Онегин. Образ Евгения Онегина в романе “Евгений Онегин” Пушкина: описание героя в цитатах Онегин характеристика героя

08.01.2022

В образе главного героя романа А.С. Пушкина « » воплотился тип «современного человека» пушкинской эпохи. Над осмыслением и художественным воплощением этого образа работал свыше десяти лет.

Евгений Онегин - личность сложная и глубоко противоречивая. С одной стороны, он эгоистичен и жесток: «проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием как в своих добрых, так и дурных поступках». С другой стороны, он раним, имеет тонкую душевную организацию, ему присущ дух, стремящийся обрести свободу. Именно эти качества привлекают внимание читателя и ставят образ Евгения Онегина в ряд незаурядных «героев нашего времени». Знакомство читателя с Евгением Онегиным происходит уже в первой главе, которая открывается внутренним монологом героя, наполненным желчной иронией и нескрываемым раздражением. Перед нами предстает «молодой повеса», который ни в чем не видит смысла и равнодушен, казалось бы, ко всему на свете. Он зло иронизирует по поводу болезни своего дядюшки: эта болезнь оторвала юношу от привычной, но порядком опостылевшей светской жизни в Петербурге, но ради денег он готов «на вздохи, скуку и обман».

В начале романа Онегин изображается преимущественно через авторское повествование и описания. Первая глава дает нам представление о душевном недуге Евгения Онегина и истоках «русской хандры», овладевшей им. Первопричина онегинской хандры, на мой взгляд, состоит в одновременном подчинении героя обществу и вступлении с ним в конфликт. С детства воспитание и образование Онегина не было глубоким: французский гувернер, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя». Последствия этого воспитания: Онегин в совершенстве владел французским языком, легко танцевал мазурку, непринужденно кланялся, благодаря чему «свет решил, что он умен и очень мил». К тому же Онегин был признанным ловеласом:

  • Как он умел казаться новым,
  • Шутя невинность изумлять,
  • Пугать отчаяньем готовым.
  • Приятной лестью забавлять.

Возникает естественный вопрос: неужели Онегин просто легкомысленный, поверхностный человек? Казалось бы, последующие события полностью подтверждают эту мысль. С юного возраста он с головой окунулся в светскую жизнь. Но, освоив в совершенстве «науку страсти нежной», он скоро к ней остыл. Когда ему наскучил свет, он покинул его. Охладев к жизни в обществе, в уединении, в деревенской тишине он с удовольствием просыпался в семь утра, плавал в реке. Но вскоре и деревенская жизнь ему наскучила.

  • Короче: русская хандра
  • Им овладела понемногу;
  • Он застрелиться, слава богу,

Это первое авторское «я» в первый же миг создает неповторимую дружественную атмосферу, а также иллюзию присутствия автора в созданном им мире героев. Но функции автора в романе этим не ограничиваются. Он выступает и как творец произведения, определяющий соотношение сюжетных линий, и как один из персонажей романа, вступающий в прямые и опосредованные контакты с другими героями, а также открыто высказывающий свое отношение к ним. Исследователи романа говорят и о его третьей функции: автор появляется на страницах романа как поэт Пушкин во всем неповторимом своеобразии творческого облика. Поэт знакомит читателей с отдельными фактами своей биографии, своими взглядами на поэзию. Создается впечатление, что, разработав определенную литературную программу, Пушкин активно утверждает ее на страницах романа. Как творец автор проявляет себя, в первую очередь, во вступлении* предоставляя на суд читателей ряд собственных переживаний:

  • Небрежный плод моих забав.
  • Бессонниц, легких вдохновений,
  • Незрелых и увядших лет,
  • Ума холодных наблюдений
  • И сердца горестных замет.

Первую главу Пушкин начинает внутренним монологом еще не известного читателям героя, и лишь впоследствии он объясняет роль этого сюжетного элемента:« и тем я начал свой роман ». В конце романа поэт решает « навсегда » оставить героя « в минуту злую для него ». Заканчивая третью главу упоминанием о встрече Онегина и Татьяны в саду, автор говорит читателям: «Но следствия нежданной встречи сегодня, милые друзья, пересказать не в силах я; мне должно после долгой речи и погулять и отдохнуть…» Погружаясь в собственные размышления, поэт будто забывает о существовании своих героев и, снова-таки неожиданно, вспоминает о своей прямой обязанности рассказчика: «А что ж Онегин? Кстати, братья! Терпенья вашего прошу… »

Описывая события , произошедшие уже после дуэли, автор вдруг включает в свой текст упоминание о молодой горожанке, которая среди поля увидела простую надпись: «и слеза туманит нежные глаза». В голове этой горожанки возникают вопросы, связанные с судьбой героев этой печальной истории: что стало с Ольгой, где теперь ее сестра, где «этот пасмурный чудак, убийца юного поэта»? Автор дает обещание осветить дальнейшую судьбу своих героев, но сейчас:

  • Другие, хладные мечты.
  • Другие, хладные заботы
  • И в шуме света и в тиши
  • Тревожат сон моей души.

Поэт порой намеренно создает иллюзию авторской свободы в компоновке и отборе художественного материала. В этом искусственном приеме, с одной стороны, можно усмотреть замысел искусного рассказчика, ведущего непринужденную, но увлекательную беседу со слушателями-читателями. Но, с другой стороны, это прием настоящего мастера, в совершенстве владеющего избранной им манерой повествования. Этими же приемами, хотя и не на таком высоком уровне, пользуются создатели современных сериалов, в которых каждая из серий представляет собой вполне законченную в сюжетном плане историю, но для того чтобы удержать внимание зрителей, авторы прибегают к различным уловкам, в том числе утверждая свое право на свободную компоновку и отбор художественного материала.

Атмосферу интимности, дружеского доверия в романе создают многочисленные обращения автора к читателю, как, например:

  • Призрака суетный искатель,
  • Трудов напрасно не губя,
  • Любите самого себя,
  • Достопочтенный мой читатель!

В другом своем качестве - как один из персонажей романа - автор выступает только в отношении Онегина. Указание автора на его личные контакты с Онегиным выделяет этот образ среди других персонажей романа. Поэт упоминает о своей встрече с героем в Петербурге. Описывает он также первое смущение, которое вызвала у него манера общения Онегина: язвительный спор, шутка, с желчью пополам, злость мрачных эпиграмм. Сообщает он и об общих с Онегиным планах «увидеть чуждые страны».

На страницах романа автор предстает и как поэт, формулирующий свое литературное кредо и определяющий собственные творческие задачи. В связи с образом Ленского, поэта-романтика, с чистым сердцем, открытым для идеальной любви и дружбы, Пушкин вступает в полемику с литераторами, преуменьшающими достоинства элегии как жанра лирики. Говоря о том, что посвящает Ольге элегии, которые полны «истины живой», поэт отмечает важность этого жанра и вспоминает в этой связи о творчестве поэта-элегика Н.М. Языкова:

Так ты, Языков вдохновенный, В порывах сердца своего, Ф, Поешь бог ведает кого…

Самые популярные статьи :



Домашнее задание на тему: Образ и характеристика Евгения Онегина в романе А.С. Пушкина .

В этой статье пойдет речь о характеристике Евгения Онегина - главного героя из романа Александра Пушкина "Евгений Онегин".

Евгений Онегин - это молодой дворянин с "французским" образованием, которое скорее можно назвать поверхностным: он немного знаком с латынью, не знает даже разницы между ямбом и хореем. Но вместе с тем Онегин хорошо и глубоко познал "науку страсти нежной".

Говоря о характеристике Евгения Онегина, отметим, чем занимается молодой дворянин Онегин. Он доставляет себе удовольствие самыми разными способами, такими как: посещение театра, балов, дружеских ужинов и светских обедов. Однако здесь и открывается одна из главных проблем в образе Евгения Онегина. Очень скоро он чувствует глубочаюшую тоску и разочарование, его уже ничего не радует и не может принести ему удовлетворения. Онегин охвачен самой настоящей "русской хандрой", а в душе его пустота.

Образ Евгения Онегина в деревне

Полный высокомерия и презрительности ко всем и всему, Евгений Онегин решает отвлечься и развеяться, поэтому он отправляется в деревню, где живет его захворавший дядя. В деревне Онегин сводит знакомство с Владимиром Ленским, который по натуре романтик, искренен в своих чувствах и весьма непосредственен. Онегин и Ленский - это совершенно разные характеры. Ленский представляет Онегина Лариным, и вот здесь в полной мере раскрывается характеристика Евгения Онегина.

Влюбившись в Онегина, Татьяна Ларина открыто призналась ему в своих чувствах. И хотя у Евгения что-то дрогнуло в "душе холодной и ленивой", Онегин бессердечно отказал Татьяне, приведя довод, что он не видит себя семьянином и вообще не создан для любви - здесь читателю раскрывается образ Евгения Онегина.

Вскоре между Владимиром Ленским и Евгением Онегиным происходит ссора, а затем и дуэль, на которой Онегин убивает Ленского. Здесь характеристика Евгения Онегина еще больше усугубляется, Онегин понимает, что эта дуэль была совершенно ненужным злодейством, и от этого впадает в еще большую тоску, которая побуждает его отправиться скитаться по России.

Характеристика Евгения Онегина в финале романа

По прибытии в Петербург после скитаний и путешествий, Евгений Онегин встречается с Татьяной Лариной и видит, что она вышла замуж. И здесь в образе Евгения Онегина происходит нечто удивительное - он чувствует, что его душа способна "как дитя" искренне любить. Онегин даже отправляет Татьяне письмо, но ответа на него не получает. В итоге Онегин понимает, что отвергнут.

Евгений Онегин в отчаянии. Он читает все подряд, пытается сочинять, однако здесь чувствуется глубокая разница - в деревне он все это делал от тоски, а теперь им движет страсть, пустота сердца заполняется и душа его оживает, он способен чувствовать терзания сердца.

Какую характеристику можно дать Евгению Онегину в финале романа? Можно лишь сказать, что он переродился благодаря любви, но что с ним стало дальше, Александр Пушкин не раскрывает.

Впервые характеристика Онегина дается в I главе романа, где Пушкин не только знакомит нас со своим героем, но и раскрывает важный этап его эволюции. И каким же он явился?

Мы отмечаем честность и прямоту Онегина: он не пытается внушить себе родственные чувства или жалость к богатому старику-дяде. С присущим ему язвительным остроумием Онегин издевается над лицемерием родственников, проявляющих показную заботу о больном: "Какое низкое коварство…"

Но Евгений иронизирует и над самим собой: ведь это он едет к умирающему,

Приготовляясь, денег ради,
На вздохи, скуку и обман...

Прямота Онегина - характеристика, которая вряд ли извиняет его цинизм, развязность, с которыми «молодой повеса » говорит об умирающем старике.

Так в одной только строфе, в одном высказывании героя раскрывается сложный, противоречивый характер: Онегин язвителен, умен, не считается с некоторыми общественными условностями и предрассудками, способен к саморазоблачению, зол и циничен. Слова героя язвительны, полны мрачной иронии. Но не такова была речь Онегина при первом вступлении в свет.

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал...

Юный Онегин говорит изящно, легко, чаще по-французски, чем по-русски, умеет вести непринужденную беседу на любую тему. Без сомнения, содержание высказываний Онегина свидетельствует о некотором его свободомыслии, но вместе с тем ясно, что это свободомыслие неглубоко, легковесно.

В рассказе о воспитании и светских успехах Евгения несколько насмешливых стихов рисуют его с головы до ног и заставляют догадываться о его происхождении, образе жизни, окружении. Например: "Служил отлично-благородно".

Слова «отлично-благородно» - обычный термин, у потребляющийся в послужных списках и других официальных документах, - помогают представить себе блестящего и, возможно, храброго офицера в отставке. Но нельзя не почувствовать иронического оттенка этих слов, особенно когда читаешь следующий стих - «долгами жил». Жить в долг - тонкое искусство, которым великолепно владели многие тогдашние аристократы, но с благородством оно мало вяжется. Отец Онегина - один из множества ему подобных: беспечный, общительный и хлебосольный прожигатель жизни.

В эпиграмматическом стиле изображен и учитель Онегина. Изображение учителя и его педагогической деятельности помогает нам разобраться в характере Онегина, понять, почему он был способен «коснуться до всего слегка», «но труд упорный ему был тошен».

Самого Онегина в период его светских успехов автор также делает мишенью дружеских, но беспощадных насмешек. Сами по себе качества, приобретенные Онегиным к моменту вступления «в свет», не смешны, не ироничны. Смешно то, что этого багажа пока достаточно и самому Евгению, и вполне достаточно свету: «Чего ж вам больше?» - иронически спрашивает автор, вскрывая круг интересов и героя, и среды.

Рассмотрим самый главный жизненный интерес юного Онегина - любовную игру. Почему «наука страсти нежной»? Почему не сказать « любовь»? Разве возможно соединение слов «наука» и «страсть»? Ведь страсть предполагает неудержимое чувство, с которым подчас и разум совладать не может. Дело в том, что здесь нет такого чувства, а есть искусная подделка, сложная « наука », подменяющая истинное страдание и счастье. И дальше: «Как рано мог он лицемерить», «Казаться мрачным, изнывать», «Как он умел казаться новым» и т.д. Каждое слово говорит о ложном, показном характере чувств, о том, что Онегин в совершенстве владел всем арсеналом любовной науки, но сердце его при этом молчало.

Велика ли его вина в том, что он, «забав и роскоши дитя», не нашел в жизни серьезного дела? Весь ход повествования заставляет нас понять, что милый юноша, «философ в осьмнадцать лет» жил так, как это было привычно, как было принято в его кругу.

Пушкин и о своем пребывании в свете вспоминает в том же тоне, как о юности Онегина. Сын своего времени и круга, поэт не мог избежать общения со светом. Отступления помогают нам полнее почувствовать атмосферу веселой, легкомысленной пустоты и пошлости, окружавшую Онегина, увидеть типичную картину нравов светского общества.

Поэт передает стремительный, неудержимый темп однообразной и пестрой жизни Евгения: «Куда поскачет мой проказник?», «Онегин полетел к театру». Евгений еще полон жизни, он еще жадно гонится за ее радостями. Но чем ближе повествование подходит к моменту разочарования героя, тем больше нарастает чувство грусти, горечи, тревоги.

Нередко разочарование Онегина объясняется пресыщением. Но дело, конечно, не только в этом. Ведь большая часть молодежи его круга не испытывала пресыщения и шла по проторенному пути. Появление разочарованных молодых людей было обусловлено определенной исторической обстановкой, вызвавшей к жизни и движение декабристов. Но чтобы разочароваться в жизни, надо было обладать недюжинной натурой, иметь запросы поглубже, чем у тех, кто великолепно чувствовал себя в светском омуте. Такова характеристика Онегина.

Однако угрюмость Евгения - результат его отвращения к светскому обществу - еще не свидетельствует об активном протесте. Одним из средств изображения «молодого повесы» в I главе является описание бытового фона. Например, описывая то, что украшало его кабинет, Пушкин прямо не высказывает своего осуждения, а, напротив, скорее оправдывает Евгения.

Онегина характеризуют не только бытовые детали, непосредственно относящиеся к нему, но и изображение быта, от него далекого, - быта мелкого петербургского люда. Этот бытовой фон, противопоставленный картинам жизни Онегина, косвенно бросает свет на героя романа.

В строфах, рисующих разочарование Онегина, меняется и сам фон. Это все тот же Петербург, но не залы и гостиные, не театр, не бытовые картины, а поэтический невский пейзаж, который гармонирует с настроением героя.

Везде блистают фонари;
Еще, прозябнув, бьются кони…

В последующих строфах I главы, нарастая, все громче звучит тема свободы. В атмосфере тоски по свободе, чувствуя себя узниками, колодниками, жило поколение передовой интеллигенции 20-х годов.

Знакомство с дядей Онегина во II главе романа помогает нам глубже понять тот злой сарказм героя, который звучал в начале романа. Дяде посвящена всего одна строфа, в которой поэт в нескольких строках раскрывает сущность человека, дает возможность вообразить и жизненный путь персонажа и его окружение. Образ жизни, характер, душевный мир, уровень интересов старого помещика - все дано в двух последних строках этого четверостишия.

Такова та среда, в которую попал Онегин. По-видимому, большинство степных помещиков по духу и образу жизни мало чем отличались от дяди Евгения. Их характеристика Онегина, как и суждения светских судей, во многом напоминает сплетни недругов. Вот что говорят соседи об Онегине: "Сосед наш неуч, сумасбродит" и т.д.

Критика соседей в адрес героя касается и его манеры говорить. Помещиков возмущает независимый, свободный тон Евгения, отсутствие в его речи почтительных интонаций. Понятно, что в такой среде хандра Онегина могла только усугубиться. А иных сторон деревенской жизни он не мог оценить. В дальнейшем развитии образа Онегина важную роль приобретает его сопоставление с другими персонажами романа.

Произведение:

Евгений Онегин

Евгений Онегин – молодой дворянин, главный герой романа.

О. получил домашнее «французское» воспитание. Его образование весьма поверхностно (немного латыни, анекдоты из мировой истории, неумение отличить «ямба от хорея», увлечение работами модного в то время экономиста Адама Смита). Зато герой полностью постиг «науку страсти нежной». Он «жить торопиться и чувствовать спешит». О. развлекается всеми способами: посещает театр, балы, дружеские ужины, светские обеды и т. д. Но вскоре герой разочаровывается во всем. Его охватывает «хандра». Причина тоски О. – его душевная пустота. Внешний блеск героя указывает на внутренний холод, его язвительность говорит о высокомерии и презрительности ко всему миру. О. сам осознает свою «душевную инвалидность». Надеясь развеять тоску, О. едет в деревню к заболевшему дяде. Здесь он знакомится с Ленским, который представляет его семье Лариных. Татьяна Ларина влюбляется в О. и признается ему в своих чувствах. Встреча с Татьяной что-то затрагивает в «душе холодной и ленивой». Но О. отказывает девушке, говоря о том, что не создан для любви и семейной жизни. Спустя некоторое время оскорбленный О. Ленский вызывает героя на дуэль, где погибает от его руки. Гибель юного Л. потрясает О. Он уезжает путешествовать. В конце романа О. появляется вновь. Он прибывает в Петербург, где встречает вышедшую замуж Татьяну. Увидев блистательную княгиню, О. открывает в своей душе способность искренне любить («как дитя»). Письмо, которое он пишет Татьяне, подтверждает это. Не получив ответа, О. в отчаянье принимается читать без разбора, пробует сочинять. Но, если в деревне он читал «по обязанности» и от скуки, то теперь от страсти. От страсти он совершает и «неприличный» поступок: посещает Татьяну без предупреждения, в ее уборной. Пустота героя начала заполняться сильным чувством, жизнью сердца. Отказ Татьяны перечеркнул все надежды О., но в то же время произвел в нем переворот всех его мыслей и душевных чувств. Финал романа остается открытым: о дальнейшей судьбе О., переродившегося благодаря любви, можно лишь догадываться.

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН - герой романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1831). Блестящий столичный аристократ, последний отпрыск знатного дворянского рода и потому «наследник всех своих родных» (один из них - престарелый дядюшка, в чью деревню отправляется Е.О. в самом начале романа), он ведет жизнь праздную, беспечную, независимую, полную изысканных наслаждений и разнообразных «очарований». «Забав и роскоши дитя», он довольствуется домашним образованием и не обременяет себя службой (в реальной жизни это было практически невозможно). Но Е.О. не просто «молодой повеса», он - петербургский денди, что создает вокруг него ореол исключительности и загадочности. Как культурно-психологический феномен, дендизм «отличается прежде всего эстетизмом жизненного стиля, культом утонченности, красоты, изысканного вкуса во всем - от одежды, от «красы ногтей» до блеска ума». Он предполагает также культ собственной индивидуальности - «соединение неповторимой оригинальности, бесстрастного равнодушия, тщеславия, возведенного в принцип,- и не менее принципиальной независимости во всем» (А.Тархов).

Несомненная внутренняя оппозиционность такого типа поведения («не добиваться ничего, беречь свою независимость, не искать места - все это называется при деспотическом режиме быть в оппозиции»,- разъяснял как раз в»Шв.О. А.И.Герцен) нередко принимала политическую окраску, приводила к вольномыслию, увлечению освободительными идеями. Примером может служить общество золотой молодежи «Зеленая лампа» (ее членом был Пушкин), находившееся в сфере внимания декабристского «Союза Благоденствия». Не случайно описание времяпрепровождения петербургского щеголя в стихотворном сборнике «ламписта» Я.Толстого «Мое праздное время» (1821) стало одним из импульсов изображения дня Е.О. в первой главе.»Швнодушие к чинам и служебной карьере, культ праздности, изящного наслаждения и личной независимости, наконец, политическое вольнодумство образуют внутренне единый комплекс, характерный для поколения 1820-х гг. и запечатленный в образе Е.О.

Разумеется, о вольномыслии героя, о его причастности к околодекабристскому кругу говорить можно было лишь намеками. Но эти намеки многозначительны и красноречивы. Критическое отношение Е.О. к высшему свету и соседям-помещикам, добровольное деревенское отшельничество (своего рода внутренняя эмиграция), облегчение участи крепостных (вполне «декабристский» по духу жест), чтение Адама Смита, бывшего в ходу у декабристов, изображения Байрона и Наполеона - «властителей дум» поколения - в деревенском кабинете Е.О., долгие беседы и споры с Ленским на самые острые и животрепещущие темы современности, наконец, прямое сопоставление Е.О. с вольнодумцем, философом-денди Чаадаевым, упоминание о знакомстве героя с лихим гусаром, декабристом Кавериным, рассказ о его дружбе с героем-автором, опальным поэтом, и готовность Е.О. сопутствовать ему в побеге за границу - все это свидетельствует об истинном масштабе личности Е.О., о его принадлежности к героям времени, остро ощущавшим свою историческую предназначенность и общественную невостребованностъ, мучительно решавшим проблему выбора жизненного пути.

Беглость такого рода намеков - одна из главных особенностей повествования в «Евгении Онегине». Ее художественный эффект - в том, что повседневно-бытовой облик и поведение героя раскрываются здесь пространно и подробно, а о его внутреннем мире, его чувствах, переживаниях, взглядах говорится как бы мимоходом и вскользь. Эффект этот возможен потому, что живая, непринужденная беседа автора с читателем, имитирующая дружескую болтовню, предполагает, что и автор, и герой, и читатель - это «свои» люди, понимающие друг друга с полуслова.

Той же цели служат явные и скрытые сопоставления Е.О. с героями европейской и русской литературы: Фаустом, Чайяьд-Гарольдам, Адольфом Б.Констана, Мельмотом Скитальцем Ч.-Р.Метьюрина, грибоедовским Чацким, наконец, с пушкинскими Алеко и Пленником. Эти многочисленные аналогии помогают уяснить духовно-нравственный облик героя, понять мотивы его поступков, смысл переживаний и взглядов, они как бы договаривают то, что недоговорено автором. Такой способ изображения позволяет Пушкину отказаться от занимательности действия, внешней интриги и сделать главной пружиной развития сюжета драматические противоречия в характере Е.О.

Уже в первой главе, относительно самостоятельной и служащей предысторией героя, Е.О., вчера еще беспечный повеса и франт, гений в искусстве любви, переживает мучительный и острый духовный кризис, причины и последствия которого сложны и многообразны. Это и пресыщенность «вседневными наслаждениями», «блистательными победами»; это охлаждение чувств, мучительные воспоминания и угрызения совести; это и усиление оппозиционности, предчувствие конфликта с властью и отчуждения от общества (ожидание грядущей «злобы слепой Фортуны и людей», готовность к эмиграции). Наконец, мрачность и озлобленность Е.О., овладевшая им хандра, его равнодушие к жизни и презрение к людям, сходство с байроновским Чайльд-Гароль дом - все указывает на то, что душа Е.О. во власти демонизма - беспощадно-трезвого отношения к жизни, приправленного ядом сомнения в безусловности высших духовно-нравственных ценностей и общественных идеалов. Тем самым гражданские потенции героя поставлены под вопрос.

В «деревенских» главах (II-VI) демонизм Е.О. проявляется все более отчетливо и в конце концов приводит его к катастрофе. Герой проходит здесь ряд испытаний (отношения с обществом, дружба, любовь), ни одного из которых он не выдерживает. Глубоко презирая соседей-помещиков, невежд и крепостников, Е.О. тем не менее страшится их суда и принимает вызов Ленского на поединок. «Всем сердцем юношу любя», он - хотя и невольно - убивает на дуэли своего единственного друга. Сразу оценив душевную чистоту, абсолютную естественность, искренность Татьяны, столь несхожей со светскими красавицами, разгадав незаурядность ее натуры и ощутив свое внутреннее сродство с нею, Е.О., считая себя «инвалидом» в любви и «врагом Гимена», своей холодной проповедью причиняет ей невыносимые страдания, едва не погубившие героиню. («Увы, Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит!») Недаром в символически-вещем сне Татьяны Е.О. представляется ей не просто прямым убийцей, но и предводителем шайки «адских привидений», т.е. демоническим героем.

С другой стороны, новые для Е.О. деревенские впечатления, прикосновение к миру русской народности и старины, встреча с «русской душою» Татьяной - натурой цельной, решительной и страстной, дружба со своим антиподом - поэтом-романтиком, мечтателем-энтузиастом Ленским, готовым без раздумья пожертвовать жизнью во имя собственных убеждений и возвышенных идеалов,- подго-таачивают духовное обновление героя.

Потрясение, вызванное невольным убийством Ленского, открывает Е.О. опасность и гибельность демонического индивидуализма, приводит его к новому кризису, необходимости вновь изменить жизнь. Покинув места, «где окровавленная тень ему являлась каждый день», Е.О. отправляется в странствие по России. И не только для того, чтобы забыться в дороге: жизнь «без цели, без трудов» становится для него невыносимой.

Маршрут Е.О. не случаен. Его влекут места, связанные с героическими страницами русской истории: Нижний Новгород - «отчизна Минина», волжские просторы, овеянные легендами о Разине и Пугачеве, «жилище вольности» Кавказ, наконец, «брега Тавриды» - место ссылки Мицкевича и Пушкина. Ему необходимо своими глазами увидеть, каково современное состояние России, есть ли в ней источники и возможности осмысленной, исторически значимой деятельности. Итоги долгих странствий Е.О. безрадостны («тоска, тоска!..»). Героический период русской истории, кажется ему, остался в прошлом. В современности повсюду торжествует «меркантильный дух», мелкие, ничтожные интересы. Теперь лишь сфера частной жизни может оказаться для него спасительной. В таком душевном состоянии возвращается Е.О. в Петербург, где и происходит его новая встреча с Татьяной, уже чудесно преобразившейся, ставшей княгиней и придворной дамой - «законодательницей зал».

Противоречив и финал романа. С одной стороны, вспыхнувшая в душе героя страсть знаменует собой возможность и даже начало его духовно-нравственного обновления. С другой - безнадежная любовь к Татьяне приводит его на край гибели. И без того «на мертвеца похожий», Е.О. выслушивает суровую и убийственную для него отповедь Татьяны-княгини, а затем следует внезапное явление мужа-генерала, столь напоминающее явление статуи Командора в «Каменном госте».

Однако Пушкину важна именно принципиальная возможность нравственного возрождения Е.О., ибо подлинным героем романа является не он, а некий «сверхгерой» - современный человек вообще. С этой точки зрения Ленский, Е,О. и герой-автор, уже изживший демонический комплекс и как бы синтезирующий черты Е.О. и Ленского, представляют собой разные грани этого единого сверхгероя, закономерные этапы его эволюции.

Художественное исследование противоречивого сознания современного человека, его напряженно-конфликтных отношений с обществом и процесса его духовных исканий, впервые предпринятое Пушкиным в «Евгении Онегине», во многом определило магистральную линию развития русской литературы XIX»Шв. и породило целую галерею персонажей, генетически восходящих к Е.О., - от лермонтовского Печорина до героев Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.

Цитатная характеристика Е.Онегина

Образован: "... хоть не без греха;

Из Энеиды два стиха.

Онегин был знаком с поэзией, хотя

Не мог он ямба от хорея,

Как мы не бились отличить...

Зато читал Адама Смита!"

Имел достоинства которые ценили в обществе:

"Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писать;

Легко мазурку танцевал,

И кланялся не принужденно."

Не имеет навыков к труду:

"Онегин дома заперся,

Зевая, за перо взялся,

Ему был тошен; ничего

Не вышло из пера его..."

Глубоко страдал:

И мелет, грустью отуманен:

Зачем я пулей в грудь не ранен?

Зачем не хилый я старик,

Как этот бедный откупщик?

Я молод, жизнь во мне крепка;

Чего мне ждать? тоска, тоска!"

Охлаждён к жизни:

"...русская хандра

Им овладела понемногу;

Он застрелится, слава богу,

Попробовать не захотел,

Но к жизни вовсе охладел."

Мечтатель: "Мечта невольная преданность,

Непродолжительная странность

И резкий охлаждённый ум..."

Не верит в хорошое:

"Супружество нам будет мукой.

Я, сколько не любил бы Вас,

Привыкну разлюблю тотчас;"

Лицемер: "Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Казаться мрачным,изнывать;

Стыдлив и дерзок, а порой

Блистать послушною слезой!"

Цитатная характеристика

1. Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

1. Онегин был по мненью многих,

Ученый малый, но педант

2. Томясь душевной пустотой,

Уселся он - с похвальной целью

Себе присвоить ум чужой;

Отрядом книг уставил полку.

Читал, читал, а все без толку...

3. Имел он счастливый талант

Без принуждения в разговоре

Коснуться до всего слегка

С ученым видом знатока

4. Он знал довольно по латыни,

Чтоб Эпиграфы разбирать,

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить uale,

Да помнить, хоть не без греха,

Из Энеиды два стиха:

5. Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить,

Бранил Гомера, Феокрита,

Зато читал Адама Смита,

И был глубоким эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живёт, и почему,

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет:

6. Онегин:

Двойной лорнет скосясь наводит,

На ложи незнакомых дам;

И молвил:

"Всех пора на смену;

Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел"

7. Ему наскучил света шум:

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели:

Разлюбил он наконец

И брань, и саблю, и свинец

8. рано чувства в нем остыли

Друзья и дружба надоели.

9. Короче: русская хандра

Им овладела понемногу.

10. Онегин был готов со мною,

Увидеть чуждые страны;

Но скоро были мы судьбою,

На долгий срок разведены.

Отец его тогда скончался...

Вдруг получил он в самом деле,

От управителя доклад,

Что дядя при смерти в постели...

11. Судьба Евгения хранила:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l"Abbé, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил

12. Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде,

Как dandy лондонский одет -

И наконец увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

Всего, что знал еще Евгений,

Пересказать мне недосуг;

Но в чем он истинный был гений,

Что знал он тверже всех наук,

Что было для него измлада

И труд, и мука, и отрада,

Что занимало целый день

Его тоскующую лень,

14. Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным иль равнодушным!

Как томно был он молчалив,

Как пламенно красноречив,

В сердечных письмах как небрежен!

Одним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себя!

16. Как он умел казаться новым,

Шутя невинность изумлять,

Пугать отчаяньем готовым,

Приятной лестью забавлять,

Ловить минуту умиленья,

Невинных лет предубежденья

Умом и страстью побеждать,

Невольной ласки ожидать,

17. Как рано мог уж он тревожить

Сердца кокеток записных!

Когда ж хотелось уничтожить

Ему соперников своих.

18. Бывало, он еще в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут:

Там будет бал, там детский праздник.

Куда ж поскачет мой проказник?

С кого начнет он? Все равно:

Везде поспеть немудрено.

Покамест в утреннем уборе,

Надев широкий боливар3,

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвонит ему обед.

19. Второй Чадаев, мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт.

Он три часа по крайней мере

Пред зеркалами проводил

И из уборной выходил

Подобный ветреной Венере,

Когда, надев мужской наряд,

Богиня едет в маскарад.

20. Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

21. Но, шумом бала утомленный

И утро в полночь обратя,

Спокойно спит в тени блаженной

Забав и роскоши дитя.

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера.

22. Но был ли счастлив мой Евгений,

Свободный, в цвете лучших лет,

Среди блистательных побед,

Среди вседневных наслаждений?

Вотще ли был он средь пиров

Неосторожен и здоров?

23. И вас покинул мой Евгений.

Отступник бурных наслаждений,

Онегин дома заперся,

Зевая, за перо взялся,

Хотел писать - но труд упорный

Ему был тошен; ничего

Не вышло из пера его,

24. И уж заранее зевал,

Приготовляясь, денег ради,

На вздохи, скуку и обман

(И тем я начал мой роман);

Но, прилетев в деревню дяди,

Его нашел уж на столе,

Как дань готовую земле.

25. Два дня ему казались новы

Уединенные поля,

Прохлада сумрачной дубровы,

Журчанье тихого ручья;

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле;

Потом уж наводили сон;

Потом увидел ясно он,

Что и в деревне скука та же,

Хоть нет ни улиц, ни дворцов,

Ни карт, ни балов, ни стихов.

Хандра ждала его на страже,

И бегала за ним она,

Как тень иль верная жена.

26. Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

27. Но Ленский, не имев, конечно,

Охоты узы брака несть,

С Онегиным желал сердечно

Знакомство покороче свесть.

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья.

28. Меж ими все рождало споры

И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

29. Но чаще занимали страсти

Умы пустынников моих.

Ушед от их мятежной власти,

30. Один среди своих владений,

Чтоб только время проводить,

Сперва задумал наш Евгений

Порядок новый учредить.

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Зато в углу своем надулся,

Увидя в этом страшный вред,

Его расчетливый сосед;

Что он опаснейший чудак.

31. Сначала все к нему езжали;

Но так как с заднего крыльца

Обыкновенно подавали

Ему донского жеребца,

Лишь только вдоль большой дороги

Заслышат их домашни дроги, -

Поступком оскорбясь таким,

Все дружбу прекратили с ним.

«Сосед наш неуч; сумасбродит;

Он фармазон; он пьет одно

Стаканом красное вино

32. Так точно думал мой Евгений.

Он в первой юности своей

Был жертвой бурных заблуждений

И необузданных страстей.

Привычкой жизни избалован,

Одним на время очарован,

Разочарованный другим,

Желаньем медленно томим,

Томим и ветреным успехом,

Внимая в шуме и в тиши

Роптанье вечное души,

Зевоту подавляя смехом:

Вот как убил он восемь лет,

Утратя жизни лучший цвет.

33. Онегин жил анахоретом:

В седьмом часу вставал он летом

И отправлялся налегке

К бегущей под горой реке;

Певцу Гюльнары подражая,

Сей Геллеспонт переплывал,

Потом свой кофе выпивал,

Плохой журнал перебирая,

И одевался...

34. Прогулки, чтенье, сон глубокой,

Лесная тень, журчанье струй,

Порой белянки черноокой

Младой и свежий поцелуй,

Узде послушный конь ретивый,

Обед довольно прихотливый,

Бутылка светлого вина,

Уединенье, тишина:

Вот жизнь Онегина святая;

И нечувствительно он ей

Предался, красных летних дней

В беспечной неге не считая,

Забыв и город, и друзей,

И скуку праздничных затей.

35. Прямым Онегин Чильд-Гарольдом

36. Когда же дело до Евгенья

Дошло, то девы томный вид,

Ее смущение, усталость

В его душе родили жалость:

Он молча поклонился ей,

Но как-то взор его очей

Был чудно нежен. Оттого ли,

Что он и вправду тронут был,

Иль он, кокетствуя, шалил,

Невольно ль, иль из доброй воли,

Но взор сей нежность изъявил:

Он сердце Тани оживил.

37. В тоске сердечных угрызений,

Рукою стиснув пистолет,

Глядит на Ленского Евгений.

38. Хотя мы знаем, что Евгений

Издавна чтенье разлюбил,

Однако ж несколько творений

Он из опалы исключил:

Певца Гяура и Жуана

Да с ним еще два-три романа,

В которых отразился век

И современный человек

Изображен довольно верно

С его безнравственной душой,

Себялюбивой и сухой,

Мечтанью преданной безмерно,

С его озлобленным умом,

Кипящим в действии пустом.

Евгений Онегин.

Евгений Онегин - главный герой, по имени которого и назван роман. . Это молодой столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Его детство прошло в отрыве от всего русского, национального. Его воспитывал француз-гувернер, который,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил”.

Таким образом, воспитание и образование Онегина были достаточно поверхностными. Но пушкинский герой все же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. Он “знал довольно по-латыни, чтоб эпиграфы разбирать”, помнил “дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней. В глазах общества он был блестящим представителем молодежи своего времени, и все это благодаря безупречному французскому языку, изящным манерам, остроумию и искусству поддерживать разговор. Он вел типичный для молодежи того времени образ жизни: посещал балы, театры, рестораны. Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, успех в свете и у женщин - вот что привлекало главного героя романа.

Но светские развлечения ужасно надоели Онегину, который уже “давно зевал средь модных и старинных зал”. Ему скучно и на балах, и в театре: “...Отворотился- и зевнул, и молвил: "Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел"”. Это и неудивительно - на светскую жизнь у героя романа ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значительно выше типичных представителей светского общества. Поэтому со временем Онегин почувствовал отвращение к пустой праздной жизни. “Резкий, охлажденный ум” и пресыщение удовольствиями заставили Онегина разочароваться, “русская хандра им овладела”. “Томясь душевной пустотой”, этот молодой человек впал в депрессию. Он пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Первой такой попыткой была литературная работа, но “ничего не вышло из пера его”, так как система воспитания не научила его работать (“труд упорный ему был тошен”). Онегин “читал, читал, а все без толку”. На этом, правда, наш герой не останавливается. Проведя одну реформу, и ту от скуки, “чтоб только время проводить”, Онегин снова погружается в хандру. Это дает В. Г. Белинскому основание написать: “Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он... очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность”. Вместе с тем, мы видим, что Онегин не был чужд предрассудков света. Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу “старого” и “нового” в его сознании, сопоставляя его с другими героями романа: Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы. Особенно ярко раскрывается сложность и противоречивость характера пушкинского героя в его взаимоотношениях с Татьяной, дочерью провинциального помещика Ларина. В новом соседе девушка увидела тот идеал, который давно уже сложился у нее под влиянием книг. Скучающий, разочарованный дворянин ей кажется романтическим героем, он не похож на других помещиков. “Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви”, - пишет В. Г. Белинский о состоянии девушки, предоставленной целыми днями своим тайным мечтаниям:

Давно ее воображенье,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой;

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала... кого-нибудь

И дождалась... Открылись очи;

Она сказала: это он!

В душе Онегина проснулось все лучшее, чистое, светлое:

Мне ваша искренность мила,

Она в волненье привела

Давно умолкнувшие чувства.

Но Евгений Онегин не принимает любви Татьяны, объясняя это тем, что он “не создан для блаженства”, то есть для семейной жизни. Безразличие к жизни, пассивность, “желание покоя”, внутренняя опустошенность подавили искренние чувства. Впоследствии он будет наказан за свою ошибку одиночеством. В пушкинском герое есть такое качество, как “души прямое благородство”. Он искренне привязывается к Ленскому. Онегин и Ленский выделялись из своей среды высоким интеллектом и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков. Однако они были совершенно противоположными по характеру людьми. Один был холодным разочарованным скептиком, другой - восторженным романтиком, идеалистом.

Они сошлись.

Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень...

Онегин вообще не любит людей, не верит в их доброту и сам губит друга, убивая его на дуэли. После этих печальных событий, Онегиным овладевает «охота к перемене мест» и он уезжает путешествовать. Вернувшись в Петербург, на балу, Евгений Онегин встречает Татьяну, которая теперь замужняя женщина. В нем вспыхивает любовь к Татьяне, которая стала «равнодушною княгиней, неприступною богиней». Онегин томится и страдает, ищет ответного чувства. Но, увы! Онегин отвергнут.

Пушкин изображает в лице Онегина, конечно, эгоиста, но не самодовольного, а “страдающего”. Он слишком умен, чтобы быть довольным жизнью, собой, окружающими, но и никогда не станет менять себя и мир, чтобы улучшить их. “Тоскующая лень” - вот основная черта и беда его характера. “Упорный труд ему был тошен” - это основная причина, по которой Онегин никогда не изменится настолько, чтобы обрести счастье.

Центральный персонаж «Евгения Онегина», романа в стихах, именем которого произведение и названо, уроженец Петербурга, молодой дворянин, избалованный светскими вечерами и приёмами. Он холост и способен составить достойную партию любой из «элитных» невест. Манеры Евгения не просто хороши, они «вылощены» до блеска. И ему ничего не стоит вскружить голову даже самой избирательной даме.

Онегин хорош собой, обходителен, образован, одет по последней моде и внимательно следит за внешним видом. Несмотря на то, что герой прожил на свете чуть больше четверти века и постоянно находится в кругу шумных друзей, его существование отравлено депрессивным состоянием. Эта «благородная» хандра связана с неопределённостью, в которой живёт Евгений. Он тяготеет к вольной, ничем необремененной жизни, но среди праздной толпы чувствует себя одиноким. Чему хотел бы посвятить свою жизнь, пушкинский герой ещё не знает. Непостоянство в отношениях, званые вечера, светские беседы, где герою нет равных, ему порядком надоели. Но для того, чтобы посвятить себя упорному труду, Онегин слишком ленив. Возможно, так к молодому барину подкрался «кризис 30-ти лет».

Находясь на перепутье, он приезжает в глубокую провинцию, чтобы вступить в наследство, оставленное ему умирающим дядюшкой. Евгений останавливается в новом имении. И от неспешного деревенского быта начинает ещё больше хандрить. Чтобы как-то развеяться, он заводит дружбу с соседом, местным романтиком и поэтом Владимиром Ленским, который знакомит его с семьёй Лариных. Ленский сватается к их младшей дочери Ольге. Онегин же сразу отмечает, что её старшая сестра намного интереснее. Татьяна влюбляется в городского гостя буквально с первых минут знакомства. Воспитанная на французских романах, девушка пишет избраннику своего сердца письмо на французском языке, где признаётся ему в любви. Но пылкость девушки Евгений отвергает, так как понимает, что такая партия, как Татьяна Ларина, создана исключительно для отношений в браке. Жениться герой пока не готов.

Спустя некоторое время, Ленский привозит Онегина на званый вечер в доме Лариных. Справляются именины Татьяны. Евгению становится скучно, он злится на юного друга и ради «юмористической» мести танцует и флиртует с его невестой. Ленский из ревности вызывает городского пижона на дуэль. Шутка обращается трагедией — молодой поэт умирает во время поединка. Онегин покидает деревню и отправляется в длительное путешествие.

Вернувшись в Петербург через два года, герой встречается на балу с Татьяной, теперь уже замужней дамой. Продолжая любить его, девушка дала согласие на брак с богатым человеком, князем N. Теперь она холодна и неприступна для Онегина. Увидев её другой, Евгений понимает, что влюблён. Он пишет и передаёт Татьяне письма, но не получает ответов. Добившись личной встречи, Онегин пылко признаётся в любви. Но «новая» Татьяна твёрдо ему отказывает, объяснив, что он опоздал, и она никогда не нарушит клятвы верности супругу. Герой остаётся один и слышит, как приближаются шаги князя N.

Цитаты Онегина

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть...

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей...

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей...

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей...

Но жалок тот, кто всё предвидит,
Чья не кружится голова...

Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян...

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!...

Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!...

Слишком часто разговоры
Принять мы рады за дела...

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел...

Запретный плод вам подавай,
А без того вам рай не рай...

Любви все возрасты покорны...

Я думал: вольность и покой
Замена счастью.
Боже мой! Как я ошибся…