Огни, знаки и сигналы судов. Ходовые огни на небольших судах Ходовые огни на маломерных судах правила установки

03.07.2020

Огни и знаки

Правило 20. ПРИМЕНЕНИЕ

a.Правила этой Части должны соблюдаться при любой погоде.

b.Правила относящиеся к огням, должны соблюдаться от восходадо захода солнца,и в течении этого времени не должны выставляться другие огни, кроме таких огней, которые не могут быть ошибочно приняты за огни, предписанные этими Правилами, или ухудшить их видимость и отличительные характеристики, или служить помехой для должного наблюдения.

c.Огни, предписанные настоящими Правилами, должны, если они имеются на судне, также выставляться от восхода до захода солнца в условиях ограниченной видимости и могут выставляться при всех других обстоятельствах, когда это будет сочтено необходимым.

д.Правила,относящиеся к знакам, должны соблюдаться днем.

е.Огни и знаки,предписанные этими Правилами,должны соответствовать требованиям Приложения 1 к настоящим Правилам.

Правило 21. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Правило 21. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

a.«Топовый огонь» представляет собой белый огонь, расположенный в диаметральной плоскости судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 225° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза каждого борта.

b.«Бортовые огни» представляют собой зеленый огонь на правом борту и красный огонь на левом борту;каждый из этих огней освещает непрерывным светом дугу горизонта в 112,5° и установлен таким образом,чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза соответствующего борта. На судне длиной менее 20 м бортовые огни могут быть скомбинированны в одном фонаре, выставляемом в диаметральной плоскости судна.

c.«Кормовой огонь» представляет собой белый огонь, расположенный, насколько это практически возможно, ближе к корме,освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 135° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по корме до 67,5° в сторону каждого борта.

d.«Буксировочный огонь» представляет собой желтый огонь, имеющий такие же характеристики, как и «кормовой», описанный в пункте с) этого Правила.

е.«Круговой огонь» представляет собой огонь, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 360°. «Проблесковый огонь» представляет собой огонь, дающий проблески через регулярные интервалы с частотой 120 или более проблесков в минуту.

Правило 22. ВИДИМОСТЬ ОГНЕЙ

Правило 22. ВИДИМОСТЬ ОГНЕЙ

Огни, предписанные этими Правилами, должны иметь интенсивность, указанную в п.8 Приложения 1 к этим Правилам, с тем чтобы огни были видимы на следующих минимальных расстояниях:

a.На судах длиной 50 м или более: топовый огонь - 6 миль; бортовой огонь - 3 мили; кормовой огонь - 3 мили; буксировочный огонь - 3 мили; белый, красный, зеленый или желтый круговой огонь - 3 мили;

b.На судах длиной 12 м и более, но менее 50; топовый огонь - 5 миль, но если длина судна менее 20 м - 3 мили; бортовой огонь - 2 мили; кормовой огонь - 2 мили; буксировочный огонь - 2 мили; белый, красный, зеленый или желтый круговой огонь - 2 мили;

c.На судах длиной менее 15 м: топовый огонь - 2 мили; бортовой огонь - 1 мили; кормовой огонь - 2 мили; буксировочный огонь - 2 мили; белый, красный, зеленый или желтый круговой огонь - 2 мили; д. На малозаметных полупогруженных буксируемых судах или буксируемых объектах: белый круговой огонь - 2 мили;

Правило 23. СУДА С МЕХАНИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ НА ХОДУ

Правило 23. СУДА С МЕХАНИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ НА ХОДУ

а.Судно с механическим двигателем на ходу должно выставлять:

1. топовый огонь впереди;

2. второй топовый огонь позади и выше переднего топового огня, однако судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;

3. бортовые огни;

4. кормовой огонь;

Ь.Судно на воздушной подушке , находящееся в неводоизмещающем состоянии, в дополнение к огням, предписанным пунктом (а) этого Правила, должно выставлять круговой проблесковый желтый огонь.

с.i. Судно с механическим двигателем длиной менее 12 м может вместо огней, предписанных пунктом (а) этого Правила, выставлять белый круговой огонь и бортовые огни;

ii. судно с механическим двигателем длиной менее 7 м, имеющее максимальную скорость не более 7 узлов, может вместо огней, предписанных пунктом (а) этого Правила, выставлять белый круговой огонь и должно, если это практически возможно, выставлять также бортовые огни;

iii. топовый огонь или белый круговой огонь на судне с механическим двигателем длиной менее 12 м может быть смещен относительно диаметральной плоскости судна, если его установка в диаметральной плоскости практически невозможна; при этом бортовые огни должны быть скомбинированы в одном фонаре, установленном в диаметральной плоскости судна или насколько это практически возможно близко к продольной плоскости, в которой установлен топовый или белый круговой огонь.

Правило 24. СУДА, ЗАНЯТЫЕ БУКСИРОВКОЙ И ТОЛКАНИЕМ

Правило 24. СУДА, ЗАНЯТЫЕ БУКСИРОВКОЙ И ТОЛКАНИЕМ

a. Судно с механическим двигателем, занятое буксировкой, должно выставлять:

i. вместо огня, предписанного Правилом 23 (а)(i) или (а)(ii), два топовых огня, расположенных по вертикальной линии. Если длина буксира, измеренная от кормы буксирующего судна до кормы буксируемого, превышает 200 м - три таких огня.

ii. бортовые огни;

iii. кормовой огонь;

iv. буксировочный огонь, расположенный по вертикальной линии над кормовым огнем;

v. ромбовидный знак на наиболее видном месте, если длина буксира превышает 200 м.

b. Если толкающее судно и судно, толкаемое вперед, жестко соединены в сочлененное судно ,они должны рассматриваться как судно с механическим двигателем и выставлять огни, предписанные Правилом 23.

c. Судно с механическим двигателем, толкающее вперед или буксирующее лагом другое судно , должно, если оно не является частью сочлененного судна, выставлять:

i. вместо огня предписанного Правилом 23 (а) (i) или (а) (ii), два топовых огня, расположенных по вертикальной линии;

ii. бортовые огни;

iii. кормовой огонь;

d. Судно с механическим двигателем , к которому применяются пункты (а) или (с) этого Правила, должно также соблюдать Правило 23 (а) (ii).

e. Буксируемое судно или буксируемый объект, кроме указанных в пункте (g) этого Правила, должны выставлять:

i. бортовые огни;

ii. кормовой огонь;

iii. ромбовидный знак на наиболее видном месте, если длина буксира превышает 200 м.

f. Любое количество буксируемых лагом или толкаемых судов в группе должно быть освещено как одно судно:

i. судно,толкаемое вперед,если оно не является частью сочлененного судна, должно выставлять в передней части бортовые огни;

ii. судно, буксируемое лагом, должно выставлять кормовой огонь и в передней части - бортовые огни.

g. Малозаметные полупогруженные буксируемое судно или буксируемый объект, либо комбинация таких буксируемых судов или буксируемых объектов должна выставлять:

i. при их ширине менее 25 м - один белый круговой огонь в передней части или вблизи нее и такой же огонь в кормовой части или вблизи нее, кроме «драконов», которые могут не выставлять огонь в передней части или вблизи нее;

ii. при их ширине 25 м или более - два дополнительных белых круговых огня на боковых оконечностях или вблизи них;

iii. при их длине более 100 м - дополнительные белые круговые огни между огнями, предписанные подпунктами (i) и (ii), таким образом, чтобы расстояние между огнями не превышало 100 м;

iv. ромбовидный знак на кормовой оконечности последнего буксируемого объекта либо вблизи нее и, если длина буксира превышает 200 м,- дополнительный ромбовидный знак, установленный на наиболее видном месте впереди настолько, насколько это практически возможно.

h. Если по какой-либо существенной причине буксируемое судно или буксируемый объект не могут выставлять огни или знаки, предписанные пунктами (e) или (g) этого Правила, должны быть приняты все возможные меры для того, чтобы осветить буксируемое судно или буксируемый объект или по крайней мере указать на присутствие такого судна или объекта.

i. Если по какой либо существенной причине судно, не занимающиеся обычно буксировочными операциями, не может показать огни, предписанные пунктами a) или (с) этого Правила, то в случаях когда оно занято буксировкой другого судна, терпящего бедствия или нуждающегося в помощи, оно не обязано выставлять эти огни.
Все возможные меры должны быть приняты для того, чтобы показать характер взаимосвязи между буксирующим и буксируемым судами, как это установлено Правилом 36, в частности осветить буксирный трос.

Правило 25. ПАРУСНЫЕ СУДА НА ХОДУ И СУДА НА ВЕСЛАХ

Правило 25. ПАРУСНЫЕ СУДА НА ХОДУ И СУДА НА ВЕСЛАХ

a. Парусное судно на ходу должно выставлять:

i. бортовые огни;

ii. кормовой огонь;

b. На парусном судне длиной менее 12 м огни,предписанные пунктом (а) этого Правила, могут быть скомбинированы в одном фонаре,выставляемом на топе или около топа мачты на наиболее видном месте.

c. Парусное судно на ходу может в дополнение к огням , предписанным пунктом (а) этого Правила, выставлять на топе или около топа мачты на наиболее видном месте два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красный, а нижний - зеленым, но эти огни не должны выставляться вместе с комбинированным фонарем, разрешенным в соответствии с п.(b) этого Правила.

d.i. Парусное судно длиной менее 7 м , если это практически возможно, должно выставлять огни, предписанные пунктами (a) или (b) этого Правила, но если это судно их не выставляет, оно должно иметь наготове электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем, который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.

ii. Судно,идущее на веслах, может выставлять огни, предписанные этим Правилом для парусных судов, но если оно их не выставляет, оно должно иметь наготове электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем,который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.

e. Судно,идущее под парусом и в то же время приводимое в движение механической установкой , должно выставлять впереди на наиболее видном месте знак в виде конуса вершиной вниз.

Правила 26. РЫБОЛОВНЫЕ СУДА

Правила 26 РЫБОЛОВНЫЕ СУДА

a. Судно, занятое ловом рыбы, когда оно на ходу или на якоре, должно выставлять только огни и знаки, предписанные этим Правилом.

b. Судно, занятое тралением, т.е.протаскиванием драги или другого орудия лова в воде, должно выставлять:

i. два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть зеленым, а нижний - белым, или знак, состоящий из конусов вершинами вместе, расположенных по вертикальной линии один над другим; судно длиной менее 20 м вместо этого знака может выставлять корзину;

ii. огонь позади и выше зеленого кругового огня; судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;

iii. если судно имеет ход относительно воды, то в дополнении к огням, предписанным этим пунктом, - бортовые огни и кормовой огонь.

c. Судно, занятое ловом рыбы, за исключением судов, занятых тралением, может выставлять:

i. два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красным, а нижний - белым, или знак, состоящий из двух конусов вершинами вместе, расположенных по вертикальной линии один над другим; судно длиной менее 20 метров вместо этого знака может выставлять корзину;

ii. если выметанные снасти простираются в море по горизонтали более чем на 150 м от судна, то в направлении этих снастей - белый круговой огонь или знак в виде конуса вершиной вверх;

d. Судно, занятое ловом рыбы вблизи других судов, занятых ловом рыбы , может выставлять дополнительные сигналы, описанные в Приложении 2 к этим Правилам.

e. Судно, не занятое ловом рыбы , не должно выставлять огни и знаки, предписанные этим Правилом; оно должно выставлять только огни и знаки, предписанные для судов соответствующей длины.

Правило 27. СУДА, ЛИШЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЯТЬСЯ ИЛИ ОГРАНИЧЕННЫЕ В ВОЗМОЖНОСТИ МАНЕВРИРОВАТЬ

Правило 27. СУДА, ЛИШЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЯТЬСЯ ИЛИ ОГРАНИЧЕННЫЕ В ВОЗМОЖНОСТИ МАНЕВРИРОВАТЬ

a. (а) Судно,лишенное возможности управляться, должно выставлять:

i. два красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте;

ii. два шара или подобных знака, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте;

iii. если судно имеет ход относительно воды, то в дополнении к огням, предписанным этим пунктом,- бортовые огни и кормовой огонь.

b. Судно, ограниченное в возможности маневрировать, за исключением судна, занятого работами по устранению минной опасности, должно выставлять:

i. три круговых огня, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих огней должны быть красными, а средний - белым;

ii. три знака, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих знаков должны быть шарами, а средний ромбом;

iii. если судно имеет ход относительно воды,то в дополнении к огням, предписанным пунктом (i), - топовый огонь или огни, бортовые огни и кормовой огонь;

iv. если судно стоит на якоре, то в дополнении к огням или знакам, предписанным подпунктами (i) и (ii), - огонь, огни или знак, предписанные Правилом 30.

c. Судно с механическим двигателем, занятое такой буксировочной операцией, которая значительно ограничивает возможность буксирующего и буксируемого судов отклониться от своего курса , должно в дополнение к огням или знакам, предписанным Правилом 24 (а), выставлять огни и знаки, предписанные подпунктами (i) и (ii) пункта (b) настоящего Правила.

d. Судно,занятое дноуглубительными работами или подводными операциями, когда оно ограничено в возможности маневрировать, должно выставлять огни и знаки, предписанные подпунктами (i),(ii) и (iii) пункта (b) этого Правила, и, если существует препятствие для прохода другого судна, должно дополнительно выставлять:

i. два красных круговых огня или два шара, расположенных по вертикальной линии, - для указания стороны на которой существует препятствие;

ii. два зеленых круговых огня или два ромба, расположенных по вертикальной линии, - для указания стороны с которой может пройти другое судно;

iii. если оно стоит на якоре, - огни или знаки, предписанные этим пунктом, вместо огней или знаков,предписанных Правилом 30.

e. Если размеры судна, занятого водолазными работами, практически не позволяют ему выставлять все огни и знаки, предписанные пунктом (d) этого Правила, оно должно выставлять:

i. три круговых огня, расположенных по вертикали на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих огней должны быть красными, а средний огонь - белым;

ii. флаг А по Международному своду сигналов, изготовленный в виде жесткого щита высотой не менее 1 м. Должны быть приняты меры к тому, чтобы обеспечить круговую видимость этого флага.

f. Судно,занятое работами по устранению минной опасности , в дополнение к огням, предписанным для судов с механическим двигателем Правилом 23, либо к огням или знаку, предписанным для судна на якоре Правилом 30, соответственно должно выставлять три зеленых круговых огня или три шара.
Один из этих огней или знаков должен выставляться вблизи топа фок-мачты, а два других - на ноках фока-рея. Эти огни или знаки указывают, что другому судну опасно приближаться к судну, занятому работами по устранению минной опасности, на расстояние менее 1000 м.

g. Суда длиной менее 12 м, за исключением судов, занятых водолазными работами, не обязаны выставлять огни и знаки, предписанные этим Правилом.

h. Сигналы, предписанные этим Правилом, не являются сигналами судов, терпящих бедствия и требующих помощи. Такого рода сигналы приведены в Приложении 4 к настоящим Правилам.

Правило 28. СУДА, СТЕСНЕННЫЕ СВОЕЙ ОСАДКОЙ

Правило 28. СУДА, СТЕСНЕННЫЕ СВОЕЙ ОСАДКОЙ

Судно, стесненное своей осадкой, в дополнение к огням, предписанным Правилом 23 для судов с механическим двигателем, может выставлять на наиболее видном месте три красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии, или цилиндр.

Правило 29. ЛОЦМАНСКИЕ СУДА

Правило 29. ЛОЦМАНСКИЕ СУДА

a. Судно при исполнении лоцманских обязанностей должно выставлять:

i. на топе мачты или вблизи от него - два круговых огня, расположенных по вертикальной линии; верхний из этих огней должен быть белым, а нижний - красным;

ii. если оно на ходу, то дополнительно - бортовые огни и кормовой огонь;

iii. если оно стоит на якоре, то в дополнении к огням, предписанным подпунктом (i), - огонь или знак, предписанный Правилом 30 для судна на якоре.

b. Лоцманское судно, не занятое исполнением лоцманских обязанностей, должно выставлять огни или знаки, предписанные для подобного судна соответствующей длины.

Правило 30. СУДА НА ЯКОРЕ И СУДА НА МЕЛИ

Правило 30. СУДА НА ЯКОРЕ И СУДА НА МЕЛИ

a. Судно на якоре должно выставлять на наиболее видном месте:

i. в носовой части судна - белый круговой огонь или шар;

ii. на корме или вблизи от нее и ниже огня, предписанного подпунктом (i),белый круговой огонь.

b. Судно длиной менее 50 м может выставлять на наиболее видном месте белый круговой огонь вместо огней, предписанных подпунктом (а) этого Правила.

c. Судно на якоре может, а судно длиной более 100 м должно использовать также имеющиеся рабочие или другие равноценные огни для освещения своих палуб.

d. судно на мели должно выставлять огни, предписанные пунктом (а) или (b) этого Правила, и, кроме того на наиболее видном месте:

i. два красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии;

ii. три шара, расположенных по вертикальной линии.

e. Судно длиной менее 7 м на якоре или на мели, когда оно не находится в узком проходе, на фарватере, месте якорной стоянки или вблизи от них, а также в районах, где обычно плавают другие суда, не обязано выставлять огни или знаки, предписанные пунктами (а), (b) или (d) этого Правила.

f. Судно длиной менее 12 м на мели не обязано выставлять огни и знаки, предписанные подпунктами (i) и (ii) пункта (d) этого Правила.

Правило 31. ГИДРОСАМОЛЕТЫ

Правило 31. ГИДРОСАМОЛЕТЫ

Если гидросамолет практически не может выставлять огни или знаки, которые по своим характеристикам или расположению отвечали бы требованиям Правил этой Части, он должен выставлять огни и знаки, которые по своим характеристикам и расположению были бы настолько близки к требованиям Правил, насколько это возможно.

Огни, знаки и звуковые сигналы на речных судах

Порядок несения огней на речных судах, их расположение на судне, секторы освещения по горизонту для огней, имеющих одинаковое значение, аналогичны МППСС-72. Все огни должны включаться и гореть на судах от захода до восхода Солнца и во всякую погоду. В течение этого времени нельзя выставлять другие огни, которые могут быть ошибочно приняты за предписанные, ухудшить их видимость или служить помехой для наблюдений.

Установленные правилами знаки, заменяющие огни в светлое время суток, должны подниматься (выставляться) на своих местах от восхода до захода Солнца.

На судах Речного флота применяются следующие огни: топовый (белый), бортовые (зеленый на правом борту, красный на левом), кормовой (белый), буксировочный (желтый.), круговой (белый, желтый, оранжевый, красный или синий - в зависимости от назначения) и проблесковый (дающий регулярные проблески). Все эти огни имеют те же характеристики и расположение, что и у морских судов. Кроме того, на речных судах при расхождении применяется светоимпульсная (световая) отмашка - белый проблесковый огонь с дугой освещения в 112,5° от траверза судна с перекрытием диаметральной

Плоскости на 22,5° на правый и левый борта. Светоимпульсная отмашка применяется и ночью, и днем. Цвет отмашки может быть одинаков по цвету с соответствующим бортовым огнем. При отсутствии светоимпульсной отмашки она может быть заменена белым флагом днем и световой отмашкой ночью.

Согласно ППВВП речные суда на ходу обязаны нести следующие огни (правила 27, 28, 29 и 30):

1. Одиночное судно с механическим двигателем - топовый огонь (судно длиной 50 м и более может нести второй топовый огонь, при условии, что один из них должен быть расположен впереди и ниже другого), бортовые огни и три кормовых огня, расположенных треугольником основанием вниз (на судне шириной 5 м и менее - один кормовой огонь в диаметральной плоскости.

Кроме этих огней все остальные суда в зависимости от их назначения несут следующие огни:

2. Пассажирское самоходное судно, работающее на переправе или в границах порта, самоходный паром на ходу - желтый проблесковый круговой огонь.

3. Суда судоходного надзорамогут нести синий проблесковый круговой огонь.

4. Судно с нефтегрузами (их

Остатками, взрывчатыми или ядовитыми веществами) при расхождении или обгоне может показывать красный круговой огонь.

5. Суда, занятые толканием,несут три топовых огня и желтый буксировочный огонь. Топовые огни располагают треугольником основанием вниз, а верхний из них - в ДП. Толкаемые суда несут по одному топовому огню в носовой части (в составе нескольких буксируемых судов - на носовой части каждого переднего судна).

Рис. 144. Схема расположения огней на речных буксирах по старым правилам

Рис. 145. Схема расположения ходовых огней на речных буксирах по новым правилам плавания

6. Суда, занятые буксировкой на тросе, несут два топовых огня по вертикали и один кормовой огонь в ДП с желтым буксировочным огнем под ним (рис. 145).

При буксировке плотов (или плотов вместе с судами) вместо двух топовых огней включают три топовых огня по вертикали.

С удно, буксирующее судно с нефтегрузами (их остатками, взрывчатыми или ядовитыми веществами), может при расхождении или обгоне показывать красный круговой огонь.

При буксировке "под бортом" буксирующее судно должно нести те же огни, что и одиночное судно на ходу.

7. Несамоходные суда, буксируемые на тросе, под бортом, а также на стояке, должны нести следующие огни:

Одиночное длиной менее 50 м - один белый круговой огонь, который при буксировке под бортом может быть заменен топовым;

Одиночное длиной 50 м и более - по одному белому круговому огню в носу и в корме. Эти огни могут быть заменены на топовый и кормовой соответственно;

В составе нескольких судов - по одному белому круговому огню в носу и на корме каждого судна;

Груженные нефтегрузами или другими опасными грузами или веществами на стоянке кроме указанных огней должны нести один красный круговой огонь. Днем этот огонь заменяют сигнальным флагом (щитом) "Б" ("браво") по МСС;

Дебаркадер - один белый круговой огонь на мачте и один белый на стенке надстройки, видимый со стороны судового хода;

Паром канатной переправы на стоянке и в движении несет белый круговой огонь, а канат переправы освещается у каждого берега белым фонарем, прикрытым сверху защитным козырьком;

Несамоходное судно на мели несет стояночные огни и, если мимо возможен проход, белый круговой огонь на выступающей на судовой ход части судна. Если такого прохода нет, - три красных круговых огня (днем - три черных шара), расположенных вертикально.

Самоходные суда на стоянке должны нести следующие стояночные огни и знаки (правило 31):

1. Одиночное судно и толкачи или буксировщики с составом судов (плотами) - один белый круговой огонь в носовой части, один белый на краю мостика с ходовой стороны в секторе 180° и два кормовых огня, расположенных горизонтально. Судно шириной 5 м и менее - один белый круговой огонь на мачте.

Судно на якоре длиной 5 м и более днем несет черный шар в носовой части.

2. Судно с нефтегрузами или другими опасными грузами (веществами) кроме стояночных огней и знаков, указанных в п. 1, несет дополнительно и отдельно от них красный круговой огонь, а днем - сигнальный флаг (щит) "Б" ("браво").

3. Судно на мели кроме стояночных огней и знаков, установленных для него, несет белый круговой огонь на части судна, выступающей в судовой ход, белый круговой огонь (проход мимо возможен) или три красных круговых огня по вертикали (три черных шара днем), если проход невозможен.

Огни плотов, судов технического флота и рыболовных:

1. Плоты на ходу несут белые круговые огни, число которых зависит от длины плота (правило 32):

Плот и плот-сигара менее 60 м несут один белый круговой огонь в хвостовой части; длиной более 60 м - два таких огня, первый в головной части, второй на хвостовой;

При длине от 120 до 240 м - четыре белых круговых огня по углам плота;

При длине от 240 до 480 м - шесть белых круговых огней;

При длине 480 м и более добавляется по два огня по бортам плота через каждые 480 м.

2. Плоты на стоянке несут те же огни, что и на ходу.

3. Плавучие причалы-понтоны, насосные станции, купальни и т. п. несут в сторону судового хода белые круговые огни.

4. Дноуглубительный снаряд, работающий на судовом ходу, несет один зеленый огонь круговой на мачте; при работе на правой или левой стороне судового хода - два красных круговых огня или два зеленых таких же огня соответственно.

5. На плавучем грунтопроводе (рефулере) ставятся красные круговые огни при отвале грунта за правую кромку судового хода, белые такие же огни - за левую.

6. Многочерпаковый земснаряд, работающий на судовом ходу, несет один зеленый круговой огонь на мачте и дополнительные огни по бортам - два красных в сторону левой кромки судового хода и два зеленых в сторону левой кромки.

7. Суда, занятые подводными работами, несут ночью один зеленый круговой огонь на мачте, днем - сигнальный флаг (щит) "А" ("алфа") по МСС;
8. Судно, занятое водолазными работами, несет два зеленых круговых огня по вертикали, днем - два сигнальных флага (щита) "А" ("ал"фа").

9. Все суда технического флота, не занятые работами, на ходу и на стоянке несут такие же огни и знаки, как самоходные и несамоходные суда соответственно. На неработающем грунтопроводе выставляют белые круговые огни (правило 33).

10. Рыболовное судно, работающее у правого берега с сетью или неводом несет ночью на мачте два красных круговых огня; работающее у левого берега - два белых круговых огня; днем - два красных или два белых сигнальных флага соответственно (правило 34).

Вдоль выпущенных сетей выставляют круговые огни цвета огней соответствующих навигационных знаков (бакенов, буев). Судно - хозяин сетей преду-" преждает проходящие суда миганием красного огня при работе у правого берега или миганием белого огня - у левого берега. Днем - красным или белым флагом-отмашкой. Проходящее судно должно подтвердить сторону прохода отмашкой с соответствующего борта.

Судно, ловящее рыбу на озерах (водохранилищах) и на участках с кардинальной системой ограждения, несет:

При тралении - два круговых огня по вертикали (верхний - зеленый, нижний - белый), днем - знак из двух конусов по вертикали вершинами вместе или корзину, если длина судна меньше 20 м;

При других способах лова - два круговых огня по вертикали (верхний - красный, нижний - белый), днем - также знак из двух конусов или корзину.

Рыболовное судно, имеющее
ход, кроме этих огней несет бортовые и кормовой (кормовые) огни.

Звуковые сигналы, которыми предваряется каждый маневр речного судна, даются определенными звукосигнальными устройствами и могут ночью дублироваться светом (прожектором, белым круговым огнем) с расчетом не ослеплять других судоводителей. Нельзя подавать огни, которые могут быть ошибочно приняты за предписанные правилами (правила 35-39).

6. Сигналы бедствия аналогичны таким же сигналам по МППСС-72, за исключением выстрелов из пушки, которые за менены частым миганием круговым огнем, прожектором или вертикальным перемещением флага (ночью - огня) вверх-вниз (правило 40).

7. Сигнал "Прошу остановиться" подается горизонтальным движением флага-отмашки (днем) или белого огня (ночью) (правило 39).

Судовые огни несмотря на простоту конструкции имеют важнейшее значение для навигации, поскольку позволяют визуально распознать судно и его категорию, понять основные параметры движения судна без использования радиоэлектроники. В условиях плохой видимости, в ночное время, в тумане, при обильных осадках и любых других ситуациях, ухудшающих навигацию, на основании информации от судовых огней можно принять верное решение и снизить опасность столкновения судов, поэтому очень важно размещать огни на судне правильно, чтобы информация о нем и его перемещении была четко интерпретирована другими участниками движения.

Судовые огни также правильно называть навигационными огнями . Вне зависимости от названия судовые огни представляют собой электрические (или даже масляные) фонари с цветовым фильтром, из цвета которых и взаиморасположения на судне извлекается вся полезная информация. Даже если представить, что ни одно судно не оборудовано современными электронными навигационными системами, при движении судов и взаимном маневрировании вполне возможно опираться на данные судовых огней , сохраняя при этом достаточно высокий уровень безопасности.

В соответствии с Международными правилами предотвращения столкновения судов, известными как МППСС, судовые огни условно подразделяются на топовые, бортовые, кормовые, буксировочные, круговые и проблесковые. Российские правила добавляют к этому списку светоимпульсные отмашки , применяемые при совершении маневров. Навигационные огни позволяют распознать, к какой категории принадлежит судно, движется ли оно, стоит ли на месте.

Ночью наиболее важной информацией является не категория судна, а направление его движения (в случае, если судно не на стоянке). Для определения этого служат ходовые и стояночные навигационные огни . С помощью ходовых огней определяется курс, а стояночных – тип судна и груза на борту.

Для сигнальных огней правилами установлены угол раствора огня, направление, цвет и местоположение. Белые топовые огни размещаются на передней и задней мачтах, освещают сектор 225° вперед (по 112.5° в сторону по каждому борту) и различимы на дистанциях порядка пяти мор. миль. Задний топовый огонь устанавливается выше переднего. Для небольших судов достаточно одного белого топового огня . Кроме топовых огней на судно устанавливаются также бортовые огни : зеленый - 112.5° по правому, красный – 112.5° по лев. борту. Сектора их света не пересекаются, а только соприкасаются по продольной оси судна.

Навигационные белые кормовые огни располагаются на корме и освещают 135-градусный сектор в заднем направлении. Его границы соприкасаются с сектором топовых огней , поэтому топовые и кормовые огни не могут быть видны одновременно. При буксировке на корме буксирующего судна устанавливается буксировочный огонь желтого цвета, освещающий в кормовом направлении те же 135.

Круговые и проблесковые огни характеризуют назначение судна и наряду со всеми ходовыми огнями включены только при движении судна и выключены на стоянке. Комбинации огней позволяют оценить движение судов относительно друг друга, корректируя курс с тем. Чтобы исключить опасное сближение. Наибольшую опасность представляет встречное движение судов, суммарная скорость сближения которых превосходит скорость каждого судна по отдельности. Если наблюдатель на судне видит красный и зеленый бортовые огни одновременно – требуется срочно изменить курс, чтобы избежать столкновения. Если виден только один бортовой огонь (в сочетании с топовым), необходимо помнить, что справа опасен красный, а слева – зеленый.

Навигационные огни широко представлены в каталоге Интернет-магазина Маринэк . Компания предлагает судовые огни собственного производстваМиран СОФ , спектр которых позволяет полностью укомплектовать любое судно. Специалисты компании Маринэк проконсультируют вас по любым вопросам, связанным с требованиями к судовым огням в зависимости от типа вашего судна, его поднадзорности и районам плавания. Привлекательное соотношение цены и качества навигационных огней Миран СОФ делает предложение компании Маринэк одним из самых перспективных на рынке сигнальных средств РФ и ближнего зарубежья. Судовое оборудование от Маринэк – это полная гарантия его качества, услуги по монтажу, пусконаладке и техническому обслуживанию, широкий выбор брендов и огромный опыт работы в отрасли.

НОЧНОЕ ПЛАВАНИЕ

Ночной переход следует предпринимать только в случае, если на борту находится яхтсмен, имеющий опыт ночного плавания. Рулевому надо научиться оценивать дистанцию и направление только по компасам, звездам, навигационным огням и огням других яхт. Команда должна быть достаточно знакома с работой по управлению парусами, их постановкой и укладкой и уметь использовать все оборудование в темноте. Отлаженная система вахт (см. с. 157) обеспечит уверенность, что в любое время на борту яхты находится бдительная и обученная команда. Особое внимание следует уделять принятию мер безопасности и несению вахты при возникновении любых опасных ситуаций. Необходимо строго соблюдать непреложное правило - никому не выходить на палубу, не пристегнув страховочный пояс, даже в хорошую погоду. При подготовке к плаванию ночью старайтесь большую часть работы сделать до наступления темноты, включая смену или постановку парусов, которые понадобятся позднее. Желательно поставить паруса меньших размеров, так как ими легче управлять и они почти не ограничивают обзор. Только команде, обладающей опытом ночного плавания, можно ходить ночью со спинакером, поэтому обычно его заменяют стакселем на спинакер-гике, более легким в управлении. Окончив все приготовления, надо освободить палубу от ненужного оборудования, которое должно быть аккуратно уложено на свои места. Как только начнет смеркаться, следует выставить судовые навигационные огни.

Хотя в темноте яхта будет вести себя так же, как днем, ваши впечатления об условиях плавания, возможно, будут различными. Море может показаться более бурным, чем днем, и яхтсмен, не имеющий опыта ночного плавания, начнет нервничать и терять ориентацию. Рулевой, стараясь удержать яхту на курсе ночью, находится в полной зависимости от компаса, но очень важно, чтобы он не смотрел на него пристально и постоянно - его зрение в темноте ухудшается и могут заболеть глаза. Управляя яхтой, старайтесь в некоторые промежутки времени пользоваться звездами, пуной или любыми другими ориентирами, по компасу же только уточняйте курс. В ночное время гораздо труднее оценить правильность постановки парусов, поэтому периодически освещайте фонариком передние шкаторины. Будьте осторожны и не используйте на палубе огни, в которых нет необходимости, яркий палубный свет может ослабить остроту вашего зрения почти на 20 мин. Ночью в каюте следует пользоваться красным светом. Готовясь к плаванию ночью, надо обязательно просмотреть раздел, посвященный буям и знакам (см. с. 258).

НАВИГАЦИОННЫЕ ОГНИ

В ночное время присутствие других судов определяют главным образом по их навигационным огням. Различные комбинации огней показывают, идет яхта под двигателем или под парусом, стоит на якоре или буксируется. Они также позволяют приблизительно оценить размеры судна. Поскольку все комбинации огней запомнить трудно, на борту яхты необходимо иметь соответствующий справочник. Комбинации огней, наиболее часто встречающиеся в практике, показаны на рисунках справа. В основном используют белый кормовой огонь и бортовые отличительные огни - красный левого борта и зеленый правого борта. Суда под двигателем должны выставлять один или два (в зависимости от размера) топовых огня. Правилами определен сектор (угловой раствор), в пределах которого должен быть виден каждый огонь.

Так как огни могут быть сбиты со штатных мест или потеряны, надо периодически проверять правильность их установки. Парусные яхты длиной менее 7 м должны нести только один белый круговой огонь. Малые суда под двигателем (длиной менее 7 м и идущие со скоростью менее 7 уз) должны также выставлять один белый круговой огонь. Но в обоих случаях для большей безопасности, если возможно, лучше выставить требуемые навигационные огни.

Парусные яхты

Яхты длиной 7 м и более под парусами обязаны нести кормовой огонь с дугой освещения в 135°, симметричный относительно направления прямо по корме, и бортовые огни с дугой освещения в 112,5° каждый, считая от направления прямо по носу.

Яхты длиной менее 12 м

На таких яхтах бортовые и кормовой огни могут быть скомбинированы в одном фонаре на топе мачты, если яхты не идут под двигателем

Яхты, идущие под двигателем

В дополнение к кормовому и бортовым огням на мачте установлен белый огонь с дугой освещения в 225°. На яхтах длиной менее 20 м бортовые огни могут быть скомбинированы в одном фонаре (см. вверху)

Крупные суда с механическим двигателем

Суда длиной 50 м и более должны нести второй мачты с дугой освещения в 225°, расположенный выше и дальше в корму, чем топовый огонь на передней мачте

Суда, стоящие на якоре

Суда, стоящие на якоре, должны нести белый круговой огонь в носу. Суда длиной 50 м и более должны нести второй белый круговой огонь, расположенный ниже и дальше в корму, чем первый

Суда в стесненных обстоятельствах

Судно (см. вверху), ограниченное в возможности маневрировать из-за своей осадки, должно нести дополнительно три красных круговых огня на мачте. Вверху справа показаны буксир и буксируемое судно общей длиной до 200 м. Буксир должен нести дополнительно белый топовый огонь, расположенный над первым, и желтый огонь над кормовым. На буксируемом судне выставляют бортовые отличительные и кормовой огни. Судно с тралом (см. справа внизу) в дополнение к бортовым и кормовому огням должно нести круговые зеленый над белым огни

ПЛАВАНИЕ В ТУМАНЕ

Для небольших яхт туман представляет даже большую опасность, чем штормовая погода. Ухудшающаяся видимость повышает вероятность столкновения с другим судном, поскольку его иногда просто невозможно увидеть. Различают несколько видов тумана (см. с. 276), но все они являются источником опасности для небольших яхт. Если туман уже опустился или он ожидается, когда вы находитесь в гавани, выходить в плавание не следует, пока не прояснится. В противном случае вы будете подвергаться опасности. Если туман начинает собираться, когда вы находитесь в море, капитан должен организовать и провести подготовку, чтобы уменьшить риск столкновения с другими судами. Во время плавания желательно вести навигационную прокладку и при первом же признаке ухудшения видимости штурман, используя все имеющиеся в его распоряжении средства, должен уточнить местоположение яхты и проложить курс так, чтобы избежать района интенсивного движения судов и навигационно опасных вод. Затем ему следует постоянно уточнять координаты и стремиться держать яхту в безопасных водах, даже если придется полностью изменить первоначальный план перехода.

ПОДГОТОВКА К ПЛАВАНИЮ В ТУМАНЕ

Как только начинает собираться туман или вы входите в полосу тумана, капитан и команда должны провести ряд мероприятий, чтобы сделать яхту как можно заметнее. Следует поднять радиолокационный отражатель, если он не установлен на яхте постоянно. Необходимо начать подавать соответствующие туманные сигналы и зажечь на яхте ходовые огни. На носу и корме яхты для наблюдения и прослушивания сигналов других судов ставят членов команды в качестве смотрящих. Вся команда обязана надеть спасательные жилеты, но не должна пристегивать страховочные пояса, так как в случае столкновения может потребоваться прыгнуть за борт. Даже тем членам команды, которые отдыхают или спят в каюте, следует надеть спасательные жилеты и быть полностью готовыми к выходу на палубу. Находящиеся в форпике должны перейти в основную каюту, поскольку риск повреждения носовой части яхты во время столкновения наибольший. Желательно буксировать за яхтой тузик, --чтобы при необходимости его можно было немедленно использовать. Приготовьте спасательный плот, красную и белую сигнальные ракеты (фальшфейеры) для привлечения внимания в случае аварийной ситуации (см. с. 312). Очень важно поддерживать такую скорость яхты, чтобы она была достаточно высокой, если понадобится разойтись с другим судном, и, с другой стороны, достаточно медленной, чтобы вам хватило времени на принятие решения и выполнение маневра, когда вы увидите другую яхту (судно). В легкие ветры лучше всего воспользоваться двигателем, но его надо периодически глушить, чтобы послушать сигналы других судов. Если вам необходимо пересечь главный судоходный путь, делать это надо в направлении, перпендикулярном пути, и как можно быстрее. Один из способов уменьшить риск столкновения - идти в сторону мелководья, где не могут встретиться крупные суда. Однако надо помнить, что другие малые суда скорее всего поступят так же, поэтому наблюдайте за ними. Достигнув мелководья, при первой же возможности встаньте на якорь и подавайте соответствующие сигналы, постоянно контролируя обстановку. Хотя вы будете сигналить сами и слушать сигналы других судов, полностью полагаться на это нельзя и необходимо продолжать наблюдение. Впередсмотрящие на крупных судах могут быть оглушены шумом их собственных двигателей и ничего не подозревать о вашем присутствии. Поэтому никогда не настаивайте на своих правах и считайте себя зависимым от другого судна, стараясь первым произвести маневр во избежание столкновения. Если вы видите другое судно, то должны взять на себя ответственность за расхождение. Первым признаком появления другого судна на курсе столкновения с вами будет белый бурун у форштевня. Если вы идете прямо на него, постарайтесь повернуть яхту так, чтобы видно было не только бурун, но и контур судна. Тогда больше шансов, что носовая волна встречного судна оттолкнет вас в сторону. Если вы находитесь на сходящихся курсах с другим судном, поверните так, чтобы идти параллельно ему и разойтись за счет разности скоростей.

РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ ОТРАЖАТЕЛЬ

На борту многих крупных и рыболовных судов установлено радиолокационное оборудование для обнаружения препятствий. Чтобы парусная яхта могла быть обнаружена большим судном, надо правильно установить на ней пассивный радиолокационный отражатель соответствующего типа. Этот отражатель возвращает радарную волну к источнику (приемнику) излучения, и, если ваша яхта была обнаружена, она отразится на экране радара большого судна. Самое лучшее место для установки отражателя -это топ мачты, где его не могут закрыть паруса. Альтернативным решением будет поднять отражатель на ахтерштаге или флаг-фале у краспиц.

ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ

В тумане общепринято определять присутствие другого судна и обозначать нахождение вашей собственной яхты по сигналам туманной сирены, колоколов или гонгов. Использование различных сочетаний этих звуков позволяет различать идущие суда (под парусом или двигателем), стоящие суда (не на якоре и не у причала), а также суда, стоящие на якоре или сидящие на мели. Характер сигнала дает общее представление о размерах судна. Яхты длиной менее 12 м могут иметь только один тип звукового сигнала, который подается обычно туманным горном с баллоном сжатого воздуха (или свистком). Следует помнить, что баллоны разряжаются довольно быстро, поэтому всегда нужно иметь запасные. При необходимости другие звуки могут быть импровизированы. Суда длиной 12 м и более должны дополнительно нести колокол, а суда длиной 100 м и более - гонг. Сигналы горна (сирены) могут быть либо короткими (1 с), либо продолжительным (4-6 с), удары колокола могут быть одиночными или учащенными в виде звона продолжительностью 5 с. Гонг всегда звучит отдельно. Каждый набор сигналов следует повторять через определенные временные интервалы. Наряду с навигационными огнями очень важно знать наиболее общепринятые звуковые сигналы, показанные ниже. На борту яхты необходимо держать справочник, по которому можно справиться и о других видах сигналов. В переполненных акваториях иногда бывает трудно понять, откуда исходят сигналы и какое они имеют значение, так как туман часто искажает звук. Звуковые сигналы, подаваемые знаками навигационной обстановки, также затрудняют идентификацию звуков, но штурман должен уметь выделять их. Оборудование буя обычно отмечено на карте, а звуковой сигнал описан в лоции.

Огни и знаки визуальной сигнализации судов

Судно, стоящее на якоре, должно нести черный шар на такой высоте, чтобы он был виден со всех сторон.(Правила плавания по внутренним водным путям п.92)

2. Укажите сигнал, выставляемый днем на стоящем на мели судне, со стороны, с которой проход невозможен?

На судне, стоящем на мели, должны нестись установленные для него стояночные огни и, кроме того, на уровне плавучего знака:
- со стороны или сторон, с которых судовой ход свободен, - белый круговой огонь на части судна, выступающей в судовой ход;
- со стороны, с которой проход невозможен, - три красных круговых огня, днем - три черных шара, расположенных по вертикали на видном месте.(Правила плавания по внутренним водным путям п.88)

3. Чем занято судно, у которого поднят этот сигнал?
4. Какое из этих судов занято водолазными работами?
5. Какой из этих сигналов несет днем судно, занятое водолазными работами?

Судно, занятое водолазными работами, ночью должно нести два зеленых круговых огня, расположенных по вертикали, днем - два сигнальных флага "А".(Правила плавания по внутренним водным путям п.101)

6. Какие из перечисленных сигналов может подавать терпящее бедствие судно, которое просит помощи?
7. Какой из этих сигналов поднимается на судне, которое терпит бедствие?
8. Что означает поднятый на судне сигнал?

Когда терпящее бедствие судно нуждается в помощи, оно может показывать:
- флаг с находящимся над ним или под ним шаром или
аналогичным предметом;
- частое мигание круговым огнем, прожектором, вертикальное
перемещение огня;
- ракеты красного цвета;
- медленное повторяемое поднятие и опускание вытянутыми в сторону руками.(Правила плавания по внутренним водным путям п.96)


10. Какое из этих судов занято ловом рыбы?

Судно, занятое протаскиванием траловых сетей или другого орудия лова, должно, помимо сигнализации, предписанной другими положениями настоящих Правил, нести:
- ночью - два круговых огня, расположенные по вертикали (верхний - зеленый, нижний - белый, на расстоянии не менее 1м впереди и ниже топового огня);
- днем - два соединенных своими вершинами черных конуса, расположенные друг над другом.(Правила плавания по внутренним водным путям п.105)

11. Через сколько метров должны обозначаться круговыми огнями (красными - у правого берега, белыми или желтыми, или зелеными - у левого берега) сети, поставленные в непосредственной близости от судового хода?

Сети, поставленные в непосредственной близости от судового хода или на его части, должны обозначаться через каждые 100м на лодках или других приспособлениях круговыми огнями того же цвета, как и огни соответствующих плавучих навигационных знаков.(Правила плавания по внутренним водным путям п.87)

12. Какие из этих сигналов днем должно нести самоходное судно с ядовитыми или взрывчатыми веществами на мели?

Самоходные и несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов, или суда, которые не были дегазированы после перевозки таких грузов, должны нести красный конус вершиной вниз. На судне, стоящем на мели, должны нестись днем - три черных шара.(Правила плавания по внутренним водным путям п.91, 88)

13. Какое из этих судов является пассажирским и работает на переправе?

Пассажирские водоизмещающие самоходные суда, работающие на переправе или на внутригородских линиях в границах портовых вод, а также самоходный паром на ходу должны нести желтый проблесковый круговой огонь, расположенный выше топового. (Правила плавания по внутренним водным путям п.58)

14. Укажите огни судна на ходу, буксирующего смешанный состав?

Буксирующее судно должно нести:
- два топовых огня, расположенные по вертикали; при буксировке плота - три топовых огня, расположенные по вертикали;
- бортовые огни;
- кормовой огонь, расположенный в диаметральной плоскости, и буксировочный огонь над ним.(Правила плавания по внутренним водным путям п.61)

15. Укажите огни одиночного самоходного судна, которое следует на нас?
16. Какое это судно и в каком состоянии оно находится?
17. Какое судно должно нести ночью эти огни на ходу?
18. Что это за судно?

В соответствии с требованиями Правил указанные огни несут - парусное судно под мотором, маломерное моторное судно, одиночное самоходное судно длиной менее 50м. Эти огни видны когда судно находится на ходу и следует на наблюдателя.
Самоходное маломерное судно должно нести:
- топовый огонь;
- бортовые огни;
- кормовой огонь.
(Правила плавания по внутренним водным путям п.69)

19. Что это за судно?
20. Ч то делает это моторное маломерное судно за пределами судового хода?

Гребная лодка на ходу
Моторное маломерное судно стоит на якоре
Одиночное судно на стоянке должно нести:
- самоходное шириной 5 м и менее, несамоходное длиной до 50 м - один белый круговой огонь на мачте
(Правила плавания по внутренним водным путям п.78)

21. Как движется это моторное маломерное судно по отношению к наблюдателю?
22. Что это за судно?

Самоходное судно идет влево от наблюдателя или проходит мимо него левым бортом

23. Определите какому виду (типу) плавсредств принадлежит эта ночная сигнализация?

Дноуглубительный снаряд любой конструкции и назначения при работе на судовом ходу должен нести один зеленый круговой огонь на мачте; при работе на правой стороне судового хода - два красных круговых огня (тентовых), расположенных на носовой и кормовой частях на высоте тента с ходовой стороны; при работе на левой стороне - два зеленых круговых огня соответственно; при работе поперек судового хода (разработка траншей для подводных переходов и т.д.) два вышеуказанные тентовых огня должны быть расположены на носовой или кормовой частях земснарядов соответственно кромке.
(Правила плавания по внутренним водным путям п.97)

Парусное судно идет под мотором

Судно, идущее под парусом и одновременно использующее силовую установку, должно нести черный конус вершиной вниз на наиболее видном месте.(Правила плавания по внутренним водным путям п.90)

Парусное судно длиной более 20м. Идет на нас

20м и более

Идет на нас
Парусные суда должны нести - суда длиной 20 и более метров - бортовые огни, кормовой огонь и два круговых огня около топа мачты, расположенные вертикально, причем верхний огонь должен быть красным, а нижний - зеленым
(Правила плавания по внутренним водным путям п.71)

29. Какие пиротехнические средства обязательно должны находиться на борту маломерного судна 4 и 5 классов?

Фальшфейеры красного огня не менее 3-х штук

30. Какое движение флага-отмашки днем означает сигнал "Прошу остановиться"?

Горизонтальное движение флага-отмашки