100% денежных средств, полученных от реализации ВДВИ, после вычета предусмотренных затрат поступает на специальные счета федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Денежные средства, зачисленные на специальный счет Министерства обороны Российской Федерации, после проведения расходов (компенсации затрат на предпродажную подготовку и реализацию ВДВИ и затем перечисления 0,5% денежных средств Главной военной прокуратуре Генеральной прокуратуры Российской Федерации) расходуются на цели, установленные законодательством Российской Федерации:

70% - по утвержденной Министром обороны Российской Федерации обобщенной годовой смете расходов, составленной на основании экономически обоснованных годовых смет расходов видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, Воздушно - десантных войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации;

30% - по решениям Министра обороны Российской Федерации.

Таким образом, отработка и совершенствование нового механизма реализации ВДВИ будет способствовать получению Министерством обороны внебюджетных средств для проведения мероприятий по социальной защите военнослужащих и военной реформе.

В настоящее время в Министерстве обороны Российской Федерации разработан проект Инструкции о порядке подготовки к реализации высвобождаемого недвижимого военного имущества. После ее утверждения автор планирует дать комментарии системе реализации высвобождаемого недвижимого военного имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые будут опубликованы на страницах журнала.

Приказом Министра обороны РФ от 24.06.2016 N 377 утверждены Порядок подготовки и принятия решений о высвобождении и реализации движимого военного имущества в Вооруженных Силах РФ (далее - Порядок N 377), а также перечень и формы документов, необходимых для принятия таких решений. Рассмотрим положения нового документа, а также порядок отражения операций, связанных с выбытием и реализацией военного имущества.

Общие правила выбытия и реализации движимого имущества

Правила высвобождения и реализации движимого имущества утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.10.1999 N 1165 (далее - Правила N 1165, Постановление Правительства РФ N 1165). В соответствии с п. 2 данных Правил решения о высвобождении имущества принимаются федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба (Минобороны, МВД, МЧС, ГУСП).
Кроме того, указанные органы утверждают перечень и формы документов, необходимых для принятия таких решений, а также порядок подготовки и принятия решений (см., например, Приказы Министра обороны РФ от 24.06.2016 N 377, МВД России от 04.04.2014 N 299, МЧС России от 25.01.2012 N 24, ГУСП от 15.06.2015 N 36, Спецстроя России от 13.03.2012 N 86).

В целях высвобождения и реализации движимого военного имущества определяется (создается) уполномоченный орган военного управления, который отбирает на конкурсной основе организации, через которые будет осуществляться реализация имущества. Положения о конкурсе по отбору организаций также утверждают указанные органы. Отметим, что реализация высвобождаемого движимого имущества производится на внутреннем или внешнем рынке (п. 6 Правил N 1165):
- на внутреннем рынке - на аукционе посредством публичного предложения или без объявления цены в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (за исключением случаев, установленных указами Президента РФ);
- на внешнем рынке - в соответствии с законодательством РФ. При этом реализации подлежит высвобождаемое движимое имущество, не относящееся к продукции военного назначения (Постановление Правительства РФ N 1165).

Для справки. Перечень высвобождаемого движимого военного имущества (кроме вооружения и боеприпасов), реализуемого федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, утвержден Постановлением Правительства РФ N 1165.

Доход от реализации военного имущества, в отношении которого принято решение о высвобождении, согласно ст. 41 БК РФ является доходом федерального бюджета.
В случае если имущество не реализовано в установленный срок, исполнительные органы определяют порядок снятия его с реализации и дальнейшего использования.
Ниже рассмотрим положения Порядка N 377, которым утверждена процедура высвобождения и реализации военного имущества в Минобороны.

Порядок высвобождения и реализации
движимого имущества в Минобороны

В соответствии с п. 2 Порядка N 377 решение о высвобождении движимого имущества принимается руководителем органа военного управления по согласованию с Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (ГОМУ ГШ) и центральными органами военного управления после исключения его из состава Вооруженных Сил (см. Постановление Правительства РФ от 17.11.2007 N 783). Основанием для реализации высвобождаемого движимого имущества на внутреннем (внешнем) рынке является предписание, выдаваемое по форме, которая приведена в Приложении 1 к Порядку N 377.
В связи с тем что решение о высвобождении имущества принимается органом военного управления, данный орган выполняет определенные обязанности, а именно (п. 8 Порядка N 377):
- определяет состав движимого имущества, подлежащего высвобождению;
- принимает решение о высвобождении движимого имущества;
- проводит планирование, организацию и контроль подготовки к реализации высвобождаемого движимого имущества в подчиненных воинских частях;
- согласовывает проекты перечней высвобождаемого движимого имущества с ГОМУ ГШ (по номенклатуре имущества Генерального штаба Вооруженных Сил) и центральными органами военного управления (по закрепленной за ними номенклатуре имущества);
- организует доступ к высвобождаемому движимому имуществу;
- предоставляет сведения, необходимые для определения рыночной стоимости высвобождаемого движимого имущества;
- ведет учет необходимых документов по вопросам реализации высвобождаемого движимого имущества;
- организует контроль передачи высвобождаемого движимого имущества покупателю после выполнения им условий сделки;
- соблюдает сроки представления уведомления о фактическом исполнении (частичном исполнении) предписания и заверенных копий документов, подтверждающих факт передачи высвобождаемого движимого имущества покупателю.
Воинские части при высвобождении и реализации движимого имущества выполняют следующие обязанности:
- организуют работы по подготовке к реализации движимого имущества;
- осуществляют допуск для осмотра высвобождаемого движимого имущества;
- обеспечивают охрану и сохранность высвобождаемого движимого имущества;
- передают движимое имущество, подлежащее высвобождению, покупателю после выполнения им условий сделки.
Как следует из п. 10 Порядка N 377, балансодержатели по итогам инвентаризации направляют перечни недвижимого военного имущества, подлежащего высвобождению, в орган военного управления, который составляет сводный перечень имущества, согласовывает его с ГОМУ ГШ и направляет его до 1 ноября в Департамент имущественных отношений Минобороны (ДИО). В отношении лесопродукции предложения по реализации направляются в ДИО ежеквартально.
ДИО проводит проверку перечней высвобождаемого движимого имущества на соответствие требованиям Порядка N 377, готовит и направляет в Департамент государственных закупок Минобороны (ДГЗ) заявку на определение исполнителя услуг по оценке рыночной стоимости высвобождаемого движимого имущества, а в случае закупки услуг у единственного исполнителя заключает государственный контракт (п. 15 Порядка N 377).

Для справки. Определение организации-оценщика осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).

Как следует из п. 18 Порядка N 377, в случае принятия Министром обороны решения о привлечении организатора продаж ДИО направляет в ДГЗ заявку, необходимую для организации мероприятий по определению организатора продаж, в порядке, установленном Федеральным законом N 44-ФЗ. ДГЗ после получения указанной заявки определяет организатора продаж и заключает государственный контракт.
ДИО в течение десяти рабочих дней после получения отчета об определении рыночной стоимости высвобождаемого движимого имущества организует проверку его соответствия техническому заданию на оценку и при отсутствии замечаний подписывает с оценщиком акт сдачи-приемки оказанных услуг.
Далее специальное территориальное управление имущественных отношений Минобороны (ТУИО) в течение пяти рабочих дней после получения предписания готовит информационное сообщение о продаже высвобождаемого движимого имущества и обеспечивает его размещение на официальном сайте Минобороны и официальном сайте Российской Федерации в Интернете для размещения информации о проведении торгов (п. 21 Порядка N 377).
В день подведения итогов торгов по реализации высвобождаемого движимого имущества специальное ТУИО направляет оригинал протокола об итогах торгов в ДИО.
В силу п. 24 Порядка N 377 Департамент финансового обеспечения Минобороны (ДФО) в течение двух рабочих дней после поступления выписки из лицевого счета администратора доходов, подтверждающей факт зачисления денежных средств, поступивших в оплату договора купли-продажи высвобождаемого движимого имущества, направляет в ДИО соответствующее уведомление.
Далее орган военного управления в течение пяти дней после поступления из ДИО копии договора купли-продажи высвобождаемого движимого имущества и копии уведомления о поступлении денежных средств направляет предписание в казенное учреждение (довольствующий орган), представивший высвобождаемое движимое имущество на реализацию (п. 25 Порядка N 377).
Довольствующий орган в трехдневный срок с момента получения предписания направляет в соответствующие воинские части и орган реализации наряды (разнарядки) или иные распорядительные документы на передачу высвобождаемого движимого имущества.
Орган реализации в течение трех дней направляет полученный из довольствующего органа наряд (разнарядку) или иные распорядительные документы на передачу высвобождаемого движимого имущества покупателю.
Воинские части в трехдневный срок после передачи высвобождаемого движимого имущества покупателю направляют в довольствующий орган исполненный наряд (разнарядку) или иной распорядительный документ и копию акта приема-передачи высвобождаемого движимого имущества.
Довольствующий орган в трехдневный срок направляет копии документов, подтверждающих факт передачи высвобождаемого движимого имущества покупателю, в органы реализации.
Орган реализации в течение трех дней после получения документов, подтверждающих факт передачи высвобождаемого движимого имущества покупателю, либо после окончания срока действия предписания представляет в ДИО, ДФО и специальное ТУИО уведомление о фактическом исполнении предписания. К нему прилагаются заверенные копии документов, подтверждающих факт передачи высвобождаемого движимого имущества покупателю.
ДФО после получения уведомления о фактическом исполнении (частичном исполнении) предписания и заверенных копий документов, подтверждающих факт передачи высвобождаемого движимого имущества покупателю, оформляет в двух экземплярах и скрепляет подписью счет-фактуру. Подписанные экземпляры счета-фактуры в течение одного рабочего дня направляются в ДИО.
ДИО заверяет подписью полученные экземпляры счета-фактуры и направляет один экземпляр покупателю, второй экземпляр - в ДФО (п. 26 Порядка N 377).

Отражение операций
по реализации военного движимого имущества

В Письме от 17.02.2015 N 02-07-07/7349 Минфин привел следующие разъяснения по вопросам, связанным с высвобождением и реализацией военного имущества.
1. Данные о военном имуществе, в отношении которого принято решение о его высвобождении (высвобождении и реализации), отражаются в бюджетном учете на соответствующих счетах аналитического учета счета 1 108 50 000 "Нефинансовые активы, составляющие казну" в момент высвобождения имущества (принятия решения о его высвобождении).

Для справки. При нулевом значении остаточной стоимости основного средства в составе имущества казны высвобождаемое имущество принимается к учету в условной оценке: один объект - один рубль.

2. При формировании номера счетов 1 108 52 000 "Движимое имущество, составляющее казну" и 1 108 56 000 "Материальные запасы, составляющие казну" в 1 - 3-м разрядах указывается код главного распорядителя бюджетных средств, в 4 - 17-м разрядах номера счета - нули.
3. Операции по начислению, поступлению (возврату) доходов, полученных от реализации высвобождаемого имущества, отражаются по соответствующим счетам бюджетного учета, включающим в 4 - 17-м разрядах номера счета код дохода федерального бюджета 1 14 02014 01 0000 410 или 1 14 02014 01 0000 440.
4. Принятие обязательств (денежных обязательств) по уплате вознаграждения организации, отобранной на конкурсной основе для реализации высвобождаемого имущества, отражается по соответствующим счетам бюджетного учета, включающим в 1 - 17-м разрядах номера счета код расходов федерального бюджета, по которому доведены лимиты бюджетных обязательств на указанные цели.
Кроме того, в Приложении к данному Письму содержатся корреспонденции счетов для отражения в учете операций по поступлению (выбытию, перемещению) движимого военного имущества при принятии решения о его высвобождении и реализации. Рассмотрим их на примере.

Пример. Казенное учреждение Минобороны, являющееся балансодержателем движимого имущества, в отношении которого принято решение о его высвобождении, подготовило перечень имущества, подлежащего реализации. После согласования указанное имущество было реализовано покупателю. Первоначальная стоимость проданного оборудования составляла 360 000 руб. (сумма начисленной амортизации - 310 000 руб.), прочих материальных запасов - 46 000 руб. (цифры условные).
Рыночная стоимость имущества, определенная по результатам оценки, равна 450 000 и 52 000 руб. соответственно.
Согласно Приказу Минфина России N 52н <1> выбытие имущества, которое подлежит высвобождению и реализации, должно быть оформлено актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). Кроме того, при оформлении расчетов, возникающих по операциям приема-передачи имущества, активов и обязательств между субъектами учета, нужно составить извещение (ф. 0504805).
——————————–
<1> Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".

При отражении операций по реализации имущества следует учитывать, что НДС с выручки, полученной от продажи объектов основных средств и материальных запасов, входящих в состав имущества казны, уплачивает в бюджет налоговый агент - покупатель. При этом налоговая база определяется как сумма дохода, полученного от реализации, с учетом НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ). Покупатель обязан сам исчислить и удержать НДС из выплачиваемых доходов и перечислить его в бюджет (см. Письмо Минфина России от 24.08.2016 N 03-07-11/49543).
Что касается налога на прибыль, государственный орган власти РФ, орган власти субъекта РФ не являются плательщиком налога на прибыль организаций в понимании п. 1 ст. 246 НК РФ. Средства от продажи имущества казны не признаются доходами, подлежащими налогообложению (см. Письмо Минфина России от 03.02.2012 N 03-03-05/8).
В учете казенного учреждения - балансодержателя сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

Выбыло движимое военное имущество из эксплуатации в части основных средств:

В сумме начисленной амортизации

В сумме остаточной стоимости

Выбыло движимое военное имущество из эксплуатации в части материальных запасов

Принято высвободившееся имущество к учету в составе имущества казны

Отпущено (отгружено) высвобождаемое имущество покупателю

Начислены доходы, полученные от реализации высвобождаемого имущества, по фактической отгрузке

Переданы уполномоченным государственным органом расчеты по доходам по факту реализации имущества

В уполномоченном органе военного управления сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

Поступили в доход федерального бюджета денежные средства в счет предстоящей реализации имущества в соответствии с договором купли-продажи

Приняты к учету расчеты по доходам по факту реализации учреждением высвобождаемого имущества

Снятие высвобождаемого движимого имущества с реализации

В соответствии с п. 28 Порядка N 377 решение о снятии с реализации высвобождаемого движимого имущества принимает ДИО.
В случае необходимости орган военного управления может направить в ДИО обращение о снятии высвобождаемого движимого имущества с реализации не позднее чем за десять дней до наступления даты проведения торгов по продаже данного имущества.

К сведению. Обращение подписывается руководителем органа военного управления (либо должностным лицом, назначенным руководителем органа военного управления, ответственным за организацию реализации высвобождаемого движимого имущества) и должно содержать информацию об основаниях для снятия высвобождаемого движимого имущества с реализации и предложения о его дальнейшем использовании. К обращению также прилагаются обосновывающие документы (в случае их наличия).

ДИО рассматривает обращение и в случае принятия решения о снятии высвобождаемого движимого имущества с реализации не позднее чем за пять дней до наступления даты проведения торгов по продаже данного имущества аннулирует предписание и уведомляет об этом орган военного управления, представивший перечень высвобождаемого движимого имущества, специальное ТУИО, ДФО.
Специальное ТУИО в течение одного рабочего дня после получения письма об аннулировании предписания готовит информационное сообщение об отмене продажи высвобождаемого движимого имущества и обеспечивает его размещение на официальном сайте Минобороны и официальном сайте Российской Федерации в Интернете для размещения информации о проведении торгов.
Если реализация высвобождаемого движимого имущества осуществляется организатором продаж, возможность и порядок снятия его с реализации определяются в заключаемых с организатором продаж договорах (контрактах) на реализацию высвобождаемого движимого имущества.
В случае принятия решения о снятии с реализации высвобождаемого движимого имущества в бухгалтерском учете балансодержатели делают следующую запись (Письмо Минфина России от 17.02.2015 N 02-07-07/7349):

Кратко сформулируем основные выводы.
1. Решения о высвобождении имущества принимаются федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба (Минобороны, МВД, МЧС, ГУСП).
2. Реализация высвобождаемого движимого имущества осуществляется на внутреннем или внешнем рынке в зависимости от вида движимого имущества (относится или не относится оно к продукции военного назначения).
3. Доход от реализации военного имущества, в отношении которого принято решение о высвобождении, согласно ст. 41 БК РФ является доходом федерального бюджета.
4. НДС с выручки, полученной от продажи объектов основных средств и материальных запасов, входящих в состав имущества казны, уплачивает в бюджет налоговый агент - покупатель.
5. Средства от продажи имущества казны не признаются доходами, подлежащими налогообложению.
6. Если имущество не реализовано в установленный срок, исполнительные органы определяют порядок снятия его с реализации и дальнейшего использования.

С.Мухин
Эксперт журнала
"Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"

Законодательство не дает четкого определения понятию «военное имущество» или «собственность военной организации». Однако проанализировав военно-правовые нормы, можно прийти к аналогии с термином «материальные средства военной организации», что, возможно, подразумевает под собой применение порядка продажи военного имущества с консервации.

К материальным военным средствам, как правило, относятся: вооружение, техника, имеющая статус боевой, боеприпасы, ракеты и топливо к ним, горючее, специальные жидкости и смазочные материалы, вещевое, химическое и инженерное имущество, продовольствие, казарменно-жилищный фонд, включая сооружения, здания, танкодромы, полигоны, земельные участки, учебные центры и иные виды собственности, которые имеют материальную форму и удовлетворяют потребности войск и вооруженных сил как в военное, так и в мирное время.

Гражданское право, как и военное, не дает определения понятию имущества в военной сфере. Обобщенное понятие имущества в Гражданском кодексе имеет слишком широкое значение, чтобы употреблять его повсеместно.

Как проводятся аукционы по продаже высвобождаемого военного имущества, узнаем из данной статьи.

Режим военного имущества с точки зрения права

Необходимо принять во внимание, что, согласно Гражданскому кодексу, к имущественным отношениям, в основе которых лежит административное подчинение, в том числе и в области обороны, общие нормы законодательства неприменимы, если иное не предусмотрено отдельными статьями. По этой причине важно правильно определить статус имущества (гражданско-правовой или военно-административный).

В силу вышесказанного, режим военного имущества с правовой стороны может осуществляться по нормам не только военного, но и гражданского права. С учетом этого, а также Федерального закона об обороне, имущество всех видов войск, Вооруженных сил и иных формирований и органов относится к собственности государства и находится в его юрисдикции, давая право на оперативное или хозяйственное управление.

Таким образом, военное имущество можно определить следующим образом: это материальные средства, находящиеся в федеральной собственности, использующиеся военными организациями и дающие им право на хозяйственное или оперативное управление, направленное на осуществление потребностей войск и формирований в военное и мирное время.

Если учесть особую деятельность военных организаций, которая осуществляется в государстве и обществе, то можно отметить тот факт, что режим военного имущества с точки зрения права оказывает существенное воздействие на оборотоспособность объектов гражданских прав.

Виды

Данная особенность позволяет выделить несколько видов военного имущества:

  1. Собственность, которая была изъята из эксплуатации. Сюда входят ракетные комплексы, боевые корабли, подводные лодки, самолеты, бактериологическое, ядерное, химическое и другие виды оружия массового поражения.
  2. Оборотоспособное имущество, ограниченное в эксплуатации. К нему относится имущество, которое может быть использовано только при наличии специального допуска.
  3. Имущество неограниченного оборота. К нему относятся предметы мебели, одежды, медикаменты, продовольствие и культтовары.

В зависимости от того, к какому виду относится то или иное военное имущество, распределяются полномочия субъектов правоотношений и определяется степень управления данной собственностью.

Движимое и недвижимое военное имущество

Правовое регулирование военного имущества зависит также от того, о движимой или недвижимой собственности идет речь. Недвижимым обычно называется находящиеся на балансе или прикрепленные к определенным военным организациям складские и казарменно-жилищные здания. Перемещение данных объектов без причинения вреда их прямому назначению не представляется возможным.

Движимым военным имуществом называют все материальные средства организаций, которые передаются им согласно прописанным законом правилам с целью исполнения особых задач, выполняемых для защиты и обороны страны.

Законодательство все еще не разрешило вопрос о государственной регистрации военными формированиями имущественных прав на недвижимую собственность, которая за ними закреплена. Гражданский кодекс предусматривает обязательную регистрацию для любых видов недвижимой собственности и предусматривает занесение информации в единый реестр, получить которую может любое лицо.

Здесь возникает противоречие, поскольку информация о многих военных объектах является секретной и разглашение ее недопустимо. Поэтому на общих основаниях могут быть зарегистрированы только те объекты, которые принимают участие в гражданском обороте, а именно сдаются в аренду и используются в иных целях.

Права собственника военного имущества

К субъектам правоотношений по поводу имущества в военной сфере являются:

  1. Российская Федерация, а конкретно Правительство.
  2. Уполномоченные правительством органы, включая федеральные органы исполнительной власти, министерство имущественных отношений и органы управления в военной области.
  3. Военные организации.

Как было упомянуто, военное имущество принадлежит государству, а права собственника осуществляет правительство и уполномоченные органы. Часть полномочий по управлению имуществом в сфере обороны делегируется нижестоящим органам. Подробные перечни полномочий можно найти в положениях о данных службах, должностных инструкциях и т. д.

Права собственника реализуются Правительством, согласно действующим законам и нормам, как гражданским, так и военно-административным. Права на возможную продажу военного имущества в России, его использование и владение передаются организациям военного направления. Они не просто получают имущество, но и обеспечивают его сохранность и целевое использование. Собственник контролирует данный процесс.

Распоряжение недвижимым имуществом

В список прав, которые осуществляются правительством в отношении военной сферы, входят:

  1. Создание военной организации.
  2. Определение целей и предмета деятельности военной организации.
  3. Реорганизация и ликвидация.
  4. Назначение руководителя.
  5. Получение доли от прибыли, получаемой при использовании имущества организации.

Данные полномочия значительно влияют на режим военного имущества правового характера, определяя его использование и хранение.

Какие соглашения относятся к сделкам по недвижимости?

Закон предусматривает специальную систему совершения сделок по распоряжению военным недвижимым имуществом.

К сделкам такого рода относят:

  1. Сдачу в аренду.
  2. Обременение залогом.
  3. Внесение в уставной капитал товариществ и обществ хозяйственного назначения.
  4. Продажу высвобождаемого военного имущества.

Добро на совершение подобных сделок должно даваться непосредственно Министерством имущественных отношений. Распоряжение теми видами имущества, которые относятся к области хозяйственного ведения, ограничений не накладывается, если это не предусмотрено законом.

Высвобождение и реализация

Правительство устанавливает особый порядок продажи высвобождаемого движимого военного имущества. Боеприпасы и вооружение к данному пункту не относятся.

Федеральные органы исполнительной власти принимают решение о высвобождении и дальнейшей продаже военного имущества на аукционе. Для этого необходим посредник, а именно уполномоченный орган военного управления, который заключает договор с организациями с целью реализации. Определение посредника происходит на конкурсной основе. Кстати, многие ценят то, что было сделано в Советском Союзе, поэтому продажа военного имущество СССР с хранения не потеряло свою актуальность.

Полученные от продажи денежные средства в полном объеме направляются в федеральный бюджет. Из этой суммы оплачивается предреализационная подготовка и сама продажа военного имущества с хранения.

Распоряжение консфикатом

В некоторых ситуациях военное имущество, которое закреплено за определенным предприятием на правах хозяйственного управления, может быть конфисковано по решению собственника. Тогда может произойти продажа списанного военного имущества. Такое военное имущество допустимо использовать только под строго ограниченные цели, которые устанавливаются собственником. Распоряжаться данным видом имущества предприятие не сможет, не заручившись согласием собственника.

Оперативное управление военным имуществом считается производным от права собственности и включает в себя владение, распоряжение и использование. Возможности данного вида управления, однако, более ограничены, чем в праве хозяйственного ведения. Это продиктовано не только законом, но и целями деятельности при использовании военного имущества на правах оперативного управления.

Собственник имеет право на изъятие лишнего, используемого не по назначению или неиспользуемого имущества, а также на продажу военного имущества.

Обладателями права оперативного управления военного имущества могут стать такие юридические лица, как казенные предприятия и учреждения. Для каждой организации предусмотрены свои особенности и порядок продажи военного имущества.

Следует помнить, что право оперативного управления, равно как и право хозяйственного ведения распространяются на продукцию, доходы от использования имущества, а также на собственность, которая была приобретена военной организацией по договору.

Прекращение прав на военное имущество

Аннулирование прав хозяйственного ведения и оперативного управления происходит в установленном законом порядке, равнозначном прекращению права собственности, что отменяет возможную продажу военного имущества. Подобная ситуация может произойти по волеизъявлению собственника или уполномоченного им органа власти.

Причины аннулирования имущественных прав

В военной сфере основаниями для прекращения прав на имущество могут являться:

  1. Использование по целевому назначению в повседневной деятельности, в том числе медикаментов и продовольствия, а также в ходе боевых действий, включая ракеты и боеприпасы.
  2. При утрате имущества в период боевых действий, по халатности или иной неправомерной ситуации.
  3. Как результат участия организации в гражданском обороте в ситуациях, которые предусмотрены законодательством.
  4. В процессе реализации военного имущества в связи с решением, принятым вышестоящими органами управления.
  5. Изъятие уполномоченными вышестоящими органами управления в сфере обороны. Это актуально при переформировании, сокращении, передислокации, ликвидации или снятии материальных средств со снабжения.

Гарантированность имущественного режима

Правовыми гарантиями правового режима имущества являются:

  1. Присутствие особых государственных структур, которые являются юридическими подразделениями вооруженных сил и иных видов войск, органов и формирований, а также военных судов и прокуратуры.
  2. Наличие средств для обеспечения целевого использования и сохранности военного имущества. Право обратиться в суд или военную прокуратуру, а также провести экспертизу проектов, актов и договоров.
  3. Органы военного управления обладают правом на осуществление контроля над выполнением подчиненными правового режима и возможной продажи военного имущества.
  4. Военно-административные нормы являются преобладающими в нормативных актах.
  5. Материальная ответственность военных за ущерб имуществу.