Почему россияне держатся за путина. За что голосуют россияне Проект на тему как голосуют россияне

28.01.2022

От Пхукета до Намибии: как россияне голосуют на выборах президента РФ за границей

Дождь, жара и большие очереди не остановили россиян, которые находятся за границей в день выборов. Люди по часу дожидаются у консульства возможности проголосовать за будущего президента РФ. «360» рассказывает, как наши соотечественники голосуют в этот день в других странах. Одним из них оказался Филипп Киркоров.

Пхукет, Гоа, Париж, Прага, курорты и европейские столицы - 18 марта россияне пришли голосовать к консульствам и дипломатическим представительствам в разных странах. Почти у каждого посольства образовывались большие очереди.

В теплых странах - к примеру, в Таиланде и Индии - российские туристы изнывают от жары, но стойко ждут возможности опустить в урну бюллетень. Вот так выглядела очередь на Пхукете:

Жители Благовещенска, приехавшие отдохнуть на Пхукет, принесли с собой российский флаг и запели гимн прямо в очереди на фоне пальм.

В других теплых краях, а именно в Панаджи, столице индийского штата Гоа, очередь растянулась на два этажа. А там 34-градусная жара.

Впервые проголосовал на выборах президента путешественник из России, который 18 марта оказался в Намибии на юго-западе Африки. До этих выборов ему не удавалось проголосовать из-за того, что находился не по месту прописки. К 09:00 он был 10-м проголосовавшим.

Я к 09:00 был 10-м! И реально видел дальнейшую явку! Удивительно было, конечно, видеть чернокожих «соотечественников», которые вслед за мной пришли на избирательный участок с детьми! Но явка есть! Подтверждаю!

В Европе прохладнее, но очереди не уступают курортам.

Вот такие очереди в Париже и Берлине:

Прага, Стамбул и Рига:

Беспрецедентную явку зафиксировали в российском посольстве в Брюсселе. Председатель участковой избирательной комиссии Дмитрий Бородин заявил, что никогда такого не видел, пишет РИА «Новости» .

Активность избирателей беспрецедентная, за все годы, что я работаю здесь, такое впервые. И люди продолжают приходить

Дмитрий Бородин.

Очередь разошлась на три ветви и растянулась на 30 метров. Граждане России, которые долго живут в Бельгии, тоже сообщили, что такую явку наблюдают впервые.

В Литве одним из избирателей оказался певец Филипп Киркоров. Он не только проголосовал в посольстве в РФ в Вильнюсе, но и спел.

Проливной дождь и морозы не помешали прийти на выборы россиянам, проживающим в странах СНГ.

Туркменистан и Казахстан:

В воскресенье в России проходит единый день голосования, в который избирают депутатов Госдумы, заксобраний, глав некоторых регионов и городов, органы местного самоуправления. Впервые после 13-летнего перерыва выборы в Госдуму проходят по смешанной избирательной системе. Это означает, что из 450 депутатов 225 будут избраны по партийным спискам по единому федеральному округу (пропорциональная система), а еще 225 – по одномандатным округам (мажоритарная система).

По пропорциональной системе партиям для прохождения в Госдуму необходимо преодолеть порог в 5%, а кандидатам в округах достаточно просто набрать большинство голосов. В последний раз смешанная система применялась на выборах в 2003 г.

Напомним, выборы в 2016 г. должны были состояться 4 декабря. Однако весной 2015 г. депутаты Госдумы VI созыва начали обсуждать вопрос о переносе единого дня голосования на более ранний срок. Было принято решение перенести выборы на третье воскресенье сентября. Соответствующие поправки были приняты и подписаны президентом в июле 2015 г. Вопрос о законности переноса рассматривался в Конституционном суде, который пришел к выводу, что незначительное отклонение от пятилетнего срока созыва Госдумы не противоречит законодательству.

На выборы депутатов Госдумы в 2016 г. в федеральном бюджете предусмотрено 10 млрд 401 млн руб.

До выборов в этом году допущены 14 партий: «Родина», «Коммунисты России», Российская партия пенсионеров, «Единая Россия», Российская экологическая партия «Зеленые», «Гражданская платформа», ЛДПР, «Парнас», «Рост», «Яблоко», КПРФ, «Гражданская сила», «Патриоты России» и «Справедливая Россия».

Помимо депутатов Госдумы в единый день голосования будут избраны девять глав регионов. В республиках Коми, Тыва, Чечня, Забайкальском крае, а также в Тверской, Тульской и Ульяновской областях проводятся прямые выборы. В Карачаево-Черкесской республике и Северной Осетии главы регионов избираются голосованием в парламенте.

Кроме того, в 39 регионах, в том числе в Ленинградской и Московской областях и Санкт-Петербурге пройдут выборы депутатов Законодательных собраний. В 11 городах (Кемерово, Уфа, Нальчик, Петрозаводск, Саранск, Грозный, Пермь, Ставрополь, Калининград, Саратов и Ханты-Мансийск) будут избираться органы местного самоуправления. В Кемерово помимо этого выберут мэра.

По данным Центральной избирательной комиссии, на 1 января 2016 г. в России (включая территории Крыма и Севастополя) было зарегистрировано 109 820 679 избирателей, а с учетом зарегистрированных за пределами России и в городе Байконур – 111 724 534 избирателей. Согласно законодательству, выборы признаются состоявшимися при любой явке, так как порог не установлен. Некоторые воспользовались правом проголосовать досрочно. За четыре дня до выборов проголосовали почти 64 000 избирателей, это всего лишь 0,05% от общего числа.

В единый день голосования участки будут открыты с 8.00 до 20.00 по местному времени. Участки, на территории которых рабочее время большинства избирателей совпадает со временем голосования (например, вахтенная или посменная работа), могут быть открыты раньше, но не более чем на два часа.

Председатель ЦИК России Элла Памфилова надеется, что выборы 18 сентября придадут мощный импульс будущим избирательным кампаниям. Она отметила, что «представители всех 14 партий, участвующих в этой избирательной кампании, и одномандатники, которых много, показали себя так, как они могли показать, во всей своей красе». «Мы работали точно, вдохновенно», – сказала она о Центризбиркоме. Ранее Памфилова пообещала покинуть свой пост, если провалит выборы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2 ГОРОДА РУДНЯ»

Исследовательский проект

Выполнила: Силина Ольга Евгеньевна

ученица 9А класса

Руководитель: Назирова Ирина Алексеевна

Учитель истории и обществознания МБОУ «РСШ №2»

2017 год.

Оглавление

Введение 3

I . Теоретическое обоснование

1.1. Понятие «избирательное право» 5

1.2. История избирательного права в демократических государствах 11

1.3 Демократические принципы выборов 16

2. Проведение выборов (избирательный процесс) 21

3. Статистический аспект выборов в России 28

II. Практическое исследование.

1.1.Диагностический инструментарий 31

1.2.Анализ результатов 31

II . Выводы 35

I V. Заключение 36

V . Список литературы 37

V I. Приложения

Введение

Российское правовое избирательное пространство, позволяет каждому человеку на любые явления, окружающие нас, взглянуть новым, современным взглядом, через призму собственного исследования по изучению активности граждан на выборах в нашей стране.

Актуальность исследования

Тема данной работы возникла не случайно. Я активно интересуюсь избирательным правом и уже сегодня задумываюсь о формировании сознательного отношения к выборам. Достаточно скоро в моей жизни наступит день, когда я, так же как выпускники школ, достигнув 18-летнего возраста, станем избирателями, кандидатами в депутаты, значит от нашей активности, заинтересованности будет зависеть будущее нашей страны, и каждого из нас.

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления является неотъемлемой частью цивилизованного образа жизни. От осознания этой очевидной истины зависят настоящее и будущее каждого человека, страны в целом.

В российском обществе наметились трудности в осуществлении перехода к демократии и рыночной экономике, усугубились негативные настроения отдельной части населения в отношении реализации конституционных прав и исполнения обязанностей. В частности, низкой остается активность граждан в ходе избирательных кампаний.

Избирательная система в России только складывается, но уже ясно, что в условиях апатии и равнодушия, царящих в обществе, вопрос об активном участии граждан в демократических выборах стоит достаточно остро.

В процессе рассмотрения темы у меня возник вопрос: «Каковы факторы, влияющие на показатель активности избирателей на выборах?» Ответ на этот вопрос я попытаюсь найти в своей работе.

Цель исследования – проследить избирательный процесс в Российской Федерации на примере Руднянского района.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи :

1.Изучить литературные источники по проблеме избирательного права в России.

2.Проследить исторические аспекты формирования избирательного права в Европе на примере демократических государств.

3.Провести диагностическое исследование – определить активность настоящих и будущих избирателей на выборах, а также указать факторы, влияющие на этот показатель.

4.Анализировать полученные данные и сделать выводы.

Практическая значимость:

Работая над проектом, пополнить знания по данной теме, используя методы научного исследования, повышение уровня проектной деятельности и практических навыков.

Новизна работы заключается в том, что на практике вопросом сбора, анализа и демонстрации материала по теме: «Как голосуют россияне. Мои наблюдения и выводы» ранее учащиеся нашей школы не занимались.

Объект исследования – процесс выборов в России.

Предмет исследования – активность избирателей на выборах.

Гипотеза работы – существует ряд факторов, влияющих на показатель активности настоящих и будущих избирателей на выборах. Само понимание важности и цели участия в избирательном процессе формируется ещё в подростковом возрасте.

Методы исследования: наблюдение, опрос, анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение.

I .Теоретическое обоснование

1.1. Понятие «избирательное право»

Избирательное право представляет собой систему юридических норм, регулирующих порядок формирования органов государственной власти и местного самоуправления.

Некоторые правоведы данную совокупность норм именуют подотраслью конституционного права либо ее правовым институтом, а другая группа склонна полагать, что избирательное право есть самостоятельная отрасль национального права России.

Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранным в государственные органы. В науке конституционного права прочно укоренилась точка зрения о двух значениях избирательного права.

Активное право – право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в плебисцитах, референдумах. Пассивное право допускает, что гражданин может быть выбран депутатом или главой государства.

Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти.

Выборы: укрепляют веру простых людей в то, что они имеют возможность контролировать правительство и принимаемые им решения помогают людям выказать поддержку или разочарование существующему правительству это эффективный способ политического просвещения народа это есть барометр общественного мнения

Принципы избирательного права - это те требования, при соблюдении которых выборы признаются законными.

Они подразделяются на 2 группы:

Принципы, характеризующие участие граждан в выборах, п ринципы, отражающие организацию и проведение выборов. Вне сомнения, всеобщее, равное и прямое избирательное право, тайность голосования занимают в иерархии принципов главенствующее положение. Они являются основными, универсальными принципами. Таким статусом их наделяют международно-правовые документы, национальные конституции многих стран. Так, согласно п.3 ст.21 Всеобщей декларации прав человека воля народа должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. Аналогичная норма содержится в ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах.

В Российской Федерации принципы избирательного права закреплены в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Ограничения избирательного права

В российском законодательстве имеются ограничения избирательного права.

Иностранные граждане и лица без гражданства

Законодательство России предоставляет иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории муниципального образования, право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на муниципальных выборах на условиях, идентичных для граждан РФ. Такое право реализуется иностранными гражданами на основании международных договоров РФ. Во все иные уровни власти путь для иностранных граждан закрыт. Кроме того, ФЗ от 12 июня 2002 г. Запрещает им осуществлять деятельность, способствующую или препятствующую выдвижению кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах (п.6 ст.3).

Активным и пассивным избирательным правом обладают граждане России, имеющие гражданство другого государства (ч.2 ст.62 Конституции РФ). Двойное и множественное гражданство не служит препятствием для участия их носителей в выборах.

Возрастной ценз

Одним из условий обладания активным избирательным правом является достижение гражданином 18-летнего возраста, а применительно к пассивному избирательному праву законодательство вводит лишь минимальные возрастные пределы. В соответствии с п.8 ст.4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. допускаемый минимальный возраст кандидата на день голосования – 21 год на выборах в законодательный орган государственной власти субъекта РФ и в органы местного самоуправления; 30 лет- на выборах высшего должностного лица региона; 35 лет- на выборах на должность Президента РФ. Федеральное законодательство запрещает установление максимального возраста кандидата.

3.Факт постоянного или преимущественного проживания на определенной территории

Он не имеет значения при реализации пассивного избирательного права. На этот счет имеется предписание закона, согласно которому ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина, включая требования к продолжительности и сроку его проживания, устанавливаются только Конституцией РФ. В данном отношении речь идет только в ч.2 ст.81 Основного Закона, позволяющей баллотироваться на должность Президента РФ гражданам, проживающим в России не менее 10 лет.

Совсем иное значение факт постоянного или преимущественного проживания имеет для реализации активного избирательного права. Основание для включения избирателя в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка.

4. Недееспособность

Недееспособные граждане, признанные таковыми по суду (ч.3 ст.32

Конституции РФ, п.3 ст.4 Федерального закона от 12 июня 2002 г.) в выборах не участвуют. К ним относятся лиц, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими.

5. Заключенные и лица, имеющие судимость

Лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч.3 ст.32 Конституции РФ, п.3 ст.4 Федерального закона от 12 июня 2002 г.), не могут голосовать и быть избранными.

6. Несовместимость депутатского мандата или выборной должности с деятельностью иного рода

Депутаты, работающие на постоянной основе, выборные должностные лица не могут занимать иные оплачиваемые должности, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности (п.9 ст.4 Федерального закона от 12 июня 2002 г.)

7. Ограничение количества сроков занятия должности

Ограничение занятия должности более установленного количества сроков подряд, ограничение пассивного избирательного права закреплено Федеральным законом от 12 июня 2002 г. (п.6 ст.4) и Конституцией РФ. В них закреплено правило, не позволяющее одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд.

8. Лишение права занимать выборные государственные и муниципальные должности

Данное положение закреплено п.7 ст.4 Федерального закона от 12 июня 2002 г., согласно ему наличие в отношении гражданина вступившим в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и муниципальные должности в течение определенного срока не дает ему возможность быть зарегистрированным в качестве кандидата.

Международно-правовые источники избирательного права

Международно-правовые документы являются источниками российского права.

Об этом сказано в Конституции РФ (ч.4 ст.15), где зафиксировано, что частью

правовой системы России являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Естественно, такие источники есть и в сфере избирательного права.

К числу общепризнанных международно-правовых документов относятся:

Всеобщая декларация прав человека;

Международный пакт о гражданских и политических правах;

Конвенция о защите прав человека и основных свобод с протоколами.

Международно -правовые документы делятся на универсальные и региональные; обязательные для исполнения и имеющие рекомендательный характер:

Универсальные акты - нормы Всеобщей декларации прав человека, международных пактов о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах, применяющихся повсеместно, т.к. разработаны в рамках ООН

Региональные документы устанавливают избирательные стандарты, имеющие распространение в определенном регионе.

Документы, обязательные для исполнения- Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских, политических правах, об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, ратифицированных различными государствами

Рекомендательные международные акты представлены различными документами, принятыми СБСЕ на конференции по человеческому измерению, проходившими последовательно в Париже (1989 г.), Копенгагене (1990), Москве (1991)

Кроме Конституции РФ существуют Федеральные законы, регламентирующие выборы. Они образуют самостоятельную систему источников избирательного права России. В составе этой системы:

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской

Федерации»;

Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»;

Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О государственной системе Российской Федерации «Выборы»;

Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и др.

Каждый из указанных законодательных актов выполняет отведенную ему роль.

Например, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. определяет основные гарантии осуществления гражданами РФ конституционного права на участие в выборах и референдумах.

1.2. История избирательного права в демократических государствах

Избирательное право - один из древнейших правовых институтов демократического общества. Однако, несмотря на его древние корни оно приобретает в сегодняшнем мире все большее и большее значение. И это связано прежде всего с вопросом о степени свободы в избирательных правоотношениях. Наличие развитого института народовластия в стране является главным фактором реализации в обществе подлинно демократических принципов жизни, что немаловажно для большинства стран мира, выбравших демократический путь развития, в том числе и для России.

Английский парламент

В настоящее время в большинстве стран мира главным органом власти, формируемым путем выборов является парламент. Родиной современного парламентаризма считается Англия. Прообраз парламента был образован в Англии в XIII веке, когда король Иоанн Безземельный был вынужден подписать «Великую хартию вольностей». Согласно этому документу, король не имел права вводить новые налоги без согласия королевского совета.

Выборы в Европе

В странах Европейского Союза проводятся различные выборы. Во всех странах Европейского союза проходят выборы членов Европейского Парламента (общий законодательный орган для стран Западной Европы), как правило в четверг, пятницу, субботу, воскресенье второй недели июня каждые пять лет. Депутаты избираются по национальным правилам. Избирается национальный парламент. В некоторых странах имеется верхняя палата парламента, которая или назначается (ФРГ), или избирается полностью (Польша), или частично (Франция). В Государствах с республиканской формой правления президент может избираться парламентом (ФРГ), народом (Франция), или если политические партии договорятся (парламентом), если нет (народом), в Ирландии.

Выборы в США

США имеют уникальную избирательную систему, отличную от российской и европейской, которая состоит из 2-х уровней. Население каждого штата не голосует непосредственно в пользу того или иного кандидата, а первоначально избирает выборщиков (их количество пропорционально численности населения, проживающего в штате) – 1 уровень. 18 декабря в год проведения выборов в столицах каждого штата проводятся собрания выборщиков (которые составляют коллегию выборщиков), которые голосуют в пользу того или иного кандидата – 2й уровень. В 50-ти штатах, исключая Мэн и Небраску, преобладает правило «победитель получает все», то есть кандидат в органы власти, получивший наибольшее число голосов по штату, получает голоса всех выборщиков этого штата; таким образом, голоса, поданные за всех других кандидатов, автоматически считаются поданными за победителя.

История избирательного права в России

Государство российское прошло долгий путь накопления опыта демократического государственного устройства от примитивных форм народного представительства во времена зарождавшейся государственности до конституционного закрепления принципов свободных, равных демократических выборов в настоящее время.

Среди политических институтов Древней Руси особое место занимали вечевые собрания. На вече были заложены основы представительной и непосредственной демократии. Особенно ярко этот процесс происходил в Новгородской земле, где к XII веку сложилась феодальная республика. Здесь были созданы выборные органы власти, просуществовавшие даже до XV столетия.

XV в. – начало XVII в. – это вторая ступень в развитии избирательного права. Судебник 1497 года установил полномочия выборных органов самоуправления.

Среди органов государственной власти особое место занимали Земские соборы – сословно-представительные органы власти. Наиболее многолюдным и представительным стал собор 1613 г., избравший на царство Михаила Федоровича Романова.

Во II половине XVII века институты сословного представительства теряют своё значение, а Земские соборы перестают созываться.

Освобождение огромной массы крестьян от крепостной зависимости, упразднение вотчинной власти дворян, отмена важнейших институтов феодального права – всё это потребовало перемен в системе местного самоуправления. Эти предпосылки вызвали к жизни земскую (1864 г.) и городскую (1870 г.) реформы, повлекшие за собой изменения в российском избирательном праве.

Начало земской реформе положил указ Александра II от 1 января 1864 года и «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В 34 губерниях России предстояло сформировать органы земского самоуправления сроком на 3 года.

К участию в выборах допускались лица, достигшие 25 лет. Не могли участвовать в выборах иностранцы, лица, осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом. Избиратели могли голосовать по достоверности или уполномочию.

В 1892 году правительство пошло на изменение системы выборов в органы городского самоуправления: состав избирателей был ограничен повышением имущественного ценза, ликвидирована куриальная система выборов.

В начале XX века в государственном устройстве и политической жизни России произошли большие перемены. Революционные события 1905 – 1907 годов заставили правящие круги пойти на существенное ограничение самодержавной власти. Впервые в истории России был создан общегосударственный представительный орган – Государственная Дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Всё это привело к изменениям в избирательном праве.

Впервые в истории России был создан общегосударственный правительственный орган - Государственная Дума. Опыт первых общегосударственных выборов первого в истории России представительного органа государственной власти наложил печать на формирование всей избирательной системы в последующие годы.

Избирательная система, установленная Указом от 11 декабря 1905 года, была наиболее прогрессивной в российской истории до 1917 года. Новый закон декларировал снижение имущественного ценза, что давало возможность участвовать в выборах фабричным рабочим.

В 1917г. (период Временного правительства) для проведения выборов Россия впервые делилась на федеральные округа (в том числе особые округа в Петрограде и Москве). Повсеместно создавались избирательные участки. «Положение о выборах в Учредительное собрание» определяло компетенцию и порядок работы избирательных комиссий всех уровней: от Всероссийской по делам о выборах в целительное собрание («Все выборы»), до участковых: правила составления списков избирателей и т.д.

Голосование проводилось, как и в настоящее время, подачей избирательных записок (бюллетеней). Избирательный бюллетень, единая форма которого устанавливалась окружной комиссией, содержал один из списков кандидатов, номер этого списка и название предложившей его партии. Каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлении которого он допускался к голосованию. Голосование проводилось в помещении, где были установлены закрытые кабины. Здесь запрещалась агитация, не допускалось присутствие вооруженных лиц, а также пьяных. Выборы проводились в течение трех дней. Каждый избиратель должен был проголосовать лично.

С утверждением у власти большевиков и роспуском Учредительного Собрания перспектива демократического развития России была утрачена. Установившаяся в стране жесткая однопартийная политическая система не допускала проведения свободных выборов. И хотя избирательное законодательство советской России включало демократические принципы проведения выборов, фактически выборы находились под жестким контролем властей и только в постсоветский период избирательное законодательство стало развиваться на демократических принципах.

В современной России новое в избирательном праве состоит не только в содержании материальных и процессуальных норм и институтов, пассивного и активного избирательного права, а сколько в освоении демократических политико-правовых ценностей и ориентаций, ожиданий и предпочтений, то есть в становлении нового источника избирательного права и законодательства – гражданского демократического правосознания.

1.3Демократические принципы выборов

Основные демократические принципы избирательного права включают:
Всеобщность - все граждане независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидата) право на участие в выборах. Всеобщность ограничивается лишь крайне небольшим количеством цензов - условий допуска граждан к участию в выборах. Возрастной ценз разрешает участие в выборах лишь с определенного возраста, как правило, при достижении совершеннолетия. Ценз недееспособности ограничивает избирательные права психически больных, что должно быть подтверждено судебным решением. Моральный ценз ограничивает или лишает избирательных прав лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения свободы. Широко распространен также ценз оседлости, предполагающий определенный срок проживания в данной местности или в стране в качестве условия допуска к выборам.
Равенство возможностей - каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от социального статуса избирателя. То есть ни имущественное положение, ни должность, ни какие-либо другие статусные или личные качества не должны влиять на роль гражданина как избирателя.
Тайна выборов - решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, охраняет граждан от возможных преследований, а также подкупа и действует применительно лишь к пассивному (для выбирающих) избирательному праву. Тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, стандартной формой, одинаковостью бюллетеней для голосования, включением в них имен всех кандидатов или же использованием вместо бумажных бюллетеней специальных машин, сохраняющих тайну избирательного решения и облегчающих технику голосования и подсчет его результатов, опечатыванием избирательных урн, строгим наказанием за наруше ние избирательной тайны и т.д.
Прямое (непосредственное) голосование - избиратели прямо (без посредников, делегатов или представителей) избирают членов парламента, президента, представителей других органов политической власти. Между избирателями и кандидатами нет каких- либо инстанций, опосредующих их волеизъявление и непосредственно определяющих персональный состав депутатов. В том случае, если граждане выбирают лишь выборщиков, как в США, которые затем уже выбирают президента, то говорят о непрямых (косвенных) выборах. Правда, избранные на первичных выборах выборщики обязаны точно выполнить решение своих избирателей.
И еще один принцип - ограничение срока выборов, недопущение отмены или переноса выборов, если это не предусмотрено правовыми нормами. Выборы теряют свои функции, если их проведение будет зависеть от произвола отдельных лиц. Периодичность же выборов позволяет избирателям производить изменения политической элиты в соответствии со своими интересами.
Возможно, наименее значим среди указанных выше принцип состязательности . Он предполагает всего лишь обязательность участия в выборах нескольких партий или нескольких кандидатур, между которыми должна идти открытая и бескомпромиссная борьба. Этот принцип звучит несколько декларативно, поскольку и без того ясно, что там, где есть демократия и рынок, там обязательно будут конкуренция и состязательность. Однако для переходных, или транзитивных, стран, пока ещё не стоящих крепко на своих ногах, лучше, конечно, закрепить такой принцип юридически. Тогда не возникнет соблазна вернуться к однопартийному прошлому.

Для предотвращения фальсификаций применяется надежный механизм контроля за процессом голосования и его результатами. Он подразумевает использование независимых, в том числе международных, наблюдателей; независимого параллельного подведения итогов голосования, которое делают совместно или раздельно представители участвующих в выборах партий, а также СМИ. Главное средство - сделать выборы прозрачными, а весь избирательный процесс - открытым для наблюдения и контроля со стороны общественности.
Открытость голосования предполагает, что каждому избирателю независимо от расы, национальности, идеологической или политической причастности предоставлены равные права при голосовании.
В России в последнее время получила распространение практика использования административных ресурсов.
Открытость голосования надо отличать от его конфиденциальности - неразглашения личной тайны. Она предполагает формальную независимость каждого голоса от всех других, что, в свою очередь, означает: голосование должно быть анонимным. Вот почему в избирательных бюллетенях не проставляются фамилия, пол, раса, национальность, профессия и другие параметры, которые обязательно фиксируются в социологическом опросе. Открытое голосование практикуется в странах с развитой демократией, скрытое - в странах с переходной экономикой и неразвитой демократией.
Соблюдение конфиденциальности защищает права избирателя свободно и без давления выразить свой голос в поддержку той партии, которой он симпатизирует. Открытость, дополняя и расширяя конфиденциальность, позволяет общественности и СМИ проконтролировать степень соблюдения администрацией прав избирателя.
Хотя законодательство во всех странах предусматривает жесткие меры к нарушителям процедуры голосования, особенно при искажении результатов выборов, на практике единичные случаи нарушений не отменяют законности проведенного голосования. Избирательная практика допускает определенный диапазон, в рамках которого количество нарушений может колебаться от минимального до критического числа. Даже взяточничество или открытый подкуп автоматически не отменяют выборы. В большинстве случаев факты нарушения выборов очень сложно доказать, поскольку все они происходят в неформальной сфере, никак не фиксируются, окутаны тайной и осуществляются с огромной предосторожностью.
Чем больше искажений допускается в ходе избирательной кампании, тем меньше желания выборщиков участвовать в следующей кампании, ниже уровень доверия политическому руководству страны и выше уровень скрытого неподчинения властям. Об этом свидетельствуют данные эмпирических исследований, которые проводятся после окончания выборов. Мотивация политического поведения примерно такова: если власти не соблюдают мои права и свои обещания, то почему же я должен соблюдать свои обязанности, подчиняться им и быть законопослушным гражданином.

В мировой практике выборов отмечались довольно любопытные результаты.
Максимальная избирательная активность официально зафиксирована в ходе всеобщих выборов в Корейской Народно-Демократической Республике 8 октября 1962 г. Было объявлено об участии 100% избирателей, при этом все 100% голосов были отданы Трудовой партии Кореи.
» Наименьшая разница в результатах голосования при всеобщих выборах отмечена 18 января 1961 г. в Занзибаре (сейчас - часть Танзании). Афро-Ширазская партия победила тогда с перевесом в один голос, набрав большинство в парламенте с перевесом в одно место.
Крупнейшим по числу кандидатов принято считать бюллетень для голосования в ассамблею индийского штата Карнатака 5 марта 1985 г., куда были внесены имена 301 кандидата.
Наибольшим искажением результатов голосования характеризовались выборы в Либерии в 1927 г., где число голосов, завоеванное тогдашним президентом Кингом, превышало в 15,5 раза общее число избирателей.
Крупнейшими по числу участников были начавшиеся 24 декабря 1984 г. выборы в нижнюю палату парламента Индии, где было 542 депутатских места. На 480 тысячах избирательных участков 379 миллионов избирателей голосовали за 5301 кандидата. Победу одержало правительство Раджива Ганди.

2. Проведение выборов (избирательный процесс)

Проведение выборов состоит из нескольких стадий, последовательно сменяющих одна другую от момента назначения даты выборов до объявления о результатах голосования.
Это и есть избирательный процесс, представляющий собой сложную систему правоотношений, в которых участвуют избиратели, средства массовой информации, политические партии, общественные организации и государственные органы по проведению выборов.
Основные стадии избирательного процесса жестко регулируются законодательством и другими нормативными правовыми актами. Это объясняется необходимостью исключить, чей бы то ни было волюнтаризм, способный порождать конфликты и задержки в развитии процесса.

Демократические выборы проходят под пристальным наблюдением общественности, которая весьма болезненно реагирует на любые отступления от законности.
Стадии избирательного процесса:
1.Составление списков избирателей. Включение гражданина в список избирателей или участников референдума служит основанием для его участия в голосовании. В РФ в списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом.
Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, предоставляемых по установленной форме главой муниципального образования. Основанием для регистрации (учета) избирателей на конкретном избирательном участке является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина РФ на соответствующей территории, определяемый в соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.
Гражданин РФ может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
2. Образование избирательных округов и участков. Для проведения выборов образуются избирательные округа и участки.
Избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных законодательством. При соблюдении законных требований образования избирательных округов учитывается административно-территориальное отделение.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей избирательный округ разбивается на избирательные участки.
3. Избирательные комиссии. Эти комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, а также осуществляют подготовку и проведение выборов. Такими комиссиями являются: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим количеством избирателей создается несколько территориальных избирательных комиссий; участковые избирательные комиссии.
Важнейший принцип деятельности избирательных комиссий всех уровней состоит в том, что при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции они независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.
4. Выдвижение и регистрация кандидатов. Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и блокам, непосредственно избирателям, а также лицам в порядке самовыдвижения.
Решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) от избирательных объединений принимаются соответственно уровню проводимых выборов на съездах (конференциях) федеральных, региональных избирательных объединений, на собраниях местных отделений этих избирательных объединений.
В поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых от избирательных объединений и избирательных блоков, собираются подписи избирателей в порядке и количестве, определяемых законодательством.
Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию.
5. Предвыборная агитация. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами. Граждане РФ, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата, избирательного объединения.
Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.
Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления.
При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.
6. Финансирование выборов. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня производятся за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета.
Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании. При выборах в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления избирательные объединения также обязаны создавать избирательные фонды.
Избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет следующих средств: средств, выделенных избирательному объединению, блоку или кандидату соответствующей избирательной комиссией; собственных средств кандидата, избирательного объединения или блока; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, блоком; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.
В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.
Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам или избирательным объединениям и блокам. Остатки денежных средств на счетах кандидатов и избирательных объединений после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования.
7. Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование. Голосование на выборах, референдуме проводится в календарный выходной день. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования в сроки, установленные законом, но не позднее чем за 5 дней до голосования.
Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.
Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции "против всех кандидатов (списков кандидатов)".
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Получение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.
Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии. В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, и иностранные (международные) наблюдатели.
После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования. Этот протокол затем передается в окружную избирательную комиссию, которая устанавливает результаты выборов по избирательному округу.
Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю или представителю средств массовой информации.
Окружные избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов (списков кандидатов), направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу B средства массовой информации в течение одних суток после окончания выборов. Избирательные комиссии всех уровней, кроме участковых, публикуют полные данные о результатах выборов и протоколах нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования. Публикация должна быть осуществлена не позднее месяца со дня голосования.
Ответственность за нарушение избирательных прав граждан. Законом установлена ответственность лиц, которые путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствуют свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным. Ответственности подлежат также лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках.

3.Статистический аспект выборов в России

Активность избирателей – важнейшая характеристика любых прошедших выборов. До 2007 года в России от этого показателя зависело признание выборов состоявшимися. Но и после того, как порог явки был отменен, показатель активности продолжает играть важную роль: считается, что от него зависит оценка легитимности прошедших выборов и избранных на них органов власти.

Проследим вариации показателей активности избирателей – во времени, в зависимости от уровня и вида выборов, а также для разных регионов и типов муниципальных образований.

Федеральные выборы

За период после принятия Конституции 1993 года в России прошли пять циклов федеральных выборов – выборы депутатов Государственной Думы и через 3 – 6 месяцев после них выборы Президента. Показатели явки на этих выборах представлены в таблице 1.

Таблица 1

Активность избирателей на федеральных выборах с 1995 года по 2012 год

Обращают на себя внимание два обстоятельства. Во-первых, явка на президентских выборах всегда выше (на 5 – 9%), чем на парламентских выборах того же цикла. Во-вторых, изменения явки на парламентских и президентских выборах в каждом цикле направлены в одну и ту же сторону: если активность повышается – то и на тех, и на других выборах, если снижается – то так же.

Что касается динамики, то она не имеет единой тенденции. В циклах 1999 – 2000 и 2003 – 2004 годов явка снижалась по сравнению с предыдущими циклами. В цикле 2007 – 2008 годов явка значительно выросла – почти до уровня 1995 – 1996 годов, однако в последнем цикле она вновь снизилась, но осталась выше уровня 2003 – 2004 годов.

Отмечена устойчивость региональных различий в активности избирателей. Показано, что основными факторами, действующими в сторону снижения явки, являются доля русского населения, доля городского населения и удаленность региона от Москвы.

Региональные выборы

Выборы депутатов законодательных органов государственной власти субъектов РФ (региональных парламентов) проводятся регулярно с декабря 1993 года. При этом с декабря 2003 года они проходят в основном по смешанной или реже по полностью пропорциональной избирательной системе. До середины 2003 года выборы региональных парламентов проходили преимущественно по мажоритарной системе, а использование смешанной системы было редким.

Исследователи отмечают, что для российских регионов характерны две закономерности: явка на региональных выборах ниже чем на федеральных, а явка на выборах региональных парламентов ниже, чем на выборах глав регионов. Естественно, эти закономерности проявляются в том случае, если выборы проводятся раздельно. Однако выборы разных видов и уровней часто совмещаются. В связи с этим при исследовании явки на региональных выборах необходимо исключать кампании, совмещенные с федеральными, а для выборов региональных парламентов также исключать кампании, совмещенные с выборами главы региона. В целом на выборах региональных парламентов наблюдались те же закономерности распределения регионов по уровню явки, которые были зафиксированы для федеральных выборов.

За период 2007 – 2012 годов прошли 111 выборов региональных парламентов, из которых 64 не были совмещены с федеральными. По этим 64 кампаниям средняя явка составила 48%. Таким образом, можно говорить о некотором росте показателя явки.

Что касается выборов глав регионов, то наименьшая явка в первом туре (29,0%) зафиксирована в Санкт-Петербурге в сентябре 2003 года, во втором туре (25,3%) – в Тюменской области в январе 1997 года, а наибольшая (97,7%) – в Кабардино-Балкарской Республике в январе 1997 года. Среднее значение по 127 голосованиям за 2000–2005 годы (исключая голосования, совмещенные с федеральными) – 51,6%.

Муниципальные выборы: динамика

В Российской Федерации действуют около 25 тысяч муниципальных образований, сильно различающихся по размеру, степени урбанизации, составу населения, культурным и политическим традициям.

Проследим динамику явки на муниципальных выборах мы попытаемся найти такие муниципальные образования, в которых не менее трех раз проходили выборы одного вида в одно и то же время года (чтобы исключить влияние сезонных факторов), не совмещенные с федеральными или региональными выборами (где явка обычно выше), информация о которых есть на сайте ЦИК России. Оказалось, что таких случаев немного. В соответствии с определенными критериями можно найти следующие муниципальные образования: Барышский район Ульяновской области (выборы Совета депутатов); г. Тверь и г. Вышний Волочек Тверской области (выборы депутатов городской Думы); Жирновский и Светлоярский районы Волгоградской области (выборы главы муниципального района), а также около 50 районов Республики Башкортостан (выборы районных Советов). На выборах Президента РФ 4 марта 2012 года была наиболее близка к среднереспубликанской.

II. Практическое исследование

1.1. Диагностический инструментарий

Диагностическое исследование проводилось в два этапа:

1.Разработка и проведение анкеты избирателя.

2.Разработка и проведение анкеты «Будущий избиратель».

1.2.Анализ полученных результатов при анкетировании избирателей констатирует:

1.В исследовании приняло участие 36 избирателей Руднянского района Смоленской области, из них 26 избирателей женского пола и 10 избирателей мужского пола.

2.Возрастные рамки ограничены следующим возрастом: от 19 до 64лет

3.Эмоции вызываемые днём выборов:

Радость, праздник, интерес, приподнятое настроение-56% избирателей;

Ответственность и тревога-17% избирателей;

Никаких эмоций, обычный день-17% избирателей;

Отрицательные эмоции 9раздражение, обида)-10% избирателей.

4.В день выборов пришли:

С родственниками, семьёй - 25 избирателей- 69%;

Один (одна) - 11 избирателей- 31%.

5.Знают свои права избирателя-35 избирателей-97%; не обладают знаниями своих прав-1 избиратель-3%.

6.Отсутствие ущемления прав российского избирателя видят 30 голосующих-83%.

7.Причины ущемления прав российского избирателя голосующие видят в следующем:

В навязывании самих выборов- 1 избиратель- 17%;

В свободе выбора (выборе кандидата или партии) - 2 избирателя-32%;

В ограниченности информации-1 избиратель-17%;

В честности- 1 избиратель-17%;

Выборы ничего не решают-1 избиратель-17%.

8.Удовлетворены в полной мере существующей практикой избирательной кампании в РФ-28 избирателей- 78%.

9.Аспекты требующие преобразований в существующей практике избирательной кампании:

Возрастной состав; электронное голосование; режим онлайн; наличие графы «против всех»; за подлог лишение свободы на 5-7 лет; тотальное использование административного ресурса «заслон»; обязательное исполнение обещаний выбранных депутатов или партий под страхом уголовной ответственности; требования к избирателю.

10.Частую активность избирателей на выборах проявляют-36 опрошенных-100%.

11.Чувствуют себя защищённым в нашей стране- 19 избирателей-53%; незащищенность испытывают-17 избирателей-47%.

12.Ожиданиями от сегодняшних выборов (состоявшихся 18 сентября 2016 года выборов депутатов государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва) являются:

Кардинальные положительные изменения-5 избирателя-22%;

Повышение заработной платы-2 избирателя-8%;

Уверенность в завтрашнем дне-3 избирателя- 13%;

Результативная работа избранных кандидатов и партий-2 избирателя-8%;

Победы сильнейших-2 избирателя- 8%;

Стабильности, продолжение выбранного курса улучшения политической и экономической ситуации-1 избиратель- 4%;

Решение проблем простого народа-1 избиратель-4%;

Возможность доверять своё будущее и будущее своих детей- 2 избирателя-8%;

Отсутствие каких-либо изменений- 6 избирателей-25%.

13. Все опрошенные заранее решили за кого будут голосовать- 100%.

Анализ полученных результатов при анкетировании будущих избирателей констатирует:

1. В исследовании приняло участие 68 будущих избирателей школ Руднянского района Смоленской области.

2. Возрастные рамки ограничены следующим возрастом: от 15 до 18 лет.

3. Знают основную цель выборов 61 человек- 89 %, не знают цель выборов 7 опрошенных- 11%.

4. Считают, что от выборов зависит их судьба 28 человек- 41 %, не считают, что от выборов зависит их судьба 40 человек- 59 %.

5. Утверждают, что в будущем будут ходить на выборы 42 человек- 62%, высказывают отказ от посещения выборов в будущем 26 человек- 38%.

6. Указывают на необходимость наличия в народном избраннике следующих личных качеств:

Справедливости 20 % опрошенных;

Честности 18 % опрошенных;

Ума 16 % опрошенных;

Доброты 10 % опрошенных;

Ответственности 6 % опрошенных;

Трудолюбия 6 % опрошенных;

Лидерских 5% опрошенных;

Целеустремлённости 5 % опрошенных;

Образованности 4 % опрошенных;

Решительности 3 % опрошенных;

Харизматичности 3% опрошенных;

Отзывчивости 2% орошенных;

Рассудительности 2% опрошенных.

7. Указывают на следующие причины, по которым не все избиратели ходят на выборы, а именно:

По причине лени -8 опрошенных- 15 %;

Не считают выборы жизненно важным делом -7 опрошенных- 13 %;

Не хотят- 7 опрошенных- 13 %;

Просто нет времени -6 опрошенных- 10 %;

Из-за малой вероятности победы предпочитаемого кандидата (партии) -4 опрошенных- 7 %;

Не интересуются выборами вообще- 3 опрошенных- 5 %;

Нет честности в выборах- 2 опрошенных- 4 %;

III . Выводы

Мне удалось проследить избирательный процесс в Российской Федерации, на примере выборов в Руднянском районе, и реализовать поставленные задачи.

Я досконально изучила литературные источники по проблеме избирательного права в России.

Проследила исторические аспекты формирования избирательного права в Европе и России на примере демократических государств.

Провела диагностическое исследование и определила активность настоящих и будущих избирателей на выборах и указала факторы, влияющие на этот показатель.

Решающими факторами, влияющими на активность настоящих и будущих избирателей являются следующие:

Социальное окружение в день голосования;

Знание своих прав избирателя;

Отсутствие ущемления прав российского избирателя;

Удовлетворенность избирателя существующей практикой избирательной кампании в РФ;

Чувство защищённости в стране проживания избирателя;

Ожидания от предстоящих выборов;

Четкостью принятия решения своего голоса до дня выборов.

Отмечается акцентирование на специфические факторы, влияющие на активность будущих избирателей , а именно указываются также:

Четкое понимание цели выборов;

Осознание связи выборов с судьбой каждого будущего избирателя;

Наличие в народном избраннике определённых личностных качеств: справедливости; честности; ума; доброты; ответственности; трудолюбия; лидерских; целеустремлённости; образованности; решительности; харизматичности; отзывчивости; рассудительности; - наличие времени.

I V. Заключение

В ходе работы над темой проекта «Как голосуют россияне. Мои наблюдения и выводы» выдвинутая мной гипотеза подтвердилась в полной мере. Действительно, существует ряд факторов, влияющих на показатель активности настоящих избирателей на выборах, а именно: эмоциональное состояние голосующего; социальное окружение в день голосования; знание своих прав избирателя; отсутствие ущемления прав российского избирателя; удовлетворенность избирателя существующей практикой избирательной кампании в РФ; чувство защищённости в стране проживания избирателя; ожидания от предстоящих выборов; четкостью принятия решения своего голоса до дня выборов.

Специфическими факторами, влияющими на активность будущих избирателей, являются следующие: четкое понимание цели выборов; осознание связи выборов с судьбой каждого будущего избирателя; наличие в народном избраннике определённых личностных качеств (справедливости, честности, ума, доброты, ответственности, трудолюбия, лидерских, целеустремлённости, образованности, решительности, харизматичности, отзывчивости, рассудительности); наличие времени.

Полученные в ходе исследования данные могут найти применение при организации системы мероприятий, направленных на привлечение учащихся старших классов средних школ нашего района к будущему участию в выборах. Результаты исследовательского проекта: «Как голосуют россияне. Мои наблюдения и выводы» могут быть опубликованы в социальных сетях и местной газете Руднянского района.

Список литературы

1. Беляев И.Д. История русского законодательства / И.Д.Беляев. – СПб.: Лань, 1999. – 640с.

2. Власть и общество в России: опыт истории и современность. 1906-2006 гг. (к 100-летию российского парламентаризма): материалы всероссийской научно-практической конференции. – Краснодар: Традиция, 2006. – 370 с.

3. Ерыгина В.И. Исследование сущности и признаков парламентаризма в отечественной юридической науке / В.И.Ерыгина // Гос. власть и местное самоуправление. – 2010. - № 3. – С. 40-45

4.История Конституции России: хрестоматия / под ред. Р.А.Ромашова. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2010. – 572 с. - (Библиотека гуманитарного Университета; Вып. 41)

5.Калякин О.А. К вопросу о начальных этапах развития российского конституционализма / О.А.Калякин // Гос. власть и местное самоуправление. – 2010. - № 7. – С. 43-47

6.Кравец И.А. Конституционализм и российская государственность в начале ХХ века: учебное пособие / И.А. Кравец. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. – 368 с.

7.КашликовА.С. Изменения правового статуса советского депутата в связи с конституционными изменениями в СССР в период конца 70-х - начала 90-х годов ХХ века / А.С.Кашликов// Государственная власть и местное самоуправление. – 2010. - № 1. - С.40-46.

8. Кузьменко С.Г. Избирательная система РСФСР периода развитого социализма (1937-1988 годы) /С.Г.Кузьменко // Государственная власть и местное самоуправление. – 2010. - № 3. - С.38-39.

9.Пугачев В. П. Выборы: Обшая теория в российских иллюстрациях // Вести. Моск.ун-та. Сер. 12. Политические науки. - 1997. - № 4. - С. 3-31.
10.Сырых В.М. История государства и права: учебное пособие / В.М.Сырых. – 2-е изд., исправл. и доп. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с. – (Российское юридическое образование)

11. Цалиев А.М. Конституционно-правовые основы осуществления государственной власти в субъектах Российской Федерации (к 20-летию Конституции РФ) / А.М.Цалиев // Гос. власть и местное самоуправление. – 2013. - № 11. – С. 9-12

Приложение

Анкета избирателя

1.Ваш пол: м/ж?

2.Укажите свой возраст?

3.Какие эмоции вызывает у вас день выборов?

4.Вы пришли на выборы один (одна) или с родственниками?

5.Знаете ли вы свои права избирателя?

6.В чем больше всего, на ваш взгляд, ущемлены права российского избирателя?

7.Что бы вы изменили в существующей практике избирательной компании?

8.Часто ли вы принимаете участие в выборах? (ответы да/ нет/ иногда)

9.Чувствуете ли вы себя защищенным в нашей стране? (ответ да/ нет)

10.Каковы ваши ожидания от сегодняшних выборов?

11.Вы уже приняли решение, за кого будете голосовать? (ответы да/ нет)

Анкета «Будущий избиратель»

1. Знаете ли вы главную цель выборов?

Да

Нет

2.Считаете ли вы, что от выборов зависит ваша судьба?

Да

Нет

3.Будете ли вы ходить на выборы в будущем или считаете, что от вас ничего не зависит?

Да

Нет

4.Какими, по-вашему, личными качествами должны обладать народные избранники?

__________________________________________________________________

5.Как ты считаешь, почему не все избиратели ходят на выборы?

Статистический аспект выборов в России

Фотографии с избирательных участков №393 и №394 г.Рудня

Принять участие в выборах президента готовы не более 58% россиян, следует из опроса Левада-центра. Ранее источники РБК сообщали, что в Кремле рассчитывают на явку в 70%

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

58% россиян в той или иной степени выразили желание проголосовать на выборах президента 18 марта 2018 года, следует из опроса Левада-центра, проведенного в конце ноября. 34% опрошенных заявили, что, скорее всего, будут голосовать, и 24% — что совершенно точно проголосуют. 20% респондентов не определились, пойдут на выборы или нет.

Явку на выборах прогнозировать трудно, но, судя по последнему опросу, в 2018 году она будет меньше, чем на выборах президента в 2012 году, заявил РБК социолог Левада-центра Денис Волков. На выборах в марте 2012 года явка составила 65,34%, при этом по опросам Левада-центр прогнозировал тогда явку 69%.

В конце декабря прошлого года первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко и вице-губернаторы по внутренней политике обсуждали план по голосов за основного кандидата, рассказывали источники РБК.

«В этот раз [ожидаемая явка] получается 58%. 20% [респондентов] колеблются, поэтому, наверное, получить 70% будет проблематично. Если проводить аналогию с прошлыми подсчетами, то явка должна составить 53-55%, но это очень условно и по состоянию на сегодняшний день, — рассуждает Волков. — [Прогноз по явке будет] корректироваться, когда начнется избирательная кампания и [окончательный результат] будет зависеть от предвыборной активности».

Сейчас избирательная кампания только стартовала, поэтому люди не могут с уверенностью сказать, придут они на выборы или нет, рассуждает директор Центра экономических и политических реформ Николай Миронов. «Сейчас Кремль начнет проводить имиджевые мероприятия в рамках кампании, а после январских праздников, скорее всего, начнется мобилизация электората, которая наберет ход к марту, — прогнозирует собеседник РБК. — Ожидается высокая мобилизация бюджетников, поэтому показатель в 70% явки достижим. Плюс явку могут разогнать возможные фальсификации, а также действия оппонентов Путина — например, мобилизация электората КПРФ. Остается открытым вопрос, удастся ли вовлечь в процесс Москву и Петербург, поскольку средний класс в мегаполисах обычно довольно безразличен к выборам и более критически относится к власти».

Социологи Левада-центра замерили ​и электоральные рейтинги потенциальных кандидатов в президенты (респонденты сами называли фамилии политиков, за которых готовы отдать голос). За действующего президента Владимира Путина готовы проголосовать 67% россиян, решивших принять участие в предстоящих выборах президента, или 53% от всех опрошенных.

Второе место поделили лидеры ЛДПР и КПРФ Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов (по 4%), за ними следует оппозиционер Алексей Навальный (2%). По 1% голосов на выборах могут набрать министр обороны Сергей Шойгу, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, телеведущая Ксения Собчак и сооснователь «Яблока» Григорий Явлинский. 19% россиян, высказавших желание прийти на выборы, еще не решили, за кого будут голосовать. Из перечисленных кандидатов о намерении бороться за президентство официально заявили только Жириновский, Навальный, Собчак и Явлинский.

Социолог Левада-центра Волков прогнозирует, что ближе к выборам возможно изменение настроений населения. По его мнению, на рейтинге Путина это вряд ли скажется, но поддержка остальных кандидатов должна возрасти. По прогнозам Николая Миронова, результат Зюганова и Жириновского на выборах может составить до 9-10%. «Обычно Зюганов за счет высоких мобилизационных способностей КПРФ обгоняет Жириновского. У ЛДПР нет такой тесной связи с электоратом и такого количества партийных мероприятий, мобилизующих аудиторию», — считает эксперт.

По итогам последних выборов президента в 2012 году Путин получил более 63% голосов, Зюганов — 17%, Жириновский — 6%, а Миронов — около 4%. В январе 2012 года Левада-центр прогнозировал результат Путина в 42% (от всех опрошенных).

Мотивация

Левада-центр также выяснил мотивы россиян, решивших прийти на выборы либо игнорировать их (отвечая на вопрос, почему они будут или не будут участвовать в выборах, респонденты могли дать несколько вариантов ответа).

Большинство россиян (45%), собирающихся пойти на выборы, считают это своим гражданским долгом. Еще по 24% хотят поддержать своего кандидата либо же опасаются, что их бюллетень используют другие. 13% хотят повлиять на исход выборов и 10% считают, что их голос поможет изменить дела в стране к лучшему.

Про выборы Президента России 2018 года говорят, что это референдум о доверии Путину. Правильность каких действий или бездействия Путина в последние 18 лет будут оценивать граждане? Навскидку:

С подачи Путина Россия в 2014 году взяла Крым и отдавать его не при Путине собирается.

Политика Путина - Россия военно и финансово помогает ДНР и ЛНР, но не признаёт их официально.

После распада СССР миллионы русских остались за пределами России. При Путине в Россию переселились немногие из них. Права этих людей на Украине, в Прибалтике, в Казахстане, в Средней Азии ущемляются с разной степенью интенсивности. Не видно, что Россия при Путине делает для этих людей.

При Путине значительно сократился уровень насильственной преступности - убийств, изнасилований, грабежей и т.п.

При Путине Россия остаётся европейским лидером по числу терактов и их жертв, хотя их численность сократилась по сравнению с началом 2000-ых.

С подачи Путина в России появилось антиэкстремисткое законодательство. Сотни людей сидят в тюрьмах за посты и перепосты в социальных сетях.

Суды в России выносят 0,4% оправдательных приговоров по уголовным делам. При Путине ситуация не изменилась.

Огромное большинство уголовных дел возбуждается в отношении людей с низкими доходами и социальным статусом. За годы правления Путина ситуация почти не изменилась.

Правление Путина знаменовалось значительным ростом доходов населения, но в последние четыре года эти доходы медленно падают, а растут только у отдельных категорий населения, таких как силовики и работники ВПК. По путинским прогнозам возвращения к быстрому росту доходов населения не будет.

Доля заработной платы в ВВП Российской Федерации почти в два раза меньше, чем в странах Западной Европы и США. За годы правления Путина ситуация почти не изменилась.

При Путине многократно пересматривались критерии бедности, прожиточный минимум. Но в целом несомненно, что уровень бедности при Путине существенно снизился. Правда, в последние годы он снова ползёт вверх, но ситуация здесь по-прежнему куда лучше, чем до Путина.

Путиным введён материнский капитал, серьёзно улучшивший положение семей с детьми.

В правление Путина значительно возросло потребление россиянами различных потребительских товаров. Например, в какой-то момент российский авторынок стал крупнейшим в Европе. Но в последние годы на потребительском рынке стагнация. Путин не говорит, за счёт чего рост здесь возобновится.

Правление Путина отмечено ростом в промышленности. Правда, к настоящему времени он наблюдается только в добывающих отраслях. Путин не говорит, за счёт чего рост возобновится в остальных областях.

При Путине образован Стабилизационный фонд, куда поступало часть сверхдоходов от дорогой нефти. При его помощи были смягчены последствия финансового кризиса 2008-09 годов, а также экономического спада 2014-2017 годов. Критики этой меры пишут про то, что деньги Стабилизационного Фонда изымаются из российской экономики, которая в них нуждается.

Большая часть экономики России сконцентрировано в руках государства и нескольких сотен семей. В правление Путина частично изменился персональный состав крупнейших собственников, но общая ситуация с концентрацией капитала только усугубилась.

В России огромная разница в бюджетных доходах между бедными и богатыми регионами. В годы правления Путина большинство крупных предприятий сделали своим налоговым адресом Москву и Санкт-Петербург, что усугубило эту ситуацию. При Путине усилилась роль федерального бюджета в перераспределении денег из богатых регионов в бедные. Но проблема не решилась.

При Путине значительно возросла роль государства в экономике. Теперь оно на 90% контролирует нефтяной, газовый и финансовый секторы.

При Путине приоритет в государственных расходах отдавался силовому блоку - армии, ВПК, полиции и спецслужбам.

При Путине в России намного возросла собираемость налогов. Путин ввёл в России плоскую шкалу подоходного налога. При Путине было увеличено налогооблажение сырьевых отраслей, что повысило доходы федерального бюджета. Была введена регрессивная шкала социальных взносов с фонда заработной платы, когда самые большие зарплаты облагаются самым маленьким налогом. По мысли инициаторов этой меры она должна была привести к росту собираемости страховых взносов, и вроде бы эта цель достигнута. Но критики регрессии говорят о её несправедливости.

При Путине Россия выплатила свой огромный государственный внешний долг. Правда, появились приличные внешние долги госкорпораций, ответчиком за потенциальную невыплату которых является то же российское государство.

При Путине широкое распространение в России получил потребительский кредит. Появилась проблема закредитованности людей. Путин видимо не считает, что с эту ситуацию нужно менять.

Ипотека стала главным способом приобретения жилья в России. Путин говорил, что этот способ приобретения жилья прогрессивный.

При Путине заметно вырос платный сектор в образовании и здравоохранении.

При Путине происходит концентрация населения России в крупных городах. Многие регионы и сельские районы пустеют.

В правление Путина усилилось особое положение Чечни и Северного Кавказа в России. Возросли дотации федерального бюджета на их содержание. Северный Кавказ остался рассадником исламского фундаментализма и терроризма. Северокавказские диаспоры имеют сильные позиции в экономике России и в криминалитете. Было много ситуаций, когда их представители уходили от наказания за совершённые ими преступления.

При Путине проводится политика оптимизация образования и здравоохранения, в рамках которых ликвидированы многие сельские школы и больницы.

В России газифицировано 66,2% населённых пунктов. При Путине ситуация незначительно улучшилась.

Самые популярные профессии в России - водитель (7,1%), продавец (6,8%) и охранник (1,9%). Высококвалифицированным трудом, относящимся к категории «знание» (интеллектуальная работа, творческие и нерутинные задачи), заняты только 17% населения. При Путине эти проценты стабильны. Если он и хочет изменения этой ситуации, то непонятно, что он для этого делает.

После 35 лет в России трудно найти работу большинству людей. При Путине ситуация в этом вопросе существенно не изменилась.

Женщины в России зарабатывают существенно меньше мужчин. При Путине ситуация в этом вопросе существенно не изменилась, хотя абсолютные цифры заработков выросли.

При Путине сокращается число заключённых в тюрьмах, но в процентном отношении их по-прежнему больше, чем в Европе.

Постоянно ведутся разговоры о повышении пенсионного возраста в России, но Путин пока оставляет всё, как есть.

В годы правления Путина значительно возросла численность в иностранных трудовых мигрантов в России. Значительная часть из них - выходцы из Средней Азии. Они концентрируются в крупных городах, выполняют физически тяжёлые работы. Получают мало по среднероссийским меркам, но куда больше, чем могли получить бы на родине. На дешёвом труде мигрантов завязаны многие бизнесы в России. Путин если не способствовал этой ситуации, то никак ей не препятствовал.

При Путине значительно увеличилась продолжительность жизни людей, сократилась смертность. Выросшая в середине его правления рождаемость к настоящему моменту вновь упала и по государственным прогнозам продолжит падать дальше.

В первую половину правления Путина значительно возросло курение и употребление спиртных напитков, в основном пива. Хотя и в 2000 эти показатели были высокими, к 2010 году они стали запредельными. После 2010 года наметилось падение курения и употребления спиртных напитков благодаря ужесточению законодательства. Но ситуация с этим в 2018 году хуже, чем в 2000 году.

На каждого россиянина приходится 19 квадратных метров жилья. Этого немного больше, чем до Путина. 90% своего жилья находится у россиян в собственности, что немного больше, чем до Путина.

https://7x7-journal.ru/post/104689?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com