Какая существует дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения. Теория всего

15.12.2020

Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения может применяться только к тем категориям работников, в чьи трудовые функции входит соблюдение и исполнение земельно-правовых норм. Поэтому привлечение к дисциплинарной ответственности работника возможно только в ситуации, когда его деяние нарушает одновременно нормы и трудового, и земельного права.

Как следует из буквального толкования п. 1 ст. 75 ЗК РФ, должностные лица и работники организаций несут дисциплинарную ответственность лишь за ограниченный и исчерпывающий перечень административно наказуемых правонарушений (ст. 8.1 КоАП РФ) и только в том случае, если организация за совершенные работником правонарушения сама привлечена (как юридическое лицо) к административной ответственности. В остальных случаях должностные лица и работники к дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения не привлекаются.

Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных па него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

Порядок наложения дисциплинарного взыскания следующий. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями

В соответствии с п. 1 ст. 76 ЗК РФ юридические лица и граждане обязаны в полном объеме возместить вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Данную редакцию нельзя считать удачной, поскольку вред может быть причинен действиями не только граждан и юридических лип, но и государственных и муниципальных органов власти, которые могут необоснованно привлечь лицо к ответственности либо отказать в предоставлении земельного участка.

Родовое понятие вреда сформулировано гражданским законодательством, понимающим под таковым материальный ущерб, который выражается в уменьшении имущества потерпевшего и (или) умалении нематериального блага (жизнь, здоровье и т.д.). Сформулирован в ГК РФ и принцип полного возмещения причиненного вреда (ст. 1064). Вред должен быть возмещен либо в натуре (посредством предоставления вещи того же рода и качества, исправления недостатков вещи и т.п.), либо в виде компенсации убытков, состоящих как из реального ущерба, так и упущенной выгоды (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Существуют некоторые особенности ответственности за вред, причиненный земельным участкам источником повышенной опасности. Согласно ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Применительно к земельным участкам родовое определение вреда следует конкретизировать. Поэтому под вредом, причиненным земельным правонарушением следует понимать вред, причиненный Российской Федерации и ее субъектам, муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам в результате умышленного или неосторожного нарушения требований земельного законодательства.

Несомненно, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в деликтных обязательствах ограниченно в силу своей специальной правоспособности, обусловленной их публично-правовым статусом. Однако в силу закона несомненно их участие в охранительных правоотношениях в случае причинения противоправными действиями вреда земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности (после ее окончательного разделения), либо земельным участкам как объектам природы и составной части окружающей среды.

Следовательно, сам вред, причиненный в результате земельного правонарушения, может иметь двоякий характер, а именно - причинять вред земельному участку как объекту природы (порча земель) либо быть следствием посягательств на отношения собственности на земельный участок как объект недвижимости (уничтожение межевых знаков). Например, самовольное занятие земельного участка как таковое не причиняет вред земле как природному объекту, посягая лишь на отношения собственности на него, однако будучи осуществленным без надлежащих правовых оснований может являться и источником экологически обусловленного вреда (например, самовольное занятие земельного участка для размещения отходов). В последнем случае данное правонарушение будут являться и экологическим правонарушением.

Необходимо обратить внимание на признак сочетания различных видов ответственности за некоторые земельные правонарушения. Например, в силу п. 2 ст. 74 ЗК РФ привлечение лица к административной ответственности не освобождает его от обязанности возместить причиненный вред. Поэтому, например, в случае привлечения лица к административной ответственности за порчу земель (ст. 8.6 КоАП РФ) указанный правонарушитель будет обязан кроме уплаты штрафа возместить вред земельному участку в силу п. 2 и 3 ст. 76 3 К РФ (гражданско-правовая ответственность).

Поскольку земля является составной частью окружающей среды, к данным правоотношениям применимо определение вреда окружающей среде как негативного изменения окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (ст. 1 Закона об охране окружающей среды). Согласно ст. 78 данного Закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Конкретизирован экологическим законодательством и принцип полного возмещения вреда. Согласно п. 2 ст. 77 Закона об охране окружающей среды вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности. Следовательно, в силу закона подлежит возмещению даже вред, причиненный правомерными действиями.

Лица, совместно причинившие вред, в соответствии с ч. 1 ст. 1080 ГК РФ несут солидарную ответственность перед потерпевшим. Суд вправе по заявлению потерпевшего и в его интересах возложить на указанных лиц долевую ответственность, исходя из степени вины каждого из них, а при невозможности определить степень вины - исходя из равенства долей (ч. 2 ст. 1080, п. 2 ст. 1081 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что при совершении экологического преступления несколькими лицами они несут солидарную ответственность за причиненный вред лишь по тем эпизодам, в которых установлено их совместное участие. Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда он причинен действиями, совершенными умышленно.

Упоминаемые в Законе об охране окружающей среды таксы для исчисления размера ущерба применяются для расчета ущерба лесному фонду, животному миру и водным биологическим ресурсам. В случае причинения вреда состоянию вод, атмосферного воздуха и земель (почв) применяются методики расчета ущерба.

Например, Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.07.2010 № 238), позволяет рассчитать в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам в результате:

  • а) химического загрязнения почв при поступлении химических веществ или смеси химических веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций химических веществ в почвах;
  • б) несанкционированного размещения отходов производства и потребления;
  • в) порчи почв из-за самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами.

Данная методика не распространяется на случаи загрязнения почв радиоактивными веществами, а также на случаи несанкционированного размещения радиоактивных отходов, биологических отходов, отходов лечебно-профилактических учреждений.

По фактическим затратам возмещается ущерб, когда отсутствуют соответствующие таксы и методики подсчета.

Одним из видов ответственности за правонарушение является дисциплинарная ответственность .

Дисциплинарной ответственностью является юридическая ответственность в порядке подчиненности по службе работников организаций всех форм собственности за совершение проступков, связанных с трудовой деятельностью, если эти проступки не могут быть квалифицированы как административные правонарушения или преступления .

Земельным кодексом РФ предусмотрена дисциплинарная ответственность должностных лиц и работников организации. Должностные лица и работники, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе , законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ .

Должностные лица и работники организаций, учреждений, предприятий в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными правовыми актами несут дисциплинарную ответственность.

В отличие от административной и уголовной ответственности , законченного перечня дисциплинарных проступков не существует – их характер и содержание определяются характером и содержанием производства и должностных обязанностей работника. Как правило, они должны быть отражены в инструкциях, положениях о функциях сотрудников. Применение к организации административного воздействия должно влечь дисциплинарную ответственность виновного работника в обязательном порядке.

Трудовым законодательством предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарного проступка:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Законодательством о дисциплинарной ответственности могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников иные виды дисциплинарных взысканий. Например, Законом «Об охране окружающей среды » предусмотрено, что руководители организаций, учреждений, предприятий, другие работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрений: за невыполнение планов и мероприятий по охране природы; за нарушение нормативов качества окружающей природной среды или природоохранительного законодательства.

Дисциплинарная ответственность в виде замечания, выговора или увольнения применяется работодателем за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Этот вид юридической ответственности наступает за невыполнение требований трудового индивидуального и коллективного договоров , норм экологического законодательства.

1. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения применяется за совершенные дисциплинарные проступки при исполнении работниками земельного контроля и другими лицами своих трудовых обязанностей, например неаккуратное оформление протоколов об административных проступках, документов государственного земельного кадастра, ненадлежащее исполнение работ при подготовке почвы для посева сельскохозяйственных культур и т.п. Она предусматривается соответствующими статьями Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Мерами дисциплинарных взысканий могут быть: замечание, выговор, увольнение с работы (ст. 192 ТК РФ). Они налагаются руководителем организации на подчиненных ему по службе работников. Расширять названный перечень взысканий запрещено.

Дисциплинарным проступком работника могут быть признаны только такие его противоправные действия или бездействие, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей. Не может, например, считаться дисциплинарным проступком отказ работника от выполнения общественного поручения или нарушение им правил поведения в общественных местах и т.п. Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей признается виновным, если работник действовал умышленно или по неосторожности. Умышленная вина предполагает определенное волевое решение (действие или бездействие), направленное на нарушение установленных правил поведения. Неосторожность как форма вины имеет место тогда, когда работник не предвидит последствий своего противоправного действия или бездействия, хотя должен был предвидеть, либо когда он предвидит такие последствия, но легкомысленно надеется их предотвратить. Не может считаться виновным невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по причинам, не зависящим от работника (например, из-за отсутствия необходимых материалов или орудий производства, из-за недостаточной квалификации работника, его нетрудоспособности и т.п.).

2. Различают общую и специальную дисциплинарную ответственность. Общая дисциплинарная ответственность регулируется Трудовым кодексом и распространяется на всех работников организаций, кроме тех, для которых установлена специальная дисциплинарная ответственность. Специальная дисциплинарная ответственность установлена уставами и положениями о дисциплине для некоторых ответственных категорий работников. Установление специальной дисциплинарной ответственности обусловлено спецификой трудовых функций, выполняемых этими работниками. Эта дисциплинарная ответственность предусматривает ряд более строгих, по сравнению с общей дисциплинарной ответственностью, мер взыскания, а также в некоторых случаях расширяет понятие дисциплинарного проступка. Некоторые особенности привлечения к дисциплинарной ответственности установлены для государственных служащих.

Необходимо дисциплинарную ответственность как форму юридической ответственности отличать от ответственности, предусмотренной нормами административного права, о чем говорилось выше. Итак, дисциплинарная ответственность различается: по характеру правонарушений, за которые наступает та или иная ответственность; по субъектам, имеющим право налагать взыскания; по кругу лиц, которые могут быть привлечены к ответственности, а также по видам применяемых к ним мер взыскания. В отличие от дисциплинарной ответственности, которая, как уже отмечалось, наступает за нарушение трудовой дисциплины, административная ответственность наступает за совершение административного проступка, предусмотренного КоАП РФ.

Дисциплинарные взыскания налагаются администрацией только той организации, с которой работник состоит в трудовых правоотношениях. Право применять административные меры взыскания предоставлено специально уполномоченным органам или лицам, с которыми правонарушитель не связан трудовыми отношениями (например, государственные инспекторы в области охраны земель, органы милиции и др.). Если основным видом административного взыскания является штраф, то штраф как вид взыскания законодательством о труде не допускается. Поэтому такая ответственность не может быть применена за совершение дисциплинарного проступка.

Право выбора конкретной меры дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законодательством принадлежит администрации, которая, однако, должна учитывать степень тяжести совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника и др. При применении такой меры взыскания, как увольнение с работы, необходимо учитывать, что оно допускается только в случаях, прямо предусмотренных в законе.

Применение взыскания за совершение дисциплинарного проступка является правом, а не обязанностью администрации. Она может, учитывая все обстоятельства дела, не налагать взыскание на работника, совершившего те или иные упущения по службе.

При наложении дисциплинарных взысканий необходимо соблюдение правил ТК РФ. В соответствии с ними администрация обязана для выяснения всех обстоятельств совершения дисциплинарного проступка, а также степени вины работника, совершившего проступок, затребовать от него письменное объяснение. Такое объяснение должно быть затребовано до применения к работнику той или иной меры взыскания. Отказ работника дать письменное объяснение не может служить препятствием для применения взыскания. При отказе работника дать письменное объяснение по существу совершенного проступка составляется акт с указанием присутствовавших при этом отказе свидетелей. В случае спора о правомерности применения дисциплинарного взыскания такой акт будет являться доказательством соблюдения администрацией правил привлечения к дисциплинарной ответственности.

1. Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на земли, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

2. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 75 ЗК РФ

1. Как и за другие правонарушения, дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения могла бы стать самой эффективной вследствие оперативности ее наложения и приближения к трудовой деятельности, приносящей наибольший ущерб земельным ресурсам.

Дисциплинарной ответственностью является юридическая ответственность в порядке подчиненности по службе работников предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности за совершение проступков, связанных с трудовой деятельностью, если эти проступки не могут быть квалифицированы как административные правонарушения или преступления, предусмотренные КоАП и УК .

Дисциплинарная ответственность наступает при наличии определенных условий и обстоятельств, широко применяется в природоресурсных и природоохранных отношениях, может наступать в том порядке и тогда, в каком и когда она предусматривается в нормативных правовых актах — Трудовом кодексе РФ (далее — ТК), вступившем в действие с 1 февраля 2002 г., уставах, правилах внутреннего трудового распорядка, иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, принимаемых в организации.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3; 2002. N 30. Ст. 3014; Ст. 3033; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 18. Ст. 1690; N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 27; N 19. Ст. 1752; 2006. N 27. Ст. 2878; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 34.

В региональных и локальных нормативных правовых актах могут предусматриваться профессиональные обязанности работников в области земельных отношений и меры соответствующего дисциплинарного воздействия за их невыполнение — это относится к работникам ферм, цехов, установок, служб предприятий, учреждений, организаций, охотхозяйств.

Согласно ст. 192 ТК РФ не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. Дисциплинарная ответственность в виде замечания, выговора или увольнения применяется работодателем за неисполнение либо ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Этот вид юридической ответственности наступает за невыполнение требований трудового индивидуального и коллективного договоров, норм земельного, экологического законодательства.

В отличие от административной и уголовной ответственности, законченного перечня дисциплинарных проступков не существует — их характер и содержание определяются характером и содержанием производства и должностных обязанностей работника. Как правило, они должны быть отражены в инструкциях, положениях о функциях сотрудников. Применение к организации административного воздействия за указанные в ч. 1 комментируемой статьи правонарушения должно влечь дисциплинарную ответственность виновного работника в обязательном порядке. В остальных случаях дисциплинарная ответственность наступает по указанным выше основаниям.

В ст. 191 ТК предусматривается поощрение работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, — объявление благодарности, выдача премий, награждение ценным подарком, почетной грамотой, представление к званию лучшего по профессии. В коллективном договоре или правилах внутреннего трудового распорядка организации могут определяться другие виды поощрений, в том числе за грамотное, надлежащее выполнение своих земельных обязанностей.

Проявлением дисциплинарного воздействия может служить депремирование, лишение иных средств поощрений за нарушения требований земельного законодательства, которые необходимо соблюдать на рабочем месте. В современных рыночных условиях депремирование и лишение иных средств поощрения может служить эффективным рычагом воздействия на работника в направлении соблюдения им дисциплины в области охраны и использования земель.

2. Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями может предусматриваться и конкретизироваться материальная ответственность работников и работодателей, обусловленная необходимостью возмещения причиненного ущерба в дисциплинарном порядке в соответствии со ст. ст. 232 — 250 ТК и иными федеральными законами.

Все работники обязаны бережно относиться к имуществу предприятия, предпринимателя, фермера, организации-работодателя, к земле как к природному объекту и природному ресурсу, к земельному участку и его частям, к объектам животного мира и иным объектам охраны окружающей среды, принимать меры к предотвращению экологического и иного ущерба.

Администрация организации, работодатель обязаны создавать работникам условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного им имущества, земли и иных объектов охраны окружающей среды. Но в случае виновного причинения работником ущерба при исполнении трудовых обязанностей наступает материальная ответственность работника. В соответствии с ТК при определении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб; неполученные доходы не учитываются. Недопустимо возложение на работника ответственности за такой ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственно-хозяйственного риска.

Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя не позднее месяца со дня окончательного установления размера ущерба. Причинивший ущерб работник может добровольно возместить его полностью или частично; с согласия администрации он может передать для возмещения ущерба имущество или исправить поврежденное.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить ущерб, а сумма, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке. Суд может с учетом степени вины, конкретных обстоятельств и материального положения работника уменьшить размер ущерба, подлежащего возмещению. Снижение подлежащего возмещению размера ущерба недопустимо, если он причинен преступлением, совершенным с корыстной целью.

Общим правилом является возмещение ущерба в пределах среднего месячного заработка. Однако полный размер ущерба свыше среднего месячного заработка возмещается в случаях:

— когда ущерб причинен преступными действиями работника, установленными приговором суда;

— когда в соответствии с федеральным законодательством на работника возложена полная материальная ответственность за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

— когда ущерб причинен работником не при исполнении трудовых обязанностей;

— когда ущерб причинен работником, находившимся в нетрезвом состоянии и т.д.

При совместном выполнении работниками отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого работника и заключить с ним договор о полной материальной ответственности, может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность.

Письменный договор о коллективной ответственности заключается между организацией, работодателем и всеми членами коллектива (бригады). Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям на основании данных бухгалтерского учета исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, за вычетом износа по установленным нормам в соответствии со ст. ст. 244 — 247 ТК.

При хищении, недостаче, умышленном уничтожении или порче материальных ценностей ущерб также определяется по ценам, действующим в данной местности на день причинения ущерба. Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких работников, определяется для каждого из них с учетом степени вины, вида и предела материальной ответственности.

Привлечение работника к материальной ответственности и возмещение им ущерба производятся согласно ст. 248 ТК независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действие (бездействие), которым причинен экологический или иной ущерб организации.
———————————
См.: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.П. Орловского. М., 2007.

Важно заметить, что одним из видов ответственности за правонарушение будет дисциплинарная ответственность.

Дисциплинарной ответственностью будет юридическая ответственность в порядке подчиненности по службе работников организаций всех форм собственности за совершение проступков, связанных с трудовой деятельностью, если данные проступки не могут быть квалифицированы как административные правонарушения или преступления.

Земельным кодексом РФ предусмотрена дисциплинарная ответственность должностных лиц и работников организации. Должностные лица и работники, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими ϲʙᴏих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Должностные лица и работники организаций, учреждений, предприятий в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными правовыми актами несут дисциплинарную ответственность.

В отличие от административной и уголовной ответственности, законченного перечня дисциплинарных проступков не существует – их характер и содержание определяются характером и содержанием производства и должностных обязанностей работника. Как правило, они должны быть отражены в инструкциях, положениях о функциях сотрудников. Применение к организации административного воздействия должно влечь дисциплинарную ответственность виновного работника в обязательном порядке.

Трудовым законодательством предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарного проступка:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим основаниям.

Законодательством о дисциплинарной ответственности могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников иные виды дисциплинарных взысканий. К примеру, Законом «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что руководители организаций, учреждений, предприятий, другие работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрений: за невыполнение планов и мероприятий по охране природы; за нарушение нормативов качества окружающей природной среды или природоохранительного законодательства.

Дисциплинарная ответственность в виде замечания, выговора или увольнения применяется работодателем за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Этот вид юридической ответственности наступает за невыполнение требований трудового индивидуального и коллективного договоров, норм экологического законодательства.