Федеральные стандарты оценки 12 и 13. Что это такое

17.10.2019

Совеременные автомобили имеют неприятную способность ломаться. Увы, не всегда удаётся решить проблемы самостоятельно – приходится обращаться к специалистам. Техническое обслуживание машины предназначено для поддержания исправного состояния, направленного на предотвращение поломок. Такие процедуры очень важны для автомобиля. Потратив полчаса на замену моторного масла, вы защитите себя от поломки мотора. Техническое обслуживание машины – это необходимая профилактика работоспособного состояния автомобиля.

Что такое нормочас ремонта автомобиля

Норма-час на ремонт автомобилей и его технического обслуживания — это единица времени выполнения работ. Существуют определенные нормативы проведения работ с автомобилем. В нормативах прописаны все операции и сколько норма-часов на ремонт автомобиля выделяется под определенную операцию.

Как рассчитываются норма-часы

Специалисты исходят из типовой стоимости нормы времени на ремонт машины и рассчитывают полную стоимость операции для клиентов. Если владелец знает нормы-часы, ему удобно заранее подсчитать стоимость всех операций онлайн. К тому же легко скорректироваться с планами, чтобы отсутствие машины не приносило вреда. Стоит отметить, что не все СТО используют норма-час на ремонт автомобиля. Обычно эти расчёты используют частные автовладельцы. Случается, что в ней нуждаются и сервисные центры.

В настоящее время ремонт автомобиля может составлять до трети от общих эксплуатационных расходов на автомобиль. Статистически наибольшая доля приходится на расходы на топливо, но обслуживание обычно является вторым по величине компонентом стоимости авто. Обычно мы согласны с уровнем цен на запчасти на этапе выбора автомобиля. Это потому, что вопрос возникает непосредственно из класса и технической сложности автомобиля.

Однако цены, которые мастерская желает получить за труд, для многих водителей неизвестны. Много ли стоит 8000 рублей за замену сцепления? Или, может быть, это чересчур мало?

От чего зависят нормы времени на ремонт автомобилей

Норма времени ремонта автомобилей изменяется в зависимости от: производителя машины, модели, износа самого автомобиля – в небольших диапазонах.

Для организаций и юридических лиц нормативы трудоемкости работы корректируются в зависимости от количества обслуживаемых и проверяемых автомобилей на предприятии.

Главным примером жесткости является добавление так называемой диагностики автомобиля в случае ремонта. Когда клиент приезжает, чтобы устранить источник стука в подвеске или причину дергания двигателя, задача мастерской состоит в том, чтобы найти источник проблемы. Для ремонта механик не должен добавлять нормо-часы в расходы на диагностику, так как это является неотъемлемой частью ремонта. За диагностику по нормо-часам мастерская может пожелать заплатить, когда клиент прибывает с просьбой проверить дефект, но без непосредственно ремонта.

Как составляются нормы времени на капитальный ремонт авто

Нормы технического обслуживания и ремонта автомобиля включают:

  • Обслуживание рабочего места
  • Оперативное время
  • Получение материалов и инструментов
  • Подготовительно-заключительную работу
  • Время на отдых и личные надобности.

Все это в суммарном варианте дает норму времени ремонта автомобиля.

Сборник норм времени на ремонт автомобилей

На сайте ETLIB находится удобный сервис для определения норма-часов для нужной марки и модели автомобиля. Основные базовые сведения норма-часов на ремонт автомобиля представлены в удобном и доступном формате далее.

Нормочас технического обслуживания для легковых автомобилей

  • Проверить действие приборов звукового сигнала, отмывание стекла, отопление и освещение – 0,08
  • Замерить контрольный расход топлива – 0,25
  • Проверить коробку передач под нагрузкой – 0,05
  • Произвести уборку салона – 0,30
  • Проверить состояния двигателя, смазки и охлаждения – 0,35
  • Полная мойка всего автомобиля – 0,80
  • Проверить работу системы сжигания – 0,32

На основание анализа было установлено, что процент надбавки к оперативному времени составляет 12 норма-часов.

Процент надбавки к ремонту грузовых автомобилей

Укрупненные нормы времени на ремонт автомобиля составляют:

  • Снятие или установка агрегатов, узлов и деталей (нормы времени на ремонт двигателя) – 15,1
  • Ремонт электрооборудования – 12,0
  • Малярные работы – 14,0
  • Ремонт газовой аппаратуры – 12,0
  • Шиномонтажные работы – 12,0
  • Слесарные работы по ремонту приборов, системы питания, двигателя автомобиля – 12,0
  • Обработка деталей в механическом цехе – 12,8

Нормы времени ремонта автомобилей для легковых моделей без учета надбавок

  • Снять и установить топливный бак – 0,36
  • Работы с глушителем/приемной трубкой/коробкой передач- 0,92
  • Установка радиатора – 0,52
  • Установка водного насоса – 0,64
  • Заменить шланг – 0,25

Норма времени для ремонта грузовых автомобилей отличается, потому что требует больших затрат:

  • Снять и установить двигатель – 4,20
  • Заменить механизм вращения клапана – 0,29
  • Снять и установить карбюратор – 0,42
  • Работа со сцеплением – 1,10
  • Работа с головкой цилиндра двигателя – 0,25.

Для расчета стоимости ремонта по нормо-часам, на помощь приходят сервисные программы, каталоги с деталями и т.д. Вы можете узнать, сколько времени предусмотрено на выполнение данной операции. Тогда, по крайней мере, теоретически, достаточно умножить время на собственную ставку нормо-часов, и мы получим стоимость услуги.

Это только теоретически, на практике все выглядит немного иначе — в каталоге операций нормо-часы предусмотрены на новый автомобиль. На самом деле, в случае многих поломок есть заметки о «трудном случае», но дополнительного регламентного полчаса часто недостаточно, чтобы мастер мог справиться с приржавевшими винтами.

Регламентные нормо-часы — это всего лишь подсказка для механика, сколько потребуется времени на выполнение конкретного ремонта.

Пример нормы времени на ремонт автомобиля

Представленные ремонты или рабочие часы не имеют обязательного выполнения мастерскими — автосервис не обязан даже знать такие стандарты и, конечно, не должен их соблюдать.

Многие действия легко срываются (даже если они утверждают, что предусмотрены только в новой машине). Более высокие трудозатраты часто лежат в интересах самих клиентов. Например, Zafira B с двигателем 1,7 CDTI. Теоретически операция замены турбины длится 2 часа. 48 мин по нормо-часам. Будет трудно уложиться в этот лимит времени даже опытному мастеру, потому что создатели каталога не включили некоторые дополнительные операции, необходимые для: демонтажа компрессора кондиционера (к счастью, без необходимости опорожнять систему, просто отодвиньте компрессор от блока двигателя), тепловых щитков, датчика температуры. Весь элемент демонтирован — с выпускным коллектором и катализатором, который необходимо демонтировать.

Кроме того, помните, что ремонт по нормочасам речь идет об обмене компонентами — вынимания старой турбины, и установки новой. Если старую турбину клиент попросил восстановить, то нормочасов на ремонт автомобиля потребуется еще дольше. Кроме того, существует проблема занимаемого положения, толкания автомобиля по сервису и т.д. Именно поэтому услуги в этой модели учитывают не 4760 рублей (как это следует из оценки стоимости по нормо-часам ремонта авто), а около 11 000 рублей — и это не так уж много, зато учитывается весь фронт выполняемого ремонта!

Стоимость нормочаса на ремонт автомобилей является одним из ключевых показателей, влияющих на ценовую привлекательность СТО для клиентов и на прибыльность работы автосервиса. Настоящая статья раскрывает объективные механизмы формирования цен на услуги. Изложенная информация предназначена, прежде всего, для специалистов, занимающихся вопросами ценообразования в сервисе, а так же познавательна для широкого круга интересующихся этой темой автолюбителей.

Основы ценообразования на услуги автосервиса

Базовый механизм формирования стоимости услуг в хорошо организованном автосервисе прост: установленная применяемым справочником на конкретную сервисную операцию норма времени умножается на утвержденную стоимость нормочаса.

Нормы времени устанавливает производитель автомобиля, с учетом конструктивных особенностей отдельных моделей машин собственного производства. Такая информация доступна дилерским станциям и авторизованным СТО напрямую от автопроизводителя. Применение единых норм времени и технологии работ призвано гарантировать клиентам обслуживание в любом официальном сервисе по одному стандарту.

Стоит отметить, что иногда официальные дилеры в своем программном обеспечении системно или их сотрудники при оформлении заказов-нарядов индивидуально корректируют установленные автопроизводителем нормы, чтобы таким образом исправить явные ошибки справочника или увеличить свой заработок.

Независимые СТО находятся в более сложном положении: у них гораздо шире разнообразие обслуживаемых машин, конструктивные особенности которых предопределяют разницу в продолжительности однотипных работ. К тому же независимым станциям без прямого контакта с автопроизводителями зачастую просто нереально получить разнообразные нормы времени и поддерживать в этой части свою базу данных в актуальном состоянии. Они чаще всего определяют свои расценки на работы с оглядкой на средние сложившиеся цены у прямых конкурентов, либо опираются на накопленный ранее собственный опыт - создают свой справочник базовых норм, которые берут лишь за основу, предлагая клиентам при этом доплачивать «по факту», в зависимости от реальной продолжительности работ на конкретном автомобиле. Разумеется, иногда контактный персонал таких СТО использует возможности «схитрить» в свою пользу, когда понимает, что взаимодействуют с не очень осведомленным автолюбителем. Официальные дилерские станции и авторизованные сервисы в этой части более предсказуемы, ибо связаны обязательствами перед автопроизводителем применять единые нормы времени. «Хитрости» в их работе тоже можно встретить, но они скорее исключение, чем правило.

Дифференциация стоимости нормочаса на ремонт автомобилей

Стоимость нормочаса на ремонт автомобилей утверждается руководителем компании или директором сервиса. Крайне редко применяется одно значение – чаще всего речь идет о дифференцированном ценообразовании. Так, например, официальный дилерский центр может оперировать следующими позициями стоимости нормочаса на ремонт автомобилей и их обслуживание:

    на ТО (техническое обслуживание) для автомобилей в гарантийном периоде;

    на ТР (текущий ремонт) для автомобилей в гарантийном периоде;

    на ТО и ТР в постгарантийном периоде;

    на автомобили непрофильных марок;

    на автомобили сотрудников компании;

    на услуги шиномонтажного поста и поста мойки;

    для внутрикорпоративных взаиморасчетов с компаниями одной группы;

    на некоммерческие внутренние работы, выполняемые за счет самой компании для собственных нужд (мойка своих тестовых автомобилей и т.п.).

Стоимость нормочаса в автосервисе на техническое обслуживание гарантийных машин, разумеется, является максимальным среди остальных. Логика такой ценовой политики проста: автовладелец «привязан» к дилерскому сервису заводской гарантией и терпит из-за этого высокие расценки.

Стоимость нормочаса на ремонт автомобилей в гарантийном периоде (текущий ремонт) чаще устанавливается в пониженном размере, так как в этой части официальный сервис уже чувствует конкуренцию независимых СТО. Замену тормозных колодок и другие работы, не входящие в ТО по регламенту и не попадающие под бесплатные для клиента работы по гарантии, автовладелец может сделать в альтернативном сервисе по более привлекательным ценам.

Стоимость нормочаса на ремонт автомобилей и их ТО в официальном дилерском центре при выходе автомобиля за гарантийный период снижается, как правило, кардинально. Владелец теряет возможности бесплатного устранения неисправностей в рамках гарантийной поддержки автопроизводителя и у него теряется мотивация платить по высоким тарифам. Практически все официальные дилеры на это вынужденно реагируют, чтобы удержать клиента у себя. Те же самые работы с тем же качеством по возрастному автомобилю сделают по расценкам примерно в полтора-два раза ниже тех, которые применялись в гарантийном периоде. Важным обстоятельством является так же и то, что зачастую за это время автомобиль переходит к новому владельцу. Второй, третий и последующие автовладельцы рассматривают обслуживание в любом месте (вплоть до гаража частного механика) и менее всего склонны тратить на сервис у дилера столько же средств, сколько и покупатель нового автомобиля, стремящийся сохранить гарантию автопроизводителя в первые годы владения. Специализированная на определенной марке автомобилей СТО, особенно в составе дилерского центра, может спокойно держать цены для машин в послегарантийном периоде эксплуатации чуть выше, чем альтернативные сервисы. Базируется такая возможность на том, что немалая часть обеспеченных клиентов готова доплачивать эту небольшую разницу за компетенцию исполнителей, меньшие риски и сопутствующее клиентское обслуживание по более высокому уровню. Особенно это актуально для владельцев автомобилей брендов, которые относятся к сегментам High-middle (выше среднего), Premium и Lux.

Стоимость нормочаса на ремонт автомобилей в автосервисе официального дилерского центра на автомобили непрофильных марок либо немногим меньше, чем на автомобили «своего» бренда в послегарантийном периоде, либо выше. Первый случай свидетельствует о заинтересованности руководства обеспечить центру и персоналу любой дополнительный заработок. Второй случай демонстрирует противоположную политику, так как руководство не хочет оказывать низкодоходные услуги по тем или иным соображениям.

Например, высокие «заградительные» цены на сервис непрофильных автомобилей могут быть установлены в официальных дилерских автоцентрах премиальных брендов, чтобы ограничить обслуживание автомобилей массового бренда и не нарушать ауру исключительности для своих основных клиентов. К тому же, работа с машинами, на которые нет доступа к технической информации и утвержденным способам ремонта, сопряжена с повышенным риском ошибок и последующей ответственности. Да и дорогостоящее оборудование изнашивается, не принося достаточного уровня прибыли на вложенные в него денежные средства. Такой ценовой стратегии могут придерживаться дилеры, загрузка сервисной станции которых автомобилями профильного премиального бренда достаточна для прибыльной деятельности.

Стоимость нормочаса на ремонт автомобилей компании (внутренние работы) и для внутрикорпоративных клиентов (автомобили компаний своей группы) зависит от политики руководства с учетом действующей разницы в налогообложении компаний и некоторых других факторов. Например, при работе автосервиса на упрощенной системе налогообложения выгоднее компании того же собственника, но работающей на общем режиме налогообложения, оказывать услуги по завышенной стоимости. Однако есть и риски претензий со стороны налоговых органов по такой «оптимизации» с серьезными последствиями.

Какие есть ключевые ориентиры для принятия решения о стоимости нормочаса на ремонт автомобилей? Прежде всего, руководствуются двумя факторами: для клиентов сервиса на платные услуги руководствуются сложившимся ценообразованием у прямых конкурентов в своем сегменте рынка, а для установления минимальных расценок для внутренних работ и обслуживанию автомобилей сотрудников отталкиваются от прямых расходов на оплату труда механиков.

При расчете стоимости нормочаса на ремонт автомобилей к установленному тарифу оплаты туда механика за каждый проданный норма-час следует добавить еще резерв на отпускные и больничные расходы. При базовой продолжительности ежегодного отпуска в 28 календарных дней и преимущественно мужском составе работников резерв можно посчитать в размере ориентировочно 12% (отношение количества отпускных дней к рабочим за год). На все это необходимо добавить 30,4% для покрытия расходов на выплату единого социального налога (ЕСН) и отчислений «на травматизм». Стоит так же добавить некоторую сумму на покрытие ряда прямо сопутствующих расходов, к которым, как минимум, следует отнести:

    сумма на оплату услуг банка за перечисление заработной платы сотруднику и налогов по действующим тарифам банка на расчетно-кассовое обслуживание;

    сумму на износ спецодежды, на полагающиеся по действующему законодательству механику моющие и чистящие средства, на ветошь и прочие материалы, не включаемые в заказ-наряд для оплаты клиентом;

    сумму на износ инструмента (определяется расчетным путем способом деления затрат на списанный инструмент за длительный период (например, год или даже два-три года) и количество закрытых «коммерческих» норма-часов за этот же период;

    некоторые другие, в соответствие с политикой руководства и бухгалтерии.

Имея исходную информацию можно произвести не самые сложные, но важные вычисления.

Пример расчета стоимости нормочаса на ремонт автомобилей

Рассмотрим пример расчета стоимости нормочаса на ремонт автомобилей 2018 года в легковом сегменте. Так, предположим:

    300 рублей – тариф начисления заработной платы механику за каждый закрытый по заказам-нарядам норма-час (из них 261 непосредственно выплачивается механику, а 39 рублей составляет налог на доходы физических лиц и подлежит уплате в бюджет);

    45 рублей - тариф начисления заработной платы мастеру-приемщику (за оформление документов и решение других вопросов);

    15 рублей - тариф начисления премии к заработной плате мастера цеха (за технологическое сопровождение работ и выходной контроль качества);

    43,2 рубля - резерв на отпускные и больничные;

    122,57 рубля – ЕСН и травматизм;

    30 рублей – сопутствующие расходы;

Итого получается чуть менее 556 рублей прямых расходов на оплату труда непосредственных исполнителей и прямых сопутствующих расходов.

Теперь стоит учесть налогообложение деятельности по оказанию сервисных услуг. Например, на общем режиме налогообложения необходимо прибавить налог на добавленную стоимость (НДС) по действующей ставке. Чаще всего в настоящее время услуги сервиса идут без НДС по упрощенной системе налогообложения (УСН). В самом простом для расчета варианте это налог 6% от валового дохода без учета затрат. То есть, полученная нами расчетом сумма прямых затрат должна составлять не менее 94% от установленной стоимости за час оплачиваемого времени. Минимальная стоимость нормочаса на ремонт автомобилей по приведенному нами примеру должна составить 556 / 0,94 = 591,5 рубль. При взятом для примера тарифе оплаты труда механика это самый минимум, который не учитывает расчеты амортизации основных средств (прежде всего - оборудования СТО), затрат на электроэнергию в ремонтной зоне и прочих цеховых расходов.

При расчете полной стоимости нормочаса на ремонт автомобилей учитываются не только прямые расходы на механика и цеховые расходы, но и все затраты компании, включая управленческие расходы, проценты по кредитам на организацию и развитие бизнеса и т.п.

По общему правилу расчет затрат на 1 норма-час производится путем деления начисленных по бухгалтерскому учету соответствующих затрат на количество коммерческих норма-часов, закрытых за тот же отчетный период. Для расчета лучше брать год, что позволяет учесть сезонные колебания уровня расходов и объемов работ. Таким же способом можно посчитать практически любые иные расходы, приходящиеся на один час оказываемых услуг.

Существенный вклад в себестоимость услуг СТО вносит аренда помещения или учет инвестиций в строительство и оборудование. Возьмем, для примера, что аренда подходящего помещения под небольшой частный сервис на несколько постов обойдется, по самым скромный подсчетам, ориентировочно в 300 000 рублей за месяц. При закрытии 1000 норма-часов ежемесячно в среднем по году, на каждый из них придется 300 рублей уплачиваемой аренды. Кроме этого есть еще затраты по отоплению, освещению и содержанию помещения и прилежащей территории, вывозу мусора, оплате услуг связи и т.п. Компания так же несет расходы на управление, кадровое делопроизводство и бухгалтерский учет. В стоимости нормочаса на ремонт автомобилей так же должен быть учтен интерес собственника бизнеса.

Продолжим расчет по приведенному нами выше примеру:

    556 рублей – расходы на оплату труда с налогами по основному персоналу;

    300 рублей – расходы на аренду помещения и прилегающей территории;

    50 рублей – расходы на содержание;

    100 рублей – расходы на управление;

    150 рублей – интерес собственника.

Получилось в сумме 1156 рублей. С учетом УСН 6% стоимость нормочаса для клиентов должна составлять в среднем не менее 1230 рублей после учета всех предоставленных скидок. Стоимость норма-часа в приведенном примере может быть назначена и немногим менее при условии, что часть необходимых расходов и интереса собственника покрываются получением прибыли от реализации запчастей и расходных материалов.

Сложнее всего официальным дилерам автомобильных брендов. Строительство и оснащение сервиса в составе дилерского центра с оборудованием по всем стандартам обходится им в десятки, а то и сотни миллионов рублей. При этом автопроизводитель требует от дилера нести значительные операционные текущие затраты по установленным стандартам обслуживания. Все это ложится весьма солидным дополнением затрат в себестоимость оказываемых сервисных услуг.

Стоит отметить, что подробная калькуляция стоимости нормочаса на ремонт автомобилей составляется в настоящее время редко, так как требует работы квалифицированной работы экономиста или опытного бухгалтера с дополнительными компетенциями в области ценообразования. Многие ориентируются только на уже сложившиеся на местном рынке цены.

Таблица стоимости нормочаса на ремонт автомобилей

Таблица стоимости нормочаса на ремонт автомобилей в автосервисе 2018 года, для примера:

    на внутренние работы (обслуживание собственного автопарка) – 500-600 рублей;

    для сотрудников автоцентра – от 600 до 1000 рублей, в зависимости от проводимой внутрифирменной политики;

    на техническое обслуживание (ТО) в гарантийном периоде: для массовых брендов бюджетного и среднего уровня – 1200-1500 рублей, для брендов верхнего сегмента среднего уровня (high middle, например, Тойота, Фольксваген, Хонда) – от 1500 до 1800 рублей, для премиальных брендов – от 2700 до 3500 рублей;

    на обслуживание автомобилей в послегарантийный период – от 1200 до 2000 рублей в зависимости от престижности бренда и возраста самой машины (например, для автомобилей премиального бренда свыше 3-х и до 5-ти лет – 1800-2000 рублей, а старше 5-ти лет – 1200-1300 рублей).

Всегда ли стоимость нормочаса на ремонт автомобилей применяется корректно? Нет, не всегда. На некоторые высококонкурентные виды работ может быть установлена фиксированная пониженная стоимость. Это актуально для услуг шиномонтажа и мойки в дилерских центрах. Точечное снижение может применяться и для отдельных работ, которые принято считать «ценовыми маячками». Цены на такие работы клиенты спрашивают часто и по ним, в основном, они судят об уровне цен в сервисе – замена масла в двигателе, замена тормозных колодок и тому подобные. К тому же, некоторым клиентам может быть установлена дополнительна скидка от собственника или уполномоченного операционного руководителя. В дополнение к этому, в зависимости от адекватности количества норма-часов по справочнику на отдельные работы и эластичности реакции клиентов сервиса на конечную стоимость, администрация СТО может вводить отдельные корректировки. Некоторые автопроизводители проводят политику единых цен на ТО, которые, при сопоставлении со справочной нормой времени и стоимостью норма-часа у конкретного официального дилера, так же могут дать расхождение. Стоит еще раз напомнить, что многие частные гаражные и некрупные независимые автосервисы в своем ценообразовании интуитивно ориентируются на конкурентное окружение и собственное понимание соотношения «цена-качество» на оказываемые ими услуги.

Средняя стоимость нормочаса на ремонт автомобилей

Средняя стоимость нормочаса на ремонт автомобилей отражает конечный результат совокупности оказываемых по разной стоимости услуг. Она определяется делением стоимости услуг на количество норма-часов по закрытым заказам-нарядам за выбранный период.

Падение значения средней стоимости нормочаса на ремонт автомобилей могут предопределять следующие основные причины:

    увеличение доли работ по низкой стоимости - например, рост послегарантийного ремонта при стабилизации или сокращении объемов ТО по машинам, находящимся в гарантийном периоде;

    снижение стоимости норма-часа;

    расширение практики дополнительных скидок на стоимость работ.

Увеличение средней стоимости нормочаса на ремонт автомобилей определяется причинами противоположного действия.

Приведем несложный пример для иллюстрации. По СТО закрыто 900 норма-часов по установленным расценкам 1200 рублей без скидок. Еще 100 норма-часов закрыто по 1000 рублей, т.е. со скидкой. Выручка всего составляет 1180 000 рублей, а средняя стоимость нормочаса - 1180 рубля.

Исследование динамики объемов и средней стоимости нормочаса на ремонт автомобилей раздельно по видам ремонтов или категориям клиентов позволит локализовать фактор поведения итоговых показателей оказываемых услуг. Глубокий структурированный анализ полезно делать для коммерческих и внутрифирменных объемов услуг раздельно. Нередко стабильный от периода к периоду средний нормочас на ремонт автомобилей скрывает негативные события, которые требуют вмешательства, или наоборот, нивелирует положительные результаты целенаправленных усилий персонала в каких-то значимых направлениях за счет действия других причин.

Заключение

Стоимость нормочаса на ремонт автомобилей требует корректного квалифицированного и не очень сложного расчета, который позволит осознанно выбирать ключевые контрольные точки в своей ценовой политике и правильно понимать причинно-следственные связи в прибыльности или убыточности автосервиса. Результаты расчета следует внимательно сверить со сложившимися на данном рынке ценами по прямым и потенциальным конкурентам и держать на контроле реакцию клиентов. Это необходимо для поиска оптимального соотношения «цена-качество» на оказываемые услуги и прибыльной работы автосервиса.

В процессе планирования своей деятельности предприятие учитывает различные факторы и показатели. При этом их количество напрямую зависит от организации. Так, например, компании, занимающиеся выпуском какой-либо продукции или оказывающие разнообразные услуги, включают в бизнес-план на порядок больше показателей, чем другие предприятия. Одним из самых главных является нормо-час. Этот показатель лежит в основе трудоемкости продукции, которая установлена нормативно, имеет непосредственную связь с объемом выпускаемого товара. Кроме того, он находится в тесном взаимодействии с производительностью труда.

Нормо-час - показатель, характеризующий количество времени, необходимое для выполнения какой-либо работы, оказания услуги или выпуска единицы продукции. При этом величина его ограничена нормативными рамками. Стоит отметить, что данный показатель оказывает влияние на товара и, как следствие, на объем выручки и чистой прибыли.

Происходит с использованием такого известного индекса, как валовое количество рабочих часов. Этот показатель можно определить следующим способом: количество работников организации, занятых в производстве определенного вида продукции, умножается на количество рабочего времени. Однако полученный результат не может являться нормативом для определения такой величины, как объясняется тем, что данные человеко-часы не были использованы с равными интенсивными усилиями.

Следует понимать, что определенное количество времени было потрачено на регламентированные и нерегламентированные перерывы. В зависимости от вида деятельности предприятия количество минут отдыха устанавливается в соответствии с нормативными документами. Поэтому из общего количества человеко-часов необходимо вычесть величину данного показателя.

Кроме этого, существуют также простои, прогулы и нетрудоспособность. В соответствии с различными формами статистической отчетности данное количество времени также можно подсчитать и вычесть его величину из рассчитанной суммы человеко-часов. Следует также учитывать и еще некоторые показатели. Не стоит забывать о времени на подготовку к работе, а также на завершение рабочего процесса и приведение рабочего места в порядок. Зная данные показатели и эффективность работы людей, можно рассчитать такую величину, как нормо-час.

Рассмотрим пример. На производстве изделия задействовано 5 человек. Количество рабочих часов каждого из них равняется 8. По регламенту у каждого работника есть законный перерыв на обед - 1 час, и два небольших перерыва по 10 минут. Кроме того, в начале рабочего дня для приведения своего места в рабочее состояние, и в конце смены для уборки его отводится 10 минут, т. е. в сумме - 20 минут. За март месяц ни один из работников не брал отгулов, никто не болел, и никаких простоев также не случалось. Эффективность производственного процесса составляет 115 %. Стоимость нормо-часа - 2000 руб. Рассчитать и определить их денежное значение.

Валовое количество человеко-часов равняется:

5 человек*8 часов*20 дней = 800 человеко-часов.

Количество времени на регламентированные перерывы, обед, подготовку рабочего места:

10 минут + 10 минут + 1 час + 10 минут + 10 минут = 1 час 40 минут или 1,67 часа

Количество неиспользуемого при производстве времени равняется:

5 человек * 20 дней * 1,67 часа = 167 человеко-часов в месяц

Прочие простои отсутствуют, поэтому количество нормо-часов будет равно:

800 чел/час - 167 чел/час = 633 чел/часа

При этом работники используют свое время с большей эффективностью, т.е. 633 чел/часа превращается в:

633 чел/часа * 115% = 727,95 чел/часа - это и есть искомое количество нормо-часов.

При этом их стоимость составляет:

727,95 чел/часа * 2000 руб. = 1 455 900 руб.

Выпуская машины, автопроизводители заранее думают о том, как будет осуществляться гарантийное и послегарантийное обслуживание транспортных средств. СТО обеспечиваются всеми необходимыми материалами для ремонта – начиная от специальных ключей и заканчивая исчерпывающей спецификацией по всем видам работ. Благодаря этому техники не должны «догадываться», как выполнять ту или иную операцию. Необходимо всего-навсего придерживаться предложенной спецификации.

Производители автомобилей декларируют так называемые автонормы, или нормы времени.

Это время, которое техник затратит на одну операцию обслуживания, ремонта или восстановления.

Что такое нормативы

Регламентированные производителем нормативы – это синоним трудоемкости работ. Они отвечают на два вопроса: что делать? и сколько на это нужно времени? Автонормы структурируются каждым производителем по-разному. Одна и та же операция может быть разбита на несколько подопераций.

Вот пример: норматив «Подшипники колеса передней оси» для Iveco 30.10C Combi Daily, 1996-00 означает операцию снятия-установки с двух сторон. Та же автонорма, но для Honda Civic 5dr, 1991-96, подразумевает, что каждую из сторон нужно считать отдельно.


Стоимость одного нормо-часа

Затраты на выполнение определенной операции по ремонту (обслуживанию) выражаются в нормо-часах. Эта величина не тождественна астрономическому часу. К нормативу привязывают цену и получают примерную стоимость ремонта, которую и называют заказчику.

Следует отметить, что заявленное производителем значение нормо-часа вообще говоря, отличается от реального. Причина банальна: для того, чтобы повторить значение норматива, нужно воссоздать идеальные условия «эксперимента»: заранее подготовить специнструмент, распланировать свою работу и «запустить секундомер».

Затраченное на выполнение определенной операции время увеличивают непредвиденные обстоятельства: то мазута растеклась, то гайка прикипела, нужно вытирать и т. д. Все это, естественно, не было учтено производителем автомобиля.

Однако СТО при определении цены и владельцам авто при планировании своих расходов нужно от чего-то отталкиваться. Общепринятой «точкой отсчета» как раз и является нормо-час.

Его стоимость зависит от следующих факторов:

  • Вида работ (покраска, ремонт агрегатов, арматурные, электромонтажные, слесарно-механические).
  • Марки автомобиля. Так, цена нормо-часа для Daewoo в среднем составляет 650 рублей, а для Bugatti – 7700 руб.
  • Доли станции технического обслуживания в стоимости работы мастера.

В интернете можно найти формулу для расчета времени, необходимого для ремонта машины, ее узла или агрегата:

Разберемся с каждым обозначением в этой формуле.

  • Нвр – норма времени на осуществление операции рабочим, исчисляется в человеко-часах;
  • Топ – оперативное время, выражается в человеко-часах;
  • пз – время, необходимое для подготовки рабочего места и выполнение заключительных работ;
  • об – временные затраты на обслуживание рабочего места;
  • от – отдых и личные потребности рабочего.

Бесплатные и платные программы

Самостоятельно заниматься расчетами довольно утомительно. Особенно, если у Вас мультибрендовый сервис, и каждый день на ремонт приезжают сотни автомобилей. В этом случае без программного обеспечения не обойтись.

Предлагаем Вам бесплатно . В базе данных программы есть около 1000 автомобилей и свыше 200 тысяч различных нормативов.

Более широкая база данных есть в приложении от компании Auto Soft. В БД есть информация по 100 млн. нормам времени. В программе рассмотрено более 34 тысяч машин 1975-2013 годов выпуска.