Список удостоверяющих центров электронной подписи. Список аккредитованных удостоверяющих центров, в которых можно получить эцп Реестр авторизованных удостоверяющих центров

03.11.2023

Полный и достоверный реестр существующих УЦ ведется Минкомсвязи и размещается на официальном сайте ведомства. Он включает в себя не только список аккредитованных удостоверяющих центров ЭЦП, но и не аккредитованные УЦ, а также те специализированные организации, которые лишились аккредитации, а также приостановили или прекратили деятельность.

Для удобства поиска на сайте также размещена карта, на которой указаны места расположения работающих в настоящее время удостоверяющих центров.

На 21.11.2017 г. в список аккредитованных удостоверяющих центров ЭЦП входят следующие организации:

  1. ФКУ “Главный центр связи и защиты информации МФД РФ”
  2. ООО “Удостоверяющий центр Газинформсервис”.
  3. ЗАО “Национальный удостоверяющий центр”.
  4. АО “Электронная Москва”.
  5. ООО “ТехноКад”.
  6. ООО “Регистрационно-процессинговый центр “Партнер”.
  7. ГБУ “ЦИТ Волгоградской области”.
  8. ООО “РСЦ “Инфо-Бухгалтер”.
  9. ООО “КриптоСтандарт”.
  10. ООО “Сберключ”.
  11. ООО “ИнфоЦентр”.
  12. ОБУ “ИТЦ”.
  13. ООО “ЦИТ”.
  14. АО “Удостоверяющий центр”.
  15. ООО “НПП “Ижинформпроект”.
  16. ООО “Аргос”.
  17. ЗАО “Гринатом”.
  18. ООО “Такском”.
  19. ООО “Русь-Телеком”.
  20. ФГУП “РОСТЭК” “ФТС”.
  21. ООО “Электронный экспресс”.
  22. ООО “Сертум-Про”.
  23. ФКУ “Национальный центр управления в кризисных ситуациях”.
  24. Минобороны РФ.
  25. ООО “Крипто-ПРО”.
  26. ЗАО “Сигнал-КОМ”.
  27. ООО ММЭС “Ростелеком”.
  28. ГКУ Самарской области “РЦ управления гос. и муницип. информационными системами и ресурсами Самарской области”.
  29. ООО “Дальневосточный СЦБИ “Маском”.
  30. ООО “ИнфоТеКС Интернет Траст”.
  31. ГБУ Ростовской области “РЦИС”.
  32. ООО “ПНК”.
  33. ЗАО “ТаксНет”.
  34. АО “ЕЭТП”.
  35. ООО “БТП”.
  36. ГБУ Республики Саха (Якутия) “НА “ИЦ при Главе Республики Саха (Якутия)”.
  37. Фонд “ЦИИТ”.
  38. ЗАО “Ирбис”.
  39. ЗАО “ПФ “СКБ Контур”.
  40. ООО “Северо-Западный Таможенно-Логистический Сервис”.
  41. ООО Удостоверяющий центр “Аском”.
  42. ФГБОУ ПО “Томский ГУУР”.
  43. ЗАО “Калуга Астрал”.
  44. ООО “Учебно-информационный центр С”.
  45. ООО “Магтел”.
  46. Тамбовское ОГБУ “РИТЦ”.
  47. ООО “Е-Портал”.
  48. ЗАО “ЦЭК”.
  49. ФС по регулированию алкогольного рынка.
  50. ООО “Корус Консалтинг СНГ”.
  51. ООО “Комплексные Услуги Безопасности” (http://уцкуб.рф/).
  52. ООО “Интернет Технологии и Коммуникации”.
  53. ООО “НТСсофт”.
  54. Минфин Челябинской области.
  55. ФНС России.
  56. ГУП “ЦИТ Республики Татарстан”.
  57. Центральное информационно-таможенное управление.
  58. Автономная НКО спецоператора связи “Белинфоналог”.
  59. ГУ - Пенсионный фонд РФ.
  60. Главное управление ИТиС Омской области.
  61. ООО “Информационный медицинский центр”.
  62. ООО “БСС-Безопасность”.
  63. НКП инновационной деятельности в социальной сфере “МосГорУслуга”.
  64. ООО “Гвард-Информ”.
  65. ЗАО “Холдинговая компания Гарант”.
  66. ГАУ Калининградской области “Калининградский ГНУЦ ИиТБ”.
  67. Санкт-Петербургское ГУП “Санкт-Петербургский ИАЦ”.
  68. ООО “Центр Бухгалтерских услуг”.
  69. Смоленское ОГАУ “ЦИТ”.
  70. ООО “Центр защиты информации “Гриф”.
  71. ООО ИЦ “Выбор”.
  72. ОГБУ “Белгородский информационный фонд”.
  73. Краевое ГАУ “ИТЦ Камчатского края”.
  74. ООО “Русская компания”.
  75. ЗАО “Сервер-Центр”.
  76. ООО “Телекоммуникационная компания “Контакт”.
  77. БУ Орловской области “Многофункциональный центр предоставления гос. и муниципальных услуг”.
  78. ФГУП “Главный радиочастотный центр”.
  79. Публичное АО “Московский Индустриальный банк”.
  80. ГУ - Отделение ПФР по Приморскому краю.
  81. Публичное АО “Сбербанк России”.
  82. АНКО Информационного обеспечения “Деловой вестник”.
  83. АО “Атлас-карт”.

Приведенный выше список аккредитованных удостоверяющих центров ЭЦП периодически обновляется. Наличие аккредитации у того или иного УЦ легко проверить на официальном сайте Минкомсвязи.

В удостоверяющем центре можно получить ЭЦП. А где найти перечень аккредитованных удостоверяющих центров и как удостоверяющему центру пройти аккредитацию? Ответы на эти и другие вопросы узнайте в материале.

Удостоверяющие центры для получения ЭЦП, аккредитованные Минкомсвязью России

С развитием современных технологий электронный документооборот набирает все большую популярность. Для придания электронным документам юридической значимости их следует заверять электронной цифровой подписью (ЭЦП).

ЭЦП — аналог собственноручной подписи, полученный при помощи криптографического преобразователя информации.

ЭЦП бывает 2 видов: простая и усиленная.

Простая ЭЦП состоит из набора символов и паролей. Ярким примером использования такой подписи служит онлайн-банк. В данном случае ввод логина и пароля в форму входа в сервис, а также пароль, полученный на телефон в качестве подтверждения операции, являются простой электронной подписью.

Усиленная подпись бывает 2 видов: неквалифицированная и квалифицированная.

Неквалифицированная ЭЦП позволяет установить авторство, а также выявить наличие исправлений документа после его подписания. При этом в большинстве случаев такая подпись выдается с USB-носителем сертификата ключа проверки ЭЦП.

Квалифицированная ЭЦП обладает всеми свойствами неквалифицированного аналога, но сертификат ключа проверки ЭЦП — обязательный атрибут квалифицированной подписи, который выдается только в аккредитованном УЦ. При этом токен (съемный носитель электронного сертификата), а также сопутствующее программное обеспечение сертифицирует ФСБ РФ.

Получить такой сертификат в большинстве случаев можно, обратившись в удостоверяющий центр ЭЦП (УЦ). При этом в Минкомсвязи удостоверяющие центры, генерирующие квалифицированную ЭЦП, должны пройти аккредитацию.

Головной УЦ

Минкомсвязь России - головной удостоверяющий центр (ГУЦ), выполняющий свои функции на основании постановления Правительства РФ «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере использования электронной подписи» от 28.11.2011 № 976. Ознакомиться с алгоритмом работы и распорядительными документами ГУЦ, увидеть перечень удостоверяющих центров , список выданных сертификатов, а также узнать реквизиты ведомства можно на официальном сайте: e-trust.gosuslugi.ru.

Перечень документов для оформления аккредитации

Чтобы получить аккредитацию в Минкомсвязи, представителю УЦ следует направить в адрес ведомства заявление на получение свидетельства об аккредитации и пакет необходимых документов:

  1. Копии трудовых книжек и договоров как минимум с двумя сотрудниками, выполняющими функционал по созданию и выдаче сертификатов ключей ЭЦП. При этом работники должны иметь высшее образование в области инфобезопасности и технологий или среднее образование с последующим прохождением дополнительного образования по способам использования ЭЦП.
  2. Учредительные бумаги.
  3. Документы, подтверждающие законность использования программного обеспечения, которое впоследствии будет применяться для генерации ключей ЭЦП, соответствующих требованиям, предъявляемым к квалифицированной ЭЦП.
  4. Копия или выписка из бухбаланса, подтверждающая, что стоимостная оценка чистых активов — более 1 млн руб.
  5. Документ, позволяющий доверенному лицу действовать от имени УЦ.
  6. Документ, который подтверждает наличие у УЦ финансового обеспечения (подробнее об этом далее).
  7. Иные документы по требованию головного центра.

Бумаги могут быть предоставлены в Минкомсвязь лично, через представителя, по почте или направлены через единый портал (адрес см. ниже).

Страхование ответственности УЦ

Аккредитованные удостоверяющие центры должны обеспечить свою ответственность перед третьими лицами за возможные убытки в размере 1,5 млн руб., предоставив в ГУЦ подтверждающий документ, указанный в п. 5 предыдущего раздела. Таким документом может быть:

  • договор поручительства;
  • банковская гарантия (УЦ следует дополнительно указать номер лицензии банка);
  • договор страхования ответственности (ГУЦ проверяет наличие страховой компании в Едином госреестре субъектов страхового дела).

УЦ получает аккредитацию и электронную цифровую подпись

Заявление на аккредитацию удостоверяющих центров электронной подписи рассматривается в 30-дневный срок, в течение которого ГУЦ принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче свидетельства об аккредитации. В случае положительного ответа Минкомсвязь в течение 5 дней оформляет сам документ-решение. В срок до 10 дней со дня принятия решения направляет в УЦ уведомление и выдает свидетельство об аккредитации и квалифицированный сертификат, сгенерированный с использованием средств создания подписи Минкомсвязью. А после выдачи сертификата в течение 24 часов размещает сведения о новом УЦ на едином портале. В случае принятия отрицательного решения ГУЦ направляет в УЦ соответствующее уведомление на бумажном носителе с указанием причин отказа.

Список удостоверяющих центров, имеющих право выдавать электронную цифровую подпись

Головной удостоверяющий центр Минкомсвязи ведет:

  1. Реестр аккредитованных удостоверяющих центров , который содержит названия и адреса УЦ.
  2. Реестр удостоверяющих центров с аннулированной аккредитацией.
  3. Перечень выданных и аннулированных ГУЦ квалифицированных сертификатов.
  4. Список удостоверяющих центров с приостановленной аккредитацией.
  5. Перечень удостоверяющих центров ЭЦП , деятельность которых прекращена.

На каком ресурсе публикуется реестр УЦ (единый сайт)

Список аккредитованных удостоверяющих центров Минкомсвязи , а также все вышеперечисленные перечни ГУЦ размещает на едином портале уполномоченного федерального органа в области использования электронной подписи по адресу https://e-trust.gosuslugi.ru.

Регламент работы УЦ (договор присоединения к формуляру) на примере УЦ «Картотека»

Аккредитованные удостоверяющие центры ЭЦП разрабатывают свой регламент работы самостоятельно на основании действующего законодательства. Регламент является договором присоединения, то есть условия договора определены законодательством и Минкомсвязью, и абонент соглашается с данными положениями путем присоединения к формуляру (ст. 428 ГК РФ).

Например, регламент УЦ «Картотека» содержит следующие сведения:

  1. О самом УЦ, включая реквизиты.
  2. Алгоритм присоединения к формуляру.
  3. Порядок предоставления информации.
  4. Права и обязанности сторон.
  5. Порядок взимания платы за услуги по генерации квалифицированной ЭЦП.
  6. Ответственность сторон.
  7. Алгоритм предоставления и пользования услугами центра.

Ознакомиться с регламентом УЦ «Картотека» можно на официальном сайте сервиса kartoteka.ru в разделе «Нормативные документы».

Итоги

ЭЦП можно получить в любом аккредитованном удостоверяющем центре. Список аккредитованных удостоверяющих центров ЭЦП публикует Минкомсвязь -головной удостоверяющий центр. Перечень удостоверяющих центров , аккредитованных Минкомсвязью России , можно скачать на едином сайте ведомства по адресу: e-rust.gosuslugi.ru.

Во исполнение статьи 16 Федерального закона №63 «Об электронной подписи» Минкомсвязь России, как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере использования электронной подписи, осуществляет аккредитацию удостоверяющих центров.

Формы документов, необходимых для получения государственной услуги

В целях единообразного применения положений Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ (далее - ФЗ № 63-ФЗ) Минкомсвязь России сообщает следующее:

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 16 ФЗ № 63-ФЗ обеспечение ответственности за убытки, причиненные третьим лицам вследствие их доверия к информации, указанной в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном таким удостоверяющим центром, или информации, содержащейся в реестре сертификатов, который ведет такой удостоверяющий центр, в сумме не менее 30 миллионов рублей и 500 тысяч рублей за каждое место осуществления лицензируемого вида деятельности, указанное в лицензии федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, выданной удостоверяющему центру в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», если количество таких мест превышает десять, но не более 100 миллионов рублей. Если количество мест осуществления указанного лицензируемого вида деятельности не превышает десять, финансовое обеспечение ответственности составляет 30 миллионов рублей, может подтверждаться следующими документами:

Договор страхования ответственности

В случае предоставления договора страхования он оформляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Страховым случаем по договору страхования, в соответствии с подпунктом 2 части 3 статьи 16 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» и подпунктом 9.1.1 пункта 2 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 486 «Об утверждении административных регламентов предоставления Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной услуги по аккредитации удостоверяющих центров и исполнения Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной функции осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением аккредитованными удостоверяющими центрами требований, которые установлены Федеральным законом «Об электронной подписи» и на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитован», является факт наступления ответственности за убытки, причиненные третьим лицам вследствие их доверия к информации, указанной в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном таким удостоверяющим центром (страхователем), или информации, содержащейся в реестре сертификатов, который ведет такой удостоверяющий центр (страхователь).

В соответствии с частью 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Страховая сумма, при указанном страховом случае должна составлять не менее 30 миллионов рублей и 500 тысяч рублей за каждое место осуществления лицензируемого вида деятельности, указанное в лицензии федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если количество таких мест превышает десять, но не более 100 миллионов рублей. При заключении договора страхования рекомендуем прикладывать документы, подтверждающие уплату страховой премии в соответствии с договором страхования.

Банковская гарантия

В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации банковская гарантия может быть выдана банком, кредитным учреждением или страховой организацией. Банковская гарантия предоставляется в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. Бенефициаром по банковской гарантии, в соответствии с подпунктом 2 части 3 статьи 16 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. №63-ФЗ «Об электронной подписи» и подпунктом 9.1.1 пункта 2 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 486 «Об утверждении административных регламентов предоставления Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной услуги по аккредитации удостоверяющих центров и исполнения Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной функции осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением аккредитованными удостоверяющими центрами требований, которые установлены Федеральным законом «Об электронной подписи» и на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитован», являются третьи лица, которым причинены убытки вследствие их доверия к информации, указанной в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном таким удостоверяющим центром (принципалом), или информации, содержащейся в реестре сертификатов, который ведет такой удостоверяющий центр (принципал). Денежная сумма, указанная в банковской гарантии должна составлять не менее 30 миллионов рублей и 500 тысяч рублей за каждое место осуществления лицензируемого вида деятельности, указанное в лицензии федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если количество таких мест превышает десять, но не более 100 миллионов рублей.

В случае предоставления банковской гарантии в качестве документа, подтверждающего наличие финансового обеспечения ответственности, заявитель указывает номер лицензии на осуществление банковской деятельности кредитной организации, предоставившей банковскую гарантию.».

1. Аккредитация удостоверяющих центров осуществляется уполномоченным федеральным органом в отношении удостоверяющих центров, являющихся юридическими лицами.

2. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на добровольной основе. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на срок пять лет, если более короткий срок не указан в заявлении удостоверяющего центра.

3. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется при условии выполнения им следующих требований:

1) стоимость чистых активов удостоверяющего центра составляет не менее чем семь миллионов рублей;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) наличие финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные третьим лицам вследствие их доверия к информации, указанной в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном таким удостоверяющим центром, или информации, содержащейся в реестре сертификатов, который ведет такой удостоверяющий центр, в сумме не менее чем 30 миллионов рублей и 500 тысяч рублей за каждое место осуществления лицензируемого вида деятельности, указанное в лицензии федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, выданной удостоверяющему центру в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", если количество таких мест превышает десять, но не более 100 миллионов рублей. Если количество мест осуществления указанного лицензируемого вида деятельности не превышает десять, финансовое обеспечение ответственности составляет 30 миллионов рублей;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) наличие средств электронной подписи, имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, а также средств удостоверяющего центра, позволяющих при обращении участника электронного взаимодействия устанавливать и подтверждать действительность квалифицированного сертификата на момент подписания электронной подписью электронного документа и имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) наличие в штате удостоверяющего центра не менее двух работников, непосредственно осуществляющих деятельность по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, имеющих высшее образование в области информационных технологий или информационной безопасности либо высшее образование или среднее профессиональное образование с последующим получением дополнительного профессионального образования по вопросам использования электронной подписи;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) наличие у удостоверяющего центра, претендующего на получение аккредитации, порядка реализации функций удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей, установленного удостоверяющим центром в соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, требованиями к порядку реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей, а также с настоящим Федеральным законом и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

3.1. Удостоверяющий центр наряду с указанными в части 3 настоящей статьи требованиями вправе также обеспечить свое соответствие установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с уполномоченным федеральным органом дополнительным требованиям к порядку реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей, а также к обеспечению информационной безопасности аккредитованного удостоверяющего центра в случаях, если необходимость соблюдения таких дополнительных требований в определенных отношениях предусмотрена федеральным законом.

4. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на основании его заявления, подаваемого в уполномоченный федеральный орган. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие соответствие удостоверяющего центра требованиям, установленным частью 3 настоящей статьи. Удостоверяющий центр вправе не представлять документ, подтверждающий соответствие имеющихся у него средств электронной подписи и средств удостоверяющего центра требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если такой документ или содержащиеся в нем сведения находятся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. В этом случае уполномоченный федеральный орган самостоятельно проверяет наличие документа, подтверждающего соответствие таких средств установленным требованиям, на основании информации, полученной от федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Удостоверяющий центр вправе приложить документы, подтверждающие соответствие удостоверяющего центра требованиям, установленным частью 3.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня приема заявления удостоверяющего центра, уполномоченный федеральный орган на основании представленных документов принимает решение об аккредитации удостоверяющего центра или об отказе в его аккредитации. В случае принятия решения об аккредитации удостоверяющего центра уполномоченный федеральный орган в срок, не превышающий десяти календарных дней со дня принятия решения об аккредитации, уведомляет удостоверяющий центр о принятом решении и выдает свидетельство об аккредитации по установленной форме. После получения свидетельства об аккредитации аккредитованный удостоверяющий центр обязан осуществить присоединение информационной системы, обеспечивающей реализацию функций аккредитованного удостоверяющего центра (далее - присоединение аккредитованного удостоверяющего центра), к информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуре в порядке, установленном в соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - инфраструктура). После присоединения аккредитованного удостоверяющего центра к инфраструктуре уполномоченный федеральный орган выдает аккредитованному удостоверяющему центру квалифицированный сертификат, созданный с использованием средств головного удостоверяющего центра. В случае принятия решения об отказе в аккредитации удостоверяющего центра уполномоченный федеральный орган в срок, не превышающий десяти календарных дней со дня принятия решения об отказе в аккредитации, направляет или вручает удостоверяющему центру уведомление о принятом решении с указанием причин отказа.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Основанием для отказа в аккредитации удостоверяющего центра является его несоответствие требованиям, установленным частью 3 настоящей статьи, или наличие в представленных им документах недостоверной информации.

7. Аккредитованный удостоверяющий центр должен соблюдать требования, на соответствие которым он аккредитован, в течение всего срока его аккредитации. В случае возникновения обстоятельств, делающих невозможным соблюдение указанных требований, удостоверяющий центр немедленно должен уведомить об этом в письменной форме уполномоченный федеральный орган. Аккредитованный удостоверяющий центр при осуществлении своих функций и исполнении принятых обязательств должен соблюдать требования, установленные для удостоверяющих центров - , и настоящего Федерального закона. Уполномоченный федеральный орган вправе проводить проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований настоящего Федерального закона и иных принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов, в том числе требований, на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитованы, в течение всего срока их аккредитации. В случае выявления несоблюдения аккредитованным удостоверяющим центром указанных требований уполномоченный федеральный орган обязан выдать этому удостоверяющему центру предписание об устранении нарушений в установленный срок и приостановить действие аккредитации на данный срок с внесением информации об этом в перечень, указанный в пункте 4 части 3 статьи 8 настоящего Федерального закона. Аккредитованный удостоверяющий центр уведомляет в письменной форме уполномоченный федеральный орган об устранении выявленных нарушений. Уполномоченный федеральный орган принимает решение о возобновлении действия аккредитации, при этом он вправе проверять фактическое устранение ранее выявленных нарушений и в случае их неустранения в установленный предписанием срок досрочно прекращает аккредитацию удостоверяющего центра.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований настоящего Федерального закона и иных принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов проводятся один раз в три года в течение всего срока аккредитации, за исключением внеплановых проверок, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Первая плановая проверка соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами указанных требований осуществляется не позднее одного года с даты аккредитации удостоверяющего центра, указанной в свидетельстве об аккредитации удостоверяющего центра.

7.2. Внеплановые проверки в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля осуществляются по основаниям, указанным в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также на основании мотивированных обращений о нарушениях требований настоящего Федерального закона и иных принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов, допущенных аккредитованным удостоверяющим центром, которые поступили в уполномоченный федеральный орган от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, органов государственных внебюджетных фондов, юридических и физических лиц.

8. На государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие функции удостоверяющих центров, не распространяются требования, установленные пунктами 1 и 2 части 3 настоящей статьи.

9. Головной удостоверяющий центр, функции которого осуществляет уполномоченный федеральный орган, не подлежит аккредитации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

К настоящему времени объем госзакупок, размещенных в электронной форме, превысил 15 трлн рублей, а число электронных процедур приближается к 5 млн. Закупки госкорпораций по 223-ФЗ стремительно догоняют сектор госзаказа. Сотни тысяч поставщиков участвуют и осваивают электронные процедуры. И первое, что необходимо сделать поставщику, желающему поучаствовать в электронных торгах, — это получить сертификат электронной подписи (ЭП), который подтверждает полномочия участника торгов и становится способом заверения правомерности этапов торговых процедур. За этим сертификатом нужно идти в удостоверяющий центр (УЦ).

Согласно материалу, опубликованному в «Российской Бизнес-газете» № 974 (45), сегодня на рынке удостоверяющих центров 75, однако основная доля выдачи ЭП (примерно 90%) приходится на семь УЦ. Это удостоверяющие центры Единой торговой электронной площадки (ЕЭТП), «Такском», «Национальный удостоверяющий центр», «Сертум-Про Контур», Компания Тензор, «Электронный экспресс» и «ТаксНет».

Несмотря на то что набор этих услуг в разных УЦ примерно одинаков, цены на них, сервис, скорость обслуживания, география предоставления услуг разные. «РГБ» сравнила семь ведущих УЦ по нескольким важным для клиента критериям (цена, количество точек обслуживания, автоматическая установка, скорость получения ЭП, сервис, год основания), присвоила каждому УЦ соответствующий балл (по 7-балльной шкале) и выяснила, куда лучше обращаться за ЭП.

Первый критерий — цена за стандартный комплект ЭП для торговых площадок. Она складывается из стоимости работы по изготовлению ключа подписи и сертификата ЭП, лицензии криптопровайдера и носителя информации (флешка). В цену может входить также автоматическая установка, автоматическая настройка рабочего места, техподдержка и пр. Самая низкая (4400 руб.: электронный идентификатор Rutoken ЭЦП 64К/Flash 4 Гб — 1500; лицензия Криптопро на год — 800 руб.; изготовление ключа подписи — 2100 руб.) цена оказалась в УЦ ЕЭТП, которая получила по этому критерию 7 баллов (см. таблицу). Самая высокая (8393 руб.) — у «Электронного экспресса» (5959 руб. — изготовление ключа подписи на 5 федеральных площадок; 2434 руб. — лицензия Криптопро на год + Рутокен64К) (1 балл). В остальных УЦ цена оказалась средней — 5-6 тыс. рублей.

Второй критерий — количество точек обслуживания, включая партнерские. Больше всего точек открыл «Сертум-Про Контур» (28 собственных и 263 партнерских). Это значит, что за ЭП далеко ходить не придется. На втором месте — «Электронный экспресс» (59 точек плюс 58 партнерских). Замыкает «великолепную семерку» «Национальный удостоверяющий центр» (4 точки плюс 33 партнерские).

Третий критерий — автоматическая установка ЭП. Она подразумевает установку всего необходимого ПО для работы с сертификатами в один клик, обеспечивая при этом автонастройку браузера для работы с торговыми площадками, установку криптопровайдера, установку корневых сертификатов и избавляет пользователя от дополнительных звонков в техподдержку, траты времени на поиски нужной технической информации. Эту опцию «РГБ» нашла только у УЦ ЕЭТП, за что и присвоила ему 7 баллов.

Также только УЦ ЕЭТП нашлась такая опция, как защита от руткитов. Руткит — это набор программ, которые хакер использует, чтобы замаскировать вторжение и получить доступ с привилегиями администратора к компьютеру или компьютерной сети. Стандартное антивирусное ПО не может обнаружить такие программы, потому что они используют паковку и шифрование своих файлов. За эту опцию, которая заслуживает быть выделенной в отдельный критерий (четвертый), УЦ ЕЭТП тоже получил 7 баллов.

Пятый критерий — скорость получения ЭП. Ответственный секретарь Комиссии Госдумы по СИС и генеральный директор ЭТП ГПБ Андрей Черногоров отмечает, что от качества услуг удостоверяющего центра, особенности от скорости выдачи ЭП, зависит возможность поставщика оперативно подать заявку на участие в тендере. «В связи с этим ряд электронных торговых площадок имеют специальные договоренности с удостоверяющими центрами и сами предоставляют услуги по ускоренной выдаче ЭП поставщикам», — говорит он. Возможность быстро получить ЭП особенно важна в тех случаях, когда, что называется, «горят торги». В разных УЦ эта скорость варьируется от 15 минут до трех суток. Быстрее всего (за 15 минут) ЭП можно получить в «Электронном экспрессе», за что он и получил 7 баллов. Минимальную скорость (2 часа на получение ЭП) показала Компания Тензор (1 балл).

Шестой критерий — сервис. Сюда мы включили доставку, выезд специалиста и сопровождение торгов. По этому критерию высший балл получила Компания «Тензор», которая предлагает и доставку, и выезд, и сопровождение. А минимальную оценку (1 балл) — «ТаксНет», который услугу выезда официально не предоставляет, но, как сообщают в точках выдачи, эти точки о выезде могут «договориться».

Седьмой критерий — год основания УЦ. Важность этого критерия очевидна — чем дольше УЦ на рынке электронных торгов, тем меньше вероятность нарушения процедуры выпуска ЭП и выше уровень доверия у клиента. Самые «пожилые» УЦ («Такском» и «Национальный удостоверяющий центр», работающие с 2000 г.) получили по 7 баллов, самый молодой (УЦ ЕЭТП, работающий с 2010 года) — 2 балла.

По итогам исследования «РБГ», первое место среди ведущих УЦ занимает Единая электронная торговая площадка (36 баллов). За ней следует «Электронный экспресс» (25 баллов" и «ТаксНет» (24 балла). Четвертое место с показателем в 23 балла занял «Сертум-Про Контур». «Тензор» и «Такском» разделили пятое место, набрав по 21 баллу. На последнем месте оказался Национальный удостоверяющий центр (20 баллов).

«Простота, скорость и удобство доступа поставщиков к процедурам закупок напрямую зависит от эффективной организации процесса получения аккредитации на ЭТП, — говорит председатель оргкомитета „Национального рейтинга прозрачности закупок“ Антон Назаркин. — Повышение УЦ качества своей работы напрямую влияет на уровень конкуренции, особенно в сегменте МСП, для которого каждый из пунктов рейтинга — от цены до старта работы, является критическим».