История «Быка Скапа-Флоу. Литература и источники информации

01.03.2024

Гюнтер Прин

МОЙ ПУТЬ В СКАПА-ФЛОУ

Лейпциг. Холодное лето 1923 года.

Инфляция разорила всех. Наши родители обеднели…

Шел дождь. Улицы выглядели призрачно серыми и грязными.

Ну что, скажем о нашем решении сегодня? - спросил Хайнц.

Я размышлял о реакции моей матери и медлил с ответом.

Уверен, что моего старика от такого хватит удар, - Хайнц для убедительности рубанул воздух рукой.

Однако перспектива подвергнуться отцовской порке, похоже, его не останавливала. Он был тверд в своем решении.

Подойдя к нашей двери, мы распрощались.

Через несколько шагов Хайнц обернулся и крикнул:

Я скажу своему старику сегодня же, непременно! - И размахивая портфелем, скрылся за углом.

Я поднялся по лестнице. Это была узкая, стертая ногами деревянная лестница, едва освещенная маленьким оконцем, выходившим во двор. Дверь открыла мать. Она была в фартуке, запачканном красками.

Пст! Тихо, Гюнтер, - прошептала она. - Господин Буцелиус еще спит.

Буцелиус был толстым студентом, который снимал у нас комнату, расположенную сразу справа от входа. Он учился уже в четырнадцатом семестре. До полудня он проводил время в постели. Он говорил, что так ему лучше работается. При этом обычно через дверь доносился его храп.

Я прошел в нашу комнату. Стол был уже накрыт. За ним в своих высоких детских стульчиках сидели Лиза-Лотта и Ганс-Иоахим с бледными, испитыми личиками. На полке лежали три письма в голубых конвертах: счета!

Подошла мать и принесла еду. Это был перловый суп.

Много? - спросил я, кивнув головой на голубые конверты.

Хуже всего с зубным врачом, - вздохнула мать и добавила: - Хотя люди, которым нечего есть, не нуждаются в зубах.

Я взглянул на нее. На ее добром лице было выражение горечи и муки. Нет, пожалуй, я не должен ей сообщать о своем решении, по крайней мере, сегодня.

После обеда, в то время как она убирала стол, она сказала:

Когда выполнишь домашние задания, отнеси-ка кружева к Клеевитцам и Брамфельдам. Снова пришла коробка с ними.

Я кивнул головой. Это было неприятным поручением, однако мы жили этим.

Моя тетя закупала кружева в Рудных горах, а мать сбывала их в Лейпциге в маленькие магазины и частной клиентуре.

Это давало скудный доход, а подчас и его не было.

К вечеру я отправился в путь. Картонная коробка была непомерно велика, и меня мучила мысль о возможной встрече со школьными приятелями.

Магазин находился на новом рынке. Маленький магазин с крохотной витриной, в которой виднелись старомодное белье, ночные сорочки с ажурной вышивкой, филейные скатерти и коклюшечные кружева. Все это выглядело, как содержимое бельевого шкафа из восьмидесятых годов прошлого века.

В магазине я застал старшую из сестер Клеевиц, маленькую, сухую женщину с острым носом и черными, как у птицы, глазами.

Добрый вечер, - обратился я к ней и поставил свою коробку на стекло прилавка. - Моя мать прислала Вам кружева.

Мог бы придти и пораньше! - прошипела она. - Уже темнеет!

Она сняла крышку коробки и начала рыться в кружевах. При этом она беспрерывно бормотала себе под нос:

Конечно, снова неотбеленные… и снова один и тот же узор: «Глаза Бога»… никого сегодня не интересуют глаза Бога… я говорила уже об этом в предыдущий раз…

Я молчал.

Звякнул колокольчик на двери магазина, и вошла клиентка.

Фройляйн Клеевиц оставила меня и занялась ее обслуживанием. Надо было видеть, как она преобразилась, каким любезным стало выражение лица, как мелодично зазвенел ее голос.

Я молча наблюдал за всем этим. Да, вот они какие, эти мелкие душонки: согбенные спины - высшим, пинки - низшим.

Клиентка удалилась с купленными булавками, а фройляйн Клеевиц вновь вернулась к моей коробке. Она рылась там как курица в земле в поисках червей после дождя, и снова принялась бормотать:

Образцы были совершенно другие, гораздо красивее… гораздо тщательнее проработанные… охотней всего я вообще бы не взяла эту чепуху…

Но тогда… - начал я.

Она резко подняла голову и посмотрела на меня. Ее глаза превратились в маленькие щелки, а рот раскрылся от напряжения. Еще одно мое слово - и она выбросит меня наружу вместе с моими кружевами. Я знал это настолько точно, как будто бы она сказала мне об этом.

И я вспомнил о моей матери, сестре и брате, и промолчал.

Ты что-то сказал? - спросила она.

Ну, то-то же. Я бы тоже не хотела ничего слышать, - заключила она самодовольно.

Затем она подошла к кассе, отсчитала и бросила деньги на стол. Я поблагодарил и ушел.

Снаружи я сразу закурил. Хотя было еще светло, и кто-либо из преподавателей мог увидеть меня в любое мгновение. Но раздражение было слишком сильным.

Нет, так больше не может продолжаться. Я должен бежать отсюда, если не хочу задохнуться.

Хайнц-то точно сообщит сегодня своему отцу, что мы оба решили уйти в море. Нужно решаться и мне. И, по-видимому, лучше всего поговорить с матерью уже сегодня.

Дома я поспешно проглотил ужин и вошел в свою комнату. Это была маленькая, узкая комнатка окном во двор. Здесь находились походная кровать, стол, стул, умывальник и книжная полка. Если подойти вплотную к окну, то можно было видеть маленький клочок неба.

Над моей кроватью висела картина с изображением Васко да Гама. Из всех морских героев прошлого я любил его больше всего. Снова и снова перечитывал я историю его жизни. Как он, будучи всего 27 лет от роду, отправился в плавание с тремя кораблями, едва ли большими, чем рыбачьи лодки. Как, испытывая неслыханные лишения, он под парусами обогнул Африку, как завоевал Индию, как вернулся домой, приветствуемый королем и ликующим народом.

Если бы я мог вырваться наружу и вести такую же жизнь!

Но у моей матери не было никаких денег - и об этом не могло быть и речи. И сам я имел всего девяносто одну шведскую крону, которые заработал обслуживанием иностранцев на ярмарке.

А может быть, этой суммы и достаточно для обучения в морской школе? А если нет, то я готов стать матросом и без школы… С этими мыслями я и заснул.

На следующее утро по дороге в школу за мной зашел Хайнц Френкель. Он ждал меня внизу, у входа в дом.

Итак, я поговорил со своим стариком, - сообщил он после того, как мы поздоровались. - Он был поразительно благоразумен для своего возраста. - Он настаивает только на том, чтобы я сначала сдал экзамен на аттестат зрелости. И тогда он не станет мне препятствовать стать моряком.

Так-так, - ответил я.

А ты? - спросил Хайнц. - Что тебе ответила твоя старая дама?

Ничего… Я ведь еще не говорил с ней об этом.

Он рассмеялся и похлопал меня по плечу:

Ну-ну, старый дружище, тогда натирай здесь свои седалищные мозоли и дальше…

Во второй половине того же дня я отправился на биржу труда к консультанту по профессиям. Я хотел разузнать о подготовке и дальнейшей перспективе судовых юнг.

Консультант выглядел далеко не как португальский король. Бледный, с оттенком желтизны, мужчина осмотрел меня неодобрительно через очки с толстыми стеклами и сказал раздраженно:

И ты хочешь в морской флот? Такой клоп? А что скажут на это твои родители?

Моя мать согласна, - солгал я.

Да ну? - произнес он недоверчиво. - Тогда следующий раз приходи вместе с ней.

И он снова склонился над своими документами, как если бы я уже совсем не существовал для него.

Я собрался с духом и сказал ему, что сначала хотел бы осведомиться… об обучении… и сколько все это будет стоить…

Он взглянул на меня неприязненно, взял брошюру с полки позади себя и бросил ее передо мной на стол, не удостоив меня больше ни одним словом.

Прихватив брошюру, я поблагодарил его и вышел…

Снаружи я поспешно перелистал всю брошюру. Это был проспект Немецкой морской школы в Финкенвердере. Не останавливаясь на картинках, я пробегал глазами текст, не вчитываясь в содержание, и лишь потом отыскал сведения о том, как долго длится обучение и что оно стоит.

Там стояло: «три месяца учебы». А затем указывалась такая сумма в бумажных марках, которая вызвала у меня головокружение. «Без последующих обязательств» - стояло ниже.

Я вышел из старого серого здания биржи на улицу. В выпуске «Лейпцигских последних известий» нашел сообщение о курсах валют и начинал рассчитывать.

Похоже, что в пересчете моих крон в бумажные марки этой суммы должно было хватить…

Решено! И я бегом отправился домой…

Моя мать сидела перед своим мольбертом и делала рисунок для будущей картины. Это был вид леса с несколькими косулями. В последнее время она часто обращалась к этому сюжету.

Ты только подумай, - упредила она меня. - Зубной врач согласился в качестве уплаты взять у меня картину. Он находит мои картины превосходными, и, кроме того, он нашел мне еще двух новых клиентов. - Ее щеки пылали. - «Я считаю, что каждая картина стоит не менее тридцати золотых марок», - сказал он. При хорошем настрое я могла бы писать по две-три картины в неделю. Это от двухсот сорока до трехсот марок в месяц, юноша. Знаешь что, похоже, наши мучения с кружевами теперь прекратятся.

Я внимательно посмотрел на нее. Да, она снова была в воздушном шаре своих мечтаний.

Я сделал глубокий вдох.

Все это прекрасно, мама. Но не стало бы тебе легче, если бы у нас уменьшилось число голодных ртов?

Она опустила палитру:

О чем ты говоришь, Гюнтер?

Я подумал, что и для меня настало время подумать о заработке.

И что ты намерен делать?

Я хочу стать моряком.

Она встала.

Вот посмотри, - сказал я поспешно. - Я достал уже проспект морской школы в Финкенвердере. Плата за обучение невелика. Я мог бы даже оплатить учебу только моими шведскими кронами. И, кроме того…

Она прервала меня:

Тебя на самом деле тянет к морю?

Да, - ответил я, - на самом деле, всем сердцем. Ты же знаешь об этом.

Она молча опустила голову… Затем тихим, с дрожью голосом произнесла:

Ну, если это на самом деле так, тогда я не могу стоять на твоем пути…

Тренировка на бушприте.

Парусник «Ольденбург» под полными парусами.

Из книги Морские волки. Германские подводные лодки во Второй мировой войне автора Франк Вольфганг

Из книги Командир подлодки. Стальные волки вермахта автора Прин Гюнтер

Глава 12 Залив Скапа-Флоу После обеда мы стояли, болтая, в столовой нашей базы. Дежурный открыл дверь, вошел капитан фон Фридебург.- Внимание, господа. Корветтен-капитан Собе, капитан-лейтенанты Велмер и Прин, вам приказано явиться к командующему подводным флотом.Он

Из книги Личный пилот Гитлера. Воспоминания обергруппенфюрера СС. 1939-1945 автора Баур Ганс

Лейтенант-командор Прин и его экипаж Повседневную жизнь рейхсканцелярии нарушило сообщение, переданное капитаном фон Путткамером, согласно которому германская подводная лодка прошла пролив Скапа-Флоу и потопила два вражеских крейсера. Более поздние сообщения

Из книги Актеры зарубежного кино. Выпуск 3 автора Брагинский Александр Владимирович

Из книги Немецкие субмарины в бою. Воспоминания участников боевых действий. 1939-1945 автора Бреннеке Йохан

Гюнтер Симон Обреченное село (М. Хемберг, 1951), Эрнст Тельман, сын своего класса (Курт Метциг, 1954), Эрнст Тельман, вождь своего класса (Курт Метциг, 1952-1955), Тогда в Париже (К. Бельхауз, 1955), Не забудь мою Трудль (К. Метциг, 1956), Моя жена хочет петь (Г. Хейнрих, 1956), Черный батальон (В.

Из книги Прорабы духа автора Вознесенский Андрей Андреевич

Глава 6 ОТТО КРЕЧМЕР И ГЮНТЕР ПРИН Оперативная сводкаНачало большого наступления подводных лодок. Группы, которые вели боевые действия в Атлантике, получили усиление. «Серые волки» появились теперь и в Средиземном море, пробиваясь на свои боевые позиции группами через

Из книги Морские волки. Германские подводные лодки во Второй мировой войне автора Франк Вольфганг

Поэт Гюнтер Грасс Гюнтер Грасс с нажимом проводит по моему носу. Чувствую, как нос вспухает и краснеет. Мне щекотно. Когда он заползает в ноздрю, хочется чихнуть. Вот он корябает по правой брови своим чистым, коротко срезанным ногтем. Продавленная им линия на щеке остается

Из книги Загадка Скапа-Флоу автора Корганов Александр

ГЛАВА 5 «Операция Скапа-Флоу» (октябрь 1939 г.) В сентябре 1939 года одна из «каноэ», действовавших к востоку от Оркнейских островов, оказалась у Пентланд-Ферта, пролива между Шотландией и Оркнейскими островами. Сильное западное течение подхватило лодку и понесло через бурный

Из книги Коко Шанель. Я и мои мужчины автора Бенуа Софья

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ, ПРИН? Для капитан-лейтенанта Прина все началось в Киле менее двух недель назад, а точнее в воскресенье, 1-го октября. В кают-компании плавбазы подводных лодок «Гамбург» офицеры болтали после завтрака, когда дверь открылась, и ординарец пропустил

Из книги «Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха автора Громов Алекс

БЫК СКАПА-ФЛОУ Фон Фарендорф с упоением вдыхал холодный ночной воздух. Никогда еще он так не наслаждался бескрайними просторами открытого моря. Все шло своим чередом. Мерный стук дизелей, удары волн о корпус и мерная качка подлодки на легкой зыби Северного моря, все это

Из книги Гитлер_директория автора Съянова Елена Евгеньевна

Из книги Николай Гумилев глазами сына автора Белый Андрей

Скапа-Флоу После обеда мы стоим, разговаривая, в кают-компании нашей плавбазы.Распахивается входная дверь и на пороге появляется капитан первого ранга фон Фридебург.- Внимание, господа! Капитан третьего ранга Зобе и капитан-лейтенанты Вельнер и Прин! Прибыть на

Из книги автора

Ганс Гюнтер фон Динклаге. «Оккупационная» связь Июнь 1940 года. Гитлеровский блицкриг в самом разгаре, под ударами германского оружия французские части стремительно катятся на юг. Мир недоумевал: почему мощная европейская держава рушится словно карточный домик? Ответ

Из книги автора

Рейд в Скапа-Флоу Одним из самых дерзких и нашумевших рейдов в начале войны стала атака германской субмариной U-47 под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина британского линкора «Ройал Оук» в ночь на 14 октября 1939 г. непосредственно на рейде главной базы

Из книги автора

Прин Немецкое слово «Кригсмарине» известно у нас гораздо меньше, чем «Люфтваффе», хотя по поводу урона, наносимого немецким подводным флотом, Черчилль как-то писал: «Единственная вещь, которая по-настоящему тревожила меня в ходе войны, - это опасность, исходившая от

Из книги автора

Иоганнес фон Гюнтер{67} Под восточным ветром …И вот я третий раз в Петербурге. Меблированные комнаты «Рига», где я прожил многие месяцы, были в самом лучшем месте Невского проспекта, наискосок от Гостиного двора. Около двенадцати пошел к Кузмину, он жил теперь у Вячеслава

Гюнтер Прин

Командир подлодки. Стальные волки вермахта

Глава 1 НАЧАЛО

Это происходило в Лейпциге недобрым летом 1923 года. Инфляция всех разорила. Наши родители обеднели. Улицы города были серыми и грязными. Шел дождь.

– Сегодня скажем? – спросил Гейнц.

Я подумал о маме.

– Думаю, мой старик всыплет мне, – беззаботно сказал Гейнц, многозначительно пошлепывая себя в грудь. Перспектива родительского наказания оставила его равнодушным.

Мы расстались перед моей дверью. Отойдя на несколько шагов, Гейнц обернулся и крикнул:

– Я обязательно скажу старику сегодня! – Помахав, он скрылся за углом.

Я поднялся по узкой деревянной лестнице. Ее стертые ступени скудно освещались маленькими окошками, выходящими во двор. Мы жили на втором этаже.

Дверь открыла мама. Она была в блузе, заляпанной краской.

– Ш-ш, тише, Гюнтер, – прошептала она. – Мистер Бузелиус еще спит.

Бузелиус – толстый студент, занимавший комнату у входной двери. Он учился уже семь лет. Обычно он оставался в постели до полудня, утверждая, что лежа ему лучше работается. Дверь тряслась от его храпа.

Я прошел в дальнюю комнату. Стол был уже накрыт. Лиззи Лотта и Ганс Иоахим сидели на высоких стульчиках бледные и робкие. На камине лежали три письма в голубых конвертах – счета!

Мама вошла в комнату с едой. Ячменный суп. Ели молча.

– Там много? – спросил я, кивая на голубые конверты.

– Самое плохое – счет дантиста, – вздохнула мама и добавила: – Тем, кому нечего кусать, не нужны зубы.

Я посмотрел на нее. Лицо было добродушным, круглым, а взгляд горьким. Нет, я не мог сказать ей. По крайней мере, сейчас.

Убирая со стола, мама сказала:

– Когда закончишь домашнюю работу, отнеси кружева Кливиц. Принесли еще коробку.

Я кивнул. Это не было настоящей работой, но мы на нее жили. Моя тетка покупала кружева в Эрцгебирге, а мама продавала их в маленькие магазинчики Лейпцига. Доход был скудным, а иногда его и совсем не получалось.

Я дождался вечера, так как коробка была большой и мне не хотелось, чтобы школьные друзья меня с ней увидели. Магазин помещался на Нью-Маркет. В крошечном окошечке выставлялись старомодное нижнее белье, ночные рубашки с вышивкой, маленькие петельки и кружева для наволочек – наши кружева. Выглядело это так, будто кто-то вытряс в окно бельевую корзину 1880-х годов. Старшая из сестер Кливиц, маленькая, как бы усохшая женщина с острым носом и черными глазами, была в магазине.

– Добрый вечер, – сказал я, ставя коробку на прилавок. – Я принес кружева от мамы.

– Не мог прийти пораньше? – спросила она ворчливо. – Уже темно. – Она сняла крышку с коробки и принялась копаться в кружевах, бормоча: – Конечно, опять неотбеленные… и всегда тот же рисунок. «Глаза Бога», снова «глаза Бога». Никто не хочет сегодня этих «глаз Бога». Предупреждаю в последний раз.

Я ничего не ответил.

Звякнул дверной колокольчик. Вошла покупательница.

Мисс Кливиц оставила меня стоять и пошла обслужить ее. Видеть, каким приятным стало ее лицо, как мягко звучал голос, когда она разговаривала с покупательницей, было просто удивительно.

Я стоял и наблюдал. Да, вот так они жили, эти несчастные продавцы: раболепие перед вышестоящими и пинки для нижестоящих.

Покупательница ушла с пакетиком булавок. Мисс Кливиц вернулась к моей коробке и стала ковыряться в ней, как курица, выкапывающая червей, продолжая ворчать:

– Образцы были совсем другие, гораздо лучше… И аккуратнее сделаны… Вряд ли я захочу брать этот хлам.

– Ну… – начал я.

Она подняла голову и посмотрела на меня. Глаза ее стали как щелочки, рот приоткрылся. Еще слово, и она вышвырнет меня вместе с кружевами. Я знал это так точно, как если бы она сказала вслух. Я подумал о маме, о младших дома и промолчал.

– Ты что-то сказал? – спросила она.

– Ну а мне и не хочется ничего слушать, – сказала мисс Кливиц с триумфом.

Она пошла к кассе и отсчитала деньги. Я поблагодарил и ушел.

На улице я осторожно закурил сигарету, опасаясь, как бы школьный учитель не поймал меня. Нет, так продолжаться не может. Я должен уехать, иначе задохнусь. Гейнц собирался сказать своему отцу, что мы оба хотим уйти в море, а я должен сказать маме. Возможно, лучше сделать это не откладывая.

Дома я проглотил ужин и отправился в свою маленькую узкую комнату с окном во двор. Там стояли раскладушка, стол, стул, умывальник и маленький книжный шкаф. Если встать поближе к окну, виден кусочек неба. Над кроватью висел портрет Васко да Гама, моего самого любимого из всех великих мореходов прошлого. Я читал и перечитывал книгу о его жизни. Как в двадцать семь лет он начинал, имея всего три суденышка, каждое не больше рыбацкой лодки. Как он плыл под парусами вокруг Африки, страдая от невероятных лишений. Как завоевал Индию и вернулся, приветствуемый королем и народом.

Если бы я мог уйти в такую жизнь, полную приключений! Но у мамы не было денег, это было главным препятствием. Правда, у меня была девяносто одна шведская крона, заработанная на международной ярмарке в Лейпциге. Но хватит ли девяносто одной кроны для поступления в морское училище? Возможно. А если нет, я могу уйти в море и без учебы. Это была моя последняя мысль перед тем, как заснуть.

На следующее утро Гейнц Френкель зашел за мной по дороге в школу.

– Я поговорил со стариком, – сказал он. – Отец был удивительно благоразумен для своего возраста. Предложил сначала получить аттестат об образовании, и тогда, если я не передумаю идти в море, он не будет препятствовать.

– Здорово! – сказал я.

– А ты? – спросил Гейнц. – Что сказала твоя мать?

– Ничего, потому что я ничего ей не говорил.

Смеясь, он похлопал меня по плечу:

– Ну, старина, значит, мы должны продолжать грызть науки.

Но мне было не до смеха. Днем я поехал в профессиональный совет при бирже труда, чтобы узнать об условиях обучения на юнгу.

Принимал меня точно не португальский король. Бледный желтолицый человек неодобрительно уставился на меня сквозь толстые стекла очков и спросил:

– Ты хочешь поступить в торговый флот, ты, малявка? А что скажут твои родители?

– Мама согласна, – соврал я.

– Тогда приходи с ней, – недоверчиво сказал он и снова стал листать бумаги, как будто меня тут и не было.

Скрепя сердце я объяснил ему, что хочу узнать, что я должен делать, чтобы поступить, и сколько это будет стоить. Он раздраженно поднял на меня глаза, выхватил какую-то бумагу и бросил ее передо мной, не тратя слов. Это был проспект Немецкого морского училища в Финкенвардере. Я поблагодарил и ушел.

Выйдя, я изучил брошюру. Я не смотрел на картинки, едва глянул в текст и просто искал, сколько времени займет обучение и сколько оно стоит. Там значилось: три месяца учебы и сумма в бумажных марках, немалая сумма. Больше того, взносы могли увеличить без предупреждения.

Гю́нтер Прин - (16 января 1908 - предположительно 7 марта 1941) - немецкий подводник времён Второй мировой войны, кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями. Прин являлся одним из самых успешных подводников Кригсмарине и получил прозвищем «Бык Скапа-Флоу», после успешной операции по проникновению на рейд британского флота в гавани Скапа-Флоу и потоплению линкора HMS Royal Oak.

Биография

Родился 16 января 1908 в Остерфельде. Его семья была очень бедной. В 15 лет Гюнтер покинул свой дом, зарабатывал на жизнь сам и позволил матери вырастить других детей. Благодаря своему трудолюбию, упорству и настойчивости получил диплом капитана. Во время Великой депрессии в 1931 оказался без работы. После прихода нацистов к власти Прин добровольцем вступил в ВМФ в качестве рядового матроса и быстро стал подниматься по служебной лестнице.

Служба

В октябре 1936 - стал 2-м помощником командира лодки U-26, которой командовал В. Хартман. Участвовал в войне в Испании. После окончания курсов командиров подводных лодок Прин в октябре 1938 назначен командиром U-47. После начала войны Прин стал первым подводником, который потопил судно противника - им стал подбитый 5 сентября 1939 английский пароход Bosnia (2407 тонн). В этом же походе Прин затопил два торговых суда Rio Clara и Gartavon. После возвращения на базу Прин 25 сентября награжден Железным крестом 2-го класса.

1 октября 1939 Прин был вызван к адмиралу К. Дёницу, который предложил ему совершить операцию по проникновению на базу английского флота - Скапа Флоу и потопить корабли, находившиеся там.

Прин не знал, что и ответить. Эта база считалась главным объектом Хоум Флита. Считалось, что на базу нельзя приникнуть незамеченным. Здесь кайзеровские офицеры затопили Атлантическую эскадру. Победа, одержанная в этом месте, воодушевила бы рейх. Во времена первой мировой войны двум подводным лодкам удалось проплыть в Скапа Флоу через заграждения, назад они так и не вернулись. Но адмирал имел информацию от капитана торгового судна. Который за две недель назад был в порту Керкуэлла, расположенного недалеко от Скапа Флоу. Где получил информацию, что англичане перестали следить за восточным входом в пролив. Разведданные подтвердила эту информацию. В противолодочных заграждениях был проход шириной 17 метров, через который опытный командир мог провести в гавань Скапа Флоу подводную лодку.

На следующий день Прин доложил Деницу, что готов провести операцию.

Утром 13 октября Прин начал поход и сообщил экипажу цель похода. Едва избежав столкновения с ограждением, U-47 прошла в Скапа Флоу. В 0 часов 58 минут 14 октября был обнаружен линейный корабль HMS Royal Oak и авианосец HMS Pegasus и командир отдал приказ выпустить 4 торпеды, один из аппаратов не сработал.

Из трех торпед взорвалась только одна, но никаких действий со стороны англичан не последовало.

В 1 час 16 минут Прин провел вторую атаку четырьмя торпедами. Две торпеды попали в HMS Royal Oak, после чего сдетонировали артиллерийские погреба. Прогремел взрыв, и линкор через 23 минуты затонул, унеся с собой жизни адмирала Блэнгроува и 832 членов экипажа.

А незамеченная U-47, не погружаясь, в 2.15 прошла через проход в противолодочном заграждении и вышла в открытое море.

На базе Вельгельмсхафен Прина встречала ликующая толпа. Лично адмирал Э. Редер наградил всех членов экипажа Железными крестами 2-го класса. Прин должен был лично доложить фюреру о ходе операции. В полдень в Вильгельмсхафене приземлились FW. 200 и Ju. 52 - личные самолеты Гитлера, доставившие весь экипаж U-47 в Берлин. Гитлер принял их в рейхсканцелярии и наградил Прина Рыцарским крестом. Вечером в Винтергантер Театре моряков принимал Геббельс.

Прин стал одним из самых известных героев Германии. В конце 1939 эмблемой U-47 был выбран бык, а германские СМИ стали называть Прина «быком Скапа Флоу». Вскоре была издана книга «Мой путь в Скапа Флоу» (авторство Прина сомнительно, т.к. книга содержит много неточностей). В середине ноября 1939 U-47 вышла в Северную Атлантику. В этом походе Прин потопил два танкера, но был дважды атакован глубинными бомбами. Из-за повреждений, нанесенных ей льдами и взрывами глубинных бомб, до марта 1940 года U-47 ремонтировалась в доках.
Участвовал в операции по вторжению в Норвегию, в ходе которой лодка села на мель, повредив правый дизель.

В 1940 была сформирована группа подводных лодок "Прин" и "Резинг", которая получила задание атаковать конвой в Галифаксе.
Прину было поставлено задание уничтожить конвой, который возвращаться в Галифакс. Июнь 1940 года стал одним из самых удачных для германских подводников месяцем. Объединенными усилиями Кригсмарине и Люфтваффе потопили 140 судов (585496 т.). Из них 10 процентов были на счету Прина. Общий тоннаж потопленных им кораблей составил 66587.

С июня по октябрь был удачный период для германских подводных асов, таких, как Прин, Кречмер, Эндрас и другие. Лучшим был, конечно, Прин, потопивший 200000 т. За свои заслуги Прин получил Дубовые Листья к Рыцарскому кресту. Но его вскоре превзошел Отто Кречмер, командир U-99, который стал ведущим подводным асом Кригсмарине, потопив 44 корабля (266629 т.).

В ночь на 18 октября 1940 Прин во главе 4 лодок атаковал английский конвой. В итоге атаки британцы потеряли 8 судов. Все подлодки остались целы.

Гибель

8 марта 1941 Прин атаковал конвои ОВ293, следовавший из Ливерпуля в Галифакс. Германские лодки потопили 2 корабля, понесли слишком большие потери: лодка Г. Экрмана была вынуждена всплыть и вернуться в Лорьян; U-90 капитана 3-го ранга И. Маца была затоплена; U-91 под командованием О Кречмера также была вынуждена отступить.

Прин из-за своего упорства решил продолжить в одиночку атаку конвоя и потопил еще один корабль. Неожиданно прекратился дождь, облака разошлись и выглянуло солнце, осветив U-47 прямо перед носом у эсминца HMS Wolverine. Прин отдал приказ немедленно погрузится, но Ройлэнд моментально сбросил глубинные бомбы. Промахнуться он не мог. U-47 была сильно повреждена. Прин вынужден был оставаться под водой до наступления темноты и всплыл в нескольких милях от места первоначального погружения. Тут же на него бросился HMS Wolverine, U-47 стремительно погрузилась в воду, но было уже поздно. Больше она никогда не всплыла. Взрыв глубинной бомбы разорвал лодку. Через несколько минут на поверхности показались обломки, мусор и пятна мазута - признак того, что лодка погибла. Никто не смог бы спастись.

После гибели Прина. его эмблема «Пыхтящий бык» присвоена 7-й флотилии подводных лодок.

Популярность Прина была настолько высока, что многие не хотели верить в его гибель. Получили хождение разные морские легенды, что Прин и его экипаж взбунтовались и попали в пехоту на Восточный фронт. Что Прин отказался выйти в море на неисправной лодке и был отправлен в концлагерь, где его уморили голодом или расстреляли. Была версия, что Прин утонул в своей ванне.

Список потопленных кораблей

Дата Подлодка Название корабля Национальность Тоннаж
5 Сен 1939 U-47 Bosnia Великобритания 2,407
6 Сен 1939 U-47 Rio Claro Великобритания 4,086
7 Сен 1939 U-47 Gartavon Великобритания 1,777
14 Окт 1939 U-47 HMS Royal Oak Великобритания 29,150
5 Дек 1939 U-47 Navasota Великобритания 8,795
6 Дек 1939 U-47 Britta Норвегия 6,214
17 Дек 1939 U-47 Tajandoen Голландия 8,159
25 Мар 1940 U-47 Britta Дания 1,146
14 Июнь 1940 U-47 Balmoralwood Великобритания 5,834
21 Июнь 1940 U-47 San Fernando Великобритания 13,056
24 Июнь 1940 U-47 Cathrine Панама 1,885
27 Июнь 1940 U-47 Lenda Норвегия 4,005
27 Июнь 1940 U-47 Leticia Голландия 2,580
29 Июнь 1940 U-47 Empire Toucan Великобритания 4,127
30 Июнь 1940 U-47 Georgios Kyriakides Греция 4,201
2 Июль 1940 U-47 Arandora Star Великобритания 15,501
2 Сен 1940 U-47 Ville de Mons Бельгия 7,463
4 Сен 1940 U-47 Titan Великобритания 9,035
7 Сен 1940 U-47 Neptunian Великобритания 5,155
7 Сен 1940 U-47 José de Larrinaga Великобритания 5,303
7 Сен 1940 U-47 Gro Норвегия 4,211
9 Сен 1940 U-47 Possidon Греция 3,840
21 Сен 1940 U-47 Elmbank Великобритания 5,156
19 Окт 1940 U-47 Uganda Великобритания 4,966
19 Окт 1940 U-47 Shirak Великобритания 6,023
19 Окт 1940 U-47 Wandby Великобритания 4,947
20 Окт 1940 U-47 La Estancia Великобритания 5,185
20 Окт 1940 U-47 Whitford Point Великобритания 5,026
20 Окт 1940 U-47 Athelmonarch Великобритания 8,995
8 Ноя 1940 U-47 Gonçalo Velho Португалия 1,595
2 Дек 1940 U-47 Ville d’Arlon Бельгия 7,555
2 Дек 1940 U-47 Conch Великобритания 8,376
2 Дек 1940 U-47 Dunsle Великобритания 3,862
26 Фев 194 U-47 Kasongo Бельгия 5,254
26 Фев 1941 U-47 Diala Великобритания 8,106
26 Фев 1941 U-47 Borgland Норвегия 3,636
26 Фев 1941 U-47 Rydboholm Швеция 3,197
26 Фев 1941 U-47 Holmelea Великобритания 4,223
7 Мар 1941 U-47 Terje Viken Великобритания 20,638

Литература и источники информации

  • Митчем Семюэль В., Мюллер Джин. Командиры Третьего рейха, Смоленск, "Русич", 1997
  • Кто был кто в Третьем рейхе. Биографический энциклопедический словарь. М., 2003

Его семья едва сводила концы с концами, а мать часто боялась открывать счета, так как была не в состоянии их оплатить. В 15 лет Гюнтер ушел из дома, чтобы зарабатывать на жизнь самому и позволить матери поднимать других детей. Он вступил в самостоятельную жизнь в эру ужасного кризиса, когда один доллар США стоил 4 200 000 000 000 немецких марок. Заработав валюту в качестве гида на Лейпцигской международной ярмарке, Прин оплатил обучение в морской школе в Гамбург-Финкенвердере, называвшейся "фабрикой моряков". Здесь он приобрел основы морских знаний. Затем Прин устроился юнгой на пароход "Гамбург"{43}. Во время зимнего шторма пароход затонул, но Прину повезло: он сумел доплыть до ирландского берега. В течение нескольких лет Гюнтер Прин работал на разных судах, изучая свое ремесло. Благодаря трудолюбию и ценой огромных усилий он заработал капитанское удостоверение, но не смог найти для себя корабля. Торговый флот был разорен великой депрессией. Двадцатичетырехлетний капитан был вынужден завербоваться в Добровольную трудовую армию. Теперь он имел крышу над головой и пищу, но не получал никаких денег. Когда Прин узнал, что ВМФ набирает для пополнения резерва офицеров торгового флота, то не стал медлить с решением. В январе 1933 года он в качестве рядового матроса начал службу в Кригсмарине.

Прин снова пробился наверх. Он пошел в школу подводников, где познакомился и подружился с Вернером Хартманом, командиром U-26, взявшим его к себе. U-26 принимала участие в гражданской войне в Испании. В 1938 году Гюнтер Прин окончил курсы командиров-подводников и получил под команду U-47. К этому времени Прин уже женился и имел маленькую дочь. Однажды он шокировал своих товарищей по кают-компании следующим заявлением: "Я предпочел бы месячные маневры в Атлантике любому отпуску!".

Прин не знал, что и сказать. Скапа Флоу была главной базой британского Хоум Флита. Считалось, что проникнуть туда невозможно. Эта база, расположенная на Оркнейских островах, была связана с черной страницей в истории германского флота. Здесь после первой мировой войны кайзеровские офицеры затопили Атлантическую эскадру, интернированную англичанами. Победа, одержанная в таком месте, воодушевила бы рейх. Кроме того, во время первой мировой войны двум германским субмаринам удалось проникнуть в Скапа Флоу через заградительные сети, и больше их никто никогда не видел. Но Дениц имел информацию от капитана торгового судна, который за несколько недель до этого побывал в порту Керкуэлла, расположенного севернее Скапа Флоу, где слышал, что англичане перестали следить за восточным входом в пролив. Аэрофотосъемка подтвердила это сообщение. В противолодочных заграждениях был проход шириной 17 метров, через который опытный командир мог провести в гавань Скапа Флоу подводную лодку.

На следующий день лейтенант Прин доложил Деницу о готовности выполнить это задание. Атаку назначили на ночь с 13 на 14 октября.

Утром 13 октября Прин совершил погружение и сообщил экипажу его задачу. Несмотря на очевидную опасность, моряки с энтузиазмом встретили его слова. В 7.15 вечера Прин всплыл и увидел, что небо освещено сполохами северного сияния. Подавив ругательство, он решил действовать.

Медленно, преодолевая встречное течение, едва избежав столкновения с ограждением, U-47 незамеченной прокралась в Скапа Флоу. В 0.58 Прин увидел линкор "Ройял Оак" и старый авианосец "Пегасус" и с расстояния 4 тыс. ярдов выпустил 4 торпеды. Но один аппарат не сработал, а из 3 торпед только одна взорвалась у линкора. Никакой реакции со стороны британцев не последовало. Прин начал выписывать циркуляцию, заходя в новую атаку, а его люди заряжали 4 новые "рыбы".

Прин не знал, что британцы решили, что взрыв, не причинивший "Ройял Оак" никакого вреда, произошел внутри линкора, и поэтому не подняли тревоги.

Лучшие дня

В 1.16 Прин провел вторую атаку, выпустив по "Ройял Ок" еще 4 торпеды. Две из них взорвались, сдетонировали артиллерийские погреба. Прозвучал оглушительный взрыв, разорвавший линкор водоизмещением 31200 т на две части. В воздух полетели обломки, "Ройял Оак" опрокинулся и за 23 минуты затонул, унеся жизни командующего Ноте Fleet"ом адмирала Блэнгроува и 832 членов команды.

А незамеченная и совершенно беззащитная U-47, не погружаясь, в 2.15 прошла через проход в противолодочном заграждении и вышла в открытое море.

Когда U-47 в сопровождении двух эсминцев вошла в Вильгельмсхафен, ее встречали ликующая толпа, оркестр и делегация очень важных персон, возглавляемая гросс-адмиралом Редером, который поднялся на борт лодки и пожал руку каждому моряку (что было для него весьма нетипично). Он вручил каждому Железный крест 2-го класса. Прин должен был лично доложить фюреру о ходе операции. В полдень в Вильгельмсхафене приземлились FW.200 и Ju.52 - личные самолеты Гитлера, доставившие весь экипаж U-47 в Берлин. Когда на следующий день они приземлились в Темпельсхофе, все улицы по пути от аэродрома до Кайзерхофотеля были забиты толпой, оравшей: "Мы хотим Прина!" Гитлер принял их в рейхсканцелярии и наградил Прина Рыцарским крестом. Вечером в Винтергантер театре моряков принимал Геббельс. Затем они прошлись по ночным клубам, где в их честь на этот вечер был отменен запрет на танцы.

Гюнтер Прин стал кумиром рейха. Но слава смущала его. Письма от женщин, приходившие мешками, он просто выбрасывал, не читая, говоря, что он не кинозвезда. Прин любил попить пивка и поговорить с друзьями. По свидетельству знавших его, он обладал превосходным чувством юмора. Но на службе Прин преображался. Он и его офицеры беспощадно выговаривали подчиненным за малейшую ошибку. На борту U-47 царила железная дисциплина. Но боевой дух экипажа был высок. В конце 1939 года моряки нарисовали на боевой рубке быка, и Прина стали называть "Бык Скапа Флоу".

В середине ноября U-47 вышла в Северную Атлантику. Прин наконец-то избавился от назойливого внимания поклонников. Восточнее шотландских островов U-47 торпедировала британский крейсер "Норфолк". Прин считал, что потопил его, но торпеда взорвалась в кильватере крейсера. U-47 немедленно погрузилась. В течение нескольких часов ее бомбили три эсминца. Через 5 дней Прин торпедировал большой пассажирский пароход, который, однако, не затонул. Зато экипаж U-47 снова изведал все прелести глубинной бомбардировки.

Следующей целью Прина стал полностью загруженный танкер. Этому уйти не удалось. Он взорвался, выбросив в небо огромный столб огня, и через 2 минуты затонул{45}. На следующий день за ним отправился еще один танкер. По пути домой U-47 выпустила 2 торпеды по 4000-тонному транспорту, но промахнулась. Прина забавляла мысль о том, что команда транспорта никогда не узнает, как близко от смерти она была.

Из-за повреждений, нанесенных ей льдами и взрывами глубинных бомб, до марта 1940 года U-47 ремонтировалась в доках.

7 апреля, за три дня до вторжения в Норвегию, Прин получил радиограмму о том, что у него родилась вторая дочь, но эта новость никак не повлияла на его боевой настрой. Во время Норвежской кампании Прин познал все неприятности, связанные с "торпедным кризисом" (см. выше). В довершение всего, U-47 села на мель, повредила правый дизель и с трудом умудрилась дотянуть до базы. Комментируя произошедшее, Прин сказал Деницу, что "трудно воевать игрушечным ружьем".

Но Норвегия была завоевана, "торпедный кризис" миновал, и торпеды начали взрываться где надо и когда надо. Дениц снова отправил субмарины в Северную Атлантику, разделив их на боевые группы "Прин" и "Резинг". Прин получил задание атаковать конвой, когда тот будет возвращаться в Галифакс. Июнь 1940 года стал одним из самых удачных для германских подводников месяцем. Объединенными усилиями Кригсмарине и Люфтваффе потопили 140 судов (585496 т). Из них 10 процентов были на счету Прина. Общий тоннаж потопленных им кораблей составил 66587. Вторым в этот месяц стал Энгельберт Эндрас (бывший старпом Прина), потопивший 54000 тонн.

Период с июня по октябрь стал звездным часом для германских подводных асов, таких, как Прин, Кречмер, Эндрас и другие. Лучшим был, конечно, Прин, потопивший 200000 т и ставший пятым германским офицером, получившим Дубовые Листья к Рыцарскому кресту (После войны, когда все точно подсчитали, выяснилось, что Прин потопил 160939 т){47}. Но его вскоре превзошел Отто Кречмер, командир U-99, который стал ведущим подводным асом Кригсмарине, потопив 44 корабля (266629 т).

В ночь с 17 на 18 октября Прин во главе "волчьей стаи" из 4 лодок напал на британский конвой. В результате британцы потеряли 8 судов. Все подлодки остались целы.

Зима 1940-1941 годов была не слишком удачной для Прина из-за того, что британцы постепенно научились бороться с подлодками. Они стали применять радары, организовали систематическое обучение командиров эскортных судов, вооружили бомбардировщики глубинными бомбами вместо неэффективных обычных. Кроме того, экипажи и командиры подлодок находились уже в состоянии крайнего нервного истощения.

Но на лице Прина не было и следа усталости. Теперь, когда база лодок была переведена в Лорейн, Прин не изменил своим привычкам. Он по-прежнему любил попить пива и побеседовать с друзьями. В конце января 1941 года он, его офицер Вольфганг Франк и два гардемарина отправились на экскурсию по сельской местности. Они пообедали в тихой сельской гостинице, которую содержала старая бретонка, славившаяся искусством готовить. Подводники пили бутылку за бутылкой, а Прин рассказывал о своих приключениях на яхтах, торговых судах и подводных лодках. Франк вспоминал, что всем не терпелось снова оказаться в деле. Прин пожал руку Франка и сказал, что чувствует костями, что патрулирование будет удачным{48}.

Приняв букет от поклонницы, Прин отправился в десятое с начала войны боевое патрулирование. Времена сильно изменились. 8 марта Прин атаковал конвой ОВ-293, следовавший из Ливерпуля в Галифакс. Субмарины потопили 2 корабля, но и их потери были огромны. Лодка Ханса Экррмана была повреждена так сильно, что вынуждена была всплыть и уходить в Лорейн. Корветен-капитан Иоахим Мац вынужден был затопить свою U-90. Даже U-91 под командованием Отто Кречмера пришлось спасаться бегством от кораблей эскорта, который вел командор Джеймс Ройлэнд по кличке Росомаха.

Упрямый Гюнтер Прин продолжал атаковать конвой и потопил 28-й корабль. Но тут удача изменила ему. Вдруг прекратился дождь, облака разошлись и выглянуло закатное солнце, осветив U-47 прямо перед носом у Росомахи. Прин немедленно погрузился, но Ройлэнд моментально сбросил серию бомб. Промахнуться он не мог. U-47 была сильно повреждена. Прин вынужден был оставаться под водой до наступления темноты и всплыл в нескольких милях от места первоначального погружения. Тут же на него бросился Росомаха. U-47 стремительно погрузилась в воду. Больше она никогда не всплыла. Взрыв глубинной бомбы разорвал лодку на части. Через несколько минут на поверхности показались обломки, мусор и пятна мазута - верный признак того, что лодка погибла. Не спасся никто.

Некоторое время ОКМ скрывало от народа эту удручающую новость, придержав ее до 23 мая, когда Прин был посмертно произведен в фрегатен-капитаны.

Германский народ любил Прина. В его гибель в бою не верили, и по стране ходили самые невероятные слухи. Поговаривали, что Прин и его экипаж взбунтовались и попали в штрафбат на Восточном фронте, что Прин отказался выйти в море на неисправной лодке и Дениц отправил его в концлагерь близ Эстервегена, где его уморили голодом, а может быть, расстреляли незадолго до вступления туда союзников. Самая невероятная история гласила, что Прин утонул в собственной ванне.

Подобные слухи ходили и о других подводниках, асах Люфтваффе и генералах. Подобные истории рассказывают и теперь, когда умирает рок-звезда или какой-нибудь идол поп-культуры.

Прин был не единственным подводным асом, погибшим в марте 1941 года. 17 марта U-100, атаковавшая конвой НХ-112, пытаясь уйти, была запеленгована новым английским радаром и протаранена эсминцем "Вэнок". Лодкой командовал капитан-лейтенант ИОАХИМ ШЕПКЕ, потопивший 39 кораблей противника (159130 т). В момент столкновения он был в рубке и погиб на месте. Спастись удалось немногим. Шепке родился 8 марта 1912 года во Фленсбурге. Он был кавалером Рыцарского креста с Дубовыми Листьями.

Вечером того же дня британский эсминец "Уокер" засек радаром U-99, забросал ее глубинными бомбами, заставил всплыть и с помощью "Вэнока" расстрелял и потопил. Среди тех, кого британцы выловили из воды, оказался корветен-капитан ОТТО КРЕЧМЕР - самый результативный подводник второй мировой войны. На его счету было 44 торговых корабля и один эсминец.

Кречмер родился 1 мая 1902 года в Гейдау. Летом 1940 года он за одно патрулирование потопил 8 кораблей. Редер наградил его Рыцарским крестом прямо в Лорейне. По иронии судьбы его Рыцарский крест с Дубовыми Листьями и Мечами передал ему комендант лагеря для военнопленных в Боумэнвилле в Канаде. После войны Кречмер служил в ВМФ ФРГ и ушел в отставку в звании адмирала флота.

Прин (Prien) Гюнтер (16.1.1908, Остерфельде, Тюрингия - 8.3 1941, Северная Атлантика), офицер-подводник, капитан 2-го ранга (1941, посмертно). В 15 лет ушел из дома и стал самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Собрав достаточно средств, П. поступил в морскую школу в Гамбург-Финкельвердере, после окончания которой стал юнгой на пароходе «Гамбург». Во время зимнего шторма пароход за тонул, но П. удалось вплавь добраться до берега. Служил в торговом флоте, получил диплом капитана, но не смог найти работу. В янв. 1933, когда ВМФ начал новый набор, вступил во флот. Окончил школу подводников. С окт. 1936 - 2-й помощник командира лодки U-26, которой командовал В. Хартман. Участник войны в Испании. После окончания курсов командиров подводных лодок П. в окт. 1938 назначен командиром U-47. После начала войны П. стал первым подводником, потопившим судно противника - им стал подбитый П. 5.9.1939 французский пароход «Босния» (2407 тонн). В том же походе П. потопил торговые суда «Рио Клара» и «Гертэвон». После возвращения на базу П. был 25.9.1939 награжден Железным крестом 2-го класса. 1.10.1939 П. был вызван к адмиралу К. Дёницу, который предложил ему совершить операцию по проникновению в главную базу английского флота - Скапа Флоу. 2 окт. П. Ответил согласием. Утром 13 окт. П. начал погружение. Едва избежав столкновения с ограждением, U-47 прошла в Скапа Флоу и в 0 часов 58 минут 14 окт. обнаружила линейный корабль «Ройал Оук» (водоизмещение 31 200 тонн) и старый авианосец «Пегас» и выпустила 4 торпеды, но один аппарат не сработал. Из 3 торпед взорвалась лишь одна, но никакой реакции со стороны английского флота не последовало, т.к. англичане решили, что взрыв произошел внутри линкора. В 1 час 16 минут П. провел вторую атаку 4 торпедами. 2 попали в «Ройал Оук», после чего сдетонировали артиллерийские погреба. Взрыв разорвал линкор на две части. «Ройал Оук» опрокинулся и в 23 минуты затонул; на нем погибло 833 чел., в т.ч. командующий флотом Великобритании адмирал Бенгроув, спаслось 414 чел. U-47 незамеченная, не погружаясь, прошла заграждение и вышла в море. На базе Вилыельмсхафен П. встречали с триумфом. Лично адмирал Э. Редер вручил всем членам экипажа Железные кресты 2-го класса, после чего экипаж на личных самолетах А. Гитлера был доставлен в Берлин. Гитлер принял П. в Имперской канцелярии и вручил ему 18.10.1939 Рыцарский крест. В этот день в честь моряков лодки был отменен запрет на танцы. П. стал одним из самых известных героев Германии. В конце 1939 эмблемой лодки был выбран бык, а германская пропаганда стала называть П. «быком Скапа Флоу». Вскоре была издана книга П. «Мой путь в Скапа Флоу» (авторство П. сомнительно, т.к. книга содержит большие неточности). В середине нояб. 1939 U-47 вышла в Северную Атлантику. В этом походе П. потопил несколько судов, но был дважды атакован глубинными бомбами. Участвовал в операции по захвату Норвегии, в ходе которой лодка села на мель, повредив правый дизель. В 1940 была сформирована группа подводных лодок «Ирин», которая получила задание атаковать конвой в Галифаксе. В июне 1940 потопил несколько кораблей общим водоизмещением 66 587 тонн, став самым результативным подводником Германии. 20.10.1940 П. стал пятым кавалером Рыцарского креста с дубовыми ветвями. В ночь на 18.10.1940 П. во главе 4 лодок атаковал английский конвой, потопив 8 кораблей. 8 3.1941 П. атаковал конвои ОВ293, следовавший из Ливерпуля в Галифакс. Германские лодки потопили 2 корабля, по понесли большие потери: лодка Г. Экрмана была вынуждена всплыть и уйти в Лорьян; U-90 капитана 3-го ранга И. Маца была затоплена; U-91 под командованием О Кречмера также была вынуждена отступить. П. продолжил в одиночку атаку конвоя и потопил еще один корабль. В этот момент облака разошлись, осветив лодку, П. срочно начал погружение, но был атакован глубинными бомбами. Получив сильные повреждения, U-47 всплыла и была атакована военными кораблями английского флота (командир Д. Ройленд) и была вынуждена вновь погрузиться. После второй атаки глубинными бомбами лодка погибла вместе со всем, экипажем. Лишь 23.5.1941 германская пресса сообщила о гибели П. Всего за время военных действий П. потопил 30 судов общим водоизмещением 164953 тонны. После гибели П. его эмблема «Пыхтящий бык» присвоена 7-й флотилии подводных лодок. Популярность П. была настолько высока, что многие не поверили в его гибель. Получили хождение легенды, что П. и его экипаж взбунтовались и попали в пехоту на Восточный фронт; что П. отказался выйти в море на неисправной лодке и был отправлен в концлагерь, где его уморили голодом или расстреляли; и даже, что П. утонул в своей ванне.

Использованы материалы кн.: Кто был кто в Третьем рейхе. Биографический энциклопедический словарь. М., 2003

Прин, Гюнтер (Prien), (1909-1941), один из самых популярных офицеров-подводников германского ВМФ. Родился в Остерфельде. С пятнадцати лет работал на судах торгового флота. Благодаря исключительному трудолюбию и настойчивости приобрел диплом капитана. Во время Великой депрессии в 1931 оказался без работы. После прихода нацистов к власти Прин добровольцем вступил в ВМФ в качестве рядового матроса и быстро стал подниматься по служебной лестнице. Окончив школу подводников, Прин стал командиром подводной лодки U-26, принимавшей участие в Гражданской войне в Испании на стороне Франсиско Франко. В сентябре-октябре 1939 подводная лодка U - 47, под его командованием, потопила несколько английских и французских торговых судов в Бискайском заливе, за что командующий военно-морскими силами Германии адмирал Эрих Редер лично наградил Прина Железным крестом II степени. В ночь с 13 на 14 октября 1939 Прину удалось уничтожить в районе главной базы ВМС Британии "Скапа Флоу" на Оркнейских островах крупнейший британский линкор "Ройял Оак", на котором погиб английский адмирал Блэнгроув и 832 члена команды. За этот подвиг весь экипаж подводной лодки U-47 был награжден Железным крестом II степени, а сам Прин удостоился из рук фюрера Рыцарского креста. С этого момента он стал кумиром
Третьего рейха, однако слава не испортила Прина. На его лодке по-прежнему царила железная дисциплина, а сам командир пользовался любовью у подчиненных и коллег за необыкновенное чувство юмора, простоту в общении, личную храбрость и высокие профессиональные качества офицера-подводника. В июне 1940 во время битвы за Атлантику немецкие подводные лодки потопили около 140 судов из конвоев союзников общим водоизмещением 585496 т, из которых около 10% были на счету подводной лодки Прина. По статистике ВМФ Германии, всего за время участия подводной лодки Прина в боевых действиях, ею было потоплено судов противника общим водоизмещением 160939 т. Прин стал пятым германским офицером, получившим Дубовые листья к Рыцарскому кресту. 8 марта 1941 во время атаки союзнического конвоя подводная лодка Прина была уничтожена кораблями сопровождения под командованием английского командора Джеймса Ройленда. Командование ВМФ Германии долго скрывало гибель Прина и его экипажа, лишь 23 мая обнародовав эту весть, однако в Германии упорно распространялись самые невероятные слухи о судьбе Прина и его матросов. В частности, поговаривали, будто экипаж U-47 взбунтовался и попал в штрафбат на Восточном фронте, что будто бы Прин оказался в концлагере близ Эстервегена и т. п.

Использован материал Энциклопедии Третьего рейха - www.fact400.ru/mif/reich/titul.htm

ГЮНТЕР ПРИН родился в 1908 году в старинном балтийском городе Любек. Его семья едва сводила концы с концами, а мать часто боялась открывать счета, так как была не в состоянии их оплатить. В 15 лет Гюнтер ушел из дома, чтобы зарабатывать на жизнь самому и позволить матери поднимать других детей. Он вступил в самостоятельную жизнь в эру ужасного кризиса, когда один доллар США стоил 4 200 000 000 000 немецких марок. Заработав валюту в качестве гида на Лейпцигской международной ярмарке, Прин оплатил обучение в морской школе в Гамбург-Финкенвердере, называвшейся "фабрикой моряков". Здесь он приобрел основы морских знаний. Затем Прин устроился юнгой на пароход "Гамбург"{43} . Во время зимнего шторма пароход затонул, но Прину повезло: он сумел доплыть до ирландского берега. В течение нескольких лет Гюнтер Прин работал на разных судах, изучая свое ремесло. Благодаря трудолюбию и ценой огромных усилий он заработал капитанское удостоверение, но не смог найти для себя корабля. Торговый флот был разорен великой депрессией. Двадцатичетырехлетний капитан был вынужден завербоваться в Добровольную трудовую армию. Теперь он имел крышу над головой и пищу, но не получал никаких денег. Когда Прин узнал, что ВМФ набирает для пополнения резерва офицеров торгового флота, то не стал медлить с решением. В январе 1933 года он в качестве рядового матроса начал службу в Кригсмарине.

Прин снова пробился наверх. Он пошел в школу подводников, где познакомился и подружился с Вернером Хартманом, командиром U-26, взявшим его к себе. U-26 принимала участие в гражданской войне в Испании . В 1938 году Гюнтер Прин окончил курсы командиров-подводников и получил под команду U-47. К этому времени Прин уже женился и имел маленькую дочь. Однажды он шокировал своих товарищей по кают-компании следующим заявлением: "Я предпочел бы месячные маневры в Атлантике любому отпуску!"{44} .

Прин не знал, что и сказать. Скапа Флоу была главной базой британского Хоум Флита. Считалось, что проникнуть туда невозможно. Эта база, расположенная на Оркнейских островах, была связана с черной страницей в истории германского флота. Здесь после первой мировой войны кайзеровские офицеры затопили Атлантическую эскадру, интернированную англичанами. Победа, одержанная в таком месте, воодушевила бы рейх. Кроме того, во время первой мировой войны двум германским субмаринам удалось проникнуть в Скапа Флоу через заградительные сети, и больше их никто никогда не видел. Но Дениц имел информацию от капитана торгового судна, который за несколько недель до этого побывал в порту Керкуэлла, расположенного севернее Скапа Флоу, где слышал, что англичане перестали следить за восточным входом в пролив. Аэрофотосъемка подтвердила это сообщение. В противолодочных заграждениях был проход шириной 17 метров, через который опытный командир мог провести в гавань Скапа Флоу подводную лодку.

На следующий день лейтенант Прин доложил Деницу о готовности выполнить это задание. Атаку назначили на ночь с 13 на 14 октября.

Утром 13 октября Прин совершил погружение и сообщил экипажу его задачу. Несмотря на очевидную опасность, моряки с энтузиазмом встретили его слова. В 7.15 вечера Прин всплыл и увидел, что небо освещено сполохами северного сияния. Подавив ругательство, он решил действовать.

Медленно, преодолевая встречное течение, едва избежав столкновения с ограждением, U-47 незамеченной прокралась в Скапа Флоу. В 0.58 Прин увидел линкор "Ройял Оак" и старый авианосец "Пегасус" и с расстояния 4 тыс. ярдов выпустил 4 торпеды. Но один аппарат не сработал, а из 3 торпед только одна взорвалась у линкора. Никакой реакции со стороны британцев не последовало. Прин начал выписывать циркуляцию, заходя в новую атаку, а его люди заряжали 4 новые "рыбы".

Прин не знал, что британцы решили, что взрыв, не причинивший "Ройял Оак" никакого вреда, произошел внутри линкора, и поэтому не подняли тревоги.

В 1.16 Прин провел вторую атаку, выпустив по "Ройял Ок" еще 4 торпеды. Две из них взорвались, сдетонировали артиллерийские погреба. Прозвучал оглушительный взрыв, разорвавший линкор водоизмещением 31200 т на две части. В воздух полетели обломки, "Ройял Оак" опрокинулся и за 23 минуты затонул, унеся жизни командующего Ноте Fleet"ом адмирала Блэнгроува и 832 членов команды.

А незамеченная и совершенно беззащитная U-47, не погружаясь, в 2.15 прошла через проход в противолодочном заграждении и вышла в открытое море.

Когда U-47 в сопровождении двух эсминцев вошла в Вильгельмсхафен, ее встречали ликующая толпа, оркестр и делегация очень важных персон, возглавляемая гросс-адмиралом Редером, который поднялся на борт лодки и пожал руку каждому моряку (что было для него весьма нетипично). Он вручил каждому Железный крест 2-го класса. Прин должен был лично доложить фюреру о ходе операции. В полдень в Вильгельмсхафене приземлились FW.200 и Ju.52 - личные самолеты Гитлера, доставившие весь экипаж U-47 в Берлин. Когда на следующий день они приземлились в Темпельсхофе, все улицы по пути от аэродрома до Кайзерхофотеля были забиты толпой, оравшей: "Мы хотим Прина!" Гитлер принял их в рейхсканцелярии и наградил Прина Рыцарским крестом. Вечером в Винтергантер театре моряков принимал Геббельс. Затем они прошлись по ночным клубам, где в их честь на этот вечер был отменен запрет на танцы.

Гюнтер Прин стал кумиром рейха. Но слава смущала его. Письма от женщин, приходившие мешками, он просто выбрасывал, не читая, говоря, что он не кинозвезда. Прин любил попить пивка и поговорить с друзьями . По свидетельству знавших его, он обладал превосходным чувством юмора. Но на службе Прин преображался. Он и его офицеры беспощадно выговаривали подчиненным за малейшую ошибку. На борту U-47 царила железная дисциплина. Но боевой дух экипажа был высок. В конце 1939 года моряки нарисовали на боевой рубке быка, и Прина стали называть "Бык Скапа Флоу".

В середине ноября U-47 вышла в Северную Атлантику. Прин наконец-то избавился от назойливого внимания поклонников. Восточнее шотландских островов U-47 торпедировала британский крейсер "Норфолк". Прин считал, что потопил его, но торпеда взорвалась в кильватере крейсера. U-47 немедленно погрузилась. В течение нескольких часов ее бомбили три эсминца. Через 5 дней Прин торпедировал большой пассажирский пароход, который, однако, не затонул. Зато экипаж U-47 снова изведал все прелести глубинной бомбардировки.

Следующей целью Прина стал полностью загруженный танкер. Этому уйти не удалось. Он взорвался, выбросив в небо огромный столб огня, и через 2 минуты затонул{45} . На следующий день за ним отправился еще один танкер. По пути домой U-47 выпустила 2 торпеды по 4000-тонному транспорту, но промахнулась. Прина забавляла мысль о том, что команда транспорта никогда не узнает, как близко от смерти она была.

Из-за повреждений, нанесенных ей льдами и взрывами глубинных бомб, до марта 1940 года U-47 ремонтировалась в доках.

7 апреля, за три дня до вторжения в Норвегию, Прин получил радиограмму о том, что у него родилась вторая дочь, но эта новость никак не повлияла на его боевой настрой. Во время Норвежской кампании Прин познал все неприятности, связанные с "торпедным кризисом" (см. выше). В довершение всего, U-47 села на мель, повредила правый дизель и с трудом умудрилась дотянуть до базы. Комментируя произошедшее, Прин сказал Деницу, что "трудно воевать игрушечным ружьем"{46} .

Но Норвегия была завоевана, "торпедный кризис" миновал, и торпеды начали взрываться где надо и когда надо. Дениц снова отправил субмарины в Северную Атлантику, разделив их на боевые группы "Прин" и "Резинг". Прин получил задание атаковать конвой, когда тот будет возвращаться в Галифакс. Июнь 1940 года стал одним из самых удачных для германских подводников месяцем. Объединенными усилиями Кригсмарине и Люфтваффе потопили 140 судов (585496 т). Из них 10 процентов были на счету Прина. Общий тоннаж потопленных им кораблей составил 66587. Вторым в этот месяц стал Энгельберт Эндрас (бывший старпом Прина), потопивший 54000 тонн.

Период с июня по октябрь стал звездным часом для германских подводных асов, таких, как Прин, Кречмер, Эндрас и другие. Лучшим был, конечно, Прин, потопивший 200000 т и ставший пятым германским офицером, получившим Дубовые Листья к Рыцарскому кресту (После войны, когда все точно подсчитали, выяснилось, что Прин потопил 160939 т){47} . Но его вскоре превзошел Отто Кречмер, командир U-99, который стал ведущим подводным асом Кригсмарине, потопив 44 корабля (266629 т).

В ночь с 17 на 18 октября Прин во главе "волчьей стаи" из 4 лодок напал на британский конвой. В результате британцы потеряли 8 судов. Все подлодки остались целы.

Зима 1940-1941 годов была не слишком удачной для Прина из-за того, что британцы постепенно научились бороться с подлодками. Они стали применять радары, организовали систематическое обучение командиров эскортных судов, вооружили бомбардировщики глубинными бомбами вместо неэффективных обычных. Кроме того, экипажи и командиры подлодок находились уже в состоянии крайнего нервного истощения.

Но на лице Прина не было и следа усталости. Теперь, когда база лодок была переведена в Лорейн, Прин не изменил своим привычкам. Он по-прежнему любил попить пива и побеседовать с друзьями. В конце января 1941 года он, его офицер Вольфганг Франк и два гардемарина отправились на экскурсию по сельской местности. Они пообедали в тихой сельской гостинице, которую содержала старая бретонка, славившаяся искусством готовить. Подводники пили бутылку за бутылкой, а Прин рассказывал о своих приключениях на яхтах, торговых судах и подводных лодках. Франк вспоминал, что всем не терпелось снова оказаться в деле. Прин пожал руку Франка и сказал, что чувствует костями, что патрулирование будет удачным{48} .

Приняв букет от поклонницы, Прин отправился в десятое с начала войны боевое патрулирование. Времена сильно изменились. 8 марта Прин атаковал конвой ОВ-293, следовавший из Ливерпуля в Галифакс. Субмарины потопили 2 корабля, но и их потери были огромны. Лодка Ханса Экррмана была повреждена так сильно, что вынуждена была всплыть и уходить в Лорейн. Корветен-капитан Иоахим Мац вынужден был затопить свою U-90. Даже U-91 под командованием Отто Кречмера пришлось спасаться бегством от кораблей эскорта, который вел командор Джеймс Ройлэнд по кличке Росомаха.

Упрямый Гюнтер Прин продолжал атаковать конвой и потопил 28-й корабль. Но тут удача изменила ему. Вдруг прекратился дождь, облака разошлись и выглянуло закатное солнце, осветив U-47 прямо перед носом у Росомахи. Прин немедленно погрузился, но Ройлэнд моментально сбросил серию бомб. Промахнуться он не мог. U-47 была сильно повреждена. Прин вынужден был оставаться под водой до наступления темноты и всплыл в нескольких милях от места первоначального погружения. Тут же на него бросился Росомаха. U-47 стремительно погрузилась в воду. Больше она никогда не всплыла. Взрыв глубинной бомбы разорвал лодку на части. Через несколько минут на поверхности показались обломки, мусор и пятна мазута - верный признак того, что лодка погибла. Не спасся никто.

Некоторое время ОКМ скрывало от народа эту удручающую новость, придержав ее до 23 мая, когда Прин был посмертно произведен в фрегатен-капитаны.

Германский народ любил Прина. В его гибель в бою не верили, и по стране ходили самые невероятные слухи. Поговаривали, что Прин и его экипаж взбунтовались и попали в штрафбат на Восточном фронте, что Прин отказался выйти в море на неисправной лодке и Дениц отправил его в концлагерь близ Эстервегена, где его уморили голодом, а может быть, расстреляли незадолго до вступления туда союзников. Самая невероятная история гласила, что Прин утонул в собственной ванне.

Подобные слухи ходили и о других подводниках, асах Люфтваффе и генералах. Подобные истории рассказывают и теперь, когда умирает рок-звезда или какой-нибудь идол поп-культуры.

Прин был не единственным подводным асом, погибшим в марте 1941 года. 17 марта U-100, атаковавшая конвой НХ-112, пытаясь уйти, была запеленгована новым английским радаром и протаранена эсминцем "Вэнок". Лодкой командовал капитан-лейтенант ИОАХИМ ШЕПКЕ, потопивший 39 кораблей противника (159130 т). В момент столкновения он был в рубке и погиб на месте. Спастись удалось немногим. Шепке родился 8 марта 1912 года во Фленсбурге. Он был кавалером Рыцарского креста с Дубовыми Листьями.

Вечером того же дня британский эсминец "Уокер" засек радаром U-99, забросал ее глубинными бомбами, заставил всплыть и с помощью "Вэнока" расстрелял и потопил. Среди тех, кого британцы выловили из воды, оказался корветен-капитан ОТТО КРЕЧМЕР - самый результативный подводник второй мировой войны. На его счету было 44 торговых корабля и один эсминец.

Кречмер родился 1 мая 1902 года в Гейдау. Летом 1940 года он за одно патрулирование потопил 8 кораблей. Редер наградил его Рыцарским крестом прямо в Лорейне. По иронии судьбы его Рыцарский крест с Дубовыми Листьями и Мечами передал ему комендант лагеря для военнопленных в Боумэнвилле в Канаде. После войны Кречмер служил в ВМФ ФРГ и ушел в отставку в звании адмирала флота.

Примечания

43. Wolfgang Frank, Enemy Submarine (London: Willam Kimber, 1954), pp. 21-22 (далее цитируется как "Frank, Enemy Submarine"). Франк, лейтенант из отдела пропаганды флота, был однокашником брата |