Вопросы уровня с по биологии.

08.03.2024

Щитовидная железа регулирует обмен калия, так как она очень сильно влияет на работу нервной системы. Дело в том, что в основе передачи нервного импульса лежит натрий–калиевый насос, при котором идет миграция ионов калия и натрия сквозь мембрану. Подобный вопрос был в тестовой части ЕГЭ 2017: надо было поставить соответствие, какая из двух желез регулирует обмен калия, поджелудочная или щитовидная. Проблема в том, что четкого ответа на этот вопрос не было ни в одном учебнике и пособии по биологии.

Спора: зародыш или клетка?

Один из учеников написал, что спора – это одноклеточный зародыш растения. Это не так. Спора – это гаплоидная клетка, используемая для бесполого размножения, либо для распространения. Какова судьба споры? У растений она делится митозом. Например, у цветковых растений мужская спора превращается после двух митозов в два спермия и вегетативную клетку. А женская спора внутри цветка делится митозом трижды и обеспечивает формирование восьми ядер зародышевого мешка семязачатка. Зародыш у растений образуется из зиготы после оплодотворения. Из него образуется семя у голосеменных и цветковых. Я прихожу к выводу, что репетитору и родителям надо проверять почасовой план подготовки домашних заданий учеников на каждую неделю. Как только каждый ученик будет следовать своему плану настойчиво и строго, балл на ЕГЭ резко взлетит.

Что кодирует генетический код?

Один из учеников дал странное пояснение о том, что «таблица генетического кода кодирует иРНК». Если уж в ней что-то кодируется, что триплеты иРНК кодируют аминокислоты. Некорректно писать, что сама таблица что-то кодирует. Сейчас я веду речь о стандартной задаче по цитологии. Проблема в том, что в ней требуется написать пояснение. Как видите, ученики нередко пишут что-то странное. В конкретной задаче надо было написать так: «Аминокислоты кодируются триплетами иРНК, которые комплементарны антикодонам тРНК. Найдем по антикодону тРНК ГЦА триплет иРНК ЦГУ. Далее смотрим по таблице аминокислоту, которую он кодирует – Арг». Вот таков верный текст ответа, если вам в задаче по цитологии (27-й вопрос) дан антикодон тРНК.

Кочан, «белковая» оболочка и размножение земноводных

Ключевая идея ответов на ЕГЭ по биологии: вы должны дать наиболее полный, развернутый ответ. Обрывчатые, краткие ответы не подходят. Они редко раскрывают полный смысл. Например, ученица не написала, что кочан капусты – это видоизмененный побег. Итог: 1 балл сняли. Да, кочан фактически еще и почкой является, но и побегом! И это важно указать. К тому же надо помнить, что почка – это зачаточный побег. В этом случаем кочан – это не типичная почка, а видоизмененная. Мелкие неточности в написании ответа также приводят к потере баллов. Например, ученик написал не «белочная», а «белковая» оболочка. Балл сняли. «Белковой» оболочки глаза не существует.

Если вы видели на картинке земноводных (лягушек), которые спариваются, это не значит, что у них внутреннее оплодотворение. У многих лягушек оно внешнее (наружное), как и у большинства земноводных. Но, безусловно, есть хвостатые земноводные с внутренним оплодотворением.

Морфологические изменения возникли у предков человека

Привожу еще один яркий вопрос ЕГЭ 2017 года. «Какие морфологические изменения возникли у предков человека в процессе формирования верхних конечностей для того, чтобы добывать огонь и использовать орудия труда?» Возможно, вопрос в эталонном варианте звучал немного по-другому. Но пока он есть у меня именно в таком виде (передали ученики).

1. Развитие пятипалой верхней конечности хватательного типа и кисти с большим количеством подвижных суставов.

2. Противопоставление большого пальца остальным (и его развитие), что обеспечивает мелкие манипуляции руками.

3. Развитие мускулатуры верхних конечностей, плечевого пояса, изменения в строении осевого скелета, поясов конечностей и свободных конечностей (расширение грудной клетки, укорочение верхних конечностей, уменьшение их размеров) – все это обеспечило рукам большую подвижность.

4. Увеличение объема головного мозга, рост коры больших полушарий мозга обеспечило человеку более сложное поведение, необходимое для сознательной и трудовой деятельности.

Не вижу смысла комментировать каждый пункт. Единственный момент: пункт 3 можно было бы развернуть подробнее в части раскрытия изменений, обусловленных прямохождением. Но обратите внимание, здесь довольно общий вопрос. Процесс формирования конечностей шел параллельно с развитием мозга, о чем написано в пункте 4. Напомню, что в вопросе ЕГЭ об изменениях скелета, обусловленных трудом, мы упоминаем не только противопоставление большого пальца, но и преобладание мозгового отдела черепа над лицевым.

Среднее общее образование

Линия УМК В. В. Пасечника. Биология (10-11) (баз.)

Линия УМК И. Н. Пономаревой. Биология (10-11) (баз.)

Линия УМК И. Н. Пономаревой. Биология (10-11) (углуб.)

Линия УМК Н. И. Сонина. Биология (10-11) (Б)

Готовимся к ЕГЭ по биологии. Задание 22

ЕГЭ 2018 года будет сложнее экзаменов прошлых лет. В особенности серьезные трудности может вызвать задание №22, которое и раньше давалось далеко не всем. Георгий Лернер, долгие годы работавший заместителем председателя предметной комиссии по биологии, представляет общие советы по подготовке к экзамену и возможные формулировки творческого задания.

Чего ждать в этом году?

Произошло обновление предметной комиссии. Эксперты стремятся представить задания, направленные на общие учебные умения – в том числе и творческие, это связано с ориентацией на новую систему образования.

Ученикам придется показать знание всевозможных тонкостей и деталей. Выпускникам необходимо повторить систему органов дыхания и уметь ее сравнивать с системами дыхания других организмов, знать свойства каждого отдела пищеварительной и нервной систем. Причем не просто усвоить факты из учебника, но и уметь их интерпретировать, объяснять, соотносить, связывать.

В этом году могут встретиться вопросы и на интерпретацию данных эксперимента. Чтобы дать правильный ответ, ученику понадобится методологическая терминология. Кроме того, нужно отработать вопросы на знание селекции, биотехнологии, методов получения новых сортов растений, пород, лекарств – им будет уделять значительное внимание в ЕГЭ.

Специалисты отмечают, что в подготовке к экзамену важно делегировать большую часть работы непосредственно ученику. Преподаватель должен исполнять роль скорее консультанта и корректора, а прорабатывать материал ребенку лучше самостоятельно.

Примеры вопросов

Задание № 22 остается практико-ориентированным и двухбалльным (оценивается по двум критериям). На примере возможных формулировок этого задания рассмотрим, каким темам нужно уделить особое внимание при подготовке.

Методы исследования

Пример 1: Кожицу лука поместили в концентрированный раствор соли. Объясните, что произойдет в клетках. Какие научные методы применяются в этом исследовании?

В ответе необходимо указать такие методы как эксперимент и микроскопия (наблюдение), а также уточнить, что в клетках произойдет отслоение протопласта (цитоплазмы) от клеточной стенки (плазмолиз) из-за того, что вода из клетки поступает в раствор, где концентрация соли выше (благодаря осмосу).

Пример 2: У мальчиков с синдромом Клайнфельтера набор половых хромосом – ХХУ. Объясните, как могла возникнуть такая аномалия. Какой метод позволяет ее установить?

Дети легко решают такие задания, но иногда путаются в методах. В данном случае мы видим нарушение мейоза в материнском или отцовском организме, что при гаметогенезе приводит к образованию гамет, содержащих хромосомы ХХ или ХУ, соответственно. Метод: цитогенетический (микроскопия).

Анализирующее скрещивание

Пример: В хозяйство приобрели безрогого черного быка и хотят убедиться в его чистопородности (эти признаки доминируют над рогатостью и красной окраской шерсти). Какое скрещивание необходимо провести и какое потомство должно получиться, если бык чистопородный?

В ответе необходимо обозначить термин «анализирующее скрещивание». Если купленный бык чистопороден (ААВВ), то все потомство будет безрогим, черным (АаВв).

Нераспространенные растения

Пример 2: Объясните, какие биотические связи складываются между деревьями тропического леса и поселившимися на них орхидеями.

Растительные гормоны

Пример: Соцветие подсолнуха – корзинка – постоянно обращено к солнцу. Объясните, какой растительный механизм обеспечивает этот поворот.

Для ответа ученику нужно понимать механизм изменения формы растения в зависимости от того, какие клетки являются мишенями. Растительные гормоны вызывают увеличение размеров клеток, находящихся в тени (вследствие повышения тургора в них), а разница в размере клеток изгибает стебель, подставляя соцветие солнцу.

Органы дыхания

Пример: Рассмотрите модель, которую разработал голландский физиолог Франциск Дондерс. Механизм какого процесса демонстрирует это устройство? Почему объем мешков, прикрепленных к стеклянным трубочкам, изменяется при изменении положения резиновой мембраны.

Вопрос касается прибора, установленного практически в каждом кабинете биологии, и указывает на механизм вдоха и выдоха. При этом нужно помнить, что диафрагма, которую имитирует резиновая мембрана, не орган дыхания, а поперечно-полосатая мышца. В ответе на этот вопрос также необходимо указать: при опускании резиновой мембраны внутри банки, давление снижается, становится ниже атмосферного, и резиновые мешки увеличиваются в объеме из-за разницы давлений.

Предлагаемая тетрадь - часть учебного комплекса к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновай, Е.Т. Захаровой "Биология. Общая биология. 11 класс". Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, рекомендован Министерством образования и науки РФ, включен в Федеральные перечень учебников.

Энергетика процессов

Пример: В чем, на ваш взгляд, состоит преимущество внутреннего оплодотворения у животных по сравнению с наружным?

В ответе ученику важно написать, что образование половых клеток уменьшается, то есть ресурсы организма используются рационально. Кроме того, увеличивается вероятность оплодотворения, и оно меньше зависит от внешних факторов.

Корнеплоды

Пример: Почему для получения хорошего урожая густые всходы моркови и свёклы надо прореживать? Ответ поясните.

Нужно указать, что прореживание растений ослабляет конкуренцию и приводит к повышению урожая. Также вполне резонно будет упомянуть нехватку минеральных веществ при тесном произрастании всходов. Но высшие два балла ученик не получит, если не выделить, что представленные растения – морковь и свекла – образуют корнеплоды, формирование которых требует значительного объема почвы.

Гибриды

Пример 1: В настоящее время нашли широкое применение в птицеводстве гетерозисные бройлерные цыплята. Почему именно их широко используют для решения продовольственных задач? Как их выводят?

Для ответа важно понимать, что бройлеры - это гибрид, а не порода курицы, поэтому они не в состоянии полностью передать свои гены по наследству. Бройлерных цыплят получают при скрещивании чистых линий, а у гибридов первого поколения проявляется эффект гетерозиса. Также нужно указать, что бройлерные цыплята отличаются интенсивным ростом и быстро набирают массу.

Пример 2: Почему растительные межвидовые гибриды, в основном, стерильны? Каким методом Г.Д. Карпеченко преодолел стерильность межвидового капустно-редечного гибрида?

В ответе ученику нужно прописать, что в межвидовом гибриде отсутствуют пары гомологичных хромосом, а это нарушает процесс мейоза и приводит к стерильности гибридов. Что касается Г.Д. Карпеченко, то он преодолел стерильность капустно-редечного гибрида методом полиплоидии.

Изменения экосистемы

Пример: Какие первоначальные изменения произойдут в экосистеме озера при сокращении численности хищных рыб?

Этот вопрос вызывает горячие дебаты, потому как не всегда понятно, сколько длятся первоначальные изменения. К тому же педагоги и ученики часто углубляются в прогнозы. На самом деле этот вопрос не требует развернутого ответа, и подразумевает акцент на два понятия: «первоначальный» и «сокращение» (а не исчезновение!). Достаточно указать, что увеличится численность растительноядных организмов и уменьшится численность растений, которыми питаются консументы первого порядка.

Ферменты и субстраты

Пример: Немецкая поговорка гласит: «Хорошо пережевано – наполовину переварено». Объясните ее смысл с позиции физиологии пищеварения в ротовой полости и желудке.

В ответе необходимо обозначить, что длительное пережевывание пищи способствует выделению желудочного сока, а это облегчает пищеварение в желудке. При тщательном пережевывании пища измельчается, хорошо смачивается слюной и начинает перевариваться. Вопрос предполагает, что речь пойдет, помимо прочего, об увеличении рабочей поверхности – благодаря измельчению пищи и, соответственно, повышению активности взаимодействия ферментов с субстратом. Дети чаще всего отвечают на этот вопрос неточно: они подробно описывают деятельность ферментов или просто указывают, что пища лучше переваривается.

Глюкагон

Пример: К каким последствиям может привести снижение синтеза глюкагона поджелудочной железой? Каков механизм действия этого гормона?

Ученик должен понимать, что глюкагон регулирует уровень сахара в крови – также, как и инсулин. Но этот гормон, накапливаясь в печени, при необходимости расщепляет гликоген и стимулирует выброс глюкозы в кровь. Возможный ответ: глюкагон вместе с инсулином регулируют уровень глюкозы в крови, как лекарственное средство он применяется для повышения уровня глюкозы. Также нужно указать, что снижение уровня глюкагона может привести к сахарному диабету.

Тетрадь содержит различные творческие вопросы и задания, в том числе лабораторные работы, задачи, таблицы, схемы и рисунки, а также тестовые задания, которые помогут подготовиться к ЕГЭ.

Вредители сельскохозяйственных растений

Пример: Для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений в специальных лабораториях разводят крошечных насекомых – трихограмм, которые откладывают свои яйца в яйца насекомых-вредителей. Как называется этот способ борьбы с вредителями культурных растений и какие преимущества он имеет по сравнению с другими способами борьбы?

В ответе важно прописать, что это биологический способ борьбы с вредителями культурных растений, и он не загрязняет окружающую среду, не оказывает отрицательного воздействия на растения.

Рефлексы

Пример: Почему собака, у которой отнимают еду, может укусить не только постороннего человека, но иногда и хозяина?

Заданий на знание нервной системы, рефлексной деятельности организма, работы парасимпатической нервной системы – достаточно много. Ученику необходимо знать, как устроена вегетативная нервная система, что такое торможение, возбуждение, условное и безусловное торможение. В ответе на данный вопрос нужно указать, что во время еды у собаки возбужден центр пищеварения, и когда у нее отнимают еду, то в этом центре возникает внешнее (безусловное) торможение, возбуждается центр защиты и проявляется оборонительный рефлекс. Также возможен вариант ответа: безусловный защитный рефлекс тормозит безусловный пищевой рефлекс.

Генетика

Пример: Почему в семье здоровых родителей гемофилией страдают сыновья?

В этом году сохраняются все типы вопросов по генетике, в которых рассматриваются моно и дигибридное скрещивание, полное и неполное доминирование, сцепленное и сцепленное с полом наследование. В данном примере необходимо указать, что ген гемофилии рецессивный, сцепленный с полом и находится в Х – хромосоме, и что он проявляется у мальчиков, поскольку у них одна Х-хромосома, а в У –хромосоме отсутствует аллель этого гена.

Справочник содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым ЕГЭ по биологии. После каждого раздела приводятся разноуровневые задания в форме ЕГЭ. Для итогового контроля знаний в конце справочника даются тренировочные варианты, соответствующие ЕГЭ. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в интернете и покупать другие пособия. В данном справочнике они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену. Справочник адресован учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по биологии. Пособие содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым экзаменом. После каждого раздела даются примеры заданий ЕГЭ и тренировочный тест. Для итогового контроля знаний в конце справочника приводятся тренировочные варианта, соответствующие ЕГЭ по биологии. Ко всем заданиям приводятся ответы. Издание будет полезно учителям биологии, родителям для эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ.

Артериальное давление

Пример: Почему большая кровопотеря опасна для жизни человека? Ответ поясните.

Ученику нужно прописать, что при уменьшении количества крови артериальное давление значительно падает (снижается приток крови к сердцу и головному мозгу), после чего наступает кислородное голодание (в тканях снижается уровень обмена веществ и выработка энергии), и это может вызвать смерть человека.

Консументы и пищевые цепи

Пример 1: В каких случаях кровососущие насекомые занимают в пищевых цепях положение консументов II, III и даже IV порядков?

Этот вопрос может вызвать затруднения у выпускников. В конечном итоге они должны указать, что на теле растительноядного животного кровососущие насекомые – консументы II порядка, а на теле хищника они консументы III и IV порядков. При подготовке нужно рассматривать примеры из жизни: на мыши комар консумент II порядка, а на лисе – III, при этом в цепи лягушка – змея – хищная птица он может оказаться консументом IV порядка.

Пример 2: Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: мышь-полевка, растения луга, лисица, ястреб. Сколько энергии переходит на уровень консументов II порядка, если чистая годовая первичная продукция экосистемы составляет 10000 кДж?

Смысл задания может меняться в зависимости от порядка консумента. В данном случае ученику необходимо отобразить цепь «Растения луга –> мышь-полевка –> лиса –> ястреб». А также указать, что к лисе, консументу второго порядка, переходит 100 кДж.

При подготовке нужно обязательно предупредить школьников, что пока они не прочитали задание до конца и по-настоящему не поняли смысл вопроса, к решению лучше не приступать. Даже у знающих предмет людей иногда срабатывает рефлекс: им кажется, что вопрос понятен с первых двух-трех фраз – это заблуждение может привести к ошибке. Также стоит напомнить ученикам о пользе работы с черновиками, особенно в таких стрессовых ситуациях как экзамен.

В презентации представлен личный опыт работы с учащимися при подготовке к ЕГЭ по биологии.Проанализированынаиболее сложные вопросы, требующие нестандартных ответов, дан алгоритм решения разноуровневых задач (С1 - С6). Система работы апробирована мной на протяжения четырёх лет.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Из опыта работы учителя биологии МБОУ СОШ № 85 с углублённым изучением отдельных предметов Сормовского района г. Нижнего Новгорода Шадриной Ларисы Валерьевны Трудные вопросы ЕГЭ по биологии

Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий. Варианты заданий ЕГЭ по биологии прошлых лет предполагают знания у выпускников базового и повышенного уровня, требуемого для подготовки абитуриентов, предусмотренных современным образовательным стандартом и программами по биологии, рекомендованными Министерством образования РФ. Аттестационная работа требует от выпускников умения отождествлять биологические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий биологии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы. Подготовкой к ЕГЭ нужно заниматься постоянно, из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. С начала 11 класса необходимо переходить к детальному повторению.

Учитель должен хорошо знать спецификацию экзаменационной работы. Спецификация включает в себя назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе спецификации формируется общий план экзаменационной работы, который является основой содержания контрольно – измерительных материалов (КИМов).

Структура экзаменационной работы Работа состоит из 3-х частей, включающих 50 заданий. Часть 1 состоит из 36 заданий (А1- А36). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный. Из них 26 – базового уровня, 10-повышенного уровня сложности. Часть 2 содержит 8 заданий повышенного уровня сложности: (В 1- В 8): 3 – с выбором трёх верных ответов из шести, 3 – на соответствие, 2 - на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.

Структура экзаменационной работы Часть 3 состояла из 6 заданий с развернутым ответом: 1 – повышенного и 5 – высокого уровня. Все задания части три контролировали умения выпускников самостоятельно излагать свои мысли, решать биологические задачи, объяснять факты, использовать их для формулирования вывода, обобщения. В части три были выделены следующие линии: С1 – практико-ориентированные задания; С2 – задания на работу с текстом или рисунком; С3 – задания на обобщение и применение знаний о человеке, многообразии организмов; С4 – задания по эволюции и экологии; С5 – задачи по цитологии, С6 – генетические задачи.

Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий: Для каждого задания части1 (А) - 1-2 минуты; Для каждого задания части 2 (В) – до 5 минут Для каждого задания части 3 (С) – 10- 20 минут

Изменения в КИМ 2012 г. в сравнении с КИМ 2011 г. Необходимо изучить кодификатор элементов содержания, в котором представлены вопросы, которые выносятся на проверку основного учебного содержания. Следует учитывать изменения в кодификаторах, которые будут внесены в текущем учебном году. В 2012 году в целом сохранена структура экзаменационной работы 2011 г. Но внесены следующие изменения. В линии А36 вводится новый формат заданий повышенного уровня сложности с выбором верного (неверного) суждения. Эти задания контролируют знания общебиологических закономерностей и умения анализировать, сравнивать и определять правильные суждения.

Изменения в КИМ 2012 г. в сравнении с КИМ 2011 г. Вопрос А36 Верны ли следующие суждения о доказательствах эволюции? А. У человека на определённом этапе развития формируются хвостовой отдел и жаберные щели, что служит палеонтологическими доказательствами эволюции. Б. Находки в Центральной Африке примитивных орудий труда и останков скелета человека служат палеонтологическими доказательствами эволюции. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Правильный ответ: 2

Изменения в КИМ 2012 г. в сравнении с КИМ 2011 г. Знания об эволюции органического мира и экологических закономерностях на повышенном уровне контролируются в одной линии А35, поскольку линия А36 выделена под новый формат задания. Вопрос А 35 Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается 1) в верхних слоях атмосферы 2) в глубинах океанов 3) в верхних слоях литосферы 4) на границах трёх сред обитания Правильный ответ: 4

Изменения в КИМ 2012 г. в сравнении с КИМ 2011 г. В части 2 (В) увеличено число заданий на сопоставление биологических объектов, явлений, процессов. Это вызвано необходимостью разграничить содержание проверки знаний и умений учащихся на клеточно-организменном и надорганизменных уровнях организации жизни, что позволит более полно оценить качество освоения материала за старшую школу.

Изменения в КИМ 2012 г. в сравнении с КИМ 2011 г. Вопрос В6 Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ОБМЕНА А) окисление органических веществ Б) образование полимеров из мономеров В) расщепление АТФ Г) запасание энергии в клетке Д) репликация ДНК Е) окислительное фосфорилирование 1) пластический 2) энергетический Ответ: 2 1 1 2 1 2

Изменения в КИМ 2012 г. в сравнении с КИМ 2011 г. В части 2 (В) уменьшено число заданий на определение последовательности биологических объектов, явлений, процессов. Это обусловлено спецификой содержания биологического материала, не позволяющего разнообразить задания данного типа, поскольку многие биологические процессы протекают параллельно и не поддаются четкому разграничению.

С 1 – практико- ориентированные задания 1. В листьях растений интенсивно протекает фотосинтез. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните. 2.На поверхности почвы иногда можно увидеть большое количество дождевых червей. Объясните, при каких метеорологических условиях это происходит и почему. 3.Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака. 4.Приспособленность растений к жизни в тундре. 5.Значение воды в жизни растений 6. В чем проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека? Укажите не менее двух признаков

С2 – задания на работу с текстом или рисунком 1. По каким сосудам и какая кровь поступает в камеры сердца, обозначенные на рисунке цифрами 3 и 5? С каким кругом кровообращения связана каждая из этих структур сердца? Элементы ответа: 1) в камеру, обозначенную цифрой 3, поступает венозная кровь из верхней и нижней полых вен; 2) в камеру, обозначенную цифрой 5, поступает артериальная кровь из легочных вен; 3) камера сердца, обозначенная цифрой 3, связана с большим кругом кровообращения; 4) камера сердца, обозначенная цифрой 5, связана с малым кругом кровообращения.

С2 – задания на работу с текстом или рисунком 2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, объясните их. 1 Насекомые – самый многочисленный класс членистоногих. 2. К ним относят разнообразных бабочек, жуков, мух, комаров, клещей, пчел и других животных. 3. Их тело состоит из головы, груди и брюшка. 4. На голове у всех насекомых расположены: пара простых глаз, пара усиков, ротовые органы. 5. У многих насекомых хорошо развиты крылья, они имеют по четыре пары ног. 6 Большинство насекомых занимает наземно-воздушную среду обитания, но имеются насекомые, живущие в воде Ответ: 1) 2 – клещей относят к классу паукообразных; 2) 4 – у насекомых развиты сложные (фасеточные) глаза; 3) 5 – насекомые имеют три пары ног.

С2 – задания на работу с текстом или рисунком 3. Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 3. Какой тип ткани, и какие органы формируются из него? Элементы ответа: 1. зародышевый листок – энтодерма; 2. ткань – эпителиальная (эпителий кишечника и органов дыхания); 3. органы: кишечник, пищеварительные железы, органы дыхания, некоторые железы внутренней секреции.

С3 – задания на обобщение и применение знаний о человеке, многообразие организмов 1. Биологическое окисление в организме человека сходно по химическому процессу с сжиганием топлива (угля, торфа, дерева). Какие вещества окисляются в организме человека, и какие общие с горением продукты образуются в результате этих процессов. 2.В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трёх признаков. 3. Докажите, почему вегетативное размножение растений относят к бесполому. Приведите не менее трёх доказательств. 4.По каким признакам высшие семенные растения отличаются от низших растений? 5.Как повлияло появление фотосинтеза у организмов на дальнейшую эволюцию жизни на Земле? 6.Укажите, какие конечные продукты обмена веществ образуются в организме человека, и через какие органы они удаляются?

С3 – задания на обобщение и применение знаний о человеке, многообразие организмов 7 . Что собой представляют собой витамины, какова их роль в жизнедеятельности организма человека? 8 . Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее четырех отличий. 9 . Какую роль играют слюнные железы в пищеварении у млекопитающих? Укажите не менее трех функций. 10. Какое значение имеет кровь в жизнедеятельности организма человека? Охарактеризуйте не менее 3-х функций. 11. Назовите особенности строения и питания лишайников и укажите их роль в природе 12.По каким признакам строения можно отличить бактериальную клетку от растительной? Назовите не менее трёх признаков.

С4 – задания по эволюции и экологии 1. Как повлияло появление фотосинтезирующих организмов на дальнейшую эволюцию жизни на Земле? 2. В чем проявляется значение мутаций для эволюции органического мира? Укажите не менее трёх значений. 3 .В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опишите последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши. 4 .Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания? Укажите не менее трёх примеров. 5. Какие изменения в строение тела позволили позвоночным животным освоить наземно- воздушную среду обитания?

С4 – задания по эволюции и экологии 6. Какова роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов согласно учению Дарвина? 7 . У позвоночных в процессе эволюции изменился орган слуха. В какой последовательности формировались его отделы у позвоночных животных различных классов? 8 . Какие приспособления сформировались у растений в процессе эволюции, в связи с широким распространением на суши? 9 . Какое значение имело появление у птиц и млекопитающих 4-х камерного сердца? 10. Приведите не менее трех прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции. 11. Почему расширение ареала вида считают признаком биологического прогресса?

С5 – задача по цитологии 1 . Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли т РНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦГТТГГГЦТАГГЦТТ. Установите нуклеотидную последовательность участка т РНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта т РНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону т РНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. Решение: ДНК ЦГТ ТГГ ГЦТ АГГ ЦТТ. т-РНК ГЦА АЦЦ ЦГА УЦЦ ГАА Триплет ГЦУ АК АЛА

С5 – задача по цитологии 2.Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов ГТГТАТГГААГТ. Определите последовательность нуклеотидов на и РНК, антикодоны соответствующих т РНК и последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка, используя таблицу генетического кода. Решение: ДНК: ГТГ ТАТ ГГА АГТ и-РНК: ЦАЦ АУА ЦЦУ УЦА Белок: гис - илей - про -сер т-РНК ГУГ УАУ ГГА АГУ

С5 – задача по цитологии 3. В процессе трансляции участвовало 30 молекул т РНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок. Ответ: 1) одна т РНК транспортирует одну аминокислоту, следовательно, 30 т РНК соответствуют 30 аминокислотам, и белок состоит из 30 аминокислот; 2) одну аминокислоту кодирует триплет нуклеотидов, значит 30 аминокислот, кодируют 30 триплетов; 3) количество нуклеотидов в гене, кодирующем белок из 30 аминокислот, 30 х 3 = 90.

С5 – задача по цитологии 4. Какой хромосомный набор характерен для клеток эндосперма семени и листьев цветкового растения. Объясните полученные результаты. Схема решения задачи включает: 1) в клетках эндосперма семени триплоидный набор хромосом 3n, а в клетках листьев цветкового растения 2n; 2) эндосперм (3n) развивается из клетки образованной от слияния двух клеток - центральной клетки семязачатка (2n) и одного из спермиев (n); 3) листья цветкового растения развиваются из клеток зародыша. В клетках зародыша семени диплоидный набор хромосом – 2n, так как зародыш формируется из зиготы – оплодотворённой яйцеклетки.

С5 – задача по цитологии 5. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза 1 и в анафазе 2. Объясните какие процессы в эти периоды происходят и как они влияют на изменения числа ДНК и хромосом. Ответ: Перед началом мейоза ДНК 56,т.к. они удваиваются, число хромосом 28. В анафазе мейоза 1 число молекул ДНК 56, число хромосом – 28, к полюсам клетки расходятся гомологичные хромосомы. В анафазе мейоз 2 число молекул ДНК -28, а хромосом -28, к полюсам клетки расходятся сестринские хроматиды – хромосомы, т.к. после редукционного деления мейоза 1 число хромосом и ДНК уменьшается в 2 раза.

С5 – задача по цитологии Митоз Интерфаза 2п 4с (удвоение ДНК) Профаза 2п 4с (спирализуются хромосомы, ядрышко и ядерная оболочка разрушаются, центриоли расходятся к полюсам) Метафаза 2п 4с (хромосомы выстраиваются у экватора, к центромерам прикрепляются нити веретена деления) Анафаза 4п 4с (хроматида становятся хромосомами и расходятся к полюсам клетки) Телофаза 2п 2с (деспирализуются хромосомы, ядрышко и ядерная оболочка образуются, образуется две клетки) Значение: образуются клетки тела, заживление ран

С5 – задача по цитологии Мейоз Интерфаза 2п 4с (удвоение ДНК) Профаза 1 2п 4с (спирализуются хромосомы, ядрышко и ядерная оболочка разрушаются, центриоли расходятся к полюсам, конъюгация и кроссинговер) Метафаза 1 2п 4с (пары гомологичных хромосом выстраиваются у экватора, к центромерам прикрепляются нити веретена деления) Анафаза 1 2п 4с (хромосомы расходятся к полюсам клетки) Телофаза 1 п 2с (деспирализуются хромосомы, ядрышко и ядерная оболочка востанавливаются, образуется две клетки) Второе деление такое же как митоз Значение: образуются гаметы у животных и споры у растений

С5 – задача по цитологии 6. Общая масса молекул ДНК в 46 хромосомах ядра соматической клетки человека составляет 6·10 − 9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядрах в конце интерфазы, конце телофазы мейоза I и телофазы мейоза II. Ответ поясните. Схема решения задачи включает: 1) в интерфазе при подготовке к мейозу в ядре происходит удвоение ДНК, поэтому масса ДНК в ядре составляет 2 х 6·10−9 = 12·10−9 мг; 2) в конце телофазы мейоза I образуется две клетки, масса ДНК в каждом ядре равна 6·10−9 мг (в ядрах находятся по 23 двухроматидные хромосомы); 3) перед мейозом II не происходит удвоение ДНК. В ядрах половых клеток (телофаза II) находится гаплоидный набор хромосом (23 однохроматидные хромосомы), поэтому масса ДНК в ядреах 3·10 −9 мг

С5 – задача по цитологии 7.В процессе гликолиза образовалось 84 молекулы ПВК. Какое количество глюкозы подверглось расщеплению и сколько АТФ образовалось при полном окислении? Объясните полученные результаты. 8.Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках эукариот на подготовительном этапе энергетического обмена, в процессе гликолиза и при полном окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 310 остатков глюкозы? 9.Какое деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чем оно выражается и к какому набору хромосом в клетке приводит. 10.Почему зрелые эритроциты не могут синтезировать белки? 11.Объясните, в чем заключается сходство и различие мутационной и комбинативной изменчивости. 12.Проследите путь водорода в световой и темновой стадиях фотосинтеза от момента его образования до синтеза глюкозы.

С5 – задача по цитологии Для решения задач № 7и 8 необходимо знание уравнений диссимиляции глюкозы: Подготовительный этап происходит в пищеварительной системе. Энергия выделяется в виде тепла. 1.Уравнение неполного расщепления глюкозы(анаэробного гликолиза), происходящего при недостатке кислорода: C 6 H 12 O 6 = 2C 3 H 6 O 3 + 2АТФ 2. Уравнение кислородного(аэробного) расщепления глюкозы: C 6 H 12 O 6 + 6 O 2 = 6 CO 2 + 6 H 2 O + 36АТФ 3 . Общее уравнение: C 6 H 12 O 6 + 6 O 2 = 6 CO 2 + 6 H 2 O + 38АТФ При решении задач также необходимо знать, что в одной макроэргической связи молекулы АТФ аккумулируется 40кдж/моль.

С5 – задача по цитологии 7.В процессе гликолиза образовалось 84 молекулы ПВК. Какое количество глюкозы подверглось расщеплению и сколько АТФ образовалось при полном окислении? Объясните полученные результаты. Ответ: Уравнение неполного расщепления глюкозы(анаэробного гликолиза), происходящего при недостатке кислорода: C 6 H 12 O 6 - 2C 3 H 6 O 3 + 2АТФ C 6 H 12 O 6 - 2C 3 H 6 O 3 х C 6 H 12 O 6 - 84 C 3 H 6 O 3 Х= 1 х 84/2 = 42 ПВК

С5 – задача по цитологии 8.Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках эукариот на подготовительном этапе энергетического обмена, в процессе гликолиза и при полном окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 310 остатков глюкозы? Дано: N (C 6 H 12 O 6) = 310 Найти: N (АТФ) Ответ: На подготовительном этапе АТФ не образуется. При гликолизе 1 C 6 H 12 O 6 - 2 АТФ 310 C 6 H 12 O 6 – х АТФ Х= 310 х 2/ 1 = 620 При полном окислении 1 C 6 H 12 O 6 - 38АТФ 310 C 6 H 12 O 6 – х АТФ Х= 310 х 38/ 1 = 11780

С5 – задача по цитологии 8.Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках эукариот на подготовительном этапе энергетического обмена, в процессе гликолиза и при полном окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 310 остатков глюкозы? Дано: N (C6H12O6) = 310 Найти: N (АТФ) Ответ: На подготовительном этапе АТФ не образуется. При гликолизе 1 C6H12O6 - 2 АТФ 310 C6H12O6 – х АТФ Х= 310 х 2/ 1 = 620 При полном окислении 1 C 6 H 12 O 6 - 38АТФ 310 C6H12O6 – х АТФ Х= 310 х 38/ 1 =11780

С5 – задача по цитологии 13. Участок молекулы ДНК (одна цепочка) содержит 50 с аденином, 250 нуклеотидов с тимином, 30 нуклеотидов с гуанином, 60 нуклеотидов с цитозином. Определите: общее количество нуклеотидов с А, Г, Ц, Т в двух цепочках этого участка ДНК; количество аминокислот, которое должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК. Ответ обоснуйте. Ответ: 1 цепочка 2 цепочка А - 50 - Т Т - 250 - А Г - 30 - Ц Ц - 60 - Г В двух цепочках ДНК содержится (по принципу комплементарности): А = Т = 50 + 250 = 300; Г = Ц = 30 + 60 = 90 В одной цепочке ДНК содержится нуклеотидов 390 (50 + 250 + 30+ 60), значит они будут кодировать 130 (390: 3) аминокислот (одну аминокислоту кодирует три нуклеотида)

С 6 – генетические задачи 1.У овец серая окраска (А) шерсти доминирует над чёрной, а рогатость (В) – над комолостью (безрогостью). Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое потомство можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с серым рогатым самцом, гомозиготным по второму признаку. Какой закон наследования? Дано: А- серая окраска АА – гибель эмбрионов а – чёрная окраска В- рогатость в- комолость Найти: F 1

С 6 – генетические задачи Р АаВв х АаВВ сер., рог. сер., рог. Р Аа х Аа Р Вв х ВВ G А а А G F (1/4 АА, 1/2Аа, 1/4аа) F (1/ 2 ВВ, 1/2 Вв) F 1 (1/4 АА+1/2Аа +1/4аа) (1/ 2 ВВ + 1/2 Вв) 1/8ААВВ 2/8=1/4 (25%) ААВ- умирают 1/8ААВв 1/4 АаВВ 2/ 4 =1/2 (50%) А- В- серые, рогатые 1/4 АаВв 1/8 ааВВ 2/8=1/4 (25%) ааВ - чёрные, рогатые 1/8 ааВв аА в В В а

С 6 – генетические задачи 2.У кукурузы рецессивный ген «укороченные междоузлия» (в) находятся в одной хромосоме с рецессивным геном «зачаточная метёлка» (а). При проведении анализирующего скрещивания с растением, имеющим нормальные междоузлия и нормальную метёлку, всё потомство было похоже на одного из родителей. При скрещивании полученных гибридов между собой в потомстве оказалось 75% растений с нормальными междоузлиями и нормальными метёлками, а 25% растений с укороченными междоузлиями и зачаточными метёлками. Определите генотипы родителей и потомков. Законы. 3. У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а – отсутствие меланина в клетках кожи – альбинизм), а гемофилии – сцеплено с полом (XН – нормальная свёртываемость крови, Xh – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.

С6 – генетические задачи 4. При скрещивании самок дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (доминантные признаки) с самцами с чёрным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки) в потомстве обнаружены не только особи с серым телом, нормальными крыльями и чёрным телом укорочёнными крыльями, но и небольшое количество особей с серым телом укороченными крыльями и чёрным телом нормальными крыльями. Определите генотипы родителей и потомства, если известно, что доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены. Составьте схему скрещивания. Объясните полученные результаты

С6 – генетические задачи 5.В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х хромосоме. Определите генотипы родителей, сына- дальтоника, пол и вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи. 6. Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F 1 , если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

С6 – генетические задачи 7. При скрещивании серой крольчихи, оба родителя которой были серыми, с серым кроликом, родители которого тоже были серыми, родилось несколько чёрных крольчат. Определите генотип родителей и крольчат. 8. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном Х B , рыжая - геном Х b , гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят. 9.Молодые родители удивлены, что у них, имеющих одинаковую (II) группу крови, появился не похожий на них ребенок с I группой крови. Какова была вероятность рождения такого ребенка в этой семье?

С6 – генетические задачи

С6 – генетические задачи 10.Мать имеет резус-положительную кровь первой группы, а ребенок – резус-отрицательную кровь второй группы. Определите возможные генотипы отца. Резус-положительная кровь доминирует над резус-отрицательной. Введем обозначение аллелей. D - резус-положительная группа крови, d - резус-отрицательная группа крови. Дано: D – резус-положительная группа крови d – резус-отрицательная группа крови Найти: генотип отца Решение: P ♀ D _ ii x ♂ _____ F 1 ddI A _ Следовательно, генотип матери Ddii , а фенотипический радикал отца - _ dI A _ . Определим возможные генотипы отца: DdI A I A , DdI A i , DdI A I B , ddI A I A , ddI A i , ddI A I B .

С6 – генетические задачи 11.У кареглазых родителей со второй группой крови родился голубоглазый сын с первой группой крови. Определите вероятность рождения в этой семье следующего ребенка фенотипически похожего на своих родителей. Дано: А – карий цвет глаз А – голубой цвет глаз Найти: Р (А_ I А _) Появление у кареглазых родителей голубоглазого ребенка свидетельствует о том, что карие глаза доминантны по отношению к голубым, а родители были гетерозиготны. Обозначим аллели: А – карие глаза, а - голубые глаза. Появление у родителей со второй группой крови ребенка с первой группой свидетельствует о гетерозиготности родителей и по гену I. Изобразим схему брака:

С6 – генетические задачи У кареглазых родителей со второй группой крови родился голубоглазый сын с первой группой крови. Определите вероятность рождения в этой семье следующего ребенка фенотипически похожего на своих родителей. Решение: P ♀ Аа I A i x ♂ Aa I a i Р ♀ Аа х ♂ Аа F (1/4 АА,1/2Аа, 1/4аа) P ♀ I A i x ♂ I a i F (1/4 _ I А I А, ½ I А i , 1/4 ii) По генотипу: F 1 (1/4 АА+1/2Аа,+ 1/4аа) (1/4 _ I А I А + ½ I А i + 1/4 ii) По фенотипу: F 1 (3 /4 А +1/4 аа) (3/4 I А +1/4 ii) 9/16 А- I A – кареглазых со второй группой крови

С6 – генетические задачи 12.На основании родословной установите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей и детей. Составьте схему решения задачи.

С6 – генетические задачи 13 . На основании родословной установите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей и детей. Составьте схему решения задачи.

Содержание проверки на ЕГЭ по биологии в 2011 г., как и в прошлые годы, составляли знания и умения по всем разделам школьного курса биологии. Они были объединены в семь содержательных блоков: Биология – наука о живой природе; Клетка как биологическая система; Организм как биологическая система; Система и многообразие органического мира; Человек и его здоровье; Эволюция живой природы; Экосистемы и присущие им закономерности.

Сложным оказалось задание, требующее определения уровня организации живого, на котором изучаются структуры белка. Вместо молекулярного уровня учащиеся выбирали клеточный и организменный уровни. Экосистему хвойного леса примерно половина экзаменуемых отнесли к биосферному уровню организации жизни вместо биоценотического. Блок 1. Биология – наука о живой природе

При выполнении заданий, требующих проследить преобразование энергии или пути водорода в процессе метаболизма, участники чаще всего описывали весь процесс, но не отвечали на конкретный вопрос, предусмотренный в задаче. Например, в ответе на задание, в котором требовалось проследить путь водорода в световой и темновой стадии фотосинтеза от момента его образования до синтеза глюкозы, необходимо было указать на: 1) образование ионов водорода при фотолизе воды под действием солнечного света, 2) соединение водорода с переносчиком НАДФ+ и образование НАДФ 2Н, 3) использование НАДФ 2Н в реакции восстановления промежуточных соединений, из которых синтезируется глюкоза. Блок 2. Клетка как биологическая система

Блок 2. Клетка как биологическая система Задачи на определение числа хромосом и ДНК в разных фазах митоза и мейоза оказались особенно сложными. К числу типичных ошибок, которые были допущены относятся следующие: 1) отождествляются понятия репликации ДНК и удвоение хромосом. В интерфазе перед началом деления удваивается число молекул ДНК, образуется две сестринские хроматиды, но число хромосом не меняется, так как хроматиды сцеплены центромерой и составляют одну хромосому. Число хромосом в клетке увеличивается и становится равным числу ДНК только в анафазе любого деления, так как сестринские хроматиды, разделяясь, становятся сестринскими хромосомами;

Блок 3. Организм как биологическая система Экзаменуемые затруднились определить партеногенез как особую разновидность полового размножения, каким организмам он присущ. Серьезные проблемы возникли при ответе на вопросы об индивидуальном развитии организмов. Многие участники ЕГЭ по биологии плохо знают циклы развития растений, чередование гаметофита и спорофита у мхов и папоротников; затрудняются сравнивать стадии развития зародыша животных (нейрулы и гаструлы), определять последовательность процессов, происходящих при гаметогенезе. Особенно сложными оказались задания по генетике, в которых требовалось определить хромосомный набор генома, его отличие от кариотипа и генотипа, число аллелей в гаметах, соотношение потомков при моногибридном скрещивании. Чтобы не допустить в дальнейшем подобных ошибок, рекомендуется перед началом изучения генетики повторить материал о мейозе, поскольку он лежит в основе образования гамет и наследования признаков.

Плохо усвоен материал о строении и жизнедеятельности бактерий и грибов. В частности, участники затруднились отличить бактерии от одноклеточных растений, определить способ питания бактерий гниения. Они не овладели понятиями «микориза», «симбиоз», не смогли определить по рисунку плесневый гриб мукор, хотя его изображение имеется в каждом учебнике биологии. С2 , требующим определить по рисунку земляники ее признаки и принадлежность к классу двудольных. Участники правильно определяли класс изображенного растения, однако для этого использовали не рисунок, а известные им знания о признаках класса двудольных, которые не были изображены на рисунке (две семядоли, камбий в стебле, стержневая корневая система). Они не смогли объяснить образование у земляники придаточных корней, отрастающих от надземного побега (усов) и не являющихся признаком двудольных растений, а указывали только на стержневую корневую систему с неразвитым главным корнем. Блок 4. Система и многообразие органического мира

Традиционно сложными остаются задания, контролирующие знания о беспозвоночных животных: признаки усложнения кольчатых червей (появление замкнутой кровеносной системы), обособление переднего конца тела в связи с появление двусторонней симметрии, особенности двустворчатых моллюсков (строение раковины, образование жемчуга), насекомых с полным и неполным превращением, значение слюнных желез в образовании кокона и стадии куколки. Низкие результаты получены и при ответах на отдельные вопросы по типу Хордовые. Выпускники не знают типа нервной системы хордовых, затрудняются по рисунку определить отделы головного мозга позвоночных животных, не могут назвать прогрессивные признаки млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися, объяснить приспособленность земноводных к жизни в воде и на суше. Блок 4. Система и многообразие органического мира

Хуже всего усвоен материал об анализаторах и нейрогуморальной регуляции жизнедеятельности организма человека. Многие участники ЕГЭ не смогли определить периферическую и центральную часть анализаторов, их функции, установить роль отдельных структур органов слуха и зрения, начальным звеном рефлекторной дуги посчитали кожу вместо рецептора. Особенно сложными оказались задания, требующие развернутого ответа на вопросы о нейрогуморальной регуляции работы сердца, нервной регуляции мочеиспускания организма человека. Экзаменуемые не знают, как осуществляется, безусловно - и условнорефлекторная регуляция процессов жизнедеятельности, где расположены центры этих рефлексов. Блок 5. Человек и его здоровье

К числу проблемных заданий относятся вопросы о взаимосвязи строения и функций эпителиальной, соединительной и нервной ткани. В частности выпускники не знают о секреторной функции эпителиальной ткани, связывают выработку пота с функцией подкожной жировой клетчатки. К плохо усвоенным относятся знания о строении, функциях и значении нефрона и мочевыделительной системы в целом, ее роли в очищении крови от продуктов обмена веществ; об участии поджелудочной железы в углеводном обмене, строении лимфатической системы. Они не смогли указать причины малокровия, его зависимость от количества гемоглобина и эритроцитов в крови. Вызвал затруднение текст о строении и функциях дыхательной системы, в котором необходимо было найти ошибки в тексте и исправить их. Блок 5. Человек и его здоровье

К числу сложных вопросов относятся в первую очередь знания о критериях вида и умения определять их по описанию признаков. Например, к физиологическому критерию вместо продолжительности эмбрионального развития экзаменуемые относят особенности строения органов размножения. Многие выпускники не знают, что основой целостности вида является нескрещиваемость особей с другими видами; что увеличение числа популяций вида приводит к освоению разных условий ареала, а значит, и к биологическому прогрессу; что макроэволюционные процессы характерны для надвидового уровня организации жизни и не связаны с изменениями не особей и популяций, а с изменениями более крупных таксонов. Блок 6. Эволюция живой природы

При ответе на задания по экологии экзаменуемые продемонстрировали освоение элементов содержания этого блока и сформированность ряда учебных умений: объяснять причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем; выявлять абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме и антропогенные изменения; составлять цепи питания; сравнить природные экосистемы и агроэкосистемы. Наибольшие трудности возникли у выпускников при выполнении задания на установление последовательности возможных процессов в водоеме, вызванных попаданием в него удобрений с полей. Они не сумели определить, что попадание удобрений в водоем приводит в начале к бурному размножению одноклеточных водорослей и цианобактерий, а потом – к их массовой гибели. В результате этих процессов резко снижается содержание кислорода в водоеме, что вызывает массовую гибель рыб и других организмов. Блок 7. Экосистемы и присущие им закономерности

Советы по подготовке к ЕГЭ В начале 11 класса следует заранее выявить, кто из учащихся выбирает ЕГЭ для аттестации, и предложить им план систематической самостоятельной подготовки к экзамену. Начинать следует с анализа структуры экзаменационной работы и выделения тех тем, которые в неё включены. Затем необходимо подобрать учебные материалы, которые позволят учащемуся последовательно повторить сначала весь курс общей биологии и только затем перейти к повторению разделов из биологии растений, животных и человека, т.к. в экзаменационной работе они рассматриваются с общебиологической точки зрения. Не следует начинать подготовку к экзамену с вариантов экзаменационных работ, ибо в них материал распределён в соответствии с целями экзамена, т.е. вразнобой, а не в соответствии со структурой и программой курса школьной биологии. Именно поэтому следует придерживаться обычного оглавления действующих учебников и учебных пособий. В общем виде план изучения материала соответствует следующему содержанию:

План изучения материала Предмет и методы биологии. Уровни организации живых систем. Свойства биологических систем. Клеточная теория. Клетка как биологическая система. Вирусы – неклеточные формы. Организм как биологическая система. Разнообразие организмов. Растения, животные, грибы, бактерии. Организм человека. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Закономерности наследственности и изменчивости. Селекция. Основные систематические категории. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира. Антропогенез. Биология растений. Биология животных. Биология человека. Выполнение тренировочных экзаменационных работ.

При подготовке учащихся к экзамену стоит попытаться сделать их соучастниками работы, для чего можно порекомендовать следующий план самостоятельной подготовки к ЕГЭ: Познакомьтесь со структурой экзаменационной работы прошлых лет. Проанализируйте материал, который в них входит, и наметьте последовательность его изучения. Подумайте над тем, как можно наиболее экономно сгруппировать учебный материал для более эффективного его изучения. Выберите не более трёх учебных пособий, по которым вы будете заниматься. Работайте с курсом последовательно, обращая внимание на наиболее трудные разделы. Работая с текстом, обязательно задумывайтесь над тем, о чём говорится в тексте. Составьте самостоятельно вопросы к отдельным фрагментам текста. Выбирая материал для тренировки, сравните его с образцами экзаменационных работ. Важно, чтобы эти работы расширяли содержание и позволяли глубже понять необходимый материал. Сначала работайте с заданиями, позволяющими последовательно изучить курс, и только затем переходите к тренировочным тестам ЕГЭ. Желательно проработать 10-15 вариантов экзаменационных работ прошлых лет.

1.Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2011 г. www.fipi.ru 2. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по биологии. Федеральный институт педагогических измерений www.fipi.ru 3. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по биологии www.fipi.ru 4. http://www.litra.ru/ege/subject/s/biology/ При составлении статьи были использованы материалы.


Они были объединены в семь содержательных блоков: Биология - наука о живой природе; Клетка как биологическая система; Организм как биологическая система; Система и многообразие органического мира; Человек и его здоровье; Эволюция живой природы; Экосистемы и присущие им закономерности.

Экзаменационная работа состояла из трех частей.

Часть 1 включала 36 заданий с выбором одного верного ответа из четырех, из них 26 - базового и 10 - повышенного уровня сложности.

Часть 2 - 8 заданий повышенного уровня: 3 - с выбором нескольких верных ответов из шести, 3 - на установление соответствия между биологическими объектами, процессами и явлениями, 2 - на определение последовательности явлений и процессов.

Часть 3 состояла из 6 заданий с развернутым ответом: 1 - повышенного и 5 - высокого уровня. Все задания части 3контролировали умения выпускников самостоятельно излагать свои мысли, решать биологические задачи, объяснять факты, использовать их для формулирования вывода, обобщения. В части 3 были выделены следующие линии:

С1 - практико-ориентированные задания;
С2 - задания на работу с текстом или рисунком;
С3 - задания на обобщение и применение знаний о человеке, многообразии организмов;
С4 - задания по эволюции и экологии;
С5 - задачи по цитологии,
С6 - генетические задачи.

Блок 1. Биология - наука о живой природе

Сложным оказалось задание, требующее определения уровня организации живого, на котором изучаются структуры белка. Вместо молекулярного уровня учащиеся выбирали клеточный и организменный уровни. Экосистему хвойного леса примерно половина экзаменуемых отнесли к биосферному уровню организации жизни вместо биоценотического.

Блок 2. Клетка как биологическая система

Наибольшие трудности и проблемы возникли у участников ЕГЭ при ответе на задания, требующие сравнения эукариотических и прокариотических клеток, РНК- и ДНК-содержащих вирусов, митоза и мейоза, различных фаз деления клетки, этапов энергетического обмена; знания взаимосвязи строения и функций органоидов и химических веществ клетки, их участие в процессах метаболизма; определения хромосомного набора соматических и половых клеток.

Особое внимание следует обратить на выполнение экзаменуемыми задания С5, в котором предлагалось три типа задач по цитологии: на применение знаний о генетическом коде, на определение числа хромосом и ДНК в разных фазах митоза и мейоза, на обоснование процессов метаболизма.

Экзаменуемые допустили ошибку при выполнении задания, требующего определить фрагмент молекулы тРНК и ее антикодон по нуклеотидной последовательности ДНК, а также определить аминокислоту, которую переносит эта тРНК. Участники не учли того, что по фрагменту одной молекулы тРНК нельзя определить всю последовательность фрагмента иРНК, а можно определить только ее кодон, которому соответствует антикодон. Они разбивали тРНК на триплеты, определяли иРНК по тРНК, а по полученным триплетам находили аминокислотную последовательность. Согласно такому ответу одна молекула тРНК оказывалась одновременно матрицей для синтеза иРНК и белка, что является грубой ошибкой. При подготовке к экзамену следует повторить материал о биосинтезе белка, процессе трансляции и роли тРНКв нем.

Задачи на определение числа хромосом и ДНК в разных фазах митоза и мейоза оказались особенно сложными. К числу типичных ошибок, которые были допущены относятся следующие:

1) отождествляются понятия репликации ДНК и удвоение хромосом. В интерфазе перед началом деления удваивается число молекул ДНК, образуется две сестринские хромати-ды, но число хромосом не меняется, так как хроматиды сцеплены центромерой и составляют одну хромосому. Число хромосом в клетке увеличивается и становится равным числу ДНК только в анафазе любого деления, так как сестринские хроматиды, разделяясь, становятся сестринскими хромосомами;

2) часто отсутствует пояснение к каждой фазе деления, которое требовалось дать по условию задачи;

3) в значительной части работ участники определяли число хромосом, но не определяли число молекул ДНК, как это требовалось в условии задачи.

При выполнении заданий, требующих проследить преобразование энергии или пути во дорода в процессе метаболизма, участники чаще всего описывали весь процесс, но не отвечали на конкретный вопрос, предусмотренный в задаче.

Например, в ответе на задание, в котором требовалось проследить путь водорода в световой и темновой стадии фотосинтеза от момента его образования до синтеза глюкозы, необходимо было указать на: 1) образование ионов водорода при фотолизе воды под действием солнечного света, 2) соединение водорода с переносчиком НАДФ+ и образование НАДФ.2Н, 3) использование НАДФ.2Н в реакции восстановления промежуточных соединений, из которых синтезируется глюкоза.

Блок 3. Организм как биологическая система

Экзаменуемые затруднились определить партеногенез как особую разновидность полового размножения, каким организмам он присущ. Серьезные проблемы возникли при ответе на вопросы об индивидуальном развитии организмов. Многие участники ЕГЭ по биологии плохо знают циклы развития растений, чередование гаметофита и спорофита у мхов и папоротников; затрудняются сравнивать стадии развития зародыша животных (нейрулы и гаструлы), определять последовательность процессов, происходящих при гаметогенезе.

Особенно сложными оказались задания по генетике, в которых требовалось определить хромосомный набор генома, его отличие от кариотипа и генотипа, число аллелей в гаметах, соотношение потомков при моногибридном скрещивании. Чтобы не допустить в дальнейшем подобных ошибок, рекомендуется перед началом изучения генетики повторить материал о мейозе, поскольку он лежит в основе образования гамет и наследования признаков.

Блок 4. Система и многообразие органического мира

Плохо усвоен материал о строении и жизнедеятельности бактерий и грибов. В частности, участники затруднились отличить бактерии от одноклеточных растений, определить способ питания бактерий гниения. Они не овладели понятиями «микориза», «симбиоз», не смогли определить по рисунку плесневый гриб мукор, хотя его изображение имеется в каждом учебнике биологии. Из практико-ориентированных заданий (С1) самые низкие показатели выявлены при выполнении задания о причинах распространения белых грибов в лесах. Экзаменуемые не смогли объяснить причины распространения грибов, образующих симбиоз с растениями. Вместо этого назывались экологические факторы: тепло, влажность, затененность, особенности почвы.

По разделу «Растения» наибольшие затруднения вызвали вопросы физиологического характера (транспорт воды, минеральных и органических веществ; роль корневого давления и транспирации в этих процессах), о принципах классификации цветковых растений, ароморфных признаках папоротниковидных, чередовании поколений у высших споровых растений. Большинство экзаменуемых плохо справились с заданием С2, требующим определить по рисунку земляники ее признаки и принадлежность к классу двудольных. Участники правильно определяли класс изображенного растения, однако для этого использовали не рисунок, а известные им знания о признаках класса двудольных, которые не были изображены на рисунке (две семядоли, камбий в стебле, стержневая корневая система). Они не смогли объяснить образование у земляники придаточных корней, отрастающих от надземного побега (усов) и не являющихся признаком двудольных растений, а указывали только на стержневую корневую систему с неразвитым главным корнем.

Традиционно сложными остаются задания, контролирующие знания о беспозвоночных животных: признаки усложнения кольчатых червей (появление замкнутой кровеносной системы), обособление переднего конца тела в связи с появление двусторонней симметрии, особенности двустворчатых моллюсков (строение раковины, образование жемчуга), насекомых с полным и неполным превращением, значение слюнных желез в образовании кокона и стадии куколки.

Низкие результаты получены и при ответах на отдельные вопросы по типу Хордовые. Выпускники не знают типа нервной системы хордовых, затрудняются по рисунку определить отделы головного мозга позвоночных животных, не могут назвать прогрессивные признаки млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися, объяснить приспособленность земноводных к жизни в воде и на суше.

При составлении статьи были использованы материалы:
1. Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2011 г. www.fipi.ru
2. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по биологии. Федеральный институт педагогических измерений www.fipi.ru