Интернет-магазин сибирского этнического искусства - монгольские шахматы "шатар" mongolian custom souvenirs. Монгольские шахматы Шахматы монголов

28.10.2022

Транскрипт

1 Монгольские шахматы - Шатар Шатар монгольские шахматы, в которые также играли в Тибете, Внутренней Монголии провинции КНР, а также в республике Тува, где они зовутся «шадара». Монгольские шахматы существуют в двух вариантах: маленькие, общеупотребительные (шатар), и большие (хиашатар). Основные отличия сегодняшнего шатара от старого шатранджа и других версий шахмат не так уж значительны, зато весьма занимательны с точки зрения эволюции шахматных игр. У монголов шахматы в большом почёте. Играющие шахматисты сидят в юрте на почетном месте, они не обязаны вставать, когда входит человек, занимающий более высокое положение. Вдобавок, по мнению монголов, все страстные шахматисты непременно долгожители. На этот счёт существует легенда. У одного монгольского хана истёк отведённый ему судьбой срок жизни как раз в тот момент, когда он играл в шахматы. Бог смерти Эрлик отправил за ханом своего гонца, но тот оказался тоже заядлым шахматистом. Увидев, как мастерски хан сражается со своим шахматным противником, гонец сам так увлёкся игрой, что напрочь забыл о поручении бога смерти. Так этот хан остался жив и ещё долгие годы наслаждался игрой в шахматы. Другая легенда также повествует о пользе шахматной игры. Жил когда-то монгольский мальчик по имени Тохан. Его послали учиться читать, писать, играть в шахматы и на флейте. А его друг Бенппо не хотел учиться. Когда Тохан вернулся домой, разбойники напали на его стойбище. Он умилостивил их игрой на флейте, и они отпустили его. Он отправился в город, где зарабатывал на пропитание умением писать. Затем он попал в страну Сахим. Царь этой страны убивал всех, кто проигрывал ему в шахматы. И следующей его жертвой был Бенппо! Тохан вызвался играть с царём, но при условии, что если царь проиграет, то смертные приговоры в Сахиме будут отменены. Тохан выиграл. Доска для шатара 8х8 была одноцветной вплоть до окончания Второй Мировой войны, когда монгольские шахматисты под влиянием наставников из СССР ввели в употребление классическую доску такая унификация, помимо прочего, позволила им участвовать в официальных соревнованиях. Монголы - кочевой народ, они не любят отягощать себя лишним имуществом. При этом в Монголии мало местного дерева, поэтому доски нередко вырезаются на крышках сундуков или шкатулок, а также и на более обычных бытовых предметах типа

2 разделочных досок. Часто поле для игры традиционно делают из кошмы или войлока. Это совпадает с арабскими традициями, где доску тоже часто делали матерчатой. Фигуры вырезали из агальматолита, мыльного камня, мрамора, стеатита, бронзы или другого металла, рога, слоновой и даже мамонтовой кости. Вообще, шатар самая впечатляющая разновидность шахмат с визуальной точки зрения. Известны многочисленные комплекты красивых резных шахматных фигур, они очень выразительны и отражают реальную жизнь. Хотя на первый взгляд они выглядят весьма цветистыми, это не мешает играющим отличать свои от чужих. В раскраске обычно превалируют базовые цвета: красный или зеленый, к тому же, фигуры сильно различаются по форме, хотя иногда различается только цвет цоколя.

3 Названия монгольских шахматных фигур таковы: «Нойон» аналог шахматного короля. Наименование идёт со времён Чингисхана. Как правило, фигура нойона изображается сидящей в кресле или паланкине. Часто нойон одной стороны изображается старым и почтенным консерватором, а другой молодым и безбородым, олицетворяющим прогресс и развитие. Хорошей иллюстрацией этой традиции может служить тот факт, что во времена «советизации» Монголии даже появились такие варианты шатара, где одного нойона представлял феодал в традиционной шапочке и халате дэли, а другого комиссар в кожане. «Бэрс» аналог ферзя. Несмотря на одинаковые названия, в шатаре эту фигуру с одной стороны изображает какая-либо дикая кошка (тигр, лев, снежный барс), с другой домашний зверь собака, а порой даже бык. Львы не водятся в Монголии, но возможно, в шатар они угодили из Персии или Китая. В Китае лев был в большей степени мифическим существом, вроде дракона, и шахматный монгольский лев больше похож на традиционное чудище с мордой пекинеса, которого китайские артисты в праздник таскают по улицам, предварительно забравшись внутрь. Возможно также, что слово «бэрс» происходит от искажённого персидского «фирз» или турецкого «ферс», ибо монголы не произносят «и». «Тэмэ» («верблюд») аналог слона. Фигура изображает азиатского двугорбого верблюда бактриана. Как вьючное и военное животное, он занял место слона в холодных странах. Лев Кислюк считает, что в старом варианте верблюд мог двигаться по диагонали на через клетку на третью. Сегодня он ходит как обычный европейский слон. «Мор» или «Морь» конь, без всяких экивоков. Ходит он как конь в европейских шахматах и может перепрыгивать через другие фигуры. В шатаре эту фигуру изображает естественно, конь, непременно неосёдланный. Конём запрещено ставить мат.

4 «Тэрэг» («Повозка») аналог ладьи. Любопытно, что в шатаре сохранилось старое китайское название фигуры, утраченное арабами и персами. В шатаре эта фигура представлена фургоном, повозкой, передвижной юртой. «Фу» или «Ху» («детёныш», «щенок») аналог пешки, будущий «бэрс». В самом деле, когда пешка достигает восьмого ранга, она может превратитьсятольков бэрса. Тем не менее, в шатаре пешку может изображать мелкие животные (тоже дикие и домашние) зайцы, куры и т.п., а также музыканты, пленники и курьёзные бытовые сценки. Нередко бывает так, что ВСЕ пешки отличаются друг от друга, и различить их можно только по цвету цоколя. В монгольских шахматах шатар обязательно делать первый ход ферзевыми пешками на 2 поля вперед d2-d4 и d7-d5. То есть, эти пешки обязаны двигаться на две клетки первым ходом. Такая обязательность первого хода приводит к уменьшению разнообразия дебютов. В шатаре нет ни рокировки, ни взятия пешки на проходе. Пешка, достигшая последней горизонтали, превращается только в бэрса. Ещё одно отличие старого шатара от шахмат ход ферзя (бэрса). Сегодня он ходит как в европейских шахматах, но в старые времена бэрс ходил, в основном, как ладья по вертикали на любое количество клеток, но при этом мог делать ход и на одну клетку по диагонали, как ходит «Превращённый Дракон» в японских сёги. Помимо прочего, в шатаре довольно сложные правила матования. Шах разными фигурами называется по разному: * Шах бэрсом, повозкой или конём зовётся «шак». * Шах верблюдом «тук». * Шах пешкой «цод». Либо ферзь, либо ладья обязательно должны быть теми фигурами, под ударом которых король находится под шахом в ходе матовой атаки. Матовать можно только «шаком» (то есть ферзём или ладьёй), или же непрерывной серией шахов, включающей, по крайней мере, один «шак», причем, если «шак» объявляется последним, то это не должен быть шах конём. То есть, конь может объявлять шах и участвовать в матовой атаке, но его ходом запрещено ставить мат. Любой другой мат (с примесью «тук» и «цод») зовётся «нёл» и считается ничьей. «Оголение» короля считается ещё одним видом ничьи с названием «робадо». Пат («чжит») является проигрышем для запатованной стороны. Исследователи шахмат истолковывает это так: невозможность движения для кочевого народа равнозначна потере свободы и гибели. Вот так история целого народа как в зеркале бывает полностью отражена на шахматной доске. Иногда в регионах встречаются отличия: * Мат конём допустим, но это некрасиво. * Игру можно начинать и королевскими пешками, но тогда уже они обязаны ходить на два поля, а ферзевые на одно.

5 * Ферзь ставится справа от короля пешки при такой расстановке всегда ходят только на 1 поле. * Слон ходит по диагонали на 1-3 поля (это явно старое правило, взятое из шатранджа). Точное происхождение шатара неизвестно, но поскольку в нём используются объёмные фигуры, которые ставятся в клетки, очевидно, что он входит в индо-персидскую, а не дальневосточную шахматную ветвь. Очень может быть, что монголы узнали шахматы во времена Монгольской империи, из Аравии, после завоевания ими персидских земель в Центральной Азии и в Иране, вдоль Великого Шёлкового пути.


Правила игры в шахматы Фигуры располагаются на шахматной доске, которая поделена на 64 клетки черного и белого цвета поровну. Начальное положение шахматных фигур выглядит следующим образом. В комплект

ПРАВИЛА ИГРЫ Статья 1: ХАРАКТЕР И ЦЕЛИ ИГРЫ В ШАХМАТЫ 1.1. Шахматная партия играется между двумя партнерами, которые поочередно перемещают фигуры на квадратной доске, названной "шахматной". Тот, кто имеет

ПРАВИЛА ИГРЫ Статья 1: ХАРАКТЕР И ЦЕЛИ ИГРЫ В ШАХМАТЫ 1.1. Шахматная партия играется между двумя партнерами, которые поочередно перемещают фигуры на квадратной доске, названной шахматной. Тот, кто имеет

Правила настольной игры «Шахматы» Описание компонентов Игровое поле Игровое поле состоит из 8-ми горизонтальных («горизонтали») и 8-ми вертикальных рядов («вертикали») последовательно чередующихся светлых

ШАХМАТНАЯ ДОСКА И НОТАЦИЯ Шахматы - игра для двоих. Один игрок (Белые) использует фигуры белого цвета, а второй игрок (Черные) обычно играет фигурами черного цвета. Доска разделена на 64 маленьких черных

Приложение 22 к Основной образовательной программе начального общего образования МАОУ лицей 39, утвержденной приказом МАОУ лицей 39 от 04.2.207 г. 94 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы»

Методическое пособие по теме: Элементарные понятия о шахматах. Фигуры ближнего боя. Цель игры. Чтобы играть в шахматы, нужно знать свойства каждой фигуры, или, говоря шахматным языком, знать как фигуры

Программа по внеурочной деятельности Шахматы 2018 год Планируемые результаты К концу учебного года дети должны знать/понимать: шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,

Вяткина М.А. Тувинские шахматы Хол Шыдыраа // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 12 (декабрь). АРТ 511-эл. 0,2 п.л. - URL: http: //akademnova.ru/page/875550

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные: - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при

Показатели результативности реализации программы «Шахматное королевство» Критерии оценки: Высокий уровень - правильно выполняет задание самостоятельно Средний уровень - выполняет задание с небольшой помощью

Как научиться играть в шахматы за 30 минут! Луговой Дмитрий Москва 2010 www.64kletki.ru Содержание: - 2 - Правила шахмат...3 Положение доски между партнерами...3 Расстановка фигур....3 Фигуры...4 Правило

ШАХМАТЫ ТЕНЗОР TM Правила Tensor TM Chess LLC 2008 Патент заявлен Правила игры в шахматы Тензор TM Если не оговорено иное, применяются правила игры в традиционные шахматы. Фигуры, используемые в традиционных

Дидактические игры, которые можно применить на уроке: По росту» Предложите детям по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры. «Догонялки» Выбирается одна из белых

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 350» городского округа Самара Перспективный план работы в старшей группе «Королевство шахмат» г. о. Самара,

Пояснительная записка Программа предусматривает 73 учебных занятия, по два занятия в неделю. Большинство занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важным

Рабочая программа по внеурочной деятельности Кружок «Шахматная азбука» (общеинтеллектуальное направление) 2 «Г» класс Составитель Шмелева Наталья Георгиевна, учитель начальных классов 2019 год Планируемые

Рабочая программа Программа учебного предмета «Шахматы» для I уровня обучения МОУ «Средняя общеобразовательная школа 2 г.балабаново-1» разработана на основе Федерального государственного образовательного

1 Пояснительная записка Программа по курсу «Шахматы» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями: - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 273-ФЗ - Федерального

1. Пояснительная записка О пользе, которую приносит эта старинная игра шахматы, написано немало. Они развивают смекалку и математические способности, воспитывают характер и волю. Есть у шахмат и более

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Введение урока Шахматы школе позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Пояснительная записка. Шахматы положительно влияют на развитие и совершенствование у детей психических процессов, памяти, внимания, пространственного воображения, логического мышления, восприятия, воли.

ОЛИМПИАДА ПО ШАХМАТАМ (ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ) 1. «Центр». Сколько полей расположено в центре? Ответ запиши цифрой в квадрате, нарисованном ниже. 2. «Горизонталь». Сколько полей расположено на четвёртой горизонтали

ЧАСТЬ I Азбука шахматной игры Александр Сергеевич Пушкин в письме к жене Наталье писал (30 сентября 1832 г.): «Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во ЧАСТЬ I всяком

РАССМОТРЕНО: заседание НМС протокол 1 от 30 августа 2016 г. УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ «Гимназия 1» /Р.И. Шишкина/ Приказ 118 от 31 августа 2016 г. Рабочая программа «Введение в шахматы» для обучающихся

Перспективный план Шахматное образование по программе «Феникс» СЕНТЯБРЬ Занятие 1 Знакомство Занятие 2 Шахматная доска Занятие 3 Прямые линии Занятие 4 Знакомство с шахматной доской День знаний Осень Осень

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. БАТОВО» Приложение к основной образовательной программе основного общего образования

УДК 087.5:794 ББК 75.581 КТК 762 Т76 Рецензенты: Ивахин М. П. директор «ДЮСШ по шахматам им. Б. А. Кустова», член наблюдательного совета Российской шахматной федерации, председатель Федерации шахмат СФО

Рассмотрено и утверждено на педагогическом совете Протокол 1 «Утверждаю» Директор МУДОД«ДЮСШ» /О.В. Поступинских/ «09» сентября 2015 год Учебная программа дополнительного образования детей «Шахматы» Составитель

1 Содержание 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Шахматы».....3 2. Содержание курса внеурочной деятельности «Шахматы» 5 3.Тематическое планирование... 6 4.Календарно тематическое планирование

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Шахматы» относится к специальным дисциплинам, направленная на приобретение знаний, умений и навыков в шахматной игре, она является основой для дальнейшего

Оглавление Предисловие... 12 В помощь читателю... 13 Первые советы начинающим... 16 Часть I. Азбука шахматной игры... 17 Глава 1. Объяснение игры...18 1.1. Шахматная доска и фигуры. Цель игры...18 1.2.

Олимпиада по шахматам (для детей 5-6 лет) 1. Какая фигура в шахматах самая главная? Ответ запиши в прямоугольнике, нарисованном ниже. Правильный ответ: КОРОЛЬ. К О Р О Л Ь 2. Сколько чёрных полей в одной

Необходимая подготовка при приеме на этап обучения ШАХМАТЫ Спортивно-оздоровительная группа (ЭСО) все желающие, подходящие по состоянию здоровья с наличием пакета необходимых документов Группы начальной

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ «ПОЛИТЭК» г.волгодонска ПРИНЯТО на педагогическом совете 30.08.2017г. 1 УТВЕРЖДЕНО Приказом МБОУ «Лицей «Политэк» г.волгодонска от 30.08.2017г.

Приложение к основной образовательной программе начального общего образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Излучинская общеобразовательная начальная школа» Рассмотрено на педагогическом

Протокол от 2015 г. «Проверено» Заместитель директора по УВР Рабочая программа (шахматы) 2015 2016 учебный год Утверждаю директор МБОУ лицей «МОК 2» Свердлов В.Я. Учитель Демихов Владислав Юрьевич Класс

Олимпиада по шахматам (для детей 5-6 лет) ТЫ ПРИЕЗЖАЕШЬ В ВОЛШЕБНУЮ ШАХМАТНУЮ СТРАНУ И ВИДИШЬ ШАХМАТНУЮ ДОСКУ 1. Сколько белых полей в одной вертикали шахматной доски? Ответ запиши цифрой в квадрате, нарисованном

Подготовила: Мендыбаева Р.Ж, учитель начальных классов Выступление на педагогическом совете Шах и мат Властитель (шах) умер В этой игре нужно: уметь думать, иметь усидчивость, быть внимательной. Что же

Пояснительная записка Данная программа составлена на основе авторской программы Учебник «Шахматы в школе» 3-ий год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А. Рабочая тетрадь «Шахматы в школе»

Приложение 5к ООП ООО (утверждена приказом 551 от 29.12.2018 г.) Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительной направленности «Шахматы» Разработчик программы: БАРАШИН Н.Ф.-

Муниципальное казѐнное общеобразовательное учреждение «Кулужбаевская основная общеобразовательная школа» Приложение к образовательной программе начального общего образования Рабочая программа по внеурочной

География шахмат 1. Азия: 1) Южная Азия: чатуранга (Индия, Пакистан); 2) Юго-Западная Азия: шатранг (чатранг), шатрандж (Турция, Ирак, Аравия); 3) Центральная Азия: шатранг (чатранг), шатрандж (Иран, страны

Пояснительная записка Умение человека играть в шахматы делает его интересным и уважаемым для окружающих. Перейдя от взрослых к детям, удивительная игра стала средством ненавязчивого воспитания и интересного,

Данная рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Шахматы»» для 2 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана

М УН И Ц И П АЛЬН О Е КЮ ДЖ ЕТНОЕ О Ы И Ю Ь Р Л К) В А ГК Л Ы К И > ЧРКЖДН1111 «СРЕДНЯЯ Ш К О Л А.V»17» Рассмотрено на часеданин методического объединения, протокол X» / от ОТ * 7 < Т «2018 U I о года

М униципальное бюджетное общ еобразовательное учреждение «Гимназия» Согласовано: заместитель jxv JI.B. Сердюьг ^ «Ж» августа 20llTr. S Утверждено: Приказ директора МБОУ «Гимназия» от 31.08.2018 138/6 Рабочая

Конспект НОД по обучению детей игре в шахматы на тему «Ничья. Пат.» 05. 04. 18 г. Коррекционно - образовательные задачи: Закрепить изученные темы: «Мат», «Шах»; Познакомить с понятиями «ничья», «пат»;

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад 26 «Радость» Дидактические игры по обучению дошкольников игре в шахматы. 2016г. Подготовила: воспитатель

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» г.воркуты Составитель: Педагог дополнительного образования Олейник Татьяна Олексовна Учени: Воркута, 2015 г. ПРЕДИСЛОВИЕ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 «Солнечный» городского округа Тольятти ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА- ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Пояснительная записка Шахматы - в первую очередь, это древняя игра, сочетающая в себе элементы спорта, науки и искусства, открывает новые горизонты познания, создает положительную мотивацию учения, активно

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 5 имени Героя Советского Союза П.А. Михайличенко города Ейска муниципального образования Ейский район РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Монгольские шахматы существуют в 2-х вариантах - малые и большие. По-монгольски они называются так: малые - шатар , большие - хиашатар . Шатар известен относительно широко, а вот хиашатар почти абсолютно неизвестен. Однако именно этот последний вариант более необычен и потому более интересен.

Слово «шатар» происходит от «шатрандж » - названия арабских шахмат. И это не случайно, поскольку по наиболее вероятной версии монголы заимствовали шахматы у арабов через посредство персов. Основная цель раздела «Монгольские шахматы» - привлечь внимание к хиашатару. Однако описание шатара помещено на первом месте, так как логично излагать материал от простого к сложному, да и сведений по шатару гораздо больше.

Прежде чем перейти к описанию правил обеих игр, стоит отметить, что монголы относятся к шахматам с большим почтением. Игра происходит, как правило, в спокойной, уважительной атмосфере, игроки ведут себя достойно, и хотя во время игры часто забывают обо всём на свете, они не дают воли эмоциям. По степени вежливости и благородства во время игры монголы, пожалуй, близки к японцам. Хвалиться победой или открыто радоваться ей считается неприличным.

В Государственном Центральном музее Монголии в Улан-Баторе есть даже специальная экспозиция, рассказывающая о появлении и развитии шахмат в Монголии. О важном месте шахмат в жизни монголов свидетельствуют также легенды. Вот две из них:

Игрок в шахматы

Жил когда-то монгольский мальчик по имени Тохан. Его послали учиться читать, писать, играть в шахматы и на флейте. А его друг Бенппо не хотел учиться. Когда Тохан вернулся домой, разбойники напали на его стойбище. Он умилостивил их игрой на флейте, и они отпустили его. Он отправился в город, где зарабатывал на пропитание умением писать.

Затем он попал в страну Сахим. Царь этой страны убивал всех, кто проигрывал ему в шахматы. И следующей его жертвой был Бенппо! Тохан вызвался играть с царём, но при условии, что если царь проиграет, то смертные приговоры в Сахиме будут отменены. Тохан выиграл!

По народному поверью, страстные любители шахмат живут очень долго. Вот как об этом рассказывает другая легенда.

Хан и бог смерти

У одного монгольского хана истек отведенный ему судьбой срок жизни как раз в тот момент, когда он играл в шахматы. Бог смерти Эрлик отправил за ханом своего гонца, но тот оказался тоже заядлым шахматистом. Увидев, как мастерски сражается хан со своим шахматным противником, гонец сам так увлёкся игрой, что напрочь забыл о поручении бога смерти. Так этот хан остался жив и ещё долгие годы наслаждался игрой в шахматы.

Поскольку монголы ставят шахматы чрезвычайно высоко, шахматисты сидят в юрте на почётном месте, они не обязаны вставать, когда входит человек, занимающий более высокое положение. Шахматные доски часто вырезаются на крышках сундуков с семейными реликвиями или шкатулок с драгоценностями, а также и на более обычных бытовых предметах - например на деревянных кулинарных (разделочных) досках.

Практически в каждой семье есть комплект шатара, и даже в самой бедной юрте можно увидеть мешочек с потемневшими от времени фигурами и растрескавшуюся, потёртую доску, или, в крайнем случае, заменяющий её истрёпанный лист бумаги.

В настоящее время популярность шатара несколько уменьшилась из-за распространения в Монголии международных шахмат.

Для создания данного раздела были использованы как интернетовские, так и «бумажные», т.е. обычные источники. Ниже приведены те и другие.

Сайты Интернета по монгольским шахматам :

Литература по монгольским шахматам :

  1. С. Кондратьев. Шахматная игра у монголов. «Шахматы в СССР», 1931, №13, с.216-218, №14, с.232-234.
  2. Giada Ricci. Mongolie-Mongolie. Traditions de la steppe (Монголия. Степные традиции), с.44-47, Le jeu d’echecs mongol (Монгольская шахматная игра), 1983. Материалы из Музея Человека (Musee de l’Homme), Париж (фр. яз.).
  3. Н. Окано, Шахматы мира (Сэкай-но мэйна сёги, яп. яз.), с.40-46, глава V, Шатар и хиашатар. 1999.
  4. ШАХМАТЫ. Энциклопедический словарь. М., «Советская Энциклопедия», с.258, Монголия. 1999.
  5. Энциклопедия КНР по Физкультуре и Спорту (Чжунго Дабай Кэ Цюань Шу Тиюй, кит. яз.). Пекин-Шанхай. С.206, Монгольские шахматы (Мэнгу сянци). 1982.

Статья С. Кондратьева (1), хотя и была написана главным образом на основе материалов 1928 г., отнюдь не потеряла и сейчас своей ценности. Интересно, что значительную часть сведений С. Кондратьев получил от лам монастыря «Гандан» в Улан-Баторе. Материал (2) был любезно предоставлен Д.Б. Притчардом (D.B. Pritchard), автором известной «Энциклопедии вариантов шахмат» (The Encyclopedia of Chess Variants). Сведения о хиашатаре были найдены только в книге Н. Окано (3). Оттуда же были заимствованы рисунки.

В прошлом у монголов не было шахматной литературы, первая книга о национальных шахматах - «Монгол шатар» - вышла в 1936 г., автор Санжажамц. К сожалению, мне не удалось использовать монгольскую шахматную литературу, поэтому я буду очень признателен всем тем, кто поможет в поиске и переводе монгольских источников.

Шатар

Доска размером 8х8, все поля традиционно одного цвета (светлые), номенклатура фигур - как в обычных шахматах, однако их названия и форма отличаются. Существуют различные правила игры в шатар, и обычно перед началом игры участники уточняют правила. Начнем с наиболее часто встречающегося варианта. Начальная расстановка фигур совпадает с обычной. Однако поскольку обязательно делать первый ход ферзевыми пешками на 2 поля вперед - d2-d4 и d7-d5, то логичнее рассматривать возникающую после этого позицию как начальную расстановку. Ниже даны отличия от правил европейских, т.е. международных шахмат.

Рокировка отсутствует; ферзь ходит по вертикали и горизонтали как ладья, а по диагонали - только на соседнее поле (т.е. как превращённая ладья в японских шахматах); пешка ходит всегда только на 1 поле вперёд (за исключением обязательного первого хода для ферзевой пешки) и превращается только в ферзя, бьёт пешка как в международных шахматах, т.е. вперёд на соседнее поле по диагонали; конь не имеет права матовать. Иногда указывают, что взятие на проходе отсутствует, но это излишне, т.к. его просто не может быть - ведь ход пешкой на 2 поля отсутствует (за исключением начального хода ферзевыми пешками). Обязательность первого хода приводит к уменьшению разнообразия дебютов.

Различают следующие различные формы шаха: шак - даётся ферзём, ладьёй или конём, тук - слоном, цод - пешкой. Матовать можно только шаком (т.е. ферзём или ладьёй), или же непрерывной серией шахов, включающей, по крайней мере, один шак, причем если шак объявляется последним, то это не должен быть шах конём. Например, если даётся следующая серия шахов (последний шах - мат) - конём, пешкой и слоном, то это выигрыш. Если же мат ставится только слоном/слонами и/или пешкой/пешками, то это ничья - нёл. Если у одного игрока остается только один король («голый король»), то это также ничья - робадо. Относительно пата есть следующие противоречивые сведения: пат («чжит») - ничья; попавший в пат проигрывает.

Иногда встречаются следующие отличия от вышеприведённых правил: мат конём допустим, но это некрасиво; игру можно начинать и королевскими пешками (они обязаны тогда ходить на 2 поля, а ферзевые пешки в этом случае ходят только на 1 поле); ферзь ставится справа от короля, это приводит к тому, что король стоит на одной вертикали не с королём противника, а с его ферзём (см. рис. 1), пешки при такой расстановке всегда ходят только на 1 поле; слон ходит по диагонали на 1-3 поля (это явно старое правило, сближающее слонов шатара и шатранджа);

Национальные названия шахматных фигур у монголов следующие:

  • Король - князь, по-монгольски нойон.
  • Ферзь по-монгольски бэрс (фантастическое животное вроде большой собаки), иногда это трактуется как «барс», но это неверно.
  • Конь у монголов называется морь, что и переводится с монгольского как «конь».
  • Ладья называется тэрэг, что означает «повозка, кибитка, телега».
  • Слон называется тэмэ, в переводе «верблюд».
  • Пешка по-монгольски ху, что означает «дитя», но подразумевается обычно не человеческий ребёнок, а детёныш животных («бэрсенок», щенок).

Фигуры часто выполняются в такой форме:

  • король - важный мужчина, сидящий на троне или в паланкине (это князь или даже хан),
  • конь - фигурка коня,
  • слон представлен верблюдом (но иногда и слоном), а
  • ладья - двухколёсной кибиткой без лошади, с оглоблями, упирающимися в землю.
  • Интересно, что распространённые изображения ферзя и пешки отличаются только размерами, но не формой: и пешка, и ферзь - лохматые собаки, но ферзь настолько больше пешки, насколько взрослая собака больше щенка. Т.е. по форме пешка - это маленький ферзь. Это напоминает нам, что каждая пешка имеет шанс стать ферзём.

Как правило, форма белых и чёрных (зелёных и красных) фигур одинакова. Часто окраску имеют не сами фигуры, а их цоколи.

Приведём и другие варианты формы фигур. Во-первых, существуют модернизированные формы (см. ниже описание короля и ладьи). Во-вторых, одинаковые фигуры разного цвета иногда бывают разной формы. Начнём с королей.

  • Белый король напоминает описанный выше вариант, это почтенный, грузный, бородатый и очень важный мужчина. Он олицетворяет всё старое, консервативное. Чёрный король - прямая ему противоположность, это худощавый безбородый молодой человек. Он явный носитель нового и прогрессивного. В современных комплектах его даже изображали в виде председателя колхоза!
  • Как уже говорилось выше, ферзи часто изображаются в виде больших собак. Однако существуют и другие кандидатуры на эту роль - большие кошки. Для белых это обычно белый лев с зелёной гривой, для чёрных - барс или пантера.
  • Кони и верблюды (слоны) могут различаться по половому признаку: на одном фланге - жеребцы и верблюды, на другом - кобылы и верблюдицы.
  • Ладья может быть представлена не только кибиткой, но и колесом, драконом, легендарной птицей гаруда, павлиньим хвостом или веером, а в современных комплектах - автомобилем или танком.
  • Пешки могут изображаться не только щенками («бэрсятами»), но также львятами, тигрятами, зайцами и птицами.

Рис. 1. Вариант начальной расстановки фигур в шатаре

Покажем на конкретном примере, как в шатаре может закончиться партия. Белые: Кр b6, Л b4, С d3, К g8, пп с6, h2; чёрные: Кр с8, п h3. Шах или мат принято объявлять громким возгласом, поэтому ниже проставлены восклицательные знаки.

Вариант №1. 1.С f5 тук! Кр b8 2.с7 цод! Кр а8 3.С е4 тук! В результате ничья - нёл, т.к. не было ни одного шака. Вариант №2. 1.С b1 Кр b8 2.К е7 Кр а8 3.С е4 Кр b8 4.с7 цод! Результат - как в варианте 1 и по той же причине. Вариант №3. 1.К е7 шак! Кр b8 2.с7 цод! Кр а8 3.С е4 мат! Результат - выигрыш, т.к. в серии шахов был шак. Вариант №4. 1.C f5 тук! Кр b8 2.C f4 тук! Кр a8 3.Л a4 мат! Результат - как в варианте 3 и по той же причине (шак дает ладья). Вариант №5. 1.Л а4 Кр b8 2.С f5 чжит! Результат зависит от принятого соглашения о пате, т.е. здесь либо ничья, либо выигрыш белых.

Чёрная пешка на h3 кажется лишней, но это не так: ведь одинокий король не матуется, и не будь этой пешки, была бы ничья - робадо.

Рассмотрим теперь старинную задачу, имеющую историческую ценность. Белые: Кр а1, Л h1, Л h3, С h2, пп f6, g6; чёрные: Кр g8, Ф с2, пп с3, d3. С этой задачей связана следующая легенда. Два пожилых монгола играли партию на крупную денежную ставку. Жена играющего белыми заметила критическое положение мужа и сказала ему: «Двое ребят уже подросли, сломаем наши кибитки, посадим детей на верблюдов и спасёмся от цзута» (цзут - вызванный бескормицей падёж скота при глубоком снеге). Муж понял скрытую подсказку и выиграл следующим образом: 1.Л h8+ Кр:h8 2.С е5+ Кр g8 3.Л h8+ Кр:h8 4. f7х.

Эта задача не что иное, как монголизированный «мат Диларам » - знаменитая задача шатранджа. Удивительно, что при отсутствии у монголов шахматной нотации и литературы они сумели сохранить и задачу, и сопутствующую ей легенду в течение 600-700, а может быть и 1000 лет.

Хиашатар

Перейдём теперь к основной цели данного раздела - к хиашатару. Игра производится на доске 10х10. В хиашатаре у каждого игрока на 4 фигуры больше, чем в шатаре: добавляются две пешки и две новые фигуры, называемые по-монгольски хиа, что переводится как телохранитель, адъютант, паж. Мы будем называть их телохранителями. Обычно телохранитель изображается в виде сурового, даже свирепого сидящего мужчины средних лет.

Начальное расположение показано на рис.2, на котором легко определить телохранителей - это два одинаковых мужчины в остроконечных шапках. В последнее время под влиянием международных шахмат иногда расставляют фигуры немножко по-другому: положение черных не меняется, а у белых король и ферзь меняются местами.

Рис. 2. Вариант начальной расстановки фигур в хиашатаре

Перейдём теперь к описанию ходов фигур хиашатара. У короля, ладьи и слона остались такие ходы, как и в шатаре. А вот у пешки и ферзя появились следующие отличия от шатара: ферзь стал ходить как в международных шахматах, т.е. и как ладья, и как слон; пешка получила возможность ходить из начального положения на 1-3 поля вперёд, появилось правило взятия на проходе, обязательного первого хода нет. В хиашатаре отсутствуют характерные для шатара ограничения при матовании (запрет мата конём и т.д.). Отсутствует также и рокировка.

Теперь перейдём к самой экзотической фигуре - телохранителю. С одной стороны, это как бы промежуточная фигура между королём и ферзём - так же, как и эти фигуры, он ходит в любом направлении, но на 1-2 поля. Но кроме этого он обладает уникальным свойством тормозить вокруг себя любые фигуры. Говорят, что на всех восьми примыкающих к нему полях создается его зона влияния, внутри которой все фигуры - и свои, и чужие - могут перемещаться только на один шаг, т.е. на соседнее поле. Разъясним это с помощью рис.3. Белая и чёрная ладьи-кибитки на d1 и d10 не могут сразу бить друг друга, это возможно минимум за 7 ходов. Белый слон-верблюд на с5 не шахует короля на f8, поскольку его удар обрывается на поле е7.

Неясно, как в зоне влияния должен ходить конь. Возможно, он в такой зоне просто становится неподвижным, или же она на него вообще не действует.

Т.к. телохранитель может легко взять фигуру, попавшую в зону его влияния, то он по силе приближается к ферзю, несмотря на меньшую дальнобойность. С другой стороны, взять телохранителя может только фигура, находящаяся в его зоне влияния, поэтому взятие телохранителя - это, по-видимому, крайне редкое событие. Если на доске остаются у каждого игрока король и телохранитель, то это ничья.

Рис. 3. Зоны влияния телохранителей (заштрихованы)

Возник хиашатар около 500 лет назад. Вот как об этом рассказывает легенда.

Давным-давно жил хан, который был вынужден вести многочисленные войны. Это помогло ему понять, что для гарантии победы недостаточно только закалки и тренировки воинов. Поэтому он ввёл в своё войско особо доверенных лиц, отвечающих за безопасность. Это нововведение понравилось и другим властителям, и они переняли его. И вот однажды некий мудрец под влиянием этих новшеств преобразовал шатар, введя в него телохранителей - новые фигуры, отвечающие за безопасность короля.

В настоящее время даже в Монголии только немногие проявляют интерес к хиашатару. Однако эта оригинальная и мало исследованная игра определённо заслуживает внимания.

  • Пешка ходит только на одну клетку
  • Слон ходит по диагонали на одну клетку через соседнюю (например, с поля e3 он может пойти только на четыре поля - c1, c5, g1, g5)
  • Ферзь ходит по вертикали и горизонтали, но по диагонали ходит на одну ближайшую клетку.

Правила

http://www.geocities.com/kisslook/rus/mongol1.jpg

Доска размером 8х8, все поля традиционно одного цвета (светлые), номенклатура фигур - как в обычных шахматах, однако их названия и форма отличаются. Существуют различные правила игры в шатар, и обычно перед началом игры участники уточняют правила.

Расстановка фигур

Наиболее часто встречающегося варианта. Начальная расстановка фигур совпадает с обычной. Однако поскольку обязательно делать первый ход ферзевыми пешками на 2 поля вперед - d2-d4 и d7-d5, то логичнее рассматривать возникающую после этого позицию как начальную расстановку. Ниже даны отличия от правил европейских, то есть международных шахмат.

Ходы

Рокировка отсутствует; ферзь ходит по вертикали и горизонтали как ладья, а по диагонали - только на соседнее поле (то есть как превращённая ладья в японских шахматах); пешка ходит всегда только на 1 поле вперёд (за исключением обязательного первого хода для ферзевой пешки) и превращается только в ферзя, бьёт пешка как в международных шахматах, то есть вперёд на соседнее поле по диагонали; конь не имеет права матовать. Иногда указывают, что взятие на проходе отсутствует, но это излишне, так как его просто не может быть - ведь ход пешкой на 2 поля отсутствует (за исключением начального хода ферзевыми пешками). Обязательность первого хода приводит к уменьшению разнообразия дебютов.

Различают следующие различные формы шаха: шак - дается ферзём, ладьёй или конём, тук - слоном, цод - пешкой. Матовать можно только шаком (то есть ферзём или ладьёй), или же непрерывной серией шахов, включающей, по крайней мере, один шак, причем если шак объявляется последним, то это не должен быть шах конём. Например, если даётся следующая серия шахов (последний шах - мат) - конём, пешкой и слоном, то это выигрыш. Если же мат ставится только слоном/слонами и/или пешкой/пешками, то это ничья - нёл. Если у одного игрока остается только один король («голый король»), то это также ничья - робадо.

Относительно пата есть следующие противоречивые сведения: пат («чжит») - ничья; попавший в пат проигрывает.

Иногда встречаются следующие отличия от вышеприведенных правил: мат конем допустим, но это некрасиво; игру можно начинать и королевскими пешками (они обязаны тогда ходить на 2 поля, а ферзевые пешки в этом случае ходят только на 1 поле); ферзь ставится справа от короля, это приводит к тому, что король стоит на одной вертикали не с королем противника, а с его ферзём (см. рис. 1), пешки при такой расстановке всегда ходят только на 1 поле; слон ходит по диагонали на 1-3 поля (это явно старое правило, сближающее слонов шатара и шатранджа);

Названия и изображения фигур

Национальные названия шахматных фигур у монголов следующие:

  • Король - князь, по-монгольски ноён.
  • Ферзь по-монгольски бэрс (фантастическое животное вроде большой собаки), иногда это трактуется как «барс», но это неверно.
  • Конь у монголов называется морь, что и переводится с монгольского как «конь».
  • Ладья называется тэрэг, что означает «повозка, кибитка, телега».
  • Слон называется тэмээ, в переводе «верблюд».
  • Пешка по-монгольски хүү, что означает «дитя», но подразумевается обычно не человеческий ребёнок, а детёныш животных («бэрсёнок», щенок).

Фигуры часто выполняются в такой форме: король - важный мужчина, сидящий на троне или в паланкине (это князь или даже хан), конь - фигурка коня, слон представлен верблюдом (но иногда и слоном), а ладья - двухколёсной кибиткой без лошади, с оглоблями, упирающимися в землю. Интересно, что распространённые изображения ферзя и пешки отличаются только размерами, но не формой: и пешка, и ферзь - лохматые собаки, но ферзь настолько больше пешки, насколько взрослая собака больше щенка. То есть по форме пешка - это маленький ферзь. Это напоминает нам, что каждая пешка имеет шанс стать ферзём. Как правило, форма белых и чёрных (зелёных и красных) фигур одинакова. Часто окраску имеют не сами фигуры, а их цоколи.

Другие варианты формы фигур:

Во-первых, существуют модернизированные формы (см. ниже описание короля и ладьи). Во-вторых, одинаковые фигуры разного цвета иногда бывают разной формы.

Белый король напоминает описанный выше вариант, это почтенный, грузный, бородатый и очень важный мужчина. Он олицетворяет всё старое, консервативное. Чёрный король - прямая ему противоположность, это худощавый безбородый молодой человек. Он явный носитель нового и прогрессивного. В современных комплектах его даже изображали в виде председателя колхоза!

Как уже говорилось выше, ферзи часто изображаются в виде больших собак. Однако существуют и другие кандидатуры на эту роль - большие кошки. Для белых это обычно белый лев с зелёной гривой, для чёрных - барс или пантера.

Кони и верблюды (слоны) могут различаться по половому признаку: на одном фланге - жеребцы и верблюды, на другом - кобылы и верблюдицы.

Ладья может быть представлена не только кибиткой, но и колесом, драконом, легендарной птицей гаруда, павлиньим хвостом или веером, а в современных комплектах - автомобилем или танком.

Пешки могут изображаться не только щенками («бэрсятами»), но также львятами, тигрятами, зайцами и птицами.

Примеры партий

http://www.geocities.com/kisslook/rus/mongol1.jpg Рис. 1. Вариант начальной расстановки фигур в шатаре

Покажем на конкретном примере, как в шатаре может закончиться партия. Белые: Кр b6, Л b4, С d3, К g8, пп с6, h2;черные: Кр с8,п h3. Шах или мат принято объявлять громким возгласом, поэтому ниже проставлены восклицательные знаки.

Вариант № 1. 1.С f5 тук! Кр b8 2.с7 цод! Кр а8 3.С е4 тук! В результате ничья - нёл, так как не было ни одного шака.

Вариант № 2. 1.С b1Кр b8 2.К е7 Кр а8 3.С е4 Кр b8 4.с7 цод! Результат - как в варианте 1 и по той же причине.

Вариант № 3. 1.К е7 шак! Кр b8 2.с7 цод! Кр а8 3.С е4 мат! Результат - выигрыш, так как в серии шахов был шак.

Вариант № 4. 1.C f5 тук! Кр b8 2.C f4 тук! Кр a8 3.Л a4 мат! Результат - как в варианте 3 и по той же причине (шак дает ладья).

Вариант № 5. 1.Л а4 Кр b8 2.С f5 чжит! Результат зависит от принятого соглашения о пате, то есть здесь либо ничья, либо выигрыш белых.

Чёрная пешка на h3 кажется лишней, но это не так: ведь одинокий король не матуется, и не будь этой пешки, была ничья - робадо.

Рассмотрим теперь старинную задачу, имеющую историческую ценность. Белые: Кр а1, Л h1, Л h3, С h2, пп f6, g6; черные: Кр g8, Ф с2, пп с3, d3. С этой задачей связана следующая легенда. Два пожилых монгола играли партию на крупную денежную ставку. Жена играющего белыми заметила критическое положение мужа и сказала ему: «Двое ребят уже подросли, сломаем наши кибитки, посадим детей на верблюдов и спасемся от цзута» (цзут - вызванный бескормицей падёж скота при глубоком снеге). Муж понял скрытую подсказку и выиграл следующим образом: 1.Л h8+ Кр:h8 2.С е5+ Кр g8 3.Л h8+ Кр:h8 4. f7х.

Эта задача не что иное, как монголизированный «мат Диларам» - знаменитая задача шатранджа. Удивительно, что при отсутствии у монголов шахматной нотации и литературы они сумели сохранить и задачу, и сопутствующую ей легенду в течение 600-700, а может быть и 1000 лет.

Хиашатар

Игра производится на доске 10х10. В хиашатаре у каждого игрока на 4 фигуры больше, чем в шатаре: добавляются две пешки и две новые фигуры, называемые по-монгольски хиа, что переводится как телохранитель, адъютант, паж. Мы будем называть их телохранителями. Обычно телохранитель изображается в виде сурового, даже свирепого сидящего мужчины средних лет.

Начальная расстановка

Начальное расположение показано на рис.2, на котором легко определить телохранителей - это два одинаковых мужчины в остроконечных шапках. В последнее время под влиянием международных шахмат иногда расставляют фигуры немножко по-другому: положение чёрных не меняется, а у белых король и ферзь меняются местами.

http://www.geocities.com/kisslook/rus/mongol3.jpg Рис. 2. Вариант начальной расстановки фигур в хиашатаре

Ходы

У короля, ладьи и слона остались такие ходы, как и в шатаре. А вот у пешки и ферзя появились следующие отличия от шатара: ферзь стал ходить как в международных шахматах, то есть и как ладья, и как слон; пешка получила возможность ходить из начального положения на 1-3 поля вперед, появилось правило взятия на проходе, обязательного первого хода нет. В хиашатаре отсутствуют характерные для шатара ограничения при матовании (запрет мата конём и т. д.). Отсутствует также и рокировка.

Теперь перейдем к самой экзотической фигуре - телохранителю. С одной стороны, это как бы промежуточная фигура между королем и ферзем - так же, как и эти фигуры, он ходит в любом направлении, но на 1-2 поля. Но кроме этого он обладает уникальным свойством тормозить вокруг себя любые фигуры. Говорят, что на всех восьми примыкающих к нему полях создается его зона влияния, внутри которой все фигуры - и свои, и чужие - могут перемещаться только на один шаг, то есть на соседнее поле. Разъясним это с помощью рис.3. Белая и чёрная ладьи-кибитки на d1 и d10 не могут сразу бить друг друга, это возможно минимум за 7 ходов. Белый слон-верблюд на с5 не шахует короля на f8, поскольку его удар обрывается на поле е7.

Неясно, как в зоне влияния должен ходить конь. Возможно, он в такой зоне просто становится неподвижным, или же она на него вообще не действует.

Так как телохранитель может легко взять фигуру, попавшую в зону его влияния, то он по силе приближается к ферзю, несмотря на меньшую дальнобойность. С другой стороны, взять телохранителя может только фигура, находящаяся в его зоне влияния, поэтому взятие телохранителя - это, по-видимому, крайне редкое событие. Если на доске остаются у каждого игрока король и телохранитель, то это ничья.

http://www.geocities.com/kisslook/rus/mongol4.jpg Рис. 3. Зоны влияния телохранителей (заштрихованы)

История

Возник хиашатар около 500 лет назад. Вот как об этом рассказывает легенда. Давным-давно жил хан, который был вынужден вести многочисленные войны. Это помогло ему понять, что для гарантии победы недостаточно только закалки и тренировки воинов. Поэтому он ввёл в свое войско особо доверенных лиц, отвечающих за безопасность. Это нововведение понравилось и другим властителям, и они переняли его. И вот однажды некий мудрец под влиянием этих новшеств преобразовал шатар, введя в него телохранителей - новые фигуры, отвечающие за безопасность короля.

В настоящее время даже в Монголии лишь немногие проявляют интерес к хиашатару. Однако эта оригинальная и малоисследованная игра определённо заслуживает внимания.

Вместе с первыми военными походами страны с великой историей появляются и монгольские шахматы. Название фигур и доски - шатар. Внешний вид также сильно отличается от того, к которому привыкли жители России.

Есть множество особенностей, которыми обладают монгольские шахматы. Фигуры с древних времен создавались в соответствии с кочевым менталитетом. Однако каждую отличительную черту следует рассмотреть более подробно, чтобы ознакомиться с, казалось бы, известной игрой, но в другом ракурсе.

Теория о происхождении шахмат

Известно, что родиной игры в шахматы считается Индия. Именно здесь создавался прототип доски, фигур и правил современного увлечения. Однако не так давно была выдвинута новая теория. Она заключается в том, что предком этой популярной игры считаются монгольские шахматы.

Фигуры, которые положили начало нынешним пешкам, ферзям или, например, ладьям появились в период правления Чингисхана. Распространялись же они во времена его военных походов. Сначала на восток, а потом и на запад.

Однако нет никаких данных, способных подтвердить или опровергнуть эту теорию. Известно только то, что Чингисхан учил своих тактиков и стратегов именно игрой в шахматы. Глядя на доску, он постоянно утверждал, что животные выстраиваются лучше, чем войны (монгольские фигуры всегда выполняются в форме животных, исключениями являются только король или шах).

Популярная игра монголов

Одной из популярных монгольских игр являются именно шахматы. Они стоят наравне со стрельбой, борьбой и скачками на лошадях. Примечательно, что последняя забава распространяется только на самых юных наездников, в возрасте 5-12 лет. Что касается непосредственно шахмат, то в них играли с далекой древности. Более того, кочевой образ жизни позволил создать свою самобытную игру. Именно поэтому она довольно-таки сильно отличается от подобных ей, распространенных в Европе или соседних азиатских странах, ведь правила диктовались особенностями национального колорита.

Если верить народным преданиям, то человек будет жить очень долго и в крепком здравии, если он играет в монгольские шахматы. Название фигурок и доски (шатар), как впрочем и внешний вид этих элементов, отличаются от европейских. Но игра не становится от этого менее привлекательной, ведь она позволяет потренировать мозг, развить тактические навыки, стратегию и так далее.

Нельзя не отметить того, что игра дала развитие и ремеслу. Резчики с большим удовольствием создавали монгольские животных выполнялись с удивительной точностью. В них чувствовался самый настоящий талант ремесленников.

Особенности в правилах монгольских шахмат

Существует бесконечно много отличительных черт, которыми обладают монгольские шахматы. Название фигур и доски в целом (шатар), размеры каждого элемента в отдельности, изображения, ходы и многое другое являются совсем не такими, какими их привыкли видеть люди в классическом варианте. Каждый набор создается отдельно. Более того, ремесленники, которые занимаются выполнением коллекций, никогда не будут повторять за своими предшественниками.

В правилах есть также множество отличий. К примеру, все монголы детализируют свои ходы, дают им отдельные названия. Если предположить, что игрок ходит пешкой, то предварительно он сообщает своему сопернику об этом словом «цод». Если он планирует передвинуть слона, то говорит «дуг». Примечательной особенностью является то, что «шах» вовсе не означает того, что король находится под угрозой. При игре монголов это понятие применяется при ходах ладьей или ферзем.

В отличие от классической игры пешка может делать шаг через клетку только при условии, что она является ферзевой. Такого же преимущества у других аналогичных фигур не наблюдается.

Нельзя не отметить и того, что независимо от разнообразия племен, от больших размеров страны, все люди пользуются одинаковыми правилами, когда играют в монгольские шахматы.

Название фигур и доски - шатар. Разнообразие монгольских шахмат

Неоднократно сообщалось о том, что существует большое количество особенностей, которыми обладают монгольские шахматы. Названия фигур животных, расположенных на доске, - одна из них.

Слон у монголов называется «тэбэ», что в переводе означает «верблюд». Надо отметить, что каждый ремесленник получает полную свободу действий в том, как он захочет его изобразить, поскольку нет однозначного определения.

Ладья носит название «тэрэг», но ранее оно было другим - «гэр». Сегодня она является чем-то вроде повозки, но до этого ее перевод звучал как «народное жилище».

Пешку по старой традиции называют «ху», что в переводе означает «дитя». Некоторые ремесленники именно так и изображают ее - в виде мальчика, который тренируется, или просто держит в руках оружие.

Остальные фигуры называются так же, как вклассическом варианте. Разве что вместо короля монголы нередко говорят либо «полководец», либо «шах», «хан».

Как выглядят монгольские шахматы?

Название фигур и доски в шахматах Монголии не имеет ничего общего с теми, которые известны в России. Но отличается и то, как их изображают.

При создании фигур монгольские ремесленники уделяют много внимания иерархическим канонам. К примеру, если в качестве короля выступает шах, то в его окружении могут быть более величественные люди. Если же это обычный полководец, то и остальные фигуры также меняются. Шах, как правило, выполнялся сидящим на троне. Народные полководцы были стрелками из лука или конными наездниками.

Вместо ферзя ремесленники изображают собаку или тигра. Это обусловлено тем, что рядом с предводителем государства всегда находился друг человека. Более того, полноценно доверять король всегда мог только своему прирученному животному.

Вместо слона делается верблюд. Это может быть детеныш с матерью. Нередко выполняется мальчик в сопровождении верблюда либо два дерущихся самца. Одним словом, выбор непосредственно данной фигуры делается ремесленником самостоятельно, ему предоставляется полная свобода в реализации своих идей.

Народные умельцы уделяют особое внимание коням. Эти животные на протяжении всей истории Монголии шли в одном строю с такими величественными личностями, как Чингисхан. Поэтому они выполняются с любовью. Мастера никогда не изготавливают их в стоящем положении, они всегда находятся в движении. Кроме того, уделяется внимание и мимике. Некоторые фигуры могут быть злыми, остальные - улыбающимися, добрыми.

Своеобразно изображается ладья. Ранее это были конные повозки, однако в наши дни их могут поменять на автомобили или тракторы.

Вообще существует множество способов изобразить монгольские шахматы. Фото различных коллекций можно просмотреть на сайтах частных собирателей или музеев.

Отличительные черты игры в монгольские шахматы

Говоря о том, что такое монгольские шахматы, каких животных они изображают, как их выполняют ремесленники и называют игроки, нельзя не упомянуть о том, что существует несколько игровых особенностей.

Главной из них является то, что перед тем как совершить ход, игрок обязательно должен его озвучить. Существует множество терминов, каждый из которых соответствует передвижениям отдельных фигур. Более того, в зависимости от того, как выполнены шахматы, эти слова могут меняться. К примеру, если перед игроками композиция, где встречаются популярные в народе фигуры, то можно отойти от стандартной терминологии в пользу той, которая использовалась в легенде или сказании.

Независимо от того, какими именно игровыми особенностями пользуются соперники, однозначно можно сказать только то, что шахматы в Монголии представляют собой не только уникальную забаву, но и самое настоящее произведение искусства.

Отличия монгольских шахмат от индийских

В Индии зародилась популярная мировая игра, но есть множество уникальных моментов, ориентированных на монгольские шахматы: название (фигур фото можно увидеть ниже) всего комплекта совершенно иное. Однако это - далеко не единственная разница между ними.

Во-первых, монголы обычно не изображали фигуры в виде людей, это были животные. Исключением является король, шах или полководец. В Индии вплоть до начала 19 века было несколько аморфных персонажей.

Во-вторых, более поздние версии индийских фигур представляются также в виде зверей. Но они используют зайцев, оленей или ланей - тех, на кого совершалась охота. Монголы же предпочитали на доске видеть только личных помощников: собак, верблюдов или лошадей.

И последнее, индийские короли всегда были вооружены. Что касается монгольских фигур, то здесь шах занимал совсем другое положение. Он был стратегом, а войны, которые его окружали, защитниками.

Таким образом, нельзя говорить, что родиной монгольских шахмат является Индия, равно как и утверждать обратное. Но множество отличий как в принципах игры, так и в досках указывают на то, что в Монголии эта забава создавалась отдельно.

Легенды о монгольских шахматах

Много чем отличаются монгольские шахматы. Название фигур с доской (шатар), их изображение, принципы ведения игры - все это имеет свои особенности. Но в Монголии с шахматами связано множество легенд.

Наиболее распространенной считается та, в которой рассказывается о мальчике Тохане, научившимся мастерски владеть фигурами и доской. У него был брат, который в погоне за собственным счастьем отправился в страну с деспотичным правителем. Шах того государства любил играть в шахматы, и всем тем, кто его побеждает, он даровал несметные богатства. Проигравших же убивали. Так и был приговорен к смерти брат мастера игры. Сам же Тохан поспешил отыграться у шаха. Его условием после победы было помилование всех, кого в тот день приговорили к смерти. Так ему удалось спасти брата.

Другой популярной легендой является сказание о властелине, любимой игрой которого были шахматы. Смерть в назначенный день отправила за ним гонца, но тот застал шаха непосредственно во время игры. Он настолько увлекся просмотром партии, что забыл о наказе своей госпожи. И тот хан прожил еще много лет, постоянно наслаждаясь своей любимой игрой.

Легенда о возникновении монгольских шахмат

Говоря о теории относительно того, что рассматриваемая забава зародилась в Монголии, люди, которые ее придерживаются, обращают внимание на одну легенду. В ней рассказывается о Чингисхане, который начинал свои походы в Европу и Индию. Добравшись до одного города, расположенного за высокой стеной, войны полководца приступили к осаде. Однако прошел месяц, а должного результата они так и не добились.

Удивительной особенностью является то, что все животные - мулы, волы, ослы и лошади, уже на второй неделе осады запомнили, что и как им нужно делать. Складывалось впечатление, будто их специально дрессировали. И тогда Чингисхан сказал, что во время боевых действий даже животные научились правильно выстраиваться и заниматься свои позиции, а люди - все никак!

Полководцы расчертили доску, которая являлась зоной военных действий. Затем они расположили на ней свои конницы, пехоту, наездников, катапульты и так далее. В самом защищенном месте находился их король, как и у противника. Благодаря такому подходу войску быстро удалось захватить город.

Таким образом, во время реальных боевых действий и появились монгольские шахматы. Название фигурок и доски до сих пор не менялось, несмотря на большие перемены непосредственно в языке. Однако нельзя брать за основу эту легенду, ведь нет никаких фактов, указывающих на то, что в действительности все происходило именно так.

Заключение

Несмотря на то что вовсе не является Монголия, нельзя уменьшать ее вклад в распространение и развитие этой игры. Кроме того, ни одна другая страна не подходила к ним с таким же интересом. Невозможно найти более разнообразные коллекции или красивые фигуры. А мастеров, которые занимаются их выполнением, нельзя назвать иначе, кроме как талантливыми ремесленниками.

Монголия - маленькая и вовсе не богатая страна, очень дружественно относящаяся к России и русским. Она небогата деньгами, но очень богата культурой.

Но для начала поговорим о деньгах. Монголы - частые покупатели в российских магазинах в приграничных регионах (Бурятия, Тува, Забайкалье). «Тавтай морилно уу» - такие вывески на монгольском («Добро пожаловать») вовсе не редкость в торговых центрах этих регионов.

В последнее время наметилось снижение количества монгольских покупателей в России, что обусловлено, в том числе однообразностью товарного ассортимента. Делая покупки в российских магазинах в Бурятии или Забайкалье несколько лет кряду, монголы пресытились российскими товарами, не испытывают такой острой нужды в них, как ранее. Чтобы удержать товаропоток и туристический оборот на прежнем уровне, необходимо обновить товарную номенклатуру, и тогда монгольские деньги будут вновь оседать в российском бюджете в прежнем количестве.

Теперь - о культуре.

Монгол шатар, или монгольские шахматы, набирают популярность в приграничных российских регионах. Они несколько отличаются от классических индийских шахмат не только правилами. В них есть фигура телохранителя короля, сам король называется ноён (по-монгольски «командир», «начальник»), часть фигур - это всадники на конях. Пешки часто имеют вид вооружённых саблями воинов.

Монгол шатар - отражениевоенно-стратегического мышления древних монголов. По монгольской легенде, классические шахматы - искаженная копия монгольских шахмат. Монгол шатар были придуманы мудрецами в окружении одного из ханов для развития способа мышления, необходимого в бою.

Пока в монгол шатар играют, в основном, в Бурятии (есть бурятская версия игры), но распространение этой игры по всей России можно приветствовать. Пусть наши юноши оттачивают этой игрой своё стратегическое и полководческое мышление, готовясь к будущим испытаниям, чтобы были у нас новые Суворовы, Жуковы, Коневы и Шамановы. Шахматы были любимой игрой Наполеона и многих русских монархов и полководцев.

Стрельба из лука, наряду с монгольской борьбой - национальный вид спорта в Монголии. Кто стреляет хорошо из лука, тот стреляет хорошо из огнестрельного оружия. Один из путешественников так описывал монголов: «Каждый монгол - хороший наездник и прекрасный стрелок. Соревнования в стрельбе из лука являются годовым праздником во многих монгольских родах… Монголы, научившиеся этой верности со стрелами, оказываются чудесными стрелками из винтовок. Обращению с ними они обучаются с неожиданной легкостью» .

Тот же автор описывает монгольский характер. Если не читать в тексте слово «монгол», можно подумать, что речь о русских, настолько много общего в характеристиках обоих народов: «Монголы любят свою страну…обладают необыкновенной выносливостью и могут проходить большие расстояния без пищи или воды и выдерживать превратности природы. Физически они необыкновенно приспособлены…В дополнение к активному сопротивлению монголы обладают терпеливой мощью сопротивления пассивного, которое победить ещё труднее» .

800 лет назад русские и монголы сошлись в смертельной схватке. Полчища ордынцев захватывали одно русское княжество за другим. Но это не было завоевание в смысле полного уничтожения. Монгольские ханы отдавала дочерей замуж за русских князей. Праправнучка жестокого Батыя вышла замуж за внука Александра Невского, приняв Православие.

Христианином был и сын Батыя Сартак, а ведь сам Батый был внуком Чингисхана! Не чурались чингизиды русской крови! Сильные роднились с сильными! Воинственные и отважные создатели самой крупной в мире сухопутной империи, от Вьетнама до Польши, могли родниться только с такими же сильными и отважными.

Расовые предрассудки - продукт западной идеологии, не восточной. Англичане, голландцы, испанцы, португальцы, французы считали индейцев, негров и арабов людьми второго сорта. Немцы при Гитлере возвели расовые теории в кровавую догму.

В XVII в. русские казаки уже гоняли чингизида Кучума по сибирским снегам. Пройдёт ещё полвека-век, и чингизиды-потомки Кучума будут верой и правдой служить русским государям.

С тех пор ни разу монголы не смотрели на Россию как на врага. Всегда только как на друга. Взаимообогащение русской и монгольской культуры продолжалось. Раньше на Руси владели монгольским языком. Сейчас в Монголии многие владеют русским.

Монголия - надежный и добрый сосед России, даже сейчас, в период попыток Запада изолировать нас от остального мира. Наши народы и наши культуры обречены на сосуществование и взаимное обогащение.